Социальное партнерство ДОУ с родителями по предупреждению школьной дезадаптации
статья (подготовительная группа) на тему
Проблема. В современных условиях изменения требований к качеству дошкольного образования встает вопрос об увеличении значимости и ответственности семьи по воспитанию социально-адаптированной личности. И одним из условий успешности дальнейшего образования в школе является психолого-педагогическая компетентность родителей. Исходя из этого встает вопрос, каким же должно быть взаимодействие семьи и ДОУ?
Для поиска путей решения данной проблемы психологической службой прогимназии «Интеллект» был создан проект «Первоклассный родитель». В нем принимали участие родители воспитанников двух подготовительных групп, а также двух 1-х классов. Проект реализовывался в течение двух лет: в 2011-2013 годах, и в текущем учебном году также находится в процессе реализации.
Цель проекта: Профилактика детской дезадаптации в школе средствами психологической службы через повышение компетентности родителей по вопросам готовности ребенка к обучению в школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt-roditeli.docx | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное партнерство ДОУ с родителями по предупреждению
«Дайте детству состояться, дайте детству наиграться; учите детей-дошкольников не читать, писать, а думать, рассуждать, говорить!»
Психолог В.С.Мухина.
Проблема. В современных условиях изменения требований к качеству дошкольного образования встает вопрос об увеличении значимости и ответственности семьи по воспитанию социально-адаптированной личности. И одним из условий успешности дальнейшего образования в школе является психолого-педагогическая компетентность родителей. Исходя из этого встает вопрос, каким же должно быть взаимодействие семьи и ДОУ?
Для поиска путей решения данной проблемы психологической службой прогимназии «Интеллект» был создан проект «Первоклассный родитель». В нем принимали участие родители воспитанников двух подготовительных групп, а также двух 1-х классов. Проект реализовывался в течение двух лет: в 2011-2013 годах, и в текущем учебном году также находится в процессе реализации.
Цель проекта: Профилактика детской дезадаптации в школе средствами психологической службы через повышение компетентности родителей по вопросам готовности ребенка к обучению в школе.
Задачи:
1. Выявить и обозначить вопросы, проблемы возникающие при подготовке в школу, которые вызывают наибольшие затруднения у родителей.
2. Разработать программу партнерства семьи и ДОУ по психопрофилактике школьной дезадаптации.
3. Мониторинг динамики уровня школьной дезадаптации.
Проект реализовывался в три этапа:
- Исследовательский;
- Экспериментально – практический;
- Аналитический.
На протяжении одного этапа решалась одна из поставленных задач, в частности:
Исследовательский этап:
- Анализ результатов диагностики адаптации к школьному обучению. Формулирование выводов.
- Анкетирование родителей по вопросам подготовки ребенка к обучению в школе, обработка результатов, выводы.
Экспериментально – практический этап:
Разработка и внедрение программы для родителей воспитанников подготовительных групп «На пороге школы».
Аналитический этап:
- Подведение итогов программы.
- Проведение мониторинга динамики уровня школьной дезадаптации.
Следует отметить, что аналитический этап начинается в мае и продолжается в сентябре следующего учебного года, когда выпускники ДОУ, с родителями которых проводилась работа по проекту, поступают в 1 класс. Прогимназия «Интеллект»- учреждение для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Поэтому такая форма организации аналитического этапа целесообразна так как дошкольное и школьное отделение работают в тесной преемственности. А с точки зрения психологов, «преемственность» на дошкольном этапе развития означает обеспечение предпосылки к школьному обучению, то есть общую готовность ребенка к школе без каких бы то ни было негативных последствий для психики.
I. Исследовательский этап:
Анализ анкет показал, что родители имеют определенные теоретические знания о подготовке ребенка к обучению в школе. Однако на практике продолжают придерживаться ошибочной точки зрения, которая сводится к специальной подготовке в ущерб психологической и физическому развитию детей. Поэтому столь важна педагогическая поддержка со стороны специалистов детского сада, способных помочь родителям не просто осознать значимость грамотной подготовки ребенка к школе, но и имеющих возможность «вооружить» их рядом практических умений и навыков.
Таким образом, на исследовательском этапе, по итогам анкетирования сделали следующие выводы:
1. Необходимо конкретизировать представления родителей об уровне подготовки детей к обучению в школе.
2. Наибольшие затруднения у родителей вызывают вопросы развития:
- волевых качеств личности ребенка;
- умений элементарно рассуждать, делать умозаключения;
- внимания, воображения, речи.
II. Экспериментально – практический этап:
Программа «На пороге школы» для родителей детей подготовительных групп.
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
-Познакомить родителей с проблемами первоклассников (в период адаптации к школе) их причинами и способами коррекции.
-Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.
-Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
-Помочь в осознании специфики возраста и соотнесении требований школы с психологическим обликом ребенка.
План мероприятий реализации программы:
№ | Тема | Методы, приемы | Время |
1 | Что такое психологическая готовность к школе? | Анкета “Готовы ли мы отдавать своего ребенка в школу?” | 1 занятие |
2 | Общий взгляд на задачи начальной школы Мотивационная готовность | Групповое обсуждение Практикум | 1занятие 1занятие |
3 | Три кита общения: 1.Безоценочная коммуникация | Беседа Тест “Правильно ли вы воспитываете ребенка?” | 1занятие 1занятие |
4 | «Проблемы адаптации к школе - взгляд после…» Моделирование игровых и проблемных ситуаций. | Родительская гостиная по обмену опытом с участием родителей первоклассников. | 1 занятие |
5 | Три кита общения: 2. Признание чувств 3. Право выбора | Деловые игры Дискуссия | 2занятия |
6 | Интеллектуальная готовность | Игры, ТЕСТ “Готов ли ребенок к школе?” | 2 занятия |
7 | « Требования к выпускнику ДОУ по ФГТ» | Мастер-класс | 1 занятие |
8 | Подведение итогов программы, консультации | Анкета | 1 занятие |
Планируемый результат работы по данной программе адаптации:
Ребёнок – успешная адаптация при переходе в школу, сведение к минимуму проблем дезадаптации.
Педагог – умение обеспечить весь комплекс условий для успешной адаптации.
Психолог – приведение в систему работы по данной проблеме.
Родители – осознание того, что успешная адаптация во многом зависит от родительской поддержки и понимания.
III. Аналитический этап:
С целью оценки успешности личностного и познавательного развития детей, проводится мониторинг, что позволяет сохранить единство преемственности ступеней образовательной системы.
Мониторинг динамики процесса школьной дезадаптации:
Дата | Уровень адаптации | |||
Высокий | Средний | Ниже среднего | Дезадаптация | |
Сентябрь 2012г. | 28% | 45% | 12% | 15% |
Сентябрь 2013г. | 40% | 37% | 16% | 7% |
Сентябрь 2014г. | 36% | 44% | 11% | 9% |
Вывод: Мониторинг уровня дезадаптации позволяет сделать вывод о том, что за период реализации проекта процент детей с дезадаптацией в 1-х классах не увеличился, что свидетельствует об эффективности мероприятий проекта. Повышение родительской компетентности в подготовительной группе ДОУ плодотворно сказывается в дальнейшем на успешность адаптации в школе.
М.А.Алборова – педагог-психолог
ГБОУ прогимназия «Интеллект» г. Владикавказ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«СЕМЕЙНЫЙ КЛУБ КАК ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ ПО ПОВЫШЕНИЮ СОЦИАЛЬНО – ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ РОДИТЕЛЕЙ».
В настоящее время особую актуальность приобретают вопросы интернационального воспитания, а именно – воспитания детей дошкольного возраста в духе толерантности, формирование правильного и адекват...
Проект реализации социального партнерства с родителями "Детский садик плюс семья - настоящие друзья"
Игровая программа совместно с родителями средней группы "Детский садик плюс семья - настоящие друзья"...
Социальное партнерство с родителями.
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В ее позитивном раз...
Проект социального партнерства с родителями по вопросам нравственного воспитания"Моясемья"
Данный проект является долгосрочным творческо-информационным проектом.Участники проекта дети старшей группы, родители воспитанников, воспитатели.В проекте дается теоретическое обоснование значимости с...
Проект«Технология социального партнёрства с родителями в ДОУ»
Практико-значимый проект. "Технология социального партнёрства с родителями"...
«Проектирование деятельности по реализации технологии социального партнерства с родителями». Тема : «Наша дружная семья! В ней расту счастливым Я!» (средняя группа)
Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовой образовательной программой с учетом возрастных особенностей детей. ...
ИКТ как средство социального взаимодействия с родителями дошкольников
Современные родители заняты добыванием средств к существованию, что приводит к сокращению времени, которое мамы и папы должны уделять воспитанию и образованию своих детей. Поэтому педагоги вынуждены и...