Проект«Технология социального партнёрства с родителями в ДОУ»
проект
Практико-значимый проект. "Технология социального партнёрства с родителями"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiko-znachimyy_proekt._tehnologiya_sotsialnogo_partnyorstva_s_roditelyami_v_dou.doc | 202.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №8 «Земляничка»
Практико-значимый проект
«Технология социального партнёрства с родителями в ДОУ»
Автор проекта:
воспитатель высшей квалификационной категории
Иванова Надежда Евгеньевна
2017г
Содержание
1.Введение………………………………………………………………с.3-6
1.1 Обоснование выбора темы…………………………………….
1.2 Актуальность ………………………………………… ……….
1.3 Цели практико-значимого проекта. ……………………………
1.4 Задачи практико-значимого проекта …………………
2.Основная часть…………………………………………………………
2.1 Теоретическое обоснование……………………………………… с.7-2.2 Принципы эффективного взаимодействия социальных партнёров- детского сада и семьи………………………………………………………………………
2.3 Направления работы с родителями……………………………………….
2.4 Система взаимодействия образовательной организации и семьи обеспечивается использованием технологии социального партнёрства …………………………
2.5.Формы работы с семьей…………………………………………… ………….
З. Описание проекта социального партнёрства с родителями в ДОУ «Вместе мы сила!» …………………………………………………………………………………..23-26
3.1 Актуальность
3.2 Существующая проблема………………………………………………………….
3.3 Цели и задачи…………………………………………………………………………….
3.4 Объект и предмет исследования……………………………………………………
3.5.Гипотеза, тип, вид проекта……………………………………………………
5.6 Этапы реализации проекта. Цели и задачи, формы взаимодействия между субъектами процесса…………………………………………………….
4.Заключение………………………………………………………………………………с.27-30
4.1 Ожидаемые результаты социального партнёрства с родителями в ДОУ. 4.2 Деятельность в рамках технологии взаимодействия детского сада и семьи………………………………………………………………………………………………………
4.3 Методические рекомендации реализации основных концептуальных положений данной технологии социального партнёрства.
5.Литература…………………………………………………………………………………с.31
6.Приложения(Проект «Безопасность на дорогах»; перспективный план социального партнёрства с родителями детей младшего дошкольного возраста по приоритетному направлению «Познавательно-речевое развитие» ……………………………………с.32-44
Введение
«Семья для ребенка – это источник
общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания и здесь
происходит его социальное рождение. И
если мы хотим вырастить нравственно
здоровое поколение, то должны решать
эту проблему «всем миром»: детский
сад, семья, общественность».
В. А. Сухомлинский
1.1. Обоснование выбора темы.
С введением федерального государственного образовательного стандарта система дошкольного образования, как одного из института социализации подрастающего поколения, сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют, как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
В результате этого, встал вопрос о создании
условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
И одним из таких проблемных моментов, с нашей точки зрения является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.
В процессе взаимодействия в системе образования включаются представители различных социальных групп, которые имеют свои собственные интересы в этой сфере: государство, учебные заведения города, попечительские советы, органы самоуправления, медицинские рассматриваем два уровня социального партнерства ДОУ в сфере образования как внутри него, так и за его пределами:
- обеспечение субъектное - субъектного взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ (внутренний уровень) (субъективно-субъективные отношения- исследовательская позиция по отношению к себе и партнеру по общению)
- обеспечение взаимодействия ДОУ с различными социальными институтами города (внешний уровень)
Субъектно -субъектное взаимодействие МБДОУ и родителей необходимо с одной стороны, для оптимизации процесса воспитания ребенка, с другой — для здоровья самого общества. В конечном итоге речь идет о праве детей на таких родителей, которые способны обеспечить ему возможность всестороннего развития и благополучия. Сущность связей этого вида можно выразить формулой: «Детский сад — семья».
Включение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада, не является новым. Впервые эта идея была предложена в начале XX века Маргарет Макмилан — основоположник английского дошкольного воспитания. Сущность этих связей — «Семья — детскому саду». Оба вида связей называются компенсаторными. Третий вид связей — координационные. Они возникают тогда, когда родители и педагоги становятся партнерами и совместно реализуют свои специфические возможности в воспитании детей.
Все вышесказанное предопределило выбор темы проекта.
1.2. Актуальность.
Актуальность данной темы заключается в том, что сегодня традиционные технологии работы детского сада с семьей обусловили рост «формализма» в работе с родителями воспитанников. Педагоги придумывают новые формы вовлечения мам и пап в обучение и воспитание их собственных детей: это интервью, родительские группы, консультационные пункты, но откликается на них малая часть родителей. Почему так происходит? Не хотят, потому что заняты своими проблемами? Не понимают значимости? Всего понемногу. Но в большой степени потому, что не испытывают насущной потребности, так как педагоги идут к родителям с готовыми «рецептами», «кусочками готовых знаний» из психологии, методики, но люди берут только то, что созвучно их собственным мыслям и потребностям.
Чтобы наладить отношения с родителями, сделать их конструктивными, чтобы оказать поддержку и помощь усилиям семьи в воспитании ребенка, педагогам следует пересмотреть основы взаимоотношений с семьей. Для эмоционального контакта нужна доброжелательность, приветливость, открытость. Для информационного контакта – готовность принять от родителей сведения о ребенке и поделиться своей информацией о его действиях и деятельности, о его состоянии и поступках. А высшей целью и основным содержанием работы воспитателя с семьей должен быть – Ребенок
. В своем инновационном проекте социального партнёрства с родителями «Вместе -мы сила» будем разрабатывать и внедрять в жизнедеятельность МБДОУ внутренний уровень социального партнерства.
1.3. Цель практико-значимого проекта:
разработка технологии социального партнерства с родителями дошкольного учреждения.
1.4 Задачи практико-значимого проекта:
- создать модель социального партнёрства с родителями дошкольников, как движущей силе личностного развития ребенка;
- разработать принципиально новые формы работы с родителями (построенных на принципе субъектно-субъектного взаимодействия)
- наметить пути реализации целей и задач взаимодействия участников образовательного процесса.
2.Основная часть
2.1Теоретическое обоснование
Современная модель социального партнерства ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
В современных исследованиях под партнерством понимают взаимовыгодное конструктивное взаимодействие, характеризующееся «доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием ответственности сторон за результат».
Эффективность работы детского сада зависит во многом от конструктивного взаимодействия и взаимопонимания между персоналом дошкольного учреждения и родителями
В данной работе мы попытаемся модельно представить свое видение реализации данного сотрудничества, сотворчества - партнерства.
2.2 Принципы эффективного взаимодействия социальных партнёров- детского сада и семьи.
Для изменения и обновления позиций социального партнёрства детского сада и семьи необходимо ввести ряд принципов эффективного взаимодействия:
- Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса/
Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность. Главное - сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.
Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:
- осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу;
- включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной и воспитательной деятельности;
- ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе.
б). Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей. Этот принцип требует:
- обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявление общих проблем для решения;
- определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые объединят усилия педагогов и родителей, а с другой стороны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон;
- совместного принятия решений, согласованности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействующих сторон;
- согласованности требований к ребенку, обеспечения единства педагогических влияний на него;
- соблюдения обязательств, договоренностей, соглашений каждым участником педагогического процесса;
в). Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей, которая предполагает:
- выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
- единый подход к развитию личности в семье и детском коллективе;
- обеспечение каждому родителю возможности знать, как живет и развивается ребенок;
- обеспечение возможности видеть жизнь ребенка в дошкольном учреждении;
- опору на положительные стороны родителей и детей;
- раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;
- принятие родителей, как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;
- подход с оптимистической гипотезой к семье, к решению возникающих проблем;
- принятие, учет традиции семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;
- создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о детях и родителях.
- доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная администрацией детского сада модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного обращения с родителями. Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями — значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
г). Научно практический принцип
- создание методической базы для оснащения и контроля хода проекта;
- организация оптимальных форм взаимодействия на разных этапах онтогенеза между социальными партнерами;
- организация психологической и педагогической помощи всем участникам проекта;
д). Индивидуальный подход
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
е) Динамичность
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Необходимо учитывать и изменения, произошедшие в семье, такие как:
- рост образования;
- повышение материального достатка;
- мобильность современных родителей;
- уменьшение количества детей в семье;
- преобладание нуклеарной семьи;
- доступность информации.
2.3 Направления работы с родителями в ДОУ.
В дошкольной педагогике выделяют четыре самых общих направления работы с родителями:
традиционное (родительские собрания, консультации, досуги, просветительское (родительский всеобуч, выпуск бюллетеней, буклетов, стенды и. т. д.,
развивающее (работа попечительского совета, родительского комитета, интерактивное (анкетирование, диагностика, консультации специалистов, семинары практикумы).
Интерактивные методы работы с родителями могут характеризоваться как инновационные:
- «метод дельфи» - метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе «мозговой атаки», которая проводится группой педагогов и родителей для отбора лучшего решения, по актуальным проблемам воспитания.
- метод тестовых (проблемных ситуаций) – метод, с помощью которого педагог создает специальные условия, а каждый родитель, участник семинара – практикума – проявляется наиболее отчетливо.
- тренинги для родителей;
- акции – комплекс мероприятий, помогающих родителям лучше понять возникшую проблему;
-мастер – классы – это передача действующей технологии.
Конечный результат использования интерактивных форм в работе с родителями – создание целостной системы дифференцированного психолого-педагогического просвещения, позволяющей учитывать специфику и воспитательный потенциал каждой семьи.
2.4 Система взаимодействия образовательной организации и семьи обеспечивается использованием технологии социального партнёрства.
Семья является достаточно закрытым воспитательным институтом, неохотно раскрывающим стороннему наблюдателю особенности своей жизнедеятельности и взаимоотношений. Педагогу необходимо заручиться согласием семьи, затем планируя и осуществляя такое изучение, решить проблему, как, с одной стороны учесть неповторимость каждой семьи (общеобразовательный, культурный уровень ее членов, нравственно – психологические установки, с другой стороны не нарушить границ вторжения в семью, законодательно определенных правом человека на неприкосновенность его личной жизни.
В решении этой сложной проблемы педагогу поможет план изучения семьи. А также памятка воспитателю, посещающему семью.
В каждом детском саду имеется перспективный годовой план работы с родителями, включающий ряд блоков.
Блок №1 – рекламный, оформление стендов (обще садовских и групповых).
Блок №2 диагностический, выявление потребностей родителей в образовательных и оздоровительных услугах.
Блок №3 – педагогическое просвещение, наглядная пропаганда, выставки.
Блок №4 - совместная деятельность детского сада и семьи (проведение досугов, работа по благоустройству, участие в ремонте, участие родителей в педпроцессе).
Блок №5 Подготовка педагогов к работе с семьей.
Включает диагностику педагогов по выявлению типичных трудностей в работе с семьей, методические мероприятия с педагогами (обучение оформлению документации, обучение техникам общения, исследование семьи.
Блок №6 Контрольный.
Планирование, обмен опытом, воспитание культуры педагогического общения.
2.5.Формы работы с семьей.
(традиционные)
- презентация дошкольного учреждения.
Цели: Познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов, показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка.
-открытые занятия с детьми для родителей.
Цель: познакомить родителей со структурой и спецификой проведения занятий в ДОУ.
- педагогический совет с участием родителей.
Цель. Привлечь родителей к активному осмыслению проблемы.
-посещение семьи.
Воспитатель каждой возрастной группы должен посетить семьи своих воспитанников. Каждое посещение имеет свою цель. Цель первого посещения – выяснить общие условия семейного воспитания.
- педагогические беседы с родителями.
Это наиболее доступная форма установления связи педагога с семьей, она может использоваться как самостоятельно, так и в сочетании с другими формами.
-тематические консультации.
Консультации близки к беседам, главное их отличие в том, что педагог, проводя консультации, стремится дать родителям квалифицированный совет.
Плановые консультации проводятся в детском саду систематически: 3-4 в год, в каждой возрастной группе. Продолжительность 30-40 минут. Неплановые возникают во время общения по инициативе обеих сторон.
- групповые собрания.
На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Повестка дня групповых родительских собраний включает педагогическую беседу по наиболее важной теме на данный момент.
«Круглый стол с родителями».
Цель В нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов обсудить с родителями актуальные проблемы воспитания.
-Конференции с родителями.
На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты и родители моделируют педагогические ситуации, проигрывая их. Это дает возможность не только накапливать профессиональные знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами.
- Практические семинары.
- Библиотечка для родителей.
- Создание клубов для родителей.
- Наглядная пропаганда.
Используются различные средства. Одно из них привлечение родителей к посещению детского сада. Наглядное знакомство через посещение детского сада в дни открытых дверей 3-4 раза в год. После просмотра проводится небольшая коллективная беседа, родители задают вопросы, делятся впечатлениями. Традиционным средством наглядной педагогической информации являются разнообразные стенды, уголки краткой информации. В каждой возрастной группе есть родительский уголок.
Наряду с традиционными формами существуют
современные формы работы с семьей, разнообразные виды деятельности, которые создают возможности для сотрудничества родителей и воспитателей, обмена информацией с семьей.
- первые визиты в детский сад.
(просветительские)
До того, как ребенок начнет посещать детский сад, родители знакомятся с педагогами и детским садом.
-телефонные звонки (в особых случаях или 1 раз в месяц со всеми родителями)
- используются письменные формы общения: брошюры (помогают родителям узнать о детском саде, бюллетени (2 раза в месяц, чтобы постоянно обеспечивать семьи информацией об особых мероприятиях, изменениях в программах). Еженедельные записки (короткие записки посылают с ребенком домой, чтобы информировать семью о новом достижении ребенка, поблагодарить за оказанную помощь). Личные блокноты (такие блокноты могут курсировать между детским садом и семьей, чтобы делиться информацией о том, что происходит дома и в детском саду).
- существуют приемы создания ролей для родителей.
Родители могут играть разные формальные и неформальные роли.
гость группы – необходимо поощрять приход родителей в группу для наблюдения за детьми и игры с ними.
доброволец – у родителей и детей могут быть общие интересы или умения. Взрослые могут принимать участие в спектаклях, помогать в организации мероприятий, обеспечивать транспортом, обустраивать и украшать групповое помещение.
- мастер – классы, тренинги.
Одной из инновационных форм сотрудничества семья и детский сад является совместная проектная деятельность, которая активирует взаимодействие педагогов, детей и родителей.
- информационные проекты в работе с семьей.
Эти проекты направлены на интенсификацию работы с семьей на основе создания двустороннего воздействия:
детский сад на семью, семья на детский сад.
Перестройка традиционной схемы взаимодействия, в практике называемая (работой с семьей) в сторону паритетного и партнерского участия детского сада и семьи в жизни ребенка, несомненно, принесет положительные результаты.
Только при таком подходе можно говорить об ответственности родителей и социальном партнерстве в ДОУ.
К сожалению, или к счастью, педагогика не имеет рецептов: для работы с семьей не существуют примеры для подражания, поскольку родители, как и дети, уникальны. Данное замечание справедливо и для педагогов:
современное воспитание имеет одну цель – самовоспитание, как условие технологии и результат реализации партнерского стиля отношений всех субъектов воспитания детей
З. Описание проекта.
3.1 Проект социального партнёрства с родителями в ДОУ «Вместе мы сила!»
Тип: инновационный
Вид: информационно-коммуникативный
Продолжительность проекта: долгосрочный
Актуальность
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.
Необходимость работы по воспитанию родителей основывается на:
-потребности родителей в поддержке;
-праве ребенка на педагогически образованных родителей;
-стремлении общества защитить себя и предотвратить появление социальных проблем (преступность, алкоголизм, психические отклонения и т.п.).
Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
Проблема.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка
Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
В результате этого, встал вопрос о создании
условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
Объект: процесс социализации детей дошкольного возраста
Предмет: социальное партнерство как условие социализации детей дошкольного возраста
Гипотеза:
процесс социализации ребенка будет проходить более успешно, если будут:
-установлены позитивные отношения с родителями;
-расширены педагогические знания родителей по взаимодействию с детьми;
-построены партнерские отношения нового типа не только между детьми и педагогами, но и между педагогами и родителями на основе дружеского, доверительного отношения.
Цель:
– создание, в рамках социального партнерства с родителями, открытого дошкольного учреждения, обеспечивающего субъектно - субъектные отношения взаимодействия участников образовательного процесса.
Поставленная цель будет решаться через
задачи:
- создать условия для реализации права семьи и детей на защиту и помощь со стороны общества (в нашем конкретном случае со стороны МБДОУ, в первую очередь, и социальных организаций города и области)
- содействовать семье в формировании и развитии социальных навыков у детей;
- формировать у родителей представления о социальном партнерстве, как о движущей силе личностного развития ребенка;
- укреплять психологическое здоровье детей и родителей;
- повышать уровень психического благополучия родителей и детей
- создать условия в коллективе МБДОУ по организации взаимодействия с семьей
- организовать мероприятия по вовлечению родителей в деятельность МБДОУ, как полноправных участников образовательного процесса.
Разработка включает в себя этапы реализации проекта
Каждый этап имеет свои цели и решает конкретные задачи.
3.2. Этапы реализации проекта социального партнёрства участников образовательного процесса ДОУ.
Первый этап – подготовительный.
Его цель - определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса.
Задачи данного этапа:
1. Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства;
2. Определение содержание и формы работы с родителями (на основе мониторинга «Социального состава семей»)
3. Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для;
4.определений направлений взаимодействия;
5.разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия.
Второй этап – практический.
Его цель - реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса.
Задачи данного этапа:
1. Формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта;
2. Повышение профессиональной компетентности педагогов МАДОУ по вопросам взаимодействия с семьей.
3. Разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с семьей по различным направлениям деятельности детского сада;
4. Включение в разработку и реализацию проектов, предложенных родителями.
5. Оказание научной и практической помощи родителям для внедрения личных проектов.
6. Повышение педагогических и воспитательных умений родителей
7.Разработка методических материалов для реализации данных проектов;
8.Разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проектом взаимодействия с семейным социумом.
Третий этап– заключительный.
Его цель – подведение итогов социального партнерства.
Задачи данного этапа:
1. Проведение анализа проделанной работы;
2. Открытое обсуждение материалов проекта на всех уровнях системы дошкольного образования.
3. Определение эффективности, целесообразности, перспектив дальнейшего сотрудничества с семейным социумом.
3.3Содержани этапов реализации проекта.
Первый этап – подготовительный
Определение целей и форм взаимодействия между субъектами процесса
№ | Задачи | Мероприятия | Сроки исполнения | Участники |
1 | Анализ семейного социума для определения целесообразности установления социального партнерства | Посещение семей. Анкетирование. Сбор семейного анамнеза. Мониторинг социального состава семьи. Проведение родительского собрания для определения целей и задач программы | Июнь- сентябрь 2017 ода Июнь- сентябрь 2018 года | Старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, родители, представители ребенка |
2 | Определение содержание и формы работы с родителями (на основе мониторинга «Социального состава семей») | Совет педагогов Школа молодых родителей Семейный клуб | Сентябрь 2017 года Сентябрь 2018 года | Администрация, старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, Специалисты, родители |
3 | Установление индивидуальных контактов с каждой семьей ее членами для; определений направлений взаимодействия; разработка программ сотрудничества с определением сроков, целей и конкретных форм взаимодействия | Беседы Индивидуальные консультации Диагностика Встречи «Вопросов и ответов» Заседание «Родительского клуба» | Июнь - октябрь 2017 ода Июнь - октябрь 2018 года | Старший воспитатель, воспитатели, педагог-психолог, специалисты, родители, представители ребенка |
Второй этап - практический
Реализация программ сотрудничества между всеми участниками образовательного процесса
№ | Задачи | Мероприятия | Сроки исполнения | Участники |
1 | Формирование группы сотрудников детского сада, заинтересованных в участии в работе по реализации проекта | Педагогическое совещание, Лекторий- «Ознакомительная лекция для пед. коллектива» Тренинг для педагогического состава | Август - сентябрь 2017 года Август - сентябрь 2018 года | Администрация, Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОУ |
2 | Повышение профессиональной компетентности педагогов МБДОУ по вопросам взаимодействия с семьей. | Мастер-классы, тренинги, обмен педагогическим опытом, Публикации статей на сайте ДОУ и сайтах профильных организаций | В течение реализации проекта | Администрация, Старший воспитатель, воспитатели, специалисты ДОУ |
3 | Разработка социально-значимых проектов взаимодействия детского сада с семьей по различным направлениям деятельности детского сада | Семинары – практикумы, обучающие тренинги и мастер – классы, Региональный конкурс инновационных проектов Встреча за круглым столом | Сентябрь - декабрь 2017 года Сентябрь - декабрь 2018 года | Педагогический коллектив ДОУ |
4 | Включение в разработку и реализацию проектов, предложенных родителями | Заседание семейных клубов «Шоколад» «Музыкальные бусинки», » Подсолнушек» Информационные калейдоскопы | В течение реализации проекта | Педагогический коллектив ДОУ Представители родительского комитета. Руководители семейных клубов |
5 | Оказание научной и практической помощи родителям для внедрения личных проектов | Мастер-классы и семинары для родителей. Индивидуальные консультации Создание памяток и рекомендаций | В течение реализации проекта | Педагогический коллектив ДОУ |
6 | Повышение педагогических и воспитательных умений родителей | Мастер-классы, тренинги, обмен педагогическим опытом, публикации статей на сайте МБДОУ | В течение реализации проекта | Администрация ДОУ |
7 | Разработка методических материалов для реализации данных проектов | Методические заседание, педагогические совещания, мозговой штурм | В течение реализации проекта | Администрация ДОУ, представители родительского комитета |
8 | Разработка системы материального поощрения для сотрудников, участвующих в реализации проекта взаимодействия с семейным социумом |
|
| Администрация ДОУ |
Третий этап– заключительный
Подведение итогов социального партнерства
№ | Задачи | Мероприятия | Сроки исполнения | Участники |
1 | Проведение анализа проделанной работы | Мониторинг Диагностика Заседание клубов | Апрель 2019 года | Представители родительских сообществ, педагогический коллектив ДОУ |
2 | Открытое обсуждение материалов проекта на всех уровнях системы дошкольного образования | Создание страницы на сайте, Выступление на методических объединениях, | Февраль – июнь 2019 года Февраль – июнь 2019года | Представители родительских сообществ, педагогический коллектив ДОУ |
3 | Определение эффективности, целесообразности дальнейшего сотрудничества с семейным социумом | Анализ реализации проекта Открытое обсуждение с привлечением экспертов | Март - май 2019 года | Представители родительских сообществ, педагогический коллектив ДОУ Администрация. |
4.Заключение.
4.1 Ожидаемые результаты социального партнёрства с родителями в ДОУ. Реализация технологии социального партнерства позволяет добиться следующих результатов:
-создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным;
- достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;
-снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей;
-признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;
– повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;
– гармонизация детско-родительских отношений;
– повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения;
– эмоциональная взаимоподдержка, комфорт, атмосфера взаимопонимания, общность интересов;
– участие родителей в планировании и организации деятельности дошкольного учреждения;
– участие родителей в контроле за деятельностью дошкольного учреждения;
– сотрудничество родителей «неорганизованных детей» раннего и старшего дошкольного возраста с учреждением.
4.2 Деятельность в рамках технологии взаимодействия детского сада и семьи.
Деятельность в рамках предложенной технологии взаимодействия детского сада и семьи предполагает:
-формирование банка данных социальных характеристик семей;
-составление программы изучения семьи (ее структуры, психологического климата, принципов семейных отношений, стиля жизни, социального статуса отца и матери, особенностей домашней педагогической системы);
-изучение (посредством анкетирования) потребностей родителей в участии жизнедеятельности дошкольного учреждения;
-оборудование помещений для общения с родителями;
-координационную работу по содержанию функционала каждого участника проекта;
-систематическое проведение дней открытых дверей для семей воспитанников (мамы, папы, бабушки, дедушки);
-апробирование способов реализации потенциала семей дошкольного учреждения;
-создание семейных клубов по интересам (педагогическим возможностям);
-изучение педагогических инициатив родителей, представление возможностей поделиться своим мнением по проблемам воспитания и образования детей, взаимодействия с педагогами;
-составление картотек «Педагогическая копилка: родители для педагогов», «Педагогическая копилка: педагоги для родителей» (с целью взаимообогащения педагогического мастерства);
-обобщение опыта участия родителей в жизнедеятельности дошкольного учреждения;
-информационно-аналитическую работу по реализации проектов;
-систематизацию учебно-методических разработок;
-планирование работы по распространению инициативы.
4.3 Методические рекомендации реализации основных концептуальных положений данной технологии социального партнёрства.
- Для реализации основных концептуальных положений данной технологии социального партнёрства, требуется система психолого-педагогического и социального сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении.
- Социально-психологическая служба должна быть органично включена в деятельность системы и обслуживает всех субъектов образовательного процесса.
- В реализации проекта необходимо задействованы талантливые, высококвалифицированные, коммуникабельные, проявившие себя специалисты, с четкими функциональными обязанностями, а также активные представители родительской общественности; соблюдается принцип открытости проекта для различных социальных и образовательных институтов города.
- Для сближения родителей с окружающим социумом нужно продумать формы работы, предусматривающих общение в семейных клубах, родительских гостиных, проведение совместных праздников, встреч с интересными и знаменитыми в городе людьми, недель национальных культур на основе идей социального партнерства.
- Большую роль играют практические формы участия родителей в деятельности учреждения совместно с детьми, например, проекты, направленные на благоустройство территории, прилегающей к образовательному учреждению.
- Очень важным условием взаимодействия является доверие и уважение сторон друг к другу.
- Кроме того, для родителей имеет значение имидж учреждения, результаты участия детей и педагогов во всевозможных конкурсах, выставках и т.д. В связи с этим информация о достижениях является доступной и открытой для всех участников образовательного процесса.
- Система работы учреждения предусматривает совместное с семьей определение перспектив, параллельные действия, взаимное дополнение и взаимную коррекцию. Все это находит отражение в работе Родительской почты, заседаниях родительского комитета дошкольного учреждения, Попечительского Совета, Совета педагогов, заседаниях психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ.
- Реализуя идеи социального партнерства, гуманизации среды и расширения социокультурных границ, администрация ДОУ должна руководствоваться разработанным планом.
Эти и другие мероприятия расширяют границы ДОУ как социального института образования и обогащают содержание социального партнерства в целях гуманизации социокультурного пространства.
Каждый сотрудник детского сада участвует в организации работы с родителями, выработке совместно с родителями общих целей и задач деятельности. Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний. Психолог дошкольного учреждения играет важную роль в построении конструктивного диалога между воспитателями, родителями, детьми, администрацией детского сада.
Литература.
1. Арнаутова Е.П. Основы сотрудничества педагога с семьей дошкольника. – М., 1994.
2. Волкова, Е.М. Трудные дети или трудные родители? - М., 1991.
3. Грибоедова, Т.П. Образовательный потенциал современной российской семьи / Т.П. Грибоедова. – Новокузнецк : Издво МОУ ДПО
ИПК, 2006. – 95 с.
4. Диссертация Т.П. Грибоедовой «Активизация образовательного потенциала семьи средствами межсекторного социального партнерства». Научный консультант – доктор пед. наук, профессор, член корр. РАЕН Т.А. Костюкова.
5.Доронова Т.Н.и др. Вместе с семьей: пособие по взаимодействию дошк. образоват. учреждения и родителей/-М.: Просвещение,2005.
6.Горшненина В.В. и др., Система работы детского сада по предупреждению и преодолению трудностей семейного воспитания. -Волгоград: Панорама. 2006.
7. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа с семьей: Методические рекомендации. -М.: ТЦ Сфера, 2007.
8.Лебедева С.С., Маневцова Л.М. Проблемы управления инновационным дошкольным образовательным учреждением в условиях социального партнерства. -СПб. Детствопресс.2001.
9.Монахова А.Ю. Психолог и семья: активные методы взаимодействия. -Ярославль: Академия развития: Академия холдинг:2002.
10.Солодянкина О.В.Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей: Пособие для работников ДОУ. -М.: Аркти,2004.
Приложение 1.
Проект: «Правила дорожные знайте и всегда их выполняйте»
Руководитель проекта: Иванова Надежда Евгеньевна
Тема проекта: «Безопасность на дорогах»
Название проекта: «Правила дорожные детям знать положено»
Тип: творческо-информационный
Вид: познавательно-игровой
Продолжительность проекта: долгосрочный (сентябрь 2018г. –февраль 2019г.)
Возраст участников проекта: старший дошкольный возраст.
Участники: педагог высшей квалификационной категории Иванова Надежда Евгеньевна, дети, родители.
Основное направление проекта: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма. Мероприятия проводятся в свободное время, в виде бесед, викторин, занятий познавательного цикла, наблюдений за движением транспорта, чтение художественной литературы, отгадывания загадок; развивающие, интерактивные, познавательные, сюжетно-ролевые, подвижные игры, игры – соревнования, развлечения, оформление уголка по правилам дорожного движения, взаимодействие с социумом (встречи с инспектором ГБДД)
Форма работы: групповая, фронтальная.
Актуальность проекта
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются именно дети. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Другой причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей Правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры и на площадках по ПДД. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях. Поэтому изучение правил дорожного движения, является одной из главных задач на сегодняшний день, а способствовать этому будет работа над проектом, посвящённая изучению правил дорожного движения.
Гипотеза
Чтобы грамотно построить работу по обучению детей безопасному поведению на улице, я изучила специальную методическую литературу. Работу по данной проблеме вела не только с детьми, но и с их родителями, доказывая её важность, расширяя знания по этой теме и у взрослых, и у детей. По результатам предварительной работы было решено создать познавательно-игровой проект «Правила дорожного движения знайте и всегда их выполняйте» который поможет системно и последовательно раскрыть данную тему, повысить результативность обучения детей правилам дорожного движения.
Считается, что дорога и игра – это два несовместимых понятия. Однако это не совсем так. Дорога и игра – это два взаимосвязанных понятия. Если необходимо научить ребёнка безопасному поведению на дороге, то с ним надо играть. Безопасность напрямую зависит от тех игр, в которые играет дошкольник. Именно игра позволяет ребенку смоделировать окружающий мир, найти свое безопасное и комфортное место в этом сложном мире городского жителя.
Цель проекта:
Создать условия в группе для обучения детей правилам дорожного движения на улицах, дорогах, в транспорте.
Сформировать навыки адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях, которые могут возникнуть на улице через познавательно-игровую деятельность детей.
Способствовать формирования у родителей воспитанников чувства ответственности за жизнь и здоровье детей. Создать условия для формирования социальных навыков и норм поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи;
Активизация пропагандистской деятельности среди родителей ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.
Задачи:
Образовательные:
• Формировать у детей старшего возраста знания о культуре поведения на дороге;
• Углублять и расширять знания детей о правилах дорожного движения и поведения на дорогах, участниках дорожного движения (пассажир, пешеход. водитель)
Развивающие:
• Создание партнёрских отношений между воспитателем. детьми и родителями в вопросе ознакомления и соблюдения правил дорожного движения;
• активное распространение знаний о правилах дорожного движения среди родителей;
• составление презентаций, интерактивных дидактических игр, оказывающих развивающее воздействие и познавательную стимуляцию у детей старшего возраста.
Воспитательные:
• Способствовать формированию доверительных отношений между детьми и родителями;
• Способствовать повышению сплоченности детского коллектива.
Ожидаемый результат:
• Воспитать грамотного пешехода;
• расширение кругозора воспитанников;
• повышение культуры поведения детей на улице и в общественном транспорте;
• умение принять правильное решение в сложной дорожно-транспортной ситуации.
Работа педагога при подготовке к проекту:
• Консультации.
• Создание и разработка картотеки дидактических и подвижных игр по Правилам дорожного движения.
• Подбор материала о Правилах дорожного движения.
• Консультации «Родителям – о безопасности дорожного движения», «Как научить ребенка безопасному поведению на улице? ».
Роль родителей в реализации проекта:
• Сбор материала, приобретение книг и оснащения для оформления уголка ПДД в группе.
• Составление детьми с родителями безопасного маршрута от дома до детского сада.
• Изготовление реквизитов для проведения сюжетно-ролевых игр по ПДД.
- Участие в мероприятиях, развлечениях, проводимых в группе по ПДД
Материально-техническое обеспечение:
Мультимедийное оборудование, проектор, видеомагнитофон.
Методы проекта:
Познавательное развитие (ознакомление с правилами ПДД, развитие речи, социализация окружающего пространства, ручной труд, изобразительная деятельность.
Этапы работы над проектом:
1 этап: Подготовительный
1. Подбор материала по Правилам дорожного движения.
2. Рассматривание рисунков, фотографий о дорожных ситуациях.
3. Знакомство с литературными произведениями: С. Михалков «Светофор», «Скверная история», М. Пляцковский «Светофор», А. Северный «Три чудесных цвета», Я. Пишумов «Азбука города», «Просто это знак такой… », «Постовой», «Продуктовая машина», О. Бедарев «Если бы… », Н. Носов «Автомобиль», В. Головко «Правила движения», и т. д.
4.Составление презентаций, интерактивных игр, изготовление дидактических игр по ПДД: «Дорожные знаки», «Светофор»;
5. Использование игр:
Дидактических: «Подумай – отгадай», «Красный – зеленый», «Какой это знак?», «Кто больше знает?», «Собери машину», «Угадай-ка», «Отгадай-ка», «Объясни» и т. д.
Подвижных: «Воробышки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Ловкий пешеход», «Пешеходы и транспорт» и т. д.
6. Разбор дорожно-транспортных ситуаций.
2 этап: Основной
• Проведение досуга «Правила дорожные детям знать положено».
• Обыгрывание дидактических и подвижных игр по ПДД.
• Викторины по ПДД с использованием ИКТ
• Решение игровых ситуаций:
Ситуации для анализа
Разобрать с детьми ситуации и сделать выводы.
– Мама идет с сыном в детский сад по тротуару. Мальчик бежит впереди нее и мешает пешеходам.
Вопрос: Как надо поступить маме?
– Мама с сыном идут по улице. На противоположной стороне мальчик видит папу и бросается к нему через дорогу.
Вопрос: Как надо поступить маме?
– Мама с сыном идут по улице. Около киоска много народу. Мама отпускает руку ребенка и подходит к киоску.
Вопрос: Как надо поступить маме?
– Папа идет с ребенком по тротуару. У ребенка в руках мяч. Мяч падает на дорогу. Ребенок бежит за ним.
Вопрос: Как надо поступить папе?
3 этап: Заключительный
- Посвящение в пешеходы.
- Создание мультимедийной презентации
- Участие в конкурсе муниципальных бюджетных дошкольных образовательных учреждений «Зелёный огонёк» (проект «Правила дорожные знайте и всегда их выполняйте», презентации для работы с детьми и родителями, НОД в форме беседы по правилам дорожного движения с использованием ИКТ, видеоролик)
Продукт деятельности:
• выставка детских рисунков;
• макет «Моя улица»
Результативность проекта:
• Благодаря проекту дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в повседневной жизни.
• Совместно с родителями были разработаны наглядные материалы, оказывающие развивающее воздействие и познавательную стимуляцию на детей старшего возраста, формирование у детей старшего возраста знания о культуре поведения на дороге, воспитанию ответственности за безопасность своей жизни и жизни других людей.
• Объединённые усилия педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни планомерно и активно распространялись знания о правилах дорожного движения среди родителей.
• За время проведения проекта у детей развились партнерские отношения, улучшились взаимоотношения и взаимопонимания с родителями.
Программная литература по проектированию:
1. Романова Т. А. Проектирование развития ДОУ. М.: Сфера, 2009.
2. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. М. : Мозаика-синтез, 2009.
3. Данилова Т. И. Программа «Светофор». Обучение детей дошкольного возраста ПДД. СПб. Пресс, 2009.
4. Как обеспечить безопасность дошкольников. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 1998.
5. Уважайте светофор. Материалы из опыта работы ДОУ по обучению дошкольников правилам безопасного поведения на улицах и дорогах. Киров: 1998.
Приложение 2.
Перспективный план работы по приоритетному направлению работы ДОУ с родителями как социальными партнёрами на год в младшей группе по теме:
Приоритетное направление: «Познавательно-речевое развитие детей»
Автор –составитель: воспитатель высшей квалификационной категории
Иванова Надежда Евгеньевна
Месяц | Тема | Форма работы | Наглядная информация | Социальное партнёрство со специалистами |
Сентябрь | Цели и задачи познавательно-речевого развития детей 2-3х лет. | Выступление на родительском собрании | Речь детей 2-3 лет (информационный листок) Выставка педагогической литературы для работы с детьми по познавательно- речевому развитию детей 2-3 лет | Практика е показателей речи детей от 2до 3 лет (учитель-логопед) |
Октябрь | Чтение художественной литературой-как средством познавательной активности детей и развитием речи | День открытых дверей. Совместное проведение НОД «Заучивание стихотворения А. Барто «Лошадка» | Как научить детей запоминать песенки и потешки. (информационный листок) | Индивидуальные консультации для родителей (по запросам) |
Ноябрь | Использование сенсорных игр для развития речи детей | Семинар-практикум для родителей | Рекомендации по изготовлению и использованию сенсорных игр в работе по воспитанию познавательной активности и развитию речи детей 2-3 лет | Рекомендации учителя- логопеда по речевому развитию или «как вырастить маленького гения» |
декабрь | Влияние пальчиковой гимнастики на умственное развитие ребёнка и развитие его речи | Индивидуальные консультации для родителей. Семинар-практикум «Пальчиковая гимнастика, как источник развития ручной умелости у детей» | Пальчиковые игры. (информационный листок) | Индивидуальные консультации по запросам родителей. (педагог психолог, учитель-логопед) |
Январь | Роль семьи в развитии речи детей и познавательных способностях | Консультация «Детские ошибки. Не обращать внимание или поправлять?» | (Информационный листок) «Детское словотворчество» «Учим детей наблюдать и рассказывать» | Папка – передвижка «Советы и рекомендации учителя-логопеда» (шкатулка вопросов и ответов) |
февраль | Проблема речевой агрессии | Консультация «Сила слова» | (Информационный листок) «Где живут 140 почему, или о вопросах, дающих интересные ответы» | Папка-передвижка (Советует логопед) |
март | Повышение уровня компетентности родителей в проведении артикуляционной гимнастики | Консультация «Что такое артикуляционная гимнастика» | Папка-раскладушка «Артикуляционная гимнастика» | Обучение артикуляционной гимнастики-первому их применению с детьми(учителя-логопеда) |
апрель | Общение с ребёнком в семье как диалог | Семинар-практикум «Обучение технике активного слушания, обмен мнениями об удачах в общении с детьми в разных семьях» | (Информацион ный листок) «Учим детей общаться» | Папка-передвижка (рекоменда ции учителя-логопеда) |
май | Вот и стали мы на год взрослей | Родительское собрание «Результаты совместной работы социальных партнёров по развитию познавательных способностей и речи» | Выставка педагогической литературы для работы с детьми по познавательно- речевому развитию детей 3-4 лет | Обследование познавательно-речевой активности детей (учитель-логопед, педагог-психолог) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проект реализации технологии социального партнёрства с родителями в ДОУ. Методические рекомендации»
Взаимодействие педагогов с родителями воспитанников...
Практико-значимая работа «Проект реализации технологии социального партнёрства с родителями в средней группе»
Проект: «Наша дружная семья! В ней расту счастливым Я!»...
Программа социального партнёрства с родителями /законными представителями/ МБДОУ «Детского сада №39» 2014-2015 уч.год Тема: «Адаптация детей раннего возраста в ДОУ»
Программа социального партнёрства с родителями разработана для совместной организованной работы родителей детей и воспитателей второй группы раннего возраста. Разработана на основе ФГОС...
Проект реализации технологии социального партнёрства с родителями. "Учимся вместе правильно говорить".
В последнее ввремя отмечается неуклонный рост речевой патологии у детей. Появляется всё меньше малышей, речь которых развивается без особых отклонений от нормы. Важной причиной снижения уровня речевог...
СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЁРСТВО С РОДИТЕЛЯМИ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. ...
Проект реализации технологии социального партнёрства с родителями в ДОУ. Методические рекомендации.
Проект реализации технологии социального партнёрства с родителями в ДОУ. Методические рекомендации....
Реализация технологии социального партнёрства с родителями
Для обеспечения благоприятных условий жизни и воспитания ребёнка, формирования основ полноценной, гармоничной личности, необходимо укрепление и развитие тесной связи и взаимодействия детского сада и с...