Использование ИКТ для формирования ритмического восприятия у дошкольников
статья на тему
Предварительный просмотр:
VI муниципальная Ярмарка
методических идей среди педагогических
работников муниципальных дошкольных
образовательных учреждений БМР
Тема: «Использование ИКТ для формирования ритмического восприятия у дошкольников»
Леушиной Галины Викторовны,
музыкального руководителя
МАДОУ детский сад № 33
г. Балаково Саратовской области
26.11.2014 года
В переводе с греческого ритм – соразмерность, чередование различных длительностей звуков в музыке.
Ритм – один из основных элементов выразительности мелодии.
Доказано, что если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой, слитной речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно, используя короткие отрывочные высказывания. В дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей, тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.
Тема: «Развитие ритмического восприятия у детей», явилась для меня очень интересной и малоизученной, что подтолкнуло к более глубокому, тщательному ее изучению.
Цель: Формировать чувство ритма у дошкольников.
Определила для себя следующие задачи:
1.Использовать оптимальные методы, приемы и технологии для развития чувства ритма у дошкольников.
2. Способствовать развитию слуховые способности в процессе формирования чувства ритма.
3. Совершенствовать координацию движений, мышление, двигательную память.
Для этого вела последовательную, планомерную работу по развитию у детей чувства ритма.
Дети поют неверно по разным причинам: слабое слуховое представление высоты звука, недостаточный объем голоса, отсутствие координации в работе слухового и голосового аппаратов, неумение слушать себя при одновременном пении с другими. На чистоту интонирования влияет так же общее состояние здоровья ребенка, его настроение, степень внимания и заинтересованности. Кажется, что тут сложного: спеть песню и одновременно прохлопать ее ритмический рисунок. Но на практике это оказалось очень сложно. Отхлопывание мешает пению, а пение мешает отхлопыванию. Пропадает главное – музыка; ритм в точности не выявляется, так как дети «пропускают» звуки. Для этого веду предварительную подготовку: дети отхлопывают ритм отдельных слов вместе с четкой координацией речи и движениями рук.
В этот момент включаю большое разнообразие дидактических игр:
«Веселая гусеничка», «Паровоз», «Осенний букет», «Семейка грибочков» и др. В итоге дети, в состоянии сами отхлопывать ритм отдельных фраз знакомых песен естественными, ненапряженными движениями, уверенно, выразительно, пропевая мелодию вслух или про себя. (Слайд)
Наряду с этим даю понятия – длинный и короткий звук. Для малышей такую помощь оказывает игра «Звучащий клубок». На занятие приношу клубок ярких ниток. Тяну нить и пою: «У-у-у». Звук обрывается, ниточка закончилась. Подобным способом получаются нити разной длины которые я раскладываю в любой последовательности. Проводя пальцем по ниткам, пропеваю гласные звуки («а», «о», «и», и др.) либо долгие, либо короткие звуки. То же самое повторяют и дети с большим удовольствием и интересом.
Дети старшего возраста раскладывают нити в замысловатые фигуры
(спираль, волнообразная линия, прямая – вверх и вниз), а я предлагаю например, на звук «У» (звук зимнего ветра) голосом заполнить пространство от начальной до конечной точки линии при помощи глисандирующей последовательности звуков. (слайд). Играем, снижая и набирая высоту голоса, используя различные певческие регистры, с повышением или понижением интонации. Для того чтобы дети не потерял интерес к упражнениям, рассказываю в форме сказки, где дети становятся не только исполнителями упражнений, но и участниками сказки например, (песенка весенних цветов, сказка о снежинках, весёлая история тучки.)
Для детей среднего возраста короткие и длинные звуки преобразуются в большие и маленькие фигурки – картинки со своими именами. Так, например, большая картинка имеет имя «ТА», а маленькая «ти». Закрепляя понятия о коротких и длинных звуках, выкладываем ритмические цепочки цветами, бабочками, капельками, и др. (Та-ти-ти-Та-Та; ти-ти-Та-ти-ти-Та) (слайд)
При этом для наглядности ещё использую «Ритмический кубик».
В виде игры дети пропевают, или проигрывают на музыкальных инструментах тот ритмический рисунок, который изображён на одной из граней. (слайд)
В детском саду достаточно освоения простейших ритмических формул. Детям очень нравятся такие игры ещё и потому, что в них можно играть не только на музыкальных занятиях, но и самостоятельно. На прогулке - рисуя палочками на песке, выкладывание ритмических формул при помощи ракушек, камешков, осенью – опавшими листьями. Таким образом, дети учатся не только слушать, но и видеть музыку в окружающем их мире.
Ведь как сказал, в 1910г. швейцарский педагог и композитор - Эмиль Жак Далькроз, – ритм формирует тело и дух человека, избавляет от физических и психологических комплексов, помогает осознать свои силы и обрести радость жизни через творчество.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения с использованием ИКТ (информационные компьютерные технологии).
Развитие зрительного восприятия у дошкольников с нарушениями зрения с использованием ИКТ (информационные компьютерные технологии)....
Использование наглядно-игровых средств при формировании восприятия у дошкольников с нарушениями речи.
В статье раскрывается логопедическая работа по развитию фонематических процессов. Более подробно описана работа по формированию навыков звукового анализа. представлена зрительная символика обозначения...
РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР В.В. ВОСКОБОВИЧА.
использование методики В.В. Воскобовича "Сказчные лабринты" игры в работе с детьми с ЗПР...
Конспект НОД во второй младшей группе детского сада на тему:Развитие сенсорного восприятия младших дошкольников с использованием технологии проблемно - диалогического обучения
Данный конспект разработан на основе использования технологии проблемно - диалогического обучения. Данный метод разрабатывался Е.Л. Мельниковой для использования в школе. Для преемственности уровней о...
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности «Использование современных технологий при формировании фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Тема: «Дифференциация звуков «С-З»
Формирование фонематического восприятия у дошкольников с ОНР. Дифференциация звуков "С" - "З"...
«Использование песочной терапии как средство формирования фонематического восприятия у дошкольников с акустико-фонематической дислалией»
Теоретические основы использования песочной терапии при коррекции акустико-фонематической дислалии у дошкольников старшего дошкольного возраста...
Использование дидактических игр и упражнений на основе тактильно-зрительного восприятия с дошкольниками с ОВЗ (интеллектуальная недостаточность)
Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно большое отставание в сроках развития восприятия, памяти, мышления, замедленный темп развития. У...