«Роль игр в экологическом образовании старших дошкольников».
методическая разработка на тему
Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_konferentsiya_avgust_katerina.pptx | 1.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Цель - изучение влияния экологизированных игр на процесс экологического образования дошкольников. Задачи: . Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности. . Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному и социокультурному окружению. . Осознание собственного «А» как части природы, развития «А-концепции» у каждого ребенка. . Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным и социокультурным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий. Для реализации данных задач необходимо выделить ведущие принципы дошкольного экологического воспитания: научность, гуманизация , интеграция, системность, регионализация.
В.А. Сухомлинский оценивал природу как вечный источник мысли и добрых чувств детей. Он ставил задачу раскрыть роль природы в воспитании стремления к интеллектуальной насыщенности трудовой жизни. Природа, труд, мысль - это предметы специального исследования. Известны уроки мышления в природе, которые проводил этот замечательный педагог. Идите в поле, парк, пейте из источника мысли, и эта живая вода сделает ваших питомцев мудрыми исследователями, пытливыми, любознательными людьми и поэтами. Детский сад - это одно из первых звеньев, где закладываются основы экологической культуры.
Ближайшее окружение дошкольника, повседневное общение с окружающей средой дают убедительные примеры для раскрытия разных аспектов взаимодействия человека с природой, вооружает навыками жить с ней в согласии . Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста, это дети шестого года жизни овладевают главными движениями, их отношение с взрослыми и сверстниками становятся сложнее и содержательнее.
Совершенствуются умственные способности: более устойчивым, целенаправленным и дифференцированным становится восприятие, произвольным - память и внимание. Все это позволяет усложнить содержание экологического образования. Воспитателю старшей группы следует обратить внимание на комплексные занятия, их развивающее значение, смену видов деятельности. Значение игры в этом возрасте не уменьшается: воспитатель проводит занятия в форме путешествий, использует игрушки - аналоги при рассматривании картин, включает в разные мероприятия любимые игровые персонажи.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально - волевых качеств, в игре реализуются потребность воздействия на мир. Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребёнка, его личности .
Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх, прежде всего дидактических. Игровая деятельность влияет на формирование произвольности всех психических процессов - от элементарных до самых сложных. Так, в игре начинают развиваться произвольное поведение, произвольное внимание и память. В условиях игры дети лучше сосредотачиваются и больше запоминают, чем по прямому заданию взрослых. Сознательная цель - сосредоточиться, запомнить что-то, сдержать импульсивное движение - раньше и легче всего выделяется ребенком в игре
Развить положительные эмоции по отношению к природе помогают игры-превращения, направленные на возникновение у ребенка эмпатии к животным, растениям, объектам неживой природы. При придумывании их воспитатель ориентируется на знание детьми жизненных ситуаций и особенностей поведения человека, животных. Игровые приемы обучения, как и другие педагогические приемы, направлены на решение дидактических задач и связаны с организацией игры на занятии. Педагог играет с детьми, учит их игровым действиям и выполнению правил игры как руководитель и как ее участник. Игра требует от ребенка включенности в свои правила: он должен быть внимательным к развивающемуся в совместной игре со сверстниками сюжету, он должен запомнить все обозначения, должен быстро сообразить, как поступить в неожиданно возникшей ситуации, из которой надо правильно выйти. Однако весь сложный комплекс практических и умственных действий, выполняемых ребенком в игре, не осознается им как процесс преднамеренного обучения, - ребенок учится играя.
Знания, полученные на занятиях в виде игры, дети "проверяют" в самостоятельной экспериментальной деятельности на основе метода проб и ошибок. На занятиях по физической культуре обучение детей разнообразным видам движений и игровым упражнениям проводится в виде имитационно-подражательных движений и игр, в которых ребенок должен воспроизвести знакомые ему образы зверей, птиц, насекомых, деревьев и т.д. Образно-подражательные движения развивают у дошкольников творческую двигательную деятельность, творческое мышление, ориентировку в движениях и пространстве, внимание, фантазию и т.д.
Экологическое образование детей старшего дошкольного возраста необходимо строить на игровой основе - с большим включением в педагогический процесс разных видов игр. Существуют разные виды игр, характерных для детского возраста. Это подвижные игру (игры с правилами), дидактические, игры - драматизации, конструктивные игры. Особое значение для развития детей в возрасте от 2 до 7 лет имеют творческие или ролевые игры .
Особенности экологической игры: Игра представляет собой форму активного отражения ребенком окружающей его жизни людей. Отличительной особенность игры является и сам способ, которым ребенок пользуется в этой деятельности. Игра осуществляется комплексными действиями, а не отдельными движениями (как, например, в труде, письме, рисовании). Игра, как и всякая другая человеческая деятельность, имеет общественный характер, поэтому она меняется с изменением исторических условий жизни людей. Игра является формой творческого отражения ребенком действительности. Играя, дети вносят в свои игры много собственных выдумок, фантазии, комбинирования. Игра есть оперирование знаниями, средство их уточнения и обогащения, путь упражнения, и развития познавательных и нравственный способностей и сил ребенка. В развернутой форме игра представляет собой коллективную деятельность. Все участники игры находятся в отношениях сотрудничества.
Памятка воспитателя! Очень важно, чтобы воспитатели как можно больше использовали элементы сюжетно - ролевой игры: воображаемую ситуацию, ролевые действия и диалоги, несложные сюжеты, в которых обыгрываются какие - либо игрушки. В самостоятельной игре дошкольников эти элементы взаимосвязаны в едином игровом процессе. Исследователи доказали, что на первом этапе игровой деятельности детей, следует формировать необходимые знания об окружающей действительности. Педагог учит их осуществлять игровые действия с предметами, строить ролевые взаимоотношения, развивать сюжетную линию игры.
Природа - один из источников познания ребенком окружающей среды. Процесс познания основан на чувственном восприятии, на непосредственном созерцании и общении с объектами, явлениями и процессами окружающей действительности. Игра и экологическое воспитание в некотором отношении противоположны: во время игры ребенок раскован, он может проявлять инициативу, совершать любые действия, от которых игра может быть лучше или хуже, но при этом никто не пострадает, т.е. он физически и морально не ограничен в этой деятельности. Познание природы, взаимодействие с ней требуют учета специфики живого организма и поэтому накладывают много запретов, ограничивают практическую деятельность ребенка.
Однако надо иметь ввиду, что далеко не всякая игра является экологической по своим целям и содержанию. В практике дошкольного экологического образования подбор игр часто бывает недостаточно продуман и, нередко, случайным. Чтобы реализовать посредством игры задачи экологического образования, необходимы тщательный педагогический отбор и анализ игрового материала. При проведении игр для обогащения экологических представлений необходимо придерживаться следующих положений: а) Старшие дошкольники ощущают повышенную потребность в игровой деятельности, которая удовлетворяет их интерес и активность в освоении окружающего мира; б) Игры вызывают у детей приятные чувства и эмоции, которые снижают напряженность в учебном процессе. В результате усилия воспитанников направляется на познавательную деятельность; в) Дошкольники проявляют творческую деятельность, к которой притягиваются самые разные компоненты психики: ощущение, восприятие, память и т.д., а это значит, что происходит формирование личности дошкольника.
При отборе игр для экологического образования дошкольников необходимо соблюдать следующие требования: а) Игры необходимо подбирать с учётом закономерностей развития детей и тех задач экологического образования, которые решаются на данном возрастном этапе; б) Игра должна давать ребенку возможность применять на практике уже полученные экологические знания и стимулировать к усвоению новых; в) Содержание игры не должно противоречить экологическим знаниям , формируемым в процессе других видов деятельности; г) Игровые действия должны производиться в соответствии с правилами и нормами поведения в природе; д ) Предпочтение отдается тем играм, которые позволяют решать не только задачи экологического образования, но и обеспечивают решение общих задач формирования личности ребенка-дошкольника; е) Для того, чтобы игра выступала эффективным средством экологического образования дошкольников, необходимо прослеживать внутреннюю связь каждой игры с предыдущей и последующими играми. Это позволит прогнозировать, на какой имеющийся опыт ребенок будет опираться, какой новый шаг произойдет в его развитии .
Вывод: Таким образом, мы рассмотрели несколько видов познавательной деятельности, связанной с миром природы. Пришли к выводу, что игра помогает формировать экологические знания, которые являются формированием личности старшего дошкольника.
Список литературы: 1. Бобылева Л., Дупленко О. О программе экологического воспитания старших дошкольников // Дошкольное воспитание. 1998. N 7. С. 36-42. 2. Игра дошкольника. / Под редакцией кандидата психологических наук С.Л. Новоселовой , М.: Просвещение, 1989. – 188 с. 3. Кондрашова М.А. Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни. Методические разработки. Оренбург, 2005. – 116 с. 4. Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей: Учеб. пособие для студентов высших пед . учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. – 336с. 5. Николаева С.Н., Комарова И.А. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников. Игровые обучающие ситуации с игрушками разного типа и литературными персонажами: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Гном и Д, 2005. – 128 с. 6. Павлова Л. Игры как средство эколого-эстетического воспитания // Дошкольное воспитание. 2002. N 10. С. 40-49. 7. Рыжова Н.А. Экологическое образование в детском саду. – М.: Изд. Дом «Карапуз», 2001. – 432с. 8. Смирнова Е.О. Психология ребенка: Учебник для педагогических училищ и вузов. М.: Школа-Пресс, 1997. – 384 с.: ил. 9. Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учеба и игра: Природоведение. Ярославль: Академия развития, 1997. – 164 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Основы экологического образования старших дошкольников
Экологическое воспитание – относительно новое направление в дошкольной педагогике. Система знаний о природе, построенная на основе взаимосвязей растений и животных с внешней средой и тем самым являюща...
Опыт работы экологического образования старших дошкольников.
Технология экологического воспитания старших дошкольников на занятиях в ДОУ и повседневной жизни, в условиях сельского детского сада....
Ознакомление с птицами на участке детского сада как средство экологического образования старших дошкольников
Тема работы - «Формирование представлений у старших дошкольников представлений о птицах участка ДОУ». Мы не случайно выбрали ее, так как любовь к птицам, трепетное отношение к ним, забота ...
Проектно- исследовательская деятельность в экологическом образовании старших дошкольников
Я считаю, что данный опыт будет полезен педагогом средней полосы проживания, потому что мы находимся в одной территориальной и климатической зоне; родителям- обогатить свой опыт и передать его своим д...
ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ОБЪЕКТАМИ ПРИРОДЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
В каждом маленьком ребенке — И мальчишке, и девчонке Есть по двести грамм взрывчатки Или даже пол кило. Должен он бежать и прыгать, Все хватать, ногами дрыгать, А иначе он взорвется, Трах-бабах... и н...
ИКТ в экологическом образовании старших дошкольников
Информационно-компьютерные технологии проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. В условиях детского сада в...
"Роль игр в экологическом образовании старших дошкольников."
1.Значение игры в жизни ребёнка.2.Дидактические игры экологического содержания..3.Сюжетно-ролевые игры.4.Экологические игры.5.Имитационно-подражательные игры.6.Подвижные игры.7.Музыкальные этюды....