Использование ИКТ для формирования ритмического восприятия у дошкольников
статья на тему

Леушина Галина Викторовна

Работа над ритмическим восприятием у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                  VI муниципальная Ярмарка                    

                                                             методических идей среди педагогических

                                                             работников муниципальных дошкольных                  

                                               образовательных учреждений БМР

                               

Тема: «Использование ИКТ для  формирования  ритмического восприятия у   дошкольников»

                                                                 

                                                           

                                                            Леушиной  Галины Викторовны,

                                                            музыкального руководителя

                                                            МАДОУ детский сад № 33

                                                            г. Балаково Саратовской области

26.11.2014 года

В переводе с греческого ритм – соразмерность, чередование различных длительностей звуков в музыке.

Ритм – один из основных элементов   выразительности мелодии.       

Доказано, что если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой, слитной речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. В дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

            Тема:  «Развитие ритмического восприятия у детей»,  явилась для меня очень интересной и малоизученной, что подтолкнуло к более глубокому, тщательному ее изучению.  

 Цель: Формировать чувство ритма у дошкольников.

Определила для себя следующие задачи:

1.Использовать оптимальные методы, приемы и технологии для развития чувства ритма у дошкольников.

2. Способствовать развитию слуховые способности в процессе формирования чувства ритма.

3. Совершенствовать координацию движений, мышление, двигательную память.

Для этого вела последовательную, планомерную работу  по развитию у детей чувства ритма.        

Дети поют неверно по разным причинам: слабое слуховое представление высоты звука, недостаточный объем голоса, отсутствие координации в работе слухового и голосового аппаратов, неумение слушать себя при  одновременном пении с другими. На чистоту интонирования влияет так же общее состояние здоровья ребенка, его настроение, степень внимания и заинтересованности. Кажется, что тут сложного: спеть песню и одновременно прохлопать ее ритмический рисунок. Но на практике это оказалось очень сложно. Отхлопывание мешает пению, а пение мешает отхлопыванию. Пропадает главное – музыка; ритм в точности не выявляется, так как дети «пропускают» звуки. Для этого веду предварительную подготовку: дети отхлопывают ритм  отдельных слов вместе с четкой координацией речи и движениями рук.

В этот  момент  включаю  большое  разнообразие  дидактических  игр:

 «Веселая гусеничка», «Паровоз», «Осенний букет», «Семейка грибочков» и др.  В итоге дети, в состоянии сами отхлопывать ритм отдельных фраз знакомых песен естественными, ненапряженными движениями, уверенно, выразительно, пропевая  мелодию вслух или про себя. (Слайд)

         Наряду с этим даю  понятия – длинный  и короткий  звук. Для малышей такую помощь оказывает игра «Звучащий клубок». На занятие приношу клубок ярких  ниток. Тяну нить и пою: «У-у-у». Звук обрывается, ниточка  закончилась. Подобным способом получаются нити разной длины которые я раскладываю в любой последовательности.  Проводя пальцем по ниткам, пропеваю гласные звуки («а», «о», «и», и др.) либо долгие, либо короткие звуки. То же самое повторяют и дети с большим удовольствием и интересом.

Дети старшего возраста раскладывают нити в замысловатые фигуры

(спираль, волнообразная линия, прямая – вверх и вниз), а я предлагаю например, на звук «У» (звук зимнего ветра) голосом заполнить пространство от начальной до конечной точки линии при помощи глисандирующей последовательности звуков. (слайд). Играем, снижая и набирая  высоту голоса, используя различные  певческие регистры, с повышением или понижением интонации.  Для того чтобы дети не потерял  интерес к упражнениям, рассказываю в форме сказки, где дети становятся не только исполнителями упражнений, но и участниками сказки например, (песенка весенних  цветов, сказка о снежинках, весёлая история тучки.)  

 

Для детей среднего возраста короткие и длинные звуки преобразуются в большие и маленькие фигурки – картинки со своими именами. Так, например, большая картинка имеет имя «ТА», а маленькая «ти». Закрепляя понятия о коротких и длинных звуках, выкладываем ритмические цепочки цветами, бабочками, капельками, и др. (Та-ти-ти-Та-Та; ти-ти-Та-ти-ти-Та) (слайд)

При   этом  для  наглядности  ещё  использую  «Ритмический кубик». 

В виде игры дети пропевают, или проигрывают на музыкальных инструментах тот ритмический рисунок, который изображён на одной из граней. (слайд)

         В детском саду достаточно освоения простейших ритмических формул. Детям очень нравятся такие игры ещё и потому, что в них можно играть  не только на музыкальных занятиях, но и самостоятельно. На прогулке - рисуя палочками на песке, выкладывание ритмических формул при помощи ракушек, камешков, осенью – опавшими листьями. Таким образом, дети учатся не только слушать, но и видеть музыку в окружающем их мире.

       

            Ведь как сказал, в 1910г. швейцарский педагог и композитор - Эмиль Жак Далькроз,  –  ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения с использованием ИКТ (информационные компьютерные технологии).

Развитие  зрительного восприятия  у  дошкольников с  нарушениями  зрения с использованием  ИКТ (информационные компьютерные технологии)....

Использование наглядно-игровых средств при формировании восприятия у дошкольников с нарушениями речи.

В статье раскрывается логопедическая работа по развитию фонематических процессов. Более подробно описана работа по формированию навыков звукового анализа. представлена зрительная символика обозначения...

РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР В.В. ВОСКОБОВИЧА.

использование методики В.В. Воскобовича "Сказчные лабринты" игры в работе с детьми с ЗПР...

Конспект НОД во второй младшей группе детского сада на тему:Развитие сенсорного восприятия младших дошкольников с использованием технологии проблемно - диалогического обучения

Данный конспект разработан на основе использования технологии проблемно - диалогического обучения. Данный метод разрабатывался Е.Л. Мельниковой для использования в школе. Для преемственности уровней о...

«Использование песочной терапии как средство формирования фонематического восприятия у дошкольников с акустико-фонематической дислалией»

Теоретические основы использования песочной терапии при коррекции акустико-фонематической дислалии у дошкольников старшего дошкольного возраста...

Использование дидактических игр и упражнений на основе тактильно-зрительного восприятия с дошкольниками с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность)

Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно большое  отставание  в  сроках  развития  восприятия, памяти,  мышления, замедленный  темп развития.  У...