Рабочая программа. "Формирование элементарных экологических представлений дошкольников"
рабочая программа по окружающему миру (старшая группа) на тему
Данная программа разработана для детей старшего дошкольного возраста и составлена в соответствии с требованиями ФГОС. В программе содержится описание необходимости формирования начал экологической культуры, а так же перспективный план НОД для детей старшей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
рабочая программа | 52.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5
комбинированного вида 2 категории
города Алейска Алтайского края.
Рабочая программа
«Формирование элементарных экологических
представлений дошкольников»
старший дошкольный возраст.
Разработчик:
Мунтянова
Елена Валерьевна
воспитатель первой
квалификационной категории
г. Алейск
2014 г.
Содержание: стр.
1.Целевой раздел. 3
1.1. Введение. 3
1.2. Пояснительная записка. 4
1.3. Цель и задачи рабочей программы. 5
1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса. 6
1.5. Психолого – педагогическая характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста. 6
1.6. Планируемые результаты освоения программы. 7
2. Содержательный раздел. 8
2.1. Цель и задачи образовательной деятельности. 8
2.2. Методы и формы работы с детьми. 9
2.3. Комплексно – тематическое планирование работы с детьми. 10
3. Организационный раздел. 16
3.1. Материально – техническое обеспечение программы. 16
3.2. Методическое обеспечение программы. 16
1.Целевой раздел.
1.1.Введение.
В настоящее время человечество стоит перед лицом экологической катастрофы. Причиной нарушения экологического равновесия послужило потребительское отношение людей к окружающей природе, их экологическая неграмотность.
Сегодня экология – не только наука о взаимоотношениях живых организмов друг с другом и с окружающей средой, это – мировоззрение. Человек – часть природы: он не может жить вне ее, не может нарушать законы, по которым существует окружающий его мир. Только научившись жить в полном согласии с природой, мы сможем лучше понять ее тайны, сохранить самое удивительное творение природы – жизнь на земле. Всё это побуждает к более интенсивному поиску способов осмысления ценностей природы, средств развития экологического мышления у населения планеты.
«Нужно, чтобы ребенок, начиная с раннего возраста, привык оценивать свои поступки не только по непосредственному эффекту, но и по их последствиям, т.е. оценивать настоящее в свете будущего. Только при таком воспитании подрастающего поколения… будущее человечества окажется в серьезных руках», – писал профессор М.М. Камшилов.
В наше время люди ежедневно сталкиваются с самыми разнообразными экологическими проблемами. Для того чтобы избежать неблагоприятного влияния на окружающую среду, чтобы не делать экологических ошибок, не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни, современный человек должен обладать хотя бы элементарными экологическими знаниями.
Опыт показывает, что взрослого человека, уже с сформированными взглядами, трудно переубедить и перевоспитать. Поколение, воспитанное на лозунгах «победить природу, взять у неё все богатства», с трудом перестраиваются на новый тип взаимоотношений «человек – природа», осознаёт самоценность природы, как таковой. Сформировать человека с новым экологическим мышлением можно, только закладывая основы знаний с раннего детства. Поэтому крайне важным звеном системы непрерывного экологического воспитания и образования детей является работа с дошкольниками.
Формирование начал экологической культуры строится на элементарных знаниях экологического характера.
Экологические знания – это сведения о взаимосвязи конкретных растений и животных со средой обитания, об их приспособленности к ней. Эти знания помогают ребёнку осмыслить, что рядом с ним находятся живые существа, к которым относится и человек, т.е. он сам. Человеку тоже нужны хорошие условия, чтобы он себя нормально чувствовал, был здоров. К знаниям экологического характера относятся и элементарные сведения об использовании людьми природных богатств, об охране природы.
Знания – не самоцель в экологическом воспитании, но они необходимое условие выработки такого отношения к окружающему миру, которое носит эмоционально-действенный характер и выражается в форме познавательного интереса, гуманистических и эстетических переживаний, практической готовности созидать вокруг себя, бережно обращаться с вещами не только потому, что это чей-то труд, но и потому что затрачены материалы, взятые из природы.
Необходимо помнить о том, что зачастую небрежное, а порой и жестокое отношение детей к природе объясняется отсутствием у них необходимых знаний.
Дети, которые ощущают природу: дыхание растений, ароматы цветов, шелест трав, пения птиц, уже не смогут уничтожить эту красоту. Наоборот, у них появляется потребность помогать жить этим творением, любить их, общаться с ними. Установление гармонических отношений с живой и неживой природой, развивает органы чувств, которые являются посредниками между окружающей средой и мозгом, трансформаторами и ретрансляторами энергий природы в тело ребенка.
1.2. Пояснительная записка.
Данная рабочая программа направлена на формирование экологической культуры дошкольников, на расширение знаний о неживой природе, на обучение детей понимать причинно-следственные связи в окружающем мире.
В данной рабочей программе представлено описание системы работы по формированию элементарных экологических представлений у детей 5-6 лет, которая разработана в соответствии:
- с ФГОС к структуре основной образовательной программы дошкольного образования;
- на основе основной образовательной программы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада №5 г.Алейска.
Данная рабочая программа составлена на основе Программы воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой и «Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ детский сад №5 г. Алейска».
В рабочей программе используются следующие парциальные программы:
- О. А. Соломенникова «Экологическое воспитание детей дошкольного возраста»- программа и методические рекомендации;
- Н. А. Рыжова «Наш дом-природа» - программа и методические рекомендации;
- С. Н. Николаева «Юный эколог» - программа и методические рекомендации;
Данная программа разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
- Конституция РФ, ст. 43, 72.
- Конвенция о правах ребенка (1989 г.).
- Закон РФ «Об образовании» №273 от 29.12.2012
- Национальная стратегия действий в интересах детей на 2012 – 2017г.г.
- СанПиН 2.4.1.3049-13
- Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ детский сад №5 г. Алейска.
- ФГОС ДО
1.3. Цель и задачи рабочей программы.
Ведущая цель программы: Становление у детей научно-познавательного, эмоционально – нравственного отношения к окружающей среде, экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Программа реализует следующие задачи:
Обучающие: обогащение словарного запаса, расширение и уточнение знаний ребенка об окружающем мире, активизация повествовательной речи (пересказывание, составление диалога, развитие элементарных научных представлений о существующих в природе взаимосвязях, получении первоначальных сведений о природе.
Развивающие: развитие личности ребенка в целом, умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения. Совершенствование мышления, творческих способностей, умение думать самостоятельно, логично и последовательно, поддержание их познавательного интереса.
Воспитательные: воспитание умения сочувствовать, удивляться, переживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как собратьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира и бережно относиться к ней.
1.4. Принципы и подходы в организации образовательного процесса.
В основу программы положены следующие принципы:
1. Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка.
2.Принцип научной обоснованности и практической применимости (соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики).
3. Принцип единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в ходе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию дошкольников.
4. Принцип наглядности — широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, слайды, фотографии родных пейзажей, памятников, достопримечательностей и т. д.
5. Принцип последовательности - предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному).
6. Принцип занимательности - изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды непосредственно образовательной деятельности, стремиться к достижению результата.
7. Предполагает построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми (игра)
8.Принцип личностно-ориентированного общения. Партнерство, соучастие и взаимодействие — приоритетные формы общения педагога с детьми.
9. Одним из условий формирования экологической личности является ознакомление каждого ребенка с природой той местности, на которой он проживает. По этому, один из важнейших принципов организации работы по программе — краеведческий, реализация которого дает возможность детям полнее понять местные и региональные экологические проблемы. Поэтому данная рабочая программа направлена на организацию деятельности детей по изучению ближайшего природного окружения и участия в реальной природоохранной деятельности своего района.
1.5. Психолого-педагогическая характеристика особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.
Ребенок шестого года жизни продолжает совершенствоваться через игру, рисование, общение со взрослыми и сверстниками, но постепенно, важнейшим видом деятельности становится учение.
Интеллектуальное развитие ребенка пяти-шести лет определяется комплексом познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Внимание ребенка этого возрастного периода характеризуется непроизвольностью; он еще не может управлять своим вниманием и часто оказывается во власти внешних впечатлений. Проявляется это в быстрой отвлекаемости, невозможности сосредоточиться на чем-то одном, в частой смене деятельности.
Важнейшими характеристиками внимания являются: устойчивость внимания, как способность к более длительному сохранению концентрации, переключение внимания, как способность быстро ориентироваться в ситуации и переходить от одной деятельности к другой, и распределение внимания - возможность сосредоточения одновременно на двух или большем числе различных объектов.
Отчетливо сказывается на развитии внимания роль эмоциональных факторов (интереса), мыслительных и волевых процессов.
Все свойства внимания хорошо развиваются в результате упражнений.
На основании наглядно-действенного мышления, которое особенно интенсивно развивается у ребенка с трех-четырех лет, формируется наглядно-образное и более сложная форма мышления - словесно-логическое.
Различные игры, конструирование, лепка, рисование, чтение развивают у ребенка такие мыслительные операции, как обобщение, сравнение, абстрагирование, установление причинно-следственных связей. Благодаря этому ребенок может понять главную мысль сказки, картинки, объединить несколько картинок на основе общего признака, разложить картинки на группы по существенному признаку и т. д.
У ребенка шестого года жизни память по-прежнему является непроизвольной, основанной на эмоциях, интересе. То есть ребенок легко запоминает то, что его заинтересовало.
Уже в этом возрасте проявляются индивидуальные различия: у одних детей лучше развита зрительная память, у других - слуховая, у третьих - эмоциональная, а у четвертых - механическая.
Ведущей деятельностью ребенка дошкольного возраста является сюжетно-ролевая игра, в процессе которой развивается воображение. Именно воображение дает возможность ребенку представить себя во время игры летчиком, моряком, шофером и т. д. Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строят своё поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию и интонационно взятой роли. Ребёнок начинает осваивать социальные отношения и понимать подчинённость позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для него более привлекательными , чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные с субординацией ролевого поведения. Действия детей в играх становятся разнообразными. Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей в игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщённого способа обследования образца. Восприятие характеризуются анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств ( схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.
Нормально развивающийся ребенок шести лет должен уметь и любить рисовать, лепить, вырезать ножницами, пользоваться иголкой, разными природными материалами и т. д.
1.6. Планируемые результаты освоения программы.
К концу учебного года дети:
- имеют представления о различных природных объектах: о растительности леса, луга, сада, поля; домашних и диких животных, птицах; неживой природе; Красной книге; природе родного края.
- могут устанавливать причинно – следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов.
- имеют представления об экологических зависимостях: устанавливают связи и взаимодействия человека с природой.
- формируется умение правильно вести себя в природе, осознание бережного отношения к ней.
Процедура отслеживания и оценки результатов освоения программы детьми проводится 2 раза в год (в сентябре и мае).
2.Содержательный раздел.
2.1. Цель и задачи образовательной деятельности.
Цель: расширять и уточнять представления детей об объектах природы, экологических взаимосвязях и взаимозависимостях.
Задачи:
-закреплять представления о растениях ближайшего окружения: деревьях, кустарниках, травянистых растениях. Познакомить с понятиями «лес», «луг», «сад»;
- продолжать знакомить с комнатными растениями, способами вегетативного размножения и ухода за ними;
- расширять представления о домашних животных, их повадках, зависимости от человека, способах ухода за ними;
- расширять представления о диких животных и птицах;
- познакомить с представителями класса пресмыкающихся и насекомых;
- формировать представление о чередовании времён года, частей суток и их некоторых характеристиках;
- знакомить с разнообразием родной природы;
- формировать представление о том, что человек – часть природы и что он должен беречь, охранять и защищать её;
- формировать умение устанавливать причинно – следственные связи между природными явлениями;
- показать взаимодействие живой и неживой природы;
- продолжать формировать умение правильно вести себя в природе;
- формировать представление о родном крае, о Земле, о людях разных рас, о труде взрослых.
Программой предусмотрено проведение 18 непосредственно образовательных ситуаций в год (групповые, 1 раз в две недели длительностью 25 – 30 мин).
Методика работы предполагает интегрированный подход в обучении. Это организация разнообразных игр, наблюдений, использование музыки, изобразительной, исследовательской и трудовой деятельности и др.
2.2. Методы и формы работы.
Программой предусмотрены следующие методы и формы работы с детьми:
- наблюдения и целевые экскурсии;
- прохождение специально разработанного маршрута – экологической тропы;
- опытническая деятельность;
- беседы, чтение худ.литературы и использование русского-народного фольклора;
- просмотр видиофильмов, пейзажей и иллюстраций знаменитых художников;
- прослушивание музыкальных аудио записей;
- различные виды игр;
- трудовая и продуктивная деятельность;
- тематические выставки детских работ;
- экологические праздники, театрализованные представления, физкультурные разминки.
Экологическое образование по данной программе предполагает не только получение знаний, но и воспитание экологической культуры, а также формирование умений практического характера, что позволяет детям внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.
В связи с этим в содержание бесед, экскурсий была включена информация о состоянии природы родного города и области.
Таким образом, основным методом краеведческой работы дошкольников будет являться наблюдение, а так же описание, коллекционирование, “фотосъемка в природе” (фотосъемка птиц, пейзажей).
Реализация программы проходит как в режимных моментах, так и в самостоятельной деятельности детей и совместной со взрослым деятельности по всем образовательным областям:
- физическое развитие (формирование начальных представлений о здоровом образе жизни; представлений о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде; формирование потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании, подвижные игры экологического содержания);
- социально-личностное развитие (ситуативные беседы при проведении режимных моментов, развитие трудовых навыков через поручения и задания, дежурства, закрепление умений на основе знаний полученных при восприятии окружающего мира, воспитание творческой самостоятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, развитие трудовых умений и навыков, связанные с уходом за животными и растениями в уголке природы и на участке детского сада).
- познавательно-речевое развитие (создание речевой развивающей среды, свободные диалоги с детьми в играх, наблюдениях, при восприятии картин, ситуативные разговоры, называние трудовых действий, умение говорить ясно, понятно для окружающих, составлять рассказы, делать выводы и умозаключения; развитие умения внимательно слушать сказки, рассказы, запоминать стихи, считалки, скороговорки, загадки)
- художественно-эстетическое развитие (использование музыки в повседневной жизни - в играх, на прогулке; привлечение внимания детей к звукам в окружающем мире, к оформлению помещений, красоте и чистоте в окружающем мире, рисование и конструирование из природного материала по впечатлениям о прочитанных литературных произведениях, проведенных экскурсий и прогулок).
2.3. Комплексно – тематическое планирование работы с детьми.
Непосредственно – образовательная деятельность.
№ НОД | Месяц |
Тема НОД | Программное содержание | Интеграция образовательных областей. |
1 | сентябрь | Во саду ли, в огороде… | Расширять представления детей о многообразии мира растений. Формировать умение узнавать и правильно называть овощи, фрукты и ягоды. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать уважение к труду взрослых. | Познание, художественная литература, социализация, коммуникация, музыка, здоровье. |
2 | сентябрь | Прохождение экологической тропы (на улице). | Расширять представления детей об объектах экологической тропы, о сезонных изменениях в природе. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Систематизировать знания о пользе растений для человека и животных. Развивать внимание, логическое мышление, диалогическую речь. Воспитывать бережное отношение к объектам природы. | Познание, художественная литература, социализация, коммуникация, здоровье, музыка. |
3 | октябрь | Берегите животных! | Расширять представления о многообразии животного мира. Закреплять знания о животных родного края. Расширять представления о взаимосвязях животных со средой обитания. Дать элементарные представления о способах охраны животных. Воспитывать осознанное отношение к миру природы. Развивать творчество, инициативу, умение работать в коллективе в процессе создания плаката «Берегите животных!» | Познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, музыка. |
4 | октябрь | Прогулка по лесу. | Расширять представления о разнообразии растительного мира. Рассказать о видовом разнообразии лесов: лиственный, хвойный, смешанный; о лесах родного края. Дать знания об отличительных особенностях деревьев и кустарников, называть их. Систематизировать знания о пользе леса в жизни человека и животных. Развивать память, внимание, мышление, речь. Воспитывать бережное отношение к природе. | Познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, музыка. |
5 | ноябрь | Осенины. | Закреплять знания о сезонных изменениях в природе. Расширять представления об овощах, фруктах, грибах. Знакомить с традиционным народным календарём. Приобщать к русскому народному творчеству. Формировать эстетическое отношение к природе. Воспитывать интерес к народному творчеству. Создавать положительное эмоциональное настроение. | Познание, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, музыка. |
6 | ноябрь | Пернатые друзья. | Способствовать формированию представлений о зимующих и перелётных птицах. Дать представление о значении птиц для окружающей природы. Формировать умение отгадывать загадки. Развивать логическое мышление, внимание, память, речь. Воспитывать интерес к миру пернатых и желание заботится о них. | Познание, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, музыка. |
7 | декабрь | Покормим птиц. | Расширять представление детей о зимующих птицах, обитающих в наших краях. Формировать умение узнавать и называть птиц по внешнему виду, желание наблюдать за птицами, не мешая им. Закреплять знания о повадках птиц. Развивать интерес к миру птиц, речь, снимание, память. Формировать эмоциональную отзывчивость. Воспитывать бережное отношение к зимующим птицам, желание им помочь. | Познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, музыка. |
8 | декабрь | Как животные помогают человеку. | Расширять представления о животных разных стран; о том, как животные могут помогать человеку. Показать способы содержания животных, прирученных человеком. Развивать интерес к миру животных, мышление, речь, внимание. Воспитывать бережное отношение к животным, желание заботится о них. | Познание, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, труд. |
9 | январь | Зимние явления в природе. | Расширять представления о зимних изменениях в природе. Формировать умение получать знания о свойствах снега в процессе опытнической деятельности. Познакомить с народными зимними приметами, пословицами. Активизировать словарный запас (метель, иней, изморозь). Развивать речь, мышление, внимание. Воспитывать интерес к опытно – экспериментальной деятельности. | Познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, музыка. |
10 | январь | Прохождение экологической тропы в здании детского сада. | Расширять представления об объектах экологической тропы на территории детского сада. Формировать умение узнавать и называть знакомые комнатные растения. Расширять представления о способах ухода за ними. Воспитывать желание помогать взрослым - ухаживать за растениями. Развивать интерес к миру природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. | Познание, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, труд. |
11 | февраль | Цветы для мамы. | Расширять знания о многообразии комнатных растений. Дать элементарные представления о размножении растений вегетативным способом. Формировать умение высаживать рассаду комнатных растений. Развивать внимание, память, речь, практические умения. Воспитывать заботливое и внимательное отношение к близким (к маме или бабушке). | Познание, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, труд. |
12 | февраль | Экскурсия в зоопарк. | Расширять представления детей о разнообразии животного мира. Формировать представление о том, что животные делятся на классы: насекомые, птицы, рыбы, звери (млекопитающие); о том, что человек часть природы, он должен беречь, охранять, защищать её. Дать знания о Красной книге России и края. Развивать эмоциональную отзывчивость, речь, память. Воспитывать бережное отношение к животному миру. | Познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, музыка. |
13 | март | Мир комнатных растений. | Расширять представления о многообразии комнатных растений. Формировать умение узнавать и правильно называть комнатные растения. Закреплять знания об основных потребностях комнатных растений. Совершенствовать навыки ухода за растениями. Развивать речь, внимание, память, практические умения. Воспитывать бережное отношение к растениям, ответственность за их жизнь. | Познание, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, труд. |
14 | март | Водные ресурсы Земли. | Расширять представления о разнообразии водных ресурсов (родники, озёра, реки, моря). Дать представления о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни, как можно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края. Дать представления о пользе воды в жизни человека, животных, растений. Воспитывать бережное отношение к водным ресурсам Земли. | Познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, музыка. |
15 | апрель | Леса и луга нашей Родины. | Закреплять знания о многообразии растительного мира России. Формировать представления о растениях и животных леса и луга; о взаимосвязи растительного и животного мира. Развивать интерес к экосистемам «лес» и «луг». Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. Воспитывать бережное отношение к природе. | Познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, музыка. |
16 | апрель | Весенняя страда. | Закреплять знания о весенних изменениях в природе. Знакомить с традиционным народным календарём, пословицами, поговорками, народными приметами. Расширять представления детей об особенностях сельскохозяйственных работ в весенний период. Развивать речь, мышление, память, внимание. Активизировать словарный запас детей (весенняя страда, трактор, комбайн, агроном и др.). Воспитывать уважительное отношение к людям, занимающимся сельским хозяйством. | Познание, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, труд. |
17 | май | Природный материал – песок, глина, камни. | Закреплять представления о свойствах песка, глины, камня. Показать, как человек может использовать песок, глину и камни для своих нужд. Развивать внимание, мышление, воображение, речь. Воспитывать интерес к природным материалам, к экспериментированию с ними. | Познание, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, труд. |
18 | май | Солнце, воздух и вода – наши верные друзья (прохождение экологической тропы). | Расширять представления о сезонных изменениях в природе. Показать взаимосвязь изменений в живой и неживой природе, влияние природных факторов на здоровье человека. Воспитывать бережное отношение к природе. Пробуждать чувство радости, умение видеть красоту, любоваться красотой окружающей природы. | Познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, социализация, коммуникация, музыка. |
Образовательная деятельность в режиме дня.
- Ежедневные наблюдения за живой и неживой природой на прогулке.
- Беседы природоведческого характера.
- Чтение экологических сказок.
- Сюжетно – ролевые игры экологического содержания («Зоопарк», «Ветеринарная лечебница», «Мы – садоводы» и др.)
- Дидактические игры («Чудесный ларец», «Лото: дикие и домашние животные», «Береги живое», «Парочки: растения и грибы» и др.)
- Трудовые поручения в уголке природы (полить, опрыскать растения и др.)
- Трудовая деятельность на участке детского сада (сбор листвы, утепление корней деревьев снегом и др.)
- Опытно – экспериментальная деятельность ( в группе и на улице).
- Театрализованная деятельность ( показ сказок экологического характера)
Самостоятельная деятельность детей.
- Создание условий для самостоятельной деятельности в уголке природы (наличие природного материала – листики, камешки, шишки, жёлуди, крупа и т.п.)
- Создание условий для экспериментирования (мини–лаборатория – вода, земля, песок, глина, камни, лупы, микроскопы и др.)
- Наличие в группе объектов живой природы для наблюдений и ухода.
- Создание игровых зон и атрибутов для сюжетно – ролевых игр экологического характера.
- Создание, оформление дидактических, настольно-печатных игр экологического содержания.
- Создание условий для театрализованной деятельности (пальчиковый, кукольный, теневой театр для показа экологических сказок).
- Чтение и рассматривание картинок в книгах экологического содержания в «уголке книги».
Совместная деятельность с семьёй.
- Консультации для родителей («Берегите природу», «Экология малышам», «Зачем детям знание экологии?», «Поиграем вместе», «Лекарственные растения», «Знаете ли вы, что…»).
- Совместные выставки поделок и рисунков («Осень золотая», «Умелые руки не знают скуки», «Что растёт на грядках», «Зимняя сказка», « Самый лучший скворечник»).
- Экологические акции («Ёлочка – зелёная иголочка», «Наши пернатые друзья», «Берегите природу родного края»).
- Совместные проекты («Лесная газета», «Красная книга Алтая», «Лекарственные растения», «Поможем зимующим птицам»).
- Совместное проведение праздников и развлечений ( «Осенины», «Масленица», КВН «Мы - друзья природы»)
- Индивидуальные беседы.
- Размещение информации в родительском уголке («Летний отдых», «Ядовитые растения леса», «Правила поведения в природе», «Будь здоров!»).
- Открытые просмотры НОД (проведение «дней открытых дверей»).
- Проведение анкетирования родителей.
- Родительские собрания («Экологическое воспитание детей старшего дошкольного возраста», «Поможем природе» и др.
3.Организационный раздел.
3.1. Материально – техническое обеспечение программы.
Технические средства:
- звуковые ( муз. центр и диски с записью шума моря, ручья, голосов птиц и т.п.);
- телевидеоаппаратура (телевизор, DVD проигрыватель).
Учебно – наглядные пособия:
- серия наглядно – дидактических пособий «Рассказы по картинкам»: «Зима», «Осень», «Весна», «Лето», «Родная природа», «В деревне», «Времена года», - М. - Синтез, 2005.
- серия «Мир в картинках» - «Домашние птицы». «Животные – домашние питомцы». «Животные жарких стран». «Животные средней полосы». «Морские обитатели». «Насекомые». «Овощи». «Рептилии и амфибии». «Собаки-друзья и помощники». «Фрукты». «Цветы». «Ягоды лесные». «Ягоды садовые». «Дикие животные». «Домашние птицы». «Зимующие птицы». «Перелётные птицы». «Деревья и листья». «Цветы садовые». «Цветы полевые». «Декоративные цветы». «Хищные звери и птицы».– Наглядно-дидактическое пособие. – Мозаика-Синтез, 2005-2011.
- дидактические игры «Береги живое», « Чей малыш?», «Чудесный ларец», «Лото: дикие и домашние животные», «Парочки: растения и грибы», «Чёрное и белое», «Лото: птицы» и др.
- муляжи грибов, ягод, фруктов, овощей и др.;
- коллекции семян, листьев, шишек и другого природного материала;
- гербарий, композиции из засушенных растений;
Оборудование:
- раздаточное ( муляжи, гербарии, семена, листья, шишки и др.)
- лаборатория для исследовательской деятельности (лупы, микроскоп и т.д.);
- картотеки: игр, наблюдений, опытов и экспериментов и др.
3.2. Методическое обеспечение программы.
Литература:
Закон РФ «Об образовании» №273 от 29.12.2012
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях - СанПиН 2.4.1.3049-13
«Программа воспитания и обучения в детском саду» Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 6-е изд. – М. 2009.
«Комплексное перспективное планирование. Старшая группа» под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М. 2011.
Л. И. Пензулаева «Оздоровительная гимнастика для детей 3-7 лет»: Методическое пособие. – Мозаика-Синтез, 2009-2010.
А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду» - мм. 1991.
А. Брем «Жизнь животных» - М. 2004.
В. Дрязгунова «Дид. игры для ознакомления детей с растениями»- М. 1981.
А. Т. Зверев «Экологические игры» - М. 2001.
М. М. Марковская «Уголок природы в детском саду» - М. 1989.
С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания дошкольников» М. 2011.
С. Н. Николаева «Как приобщить ребёнка к природе»- М. 1993.
Л. В. Артёмова «Окружающий мир в дидактических играх»- М. 1993.
Н. А. Рыжова «Я и природа» - М. 1996.
Л. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми» - М. 1996.
Л.Г. Горькова, А.В. Кочергина, Л.А. Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию» - М. 2011.
Н.В. Нищева «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты, эксперименты, игры» - СПб. 2013.
Л.Н. Вахрушева «Познавательные сказки для детей 4 – 7 лет». Методическое пособие. – М. 2012.
О.Р. Меремьянина, С.А. Суворова «Давайте сохраним…» Учебно – методическое пособие по краеведению. – Барнаул АКИПКРО, 2007.
О.А. Соломенникова «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации. – М. 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Приложения 1 к рабочей программе "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"
Тематическое планирование в старшей группе по ФОБЖ...
Приложение 2 к рабочей программе "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"
Тематическое планирование в подготовительной группе...
Приложение 3 к рабочей программе "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"
Педагогический мониторинг уровня освоения программы "Формирование основ безопасности жизнедеятельности старшего дошкольника"...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Формирование элементарных математических представлений» для группы общеразвивающей направленности (к программе «Воспитание и обучение в детском саду» Под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой). Средняя группа (4-5 лет).
Рабочая программа составлена в соавторстве: Чеботарёва Л.М., Малашкина О.В. Содержание программы по разделу "Формирование элементарных математических представлений" включает всебя темы занятий н...
Использование игровых технологий с целью формирования элементарных экологических представлений дошкольников
Использование игровых технологий с цельюформирования элементарных экологических представлений дошкольников...
Рабочая программа "Формирование элементарных математических представлений"
Кружок "Занимательная математика"...