Дополнительная модифицированная программа художественно-эстетического направления развития «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» (для детей 3 – 7 лет)
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное дошкольное учреждение «Детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
художественно-эстетического направления развития детей №4»
Левокумского муниципального района Ставропольского края
Согласовано Утверждена
Заведующий МКДОУ Педагогическим советом
«Детский сад №4» МКДОУ «Детский сад №4»
___________ 30 августа 2012 года
Дополнительная модифицированная
программа художественно-эстетического направления развития
«ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»
(для детей 3 – 7 лет)
Срок реализации 4 года
Разработана воспитателем
МКДОУ «Детский сад №4»
Левокумского муниципального района
Ставропольского края
Н.В.Клягиной
пос. Новокумский
2012
Пояснительная записка
Ребёнок познаёт окружающий мир и пытается отобразить его в своей деятельности – играх, рисунках, рассказах. Наиболее яркие возможности открывает ему изобразительное творчество. Интересно рассматривать рисунки дошкольников – это бесхитростный, самобытный взгляд маленького художника на мир. В рисунке ребёнок может выразить свои впечатления от увиденного, передать образы воображения, воплотив их с помощью линии и цвета.
Для меня, как педагога, важнейшей задачей становится выявление художественных способностей детей и грамотное их развитие. И решаться они должны с учётом возраста детей, их психического уровня, условий воспитания и, безусловно, выбора тем и способов работы. Развитие воображения в первую очередь зависит от наблюдательности ребёнка, его умения видеть особенности окружающих предметов и явлений, сравнивать их, выделять характерное. При этом нельзя требовать от трёх-четырёх летнего малыша сложного сюжетного построения, даже если его обучение начато очень рано. Мышление маленького ребёнка ещё не достигло уровня, необходимого для решения такой задачи, которую старший дошкольник при соответствующем обучении решит легко.
Проще всего обучать ребёнка, основываясь на уже известных и знакомых ему предметах, которые он видит каждый день и к которым привык. Такой предмет можно представить в совершенно необычном для него ракурсе. Что ребёнок видит каждый день и что для него становится обыденным и привычным? Всегда – играет ли он с игрушками, пытается ли научиться держать карандаш или фломастер, делая первые рисунки, - в первую очередь он видит свои пальчики и ладошки.
Кто-то из ребят замечает, что контур руки, обведённый на листе бумаги, напоминает что-то знакомое. Обычно ассоциации ребёнка разнообразны, в одном и том же контурном рисунке он может увидеть разные предметы. В контуре ладошки можно увидеть птицу, бабочку, рыбу или листок, дерево, ёжика. Добавляя к этому контуру какие-либо детали, можно получить совершенно различные результаты. Безусловно, ведущая роль в этом процессе принадлежит взрослому, который своими наводящими вопросами помогает ребёнку.
Художественная деятельность – ведущий способ эстетического воспитания детей дошкольного возраста, основное средство художественного развития детей с самого раннего возраста. Следовательно, художественная деятельность выступает как содержательное основание эстетического отношения ребёнка, представляет собой систему специфических (художественных) действий, направленных на восприятие, познание и создание художественного образа (эстетического объекта) в целях эстетического освоения мира.
Цель дополнительной модифицированной программы – развитие самостоятельности, инициативы и творческих способностей детей, которые проявляются при выборе темы и приёмов изображения. При этом ребёнок не только творчески обдумывает тему, но и самостоятельно работает над её реализацией в рисунке. Проведение таких занятий даёт возможность судить об интересах детей, о степени развития их творческих способностей и овладения изобразительными умениями и навыками. Предложенные темы послужат творческим толчком для обучения детей рисунку и позволят мне расширить содержание детских работ при добавлении новых деталей в развитии сюжета.
Новизна, актуальность, педагогическая целостность данной дополнительной программы.
Новизна Программы состоит в том, что актуальная проблема формирования у дошкольников эстетического отношения к действительности разработана с генезисом (историй развития) изобразительной деятельности, направленной на интеграцию и гармонизацию отношений с миром в процессе личностного роста ребёнка-дошкольника.
Художественный образ лежит в основе передаваемого детям эстетического опыта и является центральным, связующим понятием в системе эстетического воспитания.
Становление художественного образа у дошкольников происходит на основе практического интереса в развивающей деятельности, например в рисунке.
Занятия по программе «Цветные ладошки» направлены на реализацию базисных задач художественно-творческого развития детей. Развитие восприятия детей, формирование представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, понимание того, что рисунок – это плоскостное изображение объёмных предметов.
Цели и задачи дополнительной образовательной программы
Основная задача эстетического воспитания в дошкольном образовании – это постоянное развитие интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем выше сфера эстетических потребностей.
Цель:
Цель занятий изобразительным искусством – направленное и последовательное воспитание у детей эстетической культуры в целях формирования эстетического отношения к окружающему миру.
Задачи:
- Раскрыть природу изобразительного искусства как результат творческой деятельности человека.
- Формировать эстетическое отношение к изобразительному искусству как отражению жизни во всём её многообразии, к окружающей действительности в целом и к самому себе как части мироздания.
- Развивать эстетическое восприятие как эмоционально-интеллектуальный процесс «эстетического переживания пережитого».
- Знакомить с деятельностью художника (и народного мастера) на всех его уровнях: восприятие – исполнительство – творчество.
- Формировать многоаспектный опыт художественной деятельности на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости.
Отличительные особенности дополнительной образовательной Программы
Занятия адаптированы к специфике и особенностям преподавания в нашем детском саду. Изменения и дополнения в занятия внесены на основе полученных мониторингов, скоростью и возможностями усвоения именно нашими детьми, с учётом их индивидуальных особенностей.
Кружковая работа реализуется в совместной деятельности с детьми. Образовательный процесс строится на принципе интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, носит инновационный характер, так как в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития творчества детей. Деятельность в кружке – это радость творчества, школа художественного вкуса, развитие кругозора, раскрытие творческих способностей и терапевтический эффект.
Интеграция образовательных областей
«Физическое развитие» | Развитие мелкой моторики Воспитание культурно-гигиенических навыков, формирование начальных представлений о здоровом образе жизни |
«Познавательное развитие» | Сенсорное развитие, формирование целостной картины мира, расширение кругозора в сфере изобразительного искусства, творчества, формирование элементарных математических представлений |
«Социально – коммуникативное развитие» | Формирование гендерной, семейной принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу Развитие свободного общения со взрослыми и детьми по поводу процесса и результатов продуктивной деятельности, практическое овладение воспитанниками нормами речи Формирование трудовых умений и навыков, воспитание трудолюбия, воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах продуктивной деятельности |
«Художественно – эстетическое развитие» | Использование музыкальных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства Формирование многоаспектного опыта художественной деятельности на основе освоения «языка искусства» и общей ручной умелости. |
«Речевое развитие» | Использование художественных произведений для обогащения содержания области, развитие детского творчества, приобщение к различным видам искусства, развитие художественного восприятия и эстетического вкуса Обогащение и активизация словаря, совершенствование грамматически правильной речи, развитие связной речи |
Задачи художественно-творческого развития детей 3-4 лет
(вторая младшая группа)
- Развивать восприятие детей, формировать представления о предметах и явлениях окружающей действительности, создавать условия для их активного познания и на этой основе учить детей.
- Отображать свои представления и впечатления об окружающем мире доступными графическими и живописными средствами.
- Сопровождать движения карандаша или кисти словами, игровыми действиями (например: «Дождик чаще кап-кап-кап!», «Бегут ножки по дорожке – топ-топ-топ!»)
- Продолжать учить рисовать карандашами и фломастерами – проводить линии (вертикальные, горизонтальные, волнистые, кривые) и замыкать их в формы (округлые и прямоугольные), создавая тем самым выразительные образы.
- Продолжать знакомить с красками и формировать навыки рисования кистью (аккуратно смачивать и промывать, набирать краску на ворс, вести кисть по ворсу, проводить линии, рисовать и раскрашивать замкнутые формы); учить создавать одно - , двух – и много – цветные образы.
- Учить с помощью взрослого опускать ладошку в краску, прикладывать её к бумаге так, чтобы получился яркий отпечаток. Учить дополнять рисунок деталями из цветной бумаги.
- Переводить детей от рисования – подражания к самостоятельному творчеству.
Ожидаемые результаты:
В ходе прохождения первого курса обучения рисованию, дети знают:
- Что рисовать можно карандашами, фломастерами, красками, пальчиками и ладошкой.
- Как правильно пользоваться средствами изобразительного искусства.
- Основные цвета и некоторые их оттенки.
- Умеют видеть в рисунке (своём и товарища) очертания знакомых предметов.
- Владеют приёмом нанесения краски на ладошку.
- Умеют аккуратно пользоваться красками.
- Радуются не только своим работам, но и работам товарищей, элементарно могут оценить их.
Учебно-тематический план для детей 3-4 лет (вторая младшая группа)
Дата | Вид деятельности | Тема | Кол-во час | Образовательные задачи | Литература |
О К Т Я Б Р Ь | |||||
Рисование предметное | Мой весёлый звонкий мяч | 1 | Рисование круглых двуцветных предметов: создание контурных рисунков, замыкание линии в кольцо и раскрашивание, повторяющее очертания нарисованной фигуры | И.А.Лыкова, 18 | |
Рисование | Яблоко с листочком и червячком | 1 | Рисование предметов, состоящих из 2-3 частей разной формы. Отработка техники рисования гуашевыми красками. Развитие чувства цвета и формы. | И.А.Лыкова, 26 | |
Рисование ватными палочками | Ягодка за ягодкой (на кустиках) | 1 | Создание ритмической композиции. Сочетание изобразительных техник: рисование веточек цветными карандашами и ягодок – ватными палочками | И.А.Лыкова, 30 | |
Н О Я Б Р Ь | |||||
Рисование ватными палочками | Град, град! | 1 | Изображение тучи и града ватными палочками с изменением частоты размещения пятен (пятнышки на туче близко друг к другу, град на небе – более редко, с просветами) | И.А.Лыкова, 48 | |
Рисование декоративное | Светлячок (по мотивам стихотворения Г.Лагздынь) | 1 | Знакомство с явлением контраста. Рисование светлячка (по представлению) на бумаге чёрного или тёмно-синего цвета. Развитие воображения | И.А.Лыкова, 54 | |
Рисование на удлинённых листах бумаги | Сороконожка в магазине | 1 | Рисование сложных по форме изображений на основе волнистых линий. Согласование пропорций фона (листа бумаги) и задуманного образца | И.А.Лыкова, 58 | |
Д Е К А Б Р Ь | |||||
Рисование декоративное | Вьюга - завируха | 1 | Рисование хаотичных узоров в технике «по мокрому». Раскрепощение рисующей руки: свободное проведение кривых линий. Развитие чувства цвета (восприятие и создание разных оттенков синего). Выделение и обозначение голубого оттенка | И.А.Лыкова, 64 | |
Рисование | Серпантин танцует | 1 | Свободное проведение линий разного цвета (красного, синего, жёлтого, зелёного) и различной конфигурации (волнистых, спиралевидных, с петлями и их сочетание). Самостоятельный выбор листа бумаги для фона (формат, размер, величина). Раскрепощение рисующей руки. Развитие чувства цвета и формы | И.А.Лыкова, 70 | |
Рисование | Праздничная ёлочка | 1 | Рисование и украшение пушистой нарядной ёлочки. Освоение формы и цвета как средств образной выразительности. Понимание взаимосвязи формы, величины и пропорций изображаемого предмета | И.А.Лыкова, 72 | |
Я Н В А Р Ь | |||||
Рисование | Колобок покатился по дорожке | 1 | Рисование по сюжету сказки. Создание образа колобка на основе круга или овала, петляющей дорожки – на основе волнистой линии с петлями | И.А.Лыкова, 86 | |
Ф Е В Р А Л Ь | |||||
Рисование по замыслу | В некотором царстве | 1 | Рисование по мотивам сказок. Самостоятельный выбор темы, образов сказочных героев и средств художественно-образной выразительности. Развитие воображения | И.А.Лыкова, 88 | |
Рисование декоративное | Полосатые полотенца для лесных зверушек | 1 | Рисование узоров из прямых и волнистых линий на длинном прямоугольнике. Развитие чувства ритма (чередование в узоре 2-3 цветов или разных линий) | И.А.Лыкова, 62 | |
Рисование ладошкой | Цветы в вазе | 1 | Продолжать учить с помощью взрослого опускать ладошку в краску, прикладывать ладонь к бумаге так, чтобы получился яркий отпечаток. Учить дополнять получившийся отпечаток нужными деталями | Н.В.Дубровская, 5 | |
М А Р Т | |||||
Рисование | Цветок для мамочки | 1 | Подготовка картин в подарок мамам на праздник. Освоение техники рисования тюльпанов в вазе. Самостоятельны выбор цвета красок, формата бумаги | И.А.Лыкова, 106 | |
Рисование с элементами обрывной аппликации | Сосульки - плаксы | 1 | Создание изображений в форме вытянутого треугольника. Сочетание изобразительных техник: обрывная аппликация, рисование красками и карандашами. Воспитание интереса к рисованию | И.А.Лыкова, 110 | |
Рисование | Солнышко, солнышко, раскидай колечки! | 1 | Самостоятельный выбор материалов и средств художественной выразительности для создания образа фольклорного солнышка | И.А.Лыкова, 118 | |
А П Р Е Л Ь | |||||
Рисование и аппликация | Почки и листочки | 1 | Освоение изобразительно-выразительных средств для передачи трансформации образа: рисование ветки с почками и наклеивание листочков | И.А.Лыкова, 124 | |
Рисование | Я флажок держу в руке | 1 | Рисование флажков разной формы (прямоугольных, полукруглых, треугольных). Развитие чувства цвета и формы | И.А.Лыкова, 134 | |
Рисование ладошкой | Зелёные ёлочки | 1 | Продолжать учить опускать ладошку (самостоятельно, при минимальной помощи взрослого); прикладывать ладонь на белый лист бумаги, чтобы получился яркий отпечаток; дополнять отпечаток деталями из цветной бумаги | Н.В.Дубровская, 7 | |
М А Й | |||||
Рисование декоративное | Филимоновские игрушки | 1 | Продолжение знакомства с филимоновской игрушкой. Оформление силуэтов фигурок освоенными декоративными элементами. Проведение тонких прямых линий кисточкой, нанесение цветных пятен приёмом «примакивание» | И.А.Лыкова, 138 | |
Рисование | Цыплята и одуванчики | 1 | Создание композиции на цветном фоне. Рисование цыплят и одуванчиков нетрадиционными способами (пальчиками, ватными палочками, ватными дисками). Создание условий для экспериментирования с художественными материалами. | И.А.Лыкова, 140 | |
Рисование ладошкой | Петушок | 1 | Продолжать учить самостоятельно опускать ладонь в краску (или наносить её кисточкой), прикладывать её, растопырив пальчики, на лист бумаги, чтобы получился яркий отпечаток. Учить дополнять рисунок нужными деталями | Н.В.Дубровская, 7 |
Задачи художественно-творческого развития детей 4-5 лет (средняя группа)
- Учить детей создавать с натуры или по представлению образы и простые сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру и цвет.
- Помогать воспринимать и более точно передавать форму объектов через обрисовывающий жест.
- Учить координировать движения рисующей руки (широкие движения при рисовании на большом пространстве бумажного листа, мелкие – для прорисовывания деталей, ритмичные – для рисования узоров).
- Варьировать формы, создавать многофигурные композиции при помощи цветных линий, мазков, пятен, геометрических форм.
Ожидаемый результат
В ходе прохождения второго курса обучения, дети научатся:
- Изображать предметы и явления, используя умение передавать их выразительно путём создания отчётливых форм, подбора цвета, аккуратного закрашивания, использования разных материалов: карандашей, красок (гуашь), фломастеров, цветных мелков и др.
- Передавать несложный сюжет, объединяя в рисунке несколько предметов, располагая их на листе в соответствии с содержанием сюжета.
- Украшать силуэты игрушек элементами росписи.
Учебно-тематический план для детей 4-5 лет (средняя группа)
Дата | Вид деятельности | Тема | Кол-во час | Образовательные задачи | Литература |
О К Т Я Б Р Ь | |||||
Рисование предметное (педагогическая диагностика) | Любимый овощ | 1 | Учить работать красками; развивать логическое мышление. Выявление уровня развития графических умений | З.А.Ефанова, 36 И.А.Лыкова, 16-18 | |
Рисование модульное (ватными палочками или пальчиками) | Кисть рябинки, гроздь калинки… | 1 | Создание красивых осенних композиций с передачей настроения. Свободное сочетание художественных материалов, инструментов и техник | И.А.Лыкова,46 | |
Н О Я Б Р Ь | |||||
Рисование ладошкой | Деревья | 1 | Учить прикладывать ладошку к листу, растопырив пальцы, обводить её простым карандашом; используя разные линии (прямые, волнистые, закруглённые), дорисовывать ветки деревьев снаружи пальцев (пальцы – стволы) | Н.В.Дубровская, 6 | |
Рисование по образцу - схеме | Паучок и рябиновая ветка | 1 | Учить располагать параллельно детали, соблюдая пропорции |
З.А.Ефанова, 82 | |
Д Е К А Б Р Ь | |||||
Рисование предметное | Машина | 1 | Учить передавать в рисунке специфические особенности строения машины. Закрепить навык равномерного закрашивания | З.А.Ефанова, 97 | |
Рисование с элементами аппликации | Наша ёлочка | 1 | Учить сочетать разные техники изобразительной деятельности | И.А.Лыкова, 74 | |
Я Н В А Р Ь | |||||
Рисование красками по представлению | Снеговики в шапочках и шарфиках | 1 | Рисование нарядных снеговиков в шапочках и шарфиках. Освоение приёмов декоративного оформления комплектов зимней одежды. Развитие глазомера, чувства цвета, формы и пропорции | И.А.Лыкова, 78 З.А.Ефанова, 134 | |
Ф Е В Р А Л Ь | |||||
Рисование с элементами аппликации | Зайка серенький стал беленьким | 1 | Трансформация выразительного образа зайчика: замена летней шубки на зимнюю – наклеивание бумажного силуэта серого цвета и раскрашивание белой гуашевой краской | И.А.Лыкова, 58 | |
Рисование предметное | Петушок | 1 | Учить раскрашивать красками, смешивать краски для получения нужных оттенков | З.А.Ефанова, 166 | |
М А Р Т | |||||
Рисование декоративное с элементами аппликации | Рукавички и котятки | 1 | Изображение и оформление рукавичек по своим ладошкам – правой и левой. Формирование графических умений – обведение кисти руки с удерживанием карандаша на одном расстоянии без отрыва от бумаги. Создание орнамента (узора на рукавичках) | И.А.Лыкова, 64 | |
Рисование декоративное с элементами аппликации | Красивые салфетки | 1 | Рисование узора на салфетках круглой и квадратной формы. Гармоничное сочетание элементов декора по цвету и форме (точки, круги, пятна, линии прямые и волнистые). Понимание зависимости орнамента от формы салфетки | И.А.Лыкова, 110 | |
А П Р Е Л Ь | |||||
Рисование | Бабочка | 1 | Учить передавать в рисунке характерные черты строения насекомых, создавать сюжетную композицию | З.А.Ефанова, 198 | |
Рисование с натуры | Фиалка в горшке | 1 | Учить передавать в рисунке характерные черты строения растений, соблюдать пропорции размеров деталей | З.А.Ефанова, 208 | |
М А Й | |||||
Рисование дидактическое | Радуга – дуга, на давай дождя! | 1 | Самостоятельное и творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами. Создание интереса к изображению радуги. Формирование элементарных представлений по цветоведению (последовательность цветовых дуг в радуге, гармоничные цветосочетания на цветовой модели). Развитие чувства цвета. Воспитание эстетического отношения к природе. | И.А.Лыкова, 136 | |
Рисование | Кузовок с ягодами | 1 | Учить аккуратно обводить контуры предметов и не выходить за контуры при раскрашивании рисунка | З.А.Ефанова, 229 |
Задачи художественно – творческого развития детей 5-6 лет
(старшая группа)
- Совершенствовать технику гуашевыми красками (смешивать краски, чтобы получать новые цвета и оттенки)
- Легко, уверенно пользоваться кистью – умело проводить линии в разных направлениях, в декоративном рисовании создавать элементы узора всем ворсом кисти или концом.
- Учить рисовать акварельными красками.
- Показать возможность цветового решения одного образа с помощью нескольких цветов или их оттенков (разные оттенки жёлтого при изображении осенних листьев, два-три оттенка красного цвета при изображении яблока).
- Познакомить с приёмами рисования простым карандашом, цветными мелками, углём.
Ожидаемый результат
После прохождения третьего курса обучения, дети могут:
- Создавать изображения предметов (с натуры, по представлению); сюжетные изображения.
- Использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы.
- Использовать различные цвета и оттенки для создания выразительных образов.
- Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
Учебно-тематический план для детей 5-6 лет (старшая группа)
Дата | Вид деятельности | Тема | Кол-во час | Образовательные задачи | Литература |
О К Т Я Б Р Ь
| |||||
Рисование декоративное | Лето красное прошло (краски лета) | 1 | Создание беспредметных (абстрактных) композиций; составление летней цветовой палитры | И.А.Лыкова, 26 | |
Рисование с натуры | Осенние листья | 1 | Рисование осенних листьев с натуры, передавая их форму карандашом и колорит – акварельными красками | И.А.Лыкова,50 | |
Рисование декоративное | Нарядные лошадки | 1 | Декоративное оформление силуэтов лошадок по мотивам дымковской игрушки (кругами, пятнами, точками, прямыми линиями и штрихами) | И.А.Лыкова, 62 | |
Рисование декоративное | Ознакомление с приёмами выполнения элементов цветочного узора городецкой росписи | 1 | Развивать интерес к народным промыслам: городецкой росписи | Н.В.Лободина, 71 | |
Н О Я Б Р Ь | |||||
Рисование декоративное по мотивам народной росписи | Золотая Хохлома и золотой лес | 1 | Знакомство детей с «Золотой Хохломой», рисование узоров из растительных элементов (травка, кудрина, ягоды, цветы) по мотивам хохломской росписи | И.А.Лыкова, 66 | |
Рисование декоративное | Городецкий цветок на закладке для книги | 1 | Продолжать знакомить с приёмами городецкой росписи | Н.В.Лободина, 118 | |
Рисование декоративное | Расписные ткани | 1 | Рисование раппопортных узоров по всему пространству листа бумаги; развитие чувства цвета, ритма, формы | И.А.Лыкова, 84 | |
Рисование – эксперименти -рование | Чудесные превращения кляксы (кляксография), часть 1 | 1 | Свободное экспериментирование с разными материалами и инструментами: опредмечивание – «оживление» необычных форм | И.А.Лыкова,80 | |
Д Е К А Б Р Ь | |||||
Рисование декоративное | Волшебные снежинки (краски зимы) | 1 | Построение кругового узора из центра, симметрично располагая элементы на лучевых осях | И.А.Лыкова,94 | |
Рисование с натуры | Еловые веточки (зимний венок) | 1 | Рисование еловой ветки с натуры; создание коллективной композиции «рождественский венок» | И.А.Лыкова,100 | |
Рисование декоративное | Дымковская роспись | 1 | Познакомить с дымковской росписью | Н.В.Лободина,149 | |
Рисование - экспериментирование | Чудесные превращения кляксы (кляксография), часть 2 | 1 | Свободное экспериментирование с разными материалами и инструментами: опредмечивание – «оживление» необычных форм | И.А.Лыкова,80 | |
Я Н В А Р Ь | |||||
Рисование сюжетное с элементами аппликации | Весело качусь я под гору в сугроб… | 1 | Развитие композиционных умений (рисование по всему листу бумаги с передачей пропорциональных и пространственных отношений) | И.А.Лыкова,116 | |
Рисование по замыслу | Весёлый клоун (с передачей мимики и движения) | 1 | Рисование выразительной фигуры человека в контрастном костюме – в движении и с передачей мимики (улыбка, смех) | И.А.Лыкова,120 | |
Ф Е В Р А Л Ь | |||||
Рисование сюжетное | Наша группа (оформление альбома) | 1 | Отражение в рисунке личных впечатлений о жизни в своей группе детского сада; сотворчество и сотрудничество | И.А.Лыкова, 126 | |
Рисование по замыслу | Фантастические цветы | 1 | Рисование фантазийных цветов по мотивам экзотических растений; освоение приёмов видоизменения и декорирования лепестков и венчиков | И.А.Лыкова,132 | |
Декоративное рисование | Золотая Хохлома | 1 | Познакомить детей с новым видом декоративно-прикладного искусства – хохломой, с его историей и истоками, с этапами изготовления хохломских изделий, элементами росписи и цветами; учить рисовать элементы хохломской росписи | Н.В.Лободина, 202 | |
Рисование декоративное | Роспись шаблонов посуды | 1 | Формировать умения изображать элементы хохломской росписи | Н.В.Лободина, 210 | |
М А Р Т | |||||
Рисование - экспериментирование | Солнечный цвет | 1 | Экспериментальное (опытное) освоение цвета; расширение цветовой палитры «солнечных оттенков (жёлтый, золотой, янтарный, медный, огненный, рыжий) | И.А.Лыкова, 154 | |
Рисование в технике «по мокрому» (цветовая растяжка) | Весеннее небо | 1 | Свободное экспериментирование с акварельными красками: рисование неба способом цветовой растяжки «по мокрому» | И.А.Лыкова, 168 | |
Декоративное рисование | Роспись посуды для кукол | 1 | Закреплять умение рисовать гуашевыми красками, готовить на палитре нужные оттенки цвета | Н.В.Лободина, 250 | |
Знакомство с искусством народной росписи | Гжельская роспись | 1 | Выявить особенности гжельской росписи | Н.В.Лободина, 259 | |
А П Р Е Л Ь | |||||
Декоративное рисование | Гжельские узоры | 1 | Закрепить представления детей о гжельской росписи | Н.В.Лободина, 282 | |
Декоративное рисование | Роспись силуэта индюка | 1 | Учить детей расписывать силуэт игрушки по мотивам дымковского орнамента | Н.В.Лободина, 300 | |
Рисование декоративное | Кукла в русском национальном костюме | 1 | Закреплять умение изображать фигуру человека; учить передавать характерные детали костюма | Н.В.Лободина, 310 | |
Рисование предметное | Спасская башня Кремля | 1 | Учить передавать конструкцию башни, форму и пропорции частей; упражнять в создании первичного карандашного наброска | Н.В.Лободина, 313 | |
М А Й | |||||
Рисование на камешках по замыслу | Превращение камешков | 1 | Создание художественных образов на основе природных форм (камешков). Освоение разных приёмов рисования на камешках различной формы | И.А.Лыкова, 190 | |
Рисование - экспериментирование | Зелёный май | 1 | Экспериментальное (опытное) освоение цвета; развитие творческого воображения, чувства цвета и композиции; расширение весенней палитры | И.А.Лыкова, 196 | |
Рисование предметное (дидактическое) | Радуга - дуга | 1 | Самостоятельное творческое отражение представлений о красивых природных явлениях разными изобразительно-выразительными средствами | И.А.Лыкова, 202 | |
Декоративное рисование | Роспись силуэтов гжельской посуды | 1 | Закреплять умение рисовать красками | Н.В.Лободина, 330 |
Задачи художественно-творческого развития детей 6-7 лет
(подготовительная к школе группа)
- Совершенствовать технику рисования гуашевыми и акварельными красками (свободно экспериментировать, смешивая разные краски для получения задуманных цветов и оттенков)
- Продолжать совершенствовать умение передавать в рисунке образы предметов, явлений действительности и литературных произведений
- Способствовать овладению композиционными изменениями, способами и приёмами рисования различными изобразительными материалами
- Продолжать знакомить с изделиями народных промыслов
Ожидаемый результат
После прохождения последнего курса обучения рисованию, дети могут:
- Создавать изображения предметов (по представлению, с натуры); сюжетные изображения (на темы окружающей жизни, явлений природы, литературных произведений); использовать разнообразные композиционные решения, изобразительные материалы
- Использовать различные цвета и их оттенки для создания выразительных образов
- Выполнять узоры по мотивам народного декоративно-прикладного искусства; использовать разнообразные приёмы и элементы для создания узора, подбирать цвета в соответствии с тем или иным видом декоративного искусства
Учебно–тематический план для детей 6 – 7 лет
(подготовительная к школе группа)
Дата | Вид деятельности | Тема | Кол-во час | Образовательные задачи | Литература |
О К Т Я Б Р Ь | |||||
Рисование предметное (педагогическая диагностика) | Картинки на песке | 1 | Выявление уровня развития художественных способностей к изобразительной деятельности | И.А.Лыкова, 18 | |
Рисование сюжетное по замыслу | Весёлые качели | 1 | Отражение в рисунке своих впечатлений о любимых забавах и развлечениях | И.А.Лыкова, 34 | |
Рисование (оформление коллективного альбома) | С чего начинается Родина? | 1 | Создание условий для отражения в рисунке представления о месте своего жительства как своей Родины, - части большой страны – России | И.А.Лыкова, 40 | |
Рисование в технике «по мокрому» (с отражением) | Деревья смотрятся в озеро | 1 | Ознакомление детей с новой техникой рисования двойных (зеркально симметричных) изображений акварельными красками | И.А.Лыкова, 58 | |
Н О Я Б Р Ь | |||||
Рисование декоративное | Элементы хохломской росписи | 1 | Закреплять умение выполнять декоративные узоры хохломской росписи | Н.В.Лободина,88 | |
Рисование по замыслу (оформление коллективного альбома) | Мы едем, едем, едем в далёкие края… | 1 | Отображение в рисунке впечатлений о поездках – рисование несложных сюжетов и пейзажей (по выбору) как вид за окном во время путешествия | И.А.Лыкова,76 | |
Рисование декоративное | По мотивам городецкой росписи | 1 | Учить выделять характерные особенности городецкой росписи , создавать росписи по её мотивам; смешивать цвета красок | Н.В.Лободина, 112 | |
Рисование декоративное | Городецкая роспись | 1 | Продолжать знакомить с городецкой росписью; закреплять технические приёмы рисования гуашью | Н.В.Лободина, 116 | |
Д Е К А Б Р Ь | |||||
Рисование по мотивам литературных произведений | Дремлет лес под сказку сна | 1 | Создание образа зимнего леса по замыслу, самостоятельный выбор способов рисования заснеженных крон деревьев | И.А.Лыкова, 100 | |
Рисование декоративное | Зимние узоры на окнах | 1 | Учить замечать красоту природы и отражать её в рисунках | Н.В.Лободина, 133 И.А.Лыкова, 94 | |
Рисование - фантазия | Подводное царство – волшебная страна | 1 | Закреплять навыки детей в рисовании в технике «по мокрому». Развивать фантазию | Н.В.Лободина, 146 | |
Рисование по представлению | Иней на деревьях | 1 | Учить изображать явления природы, предавать в рисунке строение разнообразных деревьев | Н.В.Лободина, 192 | |
Я Н В А Р Ь | |||||
Рисование сюжетное | Баба – Яга и Леший (лесная небылица) | 1 | Рисование сказочных сюжетов по замыслу: самостоятельный отбор содержания рисунка (эпизода сказки) и способов передачи действий и взаимоотношений героев | И.А.Лыкова, 112 | |
Рисование по мотивам городецкой росписи | Кони - птицы | 1 | Созданий условий для рисования детьми фантазийных коней-птиц по мотивам городецкой росписи. Развитие чувства цвета и композиции | И.А.Лыкова, 118 | |
Рисование - фантазия | Сказочный дворец | 1 | Учить создавать сказочные образы; закреплять умение рисовать основу здания и придумывать украшающие детали | Н.В.Лободина, 196 | |
Ф Е В Р А Л Ь | |||||
Рисование декоративное (по мотивам «гжели») | Пир на весь мир (посуда) | 1 | Рисование (раскрашивание) декоративной посуды (картонные шаблоны) по мотивам «гжели»; составление коллективной композиции | И.А.Лыкова, 130 | |
Рисование - фантазия | Сказочное царство (рисование домиков для сказочных героев) | 1 | Познакомить с архитектурой и дизайном | Н.В.Лободина, 210 | |
Рисование декоративное по мотивам хохломской росписи | Бордюр на полосе | 1 | Учить рисованию волнистой линии, коротких завитков и травинок слитным, плавным движением; упражнять в рисовании тонких плавных линий концом кисти; закреплять умение равномерно чередовать ягоды и листья на полосе | Н.В.Лободина, 204 | |
Знакомство с ахроматическими красками | Белые лилии ночью | 1 | Познакомить с ахроматическими красками (чёрной, белой, серой); показать изменение цвета в зависимости от его насыщения белым или чёрным | Н.В.Лободина, 236 | |
М А Р Т | |||||
Рисование по представлению | Мы с мамой улыбаемся (парный портрет) | 1 | Рисование парного портрета анфас с передачей особенностей внешнего вида, характера и весёлого настроения конкретных людей (себя и мамы) | И.А.Лыкова, 152 | |
Рисование по мотивам литературного произведения | Золотой петушок | 1 | Рисование сказочного петушка по мотивам литературного произведения. Развитие воображения, чувства цвета и композиции | И.А.Лыкова, 166 | |
Беседа о декоративно-прикладном искусстве | Чудо - писанки | 1 | Ознакомление детей с искусством миниатюры на яйце (славянскими писанками). Воспитание интереса к народному декоративно-прикладному искусству | И.А.Лыкова, 168 | |
Рисование на объёмной форме (скорлупе яйца) | Чудо - писанки | 1 | Уточнение представления о композиции и элементах декора славянских писанок. Освоение техники декоративного раппопортного рисования на объёмной форме | И.А.Лыкова, 170 | |
А П Р Е Л Ь | |||||
Рисование акварельными красками | Заря алая разливается | 1 | Рисование восхода солнца (заря алая) акварельными красками. Совершенствование техники рисования «по мокрому» | И.А.Лыкова, 178 | |
Рисование по представлению | Мой любимый сказочный герой | 1 | Учить передавать в рисунке образы сказок и характерные черты полюбившегося персонажа. Закреплять умение рисовать акварельными красками. Развивать образное мышление, воображение | Н.В.Лободина, 282 | |
Рисование декоративное | Композиция с цветами и птицами | 1 | Продолжать знакомить детей с народным декоративно – прикладным искусством; учить создавать декоративную композицию в определённой цветовой гамме (тёплой или холодной); закрепить умение работать всей кистью и концом её, передавать оттенки цвета | Н.В.Лободина, 288 | |
Рисование декоративное | Завиток | 1 | Познакомить с декоративным творчеством разных народов; закреплять умение свободно и легко концом кисти рисовать завитки в разные стороны; совершенствовать разнонаправленные слитные движения руки, зрительный контроль за ними | Н.В.Лободина, 291 | |
М А Й | |||||
Рисование по замыслу | Весенняя гроза | 1 | Отражение в рисунке представлений о стихийных явлениях природы (буря, ураган, гроза) разными средствами художественно – образной выразительности. Знакомство с принципом асимметрии, позволяющей передавать движение | И.А.Лыкова, 182 | |
Рисование с натуры | Цветы в вазе | 1 | Учить передавать характерные особенности весенних цветов: форму и строение цветка, его величину, место на стебле, цвет; закреплять умение рисовать простым карандашом и акварелью | Н.В.Лободина, 320 | |
Рисование по замыслу | Радуга - дуга | 1 | Закрепить названия цветов радуги. Учить рисовать радугу, соблюдая последовательность цветовых полос | Н.В.Лободина,344 | |
Рисование красками | Цвета радуги | 1 | Закреплять умение рисовать по собственному замыслу, самостоятельно продумывать содержание, композицию рисунка, материал для рисования | Н.В.Лободина, 356 |
Список используемой литературы
- Ефанова З.А. Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Средняя группа. – Волгоград: Учитель, 2013
- Ковригина Т.В. Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Вторая младшая группа. – Волгоград: Учитель, 2012
- Лободина Н.В. Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Старшая группа – Волгоград: Учитель, 2012
- Лободина Н.В. Комплексные занятия по программе под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой. Подготовительная к школе группа – Волгоград: Учитель, 2012
- Лыкова И.А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: ИД «Цветной мир», 2011
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа: - М.: «Карапуз», 2010
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа – М.: «Карапуз», 2010
- Лыкова И.А. изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа (художественное образование): учебно-методическое пособие. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2013
- Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду. Подготовительная к школе группа (образовательная область «Художественное творчество»): учебно-методическое пособие. – М.: ИД «Цветной мир», 2012
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная модифицированная Программа художественно-эстетического направления развития «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ» (для детей 3 – 7 лет)
Занятия адаптированы к специфике и особенностям преподавания в детском саду. Изменения и дополнения в занятия внесены на основе полученных мониторингов, скоростью и возможностями усвоения детьми, с уч...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности: «Весёлые ладошки!»
Пояснительная записка...
Модифицированная программа художественно-эстетической направленности по художественному и ручному труду "Ладушки-ладошки".
ldquo;Истоки творческих способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и и...
Дополнительная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности «Цветные ладошки» МБДОУ «Детский сад «Островок»
Паспорт программыМесто реализации: МБДОУ «детский сад «Островок»с.Малокурильское, Южно-Курильский р-он, Сахалинская обл.Название программы: «Цветные ладошки»Тип программы...
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности "Золотой ключик" группы компенсирующей направленности для детей от 2 до 7 лет
Художественно-эстетическая направленность воспитания занимает, пожалуй, одно из центральных мест в структуре воспитательного процесса дошкольного образовательного учреждения и является его приоритетны...
Дополнительная общеразвивающая программа художественно-эстетического направления "Волшебный мир аппликации" группы общеразвивающей направленности детей от 3 до 4 лет.
Развитие ручной умелости у детей через укрепление мелкой моторики пальцев рук и организацию совместного изобразительного творчества детей и взрослых. Расширение программы по изобразительной деятельнос...
Дополнительная образовательная программа художественно – эстетической направленности «Разноцветные ладошки»
Рабочая программа разработана для Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Детский сад №181 г. Уфа Республики БашкортостанДля работы с детьми дошкольного возраста, согласно во...