Опыт работы экологического образования старших дошкольников.
проект по окружающему миру (старшая группа) по теме
Технология экологического воспитания старших дошкольников на занятиях в ДОУ и повседневной жизни, в условиях сельского детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty.docx | 44.59 КБ |
Предварительный просмотр:
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе развития общества, вопросы традиционного взаимодействия природы и человека выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относится к природе, они погубят себя. Для предотвращения этого необходимо воспитывать экологическую культуру и ответственность, и начинать экологическое воспитание надо с дошкольного возраста, так как приобретённые именно в этот период знания могут преобразоваться в дальнейшем в прочные убеждения.
С одной стороны, ребята- дошкольники с большим интересом относятся к растениям, животным, любят их, но с другой стороны – проявляют жестокость, равнодушие. А сегодня, когда родители в силу своей «вечной» занятости, уделяют общению с детьми мало времени – это равнодушие проявляется особенно утрированно. Ведь зачастую родители сами показывают своему чаду своё, не всегда правильное отношение к окружающим людям, окружающей природе. Это приводит к тому, что дети наносят вред природе и никакие объяснения взрослых не помогают. Связано это также незнанием дошкольниками правил взаимодействия с объектами природы. Важность экологического воспитания для детей в современном технологическом мире переоценить невозможно. Проблема охраны природы становится главной проблемой. Таким образом, актуальность проблем экологического образования и воспитания возрастает.
Острота современных экологических проблем выдвинула перед педагогической теорией и дошкольной практикой задачу большой экономической и социальной значимости: воспитание молодого поколения в духе бережного и ответственного отношения к природе, защиты и возобновления природных богатств. ( Н.А.Кнященко, Н.К.Лейзеров, Коган и др.)
Таким образом экологическое воспитание играет в современном мире важную роль. Дошкольники, получающие определённые экологические представления, будут бережней относится к природе. В будущем это окажет влияние на оздоровление экологической обстановки с втране, и соответственно в нашем крае.
Взаимодействие человека с природой - чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой к познанию ребёнком окружающего мира. Для нас жителей села – нет на сегодняшний день важнее и актуальней задачи, чем экологическое воспитание.
Экологическое воспитание –сравнительно новое направление дошкольной педагогики. Оно принципиально отличается от традиционного предмета, называвшегося «Ознакомление детей с природой». Теоретические основы экологического воспитания дошкольников представлены в различных психолого-педагогических исследованиях.( И.А. Хайдурова, П.Г.Саморукова, Н.Н.Кондратьева).
Суть нового направления заключается в следующем: «В период дошкольного детства в процессе целенаправленного педагогического воздействия у детей можно сформировать начала экологической культуры- осознанно- правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют их непосредственное окружение в этот период жизни.(С.Н.Николаева).
Экологическое образование и воспитание , которые формируют экологическое сознание человека – требуют разработки технологии экологического воспитания, прежде всего в детском саду.
Какие изменения вносятся в традиционное содержание работы по ознакомлению с природой? Прежде всего. детям нужно дать на всех возрастных ступенях экологические знания о мире не глобальной природы, а той, которая его окружает, «близко» к дошкольнику, которую он может наблюдать день ото дня, может потрогать и пощупать. К концу дошкольного возраста у ребёнка должна сформироваться система этих знаний, отражающая взаимосвязи природных явлений. Ребёнок должен осознавать, что каждое растение и животное – это живой организм. Старшему дошкольнику легче установить сходства, чем различия. Они ведут идентификацию с собой (растению или животному больно, как мне: они двигаются, питаются, растут, как я ит.д.). Для нормальной жизнедеятельности живой организм нуждается в пище, свете, воздухе и т.д.
На примере конкретных растений и животных , опять же тех, которые ребёнок видит рядом, следует раскрыть связь строения органов и их функционирования , зависимость строения организма от условий среды.
Поэтому в последние годы проблемой экологического образования занимается большое количество дошкольных учреждений, создан ряд новых программ.(«Юный эколог» С.Н.Николаева, «Мы» Н.Н.Кондратьева; «Наш дом природа» Н.А.Рыжова).
Однако:
1.Ещё не выработан единый подход к целям и задачам экологического образования дошкольников, как первой ступени непрерывного экологического образования, отбору его содержания;
2. Недостаточно разработана система критериев и диагностика результатов, не определены пути и условия экологического образования ДОУ.
Поэтому мы попытались разработать технологию непрерывного экологического образования, с учётом региональных условий и адаптированную к условиям работы в логопедической группе МК ДОУ ОРВ д/с №18 «Ёлочка» .Работа ведётся в тесном сотрудничестве узкими специалистами ДОУ: музыкальным руководителем, преподавателем изобразительной деятельности, логопедом и воспитателями.
Цель предполагаемой технологии – прививать основы экологической культуры дошкольникам, показать взаимосвязь живых организмов и неживой природы, влияние человека на окружающий мир.
Задачи:
- Формирование у детей элементов экологического сознания (знания экологического содержания, отражающие ведущие региональные взаимосвязи природных явлений);
- Формирование у дтей практических навыков и умений в разнообразной деятельности в природе (уход за растениями и животными в уголке природы, участие в природоохранной работе).
- Воспитание гуманного отношения к природе ( поведение и деятельность детей в природе).
Воспитание осознанно- правильного отношения детей к природе будет осуществляться успешно, если создать следующие педагогические условия:
1.Систематизировать и определить содержание экологических знаний, научит детей любить жизнь, природу, людей, себя.
2.Создать развивающую среду для успешного изучения предметов и явлений в природе, связей и отношений, которые существуют между ними.
3.Подготовить педагогов: конкретизировать цели и задачи, определить методы и приёмы.
4.Создать условия для комплексного использования разных видов деятельности детей в природе.
Принципы отбора экологических знаний для составления технологии:
- Принцип научности;
- Принцип доступности;
- Принцип системности;
- Принцип воспитывающего и развивающего характера;
- Принцип сезонности;
- Принцип последовательности.
Основные идеи экологического воспитания:
- Единство живого и неживого в природе;
- Единство человека и природы.
Формы и методы используемые при составлении технологии:
- Экологические занятия;
- Экологические экскурсии;
- Экологические праздники и викторины;
- Экологические акции;
- Обсуждение и проигрывание ситуации;
- Трудовой десант;
- Зелёный патруль;
- Лаборатория юного эколога;
- Ведение календаря природы;
- Коллекционирование;
- Выставки;
- Экологические игры;
- Экологические сказки;
- Инсценировки;
- Знакомство с художественной литературой;
- Экологические проекты.
Для успешного выполнения поставленных целей и задач необходима полноценная развивающая среда. Предметная среда оказывает на ребёнка определённое воздействие уже с первы часов пребывания ребёнка в детском саду. Важно, чтобы она стала развевающей т.н. обеспечивала формирование активной самостоятельной деятельности.
Организация и оборудование природной зоны в нашем детском саду продуманы так, чтобы обеспечить непрерывный целенаправленный, практических подход к экологическому воспитанию, в том числе и к такой проблеме, как охрана природы. Вся территория детского сада утопает в зелени красивых деревьев и кустарников (рябин, берёз, черёмухи и сирени).
Очень много цветочных клумб разной формы с разными цветами. Так же мы создали детский огород, в котором дети по руководством воспитателей ухаживали за овощными и злаковыми культурами, наблюдали за ростом и развитием растений от всодов до созревания плодов. Здеь же располагается домик для хранения оборудования(лейки, грабли, лопатки). В укромном уголке располагается «Царство царя Берендея».Где оформлены биозоны озера с обитателями (лягушки, лебеди, стрекозы); лесная поляна с растениями (трава, ягодники) и насекомыми (Бабочки, гусеницы, жуки), а так же дом с домашними животными (кошки, собаки, коровы) – все они выполнены из камней. Рядом находятся лесопосадки, полянки с дикорастущими растениями, сосновый лес, кустарники.
При оснащении групповой комнаты были созданы се условия для развития любознательности детей. Для этого оформили уголок природы. Который, включает в себя:
- зелёную зону – комнатные растения: фикус, бальзамин, фиалки, сансевьера, бегония, папоротник (дети узнают условия роста и развития растений, учатся ухаживать за ними).
- живой уголок-аквариум (наблюдают рыбками, любуются ими);
- окно для сезонного пейзажа (красивый пейзаж учит ребёнка видеть прекрасное в окружающей природе);
Далее идёт диаграмма времён года (регулярные наблюдения детьми сезонных явлений несут огромную смысловую нагрузку: учат определять состояние погоды, сравнивать, сопоставлять, устанавливать причину и взаимосвязь);
- следующее окно посвящено пернатым кочевникам ( дети учатся узнавать и называть осёдлых и перелётных птиц, условия их жизни);
- имеется у нас и место для детского творчества (рисунки, аппликации, поделки из природного материала);
- далее расположении экспериментальная лаборатории «Почемучки» (мы ставим опыты, учимся размышлять, обобщать результаты опытов, строить гипотезы и проверять их). Задача воспитателей связать результаты исследовательской работы с практическим опытом детей уже имеющихся у них знаний и подвести их к пониманию природных закономерностей, основ экологически грамотного , безопасного поведения в окружающей среде.
В образовательной зоне есть всё необходимое для проведения занятий и работы с дидактическим материалом( Д/И: «сад и огород»; «Грибная поляна»; «Что за чем»; «Что на дереве растёт» ит. Д.; диаграммы «Возникновение мира»; «Природные зоны»; множество наборов различных картинок животных, птиц, насекомых, грибов, цветов, растений)
В библиотеке много книг о природе , энциклопедий, иллюстраций, художественных книг о птицах, зверях, насекомых и т. д.
Мастерская оборудована всем необходимым для конструирования из природного материала (шишки, жёлуди, засушенные листья и цветы, кора, веточки ит.д.)
Для определения первоначальных экологических знаний нами была проведена экспериментальная работа с детьми старшей логопедической группы (в-ль Румянцева Е.Г., логопед Зырянова О.Н.)Наш сад «Ёлочка» работает по программе «Истоки» ( Л. А. Парамонова), а так же парциальной программе «Юный эколог» (С.Н.Николаева»Констатирующий эксперимент был проведён : 10-14 октября 2011г.
Разработали диагностику опираясь на программу «Юный эколог»С.Н. Николаевой.
Целью констатирующего эксперимента являлось определение экологической воспитанности старших дошкольников.
Задачи констатирующего эксперимента:
1 )Определить критерии уровня экологической воспитанности старших дошкольников;
2) Подобрать диагностический материал и оборудование;
3) Провести диагностику уровня экологической воспитанности детей.
Критерии сформированности экологических знаний:
- знания о мире животных;
- знания о растительном мире;
- знания о неживой природе;
- знания о временах года;
- отношение к миру природы.
Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников.
Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель: определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (
проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель: определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводится индивидуально с каждым ребёнком).
Цель: определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Задание 4. Знание времён года (проводится маленьким подгруппами)
Цель: определить уровень знания времён года.
Задание 5.Экологическоеотношение к миру природы (проводиться индивидуально с каждым ребёнком).
Цель: определить уровень экологически правильного отношения миру природы.
Результаты констатирующего эксперимента.
Имя ребёнка | Уровень сформированности экологических знаний | Отноше- ние к миру природы | Общий уровень | |||
Мир животных | Мир растений | Неживая природа | Времена года | |||
Таня | С-(8) | Н-(7) | С-(9) | С-(11) | С-(9) | С-(8,8) |
Вика | С-(10) | С-(8) | С-(11) | В-(13) | С-(9) | С-(10,6) |
Никита | Н-(6) | Н-(5) | С-(8) | С-(10) | Н- (7) | Н-(7,2) |
Саша | С-(12) | В-(13) | В-(13) | С-(12) | С-(12) | С-(12,4) |
Лиана | С-(8) | Н-(7) | С-(10) | С-(11) | С-(8) | С-(8,8) |
Максим | С-(10) | С-(8) | С-(11) | С-(12) | С-(8) | С-(9,8) |
Рустам | С-(9) | С-(8) | В-(13) | В-(13) | С-(9) | С-(10,4) |
Средний бал | С-(9) | С-(8) | С-(10,7) | С-(11,7) | С-(8,8) | |
% | С-6(85%) Н-(15%) | В-1(15%) С-3 (42,5%) Н-3 (42,5%) | В-2(29%) С-5(71%) | В-2(29%) С-5(71%) | С-6(85%) Н-1(15%) |
Результаты констатирующего эксперимента.
С-6(85%) Н-1(15%)
Оценивая результаты диагностики констатируем: дошкольники показали в основном средний уровень сформированности экологических знаний:
1.Уровень знаний дошкольников о мире животных – 9 баллов; (С-6 85%;Н-1 15%)
2.Уровень знаний о растительном мире – 8 баллов;(В-1 15%;С-3 42%; Н-3 42%)
3. Уровень знаний о неживой природе – 10,7 балла;(В-2 29%; С-5 71%)
4. Уровень знаний о временах года – 11, 7 балла; (В-2 29%; С-5 71%)
5.Отношение к миру природы- 8,8 балла (С-: 85%; Н- 1 15%)
Учитывая результаты диагностики был составлен план экологического воспитания на 2011-2012 учебный год.
Сентябрь.
Вид деятельности | Источник |
Образовательная деятельность по теме: «Грибное царство» | Конспект |
Цикл наблюдений за птицами, насекомыми (как готовятся к зиме) | С.Н.Николаева Картотека |
Экскурсии: «Первое путешествие», «Лесными тропами» | «Прогулки в природе» Дедулевич Художественная литература |
Труд в природе (сбор семян, сбор овощей, уборка сухой травы) | Картотека |
Чтение «Мир растений и грибов» В.Ашаховский «Осень в лесу» | Д/В №6 -2002 г. Естесствознание |
Заучивание наизусть А.К.Толстой «Осень» | Хрестоматия |
Оформление уголка природы | |
Просмотр мультимедийных презентаций «кто в лесу живёт», «Золотая осень» | Диск №1 |
Игры «С чьей ветки детки», « Что на дереве растёт» | Д/В №6-2012г. Данные игры. |
Октябрь.
Экологический праздник «Золотая осень» (см. приложение№3).
Ноябрь.
Вид деятельности | Источник |
Образовательная деятельность по теме: «Перелётные птицы» | Конспект см. приложение №2 |
Цикл наблюдений за аквариумными рыбками. | Картотека |
Экскурсия «Поздняя осень в лесу», «В гости к берёзоньке» | Прогулки в природу М. Н. Дедулевич |
Труд в природе (укрывание многолетних цветов мхом и листьями) | Картотека |
Чтение «Засони» В Бианки «Разграбленный склад» | «Рассказы» В Бианки Естествознание |
Заучивание наизусть (стих об осени) | Хрестоматия, сборник стихов |
Коллективная работа «Осенний сад» (композиция из засушенных растений) | Мастерилка. |
Рисование на осенние темы. | Изостудия |
Просмотр мультимедийных презентаций : «Осень наступила», «Время суток», «Живая, неживая природа» | Диск №1. |
Подвижные и дидактические игры осенней тематики | Д/В №6 2011 г . Картотека игр. |
Декабрь.
Вид деятельности | Источник |
Образовательная деятельность по теме: «Воздух и вода» | Конспект см. приложение №2 |
Цикл наблюдений и опытов с водой и снегом | Картотека |
Экскурсии «Пруд зимой», «Где снег чище?» | «Прогулки в природу» Дедулевич Картотека |
Труд в природе : Размещение кормушек для птиц. | С.Н.Николаева |
Труд в уголке природы (уход за комнатными растениями: полив, рыхление чистка; уход за рыбками) | Картотека |
Чтение и рассматривание иллюстраций о животных морских и речных глубин, | Энциклопедии : «Тайны живой природы», « Рыбы Российских рек» |
Конструирование лодочек из бумаги и коры. Рисование рек и озёр. | Изостудия. |
Просмотр мультимедийных презентаций : «Кто живёт на дне», «Зимняя сказка», «Явления неживой природы» | Диск №2 |
Игры: «Кто, где живёт», «Экологический куб» ит. Д. | Игры. Картотека |
Январь.
Вид деятельности | Источник |
Образовательная деятельность по теме: «Зимние встречи» | Конспект см приложение №2 |
Цикл наблюдений за птицами, за елью и сосной. | С.Н.Николаева Картотека |
Экскурсии: «в гости к берёзоньке», «В лесу родилась ёлочка» | «Прогулки в природе» Дедулевич Художественная литература |
Труд в природе (подкормка птиц, расчистка снега) | Картотека |
Чтение «Где зимуют лягушки» В. Танасийчук В.Ашаховский «Зима в лесу» | Естествознание |
Заучивание наизусть стихов о зиме | Картотека |
Коллективная работа «Зимний лес» (аппликация) | Изостудия |
Просмотр мультимедийных презентаций «Как звери спят», «Хищники» | Диск № 3 |
Игры «С чьей ветки детки», « Чьи следы» | Д/В №6-2012г. Данные игры. |
Труд в уголке природы |
Февраль.
Вид деятельности | Источник |
Образовательная деятельность по теме: «Зимующие птицы» | Конспект см приложение №2 |
Цикл наблюдений за посадками ( лук Изготовление травянчиков. | С.Н.Николаева Картотека |
Экскурсии: «Следопыты», «Птицы и животные в лесу» | «Прогулки в природе» Дедулевич Художественная литература |
Цикл опытов с воздухом | Картотека |
Труд в природе (уход за растениями и животными) | Картотека |
Чтение «Кто сыт тому холод не страшен» А.Акимушкин | Д/В №6 -2002 г. Естесствознание |
Заучивание наизусть «Деревья зимою» | Хрестоматия |
Просмотр мультимедийных презентаций «Зима», «Явлениф неживой природы» | Диск №5 |
Игры «Каждую птицу на своё место» « Что за чем» | Д/В №6-2012г. Данные игры. |
Март.
Вид деятельности | Источник |
Образовательная деятельность по теме: «Мы- друзья природы» | Конспект, презентация См приложение №2 |
Цикл наблюдений за ветками в вазе | С.Н.Николаева Картотека |
Экскурсии: «Первые вестники весны», «Лесными тропами» | «Прогулки в природе» Дедулевич Художественная литература |
Труд в природе весенние посадки «Огород на окне» | Картотека |
Чтение «Тёплая струйка» Скребицкий. «Грачи» Л. Симаго | Д/В №6 -2002 г. Естествознание |
Заучивание наизусть А.К.Толстой «Осень» | Хрестоматия |
Оформление уголка природы | |
Просмотр мультимедийных презентаций «Звуки природы», «Весна», «водоёмы» | Диск № 3 |
Экологический КВН (с родителями) | См. приложение №3 |
Апрель.
Вид деятельности | Источник |
Образовательная деятельность по теме: «Весна идёт -весне дорогу» | Конспект см №2 |
Цикл наблюдений за насекомыми | С.Н.Николаева Картотека |
Экскурсии: «Мир похож на луг цветной», (совместно с родителями) | «Прогулки в природе» Дедулевич Художественная литература |
Труд в природе (Огород на окне) | Картотека |
Чтение «Горячая пора» Скребицкий | Д/В №6 -2002 г. Естествознание |
Заучивание наизусть Стихов о весне | Хрестоматия |
Рисование весенних пейзажей | Изостудия |
Просмотр мультимедийных презентаций «Кто солнышку рад», «Весна» | Диск № 3 |
Игры «С чьей ветки детки», « Что за чем» | Картотека. Данные игры. |
Май.
Экологический праздник «Земля – наш дом родной».
Ни одну воспитательную или образовательную работу нельзя решить без взаимодействия с родителями. Эффективному сотрудничеству способствовали следующие формы общения с семьёй :
-Организация тематической выставки «Цветущий сад для наших ребят»; --Совместная экскурсия « Мир похож на луг цветной»;
- Анкетирование «Умеют ли ваши дети наблюдать»;
-Совместное коллекционирование «Уральские самоцветы», «Кто живёт на дне морском»;
Системная работа с детьми, сотрудничество с семьёй позволили добиться того, что все дети проявлять интерес к природе. Для того, чтобы определить на сколько повысился уровень знаний с детей мы провели контрольный эксперимент.
Цель контрольного эксперимента: проверка эффективности разработанного комплекса мероприятий – на занятиях и в повседневной жизни- по повышению уровня экологического воспитания старших дошкольников.
Для определения эффективности проделанной работы был использован тот же диагностический материал . что и констатирующем эксперименте .
Контрольный эксперимент был проведён 14-18 мая 2012 г.
Результаты контрольного эксперимента.
Имя ребёнка | Уровень сформированности экологических знаний | Отноше- ние к миру природы | Общий уровень | |||
Мир животных | Мир растений | Неживая природа | Времена года | |||
Таня | В-(13) | С-(10) | С-(12) | В-(13) | С-(11) | С-(11,8) |
Вика | В-(14) | В-(13) | В-(14) | В-(15) | В-(14) | В-(14,0) |
Никита | С-(11) | С-(10) | С-(11) | С-(12) | С-(11) | С-(11,0) |
Саша | В-(13) | В-(14) | В-(14) | В-(13) | В-(13) | В-(13,6) |
Лиана | С-(11) | С-(9) | В-(13) | С-(11) | С-(12) | С-(11,2) |
Максим | В-(15) | С-(12) | С-(12) | В-(14) | В-(14) | В-(13,4) |
Рустам | В-(14) | В-(13) | В-(14) | В-(15) | В-(14) | В-(14,0) |
Средний бал | В-(13) | С-(11,5) | В-(12,8) | В-(13,2) | В-(13) | В-(12,7) |
% | В-5(71%) С-2(29%) | В-3(43%) С-4(57%0 | В-4(57%) С-3(43% | В-5(71%) С-2(29%) | В-4(57%) С-3(43%) |
Результаты контрольного эксперимента.
В-4 (58%) С-3 (42%)
Анализ результата диагностики экологической воспитанности старших дошкольников в контрольном эксперименте показывает:
- Уровень сформированности экологических знаний и экологически правильного отношения к миру природы повысился по всем пяти показателям – и в уровнях сформированности экологических знаний и в уровне экологического отношения к миру природы.
1.Уровень знаний дошкольников о мире животных – 13 баллов, больше на 4 балла В-5 (71%) С-2 (29%)
2.Уровень знаний о растительном мире – 11,5 балла, больше на 4,8 балла; В-3 (43%) С-4 (57%)
3. Уровень знаний о неживой природе – 12,8, больше на 2,1 балла .В-4 (57%) С-3(43%)
4. Уровень знаний о временах года – 13,2 балла, больше на 1.5 балла В-5(71%) С-2 (29%)
5.Отношение к миру природы- 13 баллов, больше на 4,2 балла В-4(57%) С-3(43%)
- Значительно возрос уровень сформированности экологических знаний и экологически правильно отношения к миру у дошкольника показавшего в констатирующем эксперименте низкий результат В контрольном эксперименте он показал средний уровень сформированности экологических знаний и средний уровень экологически правильного отношения к миру природы. Низкого результата нет, а вот на высокий уровень показали знания четверо детей (58%), на средний- трое (42%).
Кроме того , заметно изменилось отношение детей группы к природным объектам. В процессе непосредственных наблюдений за природой в сознание детей заложилось ясное и точное представление о предметах и явлениях природы, что в живой природе всё взаимосвязано между собой , что отдельные предметы и явления взаимообуславливают друг друга, что организм и среда – неразрывное целое, что любая особенность в строении растений, в поведении животных подчинена определённым законам, что человек как часть природы, наделён сознанием , своим трудом активно воздействует на природу.
Особую заботу дети стали проявлять за обитателями живого уголка природы. Все дети, которые испытывают активный интерес , желание , стремление участвовать в работе , ухаживают за животными не только во время своего дежурства, но и помогают друг другу в свободные дни.
На занятиях по экологии дети стали внимательными. Они с интересом слушают рассказы о животных и растениях, задают много дополнительных вопросов. Знания полученные на занятиях дети проверяют в самостоятельной деятельности на основе метода проб и ошибок. Постепенно элементарные опыты становятся играми-опытами, в которых, как и в дидактической игре есть два начала: учебное –познавательное , и игровое- занимательное. Игровой мотив усиливает эмоциональную значимость для ребёнка данной деятельности. В результате закреплённые в играх-опытах знания о связях, свойствах и качествах природных объектов становятся более осознанными и прочными.
Во время прогулок и экскурсий дети стали проявлять большой интерес к птицам и насекомых. Стали бережнее относиться к деревьям, муравейникам и другим живым существам во время прогулок в лес. Теперь все дети знают, что человек и природа неразрывно связаны. И от того, как человек будет любить, беречь и заботиться о природе будет зависеть его дальнейшее существование на Земле.
Вывод: разработанный комплекс мероприятий по повышению уровня экологической воспитанности старших дошкольников на занятиях в ДОУ и в повседневной жизни достаточно эффективен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы экологического образования старших дошкольников
Экологическое воспитание – относительно новое направление в дошкольной педагогике. Система знаний о природе, построенная на основе взаимосвязей растений и животных с внешней средой и тем самым являюща...
Ознакомление с птицами на участке детского сада как средство экологического образования старших дошкольников
Тема работы - «Формирование представлений у старших дошкольников представлений о птицах участка ДОУ». Мы не случайно выбрали ее, так как любовь к птицам, трепетное отношение к ним, забота ...
Материал из опыта работы -презентация по теме: "Использование игры и игровых обучающих ситуаций в экологическом образовании старших дошкольников"
Использование игры и игровых обучающих ситуаций в экологическом образовании старших дошкольников...
Инновационный опыт «Формированиe экологических знаний старших дошкольников в процессе проектно – исследовательского метода»
Обоснованиe актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процессаВопрос качества экологического воспитания детей дошкольного возраста возрастает в на...
Инновационный опыт «Формированиe экологических знаний старших дошкольников в процессе проектно – исследовательского метода»
laquo;Формированиe экологических знаний старших дошкольников в процессе проектно – исследовательского метода»...
Опыт работы «Экологическое образование как основа формирования личностных качеств ребёнка»
Экологические образование детей в детском саду...