Социальное партнерство ДОУ с родителями по предупреждению школьной дезадаптации
статья (подготовительная группа) на тему

Алборова Маргарита Александровна

Проблема. В  современных условиях изменения требований к качеству дошкольного образования встает вопрос об увеличении значимости и ответственности семьи по воспитанию социально-адаптированной личности. И одним из условий  успешности дальнейшего образования в школе является психолого-педагогическая компетентность родителей. Исходя из этого встает вопрос, каким же должно быть взаимодействие семьи и ДОУ?

Для поиска путей решения данной проблемы психологической службой  прогимназии «Интеллект» был создан проект «Первоклассный родитель».  В нем принимали участие родители воспитанников двух подготовительных групп, а также двух 1-х классов. Проект реализовывался в течение двух лет: в 2011-2013 годах, и в текущем учебном году также находится в процессе реализации.

Цель проекта: Профилактика детской дезадаптации в школе  средствами психологической службы через повышение компетентности родителей  по вопросам готовности ребенка к обучению в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt-roditeli.docx24.68 КБ

Предварительный просмотр:

Социальное партнерство  ДОУ с родителями по предупреждению

школьной дезадаптации.

«Дайте детству состояться, дайте детству наиграться; учите детей-дошкольников не читать, писать, а думать, рассуждать, говорить!»

Психолог В.С.Мухина.

Проблема. В  современных условиях изменения требований к качеству дошкольного образования встает вопрос об увеличении значимости и ответственности семьи по воспитанию социально-адаптированной личности. И одним из условий  успешности дальнейшего образования в школе является психолого-педагогическая компетентность родителей. Исходя из этого встает вопрос, каким же должно быть взаимодействие семьи и ДОУ?

Для поиска путей решения данной проблемы психологической службой  прогимназии «Интеллект» был создан проект «Первоклассный родитель».  В нем принимали участие родители воспитанников двух подготовительных групп, а также двух 1-х классов. Проект реализовывался в течение двух лет: в 2011-2013 годах, и в текущем учебном году также находится в процессе реализации.

Цель проекта: Профилактика детской дезадаптации в школе  средствами психологической службы через повышение компетентности родителей  по вопросам готовности ребенка к обучению в школе.

Задачи:

1. Выявить и обозначить вопросы, проблемы возникающие при подготовке в школу, которые вызывают наибольшие затруднения  у родителей.

2. Разработать  программу партнерства семьи и ДОУ по психопрофилактике школьной дезадаптации.

3. Мониторинг динамики уровня школьной дезадаптации.

Проект реализовывался в три этапа:

  1. Исследовательский;
  2. Экспериментально – практический;
  3. Аналитический.

На протяжении одного этапа решалась одна из поставленных задач, в частности:

Исследовательский этап:

  1. Анализ результатов диагностики адаптации к школьному обучению. Формулирование выводов.
  2. Анкетирование родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе, обработка результатов, выводы.

Экспериментально – практический этап:

Разработка и внедрение программы для родителей воспитанников подготовительных групп «На пороге школы».

              Аналитический этап:

  1. Подведение итогов программы.
  2. Проведение мониторинга динамики уровня школьной дезадаптации.

     Следует отметить, что аналитический этап начинается в мае и продолжается в сентябре следующего учебного года, когда выпускники ДОУ, с родителями которых проводилась работа по проекту, поступают в 1 класс. Прогимназия «Интеллект»- учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому такая форма организации аналитического этапа целесообразна так как дошкольное и школьное отделение работают в тесной преемственности. А с точки зрения психологов, «преемственность» на дошкольном этапе развития означает обеспечение предпосылки к школьному обучению, то есть общую готовность ребенка к школе без каких бы то ни было негативных последствий для психики.

I.  Исследовательский этап:

   Анализ анкет показал, что родители имеют определенные теоретические знания о подготовке ребенка к обучению в школе. Однако на практике продолжают придерживаться ошибочной точки зрения, которая сводится к специальной подготовке в ущерб психологической и физическому развитию детей. Поэтому столь важна педагогическая поддержка со стороны специалистов детского сада, способных помочь родителям не просто осознать значимость грамотной подготовки ребенка к школе, но и имеющих возможность «вооружить» их рядом практических умений и навыков.

     Таким образом, на исследовательском этапе, по итогам анкетирования сделали следующие выводы:

1. Необходимо конкретизировать представления родителей об уровне подготовки детей к обучению в школе.

2. Наибольшие затруднения  у родителей вызывают вопросы развития:

- волевых качеств личности ребенка;

- умений элементарно рассуждать, делать умозаключения;

- внимания, воображения, речи.

II. Экспериментально – практический этап:

Программа «На пороге школы» для родителей детей подготовительных групп.

Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.

Задачи:

-Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их причинами и способами коррекции.

-Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.

-Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

-Помочь в осознании специфики возраста и соотнесении требований школы с психологическим обликом ребенка.

План мероприятий реализации программы:

Тема

Методы, приемы

Время

1

Что такое психологическая готовность к школе?

Анкета “Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу?”

1 занятие

2        

Общий взгляд на задачи начальной школы

Мотивационная готовность

Групповое обсуждение

Практикум

1занятие

1занятие

3

Три кита общения:

1.Безоценочная коммуникация

Беседа

Тест “Правильно ли вы воспитываете ребенка?”

1занятие

1занятие

4

«Проблемы адаптации к школе - взгляд после…»

Моделирование игровых и проблемных ситуаций.

Родительская гостиная по обмену опытом с участием родителей первоклассников.

1 занятие

5

Три кита общения:

2. Признание чувств

3. Право выбора

Деловые игры

Дискуссия

2занятия

6

Интеллектуальная готовность

Игры, ТЕСТ “Готов ли ребенок к школе?”

2 занятия

7

« Требования к выпускнику ДОУ по ФГТ»

Мастер-класс

1 занятие

8

Подведение итогов  программы, консультации

Анкета

1 занятие

Планируемый результат работы по данной программе адаптации:

Ребёнок – успешная адаптация при переходе в школу, сведение к минимуму проблем дезадаптации.

Педагог – умение обеспечить весь комплекс условий для успешной адаптации.

Психолог – приведение в систему работы по данной проблеме.

Родители – осознание того, что успешная адаптация во многом зависит от родительской поддержки и понимания.

               III.  Аналитический этап:

С целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, проводится мониторинг, что позволяет сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.

 Мониторинг динамики процесса школьной  дезадаптации:

Дата

Уровень адаптации

Высокий

Средний

Ниже среднего

Дезадаптация

Сентябрь 2012г.

28%

45%

12%

15%

Сентябрь 2013г.

40%

37%

16%

7%

Сентябрь 2014г.

36%

44%

11%

9%

     Вывод: Мониторинг уровня дезадаптации позволяет сделать вывод о том, что за период реализации проекта процент детей с дезадаптацией в 1-х классах не увеличился, что свидетельствует об эффективности мероприятий проекта. Повышение родительской компетентности в подготовительной группе ДОУ плодотворно сказывается в дальнейшем на успешность адаптации в школе.

  М.А.Алборова – педагог-психолог

ГБОУ прогимназия «Интеллект» г. Владикавказ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ПОВЫШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ».

В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно – воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекват...

Проект реализации социального партнерства с родителями "Детский садик плюс семья - настоящие друзья"

Игровая программа совместно с родителями средней группы "Детский садик плюс семья - настоящие друзья"...

Социальное партнерство с родителями.

Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В ее позитивном раз...

Проект социального партнерства с родителями по вопросам нравственного воспитания"Моясемья"

Данный проект является долгосрочным творческо-информационным проектом.Участники проекта дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.В проекте дается теоретическое обоснование значимости с...

Проект«Технология социального партнёрства с родителями в ДОУ»

Практико-значимый проект. "Технология социального партнёрства с родителями"...

«Проектирование деятельности по реализации технологии социального партнерства с родителями». Тема : «Наша дружная семья! В ней расту счастливым Я!» (средняя группа)

Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовой образовательной программой с учетом возрастных особенностей детей.     ...

ИКТ как средство социального взаимодействия с родителями дошкольников

Современные родители заняты добыванием средств к существованию, что приводит к сокращению времени, которое мамы и папы должны уделять воспитанию и образованию своих детей. Поэтому педагоги вынуждены и...