Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ в процессе работы над сказкой
методическая разработка (старшая группа) на тему
Создание условий для развития творческих способностей, самовыражения каждого ребенка в процессе работы над сказкой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshchenie_opyta_raboty.docx | 35.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Северина Елена Васильевна
Воспитатель высшей
квалификационной категории
г.Заполярный
МБДОУ №2
«Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ в процессе работы над сказкой »
Актуальность
В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требуется от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем. Очень важно научить ребенка видеть необычное в обычном, фантазировать. А богатейшим источником развития фантазии ребенка является сказка.
Наделяя обычные предметы сказочными и волшебными свойствами, активизируя воображение, дети начинают совершать обычные действия необычным способом. А это значит они начинают творить, фантазировать, становятся Волшебниками. Поэтому сказка не только обучает и воспитывает, но и побуждает к деятельности. Она создает богатые возможности для развития творческого воображения и побуждает детей к собственному творчеству.
Кроме того, язык сказки доступен ребенку. Сказка проста и в тоже время загадочна. Слушая сказку, ребенок покидает реальный мир и уносится в мир своих фантазий. А фантастический мир сказки, «приглашение к соавторству», додумывание, дорисовывание, достраивание образов, ситуаций, сюжетов - позволяет пробудить в ребенке «спящие», невыявленные творческие качества личности: воображение и абстрактное мышление, фантазию; позволяют ребенку
самореализоваться. И от того, насколько были использованы возможности для развития творческого воображения и творческих способностей в период дошкольного детства, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека.
Психолого - педагогические условия:
- Создание педагогических условий для самореализации, развитии творческих способностей детей.
- Развитие предметно-развивающей среды.
- Создание зонирования для самовыражения детей.
- Создание проблемных ситуаций, использование смен.
- Учет индивидуальных особенностей детей.
Цель: Создание условий для развития творческих способностей, самовыражения каждого ребенка в процессе работы над сказкой.
Задачи:
- Развивать творческое воображение, изобразительность, находчивость, оригинальность и самостоятельность мышления.
- Развивать коммуникативные способности и эмоциональный мир ребенка.
- Развивать способность к самовыражению, побуждать к оригинальному выражению творческой мысли.
Основные направления и содержание работы по
развитию творческих способностей.
I. Разработала конспекты интегрированной непосредственно образовательной деятельности в форме увлекательного путешествия в страну сказок, где сказочные герои испытывают затруднения (создание проблемных ситуаций). Дети ищут альтернативные способы действия, спорят с героями или соглашаются, предлагают свои решения. Используют свои приемы работы со сказкой: «перевирание» сказки, придумывание продолжение сказки, изменение конца сказки, изменение характера героев.
Так же используют приемы ТРИЗ (Схемы-модели).
Все это раскрепощает детей, способствует преодолению у них стандартности мышления, развивает творческие способности, воображение, изобретательность, образное видение .
II. Создан центр «Мир сказок».
В нём собраны книжные иллюстрации сказочных персонажей, иллюстрации к сказкам, собрана коллекция сказок, детские рисунки к сказкам, которые оформляются в небольшие книжки. Есть «волшебная коробочка» - «Сказочные загадки».
III. Создан мини-музей «Сказочная страна»
- В нем собраны игры и лото по сказкам.
2.В музее находится сказочный домик.
3.«Волшебный сундучок» - в нем собраны сказочные, волшебные вещи: скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, шапка-неведимка, волшебное кольцо, гусли-самогуды, волшебное блюдечко.Все эти волшебные вещи дети включают в сюжетно-ролевую игру.
3.Сделаны дидактические игры:
«Старые сказки с новыми предметами» (Дети определяют название сказки, придумывают как изменится знакомая сказка, если у главного героя появятся: у Красной Шапочки мобильный телефон, у Буратино складной нож, у Дюймовочки газовый баллончик, у Золушки кредитная карточка, у Карлсона шапка-неведимка ).
«Спасатель» Дети определяют название сказки, придумывают, каким образом можно спасти:
Стойкого оловянного солдатика от огня, Колобка от Лисы, детишек от Бармалея, кукол от Карабаса-Барабаса, Винни Пуха от пчёл, Кая от Снежной Королевы.
Игра-модуль «Кто в сказке живет?»
Варианты игры:
-Дети расселяют сказочных персонажей в домики, дворцы, избушки. Объясняют, почему поселили героя в тот или иной дом.
-Что будет, если сказочных героев переселить, в другой дом (золушку в замок Кощея, ...). Как бы разворачивался сюжет, если бы они очутились в этой сказке.
- Придумывают варианты развития различных сказочных ситуаций
( Что будет делать Буратино у гнома...) и т.д.
«В стране сказок» (Дети определяют, какие герои перепутали свои сказки и совершают совсем не те поступки и не с теми предметами.Объясняют, какие именно сказки перепутаны).
«Представьте себе»(Дети мысленно объединяют два нарисованных рядом объекта и придумывают про них интересную историю).
- Колобок и Красная Шапочка
- Баба Яга и Карлсон
- Буратино и большой магнит
- Кот Матроскин и мотоцикл
- Попугай Кеша и открытая форточка
- Снежная Королева и Дракон
IV.Театр «Юного актера»
- Имеются костюмы, куклы, атрибуты для разных видов театра: настольного, пальчикового, би-ба-бо, плоскостного, театра на подушках, ложках.
-Организована фото-выставка «Мы играем в сказку».
-В свободное время разыгрываем игры-драматизации, сценки-инсценировки по рассказам и стихотворениям. Показываем этюды:
«Представь себя иным», где дети изображают средствами пантомимы различных персонажей, проводим выставки «Живые скульптуры».
-Игры и упражнения на развитие творческого воображения.
-«Перепутанные названия»
- «Ярмарка волшебных вещей»
- «Необыкновенные сказки» ( составляют словосочетание из 2-х разных по смыслу слов и придумывают сказку. - луна и шоколад. Облако и диван, музыка и книга ...)
- «Черный ящик»
- «Старая сказка на новый лад»
- «Примите телеграмму»
Все это развивает у детей эмоциональную раскованность, ведет к творческому раскрепощению.
V.Организована «Галерея замечательных художников», где выставляются рисунки и поделки из различных природных материалов детей совместно с родителями на те или иные сказочные темы: «Серый волк»- листья, «День рождения»-солёное тесто, «Сказочный лес» - бумага», «Смешарики»-солёное тесто, «Колобок»-ткань, бумага, «Служба спасения»-бумага, «Сова»- фольга,
«Золотая рыбка»-пайетки, «Маша и Медведь»-нитки, «Утёнок»- пух.
Принимаем участие в городских, районных выставках детских работ.
VI. Консультации для родителей
- « Советы родителям:Как творчески развивать ребенка».
- «Классика для малышей».
- «Приёмы и игры для развития творческих способностей в семье».
-«Как создать благоприятные возможности для развития воображения ребенка».
Вовлекая детей в различные виды деятельности, мы способствуем расширению детского опыта и накоплению знаний, что является необходимой предпосылкой для развития воображения. Сформировать у детей такие качества личности, как коммуникативность, активность, инициативность.
У детей выработались самоутверждающие способы поведения - они умеют выразить свои желания, чувства, эмоции, умеют высказывать свое личное мнение, позицию, взгляды, научились фантазировать - это раскрывает творческий потенциал и развивает творческое воображение ребенка. Совместно с родителями оформляется «Волшебная книга сказок».
У каждого из нас
Внутри талант таится,
И очень важно в детстве
Дать ему раскрыться.
Литература
1. Шорохова, О.А.
Играем в сказку : сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников / О.А. Шорохова. - М. : Сфера, 2006. - 208 с. - (Программа развития).
2. Шрагина, Л.И.
Логика воображения : учеб. пособие / Л.И. Шрагина. - М. : Народное образование, 2001. - 192 с. - (Профессиональная библиотека учителя).18ВЫ 5-87953-155-4.
3. Петлякова, Эльвира Николаевна.
Развиваем воображение и творческое мышление: пособие для родителей будущих первоклассников и педагогов / Э.Н. Петлякова. - М; Ростов-на-Дону : МарТ, 2005. - 160 с: ил. - (Школьный кораблик).18ВК 5-241-00475-0.
4. Субботина, Л.Ю.
Развитие воображения детей : популярное пособие для родителей и педагогов. / Л.Ю. Субботина. - Ярославль : Академия развития, 1996. - 235 с.:ил. - (Вместе учимся, играем).18ВЫ 5-7797-0021-4.
5. Дьяченко, О.М.
Лес, полный чудес : развитие воображения / О.М. Дьяченко. - М. : Карапуз, 2000. - 16 с: цв. ил. - (Для самых-самых маленьких).18ВМ 5-8403-0098-5.
6. Алябьева, Е.А.
Развитие воображения и речи детей 4-7 лет : игровые технологии / Е. А. Алябьева. - М.: Сфера, 2005. - 120 с. - (Программа развития).18ВЫ 5-89144-540-9.
7. Родари, Д.
Грамматика фантазии : введение в искусство придумывания историй: пер. с итал. / Д. Родари. - М. : Прогресс, 1978. - 214 С.18ВЫ 5-РОГФ-78.
8. Светлова, Инна Евгеньевна (педагог-методист).
Развиваем воображение и фантазию / И.Е. Светлова; худож. Г. и Ю. Кравец. - М. : ЭКСМО-Пресс, 2002. - 103с: цв. ил.18ВК 5-04-006491-8.
9. Белоусова, Людмила Евгеньевна.
Добрые досуги по произведениям детских писателей / Л.Е. Белоусова. -СПб. : Детство-Пресс, 2005. - 144 с. - (Библиотека программы "Детство").18ВН 5-89814-218-5.
- Иванова Н.П. Фольклор в развитии игрового творчества // Дошкольное воспитание.- 2005.- №4.- С. 41-44.
- Сидорчук Т.А. Развитие творческого мышления методами ТРИЗ и РТВ // Дошкольное воспитание.- 2006.- №6.- С. 6-11.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интреграции игровой и изобразительной деятельности"
Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышлени...
«Развитие творческих способностей дошкольников в процессе продуктивной художественно-творческой деятельности»
Развитию творческих способностей дошкольников придаётся особое значение в условиях стандартизации дошкольного образования. Одним из эффективных средств развития индивиду...
Развитие творческих способностей дошкольников с ОВЗ в процессе работы над сказкой
Создание условий для развития творческих способностей, самовыражения каждого ребенка в процессе работы над сказкой....
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.
Театрализованная деятельность имеет большое значение для гармоничного развития детей; способствует развитию творческих возможностей: наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческо...
Развитие творческих способностей дошкольников с ЗПР в процессе обучения нетрадиционным технологиям по изобразительной деятельности
В статье рассказывается, что залогом успешной работы в первую очередь являются: систематическая комплексная работа с использованием новых методик обучения рисованию; создание условий для свободн...
"Развитие творческих способностей дошкольников в процессе работы с природным материалом"
Развитие творческой личности одна из главных задач дошкольного воспитания.Выдающийся отечественный педагог-психолог Л.С. Выготский отмечал: «Один из очень важных вопросов детской психологии и пе...