Методические рекомендации "Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"
учебно-методический материал по окружающему миру

Метелкина Наталья Николаевна

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, помогает развивать творческую личность. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, вовлекающее малыша в изучение разнообразных проявлений природы так, чтобы он получал от этого радость

Задачи опытно – экспериментальной деятельности:

- развитие логического мышления, познавательно - психических процессов речи, мелкой моторики;

- формирование элементарных экологических знаний и представлений;

- формирование умения осуществлять осознанную деятельность;

- формирование нравственно - волевых качеств;

- формирование представления о значимости природы в жизни человека;

- воспитание умения видеть красоту природы.

 

Для осуществления поставленных задач предлагаю опыты, направленные на формирование начального уровня у детей экологических представлений о неживой природе. Предлагаемые опыты помогут ответить на следующие вопросы:

- Как узнать, что вода прозрачная? (два стакана с водой в первом чистая вода, во втором подкрашенная акварелью, трубочки).

- Покажи и скажи, как получить воду из снега и как сделать воду твердой? (снег, формочки).

- Имеет ли вес воздух? (полиэтиленовый пакет).

- Как узнать, где есть воздух? (почва (бросить в воду), соломинка ( дуть в стакан с водой).

- Как узнать, что песок сыпучее вещество? (лоток с песком, разнообразные формочки).

- Как узнать, из чего состоит почва? (вода, почва, палочка).

 

Для проведения опытов необходимо создавать условия:

                         1 постепенное усложнение;

                         2  организация условий для самостоятельной и учебной деятельности;

                         3  использование проблемных, ситуаций.

               

 Опыт, как основной метод в процессе формирования экологических представлений  о неживой природе необходимо сочетать  и дополнять с другими методами: наблюдение, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание, зарисовка  результатов опытов в дневники наблюдений, музыкальное сопровождение, моделирование.

При проведении опытнической деятельности необходимо учитывать практическое применение  полученных знаний: опыты дома, экономия природных ресурсов. Проводить работу с  родителями: организовывать совместные мероприятия, консультации для закрепления с детьми полученных знаний, давать советы, как проводить опыты дома. Контролировать уровень усвоения знаний с детьми в беседах, на других занятиях для выявления «пробелов» и планировать индивидуальную работу.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 9 «Сказка» города Лесосибирска»

Опытно - экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

Методические рекомендации по опытно - экспериментальной    деятельности

                                                                         Воспитатель:  

                                       

                                   Метелкина Наталья Николаевна

                                                                             

 г. Лесосибирск  2013 г.

Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития. Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, стремление к познанию мира, учит детей использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, помогает развивать творческую личность. Познание окружающего должно проходить в непосредственном взаимодействии ребенка с миром природы и разворачиваться, как увлекательное путешествие, вовлекающее малыша в изучение разнообразных проявлений природы так, чтобы он получал от этого радость 

Задачи опытно – экспериментальной деятельности:

- развитие логического мышления, познавательно - психических процессов речи, мелкой моторики;

- формирование элементарных экологических знаний и представлений;

- формирование умения осуществлять осознанную деятельность;

- формирование нравственно - волевых качеств;

- формирование представления о значимости природы в жизни человека;

- воспитание умения видеть красоту природы.

Для осуществления поставленных задач предлагаю опыты, направленные на формирование начального уровня у детей экологических представлений о неживой природе. Предлагаемые опыты помогут ответить на следующие вопросы:

- Как узнать, что вода прозрачная? (два стакана с водой в первом чистая вода, во втором подкрашенная акварелью, трубочки).

- Покажи и скажи, как получить воду из снега и как сделать воду твердой? (снег, формочки).

- Имеет ли вес воздух? (полиэтиленовый пакет).

- Как узнать, где есть воздух? (почва (бросить в воду), соломинка ( дуть в стакан с водой).

- Как узнать, что песок сыпучее вещество? (лоток с песком, разнообразные формочки).

- Как узнать, из чего состоит почва? (вода, почва, палочка).

Для проведения опытов необходимо создавать условия: 

                         1 постепенное усложнение;

                         2  организация условий для самостоятельной и учебной деятельности;

                         3  использование проблемных, ситуаций.

               

 Опыт, как основной метод в процессе формирования экологических представлений  о неживой природе необходимо сочетать  и дополнять с другими методами: наблюдение, беседы, чтение художественной литературы, рассматривание, зарисовка  результатов опытов в дневники наблюдений, музыкальное сопровождение, моделирование.

При проведении опытнической деятельности необходимо учитывать практическое применение  полученных знаний: опыты дома, экономия природных ресурсов. Проводить работу с  родителями: организовывать совместные мероприятия, консультации для закрепления с детьми полученных знаний, давать советы, как проводить опыты дома. Контролировать уровень усвоения знаний с детьми в беседах, на других занятиях для выявления «пробелов» и планировать индивидуальную работу.

Тематическое планирование проведения опытно - экспериментальной деятельности

с детьми младшего возраста:

Дата

Тема

Задачи

Содержание

Вывод

В свободной деятельности

октябрь

«Водичка - вода»

Выявить свойства воды (без цвета, без запаха, льется, имеет вес).

На столе две непрозрачные банки закрыты крышками, одна из них наполнена водой. Детям предлагается отгадать, что в этих банках, не открывая их. Одинаковы ли они по весу? Какая легче? Какая тяжелее? Почему она тяжелее? Открываем банки: одна пустая - поэтому легкая, другая наполнена водой. Как вы догадались, что это вода? Какого она цвета? Чем пахнет вода?
Взрослый предлагает детям заполнить  банку водой. Для этого им предлагаются на выбор различные емкости. Чем удобнее наливать? Как сделать, чтобы вода не проливалась на стол? Что мы делаем? (Переливаем, наливаем воду.) Что делает водичка? (Льется.)

Вода прозрачная, без запаха, льется. 

Сравнить запах компота и чая; предложить посмотреть на предметы сквозь стакан с водой и чаем.

декабрь

«Волшебные льдинки».

Выявить, что лед - это твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.


Перед детьми миска с водой.  Обсуждают, какая вода, какой она формы. Вода меняет форму, потому что она жидкость.
Может ли вода быть твердой? Что произойдет с водой, если её сильно охладить? (Вода превратится в лед.)
Рассматривают кусочки льда. Чем лед отличается от воды? Можно ли лед лить, как воду? Дети пробуют это сделать. Какой формы лед? Лед сохраняет форму. Все, что сохраняет свою форму, как лед, называется твердым веществом.
Воспитатель обращает внимание детей на лед, который лежал в тарелке. Что произошло? Почему лед растаял?. Во что превратился лед?

 Лед - твердое вещество, тает, превращается в воду.

Попробовать заморозить воду в разных по объему формочках, какая фигура быстрее растает, сохранит или нет форму?  

февраль

«Тающий лед»

 Определить, что лед тает от тепла, от надавливания;  в горячей воде  тает быстрее; вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Снеговик предлагает отгадать, где быстрее растет лед — в миске с холодной водой или в миске с горячей водой. Раскладывает лед, и дети наблюдают за происходящими изменениями.
Детям предлагается рассмотреть цветную льдинку. Какой лед? Как сделана такая льдинка? Почему держится веревочка? (Примерзла к льдинке.)
• Как можно получить разноцветную воду? Дети добавляют в
воду цветные краски по выбору, заливают в формочки
(у всех разные формочки) и на подносах ставят на холод, украшают участки на прогулке.

Лед тает от  температуры, быстрее растает в тепле.

Где быстрее растает лед зимой, на улице или в квартире?

март

«Волшебный песок»

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

С помощью чего мы можем рассмотреть песчинки? (С помощью лупы.) Песчинки маленькие, полупрозрачные, круглые, не прилипают друг к другу. Можно ли из песка лепить? Почему мы не можем ничего слепить из сухого песка? Пробуем слепить из влажного. Как можно играть с сухим песком? Можно ли сухим песком рисовать?
• На плотной бумаге клеевым карандашом детям предлагается что-либо нарисовать (или обвести готовый рисунок),
а потом на клей насыпать песок. Стряхнуть лишний песок
и посмотреть, что получилось.
Все вместе рассматривают детские рисунки.

Сухой песок сыпется, но не лепится, из мокрого песка можно делать постройки.

Нарисовать картину  песком, слепить пирожки.

апрель

«Плыви, плыви кораблик»

 Дать детям представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести. 

Перед детьми разложены  предметы, резиновые и из железа. Воспитатель предлагает узнать все ли предметы могут плавать? Дети самостоятельно опускают предметы в воду и наблюдают. Что плавает? Все ли предметы одинаково держатся на воде? Одинакового ли они размера? Почему одни предметы плавают, а другие тонут?

 Вода давит на предмет, толкая его снизу вверх (пытается удержать). Если предмет легкий, вода держит его на поверхности, и предмет не тонет. Если предмет тяжелый, он давит на воду, и она его удержать не может - предмет тонет.

Сравнить, что будет тонуть  большая деревянная ложка или маленькая железная.

Список используемых источников: 

1.  Дыбина О. В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. –  М.: ТЦ «СФЕРА», 2013.

 2. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2–7 лет, издательство. – Волгоград:  Учитель, 2012.

3. Проекты в ДОУ: практика обучения детей 3–7 лет – Волгоград:  Учитель, 2013.

4. Шорыгина, Т. А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации». – М.: ТЦ «Сфера», 2008.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

В консультации я кратко раскрываю актуальность данной темы, а так же основные принципы и приёмы работы. Консультация будет полезна воспитателям,а так же методистам МБДОУ....

Презентация на тему "Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

Исследовательская деятельность -  это путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск. —Развитие у детей дошкольного возраста экологических представлений, знаний о ценности пр...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

Опыт работы по теме : "Опытно-экспериментальная   деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

Консультация для родителей о том, как организовать эксперментальную деятельность дома....

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников.

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников. Опытничество – активный способ изучения окружающей природы, т.к. позволяет изучать явлен...

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников

консультация для молодых специалистов на тему "Опытно- эксперментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"...

Консультация для педагогов «Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического воспитания дошкольников"

В процессе взаимодействия с предметами (экспериментирования) происходит развитие всех видов восприятия, а так же мелкой моторики пальцев рук.  В ходе экспериментирования создаются проблемные ситу...