рабочая программа кружка
методическая разработка (подготовительная группа) на тему
Рабочая программа дополнительного образования
для группы детей с нарушением речи (5-7 лет)
«Удивительное оригами»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_kruzhka.doc | 309.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Диагностическая карта уровня развития детей, результаты работы кружка
№ п/п | Фамилия, имя Ребен-ка | Знание названий, умение различать и применять в работе условные обозначения оригами | Знание правил складывания из бумаги при выполнении оригами | Знание основных базовых форм и умение самостоятельно их изготовить | Умение самостоятельно изготовить поделку от начала и до конца по схеме и образцу | Создание творческих композиций с изделиями, выполненными в технике оригами. | Точность и аккуратность выполнении работы | Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы | Умение находить собственную ошибку в работе и выявлять причину неудачи | Общее количество баллов | Процент усвоения программы |
1 | |||||||||||
2 | |||||||||||
3 | |||||||||||
4 | |||||||||||
5 | |||||||||||
6 | |||||||||||
7 | |||||||||||
8 | |||||||||||
9 | |||||||||||
10 | |||||||||||
11 |
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 76»
Энгельсского муниципального района Саратовской области
Утверждена на заседании
педагогического совета
(протокол № от 1.9.2014г.)
____________________________
Рабочая программа дополнительного образования
для группы детей с нарушением речи (5-7 лет)
«Удивительное оригами»
срок реализации: с сентября по май
Составители: Черникова М.М.воспитатель
2014 - 2015
Содержание. | Стр. |
| 3-6 |
| 7 |
| 8 |
| 9 |
| 10-12 |
| 13-20 |
| 21-23 |
| 24-25 |
| 26 |
Пояснительная записка.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
Установлено, что развитие мелкой моторики пальцев положительно влияет на функционирование речевых зон головного мозга. Учитывая важность проблемы, возникла необходимость разработать программу по развитию мелкой мускулатуры пальцев рук у детей в рамках кружка «Удивительное оригами»
Оригами – искусство близкое и знакомое ребенку. Простота обработки бумаги и интересный быстрый результат привлекают детей: сложил, прогладил и вот она готовая игрушка. С ее помощью можно придумывать сказки, участвовать в приключениях. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой (складывание, сгибание, надрезание, склеивание). В процессе конструирования ребенок словесно сопровождает свои действия (объясняет приемы складывания), поэтому дети учатся правильно обозначать направления складывания бумаги (к себе, от себя, сложить противоположные углы, найти правый верхний угол и т.д.), закрепляют сведения о строение геометрических фигур(стороны, вершины, диагонали и т.д.). Складывание бумаги сопровождается комментариями ребенка, он радуется или огорчается. Выполняя работу, дети выражают свое отношение к предмету деятельности. Проговаривают, что уже сделали и что еще предстоит. Оригами развивает у детей способность работать руками под контролем сознания.
В процессе конструирования дети учатся видеть конечный результат, составляя из деталей целое.
Оригами дает простор и разнообразие мелких движений пальцев рук. Очень важно, что при складывании фигурок работают обе руки. У ребенка развивается конструктивное мышление, воображение, художественный вкус. В ходе изучения искусства оригами происходит работа по развитию речи, дети знакомятся такими понятиями, как «базовая форма» и др. и математическими терминами («диагональ», «угол», «треугольник» и т.д.). Оригами воздействует на развитие мелкой моторики и таких психических процессов, как память, внимание, мышление, воображение, а, следовательно, и на развитие интеллект в целом.
У детей речевой группы, недостаточно развита мелкая моторика рук, их движения, как правило, некоординированные. Дети, испытывают затруднения при одевании, застегивании пуговиц, завязывании шнурков, снижена ловкость движений, точность, рисунки их неточны.
Занимаясь в кружке «Удивительное оригами» у таких детей на только активизируются мыслительные операции, развивается память, мышление, воображение, но и углубляются знания по окружающему миру, по безопасному поведению, развивается моторика, закрепляются навыки художественной деятельности, активизируется словарь ребенка.
Складывание фигурок живого мира сопровождается рассказом о них. В процессе работы по оригами педагог ведет познавательный рассказ разной направленности, знакомя детей с миром животных и растений, с различными предметами и их назначением, дает информацию экологического содержания, информацию по безопасному поведению в природе. Если дети складывают фигурку животного, то воспитатель учит детей заботливому, но и осторожному отношению. Рассказывает об их повадках, среде обитания. В результате воспитывается дружелюбное отношение к братьям нашим меньшим.
Делая фигурки из бумаги, обаятельно надо познакомить детей с историей появления бумаги, с ее разновидностями и свойствами.
Занятия оригами несут и культурологические сведения - знакомят с традициями Японии-родины оригами.
Дети речевой группы быстро утомляются. Поэтому на занятиях происходит смена видов деятельности: чтение, рисование, беседа, рассказ, физкультминутки, игры и т.д. Складывание фигурок часто сопровождается прослушиванием музыкальных произведений. Создав фигурку, дети обязательно обыгрывают, придуманную ими игровую ситуацию. Тем самым происходит развитие связной речи ребенка, развитие воображения.
Занятия по оригами позволяют объединить такие виды художественной деятельности, как рисование и аппликация. Дети дорисовывают или доклеивают недостающие детали фигуркам - глаза, нос и т.д. Сделав рыбку – ребенок дорисовывает или вырезает аквариум, для парохода - море. Тем самым ребенок создает простые композиции, как подскажет его воображение.
При выполнении коллективных работ, ребёнку подбирается задание в соответствии с его возможностями. От участия в общем деле выигрывают все, так как все задействованы в творческом процессе и выполняют посильную работу. Сложные элементы выполняются педагогом. Он вносит свой вклад в творческий процесс.
В процессе складывания бумаги, движения пальцев рук становятся более точными, ловкими, координированными, увеличивается их скорость. Заметно улучшаются графические навыки, дети лучше рисуют, более точно вырезают.
Оригами способствует решению и воспитательных задач. Воспитывает аккуратность, усидчивость, самостоятельность. Оригами развивает привычку сосредоточенно и кропотливо работать.
Программа была создана с опорой на тематический план логопедических занятий. В процессе в активную речь детей вводится тот лексический материал, который отрабатывается логопедом в конкретный период времени.
В группе проводятся собрания, на которых родители знакомятся с работой кружка. Педагог подчёркивает необходимость единства воспитательных воздействий на ребёнка в детском саду и дома, обращает внимание на наиболее благоприятные условия творческого развития в семье. Старается привлечь родителей участвовать в различных мероприятиях и конкурсах, совместно с детьми. В программе разработан план работы с родителями.
Программа основывается на следующих принципах:
- принцип наглядности. Предполагает широкое применение соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы;
- принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному);
- принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата;
- комплексно-тематический принцип построения образовательного процесса;
- принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные участники процесса обучения вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт.
- принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка;
- принцип доступности программы для дошкольного возраста; Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра;
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста;
- принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей.
Цель программы – развитие мелкой моторики ребенка средствами искусства оригами.
Задачи программы:
- Знакомить с основными геометрическими фигурами, закреплять знания об их строении(стороны, углы, вершины)
- Знакомить с основными базовыми формами оригами.
- Обучать приемам обработки бумаги (складывать, надрезать, склеивать).
- Обучать умению следовать устным инструкциям.
- Развивать речь детей.
- Развивать мелкую моторику
- Развивать внимание, память, мышление, воображение.
- Развивать умение ориентироваться на листе бумаги.
- Развивать познавательный интерес.
- Развивать навыки художественного творчества.
- Воспитание усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей.
.
Особенности организация программы. Режим и структура занятий.
Отличительной особенностью данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является то, что программа может использоваться для работы с детьми, имеющими общее недоразвитие речи, так и детьми с нормой в развитии. Занятия в данной программе не делятся: на практические и теоретические. На одном занятии совмещается и теория и практика. В данной образовательной программе происходит интеграция всех образовательных областей, чего требуют сейчас ФГОС.
Дети создают не только поделки в технике оригами, но и создают коллективные или индивидуальные композиции, используя аппликацию, или дорисовывают необходимые элементы.
Чтобы дети не уставали, на занятиях происходит смена учебной деятельности (чтение, прослушивание музыки, пальчиковые игры, театральные постановки и т.д.).
Данная программа рассчитана на детей подготовительной группы детского сада.
Занятия эффективнее проводить по подгруппам- 10-15 человек.
Категория детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы: дети с ФФН и ОНР и с нормой в развитии.
Данная программа рассчитана на один учебный год .
Занятия проводятся четыре раза в месяц, с сентября по май.
Всего 36 занятий в год.
Продолжительность занятий - 30 минут.
Формы и режим занятий.
Формы работы.
- Индивидуальный.
- Групповой.
- Практический.
- Наглядный.
Методы работы .
- Игры, конструирование ,аппликация.
- Беседы, работа с наглядным материалом.
- Практические упражнения для отработки необходимых навыков.
- Решение проблемных ситуаций.
- Выставки.
Планируемые результаты освоения детьми дополнительной образовательной программы.
Ожидаемые результаты после первого года обучения:
Планируемые результаты по данной программе:
- Дети будут знать названия основных геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, трапеция , ромб) и уметь узнавать их при появлении в процессе складывания ;
- будут знать название и приемы складывания основных базовых формы оригами: «книжечка», «треугольник», «воздушный змей» и т.д.;
- овладеют различными приемами работы с бумагой: сгибание, проглаживание, надрезание;
- научатся следовать устным инструкциям;
- создавать изделия оригами
- будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
- разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию
- познакомятся с искусством оригами;
- овладеют навыками культуры труда;
- улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.
Условия реализации программы.
Для организации обучения дошкольников искусству оригами, необходимо создать определенную предметно-развивающую среду, которая представлена следующими компонентами:
Наглядно-дидактические пособия;
Атрибуты к сюжетно-ролевым играм.
Рабочие материалы: ножницы, клей, кисточки, бумага, картон, краски, карандаши.
Групповая комната, в которой будут проходить занятия, оснащена необходимым количеством столов и посадочных мест.
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы .
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ детей для родителей:
– в группе,
– в детском саду.
• Участие в конкурсах детского сада.
Мониторинг развития мелкой моторики детей.
В самом начале обучения оригами и в конце года проводятся экспресс - диагностики для определения уровня развития мелкой моторики, в которую вошли 3 методики Венгера А.Л.:
1.Дорожки.
2.Обведи по контуру.
3.Вырежи круг.
Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы.
№ п /п | Название разделов | Количество занятий, часов. |
1 | Знакомство с искусством оригами. История оригами. | 1 |
2 | Бумага. Приемы складывания бумаги. (Квадрат) | 1 |
3 | Базовые формы «Книжка» Дом, гриб. | 1 |
4 | Базовая форма ». «Треугольник».Ель, клен. Тема: Парк, лес. | 1 |
5 | Базовая форма «Воздушный змей» Тема «Игрушки» Гномик | 1 |
6 | Базовая форма «Конфетка» Закладка для бабушки. Семья. | 1 |
7 | Базовая форма « Конверт (блин)» Мебель | 2 |
8 | Тема «Домашние и дикие животные», «Хищные, травоядные» | 7 |
9 | Тема «Семья» Тюльпаны – Двойной треугольник | 1 |
10 | Тема «Зима» (Снежинка) | 1 |
11 | Тема «Новый год» (елка, снегурочка, дед Мороз) | 3 |
12 | Базовая форма «Дверь» «Мышь», «Одежда» | 2 |
13 | Тема «Транспорт» (пароход, самолет) | 2 |
14 | Тема «Человек» (Бабушка, дедушка, внучка) | 3 |
15 | Тема «Мамин праздник» (открытка) | 1 |
16 | Тема «Одежда, головные уборы» (пилотка), ( Костюм) | 2 |
17 | Тема «Посуда» (Стакан, тарелка для сладостей) | 1 |
18 | Тема «Весна», «Птицы» (Голубь, ворона) | 1 |
19 | Тема «Космос» (ракета) | 1 |
20 | Тема «Овощи» | 1 |
21 | Коллаж на свободную тему. Коллективная работа. Тема «Детский сад» | 1 |
22 | Выставка детских работ. Тема «Детский сад» | 1 |
Итого: 36 занятий - 18 часов
Календарно-тематическое планирование.
Месяц | № занятия, недели | Тема занятия | Лексическая тема |
сентябрь | 1неделя | Знакомство с искусством оригами, его историей. Рассматривание поделок и иллюстраций. Знакомство с условными знаками и приемами. | |
2 неделя | Бумага. Приемы складывания бумаги. (Как сделать квадрат) | Бумага, библиотека | |
3 неделя | Базовая форма «воздушный змей». Гномик | Игрушки | |
4 неделя | Базовая форма «книжка». Дом. Грибы. | Строительство, Грибы. | |
октябрь | 1 неделя | Базовая форма «конфетка». Закладка для бабушки. | Семья. |
2 неделя | Базовая форма «треугольник». Елка. Клен. | Лес, парк | |
3 неделя | Базовая форма «треугольник». Котенок | Домашние, дикие животные. | |
4 неделя | Базовая форма «треугольник». Щенок | Домашние, дикие животные. | |
5 неделя | Базовая форма «треугольник». Заяц | Хищные, травоядные животные. | |
НОЯБРЬ | 1 неделя | Базовая форма «треугольник». Лиса | Хищные, травоядные животные. |
2 неделя | Базовая форма «треугольник». Волк | Хищные, травоядные животные. | |
3 неделя | Базовая форма «треугольник». Медведь | Хищные, травоядные животные | |
4 | Птицы: голубь, ворона, снегирь | Зимующие птицы | |
ДЕКАБРЬ | 1 | Базовая форма «Воздушный змей» Снежинка | Зима. |
2 | Базовая форма «Воздушный змей» «Еловая ветка». Коллективная работа. | Новый год | |
3 | «Дед Мороз» | Новый год | |
4 | «Снегурочка» | Новый год | |
ЯНВАРЬ | 2 | Базовая форма « Конверт (блин)» (Хорошее – плохое настроение | Человек |
3 | Базовая форма «конверт (блин)». Кровать, кресло, стол. | Мебель. | |
4 | Базовая форма «Прямоугольник». Костюм. | Одежда. | |
ФЕВРАЛЬ | 1 | Базовая форма «конверт (блин)». Пароход. | Транспорт. |
2 | Базовая форма прямоугольник «Самолет» | Транспорт. | |
3 | Открытка для папы «Парусник» | Семья | |
4 | Базовая форма «Прямоугольник» Тарелка. Базовая форма «Треугольник» Стакан | Посуда. | |
МАРТ | 1 | Открытка для мамы: Подснежники. | Семья. |
2 | Цветы для сестры «Тюльпаны» Базовая форма «Двойной треугольник» | Семья. | |
3 | Колобок, репка. | Овощи. | |
4 | «Дед» | Человек | |
АПРЕЛЬ | 1 | «Баба» | Человек |
2 | «Ракета» | Космос | |
3 | «Внучка» | Человек | |
4 | Базовая форма «Дверь». Мышка. | Домашние, дикие животные. | |
МАЙ | 1 | Композиция «Перелетные птицы». (Лебедь и утка). | Весна. Птицы. |
2 | Головные уборы: пилотка. | Одежда, головные уборы. | |
3 | Коллаж. Коллективная работа. По сказкам: Репка, Колобок, Лиса и Волк. Ворона и Лиса – басня. На новогоднем празднике в детском саду. | Детский сад. | |
4 | Выставка детских работ. | Детский сад. |
Содержание программы дополнительного образования детей .
№ занятия | Наименование тем | Содержание занятия |
1 | Знакомство с искусством оригами. Рассматривание поделок и иллюстраций. Знакомство с условными знаками и приемами. | 1.Беседа об истории оригами. 2.Познакомить с условными знаками и приемами складывания (гора, долина, линия перегиба, линия надреза и т.д.) Стр.11,12 Оригами для дошкольников. |
2 | Бумага. Учимся складывать и резать. | 1.Беседа «Бумага и ее история». Показать разновидности бумаги (писчая, газетная, обойная, калька, картон). 2.Упражнения по отработке основных элементов складывания: сложить квадрат по диагонали, сложить пополам, найти центр квадрата (складывая его по диагонали, складывая пополам). Стр.14 - 15 Оригами для дошкольников. |
3 | Базовая форма «воздушный змей». Гномик. | 1. Рассказать, что в основе любой поделки лежит базовая форма. Познакомить с базовой формой «воздушный змей». 2.Изготовление поделки. Стр.70 (366моделей) 3.Дать гномам имена, в зависимости от нарисованного личика-«Ворчун», «Весельчак» т.д. 4. Чтение или аудио прослушивание сказки «Белоснежка и семь гномов». |
4 | Базовая форма «книжечка». Грибы. Дом. | 1.Познакомить с базовой фигурой «книжечка». Чтение стихотворения А.Барто «Домик». 2. Изготовление поделки. Дорисовать окна, двери. Стр.15 - 19 Оригами для дошкольников. 3.Поговорить о грибах, вспомнить названия съедобных и несъедобных грибов. Вспомнить загадки о грибах, чтение стихов И.Анденко «Грибной поселок», Г.Новицкая «Боровик»; рассматривание иллюстраций грибов; 4.Изготовление поделки. Дополнить поделку, вырезав травку. И приклеить гриб на траву. Придумать название композиции. |
5 | Базовая форма «конфетка». Закладка для книжки, бабуле. | 1.Чтение стихотворения: « Бабушкины руки» Я с бабушкой своею Дружу давным-давно. Она во всех затеях Со мною заодно. Я с ней не знаю скуки, И все мне любо в ней, Но бабушкины руки Люблю всего сильней. (Л. Квитка)
2.Что любит бабушка? Какой мы праздник отмечали? – День пожилого человека. Знакомство с новой базовой формой «Конфета» Изготовление закладки. Стр.18 Оригами для младших дошкольников. 3Спеть песню о бабушке. |
6 | Базовая форма «треугольник». Елка, Клен | 1.Познакомить с новой базовой формой «треугольник». 2.Загадывание загадки о елке, деревьях Чтение стихотворения А. Барто «Елка». 3.Изготовление поделки. Стр.16 Оригами для дошкольников. Стр.71 (366 модулей) Все елочки объединить в одну композицию для получения леса. 4. Беседа «Правила поведения в лесу». |
7 | Базовая форма «треугольник». Котенок. | 1.Чтение стихотворения «Бездомная кошка», С.Маршак «Усатый - полосатый», Н.Носов «Живая шляпа». 2.Изготовление поделки, дорисовать глаза, нос, усы. Стр.20 -21Оригами для дошкольников. |
8 | Базовая форма «воздушный змей». Зайчик. | 1.Чтение стихотворения : «Про зайца» Николай Рубцов Заяц в лес бежал по лугу. Я из лесу шёл домой. Так и обмер, бестолковый, Но, конечно, в тот же миг поскакал в лесок сосновый, И ещё, наверно, долго, с вечной дрожью в тишине, Думал, горестно вздыхая, что друзей-то у него, 2.Изготовление поделки. Стр.14 -15 Оригами для старших дошкольников. 3.П/И «Бездомный заяц». |
9 | . Базовая форма «треугольник». Щенок. | 1.Беседа «Мой любимый домашний питомец». 2.Прослушивание песни Е.Птичкин «Не дразните собак» 3. Чтение стихотворения Г.Новицкая «Дворняжка». 4.Изготовление поделки. Стр.37 Оригами для младших дошкольников. 5.Д/и «Дай кличку щенку», «Назови ласково». |
10 | Базовая форма «треугольник» -« Лиса» | 1.Загадка о лисе: За деревьями, кустами, Бежит лиса по мостику. Метет перила хвостиком. 3.Изготовление поделки. Стр.16 -17 Оригами для старших дошкольников. 4.П/и «Лиса в курятнике» |
11 | Базовая форма «треугольник» - «Волк» | 1.Загадка: « Серый, страшный и зубастый, 3. Драматизация стихотворение: С. Я. Маршака "Волк и лиса" Серый волк в густом лесу Встретил рыжую лису. - Лисавета, здравствуй! - Как дела, зубастый? - Ничего идут дела. Голова еще цела. - Где ты был? - На рынке - Что купил? - Свининки. - Сколько взяли? - Шерсти клок, Ободрали Правый бок, Хвост отгрызли в драке! - Кто отгрыз? - Собаки! - Сыт ли, милый куманек? - Еле ноги уволок! - Как, лиса, твои дела? - На базаре я была. - Что ты так устала? - Уток я считала. - Сколько было? - Семь с восьмой. - Сколько стало? - Ни одной. - Где же эти утки? - У меня в желудке |
12 | Базовая форма «треугольник» - « Медведь». | 1.Загадка: « Вперевалку зверь идет, по малину и по мед. 2.Рассматривание картины «Бурые медведи» 3. Изготовление поделки. Стр.19 -21 Оригами для старших дошкольников. 4.П/и «У медведя во бору» |
13 | Птицы: Голубь, ворона | 1.Беседа «Зимующие птицы». 2.Рассмотреть картинки птиц, вспомнить их названия. 3. Загадывание загадок. 4.Изготовление птиц. стр.34 -35, 32 -33 Оригами для старших дошкольников 5. П/и «Совушка»
|
14 | Снежинка. Базовая форма «воздушный змей». | 1.Предварительная работа: на прогулке рассмотреть снежинки. Все они разные и не похожи друг на друга. 2. Чтение « Снежинки» М. Клоковой. 3. Изготовление снежинок, украшение ими группы. стр.54 -55 Оригами для дошкольников |
15 | «Еловая ветка» Базовая форма «воздушный змей». Коллективная работа. | 1.«Беседа о Новом годе», история празднования в России Нового года. 2. Изготовление поделки. стр.49 Оригами для дошкольников 3.Песня «Что такое Новый год?» |
16 | «Дед Мороз» | 1.Стихи: Кто пришёл? 2. Изготовление поделки. стр.53 Оригами для дошкольников 3.Игра –Хоровод: Как у дедушки Мороза…» |
17 | «Снегурочка» | 1. Стихотворение « Снегурочка» 2. Изготовление поделки. стр.51 Оригами для дошкольников 3. Драматизация сказки р.н.«Снегурочка» |
18 | Базовая форма «конверт (блин)» «Хорошее, плохое настроение» | 1.Беседа: «Наши эмоции», рассмотреть серию картинок «Наше настроение» 2. Изготовление поделки. 3.Д/и Покажи свое настроение. |
19 | Базовая форма «конверт (блин)» - «Кровать, кресло, стол» | 1.Рассмотреть внимательно группу и назвать предметы мебели. 2. Спросить детей, где раньше спали древние люди, на чем ели, на чем сидели и зачем придумали кровать. 3.Пальчиковая гимнастика Вот стул - на нем сидят, Вот стол - за ним едят, А вот диван - на нем лежат. Вот вешалка в углу стоит На ней пальто и плащ весит. На полках шапки и шарфы, Пришедшей в гости детворы. 4.Изготовление поделки. стр.21 (366 модулей) |
20 | Базовая форма «прямоугольник» - «Костюм» | 1.Д/и «Четвертый лишний» (по теме «Одежда»). 2.Изготовление «костюма». стр. (366 модулей) 3.С/Р игра «Ателье» - «Магазин одежды» |
21 | «Пароход» | 1.Загадывание загадок по теме «Транспорт». 2.Изготовление поделок. стр. (366 модулей) 3.С/Р игра «Путешествие на пароходе» |
22 | «Парусник» | 1.Беседа «Наша армия родная» 2.Оформить в композицию, для подарка к 23 февраля. (366 модулей) 3.Стихи и песни об Армии. |
23 | «Самолет» | 1.Вспомнить классификацию транспорта: наземный, водный, воздушный. 2.Физ.минутка. Пролетает самолет, с ним собрался я в полет. Правое крыло отвел, посмотрел. Левое крыло отвел, поглядел. Я мотор завожу, И внимательно гляжу. Поднимаюсь ввысь, лечу. Возвращаться не хочу. 3.Сложить самолет. стр.170 -17(366 модулей) 4.Провести конкурс «Чей самолет полетит дальше». |
24 | Базовая форма «Треугольник» - «Стакан» Базовая форма «Прямоугольник» -«Тарелка для сладостей» | 1.Повторить с детьми, что посуда бывает чайной, кофейной, столовой. 2.Изготовление стакана, тарелки. Украшение элементами аппликации. стр.8,169 (366 модулей) 3.Д/и «Где живут продукты», «Скажи наоборот» по теме «Посуда». 4.Чтение сказки Чуковского «Федорино горе» |
25 | «Открытка для мамы и бабушки» | Всю любовь свою отдам. 1.Рассмотреть картинки первоцветов. Подснежников. Прочесть стихотворение «Подснежник» (Поликсена Соловьева) Напомнить о празднике 8 марта. 2.Изготовить подарок маме и бабушке. стр.51Оригами для младших дошкольников 3. Чтение стихотворения. «Мой подарок «Почему 8 Марта в магазинах толчея? Покупают все подарки, что же буду делать я? Я не всё ещё умею, мне ещё так мало лет. Но я вовсе не жалею, что в кармане нет монет! Раз ни бабушке, ни маме мне подарка не купить, Что-нибудь могу руками сделать, вырезать, слепить! Пусть конфетами, цветами поздравляют милых дам - Я же бабушке и маме смастерю подарок сам» (Владимир Орлов) |
26 | Базовая форма «Двойной треугольник». «Цветы для моей сестры – Тюльпаны» | 1.Расмотреть картинки цветов, вспомнить их названия. 2.Чтение стихотворения Т.Лаврова «Тюльпаны». 3.Изготовление цветов. стр.141(366 модулей) 4. Прослушивание песни Ю.Антонова «Не рвите цветы». |
27 | «Колобок, репка» | 1.Предложить детям рассказать сказки «Репка» и «Колобок» Беседа: «Из чего сделали колобок, репку? Репка фрукт или овощ? Какие овощи и фрукты вы знаете? 2.Д/и «Овощи, фрукты»; «Четвертый лишний» 3.Изготовление поделки. стр.36Оригами для дошкольников, стр.37 -38Оригами для младших дошкольников |
28 | «Внучка» | 1. Деду Морозу кем приходилась Снегурочка? В каких сказках, есть такой персонаж, как внучка? - «Умная внучка», «Репка», «У страха глаза велики», «Снегурочка», «Красная шапочка» 2. Изготовление поделки. стр.28 Оригами для дошкольников 3. Пальчиковая гимнастика «Десять внучат» У нашей бабушки (руки сожмите в кулаки) Десять внучат (разожмите кулаки и покажите 10 пальцев). Две Акульки сопят в люльке (пошевелите мизинцами), Две Аринки спят на перинке (пошевелите безымянными пальцами), Две Аленки глядят из пеленки (пошевелите средними пальцами), Два Ивана на лавках сидят (пошевелите указательными пальцами), Два Степана учиться хотят (пошевелите большими пальцами). Десять внуков (покажите 10 пальцев) А бабушка одна (прижмите ладони к груди).
|
29 | «Дедушка» | 1.Стих сейчас вам расскажу - Как с дедом со своим дружу! 2. Изготовление поделки. стр.42 Оригами для дошкольников 3.Песня «МОЙ ДЕДУШКА ГЕРОЙ!» (Слова А. Вайнер, Музыка Н. Вайнер) |
30 | «Бабушка» | 1.Стихи: «Нет мудрее человека, чем бабулечка моя, Хорошо с ней и уютно, помогает мне во всем, Отдыхаю с ней душою, все в ней просто и легко, 2.Изготовление поделки. Стр.44 -45 Оригами для дошкольников. 3.П/и «Поможем бабушке смотать клубок» |
31 | «Ракета» | 1.Какой праздник прошел недавно? Что такое космос? Чем знаменит наш город в связи с этим праздником? Беседа о космосе. Какую космическую технику вы, ребята, знаете? Рассматривание иллюстраций. 2. Изготовление поделки. стр.47 -50Оригами для младших дошкольников 3. Просмотр слайдов, призентация «Космос» |
32 | Базовая форма «Дверь» - «Мышка». | 1.Познакомить с базовой формой «Дверь». 2.Чтение стихов «Мышь» А.Лаврина. 3.Назвать сказки. Где герои был мышонок. 4. Создание фигурки, дорисовать глаза, стр.19Оригами для дошкольников |
33 | Композиция «Перелетные птицы». (Лебедь и утка). Базовая форма «Воздушный змей» | 1.Рассмотреть картинки «Перелетные птицы». Вспомнить их названия. Почему птиц называют водоплавающими, перелетными? 2.Загадывание загадок о перелетных птицах. 3.Изготовление поделок. стр.25,26 Оригами для старших дошкольников 4.Прослушивание песни «Журавушка». |
34 | Головные уборы: пилотка | 1.Беседа «Головные уборы. Их назначение». 2.Изготовление пилотки из газетной бумаги. стр.49 (366 модулей) 3.Придумывание загадок о головных уборах. |
35 | Коллаж на свободную тему. | 1.Дети на свой выбор делают любую фигуру, которую делали в течение года. Оформляется коллаж. Можно сделать красавицу и семь гномов и обыграть сказку «Белоснежка и семь гномов». Можно сделать по сказкам «Репка», «Колобок», по басне Крылова «Лиса и ворона», или «Новогодний праздник в нашем саду» |
36 | Выставка детских работ. | Оформить выставку лучших работ детей для родителей. |
Методическое обеспечение программы дополнительного образования детей.
Учебные и методические пособия:
Из списка литературы.
Художественная литература.
- Стихотворение И.Токмаковой «Рябина».
- Стихотворение М.Клоковой «Снежинки».
- Стихотворения А. Барто «Игрушки»
- Стихотворение П.Соловьева «Подснежник»
- СтихотворениеН.Рубцов «Про зайца»
- стихотворение: С. Я. Маршака "Волк и лиса"
- Стихотворение И. Анденко «Грибной поселок».
- Стихотворения Г.Новицкой «Боровик», «Дворняжка».
- Сказка «Белоснежка и семь гномов».
- Стихотворение С.Маршак «Усатый-полосатый».
- Рассказ Н. Носова «Живая шляпа».
- .Чуковский «Федорино горе».
Наглядные пособия:
- Образцы схем и примеров базовых форм оригами.
- Образцы поделок.
- Картинки по лексическим темам «Транспорт», «Грибы», «Цветы», «Головные уборы», «Мебель», «Одежда», «Посуда», «Птицы», «Дикие, домашние животные», «Хищники, травоядные», «Космос».
Список оборудования и материалов, необходимых для занятий оригами.
Аудиозаписи. Е.Пти чкин «Недразните собак». Ю.Антонов «Не рвите цветы» Песня «Журавушка» Песня«Про бабушек». Аудио сказка «Белоснежка и семь гномов» Песня «МОЙ ДЕДУШКА ГЕРОЙ!» (Слова Аркадий Вайнер, Музыка Натальи Вайнер) |
Рекомендации по обучению в кружке «Удивительное оригами!»
- Вначале обучения заготовку (лист бумаги квадратной формы) рекомендуется готовить воспитателю.
- В процессе отработки способов складывания бумаги дети самостоятельно из листа прямоугольной формы получают квадратную форму.
- Бумагу для поделок лучше использовать цветную, т.к. результат будет ярким и это доставит ребенку эмоциональное удовольствие.
- Бумага должна быть на слишком тонкой , чтобы не рваться при складывании.
- Показ изготовления поделки лучше производить на столе, собрав детей в кружок.
- При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия, чтобы лишними движениями не запутать детей.
- Обучение складыванию поделки должно быть поэтапным: показ одного приема складывания- выполнение детьми, показ второго приема- выполнение детьми и т.д.
- Сразу необходимо детей приучать тщательно проглаживать линии сгибов изделия, от этого зависит результат.
- Совмещать элементы геометрических фигур (вершины, стороны) необходимо очень точно.
- После совместного изготовления игрушки , дети самостоятельно еще раз складывают изделие, тем самым закрепляя все этапы создания поделки.
- После изготовления игрушек дети дорабатывают их , что –то дорисовывают, что-то подклеивают.
- Обязательно нужно дать детям возможность насладиться результатами своего труда. Позволить им поиграть в сделанные своими руками игрушки.
№ п /п | Дата | Название мероприятия | Форма проведения |
1. | Сентябрь | Развитие мелкой моторики ребенка. | Родительское собрание. |
2. | Октябрь | «Бумаге -вторая жизнь!» | Акция по сбору макулатуры. |
3. | Декабрь | Конкурс «Чудо- елочка!» | Выставка совместных работ детей и родителей. |
4. | Апрель | Конкурс «Светлая Пасха!» | Выставка совместных работ детей и родителей. |
5. | май | «Прикоснись к природе сердцем!» | Экологическая выставка. |
Приложение.
Мониторинг развития мелкой моторики детей.
В самом начале обучения оригами и в конце года проводятся экспресс-диагностики для определения уровня развития мелкой моторики, в которую вошли 3 методики
Венгера А.Л.:
1.Дорожки.
Возьми в руку карандаш и посмотри на лежащий перед тобой лист бумаги. На нем есть дорожки. Проведи линию по середине дорожки, не отрывая карандаш от бумаги.
Оценка:
3 балла – без ошибок
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии
2.Обведи по контору.
Оценка:
3 балла – 1 – 2 раза сошел с линии
2 балла – 2 – 4 раза сошел с линии
1 балл – 5 и более раз сошел с линии
3.Вырежи кругОценка:
3 балла – верезал точно по контуру
2 балла – ребенок 1 – 2 раза вышел за границу линии
1 балл – ребенок 3 и более раз вышел за границу линии
Ожидаемый результат: в конце обучения должен вырасти процент детей , выполнивших каждое задание на больший балл, по сравнению с началом года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА кружка по тестопластике «Мукосолька» (разработана на основе программы художественного воспитания, обучения и развития детей Лыковой И. А.) для детей 4 - 6 лет Срок реализации - 2 года
Описаны цели, задачи кружковой работы с детьми средней и старшей групп, а также перспективный план работы на два учебных года....
"Юные исследователи" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей 6-7 лет
Данная программа разработана с целью: способствовать развитию у дошкольников исследовательской деятельности, познавательной активности, любознательности, умения применять полученные навыки на практике...
"Зелёный огонёк" Дополнительная рабочая программа кружка по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования для детей старшей группы
Данная программа разработана с целью: снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;- сохранение здоровья детей и взрос...
Рабочая программа кружка социально-педагогической направленности по реализации вариативной части основной образовательной программы дошкольного образования
Данная программа является вариативной частью основной образовательной программы. Она основана на образовательных потребностях и интересах детей, членов их семей и педагогов, а так же отражает специфик...
Рабочая программа кружка "Рабочая мастерская"
Занятие для старшей-подготовительной группы из подвижного и лего конструктора....
Рабочая программа кружка « Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год.
Рабочая программа кружка« Развивай-ка » Срок реализации программы 2020-2021 учебный год....
Рабочая программа кружка «Чудеса на песке» игры-эксперименты с песком Программа рассчитана для детей раннего возраста (2-3 года)
Рабочая программа кружка«Чудеса на песке»игры-эксперименты с пескомПрограмма рассчитана для детей раннего возраста(2-3 года)...