"Развитие творческих способностей дошкольников в процессе работы с природным материалом"
статья

Андрийчук Светлана Александровна

Развитие творческой личности одна из главных задач дошкольного воспитания.

Выдающийся отечественный педагог-психолог Л.С. Выготский отмечал: «Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка».

Современная педагогическая наука придерживается тезиса, что любой ребенок обладает творческими способностями, задача педагогов – раскрыть  и постараться развить эти способности.

Залогом  для успешного развития творческих способностей у детей является их  активное включение в творческую деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе работы с природным материалом.

Развитие творческой личности одна из главных задач дошкольного воспитания.

Выдающийся отечественный педагог-психолог Л.С. Выготский отмечал: «Один из очень важных вопросов детской психологии и педагогики - это вопрос о творчестве у детей, о развитии этого творчества и о значении творческой работы для общего развития и созревания ребенка».

Современная педагогическая наука придерживается тезиса, что любой ребенок обладает творческими способностями, задача педагогов – раскрыть  и постараться развить эти способности.

Залогом  для успешного развития творческих способностей у детей является их  активное включение в творческую деятельность.

И чем раньше ребенок будет включен в творческий процесс, тем  активнее будет формироваться и развиваться у него восприятие окружающего мира, образное мышление, воображение, внимание, память, речь.

Большая роль в процессе развития творческих способностей принадлежит созданию дошкольниками работ с использованием природного материала.

Сказочна и богата природа. В любое время года она открывает нам свою красоту и гармонию. Воспитатель помогает ребенку увидеть эту красоту, привлекая его внимание к ярко окрашенной листве осенних деревьев, спелым гроздьям рябины, причудливым сучкам, травинкам, семенам растений.

Во время прогулок на участке детского сада, можно привлекать детей к сбору природного материала для будущих поделок, объясняя, как это сделать так, чтобы не навредить окружающей природе.

Благодаря многообразию причудливых форм и красок общение и  работа с природным материалом способствует всестороннему развитию мышления у детей, а также формированию первых трудовых навыков, сближению детей с родной природой, воспитанию бережного, заботливого отношения к ней.  

Все поделки из природного материала можно разделить на две группы:

 - конструирование из природного материала,

- аппликация из природного материала.

Конструирование – это художественная техника создания объемных изделий в виде поделок, путем соединения деталей друг с другом.

Аппликация – это художественная техника изображения путем наклеивания деталей к фону.

Аппликационные работы способствуют развитию художественного видения природы, закреплению представлений о симметрии, развитию чувства формы, ритма, соотношений частей и целого.

Работа с природным материалом начинается со второй младшей группы и продолжается до конца подготовительной к школе группы.

Строится она по принципу перехода от простого к сложному.

В  младшем дошкольном возрасте воспитатель создает условия  для знакомства детей с художественными особенностями и конструктивными возможностями различных материалов. Вначале всегда рассматривается образец изделия, вместе с детьми анализируется его структура, способ и последовательность изготовления.

Значительно больше возможностей для творчества из природного материала возникает в старшем дошкольном возрасте, когда дети мастерят изделие по рисунку или фотографии, без предварительного анализа, а также по собственному замыслу или на заданную тему не имея перед собой образца.

Взрослый показывает ребенку природный материал и интересуется, что он ему напоминает, на что похож, что из него можно сделать. Этот вопрос приводит в действие механизм детской фантазии, воображения, ребенок начинает придумывать свой оригинальный образ. Дети, проявляя свои творческие способности, могут создать несколько изображений из одного и того же природного материала. 

Качество и выразительность достигается умением подметить в природном материале сходство с предметами действительности, с людьми, животными, сказочными героями (способ «опредмечивание»).

 Затем задания усложняются. Необходимо усилить это сходство и выразительность дополнительными деталями и дополнительной обработкой с помощью инструментов (способ «включения»).

Детям предлагается подобрать дополнительную деталь к основному образу, выбрать способ прикрепления ее к основе, убрать лишнее или дополнить, так, чтобы образ стал более выразительным. 

Благодаря этому у детей развивается интерес, фантазия, выдумка, изобразительность – все то, что лежит в основе творческих способностей.

В старшем дошкольном возрасте на занятиях я стараюсь на всех этапах работы  предоставлять детям  как можно больше возможности проявлять творчество и самостоятельность, в том числе, самим выбирать нужный  материал для будущей поделки, определять способы и приемы работы. Побуждаю  детей применять разные виды материалов в одном изделии, увеличивать количество деталей, объединять отдельные предметы в сюжетные композиции. За счет этого поделки становятся более качественными и сложными по своему содержанию.

Для развития творческих способностей использую на занятиях дидактические и технические материалы: альбомы с образцами, таблицы-памятки, схемы, шаблоны, трафареты.

Для поддержания интереса у детей привлекаю родителей для совместной деятельности.

 Мы проводим выставки работ, выполненных детьми в детском саду, а также тематические выставки совместного творчества детей и родителей.  

Для детей младших групп, ребята инсценируют сказки, используя поделки, выполненные своими руками.

Таким образом, работа с использованием природного  материала способствует развитию у детей творческих способностей, удовлетворяет их потребность в исследовательской деятельности, пробуждает чувство удовлетворения от результатов своего труда, формирует бережное отношение к окружающей природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного материала.

Творческое конструирование является одним из таких видов деятельности, которое воспитывает у ребенка эстетическое отношение к окружающему миру, в полной мере активизирует фантазию, поддерживает детску...

"Воспитание экологической культуры у дошкольников в процессе работы с природными материалами"

Влияние труда с природным материалом, на  развитие ребёнка дошкольного возраста....

Развитие творческих способностей дошкольников посредством организации работы по лепке с использованием нетрадиционных материалов

Из опыта работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию творческих способностей посредством лепки из разных материалов...

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе конструирования из природного и бросового материала

Конструирование с использованием природного и бросового материалов, способствует развитию у детей творческих способностей, формирует не только технические умения и навыки, но и особое отношение к окру...

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРИРОДНЫМ ОКРУЖЕНИЕМ

Статья на тему: "Развитие творческих способностей в процессе ознакомления с природным окружением"...