Проектная деятельность в работе с детьми и родителями.
статья на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proektnaya_deyatelnost_v_rabote_pedagoga.docx | 18.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Огромное влияние на развитие ребенка имеет среда, в которой он растет. И для того, чтобы ребенок нормально рос и развивался необходимо создать оптимальные условия. Причем, среда может как активировать развитие ребенка, так и тормозить его. Значительную часть жизни ребенок проводит в коллективе детского сада, поэтому очень важно обеспечить подрастающей личности все материальные и нематериальные условия для развития.
В своей работе по воспитанию и образованию детей я использую различные методы и формы работы: от традиционных до инновационных и современных. Хочу остановиться именно на последних, потому что по результатам работы видна эффективность применения таких нетрадиционных форм работы с детьми. В своей работе я часто применяю метод проектирования, а также активно внедряю в образовательный процесс информационные и коммуникативные технологии.
Проектная деятельность уникальна, ведь мало того, что она интегрирует несколько методов обучения и воспитания, также она позволяет активно вовлекать в образовательный процесс родителей. Посредством проектной деятельности развивается как личность ребенка, так и его познавательные и творческие способности. Сегодня метод проектов актуален и очень эффективен.
В своей работе я часто применяю проектную деятельность именно в силу того, что этот метод наиболее эффективен и результативен. Мы вместе с детьми работаем как над краткосрочными проектами, так и над долгосрочными. Например, подводя итоги тематической недели «Космос», мы с детьми сделали выводы о том, что эта тема такая же необъятная, как и сама вселенная, поэтому у детей осталось еще довольно большое количество вопросов, ответы на которые можно получить, начав работу над новым проектом. Так был получен запрос от детей и запущен краткосрочный проект «Увлекательная астрономия», целью которого было формирование у старших дошкольников представлений о космосе, солнечной системе, вселенной, роли человека в освоении вселенной, значении космонавтики в жизни человека. После чего продолжается дальнейшая подготовительная работа над проектом: формулируются задачи, итоги, продукты, подбирается необходимые материалы и оборудование. На втором основном этапе проектной деятельности осуществляется непосредственно вся практическая работа ( беседы, НОД, продуктивная деятельность, различные игры, совместные мероприятия с родителями и детьми и т.д.). И вот на заключительном этапе, проделав такую нелегкую работу, получив продукты ( альбом «Космос» , выставка творческих работ, космический коллаж, собственная космическая игра), мы подвели итог – КВН «Космические дали». Соревновались команды родителей и детей, причем, как в интеллектуальных, так и в спортивно-творческих конкурсах победу одержали наши юные космонавты. Благодаря работе над данным проектом повысилась наша предметно - развивающая среда. Хочу еще раз отметить то, что проектная деятельность решает сразу несколько непростых задач: заинтересованность ребенка в работе, объединение различных видов деятельности, а как итог - возможность саморазвития ребенка, привлечение к работе над проектом родителей. Это несомненно показало результативность такого интегрированного метода работы, повлияло на родительское отношение к совместной работе по воспитанию и образованию детей, а именно повысило их заинтересованность.
Что касается работы с родителями, то хочется отметить то, что вовлечение родителей в совместные проекты, также благотворно влияет на установление детско-родительских отношений, на активность родителей в совместной воспитательно-образовательной работе. К примеру, начав работу над нашим проектом «Увлекательная астрономия», мы провели анкетирование родителей с целью выявления уровня их знаний в области астрономии. Результаты этого анкетирования, показавшие на пробелы даже в элементарных знаниях в области астрономии, повысили заинтересованность родителей к совместной работе. Они с радостью создавали альбомы о космосе, творили и мастерили с детьми подделки, участвовали в наших интеллектуальных состязаниях. Я, считаю, что именно такие непринужденные формы привлечения родителей к нашей работе, открывают «новые двери» взаимоотношений и взаимодействия родителей и педагогов.
Также стоит упомянуть о краткосрочных проектах, которые также помогают при пополнении предметно- развивающей среды, позволяют глубже окунутся в ту или иную тему, развивают творчество и интерес детей к чему-то новому, еще неизведанному. Например, необходимость создания в группе Мини – музея «Мир театра» побудила нас к работе над новым краткосрочным проектом «Мир театра». Сейчас театр – место для большинства детей незнакомое, неизведанное, отдаленное, поэтому заинтересованность детей была высока. Работа также проходила в 3 этапа, но итогом и продуктом работы были не только знания детей, а именно создание музея тетра. Работа с детьми базировалась на использовании не только образовательных приемов (беседы, рассказы, НОД, мастер-классы, продуктивная деятельность), но и на активном использовании развлечений и игр. Так, изготовив маски героев нескольких русских народных сказок, мы используем их не только в рамках театрализованной деятельности, но и с удовольствием облачаемся в этих персонажей, играя в подвижные игры, что подогревает интерес детей и побуждает к активному участию в этих играх.
Мастер-класс по изготовлению кукол для настольного театра настолько заинтересовал детей, что они дома вместе с родителями продолжали их изготавливать. К тому же наши родители были привлечены и к созданию творческой выставки на тему «Музейный уголок». Кто- то остановился на иллюстрациях из сказок, кто-то осмелился и собственными руками творил чудо(создавали куклы из различных видов театра, изготавливали костюмы, ширмы). Конечно же благодарностью и грамотами были отмечены все участники, но победителей мы наградили сладкими призами. Скорее всего родителей привлекла именно сказочность и волшебность данной работы, ведь они хоть не на долго, но смогли отвлечься от скучной реальности бытия. К тому же их удивило и очень порадовало наше представление с использованием новых экспонатов нашего театра.
Так наш мини-музей «Мир театра» в день своего торжественного открытия поражал красотой, творчеством и разнообразием.
Аналогично, были пополнены живой уголок, книжный, уголок экспериментальной деятельности.
Также я веду работу и над долгосрочными проектами. Например, проект по экологии « Мы экология друзья», который предполагал работу по 4 блокам, рассчитанную на весь учебный год. Целью данного проекта было ознакомление детей младшего дошкольного возраста с окружающей средой, ее элементами и явлениями. Проблема экологического воспитания дошкольников очень актуальна сегодня, и причиной этому экологическая обстановка на Земле, нерациональная и пагубная деятельность человека. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо начинать работу по экологическому воспитанию и образованию детей, чтобы заложить в маленьком сознании основы экологически грамотного и ответственного человека. Конечно же программа по воспитанию и образованию детей дошкольного возраста содержит работу по экологическому воспитанию детей, но в связи с уникальностью метода проектной деятельности такой подход показался мне наиболее актуальным и подходящим. Ведь очень важно найти индивидуальный подход к каждому ребенку, подобрать необходимые методы и приемы, а также привлечь к активному сотрудничеству и родителей, которые также играют немаловажную роль в формировании экологической культуры у ребенка.
Работа по данному проекту велась по 4 направлениям: животные, птицы, растения, охрана природы. Дети, не только в рамках НОД знакомились с объектами живой и неживой природы, но и получали возможность самим, на практике ощутить то что, ни одна картинка не в силах передать. Так, организованные совместно с родителями посещения зоопарка, сквера и выставки рептилий настолько эмоционально были приняты детьми, что их интерес возрастал, как и возрастало желание узнавать что-то новое. Большая роль в работе с детьми уделялась именно творческой, продуктивной и двигательной деятельности. Рисование, лепка, аппликации, работа с природным материалом, дидактические игры, подвижные игры, физ.минутки, заучивание стихотворений, потешек и песенок, отгадывание загадок, опыты, работа на участке, уход за цветами на клумбах – это все в сочетании с НОД дает большие результаты.
В работе с родителями было сложно заинтересовать, убедить в необходимости сотрудничества. Но после необычного родительского собрания с применением ИКТ, родители стали активно втягиваться в совместную работу. Они помогали нам в полевых работах на участке и огороде, изготавливали экологические знаки, сопровождали нас на экологические акции, прогулки, участвовали в создании выставок совместных творческих работ, в мастер-классах и семинарах. В общем, наша работа по экологическому проекту дала свои плоды, результаты это подтверждают.
Исходя из практики моей работы, хочу отметить то, что именно проектная деятельность, являясь интегрированным методом работы с детьми, позволяет разнообразить образовательный процесс, применять в своей работе индивидуальный подход, развивать творчество и активность детей, активизировать ранее не задействованные в работе методы и приемы .
Я уже не раз упоминала о привлечении родителей к совместной проектной деятельности вместе с детьми. Но помимо совместных детско-родительских проектов, я применяю в своей работе и непосредственно проектную деятельность непосредственно с родителями. Например, создание и пополнение уголка здоровья. Распределив на всеобщем собрании обязанности по подгруппам родителей, мы сделали график пополнения и обновления информации о здоровье , о витаминах, о распорядке дня. Наиболее творческие родители придумывали красочное оформление, другие обдумывали последовательность выкладывания информации. Этот проект не только сблизил родителей между собой, повысил информированность родителей, но и помог нам активировать родителей на дальнейшую совместную работу. Помимо таких долгосрочных проектов с родителями, я применяю и краткосрочные, направленные в основном на помощь материальную и нематериальную в пополнении среды, на привлечении родителей и других членов семьи к образовательному процессу в детском саду. Так, например, родители с удовольствием откликнулись на предположение о создании проекта «Моя профессия». Представители различных профессий – наши родители приходили к нам в гости на занятия и рассказывали о своих профессиях, показывали фотографии или инвентарь.
Такая наглядность и реалистичность образовательной деятельности увлекла как детей, так и их родителей. А когда перед нами встала задача – познакомить наших детей с народами нашей великой странны, а это очень необъятная и тяжелая тема для дошкольника, родители также откликнулись с интересом. Все мы когда-то были представителями различных народностей и наций, а сейчас нас объединили в одну – русский человек. Но именно с целью напомнить детям о своей малой родине, о своей семье и ее прошлом, мы попросили родителей создать древо своей семьи, и уделив внимание народной принадлежности родственников, предоставить о них больше информации, фото, иллюстраций. И родители справились с поставленными задачами, эти родовые альбомы были настолько разными, необычными, красочными или больше информационными, но они все были о нас, о нашем прошлом, что конечно же помогло заинтересовать детей этой темой.
Так проектная деятельность с родителями, на мой взгляд, не только помогает вовлекать родителей в воспитательно-образовательный процесс, улучшает детско - родительские отношения, но и повышает культуру родителей, информированность в той или иной сфере, активизирует творчество и открывает новые способности у наших родителей, и, конечно же, повышает результативность нашей воспитательно-образовательной работы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование метода проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР"
Обобщение работы по использованию метода проектной деятельности в работе с детьми с ЗПР...
"Опыт работы учителя-дефектолога по реализации метода проектной деятельности в работе с детьми с ЗПР"
Как разработать и реализовать метод проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ЗПР...
Презентация "Технология ИКТ и проектная деятельность в работе с детьми"
laquo;Хочу не учить, а душевно беседовать, размышлять сообща и догадываться!» К.Д.УшинскийМетод проектов актуален и очень эффективен. Он даёт ребёнку возможность экспериментировать, синтезирова...
Организация проектной деятельности в работе с детьми с общим нарушением речи.
Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка. Знания, приобретаемые детьми в хо...
"Использование проектной деятельности в работе с детьми младшего дошкольного возраста"
Проектная деятельность активизирует желание и умение создавать новые образы и придумывать, решать более сложные задачи, добиваясь успеха. А педагогу откроет большие возможности для активизации мыслите...
Практические рекомендации для родителей Проектная деятельность в работе с детьми дошкольного возраста
Проект - это способ организации образовательного процесса, основанный на взаимодействии педагогов и воспитанников, поэтапная деятельность по решению поставленной проблемы, завершающаяся созданием...
Выступление из опыта работы:"Использование технологии проектной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста"
Использование технологии проектного метода позволяет мне создать условия для поддержки детской инициативы в условиях детского сада, семьи, что способствует получению следующих результатов:...