ИКТ в экологическом образовании старших дошкольников
статья (старшая группа) на тему
Информационно-компьютерные технологии проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_ikt_v_ekologicheskom_vospitanii.doc | 37.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Кормушкина Ольга Дмитриевна, воспитатель МБДОУ № 113 Автозаводского района города Нижнего Новгорода.
«Экологическое образование дошкольников в контексте темы: «Использование информационно-компьютерных технологий в экологическом воспитании детей старшего дошкольного возраста ».
Информационно-компьютерные технологии проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. В условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использование ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Занятия в детском саду имеют свою специфику, они должны быть эмоциональными, яркими, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей.
При работе с бумажным демонстрационным материалом возникали определенные трудности:
-Для приобретения демонстрационного материала по ознакомлению с природой необходимы большие материальные затраты.
-Отсутствие помещения, для хранения большого количества иллюстрационного материала.
-Отсутствие многих необходимых иллюстраций в продаже.
-Неудобство в использовании большого количества иллюстраций на одном познавательном занятии.
-Быстрый износ бумажных иллюстраций.
Решение проблемы: использовать в воспитательно – образовательной работе с детьми информационные компьютерные технологии.
В своей практике работы, знакомя детей с природой, я использую разнообразный материал: дидактические картинки, репродукции художественных картин, фотографии, видеофильмы, звукозаписи; при котором дети становятся активными, а не пассивными объектами педагогического воздействия.
Я использую следующие виды иллюстративно-наглядных материалов на электронных носителях:
1.Звуковые материалы – это записи голосов птиц, млекопитающих, шум леса, прибоя, дождя, ветра и т. д.;
2.Экранные материалы – это слайды, то есть серия отдельных кадров, посвященной отдельной теме. По статичности они напоминают дидактические картинки.
3. Мультимедийные презентации – это обучающие заставки с красивыми, яркими картинками, помогающие рассказать детям об окружающем мире. Презентация сочетает в себе динамику, звук, красочное изображение, что значительно улучшает восприятие информации.
4. Медиазанятия, которые провожу в групповой комнате с применением ноутбука или в музыкальном зале, оборудованном компьютером, проектором и экраном.
Мультимедийные экологические игры включаю как в содержание занятий по ознакомлению с окружающим миром, так и в свободную деятельность: игры -путешествия, игры - загадки, дидактические игры, викторины, физминутки, пальчиковые игры.
Например: тема занятия "Насекомые". Включаю мультимедийную игру "Разгадай кроссворд и ты узнаешь, как называется эта группа животных". Презентация «Составь цепь питания и найди лишнюю картинку",
Ребус "Угадай кто здесь?"( Какое насекомое спряталось в этом ребусе).
Тема занятия "В гостях у лесовичка". Мультимедийная игра "Подбери правильно"
Правила мультимедийной игры:
необходимо определить породу деревьев,
затем подобрать листик к дереву,
найти с какого дерева плод.
Интересны для детей игры-занятия, составленные в виде викторины. Они охотно отвечают на вопросы, ответы которых сопровождаются яркими картинками. Викторина позволяет ребёнку разобраться в своих знаниях, развивает память (Какая ягода бывает черной, красной и белой? Как по пню срубленного дерева узнать, сколько ему лет?)
Вне занятий мультимедийные игры помогают закрепить знания детей, их использую я и для индивидуальных занятий с детьми. В свободное от занятий время организую игры с медиотехнологиями:
- Загадывание загадок.
- Пальчиковые игры.
- Организация двигательной деятельности с помощью моделирования движений. (Например, на экране модель-кузнечика, с использованием звука)
По результатам работы стало видно, что по сравнению с традиционными формами обучения дошкольников, компьютерные технологии обладают рядом преимуществ и соответствуют возрастным особенностям детей дошкольного возраста:
- Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.
- Компьютер несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.
- Наглядный материал, используемый в презентациях, слайд-шоу, дает возможность воспитателю выстроить объяснение на занятиях логично, научно. При этом включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная.
- Презентация дает возможность рассмотреть сложный материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить текущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.
- Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка и способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу.
- Компьютер обладает стимулом познавательной активности детей. Такие занятия побуждают детей к поисковой и познавательной деятельности.
- Использование разного рода слайд-шоу позволяет показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Задача схем и моделей – наглядно представить процессы в неживой природе, такие как свойства воды, почвы, и пр.
- Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.
Из всего вышесказанного можно сделать выводы, что:
- Информационно-компьютерные технологии прочно входят в систему образования, которая предъявляет новые требования к воспитанию и обучению подрастающего поколения, внедрению новых подходов, которые должны способствовать не замене традиционных методов, а расширению их возможностей.
- Применение информационных технологий в сфере дошкольного образования позволит педагогам изменить содержание, методы и организационные формы обучения, будет способствовать развитию их информационной компетентности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы экологического образования старших дошкольников
Экологическое воспитание – относительно новое направление в дошкольной педагогике. Система знаний о природе, построенная на основе взаимосвязей растений и животных с внешней средой и тем самым являюща...
Опыт работы экологического образования старших дошкольников.
Технология экологического воспитания старших дошкольников на занятиях в ДОУ и повседневной жизни, в условиях сельского детского сада....
Ознакомление с птицами на участке детского сада как средство экологического образования старших дошкольников
Тема работы - «Формирование представлений у старших дошкольников представлений о птицах участка ДОУ». Мы не случайно выбрали ее, так как любовь к птицам, трепетное отношение к ним, забота ...
Проектно- исследовательская деятельность в экологическом образовании старших дошкольников
Я считаю, что данный опыт будет полезен педагогом средней полосы проживания, потому что мы находимся в одной территориальной и климатической зоне; родителям- обогатить свой опыт и передать его своим д...
ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ОБЪЕКТАМИ ПРИРОДЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
В каждом маленьком ребенке — И мальчишке, и девчонке Есть по двести грамм взрывчатки Или даже пол кило. Должен он бежать и прыгать, Все хватать, ногами дрыгать, А иначе он взорвется, Трах-бабах... и н...
«Роль игр в экологическом образовании старших дошкольников».
Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также...
"Использование игровых технологий в экологическом образовании старших дошкольников"
Описание системы работы «Использование игровых технологий в экологическом образовании старших дошкольников»...