РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ. ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.
статья по развитию речи (старшая группа)
Театрализованная деятельность имеет большое значение для гармоничного развития детей; способствует развитию творческих возможностей: наблюдательности, внимания, волевых качеств, воображения, творческой инициативы, эмоциональной отзывчивости на художественный вымысел; развивает память, мышление, фантазию, речь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_tvorcheskih_sposobnostey_doshkolnikov_sredstvami_teatralizatsii.docx | 71.52 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗАЦИИ.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ.
Педагоги и психологи отмечают, что дети реже восхищаются и удивляются, возмущаются и переживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны.
У детей часто отсутствуют навыки произвольного поведения, недостаточно развиты память и внимание.
Театрализованная деятельность - самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятие зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению через игру, фантазирование, сочинительство.
Театрализованная деятельность - близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Театральные игры доставляют удовольствие, радость, вызывают хорошее настроение, помогают преодолевать робость, неуверенность в себе, застенчивость.
Театрализованная деятельность является одним из самых эффективных способов воздействия на ребенка, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя!
С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. У ребенка улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:
- Воспитывать готовность к творчеству, инициативность и выдержку, умение согласовывать свои действия с партнерами, развивать зрительное и слуховое внимание, память, образное мышление, наблюдательность, фантазию, воображение.
- Используя игры-упражнения по сценической речи, помогать детям практически осваивать технические, голосовые, речевые навыки, развивая у них четкую дикцию, правильное дыхание, полетность и диапазон голоса. Совершенствовать диалогическую и монологическую форму речи. Учить сочинять небольшие рассказы и сказки, произносить скороговорки и стихи, пополнять словарный запас.
Все упражнения строятся на работе воображения. Необходимо, чтобы упражнения были интересны ребятам, будили творческую инициативу.
Чтобы научиться красиво говорить, петь, выразительно читать стихотворения, драматизировать, надо долго удерживать дыхание, изменять темп, использовать динамику голоса, изменять интонацию, и т.д. Для этого есть специальные упражнения, игры, тренинги: дыхательные гимнастики, артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, упражнения на развитие мимики, пантомимики.
Скороговорки созданы специально для тренировки движений речеобразующего органа, это прекрасный тренировочный материал для развития артикуляции, воспитания культуры произношения и укрепления произносительных навыков. Ведь скороговорка обязательно должна стать чистоговоркой, то есть, все звуки должны быть при быстрой речи точно и четко произнесены.
Вырабатывается сценическая скороговорка через медленную, преувеличенно четкую речь.
Соблюдение этих законов предполагает правильное, осмысленное использование таких выразительных средств, как пауза, ударение, мелодия.
Выработав артикуляционные навыки, можно постепенно расширять диапазон голоса, увеличивать громкость, темп речи.
Полезно также распевание скороговорок в разных
тональностях, настроениях, ритмах.
В подборке собраны скороговорки на такие звуки, в произнесении которых часто возникают сложности.
Динамическая пауза «Умелые пальчики»: «Попугай»
Говорит попугай попугаю:
Дети изображают кистями рук «клювики».
Я тебя, попугай, попугаю. Поочередно вращают.
Попугаю в ответ попугай:
«клювиками» по тексту.
Ты меня, попугай, не пугай!
***
Динамическая пауза «Умелые пальчики»: «Водовоз»
Водовоз вез воду из-под водопровода.
С одновременным произнесением скороговорки дети водят ладонями по столу, очерчивая круги.
***
Упражнение на логическое ударение.
Определить ударное слово в вопросе и дать ответ. Развитие речевого слуха. Работа со скороговорками в парах.
- Мама мышка и мышата пили (?) чай из листьев мяты?
- Мама мышка и мышата пили (!) чай из листьев мяты!
- Мама мышка и мышата пили чай из листьев(?) мяты?
- Мама мышка и мышата пили чай из листьев(!) мяты!
***
- Летели лебеди с лебедятами.
- Сачок зацепился за сучок.
- Дятел дерево долбил, деда стуком разбудил.
- Пекарь пек калачи в печи.
- Водовоз вез воду из водопровода.
- Трое трубачей трубили в трубы.
- Проворонила ворона вороненка.
- Очень часто бьются у Танечки блюдца.
- У четырех черепашек четыре черепашонка.
- Ужин нужен и жуку, и ужу.
- Зажжужала муха, дожжужалась паука.
- Очень часто бьются у Танечки блюдца.
- Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка
чертили чёрными чернилами чертёж.
***
- Трое трубачей
Трубили в трубы.
***
- Жили-были раки,
Раки - забияки.
Жили раки шумно,
Затевали драки.
***
- Ручеек-ручеек,
Дай водички на чаек.
Мы чаек горячий
Будем пить на даче.
Пить с печеньем, калачом,
И пирог испечем.
***
- Мяч скучал на чердаке.
Мячик ищут в сундуке.
Тщетно ищут мячик
Девочка и мальчик.
***
- У пчелы, у пчелки
Почему нет челки?
Отвечаю почему:
— Челка пчелке не к чему.
*** - Как на горке, на пригорке
Жили-были 33 Егорки:
Раз Егорка, два Егорка, три Егорка… и т.д.
***
(С разным отношением: радостно, возмущенно, с завистью)
- Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель.
И матросы три недели
Карамель на мели ели.
Для воспитания РЕЧЕВОЙ ДИКЦИИ используется несложный материал: КОРОТКИЕ СТИХИ И МОНОЛОГИ, ДИАЛОГИ, ПРОСТЕНЬКИЕ ПЕСЕНКИ.
- Лиса – слово – хитрое
Книга – слово – умное
Огонь – слово – горячее
Гроза – слово – страшное.
Портфель – слово – учебное
Ежик– слово – колючее
Друг – слово – прекрасное.
***
- На лавке сердитый мишутка сидит,
Он губы надул, от обиды сопит.
Но если конфеткой его угостить,
Улыбка осветит обиженный лик.
***
- «Не буду я есть эту кашу!» -
Кричала за ужином Маша.
«И правильно», думала каша:
«Хорошая девочка Маша.»
***
- Светлячок
Светлячок себе сказал:
Я, конечно, очень мал.
И подумал:
Ну и что ж,
Я на солнышко похож!
***
- Ёж
Встретил в чаще ёж ежа.
- Как погода, ёж?
- Свежа!
И пошли домой дрожа,
Съёжась, сгорбясь,
Два ежа.
***
- В. Викторов. «Цветок».
Цветок на лугу
Я сорвал на бегу.
Сорвал,
А зачем –
Объяснить не могу.
В стакане
Он день постоял – и завял.
А сколько бы он
На лугу простоял?
***
- Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!
- А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?
- Да не то, чтобы некрасивый...
- Может, я с колючками неуклюжий?
- Да не то, чтобы неуклюжий...
- Так какой же я такой, с колючками-то?
- Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный!
***
- Шел король Боровик
Через лес напрямик.
Он грозил кулаком
И стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе;
Короля покусали мухи.
***
2 Заяц: К зайцам все несправедливы,
Говорят, что мы трусливей
И пугливей всех зверей.
Но не верьте – это сказки,
Зайца зверя нет храбрей.
3 Заяц: Уж на что хитра Лиса,
Да и то меня боится!
4 Заяц: Над Лисой и я смеюсь
И ни капли не боюсь!
***
Раз, два, три, четыре, пять!
Раз, два, три, четыре, пять!
Ребёнок показывает поочерёдно каждый пальчик.
Хотят все пальчики спать.
Этот пальчик хочет спать.
Ребёнок дотрагивается правой рукой поочерёдно
до каждого пальчика левой руки.
Этот пальчик – лёг в кровать.
Этот пальчик – чуть вздремнул.
Этот пальчик – уж заснул.
Этот пальчик – крепко спит.
Тише, тише, не шумите!
Грозит пальчиком.
Пальчики вы не будите.
Утро ясное придёт.
Ребёнок кладёт ладошку на ладошку и опускает на них голову.
Пальчики спят.
Солнце красное взойдёт.
Будут пальчики вставать,
Наших деток одевать.
Встали пальчики – ура!
Ладошки весело пляшут.
Одеваться нам пора.
***
Котинька
Русская народная потешка.
Ах ты, котинька,
Ты мой серенький,
Как тебя не любить,
Хвостик беленький!
Ты пшеничку размолол
Молочком ее развел,
Ване кашку сварил,
Кашкой Ваню накормил,
После спать уложил.
***
Потешка.
Девочки и мальчики,
Хлоп, хлоп, хлоп,
Прыгают, как мячики,
Прыг, прыг, прыг!
Ножками топочут:
Топ, топ, топ!
Весело хохочут:
Ха, ха, ха!
Выразительные движения по тексту потешки.
Голова чуть откинута, на лице улыбка.
***
Цок, цок.
Русская народная прибаутка.
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка – серый бок
Я копытцем постучу,
Если хочешь прокачу!
Посмотри, как я: красива,
Хороши и хвост, и грива.
Цок, цок, цок, цок!
Я лошадка – серый бок!
***
Белка с ветки в свой домишко.
Белка с ветки в свой домишко
Перетаскивала шишку.
Белка шишку уронила,
Прямо в Мишку угодила.
Застонал, заохал Мишка-
На носу вскочила шишка.
***
Ты, мороз, мороз, мороз.
Русская народная прибаутка.
Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой, нос!
Голова опущена, брови нахмурены, глаза сощурены,
нижняя губа оттопырена.
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмем,
Мы на улицу пойдем,
Сядем в саночки –
Самокаточки.
Улыбка.
***
Ох, ох, что за гром?
Русская – народная потешка.
Ох, ох, что за гром?
Руки к щекам, покачивание головой из стороны в сторону.
Муха строит новый дом.
Кулачок стучит об кулачок.
Молоток: стук-стук,
Помогать идет петух.
Взмахи руками.
***
Самолёты загудели
Русская народная потешка.
Самолеты загудели,
Вращательные движения руками, согнутыми в локтях.
Самолеты полетели,
Легкий бег, руки отведены стороны.
На полянку тихо сели.
Присаживается на одно, колено, руки в стороны.
Да и снова полетели.
Легкий бег, руки, в стороны.
***
«Жук».
Мальчик. Этот жук –
Мой лучший друг,
Говорит он:
Жук. Жу-жу-жу!
Я с тобой дружу!
Э. Котляр.
***
«Прилетела пчелка». Г. Бойко
Пчелка прилетела,
На былинку села,
Крылышки сложила –
Отдохнуть решила.
- Где же ты летала,
Где ты побывала?
Может, утомилась
Или заблудилась?
- Я не утомилась
И не заблудилась:
Села на былинку,
Пью с нее росинку.
***
Инсценировка стихотворения «Мишка и шишка»
Наступил на что-то мишка,
Укололся очень больно.
Глянул мишка: это – шишка,
И зафыркал недовольно.
Вслед ему смеется шишка:
- Недогадливый ты, мишка!
Неужели не поймешь,
Что не шишка я, а – еж!
А. Бродский.
***
«Где ты бегал, лягушонок?» слова М. Пляцковского, музыка Е. Адлера.
Хор: Где ты бегал, лягушонок,
Лягушонок-малышок?
Лягушонок: Побывал я на болоте
У своей любимой тети.
Хор: Что ты делал, лягушонок,
Лягушонок-малышок?
Лягушонок: Всех знакомых я проведал,
А в гостях я пообедал.
Хор: Что же ел ты, лягушонок,
Лягушонок-малышок?
Лягушонок: Ел я манную ква-квашу,
Пил я простоква-ква-квашу!
***
«Петушок». слова А. Пассовой, музыка В. Витлина.
Заболел наш петушок,
Он под дождиком промок.
И теперь не может нам
Кукарекать по утрам.
Нужно Петю выручать,
Нужно доктора позвать.
Будем рано мы вставать,
За него пока кричать: Ку-ка-ре-ку!
***
«Села пчелка на цветок» Г. Ладонщиков.
Села пчелка на цветок,
Опустила хоботок.
Подлетает к ней комар:
- Что ты ищешь там?
- Нектар!
- А тебе не надоело,
Не наскучило летать?
- Нет! Тому, кто занят делом,
Просто некогда скучать!
***
Молодого злого пса
В нос ужалили оса.
- Не скули, - сказал я псу,-
Прогони скорей осу.
МИМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ.
(у каждого в руках маленькое зеркальце)
- Чистим и едим лук.
От лука слезятся глаза. Он горький.
- Огородное пугало.
Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались
- «Медведь в берлоге».
Пригрело солнышко, снег растаял, и попала медведю в берлогу. Показать, как медведь испугался, удивился, огорчился, а потом обрадовался, поняв, что пришла весна.
- Считалка:
«Перец перцу говорит:
- У тебя прекрасный вид!
Ты большой и гладкий!
- Потому что сладкий!
Если был бы горький, злой,
То не вырос бы такой!»
- «Не буду я есть эту кашу!» -
Кричала за ужином Маша.
«И правильно», думала каша:
«Хорошая девочка Маша».
- На лавке сердитый мишутка сидит,
Он губы надул, от обиды сопит.
Но если конфеткой его угостить,
Улыбка осветит обиженный лик.
- «Яблоки» ( Рус. Нар. Мелодия «Во саду ли, в огороде»)
М.Р.: Посмотрите, сколько яблок выросло. Какие они большие, круглые и, наверно, сладкие. Педагоги, встав в круг, передают мяч (яблоко) друг другу на сильную долю такта. Музыка внезапно прекращается - тот, в руках кого в этот момент оказался мяч, мимикой показывает, какое яблоко сладкое или кислое. Все делают то же самое. Упражнение повторяют несколько раз.
ПАНТОМИМА.
Весна (фоновая музыка «Звуки природы, пение птиц»)
1 подгруппа
• Выразить радость людей от встречи с весной. Показать: вам тепло и приятно, вы греетесь на солнышке.
2 подгруппа
• Представить себя доброй и ласковой Весной. Изобразить: вы дарите деревьям листву, лугам траву и цветы.
***
Деревья (фоновая музыка «Шум деревьев»)
1 подгруппа
• Могучие дубы, вечерний, мрачный лес.
2 подгруппа
• Заблудились в лесу, огорчились.
***
Этюды:
- Уронили камешек – ищем
- Потерялся братик или сестричка в большом магазине – ищем – нашли – увидели!
- Поднимаем голову к небу, находим свою любимую звёздочку, любуемся.
- Идём по очень горячему песку.
- Бежим к речке.
- Ходим по тёпленькой водичке.
КОММУНИКАТИВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ, ИГРЫ, ТАНЦЫ.
- Игра «Зеркало»
Встаём парами. Один – «зеркало», другой – «отражение». «Зеркалу» необходимо движения показывать медленно, чтобы «человек» мог их предугадать и синхронно повторять.
Главное в партнёрстве – цепляться глазами друг за друга. Детей
постоянно нужно провоцировать на что-то новое, чтобы они не превращались в механических болванчиков.
***
Художник.
Один из участников – «Художник». Он задумал нарисовать портрет друга. Внимательно смотрит на присутствующих, выбирает «натуру», поворачивается спиной к детям. Начинает «рисовать», то есть дает СЛОВЕСНЫЙ ПОРТРЕТ. Остальные должны определить, кто был моделью.
Упражнение на развитие воображения.
Стул (мяч) превращается в ежа, глобус, яблоко… Действовать так, чтобы было понятно, чем
является предмет (стул или мяч)
***
Сравни друга, маму, близких, себя с каким-нибудь цветком.
Целесообразно начинать занятия с
ИГР И ЭТЮДОВ – ИМПРОВИЗАЦИЙ,
близких жизненному опыту, двигаясь от простого – к сложному.
Заинтересовать детей чем –либо взрослый может только тогда, когда он увлечен сам.
Чтобы быть выразительным –
надо быть заразительным!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация опыта работы "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционных техник рисования"
В презентации представлен опыт работы по нетрадиционным техникам рисования на РМО....
Обобщение педагогического опыта на тему "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"
Целью работы является создание педагогических условий для развития творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования....
Представление инновационного педагогического опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»
laquo;Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»...
Презентация опыта «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования»
Развитие творческих способностейдошкольников средствами нетрадиционной техники рисования...
Обобщение опыта работы "Развитие творческих способностей дошкольников средствами тестопластики"
Обобщение опыта работы по развитию творческих способностей у детей дошкольного возраста при использовании тестопластики...
Статья "Фоамиран, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста" (из опыта работы)
Фоамиран становится интересен не только для опытных мастериц, но и для новичков в мире рукоделия. Если вы хотите попробовать создавать из этого материала собственные шедевры, прислушайтесь к нашим рек...
Обобщение педагогического опыта воспитателя: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"
Обобщение педагогического опыта воспитателя: "Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"...