Программа нравственно-этической направленности «Развитие ценностно-смысловой сферы личности»
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) по теме
Программа включает в себя 4 раздела
1-й раздел посвящен этике общения. Он призван раскрывать взаимосвязь внутреннего и внешнего в этике поведения людей по отношению к окружающим, приобщать дошкольников к нормам воспитанности.
С нормами воспитанности тесно связан этикет, составляющий содержание 2-го раздела. Его цель — приобщение дошкольников к нормам регламентированного поведения среди людей. К этикету правомерно отнести так называемые правила «хорошего тона».
3-й раздел посвящен нормам этики, регулирующим отношения к окружающим. Он призван способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека, созданию условий для воспитания самоуважения, чувства собственного достоинства, проявлению эмпатии, сопереживания.
4-й раздел рассматривает этику отношений в коллективе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_nravstvenno.docx | 76.09 КБ |
Предварительный просмотр:
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ
СЕРПУХОВСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛИПИЦКИЙ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «КОЛОСОК»
СОГЛАСОВАНО
Педагогический Совет
Протокол № 1
от «28» августа 2015г.
УТВЕРЖДАЮ
Заведующий МДОУ «Колосок»
М.Ю.Глазова
« 28 » августа 2015г.
Программа
нравственно-этической направленности
« Развитие ценностно-смысловой сферы личности»
старший дошкольный возраст
срок реализации: 2 года
Программу составил:
Стрелкова Наталья Николаевна,
заместитель заведующего по ВМР
Содержание
Пояснительная записка…………………………………………………………3
Цель и задачи…………………………………………………………………….4
Основные принципы программы………………………………………………4
Методологическая база…………………………………………………………5
Психолого-педагогические характеристики детей старшего
дошкольного возраста…………………………………………........................8
Методы и технологии…………………………………………………………..10
Формы работы с детьми……………………………………………………….11
Предполагаемые результаты………………………………………………….12
Средства, необходимые для реализации программы……………………….13
Обеспечение функционирования системы……………………………………15
Основное содержание программы………………………………………….23
Методическое обеспечение программы……………………………………25
Список литературы…………………………………………………………….40
Пояснительная записка
С первых минут рождения, жизнь каждого человека вплетена в ткань человеческих отношений. Человек не может жить без общения с другими людьми, он никогда не станет полноценной личностью, если рядом не будет другого человека – источника внимания и поддержки, партнера по игре и труду, носителя знаний об окружающем мире, человеческих отношениях.
Поэтому, с раннего детства необходимо терпеливо и доброжелательно обучать детей правилам культурного поведения и общения, объяснять им разумность и необходимость их соблюдения, радоваться своим хорошим поступкам и огорчаться из-за неправильных ошибочных действий.
Дошкольный возраст – время активного вхождения ребенка в широкий социальный мир, установления разнообразных взаимоотношений с взрослыми и сверстниками, пробуждения гуманных чувств.
Актуальность этического воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (доброта, сочувствие, милосердие, долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.
Проблема этического воспитания связана с дефицитом доброты, милосердия, сострадания, сочувствия.
Детский сад является первой ступенькой к освоению детьми «азбуки нравственности».
Поэтому одной из сложных и в то же время важнейших задач воспитательно-образовательной работы дошкольной организации является приобщение ребенка к миру социальной действительности.
Отсутствие социального опыта у детей дошкольного возраста (несформированность знаний об искусстве человеческих отношений, неадекватное поведение в различных жизненных ситуациях, незнание формул речевого этикета) давно тревожат педагогов и родителей.
Цель: заложить основы эмоционально-положительного настроя детей в отношениях друг к другу и с окружающими людьми.
Объект – дети старшего дошкольного возраста
Предмет - процесс формирования ценностно-смысловой сферы личности дошкольников.
Задачи:
1.Разработать систему методической работы в дошкольной организации, способствующую повышению профессиональной компетентности педагогов в вопросах формирования ценностно-смысловой сферы личности детей дошкольного возраста в процессе организации жизнедеятельности на основе комплексно-тематического планирования.
2.Формировать у дошкольников собственные ценностные ориентации по отношению к общественно принятым правилам, нормам поведения, развивать уверенность в себе, уметь оценивать себя со стороны
3.Повышать уровень развития детей через систему работы по формированию ценностно-смысловой сферы личности ребёнка с учётом интеграции образовательных областей.
4.Обобщить результаты деятельности по формированию ценностно-смысловой сферы личности детей дошкольного возраста.
Основные принципы программы
I.Принципы нравственного воспитания
- Взаимосвязь воспитания нравственных чувств, сознания и поведения детей.
- Гуманистическая направленность воспитания (отношение педагога к воспитаннику как к ответственному субъекту собственного развития) реализуется путем формирования отношения к себе, к миру и с миром (любовь к ближним).
- Природосообразност (воспитание должно основываться на научном понимании естественных и социальных процессов, согласовываться с общими законами развития человека сообразно его полу и возрасту).
- Кулътуросообразностъ (воспитание должно строиться в соответствии с ценностями и нормами национальной куль туры.
- Светский характер образования и законности (соответствие действующему законодательству РФ).
II. Принципы отбора содержания образования
- Научность (сочетание современных достижений педагогики и психологии).
- Учет требований типовых программ.
- Многоуровневостъ (показ широкой картины мира с учетом возрастных возможностей детей).
III. Принципы организации непосредственно – образовательной деятельности
Наглядность, сознательность и активность, доступность и мера, научность, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, прочность усвоения знаний, связь теории с практикой обучения и жизнью, воспитание в процессе обучения; вариативный подход.
Методологическая база
Металогическую основу программы составляют:
1. При организации взаимодействия с детьми мы используем методику А.И. Шемшуриной «Этическая грамматика».
В этическом развитии человека существенное значение имеет овладение нормами нравственности, которые выработаны в процессе совместной жизни людей и переходят от поколения к поколению, развиваясь и дополняясь. Но в одиночку, один на один с окружающим миром ребенок не сможет овладеть опытом предшествующих поколений. Взрослый выступает для ребенка живым носителем этого опыта, источником моральных представлений, которые передаются детям в процессе общения, наблюдения, подражания взрослым, через систему поощрений и наказаний.
Именно общению ребенка со взрослыми, и со сверстниками принадлежит особая роль в развитии личности дошкольника. Общение как потребность человека проявляется довольно рано, выражением которой является стремление ребенка к познанию себя, других людей, к оценке, самооценке.
Нравственно-этическое воспитание должно строиться так, чтобы моральные требования становились ориентиром в поведении детей, их взаимоотношений, не только во время пребывания в детском саду, но и вне стен детского сада.
Нравственно-этическое воспитание процесс двусторонний. С одной стороны, оно предполагает активное воздействие на детей взрослых: родителей, педагогов, с другой активность самих детей, которая проявляется в их поступках, чувствах и отношениях.
При организации непосредственно образовательной деятельности мы опираемся на:
1. Положение А.Н. Леонтьева о присущей каждому возрасту ведущей деятельности, в которой представлены типичные определенному возрасту отношения ребенка со взрослым. Ведущий вид деятельности необходимо учитывать при выборе мотивации деятельности детей.
2. Положение А.Ф. Запорожца об учении и воспитании. Обучение – это процесс усвоения знаний, формирование умений и навыков. Поставив перед собой цель чему-либо научить ребенка нужно отобрать для этого методы и приемы обучения, только тогда можно будет сказать, что обучение приобретает организованный систематический и целенаправленный характер.
Наряду с обучением А.Ф. Запорожец говорит о воспитании, – которое предполагает формирование определенных установок, нравственных установок, нравственных суждений, оценок, ценностных ориентаций, т.е. формирование всех сторон личности ребенка.
3. Положение С.Л Рубинштейна, о том, что развитие, воспитание, обучение тесно взаимосвязаны и должны выступать как звенья единого процесса.
4. Положение Е. А. Аркина, М. Я. Басова, Я. И. Ковальчук, В.А. Сухомлинского, А.П. Усовой – о необходимости индивидуального подхода в воспитании. По их мнению, педагог должен выполнять гностическую функцию (т.е. уметь познавать индивидуальные возрастные и личностные особенности детей), что необходимо для обеспечения индивидуального подхода к детям. Такой подход позволяет осуществить личностно – ориентированную модель взаимодействия с детьми.
5. Положение Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова о развивающем обучении. Развивающее обучение – направлено на развитие всей целостной совокупности качеств личности (ЗУН + способы умственных действий, эмоционально – нравственная сфера, деятельно – практическая сфера и способность к саморегуляции).
Сроки реализации программы: программа рассчитана на 2 года
Инновационный потенциал:
Инновационный потенциал заключается в разработке и представлении примеров комплексного подхода к организации нравственно-этического воспитания детей 5-7 лет, с использованием форм взаимодействия с детьми на основе деятельного подхода, которые позволяют реализовать ФГОС ДО и эффективно решать задачи нравственно-этического воспитания.
Нормативно-правовое обеспечение
Нормативно правовое обеспечение:
- Конвенция о правах ребенка
- Закон РФ «Об образовании»
- Концепция дошкольного воспитания
- Устав образовательного учреждения
- Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. «761 «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
Психолого-педагогические характеристики детей старшего дошкольного возраста
Программа рассчитана на группу детей 5-7 лет.
За годы дошкольного детства ребенок приобретает тот сравнительно устойчивый внутренний мир, который дает основание впервые назвать его личностью, еще не вполне сложившейся, способной к дальнейшему развитию и совершенствованию. Формируется личность ребенка постепенно, шаг за шагом, причем каждый новый сдвиг в ее формировании изменяет влияние условий, увеличивает возможности дальнейшего воспитания. Условия развития личности так тесно переплетаются с самим развитием, что разделить их практически невозможно.
Нравственное поведение детей распространяется на широкий круг людей, не имеющих с ребенком непосредственной связи. Это вызвано осознанием ими нравственных норм и правил, пониманием их общеобязательности, их действительного значения.
К семи годам ребенок понимает значение выполнения нравственных норм. Это проявляется в оценке, как собственного поведения, так и поступков литературных персонажей. Он стремится сделать что-то для других людей, принести им пользу.
Нравственное развитие личности ребенка определяется следующими образующими: знанием норм, привычками поведения, эмоциональным отношением к нравственным поступкам и внутренней позицией самого ребенка.
Огромное влияние на формирование моральных качеств оказывает этическая оценка. Она выступает во взаимосвязанных полярных категориях добра и зла. Ребенок постигает значение этических эталонов через совместное со взрослыми или другим ребенком общение. Нравственное развитие его зависит от того, насколько у него развита способность соотносить свои действия с этическими эталонами.
Формирование положительных личностных качеств через соотнесение реальных поступков ребенка с нравственными эталонами будет эффективным, если взрослый общается с ребенком в доверительном и доброжелательном тоне, выражая уверенность в том, что этот ребенок не может не соответствовать положительной модели. Если взрослый приравнивает будущее поведение ребенка к положительному эталону поведения, то это дает желаемый сдвиг в дальнейшем развитии личности ребенка.
Эмоционально выразительные образцы эталонного поведения выступают для ребенка в произведениях искусства. Через общение с героями художественных (литературных, графических, живописных и др.) произведений ребенок эмоционально идентифицируется с эталонными формами поведения этих образов, независимо от их нравственных позиций.
Для ребенка старшего дошкольного возраста становится характерной постоянная дружба со сверстниками, хотя сохраняются случаи попеременной дружбы. При завязывании взаимоотношений между детьми основное значение теперь приобретает не внешняя ситуация, а их симпатия друг к другу, положительное отношение к тем или иным качествам сверстника, его знаниям и умениям.
Осознание самого себя у старшего дошкольника происходит через присвоение общезначимых ценностей, через усвоение социальных нормативов и установок. Структура его самосознания состоит из имени собственного, самооценки, притязания на признание, осознания себя как представителя определенного пола, представления о себе во времени, отношения к своим правам и обязанностям. В индивидуальном сознании каждого ребенка уже есть представление о себе.
В отношении к своим обязанностям дети заметно отличаются друг от друга. Одни уже имеют стойкую привычку к послушанию, к исполнению своих обязанностей. Другие строптиво сопротивляются правилам. Это сложилось в процессе развития позиции этих детей.
Понимание своих прав, заявление о них поднимает самоуважение ребенка и дает ему более сильную мотивацию для дисциплинированного поведения, желание быть лучше, реализации потребности быть неповторимой индивидуальностью.
Таким образом, индивидуализация личности ребенка идет через все звенья структуры самосознания. Именно эта структура определяет основу самосознания, которая просматривается у всего человечества, обретая, однако, содержательное наполнение в зависимости от традиций, социального устройства и индивидуального пути развития личности.
Методы и технологии
Для реализации программы мы предлагаем следующие методы: наглядный, словесный, практический.
Наглядный метод используется во время:
- чтения педагогом рассказов;
- наблюдений;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривания книжных иллюстраций, репродукций, предметов;
- проведения дидактических игр;
- экскурсий, целевых прогулок;
- моделирования сказок.
Словесный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
- чтения литературных произведений воспитателем;
- чтения стихотворений детьми, воспитателем;
- бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
- ответов на вопросы педагога, детей;
- проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации и др.);
- сообщения дополнительного материала воспитателем;
- загадывания загадок;
- рассматривания наглядного материала;
- рассказов детей по схемам, иллюстрациям, моделирования сказок;
- разбора житейских ситуаций;
- проведения викторин, конкурсов, тематических вечеров;
- чтения литературных произведений родителями.
Практический метод используется, когда необходимо:
- организовывать продуктивную деятельность;
- провести игры (строительные, дидактические, подвижные, малоподвижные, инсценировки и др.);
- сшить кукол к сказкам;
- организовать постановку пьес, сказок, литературных произведений, а так же конкурсы, викторины;
- провести экскурсии различной направленности;
- организовать вечера с родителями, для родителей и сверстников;
- изготовить с детьми наглядные пособия для занятий.
Интегративный метод обучения:
- Метод детского проектирования
- Технология этического диалога
- Воспитательные ситуации
Формы работы с детьми
Этические занятия, беседы, игры нравственно-этического содержания.
Все виды творческой художественной деятельности детей.
Проведение совместных праздников.
Просмотр слайд - фильмов, диафильмов, использование аудиозаписей и технических средств обучения.
Экскурсии, целевые прогулки
Тематические вечера эстетической направленности (живопись, музыка, поэзия)
Организация выставок (совместная деятельность детей и родителей).
Постановка музыкальных сказок нравственно-этического содержания.
Творческие вечера.
Организация совместного проживания событий взрослыми и детьми.
Таким образом, в программе прослеживается несколько направлений работы.
1.Нравственно-образовательное (занятия, беседы, устные поучения).
2.Воспитательно-оздоровительное (праздники, игры подвижные и назидательные, ролевые и строительные, прогулки, экскурсии).
3.Культурно-познавательное (встречи, целевые прогулки, экскурсии, концерты, просмотр видеофильмов).
4. Нравственно-трудовое (продуктивная деятельность, изготовление подарков к праздникам)
Предполагаемые результаты
В процессе работы предполагается получение следующих теоретических и практических результатов.
1. Разработанная система методической работы по повышению профессиональной компетенции педагогов дошкольного учреждения по вопросам формирования ценностно-смысловой сферы личности детей на основе комплексно-тематического планирования.
2.Повышение уровня развития детей через систему работы по формированию ценностно-смысловой сферы личности ребёнка.
Изучение особенностей дошкольников, понимание мотивов их поведения дают возможность предвидеть их реакции в различных ситуациях, что, в свою очередь, делает воспитательную работу более рациональной и экономной.
Направления оценки результативности:
1. Изучение индивидуальных особенностей личности дошкольников:
- тип личности в общении;
- самооценка;
- успешность в деятельности;
- уровень воспитанности.
2. Изучение межличностных отношений:
- социально-психологический климат в группе;
- тип личности в общении;
- самооценка;
- успешность в деятельности;
- уровень воспитанности.
3. Формы оценки:
- наблюдение;
- беседы.
Средства, необходимые для реализации программы
Кадровые условия
Для более полной реализации поставленной цели необходимо обеспечить кадровые условия.
№ п/п | Педагоги | Количество ставок | Направления работы |
Воспитатели групп | 2 | Организация ВОП направленного на нравственно-этическое развитие детей: Организация занимательной деятельности, организации партнерских взаимоотношений педагога с детьми, создание условий для общения детей друг с другом. | |
Музыкальный руководитель | 1 | Организация интеграции нравственно-этического и музыкального развития детей 5-7 лет | |
Инструктор по физической культуре | 1 | Организация интеграции нравственно-этического воспитания и физического развития детей 5-7 лет | |
Учитель-логопед, педагог-психолог | 2 1 | Организация коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в эмоционально волевой сфере. Организация работы с детьми по установлению благоприятного климата в детском коллективе и в коллективе педагогов. Оценка результативности реализации программы | |
Медицинская сестра | 1 | Создание условий для укрепления здоровья дошкольников. | |
Заместитель заведующей по ВМР | 1 | Координация работы педагогов по интеграции нравственно-этического воспитания и разнообразных видов деятельности детей дошкольного возраста в процессе воспитания и образования. |
Обеспечение функционирования системы
Учебно-материальное обеспечение
Предметно-развивающая среда:
Принцип развивающей среды | Содержание | Интеграция с воспитательной средой |
информативности | разнообразие тематики материалов | выявления и развития способностей воспитанников в любых формах организации образовательного процесса |
вариативности | Определяется видом дошкольного образовательного учреждения, содержанием воспитания, культурными и художественными традициями, климатогеографическими особенностями | учета национально-культурных, демографических, климатических условий, |
полифункциональности | Предусматривает обеспечение всех составляющих воспитательно-образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно-развивающей среды | организации как совместной деятельности взрослого и воспитанников, |
педагогической целесообразности | Позволяет предусмотреть необходимость и достаточность наполнения предметно-развиваюшей среды, а также обеспечить возможность самовыражения воспитанников, индивидуальную комфортность и эмоциональное благополучие каждого ребенка | построения образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста организации разнообразной игровой деятельности |
трансформируемости, | Обеспечивает возможность изменений предметно-развивающей среды, позволяющих, по ситуации, вынести на первый план ту или иную функцию пространства | осуществления не только образовательной деятельности, но и присмотра |
здоровьесбережения, | Предусматривает создание условий способствующих сохранению и укреплению здоровья в том числе и психологического | Создание условий для психологической комфортности предусматривает обеспечение ребенку положительного эмоционального самочувствия, состояния психологического благополучия |
активности | предусматривает, что педагог должен учитывать в своей работе приемы активизации познавательных способностей детей. Этот принцип предусматривает понимание ребенком изучаемого материала и успешное применение его на практике | использования образовательных технологий деятельностного типа; |
индивидуальной комфортности | учет возрастных физиологических особенностей детей; практических и познавательных умений детей, уровня развития познавательных процессов, и процессов восприятия. | эффективной и безопасной организации самостоятельной деятельности воспитанников |
Материально-техническое обеспечение
Материально – технические условия организации ВОП направленного на нравственно-этическое воспитание детей дошкольного возраста рассматриваются в двух направлениях.
1 Создание макросреды ДОО.
2 Создание микросреды в группах.
Работа по реализации этих двух направлений строится, прежде всего, исходя из возрастных особенностей развития детей, и требованиями Сан Пинов. Макросреда ДОО и микросреда групп создается педагогами и администрацией для качественной организации ВОП, в том числе и по нравственно-этическому воспитанию. См. рис. 1
Для создания макросреды и микросреды необходимо наличие помещений, реализация проекта подразумевает наличие следующего финансового обеспечения:
Наименование | Количество | Примечание |
Группа | 2 | Предусмотрено проектом ДОО |
Физкультурно-музыкальный зал | 1 | Предусмотрено проектом ДОО |
Рисунок
Интегративная материально – техническая база
Направление | Предметно – развивающая среда |
Физическая культура | атрибуты для подвижных игр тропа здоровья: массажные коврики, массажеры. |
Социально-коммуникативное, Познавательное развитие | Помещения ДОО: кабинет логопеда: коррекционные игры, игрушки, наглядные пособия, письменный стол, стулья, шкафы, настенное зеркало, зеркало для индивидуальной работы, фланелеграф, магнитофон; зимний сад: различные виды растений, познавательная игротека: библиотека познавательной литературы, видеотека, дидактические, настольно-печатные игры; уголок краеведения: предметы старинного быта, краеведческая литература, макет города, произведения народно – прикладного творчества. Помещения в группе: предметные и сюжетные картинки, дидактические игры, зеркало, конструктор, игрушки-головоломки, макеты, панно, коллекции, игротека, полочка умных книг, аудио- и видеоматериалы, знаки, символы На участке: уголок леса, сада, цветника, экологическая тропа |
Художественно - Эстетическое | Помещения ДОО: музыкальный зал: фортепиано, музыкальный центр «Караоке», аккордеон, радиомикрофон, музыкальные инструменты; библиотека, видеотека, фонотека. Помещения в группе: зоны эстетического восприятия в группах: полочка красоты, репродукции, произведения народных промыслов, книжный уголок, комнатные растения; уголки театрализованной, музыкальной деятельности: различные виды театра, дидактические игры, детские музыкальные инструменты, элементы костюмов, маски, ширма, гримерная, декорации, фланелеграф; зона продуктивной деятельности: различные изоматериалы (гуашь, акварель, карандаши, фломастеры, пастель, уголь, восковые мелки и т.д.), пластилин, глина, кисти, бумага разного цвета, формата, фактуры, бросовой материал, палитра. |
Информационно - методическое обеспечение
Организация методической работы
Нравственно-этическое воспитание не является изолированным направлением работы дошкольной образовательной организации, оно имеет важное значение, поэтому необходимо стремится к интеграции нравственно-этического воспитания и всего образовательного процесса, этого можно достичь через создание системы работы по нравственно-этическому воспитанию, предполагающей тесное сотрудничество всех специалистов, воспитателей и методической службы на основе комплексного подхода к различным видам деятельности дошкольников.
Рисунок 2
Основное содержание программы
Программа рассчитана на 2 года с поэтапным проведением исследования.
1 этап – организационный
Аналитико-диагностическая деятельность. Поиск и коррекция инновационных технологий, форм, методов и способов воспитания с учетом личностно значимой модели образования. Изучение современных технологий, обобщение их педагогического опыта. Определение стратегии и тактики деятельности. Осуществление опытно-педагогической деятельности
2 этап – основной
Апробация и использование в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий, приемов, методов воспитания дошкольников, социальной и психолого-педагогической поддержки личности ребенка в процессе развития и раскрытия его индивидуальных особенностей.
Осуществление опытно-педагогической деятельности.
3 этап – заключительный
Обработка и интерпретация данных. Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами. Определение перспектив и путей дальнейшего формирования воспитательной системы и продолжения реализации программы духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Программа включает в себя 4 раздела
1-й раздел посвящен этике общения. Он призван раскрывать взаимосвязь внутреннего и внешнего в этике поведения людей по отношению к окружающим, приобщать дошкольников к нормам воспитанности.
С нормами воспитанности тесно связан этикет, составляющий содержание 2-го раздела. Его цель — приобщение дошкольников к нормам регламентированного поведения среди людей. К этикету правомерно отнести так называемые правила «хорошего тона».
3-й раздел посвящен нормам этики, регулирующим отношения к окружающим. Он призван способствовать развитию эмоциональной отзывчивости на переживания другого человека, созданию условий для воспитания самоуважения, чувства собственного достоинства, проявлению эмпатии, сопереживания.
Овладение моральными нормами поведения, этической культурой усиливает интерес ребенка к своей внутренней жизни, к качествам собственной личности, потребность в самооценке, в сопоставлении себя с другими людьми.
4-й раздел рассматривает этику отношений в коллективе. Как известно, основной чертой взаимодействия детей в коллективе является стремление влиять на другого, общаться со сверстниками. Если общение, которое психологами провозглашается особой деятельностью, морально окрашено, оно способствует познанию учениками другого и самих себя. При этом жизненные ситуации и решаемые проблемы в многообразной деятельности коллектива становятся предметом специального внимания на этических занятиях, связываются с анализом и самоанализом поступков, чувств, реакций детей, с миром разнообразных эмоций в сфере отношений. То, что эмоционально воспринято, что находит отклик чувств, становится побудительной основой опыта поведения.
Занятия проводятся: 1-й год обучения – 2 занятия в месяц, 2-й год обучения – 1 занятие в месяц. Длительность занятия 30 минут.
Методическое обеспечение программы
Перспективный план работы
Месяц | Тема | Цель | Интеграция образовательных областей |
1-й год обучения | |||
Декабрь | Волшебные слова живут на белом свете | Заложить основы эмоционально-положительного настроя детей в отношениях друг с другом и с окружающими людьми | Коммуникация: беседы «Вежливые слова» «Мои хорошие поступки» Чтение художественной литературы: В. Осеева «В одном доме», «Волшебное слово», заучивание «Будьте добры» Игровая деятельность: Д/И «У нас в гостях кукла Таня», «Позови ласково» Продуктивная деятельность: Рисование «Волшебная страна Добронравия» |
Что такое хорошо и что такое плохо | Формирование у детей нравственно ценностных ориентиров, развитие умения формулировать нравственные суждения | ||
Январь | Вечная слава воде | Формирование навыков здорового образа жизни, развитие речи и двигательной активности | Коммуникация: Беседа «Здоровье и болезнь» Чтение художественной литературы: К.Чуковский «Мойдодыр», А.Барто «Девочка чумазая» Игровая деятельность: Д/И «Расскажи малышам, как надо умываться», «Какие туалетные принадлежности нужны», «Хорошо-плохо» Игра-драматизация «Девочка чумазая», «Мойдодыр» Продуктивная деятельность: Рисование «Раскрашивание Вежи» |
Добрый доктор Айболит | Формирование навыков здорового образа жизни, закреплять знания правил личной гигиены, развивать способность формулировать нравственные суждения | ||
Февраль | Игра нас подружит, игра нас научит | Закрепление правил поведения, этикета, культурно-гигиенических навыков | Коммуникация: Беседа «Ежели вы вежливы» Чтение художественной литературы: Д.Хармс «Пирог», Г. Юдин «Свинья в гостях», рус. Нар. Сказка «Лиса и цапля» Игровая деятельность: Д/И «Поиграем с Вежей и подумаем», «Вежливо – не вежливо» Музыка: «К нам гости пришли» |
Вежливые дети всегда так поступают | Продолжать учить детей правильному общению друг с другом, дать понять, что без вежливых слов очень трудно обходиться в любом обществе | ||
Март | Приятного аппетита | Закрепление правил этикета, культурно-гигиенических навыков | Коммуникация: Беседа «Как принимать гостей» Чтение художественной литературы: Л.А.Милн «Вини-Пух» (глава, в которой Вини-Пух пошёл в гости) Игровая деятельность: Д/И «Клубочек», «Магазин игрушек» с/р игра «Гости» Продуктивная деятельность: Рисование по сказке «Вини-Пух» |
Хозяева и гости | Продолжать знакомить детей с простыми правилами этикета, правилами поведения за столом, в гостях | ||
Апрель | Мы в театре | Формирование понимания необходимости и желания выполнять нормы и правила этического поведения. Развитие воображения, речевого творчества детей. | Коммуникация: Беседа «Как вести себя в театре» Чтение художественной литературы: А. Барто «В театре» Игровая деятельность: С/Р игра «Костюмерная» Показ кукольного театра «Принцесса и дракон» Продуктивная деятельность: Рисование «петрушка в гостях у ребят», «Маленький гномик» Изготовление масок |
Мы все нужны друг другу | Формирование у детей понимания необходимости добрых, внимательных отношений между людьми, умения замечать состояние других людей. Способствовать формированию привычки бережно относиться к игрушкам, книгам, вещам | ||
Май | Не похожи друг на друга | Формирование у детей понимания необходимости добрых, внимательных отношений между людьми; умения слушать собеседника. Учить умению просто и естественно выражать свои чувства | Коммуникация: Беседа «Что такое волшебство» Чтение художественной литературы: Погореловский «Попробуй волшебником стать» Игровая деятельность: Игра «Цирк» Продуктивная деятельность: Ручной труд «Чудо-дерево» |
Попробуй волшебником стать | Учить различать оттенки настроения, интонации, мимики тех, с кем они общаются. Помочь ребёнку убедиться в правильности своих поступков, проявить стремление стать лучше | ||
Июнь | Самое-самое в жизни родное | Приучать детей к выполнению норм уважительного отношения ко всем окружающим, в том числе к родным и друзьям. Способствовать формированию любви и уважения к семье | Коммуникация: «Беседа о семье» Рассматривание фотоальбомов, составление рассказов о своих родственниках Чтение художественной литературы: А. Барто «Игрушки», Т. Волгина «Два друга», Б. Рисич «Странная девочка» Игровая деятельность: Д/И «Назови, кто какой» С/Р игра «Семья» Продуктивная деятельность: Рисование «Портрет папы и мамы» |
Лучше нет родного края | Способствовать формированию любви и уважения к родной природе, родному краю. Учить детей просто и естественно выражать свои чувства | ||
Июль | Живой, живому удивись | Способствовать формированию любви и уважения к родной природе, родному краю. Формирование привычки бережно и заботливо относиться к растениям и животным. | Коммуникация: «Всё красивое от природы, доброе – от человека» Чтение художественной литературы: Осеева «Сыновья», рус. нар. сказка «Лиса и заяц» Пословицы о природе, доброте Игровая деятельность: Д/И «Наоборот» Продуктивная деятельность: Аппликация «Цветок дружбы» Музыка «Мои друзья со мной» |
Радость другим – радость нам | Формирование у детей понимания необхо-димости добрых, внимательных отно-шений между людьми. Воспитание уважи-тельного, доброже-лательного отношения к окружающим | ||
Август | Если вдруг обидел кто-то | Способствовать формированию у детей настроя на доброже-лательное общение друг с другом. Продолжать форми-ровать умение сопере-живать, сострадать, сочувствовать | Коммуникация: «Беседа о дружбе» Чтение художественной литературы: Заучивание пословиц, стихов о дружбе Игровая деятельность: Инсценировка «Вместе тесно, а врозь скучно» Драматизация сказки «Ёжик в лесу» Продуктивная деятельность: Аппликация «Цветок дружбы» Рисование «Салют дружбы» |
У дружных дело спорится | Продолжать упражнять детей в выполнении правил дружеского общения с другими детьми | ||
2-й год обучения | |||
Сентябрь | Волшебные слова живут на белом свете | Закрепление навыков использования вежливых слов, и понимание их необходимости в общении | Коммуникация: «Что значит быть вежливым?» «Волшебные слова – наши верные друзья» Чтение художественной литературы: В. Осеева «Почему?», «Волшебное слово», С. Михалков «Важный совет», Юсупов «Простите» Игровая деятельность: Д/И « Что такое хорошо и что такое плохо», «Продолжи предложение» Продуктивная деятельность: Рисование «Какого цвета вежливые слова» |
Октябрь | Вечная слава воде | Формирование навыков здорового образа жизни | Коммуникация: «Какие бывают привычки?», «Посмотрите на себя со стороны» Чтение художественной литературы: С.Михалков «Лапуся», К.Чуковский «Мойдодыр», Н.Носов «Незнайка в солнечном городе» Игровая деятельность: Д/И «Что будет, если…» Игра-драматизация «Девочка чумазая» Продуктивная деятельность: Рисование «Путешествие капельки» |
Ноябрь | Добрый доктор Айболит | Закрепление знаний о нормах здорового образа жизни | Коммуникация: «Что нужно, чтобы быть здоровым?», «Как мы заботимся о окружающих» Чтение художественной литературы: Е. Пермяк «Самое страшное», Е.Серова «Нехорошая история», А.Боске «Ты грустишь» Игровая деятельность: Д/И «Таня простудилась», «Болезнь куклы» Продуктивная деятельность: Рисование «Нарисуй свою улыбку» |
Декабрь | Вежливые дети всегда так поступают | Закрепление правил поведения в общественных местах | Коммуникация: «За столом», «Поведение в кафе» Чтение художественной литературы: Л.А.Милн «Вини-Пух» (глава, в которой Вини-Пух пошёл в гости), Г.Юдин «Свинья в гостях» Игровая деятельность: С/р игра «Кафе», «Путешествие» Продуктивная деятельность: Лепка «Овощи и фрукты» |
Январь | Гости и хозяева | Закрепление правил приёма гостей и поведения в гостях | Коммуникация: «Как вести себя в гостях», «Если к вам пришли гости» Чтение художественной литературы: Китайская сказка «Каждый своё получил», А.Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше» Игровая деятельность: С/р игра «Идём в гости», «В магазине» Продуктивная деятельность: Рисование по мотивам сказки А. Линдгрен «Карлсон, который живёт на крыше» |
Февраль | Путешествие по городу | Закрепление правил поведения в общественном транспорте | Коммуникация: «Правила поведения в общественном транспорте», «О своём путешествии» Чтение художественной литературы: Н.Носов «Милиционер» Игровая деятельность: Д/И «Наш город», с/р игра «Автобус» Продуктивная деятельность: Изготовление дорожных знаков, машин из спичечных коробок |
Март | Мы все нужны друг другу | Формирование у детей доброго отношения друг к другу | Коммуникация: «Что такое дружба?», «Мои игрушки» Чтение художественной литературы: А.Барто «Игрушки», Т.Волгина «Два друга», Б.Рисич «Странная девочка» Игровая деятельность: Д/И «Мой друг – это…», Игра-инсценировка «Катание кукол на санках» Продуктивная деятельность: Рисование «Портрет друга» Ручной труд «Подарок другу» |
Апрель | Друзья детства | Формирование качества «дружелюбие» | Коммуникация: «Будем внимательными к настроению других», «Посмотрим на себя со стороны» Чтение художественной литературы: Л.Толстой «Два товарища» В.Викторов «Дружат дети всей земли» Р.Зернов «Как Антон полюбил ходить в детский сад» Игровая деятельность: Д/И «Не забывай о товарищах», «Вспомни имена своих друзей» П/и «Не намочи ноги» Продуктивная деятельность: Рисование «Мой лучший друг» |
Май | Самое, самое родное | Формирование заботливого и доброго отношения к членам своей семьи | Коммуникация: «Моя семья» Чтение художественной литературы: Л.Воронкова «Маленький соколик» (из книги «Солнечный денёк» Б.Заходер «Сказка про всё на свете» Е.Благинина «Посидим в тишине» Игровая деятельность: Д/И «Кто чем занят», «Маленькие помощники» П/и «Карусель» Продуктивная деятельность: Рисование «Портрет мамы» Ручной труд «Цветы» |
Психолого - педагогическое сопровождение
Задачи | Основные направления работы | Основные методики работы с детьми |
формирование образа-Я. | 1. Формирование образа-Я через опыт руководства действиями взрослого Образ -Я содержит знания и представления о себе, а также отношение к себе, которое может иметь разные содержательные характеристики (уважать себя, жалеть себя и т.д.). Задача воспитания заключается в формировании у детей педагогически желательного отношения к себе. Проявлением отношения к себе являются утверждения ребенка о том, что он хороший. Более глубоким, но менее заметным проявлением положительного отношения к себе является самоуважение, чувство собственного достоинства. Убеждение в том, что «я хороший», возникает в значительной степени в результате прямых одобрений взрослым, как самого ребенка, так и его действий («Ты молодец!», «Ты очень хорошо все делаешь» и т.п.). Более сложные чувства (самоуважение, чувство собственного достоинства) на основе прямых положительных оценок взрослого не возникают. Они складываются в основном благодаря взаимоотношениям с другими, той позиции, которую занимает сам ребенок, а также тому, как ведут себя в отношении него партнеры. Одно из условий, которое может способствовать появлению самоуважения, - это руководство ребенком действиями другого и занимаемая им позиция руководителя совместной деятельности. Однако они могут приводить и к негативным последствиям: самомнению, неуважению других и т.п., которые часто наблюдаются в стихийно складывающихся взаимоотношениях дошкольников. Основное требование при работе по данной методике состоит в том, что ситуация, в которой ребенок выполняет функцию руководителя, должна создаваться взрослым, а не складываться стихийно. При этом оптимальном является руководство ребенком действиями взрослого, который выполняет требования и указания ребенка. Чтобы не нарушать привычных взаимоотношений, в рамках которых ребенок выполняет указания воспитателя, а не наоборот, предлагаемые нами ситуации следует реализовать только в игре, в которой воспитатель берет на себя роль, предлагаемую ему ребенком, и выполняет все указания последнего. Такое участие в игре противоречит распространенной в детских садах тактике. Многие воспитатели, включаясь в игру детей, предпочитают сами руководить ее ходом. Это может способствовать развитию сюжета игры, но отнюдь не способствует развитию детей. Руководство же действиями взрослого в игре порождает у детей чувство самоуважения, а также побуждает их самих ставить и решать разнообразные творческие задачи. Это вовсе не исключает возможностей взрослого обогащать игру детей. Но делать это он должен не прямо, а исходя из своего «подчиненного» положения 2. Формирование интереса друг к другу в ходе общения Формирование образа-Я через рассказы ребенку о нем самом дополняется созданием условий, побуждающих детей рассказывать о себе сверстникам. Хорошим поводом для такого общения являются альбомы с фотографиями детей. Воспитатель предлагает родителям сделать такие альбомы и принести их в группу. Сначала дети рассматривают их вместе с воспитателем. Затем альбомы помещают в такое место, где дети могут брать их сами. | Методика «Играем, как ты хочешь» Методика «Мой альбом с фотографиями» |
Формирование личного отношения к соблюдению (положительного) и нарушению (отрицательного) норм морали | Формирование личного противоположного отношения к соблюдению и нарушению норм морали Правильные моральные знания часто расходятся с личным отношением ребенка к соблюдению и нарушению норм морали и их оценкой. Это зависит от разных субъективных моментов и нередко приводит к тому, что дети одобряют нарушение норм и остаются равнодушными к их соблюдению. В художественной литературе формирование именно отношения, а не просто знаний происходит благодаря возникновению у детей симпатии к положительным и антипатии к отрицательным героям. Так появляется правильное отношение к совершенным ими поступкам. Однако литературные и сказочные события зачастую оказываются весьма далекими от реальной жизни. Правильно и эмоционально оценивая поступки персонажей, дети зачастую не испытывают такого же отношения к соблюдению и нарушению норм морального поведения в жизни. Суть предлагаемой методики состоит в том, что формирование личного эмоционального отношения осуществляется путем чтения и показа построенных по определенной схеме сценок. В них фигурируют три основных персонажа: жертва (страдает вследствие нарушения различных норм относительно нее); обидчик (тот, от кого страдает жертва); помощник (вмешивается в ситуацию и помогает жертве). Сценки можно показывать группе в целом, нескольким детям, одному-единственному ребенку. Делать это следует в том случае, если воспитатель чувствует, что может показать их достаточно эмоционально. | Методика «Моральные пьески» |
Формирование доброжелательных взаимоотношений между членами группы. | Формирование доброжелательного отношения ко всем членам группы Больше говорить о реальных положительных поступках детей, а также включить заявления самих детей о собственных положительных действиях и о поступках других детей. | Методика «У нас все хорошие» |
Обогащение опыта социальных отношений детей | Формирование у детей уверенности в уважении воспитателем их коллективных мнений и решений Методика направлена на приобретение детьми опыта равноправия с взрослым, выработку и реализацию групповых решений, возникновение самоуважения в результате принятия воспитателем их коллективного решения. Одна из ее основных задач - побудить детей самим сделать выбор получить удовлетворение от того, что воспитатель признает их выбор и реализует его. Итак, воспитатель предлагает детям самостоятельно выбрать, каким из двух дел они будут заниматься. (Оба дела одинаково желательны для воспитателя, а значит, самостоятельное решение детей не нарушает его планов) | Методика «Дети выбирают сами» |
Форма представления результатов реализации программы для массовой практики:
- Размещение информации на сайте учреждения.
- Участие в научно-практических конференциях, семинарах ФГНУ ИСВ РАО.
- Проведение мастер-классов и выступлений на ММО.
Адресная направленность
Опытом работы могут воспользоваться в практике педагоги ДОО.
Список литературы
1.Алябьева Е.А. Нравственно-этические беседы и игры с дошкольниками. – М.: Сфера. – 2003.- 128с.
2.Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников
(3–7 лет). – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.- 80 с.
3.Ионова И.Ю., Беззубцева Г.В., Золотухина Г.В., Липатова О.Ю. Этическая грамматика. Методическое пособие для педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста (5-6 лет). – Каневская типография ТАПП, 1994г. – 99 с.
4.Козлова С.А. Нравственное воспитание детей в современном мире // Дошкольное воспитание. – 2001. – № 9.- 115с. – стр.84.
5.Мирошниченко И. В. Уроки вежливости. Беседы по картинкам– М.: Сфера. – 2010. – 33 с.
6.Петрова В. И., Стульник Т. Д. «Этические беседы с детьми 4–7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. Пособие для педагогов и методистов» - МОЗАИКА-СИНТЕЗ. – 2012. – 90 с.
7.Петрова В. И., Стульник Т. Д. Этические беседы с детьми 4–7 лет. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015. – 80с.
8.Фисюкова Л.Б. Уроки доброты. Беседы по картинкам. – М.: Сфера. – 2010.
9.Шемшурина А. И. Этика как учебный предмет и система воспитания в современной школе. Книга для педагогов и воспитателей. – М.: ЭТВОС, 2012. – 116 с.
10.Научно-методический журнал «Этическое воспитание» №2 2002 г.
11.Научно-методический журнал «Этическое воспитание» №4 2002 г.
12.Научно-методический журнал «Этическое воспитание» №5 2012 г.
Литература, рекомендуемая родителям
1.Жучкова Г.Н. Нравственные беседы с детьми 4-6 лет. – М,: ГНОМ и Д.- 2008. – 64 с.
2.Волкова Е. Что такое хорошо. Пособие для занятий с детьми 2-3 лет. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2015. – 32с.
3.Шалаева Г.П. Большая книга правил поведения для воспитанных детей. – М.: АСТ: СЛОВО, 2013. – 496с.
4.Шорыгина Т.А. Беседы об этике с детьми 5-8 лет. – М.: Сфера.- 2010. – 96 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная модифицированная программа художественно-эстетического направления развития «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» (для детей 3 – 7 лет)
Ребёнок познаёт окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности – играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности открывает ему изобразительное творчество. Интересно рассматривать...
Дополнительная модифицированная Программа художественно-эстетического направления развития «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» (для детей 3 – 7 лет)
Занятия адаптированы к специфике и особенностям преподавания в детском саду. Изменения и дополнения в занятия внесены на основе полученных мониторингов, скоростью и возможностями усвоения детьми, с уч...
“Экологическое образование дошкольников как основа формирования нравственно-этических отношений личности”.
laquo;Заставить полюбить природу нельзя,но помочь полюбить можно».Н.И. Сладков. Экологическое образование – это основа национальной безопасности нашей Родины. Это работа ...
Адаптированная дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности Развитие речи детей с ОНР посредством сказки с элементами театрализованной деятельности "Сказочная карусель"
Данная программа направлена на развитие речи детей посредством сказки с элементами театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи....
Дополнительная общеобразовательная программа естественно - научной направленности "Развитие поисково - исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования"
Данная программа предусматривает активное включение в образовательный процесс методов и технологий, направленных на стимулирование, развитие и коррекцию познавательной деятельности....
Консультация для педагогов "Формирование эмоционально-волевой сферы и нравственно-этических норм поведения дошкольника с нарушениями речи"
Проблема формирования личностных качеств дошкольников с нарушениями речи....
Перспективы использования средств мультипликации для развития нравственно-этической сферы у дошкольников с ЗПР
Статья посвящена рассмотрению вопросов становления и развития нравственно-этической сферы дошкольников с задержкой психического развития, а также анализу основных средств, в частности, мультипликации,...