Основы экологического образования старших дошкольников
статья по окружающему миру (старшая группа) по теме

Экологическое воспитание – относительно новое направление в дошкольной педагогике. Система знаний о природе, построенная на основе взаимосвязей растений и животных с внешней средой и тем самым являющаяся экологической по своей сущности, обеспечивает образовательный стержень в экологическом образовании дошкольников. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Основы экологического образования старших дошкольников

     За последние десятилетия мир основательно изменился. Сегодня все знают о существовании экологических проблем, угрожающих здоровью людей, о том, что большая часть населения Земли оторвана от природы. Природа всё больше «притесняется»: разрастаются города, вырубаются леса, загрязняются реки и озёра. Поэтому мы «приносим» природу в городские квартиры, служебные помещения. Сейчас редкая семья не держит кошку или собаку, хомячка или попугайчика, не разводит комнатные растения.  Мы хотим, как можно чаще совершать прогулки на природу, общаться с растениями и животными, любоваться красивыми пейзажами, слушать лесные шорохи, пение птиц.  Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общение с природой положительно влияет на человека, делает его добрее, мягче, будит в нём лучшие чувства. Особенно велика роль природы в воспитании детей. В дошкольном учреждении детей знакомят с природой, происходящими в ней в разное время изменениями. На основе приобретённых знаний формируются такие качества, как реалистическое понимание явлений природы, любознательность, умение наблюдать, логически мыслить, эстетически относится ко всему живому. Дошкольное детство по праву можно считать периодом, когда закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются  яркие, эмоциональные впечатления. Любовь к природе, умения бережного отношения к ней, забота о живых существах рождают не только интерес к природе, но и способствуют формированию у детей лучших черт характера.

            Экологическое воспитание – относительно новое направление в дошкольной педагогике. Система знаний о природе, построенная на основе взаимосвязей растений и животных с внешней средой и тем самым являющаяся экологической по своей сущности, обеспечивает образовательный стержень в экологическом образовании дошкольников.

         Исследования Поддъякова  Н.Н.,   Щукиной  Г.И.,  Маневцовой  Л.М.  и  др. показали,  что   интерес  к  природе  это  один  из  ведущих  мотивов,  который  побуждает  детей  к  новым  знаниям.  Для грамотного взаимодействия с природой   ребёнок должен обладать совокупностью экологических представлений. Эти знания должны быть полными и системными. Исследования В.И. Логиновой показали, что более успешно дети развиваются при освоении программ системных знаний. Системные знания раскрывают перед ребёнком особенности объектов, явлений природы.  Дети старшего дошкольного возраста воспринимают природу, непосредственно общаясь с ней. Но иногда необходимо обобщённое представление об объекте или явлении окружающего мира.  Многочисленные исследования показали возможность освоения старшими дошкольниками сложных причинно – следственных связей в природе. (Кондратьева Н.Н., Маневцова Л.М,  Терентьева Е.Ф.  Хайдурова И.А.) Ребёнку легче выстраивать эти связи, если он пользуется наглядным материалом. Исследование Н.И. Ветровой показало возможность формирования у детей элементарных предметных понятий на основе демонстрации моделей и моделирования. Ею были разработаны модели понятий, доступные пониманию детей. Применение метода моделирования помогает детям старшего дошкольного возраста абстрагировать существенные признаки и взаимосвязи между объектами и явлениями природы и на этой основе осваивать достаточно сложные обобщения. Становиться  очевидной необходимость расширения экологических представлений детей с использованием моделей и метода моделирования.

         Актуальным для сегодняшней практики становится  дальнейшая разработка целенаправленного  педагогического процесса с использованием моделей экологического содержания.

         Экологическое образование дошкольников – это первое звено системы непрерывного экологического образования. Ребёнок дошкольного возраста познаёт мир природы, в процессе наблюдения его или через практическую деятельность. Природу можно воспринимать, непосредственно общаясь с ней и через различные средства – кино, картины, литературу. Опосредованное восприятие природы расширяет кругозор ребёнка, насыщает эмоциональное восприятие яркими впечатлениями. Предметом восприятия и деятельности становятся, прежде всего, отдельные растения, животные, способы их функционирования. Предметом познания детей является связь объектов живой природы с внешней средой. Различные виды растений и животных, доступны наблюдению ребёнка. Отбор содержание знаний для дошкольников осуществляется исходя из основных идей современного естествознания и экологии. Отбор содержания экологического образования требует учитывать принципы: научности, доступности, воспитывающего и развивающего характера знаний.

     При отборе знаний необходимо учитывать следующие идеи:

  • идея многообразия природы, её изменчивость.
  • идея единства живого и неживого их взаимосвязь и взаимодействия.
  • идея приспособления живых организмов к среде обитания.
  •  идея системности природы.
  • Идея целостности природы, недопущения нарушения элементов входящих в систему.
  • идея взаимодействия человека и природы.

    Каждый объект природы, может стать исходным звеном экологических знаний для детей.

            Знания для детей должны быть доступны. Необходимо конкретизировать знания по возрастам и учитывать потенциальные возможности   развития ребёнка. Необходимо расширять объём знаний путём конкретизации имеющихся знаний и включения новых и  углублять эти знания путём включения знаний о связях и повышения степени их обобщённости. Дошкольника необходимо знакомить со знаниями о природных особенностях  родного края и области.

           Необходимо чтобы знания  обеспечивали  ребёнку общую ориентировку в мире и безопасность жизни. Природа, которая составляет содержание экологического образования, представляет собой динамичное, постоянно развивающиеся явление. Содержанию  экологического образования  принадлежит центральная  роль в процессе формирования у личности ответственного отношения к окружающей среде. Приобретаемые детьми знания позволяют гармонично создавать основы единения юных граждан  с природой и человеческой культурой. Всё это осуществляется за счёт реализации программ. Ведущим при разработке программ стало положение о том, что эффективное формирование личности ребёнка возможно, если содержание программ определено  с позиций освоения социально-исторического опыта. По мнению многих учёных именно такой подход обеспечивает освоение детьми  культуры общества (Л.А. Венгер, А.М. Леушина, В.И. Логинова и др.) Программа должна учитывать принцип  единства сознания и деятельности на всех этапах детства и вести ребёнка к целостному развитию личности, от подражания  к самостоятельности и творчеству.

В  настоящее  время  существует  множество  программ  и  технологий    по экологическому  образованию  дошкольников. Одно из ведущих мест занимает программа Н.Н. Кондратьевой  «Мы».  Основной целью, которой является достижение экологической воспитанности дошкольников, формирование основ экологической культуры у маленького гражданина. Автором программы  были выделены единые цели и задачи экологического развития дошкольников.  При реализации программы особое внимание в  её содержании  уделено накоплению  у детей эмоционально - положительного опыта отношения к растениям и животным, развитию у дошкольников познавательного интереса к природе. В программу включены  знания о самоценности природы и её многообразном значении для человека. Для уточнения знаний и представлений о приспособлении живых существ к природным условиям в программе  предлагается использовать модели. Модель – система  объектов или знаков, воспроизводящая некоторые существенные свойства системы – оригинала. Модель используется в качестве заместителя изучаемой системы. В программе предлагаются модели для уточнения  представлений о приспособлении живых существ к природным условиям,  для выявления особенностей строения и повадок живых существ. В качестве моделей роста и развития человека программа предлагает использовать  семейные фотографии. Так же в программе представлены модели для осуществления практической деятельности в природе. Все эти модели разработаны совместно с детьми и понятны детям.

        Программа Н. А. Рыжовой «Наш дом – природа» (1998) нацелена на воспитание гуманной, социально активной и творческой личности ребенка, с целостным взглядом на природу, с пониманием места человека в ней. В соответствии с программой дети получают представления о взаимосвязях в природе, которые и помогают им обрести начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде и своему здоровью. В программе используются модели в соответствии с принципом развивающего обучения. С их помощью приоритет в обучении отдаётся не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего, совместной практической деятельности педагога и детей.

          В программе «Детство» акцент делается на уважение личности ребенка и предоставлении ему возможностей развития чувств, познания и творчества. Один из разделов программы - «Ребёнок открывает мир природы»,   посвящён экологическому образованию дошкольников. В основе содержания  программы лежат представления о живом организме и его связь со средой обитания. Для расширения и уточнения экологических знаний  у детей  предлагается использовать модели, предложенные программой экологического воспитания Н.Н. Кондратьевой «Мы». Дошкольники  при реализации этой программы обретают начальное, очень обстоятельное виденье и понимание закономерностей экологических явлений.

          Программа «Истоки», является комплексной, и предусматривает обогащение, амплификацию детского развития (А.В. Запорожец). Авторами программы предусмотрено использования метода моделирования в разных видах деятельности. Для моделирования скрытых связей программа предлагает использовать условно – символические изображения (графические модели). В ходе реализации программы детей старшего дошкольного возраста знакомят с построением карт и календарей, как одним из видов моделей.

Реализация  программ экологического образования  способствует развитию личности ребёнка и правильного отношения к природе. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало отношения  к окружающему миру. Программы нацелены на культурно-экологическое образование детей, развитие в них начал духовности, богатой, творческой личности. Содержание программ предусматривает представления о ценности природы и ее единстве с человеком, о жизненно необходимых проявлениях человека, растений и животных.  

             Становление  гуманистически  воспитанной личности  в педагогическом процессе ведётся разными методами. В дидактике под методами обучения понимаются способы совместной деятельности учителя и учащихся, и способы организации познавательной деятельности.
В педагогике накоплен большой арсенал методов обучения.

         Метод  проблемного обучения, состоит в том, что дети самостоятельно отыскивают способы решения задач, опосредованного педагогического воздействия,  проявляют   самостоятельность. Методы можно использовать, в зависимости   от этапа формирования  знаний и умений детей.

        С.Н. Николаева  в своей работе даёт представление об «отобразительных» методах. Это группа методов педагогического воздействия, основу которых составляют отображение детьми или взрослыми в разных видах деятельности знаний, впечатлений, представлений о природе. К числу таких методов деятельности она относит моделирование, игру, изобразительную деятельность. С.Н. Николаева говорит о том, что использование метода моделирования позволяет быстрее и эффективнее достигать результатов в познании  природы.

Процесс  познания  окружающего  мира  непрост  для  ребёнка.  Начинается  он  с  чувственного  восприятия.  Однако некоторые явления  природы  невозможно  воспринимать  непосредственно. Часто  на  основе  чувственного  познания  требуется  «построить» обобщенное  представление  об  объекте  или  явлении природы.    Для  решения  этой  проблемы, на помощь  приходят «модели»,  заимствованные  из  методики  математического  развития  детей.   Решить успешно задачи экологического воспитания воспитателю поможет метод моделирования. Это метод,  который  даёт  возможность  в  искусственно  созданных  условиях   показать  детям  разные  стороны  реально  существующих  объектов  и  явлений.   Моделирование  синтетический  метод,   с  помощью  которого   осуществляется   дискретизация,   отображение  и  преображение   структуры  и  функции  объекта  в  соответствующие  ему  модели.

Таким  образом, авторы многих  программ  экологического содержания предлагают использовать  модели и метод моделирования для расширения экологических представлений дошкольников. Использование моделей для расширения экологических представлений  дошкольников  будет способствовать обогащению экологических представлений и  развитию личности детей, воспитанию гуманного отношения к природе.

Проблема формирования  у детей  знаний и  представлений  о природе связана с образованием понятий и формированием обобщений.  Первые семь лет жизни ребёнка являются временем становления самосознания, ребёнок  выделяет себя из предметного мира, начинает понимать своё место в кругу людей,  ориентируется в окружающем мире. Дети старшего дошкольного возраста достигают больших успехов в освоении экологических представлений: они познают достаточно сложные закономерности, которые лежат в основе природных явлений, под руководством взрослых овладевают знаниями о системе связей в их иерархии.   В этом возрасте, при помощи взрослых, закладываются основы взаимодействия дошкольника с природой. Уже педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей. К.Д.Ушинский  призывал, расширять общение ребёнка с природой.    Он уделял особое внимание воспитательному влиянию природы. Ушинский, один из первых, предлагает систематизацию животных и растений, описывает отдельные их виды. Проблемы воспитания детей дошкольного  возраста средствами природы стали разрабатываться на факультете дошкольного воспитания. В работах учёных кафедры дошкольной педагогики университета им. А.Г Герцена (Н.И. Ветрова, В.И. Логинова, Л.М. Маневцова, А.К.Матвеева, Е.К.Мелькичева, П.Г.Саморукова,  Е.И. Тихеева, и др.)   ведущими идеями являлись идеи: о роли природы в развитии личности ребёнка; о принципах отбора содержания; о создании среды; о процессе наблюдения;  о необходимости  формирования системных знаний у детей  и использовании наглядно – практических методов.

 В контексте этих идей  Е.И. Тихеева разработала программу ознакомления с природой для детей всех возрастов. Ею была разработана специальная среда для ознакомления с природой. Елизавета Ивановна значительное место отводила словесным методам: чтению литературы, беседам и  методам наблюдения.

Тема наблюдения  в природе разрабатывалась Васильевой А.И. и Маневцовой Л.М. и другими. Они выделили формы организации, виды, этапы, приёмы наблюдения, в сочетании с трудом в природе и методом проблемного обучения.

 Изучая подготовку детей к школе Подъяков Н.И., Венгер Л.А. обосновали положение о том, что дошкольник может усвоить систему  взаимосвязей  и закономерностей, если система  будет доступна образному мышлению детей.

Это  послужило основанием для   исследований по отбору и систематизации природоведческих знаний.  В этой области работали  следующие учёные: Логинова В.И.,  Николаева С. И., Терентьева Е.Ф., Хайдурова И.А. и др. Системные  знания - это знания, построенные по иерархическому принципу. В работах названных   исследований   доказано, что природа должна быть представлена в системе. Целью было разработка содержания и структуры системных знаний о живом организме и его взаимосвязи с окружающей средой. Система    знаний     об    объектах     и    явлениях природы,    их   существенных   сторонах   и  связях успешно осваивается, если они имеют достаточно выраженные сенсорные признаки или могут быть обнаружены детьми в доступных видах деятельности. Формирование системных знаний   у дошкольников возможно на уровне конкретных и обобщенных представлений, элементарных понятий, данных в системе определенных иерархических отношений.

  Л.А. Венгер выдвинул предположение о том, что психологическим  содержанием формирующихся в дошкольном возрасте ранних умственных способностей являются действия пространственного моделирования – построения  и использования наглядных образов.   Использование  моделей  является  эффективным    способом формирования   у  дошкольников  экологических  понятий,  поскольку  даёт  возможность   демонстрировать  процессы,  которые  нельзя  показать  в  природе.

 Демонстрация  моделей  может  быть  использована  только    после  ознакомления  детей  с  реальным  объектом  или  явлением   при  помощи  других  методов.      Введение  моделей  требует  определённой  последовательности:

  • изучение  самой  модели;
  • введение  её  для  познания  природного  явления.

Модели  многофункциональны.   Они  могут  использоваться   на  занятиях,  в  совместной и  самостоятельной  деятельности  детей -  для  обобщения  представления  детей  о природе,  овладения   обобщенными  способами  деятельности.  На  основе  моделей  можно  создать  разнообразные   дидактические  игры.

По  мнению  Венгера  Л.А.    логика использования     моделей  такова:

  • от  моделирования   пространственных   отношений  к  моделированию   временных   отношений;
  • от  моделирования   конкретных  единичных   ситуаций  к  моделированию   ситуаций,   имеющих  обобщенный  смысл;
  • от  моделей,  имеющих  реальный  характер  к  моделям  с  частично  условными   изображениями.

Обучение моделированию осуществляется  в следующей последовательности. Сначала  необходимо предложить детям описать новые объекты  природы с помощью готовой модели, ранее усвоенной детьми. Затем учить выделять признаки различия и сходства, одновременно давать задание последовательно отбирать и выкладывать  на панно модели, замещающие эти признаки. Необходимо  постепенно увеличивать число сравниваемых  объектов. В последствии необходимо обучать  детей моделированию существенных или значимых для них признаков живого.  

         Взрослый помогает отбирать и использовать модели  в совместной деятельности с детьми. По мере осознания детьми способа замещения признаков, связей между реальными объектами, их моделями становится возможным привлекать детей к  совместному, а затем и самостоятельному моделированию.

        Обучение детей моделированию должно быть связано с использованием обследовательских действий, знакомства детей с разнообразными моделями и способами их использования. Процесс обучения зависит от  индивидуальных особенностей  каждого ребёнка, от его восприятия мира.

            В процессе  экологического образования дошкольников,   большое  место  отводится  моделям и  моделирующей  деятельности.  Ещё  Н.Н.  Подъяков    связывал   развитие  мышления  детей  с  теми  средствами  и  способами,  которые  ими  применялись.  В  качестве  важнейших  средств   мыслительной  деятельности   им  выделены:  эталоны, мерки,   модели,  схемы,  с  помощью  которых  возможно  осуществление   перспективных  и  интеллектуальных   действий.

        Первые   упоминания  о  моделях,   как  конкретном   виде учебного  материала,    находим  в  глубокой  древности.   При  передаче  информации   люди   нередко  прибегали  к  условным  обозначениям  и  знакам,  заменяющим  собой  реальные  предметы,  а  устные  объяснения  сопровождали  схемами  и  рисунками.  Однако  подлинно педагогический  аспект  модели  получили  лишь  после  теоретического  обоснования  средств  и  методов  обучения.  

        Многие  психологи   пришли  к  выводу  что, использование  моделирования  как  метода  формирования    знаний,  оказывает  положительное  влияние  на  интеллектуальное  развитие  детей.  В исследованиях  Л.А. Венгера   было  установлено,   что  с  помощью  графических   и  пространственных  моделей  у  детей  совершенствуется  ориентировочная  деятельность   и  общие  умственные  способности.  Моделирование  оказывает  положительное  влияние  на  интеллектуальную  и  продуктивную  деятельность  детей. Многие   педагоги  в  своих  работах   уделяли  особое  внимание  моделям.  Например,  Ветрова Н.И.  в  своей  работе  говорила,  что  переход   дошкольников  к  новому   предметному   содержанию   происходит   на  основе   развёрнутой   деятельности   детей   с  моделями,  которые    в  материальной  форме   отражают   существенные  связи   и  отношения   объектов,     абстрагирование   которых   для  детей  затруднительно.  Её исследование показало возможность формирования у детей элементарных предметных родовых и видовых понятий на основе демонстрации моделей и моделирования. Она предлагала использовать  модели, которые  содержат   элементарные   понятия  « звери»,  « птицы»,  « насекомые»,  « рыбы»    по  существенным  признакам  и  способам  передвижения. С.Н. Николаева в своей работе говорила о значении метода моделирования для дошкольников, о том, что изменчивость природы, цикличность сезонных изменений и скрытый образ жизни некоторых животных – всё это   создаёт  объективные трудности в познании явлений природы детьми дошкольного возраста. Указанные обстоятельства в ряде случаев вызывают необходимость моделирования некоторых явлений, объектов природы, их свойств и признаков.

   Модели -   это  материальные   заместители    реальных  предметов,  явлений  природы,  отражающие   их   признаки,   структуру,   взаимосвязи  между  структурными   частями   или  между   отдельными   компонентами.

В  дошкольном  возрасте   используются    разные  виды  моделей.

  1. Иконические  модели.  Это  такие  модели,  которые  имеют  большое сходство  с  натурой.
  2. Предметные  модели.  Они  воспроизводят  особенности  и  строение,  взаимосвязи    реальных  объектов  и  явлений.  Примером  такой  модели  может  быть  аквариум,  который   моделирует   представление  детей  о  водоёмах.
  3. Предметно -  схематические  модели.  В  таких  моделях  все  связи, отношения  и  существенные  признаки  представлены в  виде  предметов  макетов.  Полоски  бумаги  разного  цвета,  фактуры   могут  служить  для  абстрагирования   цвета  листьев  и  их   поверхности.  
  4. Графические  модели.   Передают   условные  признаки,  отношения  и  связи   предметов  и  явлений  в  виде  схем,  таблиц.  К  ним  относятся:  календари  погоды,  графики  роста  и  развития  живых  организмов.  

Об использовании иконических предметных моделей, как более доступных для восприятия и понимания детьми, говорила  С.Н. Николаева. Она обращала внимание на то, что иконические модели могут быть конкретными и абстрактными они позволяют демонстрировать дошкольникам функционирование живых объектов.

          Ещё большее значение в экологическом воспитании детей имеет графическое моделирование. Такое моделирование неоднократно использовалось в психологических исследованиях, проводимых под руководством Л.А. Венгера, с целью формирования у дошкольников модельных представлений о пространственном расположении предметов. Графическое моделирование  способствует сенсорному развитию детей.  С.Н. Николаевой разработан пространственно – временной тип графического моделирования. Ею было выдвинуто предположение, что серия графических изображений может стать универсальным средством для развития продуктивной и интеллектуальной деятельности дошкольников. С.Н. Николаева разработала различные типы графических моделей для фиксации состояний меняющихся природных объектов: календари наблюдений за ростом растений; календарь наблюдений за сезонными явлениями; календари наблюдений за птицами в зимнее время.

         Иной тип моделирования природных объектов применяла  в своих исследованиях  Н.И. Ветрова.  Она ставила своей задачей расширять и уточнять конкретные представления о растениях  детей дошкольного возраста. И с этой целью  она использовала метод моделирования различных признаков строения растений. Ею были разработаны модели – шкалы признаков цвета, характера поверхности и величины отдельных частей растений. При наблюдении за растениями дети должны были самостоятельно создавать сенсорную модель – полоску, отражающую признаки данного растения. С помощью таких моделей дети учились характеризовать растения одновременно по многим признакам. Моделирование данного типа способствовало сенсорному развитию детей.

Модели  можно  классифицировать  по  разным   принципам:

  • По  характеру   моделирования – модели  объектов,  процессов  и  биоценозов;
  • По  внешнему  виду  -  плоскостные  и  объёмные;
  • По  месту  расположения  -  настенные,  настольные  и  напольные;
  • По  способу  использования -  статические  и  динамические.

  В  педагогических  исследованиях  модели   выполняют   различные  функции:  иллюстративную,   трансляционную,   объяснительную,  предсказательную  и  др.  С  помощью  модели   удобно  иллюстрировать  знания,  умения,  способности  детей,   анализировать  деятельность  педагога. На  примере  модели  можно  показать  детям,  почему  идёт  дождь,  почему  на  Земле  бывает  день  и  ночь,  и  многое  другое.

   Моделирование  можно  рассматривать  как  совместную  деятельность  воспитателя  и  детей по построению моделей.

        Цель  моделирования   -  обеспечить   успешное  усвоение   детьми  знаний   об  особенностях  объектов  природы,  их  структуре,  связях  и  отношениях,  существующих  между  ними.

Материал  включает  в себя:

  • Модели,  отражающие  существенные  признаки  живого.
  • Модели,  функций  органов  живого.
  • Модели,  которые  помогут  детям  в  организации   различных видов  деятельности.

Однако в программе экологического образования дошкольников «Мы» говорится о том,  что  нельзя  ограничиваться  только  предложенными  моделями,  необходимо  придумывать  модели  вместе  с  детьми.  Авторы предлагают  теоретические  советы  по  придумыванию  моделей.

  • Модель,  должна   отражать  обобщенный  образ  и  подходить  к  группе  объектов.
  • Раскрывать  существенное  в  объекте.
  • Замысел  по  созданию  модели  следует  обсудить  с  детьми,  чтобы  она  была  им  понятна.

Структура  наглядных  моделей  зависит  от  уровня  развития  воображения   детей.

           По  мнению  психологов,  воображение  представляет  особую  форму  отражения,  которая  заключается  в  создании  новых  образов   и  идей,  путём  переработки  имеющихся  представлений.  Воображение  включает   несколько  видов.  Различают  активное  и  пассивное  воображение.  Пассивным  называют  воображение,  которое  возникает  «само  по  себе»,   без  постановки  специальной  цели. Активное  воображение  или  познавательное,   направлено  на  решение  поставленных  задач.  

Но  яркость,  живость, отчётливость  образов  представления  зависят  от  индивидуальных  особенностей ребёнка.  

Изучая   воображение,  Венгер  Л.А.  выделяет,  что  начальные  формы  воображения  впервые  появляются  в   конце  раннего  детства,   в  связи   с  зарождением   сюжетно – ролевой  игры  и  развитием   знаково-символической  функции  сознания.

Суть  развития  воображения  определил  Выготский Л.С., по его мнению, она  состоит  в  овладении  средствами,  которые  перестраивают,  структурируют  не   окружающую  действительность,  а  сами  психические  функции  и  основным  таким  средством  является  знак.

Основываясь  на  исследованиях  Выготского Л.С.,  Венгера Л.А.   можно сказать,  что  в  качестве   методов развития  воображения,   для     ребёнка  могут  выступать   особые  типы  сконструированных  образов – модели,   выделяющие   определённые  признаки   и  отношения   предметов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основы экологического воспитания старших дошкольников

Из опыта  работы воспитателя по экологическому воспитанию детей....

Опыт работы экологического образования старших дошкольников.

Технология экологического воспитания старших дошкольников на занятиях в ДОУ и повседневной жизни,  в условиях сельского детского сада....

Ознакомление с птицами на участке детского сада как средство экологического образования старших дошкольников

Тема работы -  «Формирование  представлений у старших дошкольников представлений о птицах участка ДОУ». Мы не случайно выбрали ее, так как любовь к птицам, трепетное отношение к ним, забота ...

Проектно- исследовательская деятельность в экологическом образовании старших дошкольников

Я считаю, что данный опыт будет полезен педагогом средней полосы проживания, потому что мы находимся в одной территориальной и климатической зоне; родителям- обогатить свой опыт и передать его своим д...

ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ОБЪЕКТАМИ ПРИРОДЫ В ЭКОЛОГИЧЕСКОМ ОБРАЗОВАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.

В каждом маленьком ребенке — И мальчишке, и девчонке Есть по двести грамм взрывчатки Или даже пол кило. Должен он бежать и прыгать, Все хватать, ногами дрыгать, А иначе он взорвется, Трах-бабах... и н...

ИКТ в экологическом образовании старших дошкольников

Информационно-компьютерные технологии проникают в систему дошкольного образования, широко используются с целью совершенствования и обновления форм и методов работы с детьми. В условиях детского сада в...

«Роль игр в экологическом образовании старших дошкольников».

Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также...