Развлечение-викторина "В стране невыученных уроков"
материал на тему

Гимберг Светлана Александровна

Цель: развивать познавательную активность, интерес к устному народному творчеству.

Задачи: воспитывать положительное  отношение к школьным предметам, приобщать к духовно-нравственным  традициям русского народа, к прошлому и настоящему, бережное отношение к природе.

Чтец:

Добрый день!
Гостям мы рады,  что пришли, 
Для нас времечко нашли.
Будут здесь у нас забавы, 
Представления на славу, 
Может быть, и рассмешим 
И задачки все решим.
И вернёмся как во сне,
К нашей русской старине.
Это присказка читается, 
Сказка только начинается!

Сказительница:

В некотором царстве, 
В некотором государстве, 
Жила была девочка. 
Уроки не учила 
И со школой не дружила.

Девочка: А чего с ней дружить-то? Чего там интересного-то? Подумаешь, школа! Из-за этой школы приходиться рано вставать, а потом ещё бедную головушку всякими правилами да датами забивать! То ли дело, сидишь дома на диванчике и листаешь журнальчики. Это клёво! Пойду-ка я лучше с подружками поболтаю, а учебники потом почитаю!

Девочка встаёт, идет до середины зала, запинается и падает.

Вбегают под музыку девицы и молодцы в русских костюмах и кружат вокруг девочки хоровод; расходятся в разные стороны: девицы – в одну, молодцы – в другую. Девочка встает и удивленно спрашивает:

Девочка:

Это что ещё за шутки? 
Что за кофты, что за юбки?
И куда же я попала? 
Я вас раньше не встречала!

Чтец:

Ты к нам в прошлое попала
Хоть об этом не мечтала, 
Если хочешь возвратиться
Нужно будет потрудиться!

Девочка:

Вот так сразу и трудиться?
Мне б сначала подкрепиться!

Сказительница:

Подкрепиться? Это дело!
Но сначала отгадай, что за блюдо «расстегай»?

Девочка:

Я не знаю, не учила.
Что мне делать? Как мне быть?

Сказительница: так и быть, тебе поможем! А ну-ка, русские красавицы и добры молодцы, беритесь дружненько за дело! Помогите нашей гостье составить меню для царского застолья!

(Сказительница раздаёт карточки командам и девочке. Им предстоит выбрать из каждой карточки по одному блюду, которое готовили в старину. Команды работают самостоятельно, а девочка усаживается перед гостями, зачитывает вслух варианты и выбирает неверные.)

Карточки с заданием:

Карточка (супы): суп «харчо»; бульон с фрикадельками; рыбная солянка.
Карточка (мясные блюда): утки верчёные; шницель рублёный; бифштекс с кровью.
Карточка (рыбные блюда): салат из креветок; щучьи головы с чесноком; сельдь молотая.
Карточка (мучные блюда): ватрушка; торт; расстегай.
Карточка (названия соусов): «сухарный»; «провансаль»; «взвар».
Карточка (названия напитков): кофе; квас; какао.

Девочка:

Это же совсем не трудно, 
Это просто легкотня.
Я готова, я готова, 
Ну, проверьте же меня!

Сказительница: Что ж, давайте посмотрим, кто с этим заданием справился. (Подведение итогов первого конкурса)

Звучит музыка.

Девочка: Что за шум там в стороне?

Входят богатыри.

Богатыри: Это мы пришли к тебе!

Девочка: А почему вы одеты чудно так? Хиппи, что ли?

Илья: Одеты мы, как и подобает русским богатырям.

Алёша: А вот ты для Древней Руси странновато одета!

Добрыня: Откуда ты к нам пожаловала?

Девочка: Да из другого века я, из двадцать первого.

Илья: Из будущего, говоришь? Но это мы сейчас проверим. Раз ты из двадцать первого века, значит, Древнюю историю своей Родины должна знать. Для начала нам ответь, как нас богатырей зовут?

Девочка: Знать-то я, конечно, должна. Да вот не учила ничего. Ой, мамочка, что мне делать? Ребята, может вы мне поможете? (Дети помогают: Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич)

Сказительница: А теперь проверим команды (задаёт вопросы):

– Сколько лет Илья Муромец не умел ходить?(33 года)
– Что такое кольчуга? (Рубашка из множества железных колец)
– Какая военная одежда была основной у русских богатырей героев былин? (Кольчуга, шлем)
– Что такое шлем? (Это головной убор воина)
– От какого слова произошло понятие «копейка»? (От слова «копьё»)
– Что такое монета? (Это кусочек металла с особым тиснением)
– А вы знаете, как на Руси происходило братание воинов? (Воины обменивались своим оружием и отныне становились побратимами)
– Назовите виды холодного оружия Древней Руси? (Булава, меч, топор-секира)

Богатыри:

Если историю ты будешь знать, 
То пятёрки в школе станешь получать!

Богатыри уходят.

Сказительница:

Погоди, чесной народ, 
Отдохни немножко.
Василиса к нам идёт, 
Поразвлечь немножко!

Появляется Василиса.

Василиса:

Я весной на завалинке посиживаю,
А зимой в горнице полеживаю
Сижу, на народ гляжу
Всё всегда запоминаю
И в корзинку собираю
Сяду рядышком на лавку
С вами вместе посижу,
Загадаю вам загадки,
Кто смышлёней, погляжу.

Загадывает сказки-загадки:

Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца! (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка)

Красна девица грустна:
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко!
Слёзы льёт, бедняжка! (Снегурочка)

По тропе, шагая бодро,
Воду сами тащат вёдра! (По щучьему веленью)

А дорога нелегка, а корзинка тяжела,
Сесть бы на пенёк, съесть бы пирожок (Маша и медведь)

Ах ты, Петя-простота, сплоховал немножко:
Не послушался кота, выглянул в окошко! (Петушок-золотой гребешок)

Обманула деда, бабу,
Съела рыбу всю сама,
А потом ещё на спинке
Удирала со двора (Лисичка-сестричка и серый волк)

Бросил стрелку он чудак
В топкое болото.
И теперь квакушку брать ох, как не охота! (Царевна-лягушка)

Мои кости собери,
Да в платочек завяжи.
Ты водой их поливай,
И меня не забывай! (Хаврошечка)

(Подведение итогов конкурса)

Василиса:

Что ж, старались от души
Все вы были молодцы.
Я прощаюсь, мне пора
Ждёт другая детвора!

Входят мальчик и девочка.

Мальчик:

Есть у нас одна игра,
Всем понравится она!

Девочка:

По обычаям старинным
В платьях все ходили длинных.
И гостей встречать умели,
Своих нарядов не жалели!

Появляются купеческая дочь и сын крестьянский.

Марфа: Скажи, Ваня, где ты был?

Ваня:

В лес я к тятеньке ходил.
Он там хворост собирал,
А я тяте помогал.
Марфа-душечка, пошли
Поиграем от души!

Марфа:

Батюшка мне не велит
С вами игры заводить
Я же ручки замараю,
Упаду и вдруг не встану.
Лучше в тереме сидеть,
Да на вас в окно глядеть!

Сказительница: Ребята, а не кажется ли вам, что Ваня и Марфуша странно выглядят? Давайте исправим ошибки!

Проводится игра «Сними лишний предмет».
Входят два участника игры и говорят:

Мальчик первый:

Есть ещё одна игра,
Вещи путает она.
Вот задачка вам дана:
Барина одеть пора.

Мальчик второй:

И царя одеть вам надо,
Чтоб в игре всё стало ладно.

Сказительница приглашает на игру. Проводится игра «Барину – барское, Царю – царское».

Девочка:

Ох, и шумно тут у вас,
Голова болит от вас.
Мне б сейчас домой бы, к маме,
Полежать бы на диване.
И таблеточку б принять,
Головную боль унять.

Срывает девочка лист подсолнуха и им обмахивается.
Входят бабка-знахарка и внучка её.

Бабка:

Что ж ты делаешь, девчушка – хохотушка,
Рвать живое – это не игрушка!
Ведь растения, деревья и кусты
Всем полезны, знаешь это ты?

Девочка: Нет, не знаю.

Внучка:

Глаза распахните. Смотрите.
Растущая дико цветёт земляника. Не рвите!
И Любку не рвите, ночную фиалку,
Не делайте палку на случай
Из маленькой ёлки колючей.
Цветка не сорвите, а лучше скажите:
Купальница, ландыш, лесная гвоздика
Цветите, не исчезайте, растущие дико!

Бабка: А знаешь ли ты, что среди всех деревьев, кустарников, трав есть друзья – растения, обладающие лечебными свойствами?

Девочка: Нет, не знаю.

Бабка: Вот тебе травка. Завари её в стакане кипятка, она настоится. И лей на здоровье! Головная боль твоя уймётся. (Даёт девочке травку лечебную) А знают ли наши девицы и молодцы лекарственные растения?

Бабка задаёт вопросы:

– Научное название его «Алоэ», а как его называет русский народ? (Столетник)
– Как называется лекарственное растение, растущее вдоль дороги? (Подорожник)
– Какое дерево является поставщиком целебного сока? (Берёза)
– Как называется лекарственный цветок, на лепестках которого гадают все влюблённые? (Ромашка)
– Назовите лекарственное растение, которое входит в состав почти всех жевательных резинок? (Мята)
– Это жгучее растение при варке зелёных щей способно заменить собой щавель (Крапива)
– Как называется документ, содержащий краткие сведения о распространении и мерах охраны редких видов растений всего мира? (Красная книга)
– Как называется международная организация по защите окружающей среды? (Гринпис)

Бабка:

Отдохнула я немного,
А теперь пора в дорогу.
Вам девчонки и мальчишки
Я желаю не болеть,
Ласкою и теплотою 
Всех лесных друзей согреть!

Бабка уходит.

Девочка:

Если честно, интересно
Было в прошлом тут у вас
И награда вот какая –          
Шоколадочки для вас!
Вы ж старались, помогали,
Выручали все меня, 
А теперь прошу – верните
В школе ждут меня друзья

Хоровод и участники уходят, остаётся одна сказительница.

Сказительница:

В школу все должны ходить
И уроки там учить.
Интересной жизнью жить
Свою Родину любить!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В стране Невыученных уроков" (занятие по математике)

Занятие по математике в подготовительной группе....

НОД "Путешествие в Страну Невыученных Уроков"

Конспект интегрированного занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе....

НОД Математическое развитие "Путешествие в страну невыученных уроков."

Итоговое занятие по математическому развитию в подготовительной группе . В ходе занятия дети попадают в волшебную страну ,где помогают девочке выполнить задания ....

«Путешествие в Страну невыученных уроков»

КОНСПЕКТ непосредственно образовательной деятельности в группе общеразвивающей направленности 5-6 лет...

Конспект интегрированной образовательной деятельности в подготовительной группе № 5 «Сказка» по образовательной области «Познание» Тема: «В стране невыученных уроков или спасаем Королеву Знаний»

конспект этой деятельности можно использовать и как, КПЗ и как аттестационное. А вообще я показывала её (деятельность) для подтверждения  1  квалификационной категории....

Конспект занятия по ФЭМП «В стране Невыученных уроков»

Цель: развивать познавательную активность ребенка средствами математики на основе выявления субъективного опыта детей. Основные задачи.Образовательные задачи:*...