Опыт работы по теме: "Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интреграции игровой и изобразительной деятельности"
методическая разработка (младшая группа) на тему
Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления и многое, многое другое.
Уникальная особенность игры состоит в том, что такие довольно сложные отношения, как концентрированное взаимное внимание, открытое выражение эмоций (в том числе и негативных), проигрывание разнообразных фантазий и способов отношений к ним – здесь не только допустимы, но и составляют саму ее суть.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Opyt_raboty.doc | 80.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 11 города Кропоткин муниципального образования Кавказский район
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе интеграции игровой и изобразительной деятельности
Опыт работы воспитателя
муниципального дошкольного образовательного учреждения
детского сада комбинированного
вида № 11
Свиридоновой Татьяны Геннадьевны
Играя, ребенок легче устанавливает связь с миром взрослых и с миром вообще, у него трансформируется сознание, появляются навыки внутреннего диалога, необходимого для продуктивного мышления и многое, многое другое.
Уникальная особенность игры состоит в том, что такие довольно сложные отношения, как концентрированное взаимное внимание, открытое выражение эмоций (в том числе и негативных), проигрывание разнообразных фантазий и способов отношений к ним – здесь не только допустимы, но и составляют саму ее суть. Все происходит естественно – ведь это “всего лишь” игра.
Почему игра и ИЗО? Во-первых, я давно занимаюсь изобразительной деятельностью, т.к. этот вид деятельности мне ближе всего. Наблюдая за детьми, я заметила, что результат в приобретении детьми знаний и умений, навыков в рисовании неплохой – они работали разными материалами, осваивали различные приемы и способы рисования. Но вместе с тем наблюдалась и такая картина – а вдруг не получится, а как провести именно такую линию? И, главное, в работах детей не было фантазии и творчества. Они все повторяли за мной, не могли самостоятельно приступить к работе – боясь, что нарисуют что-то не так, неправильно, ждали моих указаний. Вот здесь пришла на помощь игра, где ребенок расслабляется, сам фантазирует, дорисовывает, творит.
Для того, чтобы ребенок научился рисовать, он должен овладеть главными формообразующими движениями (изображение различных линий, округлых форм и т.д.). Этот процесс требует от детей упражнений в определенной системе.
В современной методике обучения ИЗО определены те предметы, изображение которых способствует овладению нужными формообразующими движениями. Например – для того, чтобы научиться наносить штрихи – рисуют дождик, а для того, чтобы научиться изображать округлые формы – клубочки ниток, баранки. Как известно, сами дети интереса к такому учебному содержанию не проявляют. Они стремятся отразить в рисунке только те предметы, которые произвели на них сильное впечатление. А процесс изображения, эмоционально не затрагивающих объектов и явлений, т.е. клубочек, дождик и т.д.) лишен для детей смысла, поэтому они и действуют без старания и интереса. Я решила подойти к этому вопросу с другой стороны. Ведь, как бы то ни было, нам следует научить детей держать в руках кисть и карандаш. Я начала с элементарного – с линии. На листе бумаги рисую цветок. Лучше, если он будет не схематичными, а действительно красивым. Над цветком облако или туча. Необходимо уговорить тучку полить цветочек – только уговорить не словами, а с помощью карандаша. Показываю ребенку, как это делается – рисую пару штрихов сама. Когда малыш закончит рисовать - цветок его благодарит за помощь и говорит “если бы не ты, я обязательно завял бы без воды. Спасибо тебе!”.
Вместо цветка можно нарисовать машинку или медвежонка, которые хотят попить или умыться. Вот и получится своеобразная игра с линией и как радуется малыш, когда его благодарит цветок или медвежонок.
Следующие игровые приемы дают возможность детям преодолеть неуверенность в себе, страх перед изображением. Во время этой работы нет детей, которых настигла бы неудача. У всех прекрасный результат! Это игры с гуашью, акварелью – в процессе которых дети узнают и свойства красок; что акварель прозрачна и легко смешивается – получается новый тон. А гуашь ложится толстым слоем. Так в нашей группе поселилась монотипия – попробуйте и вам понравится! Сложите лист пополам. На одну сторону, поближе к центру, нанесите кисточкой несколько цветовых пятен. Теперь быстро сложите лист по тому же сгибу и хорошенько прогладьте ладошкой. Откройте и всмотритесь – что же получилось? Негритенок! Нет, чудные цветы! Моим детям игра с разноцветными красками очень нравится. Каждый раз, когда они раскрывают лист, слышатся возгласы восторга, удивления.
Еще очень любят мои дети играть с кляксами. На лист бумаги я капаю капли из кисточки, затем мы рассматриваем – на что мои капельки-кляксы похожи. “Смотрите, смотрите, солнышко!”, еще одна капелька упала, еще одна “Ой, цыпленок”. Давайте будем медленно поворачивать и рассмотрим эти капли с другой стороны. “Ой смотрите, цыпленок теперь мне напоминает…, а мне…” А хочешь сделать свою кляксу? Ах, как здорово! Т- с – с, твоя капля хочет рассказать на что она похожа. Ты слышишь? На что? На цветок? На снеговика?”. Вот сколько вместилось в кляксе – целый мир!
А разве не приятно побаловаться ладошками, которые предварительно следует окунуть в цветную гуашь? На ватмане появляются и бабочки и цветы, и рыбки, и осьминожки.
Очень хороши и эффективны эти способы рисования в начале учебного года. Очень любят мои дети играть с красками – т.е. заниматься кляксограмами, монотипией, ладошками – эти игровые приемы дают возможность детям преодолеть неуверенность в себе, страх перед изображением. Во время таких игр нет детей, которых постигла бы неудача.
Очень оживленно проходят игры – путешествия. Мы ездим, ходим, летаем в гости к Краскам на Цветную полянку. Во время путешествий мы играем в дидактические игры, такие как “Найди по цвету…”, “Раз, два, три, четыре, пять – мы идет цвет искать” и т.д. Королева Кисточка, дядюшка Ау и другие персонажи рассказывают нам художественные сказки, истории. Например, про непослушный красный шар, который в конце превратился в божью коровку, про девочку, большое солнце и маленькие солнышки, про елки синие и желтые. Такие истории помогают детям освоить сюжетное рисование, т.к. в процессе рассказа и поэтапного рисования создается сюжет, правда пока один на всех. Не забываем мы о пальчиковых играх, которые развивают моторику рук наших малышей, а они их очень любят.
Как-то раз я задумалась, а как еще сделать выполнение заданий более осмысленными и интересными? Ребенку важно знать, что он трудится не напрасно, что-то, что он делает кому-то должно быть необходимо. Но кому? В каком мире смогут найти себе применение нарисованные детьми предметы? К счастью, такой мир существует! Это тот удивительный мир, в котором куклы ходят в гости, зайцы и медведи посещают салон красоты, супермаркеты. А еще они обращаются к детям за помощью – если кто-то заболел или какая-то беда – это мир детской игры. Игрушки сразу, с пользой для себя, употребляют все, что нарисовано, наклеено детьми. Так, однажды, когда дети играми в игровом уголке – зазвонил телефон, где мама Жучка жаловалась на то, что щенята бегали на улице, играли, а вы знаете, что там так холодно, а они ели снег и сосульки, а теперь они заболели, а таблетки глотать отказываются. Что делать? Дети советуют, как поступить. В ходе беседы Данилка предлагает построить машину и поехать к щенкам в гости. Когда мы приехали, то Катя предложила напоить щенят чаем с лимоном, после чего укутать щенят теплым платком. Они пропотеют и поправятся. И мы приступили к приготовлению “чая”. “Щенят много и нас много. Мы справимся”. У меня нашлись стаканчики, вырезанные из альбомных листков. Вместе с детьми “готовим чай” – растворяем коричневую краску в воде, а затем кистью, как бы наливаем чай в стаканчики. Затем чай чуть-чуть остужаем (высушиваем) и вспоминаем, что забыли положить лимон – дорисовываем кружочки лимона. Дети поят щенят, заворачивают и укладывают их спать. Мама Жучка благодарит детей. Вот так мы и играем, а начинаем, как вы поняли с проблемной ситуации.
Вот еще одна ситуация – мы помогали зайчонку Ушастику, который без спроса залез в буфет и уронил все банки с зимними заготовками. Дети помогали консервировать овощи и фрукты на листе бумаги.
А что делать, если пришли в гости соседские котята, а мама Ушастика никого в гости не ждала. Оказывается, как говорит Тося, следует “просто пожарить яичницу”. Вт мы уже и жарим – а пальчиками примакиваем зеленый горошек, желтую кукурузу – кому что нравится. Затем помогаем Зайчихе сервировать стол. Приятного аппетита, котята.
А еще как-то раз заболел наш ежик Фурфунчик. Пришел на прием к доктору Алена. Прописала Алена витаминки, сказала, чтобы Фурфунчик лег в постель, иначе у него будет “пентература”. А ежик ей пожаловался – что дома у него не прибрано, даже воды некому подать, один он живет в норке – нет у него ни друзей, ни семьи. Все вызвались помочь Фурфуне, пригласили остаться в группе “мы тебя вылечим”. А Алина спрашивает, а с кем останется ежик ночью, кто ему даст лекарство?. А Фурфуня жалуется – у Зайчихи вон сколько зайчат и хомяк не один живет и я хочу, чтобы у меня были друзья. “А мы тебе нарисуем друзей!”. Дети взялись за работу и у Фурфуни появились друзья. А следующий раз для постройки дома для ежика (тесно им стало в старом) ребятишки уже трудились над тележками, т.к. ежата им рассказали, что кирпичики не яблоки и на иголки не накалываются.
Такой цикл игр занятий не только учат детей рисовать, но и помогают определять и развивать сюжет игры. Сюжетные игры становятся разнообразнее.
Дети в нашей группе очень любят играть и в настольный театр. Ставят фигурки, рассказывают сказки, придумывают свои рассказы, истории. Как-то раз играли в “Заюшкину избушку”. И зайчик у нас был, и лисичка, и медведь, и петушок. Но вот одно плохо – как говорит Денис: “Зайчишка живет в лесу, а у нас нет деревьев – надо их нарисовать”. Дети на полосе обоев изобразили стволы, а крону мы сделали мятой бумагой, макая ее в краску. Дети станут Чудный лес у нас получился, а сказку мы потом ребятам из других групп показывали. Игровые приёмы, о которых я рассказала, способствуют и развитию воображения, мышления. Катя вместо одного Колобка нарисовала четырех, а когда я ей сказала, что Колобок был один, то услышала на это “Поэтому Вашего Колобка и съела лиса, а моих она испугается и убежит” и спокойно принялась дорисовывать травку.
Впереди нас ждет ещё много интересных дел, но уже сейчас я вижу, насколько помогает игра раскрепостить старше, игры разнообразнее и я радуюсь, когда вижу, как смело, они берутся за работу.
Художественная деятельность ребенка станет более успешной, если мы, взрослые будем оценивать ее положительно, не сравнивать с другими работами и не говорить получился рисунок или нет, а отличать индивидуальную манеру выполнения.
Видя увлечённость детей и родители стали проявлять интерес к нашей деятельности. И теперь наши родители знают, что нужно делать, какие условия создавать, чтобы ребёнок проявлял инициативу, не боялся высказывать своё мнение, знал, что его всегда поймут. Ведь это так несложно.
Итак:
- Ребенок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физическое и психологическое пространство.
- У ребенка не должно быть недостатка в цветных карандашах, фломастерах, красках и бумаге.
- Сюжет рисунка не должен подвергаться критике.
- Рисунки, отобранные самим ребенком, нужно повесить где-нибудь в удобном месте попросить прокомментировать их.
- Следует предлагать рисовать все, о чем ребенок любит говорить и говорить с ним обо всем, что он любит рисовать.
Стараюсь донести до родителей ту мысль, что через изобразительную деятельность ребенок самовыражается как личность.
Моя попытка соединить игру и ИЗО, на мой взгляд, оказалась успешной. Дети стали более раскованными в рисовании. Самое главное у них пропал страх перед изображением, а, значит, есть пространство для проявления фантазии и творчества.
Предлагаю вашему вниманию несколько сценариев игровых занятий.
Цель: Закрепление представления в зеленом цвете. Дать детям знания о том, что зеленый цвет можно получить при помощи смешивания синего и желтого цветов. Закреплять понятие высокий, низкий, длинный, короткий. Классификация предметов по цвету. Развивать мелкую моторику рук, координацию слова с движением. Воспитывать аккуратность в работе. Развивать фантазию и воображение.
Материал: Два кувшина - синий, желтый. Плоскостные из картона цветы -синие и желтые (по 2 - 3 на каждого ребенка). Плоскостные из картона панно для рисования. Тарелочки с гуашью двух цветов - синий и желтый. Фартуки для работы на каждого ребенка.
Музыкальное оформление: фонограмма «Звуки леса».
Ход занятия: Воспитатель предлагает детям пойти на прогулку в лес.
Воспитатель: Ребята, давно мы не ходили в лес гулять, что же там делается? Хотите посмотреть? Тогда пойдем, держитесь крепко за руки, чтобы вы не потерялись.
Дети идут друг за другом «змейкой», приговаривая (упражнение на координацию слова с движением):
Мы идем дорожками, Мы идем тропинками, Мы идем с лукошками, Мы идем с корзинками. | Идут друг за другом. Руки на пояс идут на носках. |
Ручеек по жердочкам перешли и полянку светлую мы нашли. Дети останавливаются, видят «цветы».
Д/и на классификацию предметов по цвету.
Воспитатель: Ой, сколько цветов, соберем в букеты! А у меня и вазы есть. Сколько их у
меня?
Дети: Две.
Воспитатель: А какого они цвета?
Дети: Синего и желтого.
Воспитатель: Сколько синих ваз у меня? А сколько желтых? А цветов, сколько на поляне?
Дети: Много.
Воспитатель: А каких цветов наши цветы?
Дети: Синие и желтые.
Воспитатель: К желтой вазе мы соберем желтые цветы, а к синей синие цветы.
(Дети подбирают к вазам цветы, помогают друг Другу).
Воспитатель: Какие красивые букеты у нас получились!
А теперь присядем и поиграем с пальчиками, (гимнастика для пальчиков развитие мелкой моторики).
Раз, два, три, четыре, пять. Мы пошли в лесок гулять. Этот пальчик по дорожке, Этот пальчик по тропинке, Этот пальчик за грибами, Этот пальчик за малиной, Этот пальчик заблудился, Очень поздно возвратился. Вот и все. | Сжимают и разжимают кулачки, поочередно загибают пальчики. Прячут руки за спину. Разжимают кулачки. |
Воспитатель: Вот какие веселые пальчики. А сейчас я расскажу историю, которая произошла в лесу (чтение сказки «Желтые и синие елки»). А посмотрите, какой лес я нарисовала. Вот он мой лес! Ой! Только почему-то в моем лесу не елки, а только стволы, а краски в тарелочках лежат одна синяя и одна желтая - всего сколько?
Дети: Две краски.
Воспитатель: Как же нам без зеленой краски ветки нарисовать? Как зеленую краску получить?
Дети: Перемешать краски.
Воспитатель: Я влево, право повернусь и в художника превращусь. (Одеваю свой фартук). Беру свою тарелочку - пальцами перемешиваю краски. Ой! Какой цвет получился у меня - а из каких цветов мы получили зеленый цвет?
А теперь, мои руки - умелочки, помогите ветки к стволу прикрепить.
(Воспитатель показывает, как это делать: плавными движениями намазывает сверху вниз, сверху вниз).
Воспитатель: Какая пушистая елочка у меня получилась. Но стволов много - мне одной не управиться, вы поможете мне? Тогда влево, право повернись и в художников превратись!
Дети одевают фартуки как у настоящих художников.
Воспитатель: Возьмите краску в тарелочках
(Какая краска у Даши? А у Саши? Даниил, ты перемешал? Какого цвета у тебя получилась краска? ) индивидуальная работа. После чего дети моют руки. Кто помыл - подходят и разглядывают лес (Эта елочка получилась светло-зеленая, А у этой елочки ветки в одну сторону смотрят, видно ветерок подул.).
Пока смотрели на лес пошел дождь!
Капли раз, Капли два. Очень медленно сперва - А потом, потом, потом Все белом, белом, белом! Мы зонты свои раскрыли От дождя себя укрыли! | Прыжок, Прыжок. Медленно прыжок. С ускорением прыжок. Тянутся на носочках, смыкают руки. |
Воспитатель: Ну, вот и побывали мы в лесу, а теперь пора возвращаться в группу.
Влево, право повернись из художников и лошадок превратись!
Эй, лошадки, все за мной!
Поскакали все домой. (Дети скачут и цокают языком).
Воспитатель: Приехали! Влево, право повернись, в деток снова превратись.
Ну, мои маленькие художники, снимаем фартуки.
Дети снимают фартуки и приступают к свободной игре в группе.
Цель: Вызвать сочувствие, желание помочь маленьким больным щенкам — вылечить, напоив чаем с лимоном. Совершенствовать рисование круглых форм, учить тонировать бумагу (нальем чай в стакан).
Предварительная работа: Разучивание песни «К нам пришла собачка» - знакомство с живым объектом. Развлечение «У самовара».
Материал: Игрушки - собачка Жучка, щенята, кроватки, игрушка Би-Ба-Бо, желтая краска, вырезанные силуэты стаканов, акварель коричневая разведенная, гуашь желтая, кисточка.
Ход занятия: В гости к детям приходит желтая краска, здоровается с детьми. Дети узнают, что она - желтая сестричка радуги. Краска предлагает поискать в группе желтые пятнышки - дидактическая игра «Найди то, что желтого цвета». А что еще бывает желтого цвета? (Ответы детей). Вдруг звонит телефон.
Желтая краска: Алло, что случилось?
Голос собачки Жучки: Мои щенята бегали по улице, прыгали, а вы знаете, что там очень холодно, а они ели сосульки, и теперь они заболели, как же мне их вылечить? Желтая краска: Что будем делать? (Ответы детей).
Вот сколько много советов, а хотите, давайте поедем к щенятам в гости.
Дети «садятся в машину», едут в гости к больным щенятам (в ИЗО-студии кукольные кроватки с щенятами).
Желтая краска советуется с ребятами еще раз, как вылечить щенят, наводит детей на то, что щенят надо напоить чаем. «Щенят много и нас много, каждый для своего щенка «нальет» чай.
На столах растворенная краска коричневого цвета. Желтая краска показывает, как мы будем «наливать в стакан чай», сверху вниз прямыми полосами, кисточка всем ворсом. Дети приступают к работе. В процессе работы воспитатель ведет индивидуальную работу.
Дети собираются вокруг щенят, т.к. краска говорит, что чай должен немного завариться, идет беседа с детьми о том, что когда болеют хорошо пить чай с лимоном. Предлагаю нарисовать детям в стаканах с чаем лимон, как у краски в чашке. Дети дорисовывают лимон, «поят» щенят.
Щенята выздоравливают, играют с детьми (подвижная игра «Ребята и щенята»).
Мама-Жучка благодарит ребят. Дети вместе с желтой краской возвращаются в группу.
Желтая краска: А что бы вы, ребята, не болели, я вас напою чаем с лимоном.
Дети пьют чай, принесенный краской, благодарят краску, краска уходит.
Ход работы: Дети приезжают к красной краске, но ее не оказывается дома. Зато на столе лежит красный конверт. Воспитатель читает: найдите меня по моим следам. «Хитрая красная краска, спряталась, а что за следы такие у краски? (Ответы детей - красные пятнышки). Давайте поищем эту озорницу.
Дети рассматривают, где есть красные пятна на предметах. Наконец они находят красную краску. Краска хвалит детей за то, что они так хорошо знают красный цвет, дает каждому ребенку баночку с красной краской и предлагает нарисовать красные шарики на листе бумаги (дети рисуют красные шарики, в процессе рисования воспитатель ведет индивидуальную работу).
Красная краска предлагает помыть кисточки, обсушить их об салфетку - пусть они подсохнут, а я вам пока расскажу сказку, но не просто расскажу, а еще и покажу, а поможет мне моя подружка - кисточка. (Дети рассаживаются свободно вокруг мольберта, на котором изображен красный шарик).
Жил на свете красный шарик, он летал по воздуху, любовался полянкой сверху, а что же там внизу на поляне? Как бы мне спуститься пониже и посмотреть? Кисточка, может быть ты знаешь?
Кисточка: Давай, я тебя превращу...
Рисую на шарике красную точку — дети фантазируют, что получилось?
Краска: И превратила шарик в ягодку-смородинку. Лежала смородинка - ну ничего не видно, много ли увидишь лежа на одном месте?
Просит смородинка кисточку: Помоги, пожалуйста. Хорошо - говорит кисточка, ты будешь... (провожу прямую полоску - дети фантазируют, что получится)... и превратила кисточка смородинку в мяч. Стал мяч скакать по полянке. Как он начал скакать? (Подвижная игра «Веселый мяч»).
Напрыгался мячик, устал, отдышаться не может. Опять стал жаловаться кисточке — ничего, говорит кисточка, я тебе еще раз помогу, и превратила мяч в ... (на мяче рисую несколько черных точек, дети фантазируют, что это)... в арбузик! Но тут откуда ни возьмись появилась Ксюша и говорит: Какой сочный арбузик, можно я тебя съем? Надулся арбузик, обиделся - Кисточка, помоги, я еще ничего не видел, а меня уже съесть хотят!
Ну, хорошо, последний раз тебе помогаю, и превратила арбузик в жучка (пририсовываю лапки и усики).
Предлагаю детям свои шарики тоже превратить в жучков. (Дети рисуют, воспитатель ведет индивидуальную работу). После того, как дети нарисовали жучков мы любуемся ими.
Краска продолжает: Вот сколько жучков, им не скучно – их много, только грустно – травки нет, солнышка нет, что делать? (Дети предлагают нарисовать траву и солнышко). Дети рисуют.
Красная краска рассказывает детям, что такие жучки называются божьи коровки, они очень маленькие, их нельзя обижать и если они нам попадутся, то нельзя их давит или сжимать в ладошке, иначе они погибнут…, а лучше любоваться ими, не трогая, потому что они живые. А для игры мы возьмем игрушечных жучков.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме : Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра
Обобщение педагогического опыта по теме: Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в условиях реабилитационного центра...
опыт работы по теме «Развитие художественно – творческих способностей детей, через ознакомление искусством бумажной пластики - оригами».
Современные социально - экономические условия побуждают систему образования уделять большое внимание проблемам творчества и формированию у детей качеств творческой личности в процессе обу...
Доклад на тему: «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности»
В своей статье я постаралась раскрыть проблему развития художественных способностей детей в научно-методической работе....
Опыт работы по теме:«Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в игровой деятельности».
Опыт работы по теме:«Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня в игровой деятельности»....
Доклад на тему: «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности»
Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте.Дошкольный возраст - это тот пе...
Опыт работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования»
Актуальность выбранной темыФормирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается её развитие с дошкольного возраст...
Опыт работы по теме «Развитие индивидуальных творческих способностей детей посредством музыкально-театрализованной деятельности»
Одной из актуальных проблем современной дошкольной педагогики является проблема развития творческих качеств личности. Их формирование проходит в различных видах деятельности, мы остановимся на музыкал...