Карта педагогического сопровождения детей с нарушением речи и задержкой психического развития в условиях группы общеобразовательной и комбинированной направленности ДОО
методическая разработка на тему
Карта педагогического сопровождения детей с нарушением речи и задержкой психического развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podgotovi1.docx | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Подготовил:
Бондаренко Екатерина Николаевна,
воспитатель МБУ детский сад №153 «Олеся»
г.о. Тольятти
Карта педагогического сопровождения детей с нарушением речи и задержкой психического развития в условиях группы общеобразовательной и комбинированной направленности ДОО
- Организационное обеспечение
Нормативно-правовые локальные акты | Внесение в устав пункта по организации база работы с детьми с ОВЗ Образовательная программа Коррекционно-развивающую программу Приказ о создании и положение о ПМПк Договор с родителями |
Организация медицинского обслуживания | Сопровождение врача-психиатра в учреждениях обслуживания здравоохранения |
Организация питания | Без особенностей, по основному меню ОУ |
Организация взаимодействия с родителями | На основе договора |
Организация взаимодействия с МСЭ | На основе договора |
Организация взаимодействия с ПМПК | На основе договора |
Организация взаимодействия с органами социальной защиты | На основе договора |
- Материально-техническое обеспечение
Архитектурная среда | Без особенностей |
Специальное оборудование | Особенности дидактического материала: - доступны и понятны детям, соответствовать их возрастным и психологическим особенностям. - иметь разнообразную наглядность, которая должна нести смысловую нагрузку и соответствовать эстетическим требованиям. - задействовать несколько анализаторов (слухового и зрительного, слухового и тактильного ...). - нести положительную эмоциональную окраску, развивают интерес к новым знаниям, вызывают у детей желание заниматься умственным трудом. -создание кабинетов специалистов, специальной коррекционной зоны в групповой комнате для проведения "коррекционного часа", релаксационного уголка - места, где ребенок может уединиться и отдохнуть |
- Программно-методическое обеспечение
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание.- М.:Просвещение, 2010.
- Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.Н., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – СПб.: КАРО, 2009.
- Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей // в сб. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина А.В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. –М.: Просвещение, 2009.
- Формы и методы организации инклюзивного образования
- Специально организовывать и направлять внимание детей. Полезны все упражнения, развивающие формы внимания.
- Дети нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ребенку неоднократно в одних и тех же условиях.
- Интеллектуальная недостаточность этих детей проявляется в том, что сложные инструкции им недоступны. Необходимо дробить задание на короткие отрезки и предъявлять ребенку поэтапно, формулируя задачу предельно четко и конкретно. Например, вместо инструкции «Составь рассказ по картинке» целесообразно сказать следующее: «Посмотри на эту картинку. Кто здесь нарисован? Что они делают? Что с ними происходит? Расскажи».
- Обязательна церемония «прощания» после работы с педагогом, для поддержания положительного отношения. Любое проявление искреннего интереса к личности такого ребенка ценится им особенно высоко, так как оказывается одним из немногих источников чувства собственной значимости, необходимого для формирования позитивного восприятия себя и других.
- В качестве основного метода положительного воздействия на детей можно выделить работу с семьей этого ребенка.
- Соблюдение охранительного режима (оптимальная физическая и интеллектуальная нагрузка)
- Двигательные разминки, физминутки, игры и упражнения на развитие мелкой моторики, релаксационные упражнения в перерывах между занятиями и на занятиях.
- Пролонгированный дневной сон.
- Использование комплекса методов: словесных, наглядных, практических.
- Дробление материала на части
- Четкие понятные детям инструкции
- Использование схем, алгоритмов
- Закрепление изученного материала в свободной и совместной деятельности
- Ограничение упражнений для шеи, резких наклонов и поворотов головы, интенсивных прыжков, активных подвижных игр.
- Исключение упражнений с длительными статическим напряжением мышц
- Подбор упражнений с предметами разных размеров.
- Использование дыхательных упражнений.
- Ограничение закаливающих процедур.
- Положительная оценка деятельности.
- Снижение критериев оценки.
- Доброжелательность общения
Формы организации инклюзивного образования
Индивидуальные занятия - направлены на развитие и поддержку функциональных способностей ребенка в соответствии с его возможностями.
Организация предметно-развивающей среды - стимулирует развитие самостоятельности, инициативы и активности ребенка, обеспечивает разным детям доступ к развитию своих возможностей.
Взаимодействие с другими детьми в микрогруппах - способствует формированию социальных навыков общения и взаимодействия. Педагоги способствуют взаимодействию детей в микрогруппах, через организацию игровой, проектной и исследовательской деятельности.
Фронтальные формы организации активности детей – для организации инклюзивного процесса больше всего подходит занятие в форме круга – специально организованного, занятия, на котором дети и взрослые играют вместе в особой – спокойной, доверительной атмосфере. В кругу все видят друг друга, могут взглянуть друг другу в глаза, взяться за руки. Традиционность в построении кругов дает ребенку уверенность в безопасности, устойчивости внешнего мира.
Праздники, экскурсии, конкурсы, походы выходного дня - важная составляющая инклюзивного процесса. Они создают позитивный эмоциональный настрой, объединяют детей и взрослых.
- Кадровое обеспечение образовательного процесса
Учитель- логопед - занимается коррекцией отклонений в развитии речи детей. Обследует воспитанников, определяет структуру и степень выраженности имеющихся у них дефектов. Проводит групповые и индивидуальные занятия по коррекции и развитию речи.
Педагог - психолог - его работа направлена на сохранение психического, соматического и социального благополучия воспитанников. Педагог-психолог проводит психологическую диагностику, определяет особенности (умственные, физические, эмоциональные) в развитии воспитанников. Использует в своей работе методы арттерапии, игровой терапии и др.
Воспитатели – проводит планирование (совместно с другими специалистами) и организацию совместной деятельности всех воспитанников группы; обеспечивает индивидуальный подход к каждому воспитаннику с учетом рекомендаций специалистов.
Дефектолог - проводит фронтальные и индивидуальные занятия с воспитанниками, имеющими отклонения в развитии или отстающими от возрастной нормы, а также подгрупповые и групповые занятия, объединяя нормально развивающихся детей и детей с отклонениями в развитии. При необходимости дети с ограниченными возможностями здоровья (отклонениями в развитии) обеспечиваются дополнительно индивидуальными занятиями или занятиями в малой группе – по 2–3 человека.
Музыкальный руководитель - организует и проводит музыкальные занятия, праздники. Знакомится с особенностями детей, разрабатывает под особые образовательные потребности детей специальные приемы и методы, применяет уже известные, с помощью музыкальных средств работает над задачей взаимодействия детей.
Инструктор по физической культуре - проводит физкультурные занятия и во время их проведения полностью отвечает за безопасность воспитанников. Организует разъяснительную работу с родителями по вопросам физического воспитания. Учитывает возрастные особенности и индивидуальные возможности каждого ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическое сопровождение детей с речевыми нарушениями в условиях группы общеобразовательной и комбинированной направленности ДОО
Помоги Айболиту. Интерактивная игра-презентация.Учитель-логопед Саморукова Татьяна Вячеславовна, г. ТольяттиПриготовление овощных и фруктовых соков.Лексическая тема: Фрукты, овощи.Задачи: - Закре...
Конспект подгруппового занятия дефектолога с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи при задержке психического развития
Документ представляет конспект подгруппового занятия дефектолога с детьми среднего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи при задержке психического развития. Лексическая тема: "Весна"....
Формирование представлений о цвете и форме у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в условиях специально организованного обучения
Для полноценного познания окружающего мира ребенка необходимо достичь определенного уровня развития восприятия, научиться обследовать предметы....
Карта педагогического сопровождения детей с нарушением речи
Карта педагогического сопровождения детей с нарушением речи...
Методическая разработка «Синквейн» как эффективный прием в формировании монологического высказывания у старших дошкольников с ограниченными возможностями здоровья (тяжелыми нарушениями речи и задержкой психического развития)
Методический материал подготовили: учитель - дефектолог Е.И. Маевская, учитель - логопед Т.П. СеребренниковаИспользование различных видов деятельности в коррекционно – развивающ...
Коррекционно-педагогическая работа учителя-дефектолога с детьми, имеющими задержку психического развития, в условиях дошкольного учреждения.
Информационный материал может быть использован для выступления на родительском собрании....
Карта педагогическое сопровождение детей с плоско-вальгусной деформацией стопы в условиях группы общеобразовательной и комбинированной направленности ДОО
Организация инклюзивного образования...