«Экологическая тропа - как условие формирования основ экологической культуры у детей дошкольного возраста»
методическая разработка по окружающему миру (подготовительная группа)
Экологическое воспитание дошкольников как обязательный предмет программы ДОУ появился сравнительно недавно, хотя необходимость его существования возникла давно. Во многом, воспитатели следуют в преподавании обще дидактическим принципам в обучении. Это понятно, так как предмет новый и четких методических рекомендаций не создано, не наработана база методов и приемов. Но и само экологическое воспитание дает возможность выработать методические принципы и собственные методы
Наряду с термином «экологическое воспитание» в литературе широко используется термин «экологическая культура». В одних случаях он применяется как синоним первого, в других – формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель, как показатель уровня экологического сознания.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
На протяжении нескольких лет одним из направлений моей работы является ознакомление детей с родной природой, формированием экологической культуры. Эта работа предполагает решение определённых целей и задач.
Цель: обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Все хорошее в людях из детства!
Все хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология и природа стала
Не наукой, а частью души! (А. В. Смирнова)
Экологическое воспитание дошкольников как обязательный предмет программы ДОУ появился сравнительно недавно, хотя необходимость его существования возникла давно. Во многом, воспитатели следуют в преподавании обще дидактическим принципам в обучении. Это понятно, так как предмет новый и четких методических рекомендаций не создано, не наработана база методов и приемов. Но и само экологическое воспитание дает возможность выработать методические принципы и собственные методы
Наряду с термином «экологическое воспитание» в литературе широко используется термин «экологическая культура». В одних случаях он применяется как синоним первого, в других – формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель, как показатель уровня экологического сознания.
Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли.
К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.
Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира; о планете Земля как общем доме людей, об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира.
На протяжении нескольких лет одним из направлений моей работы является ознакомление детей с родной природой, формированием экологической культуры. Эта работа предполагает решение определённых целей и задач.
Цель: обогащение и систематизирование экологических знаний у дошкольников средствами экологической тропы ДОУ.
Реализацию цели обеспечило решение следующих задач.
- Развивать познавательный интерес к миру природы, осознания ребенком себя как части природы, чувства ответственности за ее сохранность.
- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, наблюдений за объектами и явлениями природы.
- Повышать экологическое сознание педагогов, родителей и воспитанников.
- Участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.
- Уточнять, систематизацию и углубление знаний детей о растениях, животных и природных явлениях, о состоянии окружающей среды;
- Формировать знания о жизненных проявлениях всего живого (питание, рост, развитие), развитие интереса к миру природы;
- Воспитывать гуманное отношение ко всему живому, чувство милосердия путем систематического, целенаправленного общения дошкольников с окружающей средой, закладывать основы экологической культуры личности.
Ведущая педагогическая идея моей работы заключается в том, что развитие экологического образования детей старшего дошкольного возраста посредством использования экологической тропы будет осуществляться более эффективно, если в качестве теоретико-методологической основы учитываются как общие, так и национально–региональные условия воспитания; определены структура и содержание основных компонентов экологической культуры дошкольников применительно к малокомплектной ДОО.
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. От них будет зависеть ее судьба. И первые основы экологической культуры должны закладываться в дошкольном детстве.
Этот удивительный мир встречает детей множеством звуков, запахов, тайн и загадок, заставляет смотреть, слушать, думать. Каждая прогулка дает возможность наблюдать, познавать, запоминать. Важно формировать у детей потребность изучения природы. Осуществить эту задачу можно, создавая развивающую среду, в которой ребенок мог бы познавать окружающий мир и самостоятельно делать выводы.
Такую возможность дает экологическая тропа.
Экологическая тропа — это подготовленный выход в природу. Она позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. И если работу на экологической тропинке организовать интересно и содержательно, тогда можно решить многие задачи экологического образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе.
Работа на экологической тропе позволяет решать следующие задачи: воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края, формировать навыки поведения на природе, ЗОЖ, заботы о природе и ее обитателях, расширять знания детей о значении каждого объекта природы, дать представление о взаимосвязи явлений в природе. Развивать эстетические чувства, воображение, внимание.
Дети проводят наблюдение за природой в разные времена года. Чтение сказок и стихов, разучивание пословиц и поговорок, исполнение песен, участие в играх позволяют расширить представление детей о природном окружении, помогают выразить отношение к нему в яркой эмоциональной форме. Хождение по траве босиком, воздушные и солнечные ванны являются одними из главных закаливающих факторов.
При организации работы на экологической тропе используются различные формы: экскурсии, занятия – опыты, занятия - наблюдения («Дуб и клен», «Зимующие птицы», «Кто дружит с елью», «Зачем нужны растения?», опыты «Где прячется воздух?», рисование «Белая береза под моим окном», «Елочка – зеленая иголочка»), наблюдения «Наблюдения за птицами у кормушки», «Царство насекомых», «Лес», экологические игры, конкурсы викторины, праздники.
Целевые прогулки вокруг детского сада, на своем участке, наблюдения за трудом взрослых, старших дошкольников все это расширяет кругозор детей.
Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.
В сочетании с наблюдениями обязательно занимаемся заполнением календаря природы, я считаю, что это важная совместная деятельность, в процессе которой происходит познавательное общение с детьми, обучаю находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые наблюдали, а также понимать символы обозначения. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом.
Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте.
В. А. Сухомлинский говорил о ней так: «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости».
В своей работе с детьми я придаю большое значение игровым технологиям.
Дидактические игры: «Помоги найти маму»; «Большой–маленький»; «Где чей домик?»; «Назови, кто я?»; «Времена года»; «С какого дерева листик»; «Чьи ноги?» сделала своими руками и они мне очень помогают в ознакомлении детей с животными, птицами, явлениями природы.
Словесные игры: «Узнайте по описанию»; «Съедобное – несъедобное»; «Хорошо – плохо»; «Что лишнее?»; «Волшебная палочка»; «Узнай по голосу»; «Кто как кричит?»; «Это кто к нам пришел?» развивают у детей внимание, воображение, повышают знания об окружающем мире.
С помощью игрушек и картинок знакомлю детей с домашними и дикими животными, воспитываю интерес к ним и их детенышам. Для более глубокого изучения этой темы изготовила мини-макеты «Скотный двор» и «Лесная поляна», здесь дети видят разницу жизни домашних и диких животных.
Экологическая тропа расположена по периметру ДОУ, что позволяет всем детям и педагогам групп постоянно наблюдать и общаться с разнообразными объектами живой природы.
Работу в рамках проекта, я проводила регулярно, ненавязчиво, поддерживая интерес детей, их любознательность, осуществляет тесный контакт всех педагогов и воспитанников, работающих по проекту.
К работе по проекту, привлекала родителей, так как данная работа не может осуществляться вне семьи, без ее поддержки и положительного примера.
При написании проекта я следовала следующим педагогическим принципам:
системность; наглядность; доступность; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей; сезонность.
Прежде чем приступить к осуществлению задуманного проекта, для себя я выделила несколько этапов работы:
1.подготовительный
2. основной
3. контрольно – оценочный
Начальным этапом в работе над проектом, для меня было - определение проблемы и разработка стратегии реализации проекта «Экологическая тропа».
Проведя анализ литературы по экологическому воспитанию детей: технологии Н. Н. Кондратьевой - «Мы» программа экологического образования детей («Детство»); С.Н. Николаева «Юный эколог», в том числе программы «Детство» по разделу «Познание» (Развитие кругозора), разработала критерии мониторинга детей старшего дошкольного возраста. Провела диагностику знаний детей по экологии на начальном этапе.
Детально обследовала территорию ДОУ и выделила наиболее интересные для детей объекты:
- Ель красавица
- В гостях у рябинки
- Сосна
- Клен
- Птичий городок
- Белая берёза
- Веселые ледяные фигуры
- Измерение толщины снега
- Зимний огород (на окне в группе)
Разработала маршрут и составила карту-схему, по маршруту экологической тропы.
Составила цикл мероприятий: конспектов занятий, наблюдений, по маршруту экологической тропы.
Остановка
«Ель красавица»
Цель: Показать детям, что разные обстоятельства и люди могут повредить или помочь живой ели.
Посмотрите на это дерево, вы его знаете? Вспомните, как оно называется. (Ёлка)
Ель – хвойное дерево. У ели хвоинки короткие, расположены на веточках поодиночке. Шишки у ели вытянутые. Ель хоть и колючее дерево, но его подстерегают опасности.
Сильный ветер может сломать ствол, ветки. Если мало снега, ель и её корни могут промёрзнуть в холодную зиму. Человек тоже может повредить ели, если задумает спилить к новогоднему празднику. Ели можно помочь: прикопать к стволу снег, чтобы ей было теплее, осторожно стряхнуть снег с веток, чтобы они не сломались.
Остановка
«В гостях у рябинки»
Цель: ознакомление с деревом.
Посмотрите, что это за дерево? Вы узнали его? (Рябина)
Ее ягоды помогают зимой выжить птицам. В народе говорят: «Если много рябины, то зима будет холодная»
Послушайте стихотворение:
Красную ягодку
Мне дала рябина.
Думал я, что сладкую,
А она горчит.
То ли это ягодка
Просто не дозрела,
Толь рябина хитрая
Подшутить хотела?
Вы, наверное, пробовали на вкус плоды рябины? Они горьковатые и кислые, а вот после крепких заморозков раскрасите становится слаще.
Остановка
«Сосна»
Цель: создание условий для наблюдения за хвойными деревьями.
Вот и наша красавица-сосна! Сосна-это одно из самых распространенных деревьев в нашей стране. Это очень неприхотливое к почве дерево. Поэтому она растет практически везде. Посмотрите, у нашей сосны ствол высокий, а лапы ветвей расположены почти наверху. Это потому, что она растет рядом с другими деревьями, а если бы она росла на опушке леса одна, то бы у нее были мощные раскидистые ветви. Происходит это потому, что сосна светолюбивое растение.
- А какие деревья растут по соседству с сосной? Правильно, ели. А давайте сравним сосну и ель. Чем они похожи и чем отличаются?
Остановка
«Клен»
Цель: научить детей различать дерево от кустарника, учить заботиться о них.
А это дерево вы узнали? (Это клен).
Да, правильно, это клен и, когда мы слышим название «клён», представляем себе дерево с большими красиво вырезанными листьями. Из-за острых выступов по краям листьев он называется клён остролистный.
Остановка
«Птичий городок»
Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири.
Цель и задачи: формирования у воспитанников элементов экологической культуры (правильного отношения ребенка к природе, к птицам) и грамотного поведения в природе посредством экологической тропы. Развивать у детей интерес и любовь к природе, формировать умение отображать знания в своих творческих работах полученные знания.
Остановка
«Белая берёза»
Цель: Расширить представления детей об образе берёзы; воспитывать отзывчивость, любовь к природе родного края; расширять и пополнять словарный запас детей.
К какому дереву мы с вами подошли? (К березе)
Конечно, ведь берёзу мы узнаём по белой коре. Других деревьев с такой корой в России нет.
Что видите? Что за чёрточки на стволе? (чёрточки)
Ветви у берёзы толстые или тонкие? (Тонкие)
Россия – край белых берёз. Берёза один из символов России, нашей Родины.
Берёзка – очень нарядное дерево, красивое, её все очень любят, называют белоствольной русской красавицей.
О берёзе написано много стихов.
Остановка
«Веселые ледяные фигуры»
Трудовая деятельность: Постройка фигур из снега на участке.
Цели: учить строить из снега фигуры;
воспитывать дружеские отношения.
Остановка
«Измерение толщины снега»
Цели: знакомить с сезонными изменениями в огороде в зимний период;
воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
Батюшка наш огород!
Поклонюсь тебе с любовью —
Ты корми нас целый год
И капустой и морковью.
Угощай нас кабачком,
Сельдереем и лучком.
Воспитатель задает детям вопросы.
Что изменилось в огороде с приходом зимы? (Все замело снегом.)
Чем является снег для растений? (Одеялом, спасающим в холода и ветра.)
Если много снега в огороде — это плохо или хорошо. (Хорошо, много влаги.)
Ровно ли лежит снег в разных частях огорода? (Нет)
Где больше снега — у здания или в центре? (У зданий)
Почему? (Порывы ветра сдувают снег от центра к зданию.)
Остановка
«Зимний огород (на окне в группе)»
Цель: Продолжать формировать у детей старшего дошкольного возраста интерес к опытно-исследовательской деятельности по выращиванию культурных растений в комнатных условиях.
За окном лежал снег, но мы были готовы к посадке овощных и других культур.
Побеседовав с детьми о том, что такое огород и что на нём растёт, приступили к подготовке емкостей и земли.
Посадили огород,
Посмотрите, что растёт!
Будем мы ухаживать,
Будем поливать,
Будем за росточками
Дружно наблюдать!
Эффективность данной работы в большей степени зависит от положительного примера взрослых. Поэтому данная работа велась в тесном взаимодействии с родителями:
- анкетирование родителей по теме «Экологическое образование в семье», «Насколько вы компетентны в вопросах экологии».
- На информационных стендах для родителей - рекомендации по освоению основ экологической культуры.
- участие в конкурсах и выставках.
- родительские собрания («Воспитание экологической культуры детей дошкольного возраста», «Экология и мы») на которых привлекаем родителей к сотрудничеству по формированию экологической культуры дошкольников.
- консультации «Экологическое воспитание в семье», «В союзе с природой», «Экология и дети», «Грибы», «Весенние прогулки», «Зеленый мир на окошке»
Викторина: Экологическая викторина «Земля – наш общий дом»
Цель: Совершенствование представлений о животном и растительном мире. Воспитание любви к родному краю.
Задачи:
ОО «Познавательное развитие»
1.Систематизировать представления детей об окружающем мире.
2. Формировать целостное представление о живой и неживой природе.
3. Развивать познавательный интерес к миру природы;
4. Развивать дифференцированное восприятие, умение сравнивать, воспитывать в детях умение логически мыслить, правильно формируя выводы.
ОО «Речевое развитие»
1. Развивать связную речь и активный словарь»
ОО «Социально – коммуникативное развитие
1. Совершенствовать способность работать в команде.
2. Воспитывать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувство любви к объектам природы.
Выпуск экологических альбомов «Паспорт деревьев», «Экологический калейдоскоп», «Лесной календарь».
Необходимо привлекать родителей к формирования основ экологической культуры, указывать ее значимость, чтобы формировалась активная родительская позиция, чтобы цели детского сада и родителей были общими.
Только в тесном сотрудничестве детского сада и семьи у детей выработались твердые навыки культурного поведения в природе, дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку.
Для реализации поставленной цели и задач я обратила особое внимание на организацию развивающей предметно-пространственной среды, соблюдая ее принципы в соответствии с ФГОС ДО:
Уголки экологической культуры, в которых имеются
- макеты,
- настольные, дидактические игры,
- игровое оборудование для развития сюжетных игр,
- детская художественная литература,
- картотеки игр.
- комплекты плакатов: ( «Берегите лес», «Экология и мы»).
Диапазон:
представлен системой работы с детьми дошкольного возраста по формированию основ экологической культуры через экологическую тропу:
- единая среда воспитательно - образовательного процесса;
- создание развивающей предметно-пространственной среды группы;
- сотрудничество с семьями воспитанников.
Новизна:
Опыт является синтезом уже существующих подходов к формированию основ экологической культуры дошкольников.
Разработаны:
Система занятий по познавательному развитию, система использования экологической тропы.
Разработанная система работы по формированию основ экологической культуры дошкольников средствами дидактических игр доступна и является эффективным средством.
Нами был проведен мониторинг для определения результативности проведённой работы.
Критерии;
1 - формирование экологических знаний;
2 - овладение познавательными умениями, соответствующими содержанию экологических знаний;
3 - формирование отношения к природе и характер этого отношения (познавательное, эмоционально-эстетическое или гуманистическое);
4 - умение выполнять условия экологических игр.
Анализ мониторинга в конце учебного года показал следующие результаты:
- у детей устойчивое субъективное познавательное отношение к миру природы;
- знания носят систематизированный обобщенный характер;
- проявляют устойчивую потребность в самостоятельном выполнении познавательного задания, демонстрирует умение самостоятельно строить модель;
- активно используют модели для установления взаимосвязей и взаимозависимостей в природе; проявляют способность выполнять творческие задания с опорой на модель.
- принимают активное участие в трудовой деятельности.
- любознательны, эмоциональны, бережливы, проявляют сочувствие, сопереживание к объектам природы.
Планомерная и систематическая работа взрослых с детьми, направленная на формирование основ экологической культуры является важным условием подготовки ребенка к безопасному существованию в окружающей среде и носит профилактический характер. Значит, она должна проводиться всегда, постоянно, внедряться в различные виды познавательной деятельности детей, а не время от времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ правовой культуры у детей дошкольного возраста
В данной работе я представляю работу по формированию у детей дошкольного возраста основ правовой культуры....
Формирование основ национальной культуры у детей дошкольного возраста через обычаи и традиции татарского народа
В помощь воспитателю детского сада, работающему в дошкольных учреждениях комбинированного вида, а именно с детьми, имеющими нарушения речи....
Народные подвижные игры в формировании основ национальной культуры у детей дошкольного возраста
В нашей стране повсеместно и неуклонно происходит возрождение древней культуры всех народов, населяющих нашу страну, развиваются и совершенствуются национальные традиции в искусстве и литературе, соде...
Организация экологической тропинки как средства формирования знаний о природе у детей дошкольного возраста.
Окружающая природа-неизменный источник знаний для детей дошкольного возраста. Наблюдения в природе знакомят ребенка с жизнью птиц, насекомых и растений. На прогулках дети узнают тех, кто живет совсем ...
Сообщение на тему: «Формирование основ художественной культуры у детей дошкольного возраста».
Детский сад призван осуществлять всестороннее развитие детей дошкольного возраста. Значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие. Педагоги дошкольных учреждени...
«Формирование основ экономической культуры у детей дошкольного возраста посредством разнообразной детской деятельности» «Путешествие в страну Экономика»
Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в социальной жизни общества....
Использование игровых технологий при формировании основ финансовой культуры у детей дошкольного возраста
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дош...