Эмоциональное выгорание как психологическая проблема
учебно-методический материал на тему
В данной работе рассмотрены феноменологические особенности синдрома эмоционального выгорания, его структура и личностные факторы, способствующие возникновению синдрома выгорания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
emotsionalnoe_vygoranie_kak_psikhologicheskaya_problema.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Эмоциональное выгорание как психологическая проблема
В настоящее время многие области деятельности человека связаны с нервно- психическим напряжением. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки, усиливая это напряжение, зачастую способствуют возникновению пограничных форм нервно-психической патологии.
В современных условиях психика многих людей оказывается недостаточно пластичной для быстрого и адекватного приспособления к стремительно меняющимся условиям жизни. Александровским Ю.А. описаны на примере российской действительности характеристики группы социально-стрессовых расстройств, определяемой складывающейся психогенно-актуальной для большего числа людей социально-экономической и политической ситуацией.
Синдром эмоционального выгорания представляет собой состояние эмоционального, психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях (социальные работники, врачи, медицинские сестры, педагоги и др.) (Скугаревская М. М.).
В большинстве работ как отечественных, так и зарубежных авторов синдром выгорания рассматривается в рамках социономных профессий.
Феноменологические особенности синдрома эмоционального выгорания
Одним из основоположников идеи выгорания является Х. Фрейденберг, американский психолог, работавший в альтернативной службе медицинской помощи. Он в 1974 году описал феномен, который наблюдал у себя и своих коллег (истощение, потеря мотиваций и ответственности) и назвал его запоминающейся метафорой - выгорание. Другой основоположник идеи выгорания - Кристина Маслач - социальный психолог, определила это понятие как синдром физического и эмоционального истощения, включая развитие отрицательной самооценки, отрицательного отношения к работе, утрату понимания и сочувствия по отношению к клиентам или пациентам.
Существует множество теорий развития синдрома «Эмоционального выгорания». Ряд исследователей считает основными предпосылками наличие организационных проблем: слишком большая рабочая нагрузка, недостаточная возможность контролировать ситуацию, отсутствие организационной общности, недостаточное моральное и материальное вознаграждение, несправедливость, отсутствие значимости выполняемой работы [29].
В то же время другие исследователи считают более важными личностные характеристики: низкая самооценка, высокий невротизм, тревожность и другие [13].
Таким образом, нет единых взглядов на вопрос этиопатогенеза выгорания, отсутствуют устоявшиеся единые диагностические критерии.
В настоящее время существует единая точка зрения на сущность психического выгорания. Согласно современным данным, под «психическим выгоранием» понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы [30].
Обращение к проблеме эмоциональной дезадаптации профессионалов (вследствие непереносимых эмоциональных перегрузок) произошло в сфере психологии труда — после появления в англоязычной литературе результатов исследования так называемого "Синдрома Эмоционального Выгорания" как специального вида профессионального заболевания лиц, работающих в системе человек — человек (психологов, психиатров, учителей, священников и других) [26] .
Многочисленные исследования факторов, влияющих на выгорание, не дали ответ на вопрос о том, что же является главным в возникновении этого явления. Какова основная его причина – личностные черты или характеристики деятельности, особенности взаимодействия с клиентами или факторы рабочей среды? Все это – отражение общего методологического вопроса о взаимодействии личности и профессии [13].
Решение данных проблем особо важно, прежде всего, для разработки мер по предупреждению «выгорания». Определенной попыткой ответа на этот вопрос стало появление нескольких новых подходов к понятию «выгорания», среди которых следует остановиться на подходе С. Maslach и M. Leiter. Он основан на идее рассмотрения личностных и ситуационных факторов возникновения «выгорания».[30]
В ряде работ ставилась проблема взаимодействия разных групп факторов, вызывающих «выгорание». Так, J. Carooll и W. White высказывали мысль об интегральном подходе к исследованию «выгорания», которое рассматривается как экологическая дисфункция, вызванная интегральным взаимодействием личностных факторов и факторов окружающей среды [29].
Основная идея подхода, предложенного С. Maslach и M. Leiter, заключается в том, что «выгорание» - результат несоответствия между личностью и работой. Увеличение этого несоответствия повышает вероятность возникновения «выгорания». Авторы выходят за рамки интерперсонального подхода и рассматривают «выгорание» как проявление эрозии человеческой души в целом, независимо от типа профессиональной деятельности [30].
Данный подход представляется перспективным, поскольку позволяет найти совокупное влияние различных факторов в каждом конкретном случае «выгорания», обеспечить адекватные превентивные меры и перейти от рассмотрения «выгорания» к его устранению [30].
Исследования феномена эмоционального «выгорания» не могло не привести к мысли о существовании его антипода, характеризующегося направленностью на работу, энтузиазмом, положительном отношении к своему труду. С. Maslach было предложено понятие «вовлеченность» (engagement), которое характеризуется прямо противоположными «выгоранию» составляющими: энергичностью, включенностью в работу, самоэффективностью. Таким образом, речь идет уже об исследовании континуума «вовлеченность - выгорание», что дает хорошие перспективы для выявления динамики профессионального развития личности [29].
К Маслач (1981) детализирует проявления «синдрома выгорания», как «чувство эмоционального истощения, изнеможения, которое сопровождается дегуманизацией, деперсонализацией (тенденция развивать негативное отношение к окружающим, негативным самовосприятием)» [30; 76].
В 1982 году Маслач выделила в качестве ключевых составляющих синдрома «эмоционального выгорания»:
1) индивидуальный предел, «потолок» возможностей нашего эмоционального «Я» противостоять истощению, противодействовать «сгоранию», самосохроняясь;
2) внутренний психологический опыт, включающий чувства, установки, мотивы, ожидания;
3) негативный индивидуальный опыт, в котором сконцентрированы проблемы, дистресс, дискомфорт, дисфункции и их негативные последствия [29].
Важным в изучении феномена «выгорания» является расширение сферы экспериментальных исследований. Здесь просматриваются две тенденции.
Первая – развитие кросс-культурных исследований «выгорания». Имеющиеся работы показывают, что существуют различия в уровнях «выгорания» у представителей разных культур. Развитие данного направления позволит, более того, ответить на вопрос о действительном переживании «выгорания» и когерентности его структуры.
Вторая – подтверждение характера этого феномена при изучении «выгорания» у представителей «несоциальной» сферы. Немногочисленные работы в этой области делают ее также перспективной.
Обзор исследований по проблеме психического «выгорания» в зарубежной психологии показывает достаточно глубокую проработку этой проблемы на разных уровнях. Так, чрезвычайно актуально направление, в рамках которого ведется разработка методик предотвращения «выгорания».
Накопленный за рубежом опыт послужит хорошей базой для систематической разработки данной проблемы в нашей стране. Основными задачами, на наш взгляд, должны быть следующие:
- Определение места феномена «выгорания» в структуре других понятий, связанных с профессиональным развитием личности. Прежде всего, требуется дифференцирование этого понятия от существующего у нас термина «профессиональная деформация».
- Адаптация существующих и возможная разработка новых методик для диагностики стрессов и их апробация на отечественной выборке.
- Сравнительные исследования «выгорания» в разных группах профессий и выявление специфики возникновения этого феномена в нашей культуре.
Существует ряд профессий, в которых человек начинает испытывать чувство внутренней эмоциональной опустошенности вследствие необходимости постоянных контактов с другими людьми. «Ничто не является для человека такой сильной нагрузкой и таким сильным испытанием, как другой человек» [8; 23].
Эту метафору можно положить в основу исследований психологического феномена - синдрома профессионального выгорания.
По мнению Маслач, синдром эмоционального выгорания обозначается рядом авторов как «профессиональное выгорание», что позволяет рассматривать это явление в аспекте личной деформации профессионала под влиянием профессиональных стрессов [29].
Структура симптома «эмоционального выгорания»
Известно, что «эмоциональное выгорание» приобретается в жизнедеятельности человека. Этим «выгорание» отличается от различных форм эмоциональной ригидности, которая определяется органическими причинами – свойствами нервной системы, степенью подвижности эмоций, психосоматическими нарушениями.
«Эмоциональное выгорание» - это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций (понижения их энергетики) в ответ на избранные психотравмирующие воздействия [4].
«Эмоциональное выгорание» представляет собой приобретенный стереотип эмоционального, чаще всего профессионального, поведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать человеческие ресурсы. В то же время, могут возникать его дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с партнерами [34].
В настоящее время хорошо известны три модели синдрома профессионального выгорания.
Согласно первой, одномерной, модели, А. Пайнс говорил о выгорании как о состоянии физического и психологического истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.
А.Широм считает выгорание комбинаций физического, эмоционального и когнитивного истощения или утомления. Он полагает, что главным фактором выгорания является эмоциональное истощение, а дополнительные компоненты – следствие либо поведения (купирования стресса), ведущего к деперсонализации, либо собственно когнитивно–эмоционального выгорания, что выражается в редуцировании персональных достижений. То и другое проявляются в деформации личности и имеют непосредственное значение для ее психосоциального здоровья [35].
Вторая модель принадлежит голландским исследователям. Д. Дириндонк, В. Шауфели рассматривают выгорание как двухмерный конструкт, состоящий из эмоционального истощения и деперсонализации. Первый компонент, получивший название «аффективный», относится к сфере жалоб на свое здоровье, физическое самочувствие, нервное напряжение, эмоциональное истощение. Второй компонент – деперсонализация – проявляется в ухудшении отношения к другим, иногда и лично к себе. Он получил название «установочный» [35].
Наиболее распространенной является трехкомпонентная модель синдрома профессионального выгорания американских исследователей К.Маслач и С.Джексон. В соответствии с данной моделью выгорание представляет собой трехмерный конструкт, включающий в себя: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений. Маслач также разработала опросник MBI, который позволяет исследовать три главные составляющие синдрома [30].
Эмоциональное истощение рассматривается как основная составляющая профессионального выгорания и проявляется в переживаниях сниженного эмоционального тонуса, утрате интереса к окружающему, равнодушии или эмоциональном перенасыщении, в появлении агрессивных реакций, вспышках гнева, появлении симптомов депрессии.
Вторая составляющая – деперсонализация – проявляется в деформации отношений с другими людьми. В одних случаях это может быть повышение зависимости от других. В других – повышение негативизма, циничности установок и чувств по отношению к реципиентам: пациентам, клиентам, подчиненным, сотрудникам и др.
Третий компонент выгорания – редукция личных достижений – проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, в ограничении своих возможностей, негативизме относительно служебных обязанностей, в снижении самооценки и профессиональной мотивации, в редуцировании собственного достоинства, в снятии с себя ответственности, в отстранении от обязанностей по отношению к другим и своему делу.
Японские исследователи считают, что для определения выгорания к трехфакторной модели К.Маслач следует добавить четвертый – involvement (зависимость, вовлеченность), который включает такие симптомы, как головные боли, нарушение сна и аппетита, раздражительность и другие психовегетативные нарушения, а также наличие зависимостей – алкоголизм, табакокурение и другие. Однако все эти симптомы – скорее конкретные проявления или последствия выгорания, а не факторы, позволяющие установить его наличие.
Большинство исследователей (Голембиевский Р.Т.,1988; Джексон С.,1986; Маслач К.,1986) признает необходимость учета именно трех составляющих для определения степени и наличия выгорания. При этом отмечается, что вклад каждого из факторов различен. Так, исключение фактора редукции личных достижений сближает синдром выгорания с депрессией. При классической трехфакторной оценке подобная корреляция исчезает [13].
Предложенные три компонента «выгорания» в какой-то степени отражают специфику той профессиональной деятельности, в которой впервые был обнаружен этот феномен. Особенно это касается второго компонента «выгорания», а именно, деперсонализации, отражающей нередко состояние сферы социального обслуживания людей и оказания им помощи. Исследования последних лет не только подтвердили правомерность этой структуры, но и позволили существенно расширить сферу ее распространения, включив профессии, не связанные с социальной сферой.
Это привело к некоторой модификации понятия «выгорания» и его структуры. Психическое выгорание понимается как профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе ее. Такое понимание несколько видоизменило и его основные компоненты: эмоциональное истощение; цинизм; профессиональная эффективность. С этих позиций понятие деперсонализации имеет более широкое значение и означает отрицательное отношение не только к клиентам, но и к труду и его предмету в целом.
Бойко В.В. считает, что выгорание является одним из проявлений профессиональной деформации личности. Иные соглашаются, что это хотя и сходные феномены, но имеющие разную природу. Причем, под профессиональной деформацией, прежде всего, понимаются некоторые сформированные в профессии аспекты личности, имеющие негативный оттенок и проявляющиеся большей частью в непрофессиональной жизни [7].
«Выгорание» - это чисто профессиональный феномен. Данная точка зрения представляется довольно логичной и обоснованной. Однако имеется ряд спорных моментов. Во-первых, профессиональная деформация, как справедливо замечает Н.В.Гришина, не всегда может носить отрицательный характер, поэтому требует уточнения и само понятие деформации. Во-вторых, логично предположить, что негативное влияние, которое оказывает «выгорание» на деятельность и самочувствие людей, не может не проявиться и в других, непрофессиональных сферах жизни. Ряд исследований подтверждает наличие такой связи. В-третьих, деформация личностных особенностей должна проявляться на более поздних этапах профессиональной карьеры, в то время как «выгорание» может возникнуть и в начале профессионального пути как результат несоответствия между требованиями профессии и притязаниями личности [17].
Таким образом, в настоящее время нет единого взгляда на структуру синдрома выгорания, но, несмотря на различие в подходах к его измерению, можно заключить, что синдром выгорания представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений, в основном, в системе «человек – человек». Последствия выгорания могут проявляться как в психосоматических нарушениях, так и сугубо психологических изменениях личности.
Симптомы и фазы развития синдрома «эмоционального выгорания»
Аронсон (автор анкеты для самодиагностики «сгорания») характеризует «синдром выгорания» по трем видам симптомов:
- Телесное истощение выражается в недостатке энергии, хронической усталости, слабости и пресыщенности. «Сгоревшие» люди часто жалуются на сильную подверженность заболеваниям (грипп, простуды, инфекция), головные боли, тошноту, перенапряжение в области спины, плеч, спины. У них часто бывают проблемы со сном и едой.
- Эмоциональное истощение выражается подавленным, беспомощным, безнадежным состоянием. Тяжелые формы «сгорания» ведут к психическим заболеваниям и суицидальным действиям. Симптомы «депрессии – истощения» могут иметь следующие проявления: неконтролируемые слезы, чувство тотальной несостоятельности и чувство, что никому больше не можешь ничего дать. Это состояние связано с повышенной раздражительностью, нетерпением, нервозностью.
- Духовное истощение: пораженные им имеют негативную установку на себя, на работу, окружающих и на жизнь вообще. Самоуважение заглушается чувствами неполноценности и недостаточности [26].
При объяснении и описании «сгорания» используются разные теоретические приемы. По Черниссу «сгорание» - это процесс, в который уходит человек после реакции на полученный стресс. Этот процесс начинается с утраты чувства компетенции и психологического неуспеха и заканчивается апатией, цинизмом и жестокостью [23].
Махер предлагает следующий перечень симптомов «сгорания»:
- Усталость, утомление, истощение;
- Психосоматические недомогания;
- Бессонница;
- Негативное отношение к окружающим;
- Негативное отношение к работе;
- Скудность репертуара действий;
- Злоупотребление химическими агентами (табаком, кофе, алкоголем, наркотиками);
- Отсутствие аппетита или наоборот переедание;
- Негативная «Я-концепция»;
- Агрессивные чувства (раздражительность, напряженность, беспокойство, взволнованность до перевозбуждения, гнев);
- Упадничество и связанные с ним эмоции, пессимизм, чувство безнадежности, бессмысленности, апатия, депрессия;
- Чувство вины [33].
Согласно концепции М. Буриша, в развитии синдрома эмоционального выгорания можно выделить несколько главных фаз:
Таблица 1.
Фазы развития синдрома эмоционального выгорания
Предупреждающая фаза | а) Чрезмерное участие
б) Истощение
|
Снижение уровня собственного участия | а) По отношению к сотрудникам, ученикам, пациентам
б) По отношению к остальным окружающим
в) По отношению к профессиональной деятельности
г) Возрастание требований
|
Эмоциональные реакции | а) Депрессия
б) Агрессия
|
Фаза деструктивного поведения | а) Сфера интеллекта
б) Мотивационная сфера
в) Эмоционально-социальная сфера
|
Психосоматические реакции |
|
Разочарование |
|
Анализируя фазы развития синдрома, можно заметить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциональной пустоте. На первом этапе развития синдрома профессиональная деятельность является главной ценностью и смыслом всей жизни человека. По мнению Буриша, «тот, кто выгорает, когда-то должен был загореться» [33; 92].
Этот «запал» не несет никаких отрицательных последствий при условии соответствия. В случае несоответствия между собственным вкладом и полученным или ожидаемым вознаграждением появляются первые симптомы выгорания. Происходит обезличивание отношений между участниками этого процесса, которое подавляет проявления гуманных форм поведения между людьми и создает угрозу для личностного развития представителей социальной профессии.
Ганс Селье, основоположник учения о стрессе, рассматривал синдром «выгорания» как «неспецифическую (то есть всеобщего действия) защитную реакцию организма в ответ на психотравмирующие факторы разного свойства» [цит. по Селье 1982, с. 67]. При «эмоциональном выгорании» на лицо все три фазы стресса:
1) Нервное (тревожное) напряжение – его создают хроническая психоэмоциональная атмосфера, дестабилизирующая обстановка, повышенная ответственность, трудность контингента;
2) резистенция, то есть сопротивление, - человек пытается более или менее успешно оградить себя от неприятных впечатлений;
3) истощение – оскудение психических ресурсов, снижение эмоционального тонуса, которое наступает вследствие того, что проявленное сопротивление оказалось неэффективным. Соответственно каждому этапу, возникают отдельные признаки, или симптомы, нарастающего эмоционального «выгорания».
При рассмотрении эмоционального выгорания как психологической проблемы, мы пришли к выводу, что в настоящее время имеется единая точка зрения на сущность данного синдрома. Однако, многие авторы не могут сойтись во взглядах относительно его структуры (А. Пайнс, Д. Дириндонк, В. Шауфели, К. Маслач, С. Джексон и другие), но несмотря на различия в подходах к его измерению, можно заключить, что эмоциональное выгорание представляет собой личностную деформацию вследствие эмоционально затрудненных или напряженных отношений, в основном, в системе «человек – человек».
Что же касается фаз развития синдрома «эмоционального выгорания», то в них можно заметить определенную тенденцию: сильная зависимость от работы приводит к полному отчаянию и экзистенциональной пустоте. На первом этапе развития синдрома профессиональная деятельность является главной ценностью и смыслом всей жизни человека.
- Акцентуации характера и использование опросника Г.Смишека. Методические рекомендации для практических психологов. СоставилаВ.Г.Сахарова. Владивосток, 1998.
- Андреева Г. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2001.
- Барабанова М. В. Изучение психологического содержания синдрома выгорания // Вестник МГУ. Сер.: Психология. 1995. №1.
- Бехтерев В.М. Психика и жизнь. Избранные труды по психологии личности. СПб., 1999.
- Бодров В. А. Информационный стресс. – Москва, 2001.
- Бойко В. В. Энергия эмоций в общении; взгляд на себя и других. М., 1996.
- Борисова Е. М. Индивидуальное своеобразие становления профессионала // Психофизиологические вопросы становления профессионала. – М., 2003.
- Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. – СПб.; Питер, 2001.
- Василюк Ф. Е. Психология переживания. М., 1998.
- Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
- Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
- Водопьянова Н. Е. Активная жизненная позиция личности и профессиональная адаптация в условиях социально – экономического кризиса // Психологические проблемы самореализации личности / Под. Ред. А. А. Реана, Л. А. Коростылевой. – СПб., 1998.
- Ганнушкин П.Б. Клиника психопатий, их статистика, динамика, систематика.М., 1998.
- Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987.
- Гришина Н. В. Помогающие отношения: профессиональные и экзистенциональные проблемы// Психологические проблемы самореализации личности. М., 1997.
- Диагностика психических состояний в норме и патологии. Под ред. Случевского Ф.И. СПб., 2002.
- Кербиков О.В. К изучению о динамике психопатий. М., 1961.
- Ковалев В.В. Психология личности. М., 1990.
- Колесов Д.В., Мягков И.Ф. Учителю о психологии подростка. М., 1996.
- Клапаред Э. Чувства и эмоции // Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
- Козлова О. В. Тренинг «Преодоление синдрома профессионального выгорания»// Психология зрелости и старения. – 2003. №1. с. 99 – 117.
- Крюгер Ф. Сущность эмоционального переживания // Психология эмоций. Тексты. М., 1984.
- Лакосина Н.Д. Клиническая психология. М., 2003.
- Леонгард К. Акцентуированные личности. М., 2003., 392 с.
- Лешукова Е. Синдром сгорания. Защитные механизмы. Меры профилактики. // Вестник РАТЭПП. СПб., 1995. №1.
- Личко А.Е. Подростковая психиатрия. Рабочая книга школьного психолога. М., 2000., 416 с.
- Личко А.Е. Психопатия и акцентуации характера подростков. Л., 1983.
- Орел В. Е. Исследование феномена психического выгорания в отечественной и зарубежной психологии. // Проблемы общей и организационной психологии. Ярославль, 1999. С. 76 – 97.
- Орел В. Е. Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы. // Психологический журнал, 2001 т. 22, №1.
- Петровский А. В., Ярошевский М. Г. Краткий психологический словарь. Ростов-на-Дону, Феникс. 1999.
- Практическая психодиагностика: методика и тесты /Под ред. Райгородского. Самара, 1999.
- Психология. Словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990
- Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. – 2002. Т.23, №3. С. 85 – 95.
- Скугаревская М. М. Синдром эмоционального выгорания // Медицинские новости. 2002. №7. С. 3 -9.
- Скугаревская М. М. Диагностика, профилактика и терапия синдрома эмоционального выгорания. Белоруссия, 2003.
- Трунов Д. Г. «Синдром сгорания»: позитивный подход к проблеме // Журнал практического психолога. – 1998, № 8. С. 84–89.
- Форманюк Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. 1994. №6.
- Юрчук В. В. (автор- составитель) Современный словарь по психологии – Мн.: Элайда,2000 , N 2, 1996
- Юстицкий В.В. Применение математических методов в исследовании процесса обучения. Соотношение структуры и основных типов акцентуаций личности в системах Личко и Леонгарда. Вильнюс, 1999.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада
В статье раскрыты причины и пути решения проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада....
Здоровье сберегающие технологии в профилактике проблемы "эмоционального выгорания" педагогов в детском саду.
Использование здоровье сберегающих технологий в работе психолога, при разработке мероприятий. направленных на профилактику "синдрома эмоционального выгорания" в педогагическом коллективе дошколь...
Проблема эмоционального выгорания педагогов
Одной из серьезных проблем современной системы образования является эмоциональное выгорание педагогов, которому подвержены чаще всего люди старше 35–40 лет. Получается, что к тому времени...
Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада
Проблемы эмоционального выгорания педагогов детского сада В течение последних трех десятилетий проблема сохранения психического здоровья педагога в образовательн...
Опыт методической работы по проблеме предупреждения эмоционального выгорания педагогов в детском саду
В работе представлен материал по решению проблемы эмоционального выгорания педагогов ДОУ. Сформированы этапы деятельности старшего воспитателя по данной проблеме, пути взаимодействия с узкими специали...
Тренинг по эмоциональному выгоранию педагогов «Психологический настрой»
Тренинг для педагогов детского сада по профилактике эмоционального выгорания....