Маркова Татьяна Викторовна, воспитатель, ГБДОУ №5, Санкт-Петербург.
Конспект проведения прогулки. "Наблюдение за птицами"
Цель: закрепить знания детей о птицах: название, части тела, питание. вспомнить, что есть зимующие птицы и перелетные.
Ход прогулки.
Наблюдение:
Обратить внимание детей на нахохлившихся ворон, скворцов, белобоких сорок, прыгающих воробьев. Рассказать, чт оптицы прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше
корма. предложить детям покормить птиц, понаблюдать, как птицы клюют корм. Закрепить названия частей тела.
Обратить внимание детей старших групп на подготовку птиц к отлету. В первую очередь улетают молодые птицы, а более выносливые остаются. какие птицы остаются на зиму?
Художественное слово
Журавлики-журавлики
Оторвались от земли,
Крылья к небу вскинули,
Милый край покинули.
Закурлыкали вдали
Журавлики-журавлики. (М.Шпак)
Скворец! смотрите, вон он!
Ему пора на юг,
А он перед отлетом
Домой вернулся вдруг.
К нам прилетела птица
Проститься. (А.Барто)
Стаи птиц улетают
Прочь за синее море.(К.Бальмонт)
Поздняя осень. Грачи улетели,
Лес обнажился, поля опустели... (Н.Некрасов)
Загадки
Спелые шильце,
Сзади вильце,
Сам мал,
А за морем бывал. (Ласточка)
Мать, отца не знаю,
Но часто называю,
Детей знать не буду,
Чужим буду. (Кукушка)
В болоте плачет,
А из болота не идет. (Кулик)
По поднебесью веревка протянулась. (Журавли)
Пестрая крякушка
Ловит лягушек. (Утка)
Белее снега, чернее сажи,
Выше дома, ниже травы. (Сорока)
Дидактическая игра (А) и упражнение (Б)
А. "Назови одним словом" - дети подбирают обобщающие слова к предложенным группам слов. Цель- закрепить обобщающие слова.
Б. "Кто как поет?" - дети произносят звукоподражательные слова, передающие звуки различных птиц. Цель- закрепить звукопроизношение голосов птиц.
Упражнение на развитие мелкой моторики рук
Покрошить хлеб для птиц.
Пальчикова гимнастика "Птички".
Эта птичка-соловей, Загибают по одному пальчику.
Эта птичка-воробей,
Эта птицка-совушка,
сонная головушка,
Эта птичка-свиристель,
Эта птичка-коростель,
Эта птичка-злой орлан. Машут сложенными крест-накрест ладонями.
Птички, птички, по домам. Машут обеими руками, как крыльями.
(Русская народная потешка)
Труд (А) и индивидуальные физические упражнения (Б)
А. Покормить птиц.
Б. Прыжки с пенечков.
Подвижные игры
"Воробушки и автомобиль".Цель: научить детей бегать в разных направляниях, не наталкиваясь друг на друга.
Ход игры. Начинать движения и менять их по сигналу воспитателя, находить свое место. дети делятся на две команды: одна-"автомобили", другая -"воробушки". По сигналу
"Автомобили!" "автомобили" двигаются по дорожке. -"Воробушки" сидят на обочине. По сигналу -"Воробушки!" -"автомобили" останавливаются и начинают "летать" -"воробушки".
"Птички летают". Цель- науить детей спрыгивать с невысоких предметов, бегать врассыпную, действовать только по сигналу, приучить детей помогать друг другу.
Ход игры. На сигнал "Птички летают!" дети бегают по площадке, изображая птиц. На сигнал "Кот!" "птички" "улетают в сови домики.
"Перелет птиц". Цель- научить детей бегать врассыпную не наталкиваясь друг на лдруга, действовать по сигналу.
Ход игры. Дети-"птицы" собираются на одной стороне площадки. По сигналу "Полетели!" "птицы" разлетаются по всей площадке. По сигналу "Буря!" - летят к деревьям