«Обеспечение преемственности между ДОО и начальной школой в физическом развитии детей»
статья (подготовительная группа)
При переходе в школу меняется образ жизни ребенка, его социальная позиция, которая требует умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, ребенок должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, достаточным объемом навыков при выполнении обще-развивающих упражнений, умением сохранять правильную осанку. Поэтому прежде всего, надо, чтобы ребенок был физически готов к смене образа жизни и занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_pro_preemstvennost.docx | 22.57 КБ |
Предварительный просмотр:
«Обеспечение преемственности между ДОО и начальной школой в физическом развитии детей»
Введение.
Детский сад и школа –два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении по физическому развитию во многом зависят от развития физических качеств и двигательных умений, физической подготовленности, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития познавательных интересов и познавательной активности ребенка, т.е. от развития умственных способностей ребенка. Завершение дошкольного периода и поступление в школу - сложный и ответственный этап в жизни ребенка. При переходе в школу меняется образ жизни ребенка, его социальная позиция, которая требует умений самостоятельно и ответственно выполнять учебные обязанности, ребенок должен обладать крепким здоровьем, хорошим физическим развитием, достаточным объемом навыков при выполнении обще-развивающих упражнений, умением сохранять правильную осанку. Поэтому прежде всего, надо, чтобы ребенок был физически готов к смене образа жизни и занятий. Физическая готовность предполагает: общее крепкое здоровье, низкую утомляемость, достаточную работоспособность и выносливость. Ослабленные дети часто болеют, у них быстро наступает утомляемость, вследствие чего резко падает работоспособность, что негативно отражается на качестве обучения и состоянии здоровья ребенка. Поэтому нам, воспитателям крайне важно следить за физическим развитием детей и поддерживать его необходимый и достаточный для предстоящей учебной деятельности уровень.
Опыт работы с детьми дошкольного возраста показывает, что не все поступившие в школу дети легко приспосабливаются к образовательной обстановке. Ослабленные дети часто болеют, у них быстро наступает утомляемость, вследствие чего резко падает работоспособность, что негативно отражается на качестве образования и состоянии здоровья. Существенную трудность для первоклассников представляют уроки, требующие длительного внимания, особенную трудность составляет статическая нагрузка и малоподвижность в ходе урока. Первоклассникам явно недостает эффективных физических нагрузок, смены умственного труда физическим.
В процессе подготовки ребенка к обучению в школе, значительный эффект может быть достигнут за счет целенаправленных занятий физическими упражнениями.
Исключительно важным для сохранения здоровья детей, поступивших в 1-й класс, является режим двигательной активности. Следует отметить, что включение различных форм физической рекреации в режим жизнедеятельности ребенка еще в большей степени, чем уроки физкультуры, способствует быстрой и легкой адаптации его к новой социальной среде.
Физической рекреации присущи и высокий уровень двигательной активности, и игровой характер, и свобода выбора действий и партнера, и положительный эмоциональный фон. Свобода выбора двигательной деятельности дает возможность ребенку проявить свои склонности и, таким образом, получить психологическое удовлетворение, помимо удовлетворения естественной потребности в движении. Занятия физическими упражнениями, как правило, очень эмоциональны. Отсутствие регламентации предполагает участие ребенка только в тех играх, которые он выбирает по собственному желанию и которые доставляют ему радость.
Аналитическая часть.
Одним из условий успешной подготовки ребенка к школе является физическая готовность ребенка к обучению. Поэтому свою работу педагоги нашего ДОО строят в режиме инноваций. Вся работа направлена на выполнение единой цели - сохранение и укрепление здоровья воспитанников, приобщение к систематическим занятиям физической культурой, развитие индивидуальных и физических способностей, обеспечивающих интеллектуальное и психологическое благополучие, формирование навыка ЗОЖ средствами современных здоровьесберегающих образовательных технологий. Планируя свою деятельность, я стремлюсь охватить все направления развития (образовательные области) детей. Активно внедряю в практику здоровьесберегающие и инновационные технологии:
- индивидуально-личностный подход на основе мониторинга состояния здоровья
- физического развития;
- двигательной активности;
- физической подготовленности;
- индивидуальных и интеллектуальных способностей и особенностей развития;
- гендерное обучение;
- с дозированием нагрузки и темпов прироста;
- технической подготовленности;
- маршрут индивидуального сопровождения;
- здоровьесберегающие технологии, которые являются самыми значимыми из всех технологий по степени влияния на здоровье детей т.к. основаны на возрастных особенностях.
Цель – обеспечение детей возможности сохранения здоровья за период обучения в детском саду, формирование необходимых знаний, навыков ведения здорового образа жизни; обучение использованию полученных знаний в повседневной жизни; укрепление и сохранение здоровья, что является основой для дальнейшего обучения в школе (дыхательная гимнастика, фитбол, оздоровительный бег, пальчиковая, гимнастика); личностно-ориентированного подхода, который применяю в группах для каждого ребенка.
Основной задачей является стимуляция детей, чтобы они не останавливались на достигнутом, а делали постоянные попытки продвижения вперёд.
Для реализации такого подхода в обучении используем:
- базовое физическое воспитание;
- оздоровительную физическую подготовку;
- спортивную тренировку;
- игровое моделирование, с применением в НОД деятельности каждой группы;
- повышения эффективности НОД, реализации потребности личности воспитанника в самовыражении, самоопределения, саморегуляции, усиление здоровьесберегающего аспекта;
- определения уровня физической подготовленности детей, позволяя повысить эффективность и объективность образовательного процесса;
- методы и организационные формы обучения в НОД физической культуры; использую в нерегламентированной деятельности (проявления детьми инициативы, самостоятельности, избирательности в способах работы, естественного самовыражения каждым ребенком).
Создана оптимально насыщенная многофункциональная среда (зал с большим разнообразием спортивного инвентаря и оборудования, в группах оборудованы «уголки здоровья»). На участке имеется спортивная площадка с необходимым оборудованием для повышения двигательной активности детей, которые способствуют развитию кондиционных и координационных способностей детей. Важную роль в обеспечении эффективной преемственности дошкольного и НОО осуществляется взаимодействие между коллективом детского сада, школой и родителями.
Педагогическая поддержка семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей), осуществляется на обеих ступенях образования в вопросах преемственности образования, индивидуальных траекторий физического и интеллектуального развития, охраны и укрепления здоровья детей. Родители принимают активное участие в организации и проведении совместной деятельности.
Заключение.
Наряду с ведущей для дошкольного возраста задачей оздоровления детей, большое значение имеет решение воспитательных задач и задач обучения, в связи с тем, что воспитанники должны быть хорошо подготовлены к систематическому обучению. Задача эффективной подготовки к школе в дошкольных учреждениях выступает на первый план в связи необходимостью сохранить здоровье детей в период адаптации к школе, что возможно достигнуть: во-первых, оптимизацией учебного и двигательного режима в первом классе; во-вторых, преемственностью образовательной деятельности дошкольного учреждения и школы;
в-третьих, сформированностью начальных представлений об учебной деятельности и владением элементарных учебных навыков. Опыт работы показывает, достаточный уровень физической подготовленности детей в дошкольный период при условии качественной работы по физическому воспитанию, и потому в школе обеспечивает улучшение всех показателей развития основных движений и поддержание хорошей работоспособности благодаря преемственности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПОРТФОЛИО ДОШКОЛЬНИКА КАК ИННОВАЦИОННАЯ ТЕХНОЛОГИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ.
Кажется, сегодня нет никаких оснований использовать систему инновационной оценки «Портфолио» в дошкольном учреждении, но часто задаваемые вопросы родителями будущих первоклассников подталкивают педаго...
«Портфолио дошкольника как инновационная технология реализации преемственности между ДОУ и начальной школой».
МБДОУ детский сад комбинированного вида №7 «Золотая рыбка» ПРОЕКТ«Портфолио дошкольника как инновационная технология реализации преемственности между ДОУ и начальной школо...
ПРОБЛЕМА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ МЕЖДУ ДОУ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛОЙ
Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Как решить проблему преемственности между ДОУ и начальной школой? Этот вопрос сегодня ставят перед собой пе...
Преемственность между ДОО и начальной школой в условиях введения ФГОС ДО
Необходимость реальной преемственности – проблема давняя и сохраняет свою актуальность и на современном этапе. Однако, с ростом вариативности форм и методов обучения, внедрении в детском саду и школе ...
Как может повлиять ФГОС ДО на обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием?
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей ДОУ, и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.Согласно ФГ...
«Реализация преемственности между ДОУ и начальной школой в условиях ФГОС» "Актуальные проблемы преемственности ДОУ и начальной школы"
Детский сад и школа – два смежных звена в системе образования. Проблема преемственности между дошкольным и начальным образованием актуальна во все времена. Понятие преемственности трактуется шир...
План работы МДОУ «Детский сад №62» и МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4 им. С.П. Королёва» Энгельсского муниципального района Саратовской области по обеспечению преемственности между дошкольным и начальным звеньями образования на 2023-2024 уч
План работы с социальным партнером территариально находящегося рядом с дошкольным учреждением. План содержит разнообразные совместные мероприятия и решает задачи преемственности дошк...