Экспериментальная деятельность как средство нравственного воспитания
статья (подготовительная группа) на тему
Знакомим с нравсвенными понятиями через игры-эксперименты.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
|
Экспериментальная деятельность
как средство нравственного воспитания
Ребенок должен продвигаться к более высокому уровню организации духа при помощи конкретных вещей.
Мария Монтессори
Ведущим видом деятельности в жизни детей является игра, а активным источником познания является экспериментальная, исследовательская деятельность.
Используя разнообразные методы и приемы по воспитанию у детей нравственных качеств, немаловажно включать в работу экспериментальную деятельность. Игры-опыты помогают детям быть внимательнее, добрее к другим людям, задумываться над своими словами и поступками.
Наше подсознание с одинаковой легкостью воспринимает как негативные, так и позитивные мысли, постепенно образуя то, что представляется нам истиной. Именно туда, в подсознание, направлены установки, которые даю детям во время проведения опыта. Они помогают противодействовать тому негативу, который мы выработали в себе сами либо же переняли от других. Двигаясь путем проб и ошибок, дети овладевают элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.
Часто детям говорим: «Сначала подумай – потом говори», в народе существует поговорка: «Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Но как же лучше, доступнее донести до детей эти слова. Вот здесь приходит на помощь удивительная игра-эксперимент «Слово не воробей».
Для опыта берется стеклянная банка с водой и соль. Представляем с детьми, что соль – это наши плохие, обидные слова, а банка с водой – это человек, которому наши слова адресованы. Высыпая соль в воду, мы говорим, что вот так же, как соль, растворяется в воде, так и слова в человеке, которому мы их говорим. Предлагаю попробовать на вкус воду – даю возможность убедиться в неприятном вкусе воды. Спрашиваю детей: «Можно ли вернуть соль обратно? – Нет, кристаллы соли растворились в воде, так и слова растворяются в другом человеке. Поэтому всегда следует хорошенько подумать над тем, что мы хотим сказать». Проговариваем с детьми, что слово – не воробей – вылетит, не поймаешь. Данный опыт следует проводить неоднократно, и дети лучше понимают значение поговорки: «Слово не воробей – вылетит, не поймаешь». Дети учатся следить за своими словами и мыслями, и при конфликтной ситуации можно услышать, как эти слова обращены к обидчику.
Еще одна игра-эксперимент «Магнетизм благодарности» демонстрирует детям отношение человека к миру, к самому себе через взаимодействие предметов. Здесь блюдце с песком и железными опилками символизируют нашу жизнь, а магнит – это наше благодарное сердце. Любящее сердце, дарящее много тепла, доброты притягивает к себе подобное, и получает взамен тоже теплоту, доброту от других людей, как магнит притягивает железные опилки. Нелюбящее, злое сердце не может притягивать ничего, подобно нашим пальцам: они пытаются найти крупинки железа. Но у них ничего не получается.
Через обычные бытовые предметы дети так же учатся проявлять положительные эмоции, развивают способность дарить их другому человеку. Например, в игре «Закон бумеранга» намотав конец резинки вокруг пальца, показываю детям, как она растягивается и затем сжимается. Закон причины и следствия гласит, что всякое действие заканчивается в той же точке, из которой оно началось, точно так же, как растягивается и сжимается эта резинка. Посылая окружающим нас людям дружелюбные мысли и действия, мы встретим такое же дружелюбие с их стороны.
Воспитание коллективизма, как нравственного качества дошкольника основано на формировании положительных, доброжелательных коллективных взаимоотношений. Через игру «Связаны одной нитью» учимся с терпением, пониманием относиться к людям, которые рядом с нами. Нанизываем на нитку бусины, разные по цвету, форме и размеру. Дети представляют, что бусины – это мы, наши близкие, люди, которые нас окружают. Говорю детям, что каждый человек, как и бусинка имеет свою неповторимую внешность, индивидуальные особенности, но все мы, как бусины, связанные одной нитью, живем в одном обществе, надо быть внимательным, проявлять понимание к окружающим тебя людям.
Вышеизложенный материал подтверждает, что тема является актуальной, проанализировав его можно сделать вывод, что экспериментальная, исследовательская деятельность – это активный источник познания. С помощью таких игр-опытов можно научить детей адекватно оценивать свои поступки и поступки других людей, они помогают развивать у детей нравственные нормы, на которых каждый человек должен строить свою собственную жизнь.
Литература:
Пегги Джей Дженкинс – «Воспитание духовности у детей»
М: ООО Издательский дом «София», 2004-224с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
В консультации я кратко раскрываю актуальность данной темы, а так же основные принципы и приёмы работы. Консультация будет полезна воспитателям,а так же методистам МБДОУ....
Презентация на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
Исследовательская деятельность - это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности пр...
Методические рекомендации "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает ...
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников
Опыт работы по теме : "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"...
Опыт работы по теме: "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников".
Наиболее продуктивным методом зарождения и развития осознанно - правильного отношения к природе у ребенка дошкольного возраста является экспериментирование. Это очень интересное и по...
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников
Консультация для родителей о том, как организовать эксперментальную деятельность дома....
«Экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания старших дошкольников».
Материал предоставлен для воспитателей. Эксперименатальная деятельность в детском саду....