Перспективы использования средств мультипликации для развития нравственно-этической сферы у дошкольников с ЗПР
статья по коррекционной педагогике
Статья посвящена рассмотрению вопросов становления и развития нравственно-этической сферы дошкольников с задержкой психического развития, а также анализу основных средств, в частности, мультипликации, способствующей формированию базовых этических норм и правил.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kirilova._statya.docx | 18.11 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СРЕДСТВ МУЛЬТИПЛИКАЦИИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЙ СФЕРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗПР
Аннотация: статья посвящена рассмотрению вопросов становления и развития нравственно-этической сферы дошкольников с задержкой психического развития, а также анализу основных средств, в частности, мультипликации, способствующей формированию базовых этических норм и правил.
Ключевые слова: нравственно-этическая сфера, дети дошкольного возраста, задержка психического развития, мультипликация, этические нормы и правила.
Формирование и развитие нравственно-этической сферы является одной из главных составляющих дошкольного образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования подразумевает в связи с этим решение таких задач, как: усвоение нравственных ценностей ребенком, формирование уважительного отношения к взрослым и сверстникам, а также развитие эмоциональной отзывчивости.
Многие исследователи, такие как Л.И. Божович, В.С. Мухина, считают, что именно дошкольный возраст становится базой для начала формирования регуляции поведения с точки зрения нравственности [5]. В данном периоде нравственно-этические нормы усваиваются детьми специфично: дошкольники способны к оценке и точному рассмотрению и описанию поведения сверстников.
Нравственная сфера личности развивается в процессе познания базовых этических понятий, на основе которых происходит усвоение нравственных норм и правил. Успешнее этот процесс осуществляется, когда ребенок находится в полноценных психолого-педагогических условиях, т.е. в окружении взрослых (педагоги, родители), которые сами придерживаются основных нравственных норм, осуществляют контроль за развитием дошкольника, а также принимают активную позицию в накоплении им нравственного опыта.
Очень важно, чтобы формирование нравственно-этических норм у детей дошкольного возраста проходило осознанно и добровольно. Педагог, используя различные методы и приемы, способен создать те самые условия, благодаря которым процесс развития нравственных понятий будет проходить для ребенка наиболее благоприятно. Стоит отметить, что процесс усвоения нравственных представлений у младших дошкольников начинается с контроля и оценки поведения окружающих сверстников, а заканчивается формированием самооценки и контроля собственного поведения [7]. Однако все же необходимо учесть тот факт, что дети старшего дошкольного возраста обладают разным уровнем развития нравственности, это связано, прежде всего, с тем, что каждый ребенок имеет свой нравственный опыт и у каждого формируются свои привычки, определяющие его поведение в соответствии с усвоенными нормами. Таким образом происходит развитие нравственно-этической сферы у дошкольников с нормальным психофизическим развитием.
Для детей с задержкой психического развития характерны некоторые специфические особенности становления и развития нравственно-этической сферы [1]. Основными из них являются: нарушение или слабая реализация на поведенческом уровне основных нравственных норм и правил при их сформированности; неопределенный характер нравственно-этических норм (дети не знают, когда и зачем им следовать нормам); ситуативность (соответствие поведения нормам только в каких-либо единичных, конкретных ситуациях) [2], [8]. Данные сведения свидетельствуют о том, что необходимо проводить исследования и искать наиболее эффективные средства и формы коррекционной работы, которые будут направлены на формирование и развитие нравственно-этических понятий [4].
Рассмотрим основные педагогические подходы к развитию нравственно-этической сферы.
Во-первых, это использование музыкальной, творческой деятельности в процессе формирования нравственных качеств. Этот подход подразумевает, что эмоциональное восприятие музыки с последующей оценкой услышанного, способствует развитию нравственности.
Во-вторых, это кино, как средство формирования нравственно-этических понятий. Положительный аспект кинофильмов заключается в том, что ребенок, благодаря наглядной демонстрации, может оценивать поведение главных героев и затем использовать его в своей жизни.
В-третьих, художественная литература. Возникновение определенных чувств и эмоций во время прочтения и слушания произведений способствует развитию основных, общих представлений о каком-либо нравственном качестве или моральной норме у ребенка.
В-четвертых, развитие нравственности в игровой деятельности, когда подбирая определенные игры, педагог способствует формированию определенных общепринятых нравственных норм.
Способов развития нравственно-этической сферы достаточно много, однако только педагог, зная и учитывая особенности конкретного ребенка, способен определить, какие из них наиболее эффективны.
Большое внимание следует уделить одному из наиболее эффективных средств развития нравственности, мультипликации [6]. Она обладает теми особыми характеристиками, которые, во-первых, отличают её от других видов искусства, а во-вторых, демонстрируют её достоинства в применении с детьми дошкольного возраста. Сюда относится: яркость, доступность мультипликации; одушевление окружающего мира; совмещение реальности и фантастики; представление моральных норм и ценностей в открытой, наглядной форме; насыщенность метафорами, объясняющими абстрактные понятия.
К сожалению, имея достаточное количество достоинств, мультипликация очень редко используется в дошкольном образовании. Прежде всего это связано с тем, что многие педагоги не располагают критериями отбора мультипликационных фильмов: средняя скорость демонстрации видеоматериала; умеренная яркость; доступность (соответствие использующейся лексики возрасту ребенка); запоминающиеся образы героев с характерными, наглядными проявлениями черт характера; демонстрация основных нравственных норм и правил также в доступной для ребенка форме.
Необходимо уточнить, что только просмотр мультипликации сам по себе не даст желаемых результатов в развитии нравственно-этической сферы. Для того чтобы ребенок не только понял, но и запомнил, а также умел впоследствии применять нормы и правила в своей жизни, педагог должен проводить последующую за просмотром мультипликационного фильма работу.
В процессе коррекционной работы по развитию нравственно-этической сферы у дошкольников с ЗПР мультипликация способна оказать большую помощь [3]. Положительные аспекты использования именно этого средства работы с детьми, имеющими нарушения развития, заключаются в следующем: ребенок может благодаря просмотру мультипликации подражать примерам поведения, которые основаны на главных нормах нравственности; также могут быть удовлетворены его потребности в эмоциональных переживаниях каких-либо чувств; могут расширяться представления об окружающем мире и т.д.
Главное при использовании мультипликации в работе с ребенком с ЗПР- это тщательный отбор мультипликационных фильмов и их соотнесение с уровнем его психического развития.
Таким образом, мультипликация способна стать одним из главных средств воспитательной и образовательной деятельности, так как является удобной, красочной, динамичной и достаточно наглядной формой представления основных нравственно-этических норм и правил.
Подводя итог всему вышесказанному, необходимо сделать вывод о том, что нравственно-этическая сфера личности - это сложная система, развитие которой наиболее интенсивно происходит в период дошкольного детства и зависит от множества факторов. Формирование данной сферы у детей с задержкой психического развития происходит специфично по сравнению с нормальным онтогенезом, однако используя особые приемы и методы с учетом возраста и особенностей ребенка, педагог способен оказать помощь в освоении основных этических норм и правил. Исследование коррекционно-педагогического потенциала средств мультипликации в развитии нравственно-этической сферы дошкольников с ЗПР станет предметом нашего дальнейшего изучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по развитию эмоционально-волевой сферы старших дошкольников « Волшебные средства понимания»
Цель:· Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение;· Дифференцировка слухового восприятия;·...
Методическая разработка на тему: "Использование средств мультипликации в преодолении ОНР"
Мультипликационные фильмы можно использовать для занятий по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи.Просмотр мультипликационных фильмов можно осуществлять как непосредствен...
Методическая разработка на тему: "Использование средств мультипликации в преодолении ОНР"
Мультипликационные фильмы можно использовать для занятий по развитию лексико-грамматических средств языка и связной речи.Просмотр мультипликационных фильмов можно осуществлять как непосредствен...
Программа формирования нравственно- этических качеств у старших дошкольников (на основе традиционной культуры бурят) «Минии Тонто Нютаг»
Программа формирования нравственно- этических качеств у старших дошкольников (на основе традиционной культуры бурят) «Минии Тонто Нютаг»...
Развитие эмоционально-личностной сферы старших дошкольников через использование средств арт-терапии
Доклад из опыта работы педагога-психолога по использованию средств арт-терапии с детьми дошкольного возраста.Раскрывается актуальность использования средств арттерапии для развития эмоциональной...
Использование средств мультипликации в развитии нравственных качеств дошкольников»
Использование средств мультипликации в развитии нравственных качеств дошкольников»...
Использование средств мультипликации по развитию коммуникативной компетенции в работе со старшими дошкольниками.
Задачи использования средств мультипликации:Повышение мотивационной составляющей образовательного процесса и познавательной активности детейАктивизация процесса восприятия лексического материалаРазвит...