РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР В.В. ВОСКОБОВИЧА.
материал на тему
использование методики В.В. Воскобовича "Сказчные лабринты" игры в работе с детьми с ЗПР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shatokhina_o.a.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ СЕНСОМОТОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГР В.В. ВОСКОБОВИЧА.
Шатохина Ольга Анатольевна
учитель-дефектолог
МАДОУ детский сад комбинированного вида №200
г.Хабаровска
Проблема качественного образования в последние годы приобрела не только актуальный, но и значимый характер. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства.
Дошкольное детство – период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становление основ индивидуальности.
Познание окружающего мира начинается с восприятия предметов и явлений. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому полноценное развитие ребенка не возможно без опоры на полноценное восприятие.
Я работаю учителем – дефектологом в дошкольном образовательном учреждении №200 города Хабаровска в коррекционной группе для детей с задержкой психического развития.
Дети поступают в нашу группу в возрасте 4 – 5 лет с диагнозом ЗПР различного генеза. При поступлении детей мною проводится мониторинг с целью выявления уровня развития детей данной категории.
У детей с ЗПР наблюдаются не достаточные, ограниченные, фрагментарные представления о сенсорных эталонах — системе геометрических форм, шкале величин, цветового спектра, нарушены пространственные и временные ориентировки, наблюдаются нарушения слухового восприятия как не речевых, так и речевых звуков и др. Дети затрудняются в построении целостного образа и выделении фигуры на фоне общего изображения. Наблюдается слабая мотивация к познанию окружающего мира.
Для усвоения сенсорных эталонов, для выделения и фиксирования свойств и отношений предметов, для понимания того или иного действия ребенку с ЗПР требуется гораздо больше повторений. Для этого я использую дидактические игры и упражнения, которые позволяют обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию. Благодаря дидактическим играм развиваются способности, уровень развития которых, несомненно, сказывается в период школьного обучения, а также имеет большое значение для последующего развития личности.
Таким образом, особая роль дидактических игр и упражнений в развитии сенсомоторного восприятия у детей с ЗПР должны сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.
В своей работе я использую игры и игровые упражнения известных авторов: Л.А. Венгер, Т.М. Бондаренко, Б. П. Никитина, М. Монтессори. Все мы хорошо знаем эти игры и используем в своей работе.
Желание улучшить коррекционную работу с детьми и разнообразить развивающую среду группы подтолкнуло меня на поиск новых и интересных игр.
О развивающих играх В.В. Воскобовича я услышала, но в своей работе не использовала. Первые игры, с которыми я познакомилась, были «Игровой Квадрат”, “Волшебные фонарики”, “Волшебная 8”. Что бы узнать как можно больше об этих играх (область применения, методы работы), я изготовила эти игры своими руками для чего использовала: разноцветный фетр, картон, ткань и т.д. Задания к этим играм приходилось придумывать самой. Игры мне очень понравились и заинтересовали. Незаметно для себя дети осваивали цифры; узнавали и запоминали цвет и форму; тренировали мелкую моторику рук; совершенствовали мышление, внимание, память, воображение. Игры дали возможность проявлять творчество и детям, и взрослым. Развивающие игры сделали учение интересным занятием для детей, пробуждали интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам.
Я решила более углубленно изучить опыт работы этого автора, ознакомиться с игровой технологией интеллектуально-творческого развития детей 3-7 лет - “Сказочные лабиринты игры”. В этом мне помогли тьюторский семинар Кондратьевой Любовь Александровны и авторский семинар В.В. Воскобовича прослушанный в г. Санкт-Петербурге.
Чем же заинтересовали игры В. В. Вокобовича:
1. Игры яркие, красочные, состоят из большого количества игровых заданий и упражнений.
2. Эти игры существенно дополняют сказки. Они вводят ребенка в необычный, волшебный мир, заставляют содействовать и сопереживать героям и событиям.
3. С одной и той же игрой могут заниматься дети и 3-х, и 7-ми лет. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет развивающих и познавательных заданий.
4. Помогают всесторонне развивать детей.
Проанализировав все минусы и плюсы (которых оказалось гораздо больше) я решила включить в свою педагогическую работу игры В.В. Воскобовича и особый упор сделать на игры по развитию сенсомоторного восприятия у детей с ОВЗ.
На I этапе моей работы мною была изучена методическая литература, опыт коллег.
На II этапе была проведена разъяснительная работа среди родителей. Провела родительское собрание, где познакомила родителей с играми В. В. Воскобовича, которые планирую использовать в своей работе, заинтересовала их. При помощи родителей были приобретены игры для группы. Часть родителей заказали персонально игры для своих детей. Родители принимали активное участие в изготовлении некоторых игр (“Мини-коврографы”, “Игровой квадрат”, “Математические корзинки”).
На III этапе в группе была создана развивающая сенсомоторная зона «Фиолетовый лес» “населенный” персонажами сказок. В «Фиолетовом лесу» располагаются игры и упражнения для закрепления умений и навыков, полученных на занятиях.
Игры в сенсорной зоне способствуют развитию у детей правильного восприятия пространства; целостного восприятия предмета; развитию мелкой моторики рук и зрительно-двигательной координации; развивается любознательность, воображение; дошкольники развивают и тренируют чувственный аппарат, игры способствуют их интеллектуальному развитию.
В сенсорной зоне я организую подгрупповую деятельность детей и индивидуальные занятия с целью повторения пройденного материала и закрепления новых знаний.
Дети имеют возможность самостоятельно работать в сенсомоторной зоне. Эта деятельность полностью зависит от воли, интересов и настроения детей. При возникновении трудностей к деятельности ребенка (если он этого пожелает) всегда может подключиться педагог. Совместная самостоятельная деятельность детей способствует формированию компонентов коммуникативной компетенции дошкольников с ЗПР и их успешной социализации в обществе.
Наблюдая за детьми во время игр, я отметила, что у детей исчезает негативизм, связанный с многократным повторением материала, дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность.
Игры и пособия В.В Воскобовича широко использую при организации непосредственно образовательной деятельности:
1. Игры, используются для ознакомления с эталонами цвета: «Фонарики», «Волшебная 8», «Кораблик Брызг – Брызг», «Кораблик Плюх - Плюх», «Лепестки» и т.д.
2. Они используются при ознакомление детей с геометрическими фигурами: «Фонарики», «Логоформочки», «Прозрачный квадрат», «Игровой Квадрат» и т.д.
3. Игры, направленные на ознакомление детей с пространственным расположением фигур, ориентировки на плоскости: «Мини-коврографы», «Игровизор», «Шнур-затейник», «Волшебная 8» и т.д.
4. Также на развитие конструктивных возможностей: «Чудо крестики», «Чудо соты», «Волшебная 8», «Конструктор букв» и т.д.
5. Формирующие представления о величине: «Фонарики», «Черепашки», «Прозрачный квадрат», «Игровой Квадрат» и т.д.
Универсальность этих игр в том, что любая из этих игр может способствовать развитию разных психических процессов.
Индикатором результативности применения игр В.В. Воскобовича служит сравнительно-диагностические исследования детей. Мониторинг развития сенсомоторного восприятия у моих воспитанников с ОВЗ 4-7 лет показал эффективность использования игр в данном направлении.
Наблюдается положительная динамика развития. Увеличился процент детей с высоким и средним уровнем развития. Дети научились анализировать, сравнивать, у них сформировалась понятливость. Дошкольники умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца. Особенно хочется отметить высокий уровень развития мелкой моторики рук. У детей нет проблем со знанием геометрических фигур, различением цветов, умением ориентироваться на плоскости.
Таким образом, игры В.В. Воскобовича содействуют более успешному развитию сенсомоторного восприятия у детей с ЗПР и органично вплетаются в коррекционно-образовательный процесс. Ребенок окружается непринужденной, веселой, интеллектуально-творческой атмосферой.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»
Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет техно...
Презентация педагогического проекта «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития»
Педагогический проект «Формирование элементарных математических представлений как средство развития мыслительной деятельности у дошкольников с задержкой психического развития» представляет техно...
Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития.
Перспективно-тематический план коррекционной работы по развитию пространственного восприятия у детей с задержкой психического развития....
Развитие лексики у старших дошкольников с задержкой психического развития с использованием дидактических игр и упражнений на основе предметно – средовой модели
Предметно – средовая модель, как средство развития лексики у старших дошкольниковс задержкой психического развития...
проект «Развитие пространственно-временных представлений дошкольников с задержкой психического развития средствами изобразительного искусства»
Разработанный проект «Развитие пространственно-временных представлений дошкольников с задержкой психического развития средствами изобразительного искусства» сочетает в себе образовательные возмо...
Развитие фонематического восприятия у дошкольников с задержкой психического развития
Статья содержит общие сведения о фонематическом слухе, особенностях фонематического слуха у дошкольников с ЗПР. А так же примеры упражнений, направленных на развитие фонематического слуха и восприятия...
Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью моделей и картинно-графических схем.
Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью моделей и картинно-графических схем. В практике развития речи дошко...