Формы работы педагога - психолога с детьми раннего дошкольного возраста
материал
Формы работы педагога - психолога с детьми раннего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_raboty_pedagoga.docx | 19.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы работы педагога - психолога с детьми раннего дошкольного возраста
Губайдуллина Миляуша Ильдусовна,
Педагог- психолог МБДОУ № 7
г. Нижнекамск, Республика Татарстан
"...Развитие ребенка — от момента появления на свет и до зрелости — есть формирование его как члена общества, есть процесс становления его как личности. В ходе формирования ребенка как члена общества, как личности происходит и процесс развития его психики, сознания от элементарных форм отражения, присущих младенцу, до развитых форм сознательного отражения действительности, свойственных взрослому человеку..." (Даниил Борисович Эльконин)
В период адаптации детей к детскому саду и далее на протяжении всего учебного года, являясь педагогом – психологом, свою работу с детьми младшего дошкольного возраста осуществляю по трем направлениям:
это занятия с детьми на основе авторской программы «Развивай-ка».
Целью программы является эмоционально-личностное развитие детей, их ранняя социализация, позволяющая обеспечить успешную адаптацию ребёнка к условиям дошкольного учреждения, а также развитие интеллектуальных способностей, познавательной сферы, всех психических процессов. Развитие речи, представлений об окружающем мире, развитие творческих способностей малышей, мелкой моторики и коммуникативных навыков.
Развитие мышления, памяти, воображения происходит в процессе предметной деятельности. Этому способствует универсальный дидактический материал, развивающие игры - логические блоки Дьенеша, логические стаканчики, вкладыши, шнуровки, макси – пазлы, геометрические пирамидки, планшет. Они содействуют формированию комплекса необходимых для образования у детей сенсорных мыслительных умений, развивающих творческие способности.
Качественное развитие ребенка с 2 лет дает отличные результаты в будущем. Такие дети легче приспосабливаются к учебе в школе, лучше усваивают знания, имеют больше талантов и увлечений, они заметно сильнее в интеллектуальном и социальном плане.
Также, с февраля по май в детском саду функционирует адаптационная группа.
Занятия с детьми до 2 – х лет проходят в сопровождении родителей.
Целью создания адаптационной группы является
- социализация детей раннего возраста в обществе сверстников и их развитие в основных видах детской деятельности.
- содействие личностному развитию детей раннего возраста.
- индивидуальное и подгрупповое развитие детей в совместной деятельности со взрослыми.
- формирование чувства комфортности, пребывания в кругу детей и педагогов.
- общение детей друг с другом, их сотрудничества в процессе разнообразных видов деятельности.
Занятия проводят 4 специалиста:
Воспитатель по русскому языку, занятия которого направлены на речевое развитие и общение, овладение ребенком пассивного словаря, в ходе игровой деятельности и вовлечения малыша в ролевую игру (больница, магазин, семья).
Музыкальный руководитель – знакомит детей с музыкальными произведениями, доступными для восприятия детьми раннего возраста. организует подвижные игры совместно с детьми и родителями, учит выполнять несложные музыкально- ритмические движения, приучает под музыку выполнять движения с предметами. Выполняет движения, согласовывая с характером музыкального произведения (имитирует зайчика, медведя и т.д.)
Инструктор по физ. Воспитанию. Для детей раннего возраста физкультурные занятия планируются в игровой форме, по сюжету определенной сказки, т.е. интегрированные, на которых решаются не только задачи физического развития, но и задачи сенсорного воспитания и развития речи.
На физкультурных занятиях используется логоритмические упражнения, народные потешки, пальчиковая гимнастика, элементы самомассажа.
Занятия педагога - психолога направлены на развитие познавательных процессов и мелкой моторики рук. В занятиях используется игры с песком и водой, соленым тестом и пластилином, рисование пальчиками, с использованием пальчиковых красок, рисование гуашью на бумаге и гипсовых барельефах. Также использую различный дидактический материал.
Ожидаемые результаты. Повышение педагогической компетентности родителей воспитанников в вопросах воспитания и обучения детей раннего и младшего дошкольного возраста.
Становление партнерских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
Облегчение адаптационного периода при поступлении ребенка в дошкольное образовательное учреждение.
3) В рамках сенсорного воспитания, силами заведующей и коллектива д/с в 2014 году была открыта сенсорная комната. Сенсорная комната - это окружающая среда, организованная особым образом и наполненная различными стимуляторами органов зрения, слуха, обоняния и осязания. Основа сенсорных комнат - свет, так как более 90% информации человек получает через глаза.
Помещение подготовлено соответствующим образом: цвет стен пастельных тонов, в пастельных тонах значительная доля белого цвета, придающего им характерную белесость или припудренность, способность зрительно расширять пространство.
Затемненность- в темной сенсорной комнате максимально усиленно влияние световых приборов на восприятие.
Полы - утеплены за счет ковров. Использовано минимум мебели - низкий шкаф и стол, светлой и безопасной формы.
Зонирование сенсорной комнаты предполагает:
- световую среду: зоздушно пузырьковую колонну, световую сцену и панель со святящимися нитями, светильники - месяц и 2 звезды, святящийся шар.
- мягкую среду: сухой бассейн, сухой дождь, круг «Гете», коврики (песок, трава, вода, цветы), подушки, мягкая тактильная сцена, мягкая тактильная карусель.
- музыкальную среду: свето- музыкальное оформление.
- терапевтическую среду: аромотерапия, стол для песочной анимации, арт - терапия (глина, песок, пластилин, краски), игротерапия (магнитная доска, дидактические игры), массажная терапия (массажные дорожки)Многое в сенсорной комнате создавалось своими руками.
Работа с детьми от года до трех лет направлены в первую очередь на развитие зрительно- моторной координации (в том числе и на ее коррекцию), ориентировочной реакции, сенсорики, пассивного словаря.
Занятия в сенсорной комнате приносят детям массу позитивных эмоций, помогают снять лишнее напряжение, преодолеть страхи, успокоиться, настроиться на позитивный лад и снизить тревожность, развивать мелкую и общую моторику, развивать тактильные ощущения, улучшить координацию движений, развивать позитивное общение детей и взаимодействие друг с другом, получить мощный заряд положительных эмоций.
Итак, адаптация детей раннего возраста к дошкольному учреждению оказывает огромное влияние на эмоциональное, психическое, физическое развитие детей. Ребенок впервые расстается с мамой надолго, поэтому, переступая порог дошкольного учреждения, он испытывает определенный стресс. Чтобы ребенок ясельного возраста легко адаптировался в группе, привык к воспитателю, научился общаться со сверстниками, педагоги ДОУ вместе с родителями должны создать благоприятные условия во время адаптационного периода. С этой целью и были созданы все три формы работы с детьми младшего дошкольного возраста в нашем д/с.
По итогам проведенной работы с детьми раннего возраста поступивших в детский сад в 2013- 2014 учебном году, анализ листов адаптации показал, что:
- у 92% детей течение адаптации прошло в легкой форме: период адаптации длился от 7 до 14 дней, у детей быстро установилось устойчивое эмоциональное состояние, адекватное поведение, они легко вступали в контакт со сверстниками, у них быстро восстановились крепкий, спокойный сон и хороший аппетит;
- у 8 % детей наблюдалась адаптация средней тяжести: период адаптации длился 30 дней, дети на короткое время теряли в весе из-за плохого аппетита, у них наступало однократное заболевание длительностью 5 – 7 дней.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Применение изотерапии в работе педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста»
Изотерапия (рисуночная терапия)- это изобразительная деятельность, сопровождающаяся терапевтическим эффектом. Это здоровьесберегающая технология, направленная на сохранение и укрепление психолог...
Тематическое планирование работы педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по направлению «Психологическое здоровье»
Игры, упражнения, варианты совместной деятельности педагога-психолога с детьми старшего дошкольного возраста по направлению "Психологическое здоровье"...
формы работы педагога- психолога с детьми раннего возраста
В статье описаны различные направления работы с детьми 2-3 лет...
«Использование арт-терапевтических приемов в коррекционно-развивающей работе педагога- психолога с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ»
Мир ребенка с ограниченными возможностями здоровья уникален и сложен. У детей данной категории детей имеется ряд особенностей в психическом развитии, таких как: слабо развитая слуховая и зрительная па...
Работа педагога- психолога с детьми раннего дошкольного возраста
Одним из направлений в деятельности дошкольного психолога является работа с детьми раннего возраста. Ранний возраст является ответственным периодом в жизни ребенка, когда формируются наиболее важные с...
Статья "ФОРМЫ РАБОТЫ ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО СЕНСОМОТОРНОМУ РАЗВИТИЮ"
Сенсомоторное развитие составляет базу общего умственного развития дошкольника. Именно с восприятия объектов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминан...
План работы педагога - психолога с детьми раннего дошкольного возраста на 2023-2024 учебный год.
План работы педагога - психолога с детьми раннего дошкольного возраста на 2023-2024 учебный год....