тематическая неделя "Идет зима, аукает..."
методическая разработка (старшая группа) на тему

Стародубова Галина

план на тематическую неделю "Идет зима, аукает...", старшая группа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_idet_zima_aukaet.docx41.78 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Старшая группа «Антошка»

Тема: «Идет зима, аукает…»

Цель: Систематизация представлений о временах года, признаки зимы, зимние месяцы. 

Задачи: 

Обобщить и систематизировать представление детей о характерных признаках зимы.

Расширять и обогащать знания детей об особенностях зимних месяцев.

Учить устанавливать связи между сезонными изменениями в природе и образе жизни животных, птиц, рыб.

Закрепить знания о жизни деревьев, кустарников в холодное время года.

Учить анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать речь, внимание, мышление.

Воспитывать бережное и заботливое отношение к природе.

Формировать представление детей о характерных особенностях зимнего климата нашего региона.

Вариативная часть: кружковая работа, проектная деятельность, региональный компонент.

Итоговое мероприятие: Вечер стихов «В гости к нам пришла ЗИМА»

Дата проведения –        5 декабря                       2014 г.

Распорядок дня

Групповая,

Подгрупповая

Индивидуальная

ОДРМ

СДД

Сотрудничество с семьями и социумом

1

2

3

4

5

6

7

1 декабря Понедельник                                2014

Утро: игры, дежурство, инд. работа, поручения, утр. гимнастика, КГН,

Завтрак, игры.

Утренняя гимнастика  

«Выпал беленький снежок»

Игра с мячом «Зима, какая?»

Пальчиковая гимнастика «Снеговик». 

Д/и «Подбери слово»

Беседа о правилах

поведения на

прогулке.

Рассматривание

картин русских художников: В. Суриков «Взятие снежного городка», «Зима» И.И.Шишкин, «Февральская лазурь» И.Э.Грабарь.

Беседа по картинам.

Рассматривание

иллюстраций с

изображением сибирской

природы зимой.

 Знакомство с темой недели.

 

Запуск детских мини-проектов «Откуда берется снег?»,

«Где живет Дед Мороз?», «Зачем и куда улетают на зиму птицы?».

Образовательная деятельность

1.ФЦКМ

2 ритмика

3 рисование

ФЦКМ

Тема: «Зимушка – Зима – сибирская краса» 

Материалы:

Магнитофон, аудиозапись «Зима» из цикла «Времена года», колокольчик, многогранные стеклышки, снег; карта России.

Карточки с изображением различных настроений, цветные краски, палитра, салфетки, ваза; листочки, тонированные голубым цветом.

Задачи:

 Продолжать знакомить с основными приметами зимы, названиями зимних месяцев; изменениями, которые происходят зимой в животном и растительном мире;

Учить передавать различные эмоциональные состояния, слушать и понимать музыкальное произведение.

Развивать познавательный интерес, любознательность, наблюдательность.

Воспитывать бережное отношение к природе.

Воспитывать любовь к сибирской    земле, уважать и восхищаться ее суровым и щедрым характером.

Активизировать словарь по данной теме.

Продолжать учить детей выражать свои мысли полными ответами.

Деятельность:

Игровая: игра - этюд «Ой, как холодно зимой!».

Двигательная: физминутка, п/и «Снежки».

Продуктивная: рисование «Зимний пейзаж» (коллективная работа).

Трудовая: подготовка к НОД

Коммуникативная: приветствие «Доброе утро», загадки о зиме, беседа, подбор прилагательных к существительному снег, игра «Доскажи словечко».

Познавательно – исследовательская: опыт по отражению света от многогранного стекла,

Рассматривание карты России, нахождение на ней Сибирских земель.

Х/творческая: слушание композиции «Зима» П.И.Чайковского из цикла «Времена года»

Чтение х/л: С. Чёрный «Ты мороз, мороз, мороз…»

Региональный компонент:

Знакомство с Сибирским краем, картой Сибири.

Особенности сибирской зимы.

Игры, подготовка к прогулке. Прогулка .

П/и «Заморожу!»

Труд: Собрать лопаты

после прогулки,

очистить их от снега.

Инд. зан. по физо

«Кто бросит дальше снежок?»

Проведение опытов и экспериментов со снегом.

(Свойства снега)

Наблюдение за увеличением продолжительности светового дня

Игры с выносным материалом.

Самостоятельная двигательная активность.

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном

Беседа: «Удивительное время года»

Какими красками рисует зима?

(Какую ошибку допустил художник) 

Работа с календарем

природы.

Самостоятельная деятельность детей в различных центрах активности.

Вечер

Гимнастика пробуждения

Чтение рассказа Л. Воронковой «Снег идет»

Труд. поручение: Протереть пыль в игровом уголке  (Тд).

Словотворчество: «Приметы зимы»

Тв. мастерская:

Аппликация

«Снеговик» (из ватных

Дисков с исп. алгоритма)

Прогулка.

Наблюдение за ветром, движением воздуха. П/и «Кто дальше бросит снежок»,  

самостоятельная активная деят-ть.

Распорядок дня

Групповая,

Подгрупповая

Индивидуальная

ОДРМ

СДД

Сотрудничество с семьями и социумом

1

2

3

4

5

6

7

Вторник,2 декабря                                     2014

Утро: игры, дежурство, инд. работа, поручения, утр. гимн, КГН,

Завтрак, игры

Утр. гимн.

«Выпал беленький снежок»

м. п.и «Снежинки и ветер»

Дид. игра «Что бывает зимой»

Словотворчество: «Кому нужна зима»

Беседа о характерных

признаках зимы.

Рассматривание книг о зиме.

 Папка-передвижка «Зимние красоты вокруг нас»

 

Пополнение картинками альбома для рассматривания «Зимние красоты».

Образовательная деятельность

1.Развитие речи.

2 музыка

3. Физкультура на улице

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Тема: «Кабы не было зимы…» 

Материалы:

Картина «Зима», предметные картинки (снеговик, снежинка, сосулька, лыжи), снеговик, снежинки бумажные, снежки по количеству детей, ведро, аудиозапись песни «Кабы не было зимы…»

КРУЖКОВАЯ РАБОТА

Задачи:

Уточнять и обогащать активный словарь;

Учить образовывать множественное число существительных;

Развивать фонематический слух и воспитание правильного речевого выдоха;

Формировать умение опознавать заданный звук изолированно и в славах;

Совершенствовать отчетливое произношение слов и словосочетаний;

Расширять представление о Сибири, сибирской зиме как о времени года;

Формировать умение выполнять движения легко и непринужденно;

Обогащать музыкальное впечатление детей.

Формировать дружеские отношения, навыки сотрудничества, инициативности, умение слушать товарища

Деятельность:

Игровая: мотивация к деятельности

Двигательная: ф/мин «Ой, мороз, мороз, мороз»

Продуктивная: снеговик из ватных дисков

Трудовая: подготовка к НОД

Коммуникативная: загадки, игра «Скажи правильно», «Доскажи словечко», чистоговорки.

Познавательно – исследовательская: опыты со снегом

Х/творческая: слушание песни «Кабы не было зимы…»

Чтение х/л: стихи о зиме, Сибири.

Региональный компонент:

Знакомство с
произведениями
устного творчества
народов Сибири -
сказки, пословицы,
поговорки.

Игры, подготовка к прогулке. Прогулка .

Наблюдение «Следы на снегу» (П/и.д)

Труд: очистить стол и скамейки от снега (Т.д.)

П/и «Мороз-красный нос»

Беседа «Какая погода бывает зимой?».

Инд. зан. по физо

Скольжение по

ледяной дорожке

Чем похожи и отличаются снег и лёд?

Беседа: «Зима в нашем крае».

Презентация детского проекта «Зачем и куда улетают на зиму птицы?»

Рассматривание иллюстраций в альбоме «Зимние красоты»

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном

Чтение детям: С. Чёрный «Ты мороз, мороз, мороз…»

Работа с календарем природы.

Д/и «Скажи ласково»

Раскрашивание картинок о зиме.

Вечер

Дыхательная гимнастика «Снежинки летят» 

Беседа-рассуждение: «С кем ель дружит»

Настольный театр - сказка

«Заюшкина избушка».

Прогулка.

Наблюдение за ветром, движением воздуха. П/и «Снежинки и ветер»,

самостоятельная активная деят-ть.

Распорядок дня

Групповая,

Подгрупповая

Индивидуальная

ОД в режимных моментах

СД детей в ходе режимных моментов

Сотрудничество с семьями и социумом

1

2

3

4

5

6

7

Среда,    3 декабря                  

Утро: игры, дежурство,индивид.  Работа,поручения, утр. гимнастика, КГН,

Завтрак, игры.

Утренняя гимнастика «Выпал беленький снежок»

 (Д.д)

 М/п игра (Д.д)

Д/игра «Когда это бывает»

Словотворчество: «Если бы не было зимой снега…».

 Работа по модели «Зима» с пиктограммами

Рисование снежинок по шаблонам и трафаретам.

Выставка поделок из бросового материала «Зимняя сказка»

Беседы: «Осторожно, гололед», «Первая помощь при обморожении».

Образовательная деятельность

1.ФЭМП  

2.Физкультура

3. музыка

ФЭМП

Тема: «Проказы Зимушки – зимы»

Материалы:

Письмо, карточки с загадками, цифровой ряд 1-7, разноцветные снежинки, елочка с игрушками, набор геометрических фигур, д.и «Отгадай по описанию», д.и. «Найди пару» индивидуальные пеналы, сигнальные карточки, тетради, цветные карандаши.

Задачи: 

Образовательные: Закрепить умение классифицировать геометрические фигуры по трём признакам (размер, цвет, форма), вести прямой и обратный счет до 7, находить предыдущее и последнее число для каждого числа от 1 до 7; вести порядковый счет, самостоятельно обследовать и сравнивать геометрические фигуры по наличию элементов (углы), использовать обобщённое понятие «четырёхугольник», выкладывать множество с заданным количеством элементов, учить выполнять игровые действия.
Развивающие: развивать воображение, внимание, логическое мышление, умение понимать образный смысл загадки.
Воспитательные: воспитывать любовь к природе, познавательный интерес ко всем временам года.

Деятельность:

Игровая: мотивация – письмо, д/и «Отгадай по описанию».

Двигательная: Физкультминутка «Метелица»

Продуктивная: рисование по точкам - цифрам

Трудовая: подготовка к НОД

Коммуникативная: загадки, Д/упражнение «Это правда или ложь»,

Познавательно – исследовательская: «Найди пару», 

Х/творческая:

Чтение х/л: стихи о зиме

Региональный компонент:

Игры, подготовка к прогулке, прогулка.

Целевая прогулка по территории ДОУ: приметы зимы.

Составление рассказа о зиме с опорой на картинки-схемы.

Цель: развивать логическое мышление, умение разгадывать загадки, развивать фантазию; воспитывать любовь к природе.

Эксперимент с водой «Что будет с водой, если вынести на мороз?»

Продолжение эксперимента

Выводы детей –на морозе вода замерзает

Постройки из снега:

Предложить построить горку для кукол, крепость.

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном

Чтение детям: А. Пушкин «Зимний вечер», «Идёт волшебница зима»

Работа с календарем

природы.

Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой.

Вечер

Гимнастика пробуждения.

Чтение В. Бианки «Лес зимой»

С/р игра «Семья. Собираемся на зимнюю прогулку»

Слушание: «Времена года» П.И.Чайковский, «Вот зима – кругом бело».

Прогулка.

Наблюдение за вечерним небом, п/и «Два мороза»  (ДД), самостоятельная активная деят-ть.

Распорядок дня

Групповая,

Подгрупповая

Индивидуальная

ОДРМ

Самостоятельная деятельность детей

Сотрудничество с семьями

1

2

3

4

5

6

7

Четверг,   4 декабря

Утро: игры, дежурство,индивид.  Работа, поручения, утр, гимнастика, КГН,

Завтрак, игры.

 Утренняя гимнастика

«Выпал беленький снежок»

Д/и «Кто больше

назовет зимних слов»

Дидактическое упражнение «Бывает - не бывает»

 Беседа: «Что мы называем живой природой? Как меняется жизнь живой природы зимой?» 

Предложить детям нарисовать зимние пейзажи для группового альбома «Природы зимней дивная краса».

Консультация

«Одежда ребенка на зимней прогулке»

Образовательная деятельность

1.Обучение грамоте                           2.Рисование                            3.Лепка/аппликация

ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ

Тема: Звуковой анализ слова шар с определением гласных и согласных звуков.

Материалы:

Игрушки: кошка, медведь, мышь, щенок, Нюша, солнышко, лягушата; тазик с горохом, кофе, бобами, фасолью; мелкие игрушки: машинки, самолётик, шарики, матрёшка, шишки; схема для звукового анализа слов; бусинки на нитке для слогового анализа; Д/и «Чего не стало»; Д/и «Куда прыгнут лягушата?», цветные карандаши; магнитные буквы; горох.

Таблицы с изображением мака, дома, жука, сыра, кита, шара.

У каждого ребенка карточка с изображением шара. Фишки белые, красные и синие для доски.

Аппликация

Тема: «Зимушка-зима, морозные узоры»

Материалы:

Задачи: 
• закреплять знания детей о гласных и согласных звуках;

• закреплять умение детей называть слово с заданным звуком в игре "Цепочка";

• закрепление твёрдой и мягкой фонемы звуков в игре "Назови братца";

• обучить звуковому анализу слова "шар";

• учить составлять предложение.

Развивающие:

• развивать речь, внимание, мышление;

• развивать речевую активность, зрительное восприятие, фонематический слух.

Воспитательные:

• воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, желание говорить красиво, правильно;

• формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

Задачи: 

Познакомить детей с техникой рисования монотипии с нитью;

Продолжать учить оформлять работу аппликацией;

Уточнить представление детей о многоцветии зимы;

Развивать у детей: творчество; мелкую моторику пальцев рук; умение композиционно располагать нить на листе бумаги;

Словарь (снежные узоры, сибирская природа);

Воспитывать у детей: любовь к природе родного края; доброжелательное отношение друг к другу; умение взаимодействовать между собой.

Вызывать у детей положительные эмоции.

Деятельность:

Игровая: ситуация «У Шарика день рождения», Д/и «Чего не стало

Двигательная: Пальчиковая гимнастика «Гости»

Продуктивная: игра – забава  на листе бумаги       « Куда прыгнут лягушата?».

Трудовая: подготовка к НОД

Коммуникативная: Артикуляционная гимнастика,

Познавательно – исследовательская: поиск мелких предметов в крупе, Звуковой анализ слова ШАР,

Х/творческая: Выкладывание буквы Ш из гороха

Чтение х/л:

Игровая: мотивация – письмо от детей Африки.

Двигательная:  

Физминутка

«Я мороза не боюсь».

Продуктивная: работа по созданию зимней композиции

Трудовая: подготовка к НОД

Коммуникативная:

«Беседа о зиме», загадки.

Познавательно – исследовательская: «Рисование морозных узоров»

Х/творческая: аппликация «Окно с цветком»

Чтение х/л: стихотворение И.Сурикова «Зима»

 Региональный компонент:

Закрепление знаний о родной природе, сибирской зиме, характерных особенностях климата, погоды.

Игры, подготовка к прогулке, прогулка.

Наблюдение за снегопадом. Продолжать знакомство с природным явлением -  снегом. В целях безопасности приучать ребенка не брать снег  в рот снег.

П/и «Снежная баба».

Очистка дорожек от

снега – труд.

Инд. работа «Кто бросит дальше снежок?»

Рассматривание плакатов по правилам безопасного поведения зимой

Игровая ситуация «Не идется и не едется, потому что гололедица»

Презентация детского проекта «Где живет Дед Мороз»

Инд. поручения:

Привлечь детей к трудовой деятельности на участке –

собирать снег для построек.

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном

Беседа-рассуждения «Пришел мороз – береги ухо и нос»

Работа с календарем

природы.

Просмотр мультфильма «Снежная королева»

Вечер

Гимнастика пробуждения.  

Чтение:

Э. Успенский «Проказы старухи зимы»

 Словесная игра «Зимние слова»

Творческая мастерская:

Предложить соленое тесто и алгоритм лепки снеговика.

Прогулка.

Наблюдение за одеждой людей, п/и «». (ДД), самостоятельная активная деят-ть.

Распорядок дня

Групповая,

Подгрупповая

Индивидуальная

ОДРМ

Самостоятельная деятельность детей в ходе режимных моментов

Сотрудничество с семьями и социумом

1

2

3

4

5

6

7

      Пятница 5 декабря

Утро: игры, дежурство, индивид.  работа, поручения, утр. гимнастика, КГН,

Завтрак, игры.

Утр. Гимн «Выпал беленький снежок»

Дид.игра «Хорошо-плохо»

Пальч.гимн.

Речевое упражнение «Назови одним словом» 

Чтение отрывка из рассказа К. Д. Ушинского «Проказы старухи зимы».

Рассматривание иллюстраций, картинок, открыток по теме

Разучивание дома пословиц и поговорок о зиме.

Акция «Не забудьте накормить птиц, оставшихся у нас»

Образовательная деятельность

1.Физкультура            

2.Конструирование/Позн.иссл.д-ть

ПОЗН/

ИССЛЕД.Д-ТЬ/

КОНСТРУИРОВАНИЕ

Тема: «Подарки волшебницы – зимы»

Материалы:

«Волшебный сундучок»,

Снег, лед,

Заранее замороженные игрушки (за окном).

Задачи:

1.Продолжить знакомить детей со свойствами снега и льда.
2. Развивать психические процессы и познавательный интерес к окружающему миру, неживой природе.
3.Вводить в словарь детей прилагательные, обозначающие свойства предметов.
4. Воспитывать у детей чуткое отношение к окружающим.

 Деятельность:

Игровая: мотивация – сундучок с секретом

Двигательная: хороводная игра. «Выпал беленький снежок»

Продуктивная: растопить снег и лед, освободить игрушки из снежного плена.

Трудовая: подготовка к НОД, уборка инвентаря.

Коммуникативная: загадки, словесная игра «Назови, какой…»,

Познавательно – исследовательская: свойства снега и льда

Х/творческая:

Чтение х/л: стихотворение В.Ромашкиной «Зима пришла»

Региональный компонент:

Зима в Сибири начинается раньше, а заканчивается позже. Отличается большим количеством снега и замерзших рек и озер.

Игры, подготовка к прогулке, прогулка

Наблюдение 

П/и хоровод «Метелица»

Поручения:

Уборка снега и веток на участке.

Инд. зан. по физо

«Самый меткий стрелок»

Беседы «Чем опасен лёд», «Правила поведения в городе зимой».

Презентация детского проекта «Откуда берется снег».

Возвращение с прогулки, КГН, обед, работа перед сном

Чтение детям: Рассказ В. Архангельский «Летят снежные крупинки»

Ситуативный разговор «Гололед».

Творческая мастерская

Изготовление поделок «В царстве Снежной

Королевы»

Вечер

 Гимнастика пробуждения 

Беседа-рассуждения: «Если хочешь быть здоров – закаляйся».

Работа по звукопроизношению: словообразование.

Хозяйственно-бытовой труд: протереть полки в центре игры.

Прогулка.

Наблюдение за долготой дня, п/и «Снежная баба» (Д.д), самостоятельная активная деят-ть.

Итоговое мероприятие: Вечер стихов «В гости к нам пришла ЗИМА»

Задачи:

Обогащать словарь детей образными словами и выражениями.

Развивать дикцию, интонационную выразительность речи детей.

Расширять и активизировать формы речевого этикета: выступать перед публикой взрослых и сверстников, внимательно слушать своих собеседников.

Развивать эмоциональную отзывчивость к природе через поэзию и музыку.

Воспитывать художественный вкус, сознательное отношение к отечественному наследию.

Воспитывать любовь к природе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности "Идет зима аукает" для детей среднего возраста в рамках тематической недели "Проводы зимы"

Цель: Закрепить знания детей о зиме, ее явлениях, изменениях в природе, узнавать эти изменения в природе, узнавать их в музыке, загадках. Определять настроение музыки, характеры передаваемых образов. ...

Комплексно-тематический план. Ситуация (тема) «Идёт зима, аукает»

Формирование  представления детей о зимних явлениях природы....

Календарно-Тематическое планирование в средней группе по теме:"Поёт зима аукает...".

Календарно-тематическое планирование в средней группе по теме:"Поёт зима аукает..."...

Комплексно-тематический план. Тема «Идёт зима, аукает»

День недели.Совместная деятельность взрослого и детей.Организация п/п развивающей среды для самостоятельной деятельности детей в центрах активности.Взаимодействие  с родителями/ социальными партн...

Комплексно-тематический план. Ситуация (тема): «Идет зима, аукает».

Комплексно-тематическое планирование по теме:  «Идет зима, аукает»....

Календарно-тематическое планирование на неделю "Поет зима - аукает".

Обобщить и систематизировать знания детей о характерных признаках зимы....