Рабочая программа курса "Умники и умницы для дошкольников"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Цель: развитие операций мышления, тренировка свойств внимания, аудиальной памяти, формирование положительного отношения к школе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
umniki_doshkolka_vorobyova.doc | 177 КБ |
Предварительный просмотр:
I раздел
Пояснительная записка
Программа курса «Умники и умницы» для дошкольников составлена на основе следующих нормативных документов:
Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 23.07.2013)
-Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования от 17.10.2013 N 1155
- Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Начальная школа (стандарты второго поколения), Москва «Просвещение», 2010г.
- Фундаментального ядра содержания общего образования. ,М. «Просвещение» 2009г.
- Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ гимназии №26 г. Томска.
Важность роли высокоразвитых познавательных процессов в достижении ребенком успеха в жизни признается и психологами и педагогами. Идея целенаправленного и систематического развития детей дошкольного возраста на специализированных занятиях является актуальной, так как она предполагает работу с детьми разного уровня развития и приводит к расширению познавательных возможностей всех детей.
Программа «Азбука психологии для детей старшего дошкольного возраста» явлется модификацией программы О. А. Холодовой «За три месяца до школы»
Модифицированная программа содержит следующие отличия:
- в содержание программы добавлены задания по развитию мелкой моторики руки;
- предложены способы оценивания и формы представления результатов деятельности детей.
Цель программы: развитие операций мышления, тренировка свойств внимания, аудиальной и визуальной памяти, формирование положительного отношения к школе.
Задачи программы:
-формировать положительное отношение к школе;
-развивать познавательные процессы;
-развивать творческие и интеллектуальные способности детей;
-развивать интерес к решению познавательных, творческих задач;
-развивать образное и логическое мышление;
Психика ребенка – это целостный механизм, поэтому все психические процессы тесно связаны между собой, и развитие одного из них непосредственно влияет на все остальные.
Для успешного обучения и развития ребенка в школе одним из основных условий является полноценное развитие в дошкольном детстве.
Актуальность выбора:
В настоящее время развитию познавательных способностей отводится ответственная роль в развитии и становлении активной, самостоятельно мыслящей личности, готовой конструктивно и творчески решать возникающие перед обществом задачи. Поэтому одна из основных задач педагогов состоит в том, чтобы помочь ребенку в полной мере проявлять свои способности, развить творческий потенциал, инициативу, самостоятельность. Успешная реализация этих задач зависит от сформированности познавательных интересов, которые возникают тогда, когда дети имеют возможность включиться в выполнение таких видов заданий, в которых могут достичь успеха и вместе с тем, чувствуют необходимость преодоления определенных препятствий при достижении цели.
Для реализации программы используются следующие формы, методы и технологии обучения:
Формы реализации программы:
-фронтальная;
-парная;
-групповая;
-индивидуальная.
Методы реализации программы:
-практический;
-объяснительно – иллюстративный;
-частично – поисковый;
-наблюдение.
Используемые педагогические технологии:
-технология развивающего обучения
-технология игрового обучения;
- ИКТ- технологии
-здоровьесберегающие технологии.
Формы контроля знаний
Динамика развития познавательных способностей оценивается в конце учебного года при сопоставлении результатов выполнения заданий 1, 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9 на занятиях № 1 и № 36. Эти результаты заносятся в таблицу в начале и конце учебного года.
№ п/п | Внимание | Вообра-жение | Восприятие | Память | Мыш-ление | |||||
Кол-во букв за 1 мин. | Количество рисунков | Количество | Есть точка 5. | Количество рисунков | Лицо | |||||
рисунков, изображённых | линий | |||||||||
правильно | неправильно | точно | соотв. цветом | толстых | на карандаше | |||||
1 | ||||||||||
2 |
Занятия могут проводиться как с целым классом, так и класс может быть разделен на подгруппы в зависимости от уровня развития детей.
Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей ребят.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
- поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
- результаты выполнения заданий, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
- косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Контроль и оценка планируемых результатов
Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:
-стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся по методикам Холодовой О., Криволаповой Н.А. (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);
-итоговый контроль в формах:
-тестирование;
-творческие работы учащихся;
-контрольные задания
-самооценка и самоконтроль определение ребенком границ своего «знания — незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
- содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает сравнения его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.
Для оценки эффективности занятий можно использовать следующие показатели:
- степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
Также показателем эффективности занятий по курсу являются данные, которые учитель на протяжении года занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
Программа «Умники и умницы» для дошкольников рассчитана на 2 часа в неделю, 66 часов в год. Срок реализации программы - 1 год.
Раздел II
Общая характеристика курса
Предлагаемая программа направлена на развитие познавательных способностей.
Особенности организации учебного процесса.
Материал каждого занятия рассчитан на 30 минут. Программа предусматривает, что развитие познавательных процессов будет проходить в игровой деятельности. Ребенку предлагаются задания неучебного характера, поэтому серьезная работа принимает форму игровой деятельности, что очень привлекает дошкольника. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания. Все это создает благоприятные условия для формирования у дошкольников положительной мотивации к школе.
В игре происходит формирование восприятия, мышления, памяти, речи – тех фундаментальных психических процессов, без достаточного развития которых нельзя говорить о воспитании гармоничной личности. Именно в игре формируются основные новообразования, подготавливающие переход дошкольника к следующему возрастному этапу. Велико значение игры в развитии мотивационной сферы ребенка в формировании социальной готовности ребенка к школе. В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам слова. Важной основой мыслительной деятельности ребенка является наблюдение. При этом мыслительная деятельность выражается, прежде всего, в сравнении и сопоставлении. Игры и игровые упражнения, включенные в определенную систему образовательной работы с детьми, способствуют развитию внимания, памяти, воображения, творческих проявлений, самостоятельности, личностной независимости.
Программа предусматривает развитие мышления у дошкольников в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение сравнивать, обобщать, анализировать, синтезировать, классифицировать, выделять главное, доказывать, опровергать.
Для овладения операцией сравнения ребенок должен научиться видеть сходное в разном и разное в сходном. Успешное сравнение предметов и явлений возможно тогда, когда оно целенаправленно, т. е. происходит с определенной точки зрения, ради ответа на какой-то вопрос. Оно может быть направлено или на установление сходства предметов, или на установление различия, или на то и другое одновременно. Для овладения этих навыков можно использовать упражнения «Третий лишний», «Четвертый лишний»
Анализ и синтез — важнейшие мыслительные операции, в единстве они дают полное и всестороннее знание действительности. Анализ дает знание отдельных элементов, а синтез, опираясь на результаты анализа, объединяя эти элементы, обеспечивает знание объекта в целом. В процессе работы у дошкольника возникает необходимость не только проанализировать какой-либо предмет или явление, но и выделить для более углубленного изучения существенные признаки предмета. Овладев операцией абстракции, дошкольник легко овладевает операцией обобщения — мысленного объединения предметов и явлений в группы по тем общим и существенным признакам.
Овладев логическими операциями, ребенок станет более последовательно выполнять действия, давать более развернутые и логически законченные ответы.
Развитие памяти в дошкольном возрасте характеризуется постепенным переходом от непроизвольного и непосредственного к произвольному и опосредованному запоминанию и припоминанию.
Совершенствование произвольной памяти у дошкольников тесно связано с постановкой перед ним специальных мнемических задач на запоминание, сохранение и воспроизведение материала, а также с применением в процессах запоминания и воспроизведения материала мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления смысловых связей. Можно сказать, что улучшение памяти ребенка происходит одновременно с совершенствованием его умственной деятельности. Одним из эффективных упражнений является «Пропавшая игрушка», которое позволяет развивать память и внимание одновременно.
В организации процесса познания в старшем дошкольном возрасте особое внимание направлено на выяснение того, насколько активен ребенок в восприятии учебной задачи, организации учебных действий, направленных на решение, овладение элементами самоконтроля и самооценки.
Данная программа предусматривает интегративные задания, которые помогают снять напряжение, создают положительный эмоциональный фон, интерес, желание учиться. Осознание своих успехов способствует раскрытию психологических возможностей ребенка. Кроме того, во все занятия включены кинезиологические упражнения, которые направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий мозга, что позволяет развивать способности человека: память, внимание, мышление, речь, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В занятия включена коррегирующая гимнастика для глаз. Выполнение этой гимнастики поможет как повышению остроты зрения, так и снятию зрительного утомления и достижению состояния зрительного комфорта.
На занятиях используется пособие О. Холодовой «Юным умникам и умницам» «За три месяца до школы». Данный курс состоит из системы тренировочных упражнений, специальных заданий, дидактических и развивающих игр. На занятиях применяются занимательные и доступные для понимания задания и упражнения, задачи, вопросы, загадки, игры, ребусы, кроссворды и т.д., что привлекательно для младших школьников.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью. Пособие представляет собой сборник заданий для работы с детьми дошкольного возраста.
В пособие включено задание «Отвечайка», основной задачей которого является создание у дошкольников определенного положительного эмоционального фона, включение в работу. Поэтому вопросы легкие, способные вызвать интерес и рассчитанные на сообразительность, быстроту реакции. Но, в то же время, данные упражнения подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности и расширяют кругозор.
Задания «Выполняйка» помогут оценить уровень развития внимания, памяти, понять, насколько у ребенка развита логика, абстрактное мышление, определить уровень лексического запаса ребенка. Включены логически-поисковые задания, обучающие детей: наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строить простейшие предположения, проверять их, делать выводы.
Задания «Нарисуйка» нацелены на развитие моторики, а также на умение воспринимать материал на слух, отражать услышанное графически, определяет готовность ребенка писать под диктовку. Программа предполагает использование на каждом занятии упражнений для развития мелкой моторики руки, что стимулирует развитие интеллектуальных способностей. На занятиях практикуется методика «Графический диктант». Ее результаты скажутся на умении точно воспринимать инструкцию учителя, логически мыслить, красиво и аккуратно писать. В процессе работы с графическими диктантами формируются внимание, глазомер, зрительная память ребенка, аккуратность, фантазия. Графические диктанты – это способ развития речи, так как параллельно ребята отгадывают загадки, читают и заучивают стихотворения, песенки, потешки. Данное задание развивает при этом мелкую моторику кисти. Эту же задачу выполняет и штриховка фигур, которая еще и подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании.
Все пояснения к заданиям, даваемые учителем, постепенно сокращаются с одновременным повышением доли участия детей в поиске решения предложенного задания.
На занятиях создаются условия для сосредоточения детей, увлечения их логическими играми, успешного освоения их, что стимулирует познавательную активность.
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: задания повторяются;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Раздел III
Реализация программы способствует формированию у учащихся следующих предпосылок универсальных учебных действий:
Личностными результатами изучения программы «Умники и умницы» является формирование следующих умений:
ребенок научится:
-определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве.
-в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.
Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих предпосылок универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД
ребенок научится:
- с помощью учителя определять и формулировать цель деятельности;
-проговаривать последовательность действий;
- высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради;
- работать по предложенному учителем плану;
- отличать, верно выполненное задание от неверного;
- совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.
Познавательные УУД:
ребенок научится:
-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
-с помощью учителя делать предварительный отбор необходимой информации: ориентироваться в тетради;
-добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя;
-перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы;
-перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, плоские геометрические фигуры.
Коммуникативные УУД
ребенок научится:
-доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста);
-слушать и понимать речь других;
- пересказывать текст;
-совместно договариваться о правилах общения и поведения в группе, в паре и следовать им;
-учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Ожидаемые результаты
К концу учебного года ребенок должен знать и уметь:
- времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года);
- часть суток (последовательность, основные признаки каждого времени суток);
- домашних животных, их детенышей, повадки;
- диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их детенышей, повадки;
- зимующих и перелетных птиц;
- транспорт наземный, подземный, водный, подводный, воздушный;
- различать одежду, обувь, головные уборы;
- различать овощи, фрукты, ягоды;
- свободно ориентироваться на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ);
- различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал;
- свободно считать от1 до 10 и обратно;
- выполнять счетные операции в пределах 10 (+, - 1, 2);
- различать гласные и согласные звуки;
- разделять слова на слоги с помощью хлопков, шагов и так далее;
- определять количество и последовательность звуков в односложных словах;
- знать и уметь рассказывать русские народные сказки;
- знать наизусть стихи для детей;
- уметь полно и последовательно пересказать прослушанный рассказ;
- уметь составить свой рассказ по картинке, по серии картинок;
- владеть карандашом: без линейке проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов;
- хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, вырезать по контуру предметы);
-уметь выполнять задание по образцу;
- уметь внимательно, не отвлекаясь слушать (20 – 30 минут);
- запоминать и называть 6-10 предметов, картинок, слов;
- сохранять хорошую осанку в положении сидя.
Раздел III
Содержание программы
№ раздела | Наименование раздела и количество часов | Содержание |
1 | Развитие внимания 17 часов | Развитие избирательности внимания. Развитие концентрации внимания. Развитие произвольности. Развитие устойчивости внимания. Развитие переключаемости внимания.
Выполнение тренировочных упражнений. Письмо графических диктантов. Выполнение корректурной пробы. Игра «Шифровальщик» |
2 | Развитие памяти 16 часов | Развитие аудиальной памяти. Развитие визуальной памяти. Развитие способности к визуализации. Развитие асоциальной памяти. Развитие смысловой памяти. Тренировки зрительной и слуховой памяти. Упражнение «Осознание словесного материала» Выполнение тренировочных упражнений. Выполнение пиктограмм. Нахождение отличий. |
3 | Развитие воображение 16 часов | Развитие воссоздающего воображения. Развитие творческого воображения. Задачи на установление пространственных отношений. Ориентация во времени и на листе бумаги. Игры «Незаконченный рисунок», «Угадай, кто я?», «Дополни изображение», «Укрась слово», «Нарисуй что – нибудь» и т. д. |
4 | Развитие мышления 17 часов | Развитие операций мышления. Развитие операции сравнения. Развитие операции обобщения. Развитие операции анализа и синтеза. Нахождение закономерности. Развитие логического мышления. Умозаключение. Обучение логическому приему смысловые соотнесения. Логический прием – ограничение. Логический прием смысловые соотнесения. Подведение под понятие. Аналогии. Решение комбинаторных задач. Логичные ассоциации. Нелогичные ассоциации. Алгоритм, как цепочка выполнения действий. Логические действия и операции «не», «и», «или». Понятие об отрицании некоторого свойства и о логической операции, обозначаемой союзом «и». Кодирование информации о свойствах объектов Выполнение тренировочных упражнений. Нахождение лишнего предмета. Упражнение «Расставь предметы». Расшифровка анаграмм. Загадки |
Раздел IV
Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Характеристика деятельности обучающихся |
Развитие внимания 17 ч | ||
1 | Вводное занятие. | Активизировать словарь по теме «Школа». |
2 | Тренировка произвольного внимания | Учатся проходить лабиринт не выходя за контуры линии, не пропуская петель. Оценивать количественную характеристику видоизменяющейся конструкции. |
3 | Тренировка произвольного внимания | Отрабатывают умения проходить лабиринт не выходя за контуры линии, не пропуская петель. Оценивать количественную характеристику видоизменяющейся конструкции. |
4 | Развитие избирательности внимания. | Учатся сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам. Выполняют упражнения способствующие развитию умения оценивать количественную характеристику видоизменяющейся конструкции. Учатся сравнивать предметы по цвету, выделять общие и отличительные признаки, формулировать выводы на основании сравнения. |
5 | Развитие избирательности внимания. | Отрабатывают умения сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам. Выполняют упражнения способствующие развитию умения оценивать количественную характеристику видоизменяющейся конструкции. Учатся сравнивать предметы по цвету, выделять общие и отличительные признаки, формулировать выводы на основании сравнения. |
6 | Тренировка произвольного внимания | Учатся распределять и выполнять различные функции, взаимно контролировать действие в игре, выделять общие и отличительные признаки группы предметов. Придумывают новые правила. |
7 | Тренировка произвольного внимания | Отрабатывают умения распределять и выполнять различные функции, взаимно контролировать действие в игре, выделять общие и отличительные признаки группы предметов. Придумывают новые правила. |
8 | Развитие концентрации внимания. | Учатся заканчивать узор по образцу. Находить отличия по картинкам. Находить замаскированные изображения. |
9 | Развитие концентрации внимания. | Отрабатывают умения заканчивать узор по образцу. Находить отличия по картинкам. Находить замаскированные изображения. |
10 | Развитие произвольности. | Осваивают умения подчинять свои действия требованиям «надо», пользоваться общепринятыми правилами игры, подчиняться им. Решают задачи на установление временных отношений. |
11 | Развитие произвольности. | Отрабатывают умения подчинять свои действия требованиям «надо», пользоваться общепринятыми правилами игры, подчиняться им. Решают задачи на установление временных отношений. |
12 | Развитие устойчивости внимания. | Учатся находить и вычеркивать определенные буквы среди множества букв, прослеживать перепутанные линии, находить отличия по картинкам, находить замаскированные изображения. |
13 | Развитие устойчивости внимания. | Отрабатывают умени находить и вычеркивать определенные буквы среди множества букв, прослеживать перепутанные линии, находить отличия по картинкам, находить замаскированные изображения. |
14 | Развитие переключаемости внимания. | Развивают умения переключать внимание от одного вида деятельности к другому. Учатся вычеркивать быстро и правильно одну букву, обводить другую, а все остальные пропускать. |
15 | Развитие переключаемости внимания. | Отрабатывают умения переключать внимание от одного вида деятельности к другому. Выполняют задания на внимание: вычеркивают быстро и правильно одну букву, обводят другую, а все остальные пропускают. |
16 | Выполнение корректурной пробы | Учатся находить и вычеркивать определенные буквы, символы, начиная с одного элемента, постепенно увеличивая количество букв, символов. |
17 | Выполнение корректурной пробы | Отрабатывают умения находить и вычеркивать определенные буквы, символы, начиная с одного элемента, постепенно увеличивая количество букв, символов. |
Развитие памяти 16 ч | ||
18 | Развитие аудиальной памяти. | Учатся воспроизводить основные моменты занятия, прослушанного рассказа. Воспроизводить небольшие стихотворения, произведения устного народного творчества: считалки, небылицы, заклички. |
19 | Развитие аудиальной памяти. | Учатся воспроизводить основные моменты занятия, прослушанного рассказа. Воспроизводить небольшие стихотворения, произведения устного народного творчества: считалки, небылицы, заклички. |
20 | Развитие аудиальной памяти. | Отрабатывают умения воспроизводить основные моменты занятия, прослушанного рассказа. Воспроизводить небольшие стихотворения, произведения устного народного творчества: считалки, небылицы, заклички. |
21 | Развитие визуальной памяти. | Учатся сохранять и воспроизводить зрительные образы. Воспроизводить увиденные рисунки, детали рисунков. |
22 | Развитие визуальной памяти. | Учатся сохранять и воспроизводить зрительные образы. Воспроизводить увиденные рисунки, детали рисунков. |
23 | Развитие визуальной памяти. | Отрабатывают умения сохранять и воспроизводить зрительные образы. Воспроизводить увиденные рисунки, детали рисунков. |
24 | Развитие способности к визуализации | Учатся сохранять и воспроизводить зрительные образы. Воспроизводить увиденные рисунки, детали рисунков. |
25 | Развитие способности к визуализации | Учатся сохранять и воспроизводить зрительные образы. Воспроизводить увиденные рисунки, детали рисунков. |
26 | Развитие способности к визуализации | Отрабатывают умения сохранять и воспроизводить зрительные образы. Воспроизводить увиденные рисунки, детали рисунков. |
27 | Развитие асоциальной памяти. | Учатся запоминать слова, подключая ассоциативный ряд. |
28 | Развитие асоциальной памяти. | Учатся запоминать , подключая ассоциативный ряд. |
29 | Развитие асоциальной памяти. | Отрабатывают умения запоминать слова, подключая ассоциативный ряд. |
30 | Развитие асоциальной памяти. | Отрабатывают умения запоминать слова, подключая ассоциативный ряд. |
31 | Развитие смысловой памяти. | Учатся запоминать, воспроизводить мысли, понятия, умозаключения, применять мнемотехнические (то есть не связанные с содержанием запоминаемого) приемы. |
32 | Развитие смысловой памяти. | Учатся запоминать, воспроизводить мысли, понятия, умозаключения, применять мнемотехнические (то есть не связанные с содержанием запоминаемого) приемы. |
33 | Развитие смысловой памяти. | Отрабатывают умения запоминать, воспроизводить мысли, понятия, умозаключения. Применять мнемотехнические (то есть не связанные с содержанием запоминаемого) приемы. |
Развитие воображение 16ч | ||
34 | Развитие воссоздающего воображения. | Учатся передавать своё эмоциональное состояние в мимике, жестах, движениях, воспроизводить мысленно образ себе подобного через собственное видение человека. |
35 | Развитие воссоздающего воображения. | Учатся передавать своё эмоциональное состояние в мимике, жестах, движениях, воспроизводить мысленно образ себе подобного через собственное видение человека. |
36 | Развитие воссоздающего воображения. | Учатся передавать своё эмоциональное состояние в мимике, жестах, движениях, воспроизводить мысленно образ себе подобного через собственное видение человека. |
37 | Развитие воссоздающего воображения. | Учатся передавать своё эмоциональное состояние в мимике, жестах, движениях, воспроизводить мысленно образ себе подобного через собственное видение человека. |
38 | Развитие воссоздающего воображения. | Отрабатывают умения воспроизводить поведение животных, соотносить координацию речи и движений. Учатся воспроизводить мысленно образ себе подобного через собственное видение человека. |
39 | Развитие воссоздающего воображения. | Отрабатывают умения воспроизводить поведение животных, соотносить координацию речи и движений. Учатся воспроизводить мысленно образ себе подобного через собственное видение человека. |
40 | Развитие воссоздающего воображения. | Отрабатывают умения воспроизводить поведение животных, соотносить координацию речи и движений. Учатся воспроизводить мысленно образ себе подобного через собственное видение человека. |
41 | Развитие воссоздающего воображения. | Отрабатывают умения воспроизводить поведение животных, соотносить координацию речи и движений. Учатся воспроизводить мысленно образ себе подобного через собственное видение человека. |
42 | Развитие воссоздающего воображения. | Отрабатывают умения воспроизводить поведение животных, соотносить координацию речи и движений. Учатся воспроизводить мысленно образ себе подобного через собственное видение человека.. |
43 | Развитие творческого воображения. | Учатся рассказывать выразительно и эмоционально собственное произведение, создавать рисунки и рассказы на основе обведенных ладошек. |
44 | Развитие творческого воображения. | Учатся создавать рассказы, сказки на основе сюжетных картинок. Рассказывать выразительно и эмоционально собственное произведение. |
45 | Развитие творческого воображения. | Учатся создавать рассказы, сказки на основе сюжетных картинок. Овладевать умениями мимической, пантомимической, речевой выразительности. |
46 | Задачи на установление пространственных отношений. | Учатся ориентироваться в пространстве, решать простые задачи на установление пространственных отношений. |
47 | Задачи на установление пространственных отношений. | Учатся ориентироваться в пространстве, решать простые задачи на установление пространственных отношений. |
48 | Задачи на установление пространственных отношений. | Учатся ориентироваться в пространстве, решать простые задачи на установление пространственных отношений.. |
49 | Развитие творческого воображения. | Учатся создавать рассказы, сказки на основе сюжетных картинок. Овладевают умениями мимической, пантомимической, речевой выразительности. |
Развитие мышления 17 ч | ||
50 | Развитие операций мышления. | Учатся находить признаки сходства и различия предметов, выделять закономерности. Учатся сравнивать ряды и столбики таблицы с целью поиска недостающей фигуры, рисунка, классифицировать объекты. |
51 | Развитие операций мышления. | Учатся находить признаки сходства и различия предметов, выделять закономерности. Учатся сравнивать ряды и столбики таблицы с целью поиска недостающей фигуры, рисунка, классифицировать объекты. |
52 | Развитие операций мышления. | Учатся сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам, рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения, выделять одни признаки объекта (или группы объектов) и абстрагироваться от других, формулировать выводы на основании сравнения. |
53 | Развитие операций мышления. | Учатся сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам, рассматривать один и тот же объект с разных точек зрения, выделять одни признаки объекта (или группы объектов) и абстрагироваться от других, формулировать выводы на основании сравнения. |
54 | Развитие операции анализа и синтеза. | Учатся выделять свойства объекта, объекта из группы, соединять различные элементы (признаки, свойства) в единое целое. |
55 | Развитие операции анализа и синтеза. | Учатся выделять свойства объекта, объекта из группы, соединять различные элементы (признаки, свойства) в единое целое. |
56 | Развитие операции анализа и синтеза. | Отрабатывают умения выделять свойства объекта, объекта из группы, соединять различные элементы (признаки, свойства) в единое целое. |
57 | Развитие операции анализа и синтеза. | Отрабатывают умения выделять свойства объекта, объекта из группы, соединять различные элементы (признаки, свойства) в единое целое. |
58 | Нахождение закономерности. Умозаключение. | Учатся анализировать простые закономерности. |
59 | Нахождение закономерности. Умозаключение. | Учатся анализировать простые закономерности. |
60 | Нахождение закономерности. Умозаключение. | Учатся анализировать простые закономерности. |
61 | Развитие операции анализа и синтеза. | Отрабатывают умения выделять свойства объекта, объекта из группы, соединять различные элементы (признаки, свойства) в единое целое. |
62 | Развитие операции анализа и синтеза. | Отрабатывают умения выделять свойства объекта, объекта из группы, соединять различные элементы (признаки, свойства) в единое целое. |
63 | Развитие логического мышления. | Учатся расшифровывать слова, объединенных общим признаком, находить среди расшифрованных слов одно «лишнее». |
64 | Развитие логического мышления. Анаграммы. | Учатся расшифровывать слова, объединенных общим признаком, находить среди расшифрованных слов одно «лишнее». |
65 | Развитие логического мышления. | Учатся мыслить через действие с помощью манипулирования предметом, рассуждать с помощью понятий, слов. |
66 | Развитие логического мышления. | Учатся мыслить через действие с помощью манипулирования предметом, рассуждать с помощью понятий, слов. |
Раздел VI
Учебно-методическое обеспечение:
-Юным умникам и умницам: «За три месяца до школы», рабочие тетрадь / О. Холодова. – 5-е изд., перераб. – М.: Росткнига, 2014г. ;
-Электронное учебное пособие «Юным умникам и умницам»;
-Иллюстративный материал;
-Дидактический материал к урокам;
-Методические рекомендации к проведению отдельных тем и уроков.
-Типовые задачи по формированию универсальных учебных действий. Работа с информацией. 1, 2, 3, 4 класс./ Т.П.Хиленко. – М.: Просвещение, 2012г.
Раздел VII
Материально-техническое обеспечение:
-Наборы картинок в соответствии с тематикой (в том числе и в цифровой форме);
-Словари;
-Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях;
-Компьютерные и информационно-коммуникативные средства;
-Технические средства обучения;
-Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц;
-Персональный компьютер;
-Мультимедийный проектор;
-Мультимедийные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения
-Магнитная доска;
Раздел VIII
Справочный блок программы
Список использованной литературы
Анискевич С.С., Кем вырастут дети? – Минск:Нар. Асвета, 1994;
Волина В., Праздник числа. Занимательная математика. –М., 1996;
Ершова А.П.. Игры театра на уроках в школе. –М., 1990;
Цукерман Г.А., Поливанова К. Н.. Введение в школьную жизнь. –М., Новая школа.
«Детство» — программа развития и воспитания детей в детских садах. Санкт – Петербург, «Детство – пресс», 2003г;
«Давайте поиграем» — математические игры для детей. Под редакцией Столяра А.А. Москва, 1991г;
«Математика до школы» — пособие для воспитателей. Санкт – Петербург, Детство – пресс, 1992г;
Михайлова З.А., Э.Н. Иоффе, «Математика от трёх до шести» — программа, «Детство – пресс», 1992г;
Михайлова З.А. «Игровые задачи для дошкольников»;
Никитин Б.П. «Ступеньки творчества или развивающие игры»;
Носова Е.А., Р.Л. Непомнящая, «Логика и математика для дошкольников» — пособие, Санкт – Петербург, «Детство – пресс»,2002г;
Пиаже Ж. «Как дети образуют математические понятия» — вопросы психологии, №4, 1996г;
Пиаже Ж. «Избранные психологические труды. Психология интеллекта. Генезис числа у ребёнка», Москва, 1969г;
Ткаченко Т.А. «Упражнения для развития словесно – логического мышления»;
Тихомирова Л.Ф. «Упражнения на каждый день». Ярославль, А.Р., 2000г;
Тихомирова Л.Ф.. «Логика». Ярославль, А.Р., 2000г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа дополнительного образования "Аэробика для дошкольников"
Аэробика для дошкольников...
Рабочая программа по художественно-эстетическому развитию дошкольников «Умелые руки»
Программа называется «Умелые руки». В названии заключена ее направленность. Познавая красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чув...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по физической культуре для дошкольников 3-4 лет
Рабочая программа по физической культуре второй младшей группы МБДОУ «Детский сад №10 города Красноармейска Саратовской области» (далее - Программа) раз...
рабочая программа «Основы безопасности и жизнедеятельности дошкольников»
Программа направлена на стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, пр...
Рабочая программа "Коррекция нарушений речи у дошкольников в условиях логопедического пункта ДОУ"
Рабочая программа учителя-логопеда логопедического пункта ДОУ...
Рабочая программа. "Формирование элементарных экологических представлений дошкольников"
Данная программа разработана для детей старшего дошкольного возраста и составлена в соответствии с требованиями ФГОС. В программе содержится описание необходимости формирования начал экологической кул...
Рабочая программа по подготовке к обучению дошкольников грамоте «УМНЫЕ ЗВУКИ» подготовительной группы «Капельки», как приложение к основной рабочей Программе.
Эта рабочая Программа, разработана как приложение к основной рабочей Программе подготовительной группы нашего ДОУ и содержит календарно - тематический план, и план образовательной деятельности по подг...