“Экологическое образование дошкольников как основа формирования нравственно-этических отношений личности”.
статья (младшая группа) на тему
«Заставить полюбить природу нельзя,
но помочь полюбить можно».
Н.И. Сладков.
Экологическое образование – это основа национальной безопасности нашей Родины. Это работа по обучению, воспитанию и развитию личности, направленная на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние окружающей среды.
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды и своему здоровью, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Для этого в ДОУ формируется цель, которая направлена на развитие экологической культуры у всех участников образовательного процесса.
Проводится информационно-методическая работа по экологическому воспитанию.
Организация предметно-пространственной среды в ДОУ. Организация работы с родителями, направленной на формирование экологической культуры.
Согласно целевым ориентирам конкретной возрастной группы, установленным ФГОС ДО к социально-нормативным возрастным характеристикам возможных достижений ребенка в числе прочего является любознательность, ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, участвует в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то загадочное, раскрыть тайны окружающего мира. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, обладает элементарными представлениями из области живой природы, ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
В основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей дошкольников необходимо использовать различные формы экологического воспитания:
а) массовые - к массовым формам относиться работа детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, ролевые игры, работа на участке;
б) групповые - к групповым формам относятся целевые экскурсии, наблюдения. Для каждого наблюдения отбирается небольшой объем информации. Представления об объектах и явлениях природы формировали у дошкольников постепенно, в процессе использования систематических наблюдений за одним и тем же объектом. В каждом последующем наблюдении, закрепляются и конкретизируются полученные представления;
в) индивидуальные – к индивидуальным формам относятся наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепка.
Необходимо подобрать разнообразные дидактические игры экологического содержания: «Дикие – домашние животные»; «Где, чей домик?». «Ядовитое и безопасное растение»; «Опасно - не опасно». Использовать предметные игры с использованием природного материала (шишек, камешков), что способствует развитию мышления ребенка. В уголке природы иметь различные растения, привлекать ребят к активному участию по уходу за комнатными растениями: поливать, рыхлить, протирать листья и т.д. Каждый ребенок постепенно познакомится с материалом по уходу за растениями, чтобы не навредить им.
Положительные эмоции вызывают у детей чтение художественной литературы, занятия по рисованию, аппликации, лепке на природоведческую тематику. Это способствует формированию у дошкольников осознанно правильного отношения к природе.
Труд в природе - этот вид деятельности, как никакой другой способствует формированию у дошкольников осознания бережного отношения к природе, чувство ответственности за живым организмом.
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи к совместной работе. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация значимой для них. Привлекать родителей к организации экологического пространства ДОУ вести работу по благоустройству и озеленению территории. Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения. Экологическую информацию взрослые должны получать:
- из консультаций для родителей;
- из тематических выставок:
- в процессе посещения территории детского сада;
- на родительских собраниях.
И в результате совместной работы ДОУ и семьи у детей:
- сформируется начало экологической культуры;
- сформируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети научатся практическим действиям по охране природы;
- разовьются умственные способности, которые проявятся в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
На основе выше сказанного, можно сделать вывод о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Так же необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.
Список литературы:
1. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Изд-во педагогического общества России, 2011. _ С.79.
2. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 171.
3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2009. – С. 57.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья | 21.21 КБ |
Предварительный просмотр:
«Заставить полюбить природу нельзя,
но помочь полюбить можно».
Н.И. Сладков.
“Экологическое образование дошкольников как основа формирования нравственно-этических отношений личности”.
Экологическое образование – это основа национальной безопасности нашей Родины. Это работа по обучению, воспитанию и развитию личности, направленная на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние окружающей среды.
Экологическое образование дошкольников - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к состоянию окружающей среды и своему здоровью, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.
Для этого в ДОУ формируется цель, которая направлена на развитие экологической культуры у всех участников образовательного процесса. Проводится информационно-методическая работа по экологическому воспитанию. Организация предметно-пространственной среды в ДОУ. Организация работы с родителями, направленной на формирование экологической культуры.
Согласно целевым ориентирам конкретной возрастной группы, установленным ФГОС ДО к социально-нормативным возрастным характеристикам возможных достижений ребенка в числе прочего является любознательность, ребенок задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей. Склонен наблюдать, экспериментировать, участвует в поисковой деятельности, цель которой – найти что-то загадочное, раскрыть тайны окружающего мира. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет, обладает элементарными представлениями из области живой природы, ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.
В основе ведущих дидактических принципов и анализа интересов и склонностей дошкольников необходимо использовать различные формы экологического воспитания:
а) массовые - к массовым формам относиться работа детей по благоустройству и озеленению помещений и территории ДОУ, ролевые игры, работа на участке;
б) групповые - к групповым формам относятся целевые экскурсии, наблюдения. Для каждого наблюдения отбирается небольшой объем информации. Представления об объектах и явлениях природы формировали у дошкольников постепенно, в процессе использования систематических наблюдений за одним и тем же объектом. В каждом последующем наблюдении, закрепляются и конкретизируются полученные представления;
в) индивидуальные – к индивидуальным формам относятся наблюдения за животными и растениями, изготовление поделок, рисование, лепка.
Необходимо подобрать разнообразные дидактические игры экологического содержания: «Дикие – домашние животные»; «Где, чей домик?». «Ядовитое и безопасное растение»; «Опасно - не опасно». Использовать предметные игры с использованием природного материала (шишек, камешков), что способствует развитию мышления ребенка. В уголке природы иметь различные растения, привлекать ребят к активному участию по уходу за комнатными растениями: поливать, рыхлить, протирать листья и т.д. Каждый ребенок постепенно познакомится с материалом по уходу за растениями, чтобы не навредить им.
Положительные эмоции вызывают у детей чтение художественной литературы, занятия по рисованию, аппликации, лепке на природоведческую тематику. Это способствует формированию у дошкольников осознанно правильного отношения к природе.
Труд в природе - этот вид деятельности, как никакой другой способствует формированию у дошкольников осознания бережного отношения к природе, чувство ответственности за живым организмом.
Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Одна из первостепенных задач – привлечение взрослых членов семьи к совместной работе. Работа с родителями должна быть постепенным и непрерывным процессом, а экологическая информация значимой для них. Привлекать родителей к организации экологического пространства ДОУ вести работу по благоустройству и озеленению территории. Дошкольный возраст ребенка – период, когда многие из них сами стремятся к контакту, сотрудничеству с педагогами, что очень важно для экологического образования. Семья как среда формирования личности оказывает огромное влияние и на формирование у ребенка основ экологического мировоззрения.
Экологическую информацию взрослые должны получать:
- из консультаций для родителей;
- из тематических выставок:
- в процессе посещения территории детского сада;
- на родительских собраниях.
И в результате совместной работы ДОУ и семьи у детей:
- сформируется начало экологической культуры;
- сформируется осознанно правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление;
- дети научатся практическим действиям по охране природы;
- разовьются умственные способности, которые проявятся в умении экспериментировать, анализировать, делать выводы;
- у детей появится желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности.
На основе выше сказанного, можно сделать вывод о том, что при организации работы с детьми дошкольного возраста необходимо ориентироваться на возрастные, индивидуальные и дифференцированные особенности детей. Так же необходимо правильно организовать взаимодействие с семьей, для того, чтобы работа по экологическому образованию продолжалась и дома.
Список литературы:
1. Куликовская, И. Э. Детское экспериментирование [Текст] / И. Э. Куликовская, Н. Н. Совгир. – М.: Изд-во педагогического общества России, 2011. _ С.79.
2. Маханева, М. Д. Экология в детском саду и начальной школе. Методическое пособие [Текст] / М. Д. Маханева. - М.: ТЦ Сфера, 2010. – С. 171.
3. Николаева, С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников [Текст] / С. Н. Николаева. – М., 2009. – С. 57.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по экологическому образованию дошкольников на основе метода проекта.
«Экологическое образование – это непрерывный процесс обучения воспитания и развития ребенка, направленное на формирование его экологической культуры. В статье представлен опыт работы с дошкольниками п...
Знакомство с правилами этикета как средство формирования нравственно-этической воспитанности старших дошкольников
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета...
Педагогический проект "Роль экологического воспитания в формировании нравственно-этических качеств дошкольника"
Посредством реализации данного проекта предполагается воспитание потребности ребенка в общении с природой, сострадания, заботы, умения наблюдать, анализировать происходящее, давать правильную оц...
ЗНАКОМСТВО С ПРАВИЛАМИ ЭТИКЕТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКОЙ ВОСПИТАННОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Перспективный план по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами этикета....
Знакомство с правилами этикета как средство формирования нравственно-этической воспитанности старших дошкольников (2015 / 2016 учебный год)
В настоящее время роль этикета в обществе, как части поведенческой культуры, неизмерно возрастает, поскольку этикет создает условия благоприятные для делового и личностного общения людей. Поэтому важн...
« Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, поведения и культуры»
Презентация сценария «Табигатьне саклагыз!» для детей старшей группы в городском семинаре- практикуме « Экологическое образование дошкольников как процесс формирования знаний, поведе...
Программа формирования нравственно- этических качеств у старших дошкольников (на основе традиционной культуры бурят) «Минии Тонто Нютаг»
Программа формирования нравственно- этических качеств у старших дошкольников (на основе традиционной культуры бурят) «Минии Тонто Нютаг»...