Методические рекомендации "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
учебно-методический материал по окружающему миру
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, помогает развивать творческую личность. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, вовлекающее малыша в изучение разнообразных проявлений природы так, чтобы он получал от этого радость
Задачи опытно – экспериментальной деятельности:
- развитие логического мышления, познавательно - психических процессов речи, мелкой моторики;
- формирование элементарных экологических знаний и представлений;
- формирование умения осуществлять осознанную деятельность;
- формирование нравственно - волевых качеств;
- формирование представления о значимости природы в жизни человека;
- воспитание умения видеть красоту природы.
Для осуществления поставленных задач предлагаю опыты, направленные на формирование начального уровня у детей экологических представлений о неживой природе. Предлагаемые опыты помогут ответить на следующие вопросы:
- Как узнать, что вода прозрачная? (два стакана с водой в первом чистая вода, во втором подкрашенная акварелью, трубочки).
- Покажи и скажи, как получить воду из снега и как сделать воду твердой? (снег, формочки).
- Имеет ли вес воздух? (полиэтиленовый пакет).
- Как узнать, где есть воздух? (почва (бросить в воду), соломинка ( дуть в стакан с водой).
- Как узнать, что песок сыпучее вещество? (лоток с песком, разнообразные формочки).
- Как узнать, из чего состоит почва? (вода, почва, палочка).
Для проведения опытов необходимо создавать условия:
1 постепенное усложнение;
2 организация условий для самостоятельной и учебной деятельности;
3 использование проблемных, ситуаций.
Опыт, как основной метод в процессе формирования экологических представлений о неживой природе необходимо сочетать и дополнять с другими методами: наблюдение, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание, зарисовка результатов опытов в дневники наблюдений, музыкальное сопровождение, моделирование.
При проведении опытнической деятельности необходимо учитывать практическое применение полученных знаний: опыты дома, экономия природных ресурсов. Проводить работу с родителями: организовывать совместные мероприятия, консультации для закрепления с детьми полученных знаний, давать советы, как проводить опыты дома. Контролировать уровень усвоения знаний с детьми в беседах, на других занятиях для выявления «пробелов» и планировать индивидуальную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников | 25.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска»
Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников
Методические рекомендации по опытно - экспериментальной деятельности
Воспитатель:
Метелкина Наталья Николаевна
г. Лесосибирск 2013 г.
Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, помогает развивать творческую личность. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, вовлекающее малыша в изучение разнообразных проявлений природы так, чтобы он получал от этого радость
Задачи опытно – экспериментальной деятельности:
- развитие логического мышления, познавательно - психических процессов речи, мелкой моторики;
- формирование элементарных экологических знаний и представлений;
- формирование умения осуществлять осознанную деятельность;
- формирование нравственно - волевых качеств;
- формирование представления о значимости природы в жизни человека;
- воспитание умения видеть красоту природы.
Для осуществления поставленных задач предлагаю опыты, направленные на формирование начального уровня у детей экологических представлений о неживой природе. Предлагаемые опыты помогут ответить на следующие вопросы:
- Как узнать, что вода прозрачная? (два стакана с водой в первом чистая вода, во втором подкрашенная акварелью, трубочки).
- Покажи и скажи, как получить воду из снега и как сделать воду твердой? (снег, формочки).
- Имеет ли вес воздух? (полиэтиленовый пакет).
- Как узнать, где есть воздух? (почва (бросить в воду), соломинка ( дуть в стакан с водой).
- Как узнать, что песок сыпучее вещество? (лоток с песком, разнообразные формочки).
- Как узнать, из чего состоит почва? (вода, почва, палочка).
Для проведения опытов необходимо создавать условия:
1 постепенное усложнение;
2 организация условий для самостоятельной и учебной деятельности;
3 использование проблемных, ситуаций.
Опыт, как основной метод в процессе формирования экологических представлений о неживой природе необходимо сочетать и дополнять с другими методами: наблюдение, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание, зарисовка результатов опытов в дневники наблюдений, музыкальное сопровождение, моделирование.
При проведении опытнической деятельности необходимо учитывать практическое применение полученных знаний: опыты дома, экономия природных ресурсов. Проводить работу с родителями: организовывать совместные мероприятия, консультации для закрепления с детьми полученных знаний, давать советы, как проводить опыты дома. Контролировать уровень усвоения знаний с детьми в беседах, на других занятиях для выявления «пробелов» и планировать индивидуальную работу.
Тематическое планирование проведения опытно - экспериментальной деятельности
с детьми младшего возраста:
Дата | Тема | Задачи | Содержание | Вывод | В свободной деятельности |
октябрь | «Водичка - вода» | Выявить свойства воды (без цвета, без запаха, льется, имеет вес). | На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая - поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода? | Вода прозрачная, без запаха, льется. | Сравнить запах компота и чая; предложить посмотреть на предметы сквозь стакан с водой и чаем. |
декабрь | «Волшебные льдинки». | Выявить, что лед - это твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды. | Перед детьми миска с водой. Обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость. | Лед - твердое вещество, тает, превращается в воду. | Попробовать заморозить воду в разных по объему формочках, какая фигура быстрее растает, сохранит или нет форму? |
февраль | «Тающий лед» | Определить, что лед тает от тепла, от надавливания; в горячей воде тает быстрее; вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится. | Снеговик предлагает отгадать, где быстрее растет лед — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящими изменениями. | Лед тает от температуры, быстрее растает в тепле. | Где быстрее растает лед зимой, на улице или в квартире? |
март | «Волшебный песок» | Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка. | С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать? | Сухой песок сыпется, но не лепится, из мокрого песка можно делать постройки. | Нарисовать картину песком, слепить пирожки. |
апрель | «Плыви, плыви кораблик» | Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. | Перед детьми разложены предметы, резиновые и из железа. Воспитатель предлагает узнать все ли предметы могут плавать? Дети самостоятельно опускают предметы в воду и наблюдают. Что плавает? Все ли предметы одинаково держатся на воде? Одинакового ли они размера? Почему одни предметы плавают, а другие тонут? | Вода давит на предмет, толкая его снизу вверх (пытается удержать). Если предмет легкий, вода держит его на поверхности, и предмет не тонет. Если предмет тяжелый, он давит на воду, и она его удержать не может - предмет тонет. | Сравнить, что будет тонуть большая деревянная ложка или маленькая железная. |
Список используемых источников:
1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. – М.: ТЦ «СФЕРА», 2013.
2. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет, издательство. – Волгоград: Учитель, 2012.
3. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3–7 лет – Волгоград: Учитель, 2013.
4. Шорыгина, Т. А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации». – М.: ТЦ «Сфера», 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
В консультации я кратко раскрываю актуальность данной темы, а так же основные принципы и приёмы работы. Консультация будет полезна воспитателям,а так же методистам МБДОУ....
Презентация на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
Исследовательская деятельность - это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности пр...
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников
Опыт работы по теме : "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"...
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников
Консультация для родителей о том, как организовать эксперментальную деятельность дома....
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников.
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников. Опытничество – активный способ изучения окружающей природы, т.к. позволяет изучать явлен...
Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников
консультация для молодых специалистов на тему "Опытно- эксперментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"...
Консультация для педагогов «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а так же мелкой моторики пальцев рук. В ходе экспериментирования создаются проблемные ситу...