Развлечение-викторина "В стране невыученных уроков"
материал на тему
Цель: развивать познавательную активность, интерес к устному народному творчеству.
Задачи: воспитывать положительное отношение к школьным предметам, приобщать к духовно-нравственным традициям русского народа, к прошлому и настоящему, бережное отношение к природе.
Чтец:
Добрый день!
Гостям мы рады, что пришли,
Для нас времечко нашли.
Будут здесь у нас забавы,
Представления на славу,
Может быть, и рассмешим
И задачки все решим.
И вернёмся как во сне,
К нашей русской старине.
Это присказка читается,
Сказка только начинается!
Сказительница:
В некотором царстве,
В некотором государстве,
Жила была девочка.
Уроки не учила
И со школой не дружила.
Девочка: А чего с ней дружить-то? Чего там интересного-то? Подумаешь, школа! Из-за этой школы приходиться рано вставать, а потом ещё бедную головушку всякими правилами да датами забивать! То ли дело, сидишь дома на диванчике и листаешь журнальчики. Это клёво! Пойду-ка я лучше с подружками поболтаю, а учебники потом почитаю!
Девочка встаёт, идет до середины зала, запинается и падает.
Вбегают под музыку девицы и молодцы в русских костюмах и кружат вокруг девочки хоровод; расходятся в разные стороны: девицы – в одну, молодцы – в другую. Девочка встает и удивленно спрашивает:
Девочка:
Это что ещё за шутки?
Что за кофты, что за юбки?
И куда же я попала?
Я вас раньше не встречала!
Чтец:
Ты к нам в прошлое попала
Хоть об этом не мечтала,
Если хочешь возвратиться
Нужно будет потрудиться!
Девочка:
Вот так сразу и трудиться?
Мне б сначала подкрепиться!
Сказительница:
Подкрепиться? Это дело!
Но сначала отгадай, что за блюдо «расстегай»?
Девочка:
Я не знаю, не учила.
Что мне делать? Как мне быть?
Сказительница: так и быть, тебе поможем! А ну-ка, русские красавицы и добры молодцы, беритесь дружненько за дело! Помогите нашей гостье составить меню для царского застолья!
(Сказительница раздаёт карточки командам и девочке. Им предстоит выбрать из каждой карточки по одному блюду, которое готовили в старину. Команды работают самостоятельно, а девочка усаживается перед гостями, зачитывает вслух варианты и выбирает неверные.)
Карточки с заданием:
Карточка (супы): суп «харчо»; бульон с фрикадельками; рыбная солянка.
Карточка (мясные блюда): утки верчёные; шницель рублёный; бифштекс с кровью.
Карточка (рыбные блюда): салат из креветок; щучьи головы с чесноком; сельдь молотая.
Карточка (мучные блюда): ватрушка; торт; расстегай.
Карточка (названия соусов): «сухарный»; «провансаль»; «взвар».
Карточка (названия напитков): кофе; квас; какао.
Девочка:
Это же совсем не трудно,
Это просто легкотня.
Я готова, я готова,
Ну, проверьте же меня!
Сказительница: Что ж, давайте посмотрим, кто с этим заданием справился. (Подведение итогов первого конкурса)
Звучит музыка.
Девочка: Что за шум там в стороне?
Входят богатыри.
Богатыри: Это мы пришли к тебе!
Девочка: А почему вы одеты чудно так? Хиппи, что ли?
Илья: Одеты мы, как и подобает русским богатырям.
Алёша: А вот ты для Древней Руси странновато одета!
Добрыня: Откуда ты к нам пожаловала?
Девочка: Да из другого века я, из двадцать первого.
Илья: Из будущего, говоришь? Но это мы сейчас проверим. Раз ты из двадцать первого века, значит, Древнюю историю своей Родины должна знать. Для начала нам ответь, как нас богатырей зовут?
Девочка: Знать-то я, конечно, должна. Да вот не учила ничего. Ой, мамочка, что мне делать? Ребята, может вы мне поможете? (Дети помогают: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич)
Сказительница: А теперь проверим команды (задаёт вопросы):
– Сколько лет Илья Муромец не умел ходить?(33 года)
– Что такое кольчуга? (Рубашка из множества железных колец)
– Какая военная одежда была основной у русских богатырей героев былин? (Кольчуга, шлем)
– Что такое шлем? (Это головной убор воина)
– От какого слова произошло понятие «копейка»? (От слова «копьё»)
– Что такое монета? (Это кусочек металла с особым тиснением)
– А вы знаете, как на Руси происходило братание воинов? (Воины обменивались своим оружием и отныне становились побратимами)
– Назовите виды холодного оружия Древней Руси? (Булава, меч, топор-секира)
Богатыри:
Если историю ты будешь знать,
То пятёрки в школе станешь получать!
Богатыри уходят.
Сказительница:
Погоди, чесной народ,
Отдохни немножко.
Василиса к нам идёт,
Поразвлечь немножко!
Появляется Василиса.
Василиса:
Я весной на завалинке посиживаю,
А зимой в горнице полеживаю
Сижу, на народ гляжу
Всё всегда запоминаю
И в корзинку собираю
Сяду рядышком на лавку
С вами вместе посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышлёней, погляжу.
Загадывает сказки-загадки:
Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца! (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт, бедняжка! (Снегурочка)По тропе, шагая бодро,
Воду сами тащат вёдра! (По щучьему веленью)А дорога нелегка, а корзинка тяжела,
Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок (Маша и медведь)Ах ты, Петя-простота, сплоховал немножко:
Не послушался кота, выглянул в окошко! (Петушок-золотой гребешок)Обманула деда, бабу,
Съела рыбу всю сама,
А потом ещё на спинке
Удирала со двора (Лисичка-сестричка и серый волк)Бросил стрелку он чудак
В топкое болото.
И теперь квакушку брать ох, как не охота! (Царевна-лягушка)Мои кости собери,
Да в платочек завяжи.
Ты водой их поливай,
И меня не забывай! (Хаврошечка)
(Подведение итогов конкурса)
Василиса:
Что ж, старались от души
Все вы были молодцы.
Я прощаюсь, мне пора
Ждёт другая детвора!
Входят мальчик и девочка.
Мальчик:
Есть у нас одна игра,
Всем понравится она!
Девочка:
По обычаям старинным
В платьях все ходили длинных.
И гостей встречать умели,
Своих нарядов не жалели!
Появляются купеческая дочь и сын крестьянский.
Марфа: Скажи, Ваня, где ты был?
Ваня:
В лес я к тятеньке ходил.
Он там хворост собирал,
А я тяте помогал.
Марфа-душечка, пошли
Поиграем от души!
Марфа:
Батюшка мне не велит
С вами игры заводить
Я же ручки замараю,
Упаду и вдруг не встану.
Лучше в тереме сидеть,
Да на вас в окно глядеть!
Сказительница: Ребята, а не кажется ли вам, что Ваня и Марфуша странно выглядят? Давайте исправим ошибки!
Проводится игра «Сними лишний предмет».
Входят два участника игры и говорят:
Мальчик первый:
Есть ещё одна игра,
Вещи путает она.
Вот задачка вам дана:
Барина одеть пора.
Мальчик второй:
И царя одеть вам надо,
Чтоб в игре всё стало ладно.
Сказительница приглашает на игру. Проводится игра «Барину – барское, Царю – царское».
Девочка:
Ох, и шумно тут у вас,
Голова болит от вас.
Мне б сейчас домой бы, к маме,
Полежать бы на диване.
И таблеточку б принять,
Головную боль унять.
Срывает девочка лист подсолнуха и им обмахивается.
Входят бабка-знахарка и внучка её.
Бабка:
Что ж ты делаешь, девчушка – хохотушка,
Рвать живое – это не игрушка!
Ведь растения, деревья и кусты
Всем полезны, знаешь это ты?
Девочка: Нет, не знаю.
Внучка:
Глаза распахните. Смотрите.
Растущая дико цветёт земляника. Не рвите!
И Любку не рвите, ночную фиалку,
Не делайте палку на случай
Из маленькой ёлки колючей.
Цветка не сорвите, а лучше скажите:
Купальница, ландыш, лесная гвоздика
Цветите, не исчезайте, растущие дико!
Бабка: А знаешь ли ты, что среди всех деревьев, кустарников, трав есть друзья – растения, обладающие лечебными свойствами?
Девочка: Нет, не знаю.
Бабка: Вот тебе травка. Завари её в стакане кипятка, она настоится. И лей на здоровье! Головная боль твоя уймётся. (Даёт девочке травку лечебную) А знают ли наши девицы и молодцы лекарственные растения?
Бабка задаёт вопросы:
– Научное название его «Алоэ», а как его называет русский народ? (Столетник)
– Как называется лекарственное растение, растущее вдоль дороги? (Подорожник)
– Какое дерево является поставщиком целебного сока? (Берёза)
– Как называется лекарственный цветок, на лепестках которого гадают все влюблённые? (Ромашка)
– Назовите лекарственное растение, которое входит в состав почти всех жевательных резинок? (Мята)
– Это жгучее растение при варке зелёных щей способно заменить собой щавель (Крапива)
– Как называется документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира? (Красная книга)
– Как называется международная организация по защите окружающей среды? (Гринпис)
Бабка:
Отдохнула я немного,
А теперь пора в дорогу.
Вам девчонки и мальчишки
Я желаю не болеть,
Ласкою и теплотою
Всех лесных друзей согреть!
Бабка уходит.
Девочка:
Если честно, интересно
Было в прошлом тут у вас
И награда вот какая –
Шоколадочки для вас!
Вы ж старались, помогали,
Выручали все меня,
А теперь прошу – верните
В школе ждут меня друзья
Хоровод и участники уходят, остаётся одна сказительница.
Сказительница:
В школу все должны ходить
И уроки там учить.
Интересной жизнью жить
Свою Родину любить!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"В стране Невыученных уроков" (занятие по математике)
Занятие по математике в подготовительной группе....
НОД "Путешествие в Страну Невыученных Уроков"
Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....
НОД Математическое развитие "Путешествие в страну невыученных уроков."
Итоговое занятие по математическому развитию в подготовительной группе . В ходе занятия дети попадают в волшебную страну ,где помогают девочке выполнить задания ....
«Путешествие в Страну невыученных уроков»
КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности 5-6 лет...
Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе № 5 «Сказка» по образовательной области «Познание» Тема: «В стране невыученных уроков или спасаем Королеву Знаний»
конспект этой деятельности можно использовать и как, КПЗ и как аттестационное. А вообще я показывала её (деятельность) для подтверждения 1 квалификационной категории....
Конспект занятия по ФЭМП «В стране Невыученных уроков»
Цель: развивать познавательную активность ребенка средствами математики на основе выявления субъективного опыта детей. Основные задачи.Образовательные задачи:*...