Карта педагогического сопровождения детей с нарушением речи
методическая разработка (старшая группа) на тему
Карта педагогического сопровождения детей с нарушением речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
karta_pedegogicheskogo_soprovozhdeniya_detey_s_narusheniem_rechi.doc | 63.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Карта педагогическое сопровождение детей c нарушением речи в условиях группы общеразвивающей и комбинированной направленности ДОО
Выполнил:
Козлова Оксана Анатольевна,
воспитатель д/с № 139 «Облачко»
г.о. Тольятти
Тольятти 2018
Карта педагогическое сопровождение детей с нарушением речи в условиях группы общеобразовательной и комбинированной направленности ДОО
- Организационное обеспечение
Нормативно-правовые локальные акты | Внесение в устав пункта по организации база работы с детьми с ОВЗ Положение об организации инклюзивной практики (локальный акт к уставу) Образовательная программа, включающая Коррекционно-развивающую программу Приказ о создании и положение о ПМПк Договор с родителями |
Организация медицинского обслуживания | Сопровождение врача-психиатра в учреждениях обслуживания здравоохранения |
Организация питания | Без особенностей, по основному меню ОУ |
Организация взаимодействия с родителями | На основе договора |
Организация взаимодействия с МСЭ | На основе договора |
Организация взаимодействия с ПМПК | На основе договора |
Организация взаимодействия с органами социальной защиты | На основе договора |
- Материально-техническое обеспечение
Архитектурная среда | Кабинет учителя-логопеда; сенсомоторные комнаты (темная сенсорная комната, светлая сенсорная комната, комната сенсомоторного развития) |
Специальное оборудование | Настенное зеркало, индивидуальные зеркала, шпатели, средства для их обработки, пособия для логопедической работы с детьми: игрушки, иллюстративный материал, дидактические материалы для развития дыхания и пр. |
- Программно-методическое обеспечение
Основная образовательная программа | От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.-М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ,2010. |
Коррекционные программы учителя – логопеда | Нищева Н. В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)». Нищева Н. Будем говорить правильно.— СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002. Нищева Н. Занимаемся вместе. Средняя группа. Домашняя тетрадь. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004. Нищева Н. Занимаемся вместе. Старшая группа. Домашняя тетрадь.- СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2006. Нищева Н Играйка 1. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. Нищева Н Играйка 2. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. Нищева Н Играйка 3. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. Нищева Н Играйка 5. - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003. Нищева Н. Играйка-грамотейка. — СПб., ДЕТСТВО- Кириллова Ю. Физкультурные упражнения и подвижные игры на свежем воздухе (Для средней логопедической группы. ОНР) - СПб., ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005. Селиверстов В.И. Речевые игры с детьми, М.: Владос, 1994. Туманова ТВ. Формирование звукопроизношения у дошкольников, М.: Гном- пресс, 1999. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009. Кобзарева Л., Кузьмина Т. Ранняя диагностика нарушения чтения и его коррекция. — Воронеж, 2000. Комплексная психолого-логопедическая работа по предупреждению и коррекции школьной дезадаптации / Под ред. Е. Мастюковой. — М., 2002. Корпев А. Нарушения чтения и письма у детей.— СПб., 1997. Лалаева Р., Серебрякова Н. Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи. — СПб., 2001. Левина Р. Основы теории и практики логопедии.— М., 1968. Минаева В. Развитие эмоций дошкольников. Занятия Игры.— М., Аркти, 1999. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи //Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В., Туманова Т.В //Коррекционное обучение и воспитание детей с общим недоразвитием речи. - М.2009. |
Коррекционные программы педагога-психолога | Веракса А.Н, Гуторова М.Ф..-М.:,2011. Практический психолог в детском саду. Волковская Т.Н., Юсупова Г.Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. – М.: Книголюб, 2004. Ганичева И.В. Телесно-ориентированные подходы в психокоррекционной и развивающей работе с детьми.- М., 2004. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста - М.,1996. Катаева Л.И. Коррекционно-развивающие занятия в подготовительной группе: Конспекты занятий. – М.: Книголюб, 2005. Крюкова С.В., Слободяник Н.П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь М, 2007. Коноваленко С.В. Развитие познавательной деятельности у детей от о до 9 лет - М.. 1998. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. Практическое пособие для психологов, педагогов и родителей. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2002. Погудкина И.С. Работа психолога с проблемными дошкольниками: Цикл коррекционных занятий. – М.: Издательство «Книголюб», 2007. Полякевич Ю.В., Осинина Г.Н. Формирование коммуникативных навыков у детей 3-7 лет. Модели комплексных занятий.-Волгоград:Учитель, 2014. Садовникова И.Н. Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма: Пособие для логопедов, учителей, психологов дошкольных учреждений и школ различных типов. – М.: АРКТИ, 2005. Самоукина И.В. Игры в школе и дома: психотехнические упражнения и коррекционные программы - М..1993. Сиротюк А. Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. – М.: ТЦ Сфера, 2005. ЧередниковаТ.В, Тесты для подготовки и отбора детей в школы. Peкомендации практического психолога. - C-Петербург, 1996. Проблемные дети:основы диагностической и коррекционной работы психолога/Н.Я.Семаго,М.М. Семаго.-М.2003 Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение ОНР у детей дошкольного возраста.–М., 2005 Специальная психология/под.ред.В.И.Лубовского.М.2005. Лютова Е.К. Монина Г.Б. Психокоррекционная работа.М.2000. Ильина М.Н. Подготовка к школе..Питер,2007. Диагностика в детском саду..Ростов н/Д: «Феникс»,2004. Дробинская А.О. Ребёнок с задержкой психического развития .М.:Школьная пресса,2005. Панфилова М.А. Игротерапия общения.М.2000. Алябьева Е.А. Психогимнастика в детском саду. М.:ТЦ Сфера,2003. Ткач Р.М. Сказкотерапия детских проблем.СПб.2008 Хухлаева О.В. Хухлаев О.Е Тропинка к своему Я. М.2005 Психолог в дошкольном учреждении/подред.Т.В.Лаврентьевой. Образцова Т.Н. Психологические игры для детейМ.2005 Арцишевская И.Л. Работа психолога с гиперактивными детьми. Катаева Л.И. Работа психолога с застенчивыми детьми. М.2005 Шарохина К/Р занятия в старшей группе. М.2005 Катаева Л.И. К/Р занятия в подготовительной группе. М.2005 ПогудкинаИ.С. Работа психолога с проблемными дошкольниками М.2007 ИльинаМ.В. Развитие вербального воображения. М.2005 Широкова Г.А. Справочник дошкольного психолога. М.2006 |
Коррекционные программы инструктора по физической культуре | Степаненкова Э. Я. Методика физического воспитания. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника», М.,2005 Степаненкова Э. Я. Физическое воспитание в детском саду М: Мозаика-Синтез, 2005 Глазырина Л.Д. Физическая культура – дошкольникам. М.: Владос, 2002 Козырева О.В. Оздоровительно-развивающие игры для дошкольников. М.: Просвещение, 2007 Тимофеева Е.А. Подвижная игра с детьми младшего дошкольного возраста. – М., 1979 Вавилова Е.А. Учите детей прыгать, бегать, лазать. – М., 1983 Вавилова Е.А. Развивайте у дошкольников силу, ловкость, выносливость. – М., 1981 Лескова Т.П. Бусинская П.П. Общеразвивающие упражнения в детском саду. – М., 1981 Рунова М.А. Двигательная активность в детском саду. – М., 2000 Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С. Физкультурно-оздоровительная работа. – Волгоград, 2010 Кириллова Ю.А. «Примерная программа физического образования и воспитания детей логопедических групп с ОНР с 3 до 7 лет». Изд-во «Детство – Пресс», 2013 Кириллова Ю.А, М.Е. Лебедева, Н.Ю. Жидкова «Интегрированные физкультурно – речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет», Санкт – Петербург, «Детство – Пресс» 2005 Нищева Н.В. «Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР», Изд-во «Детство – Пресс», 2007 |
- Формы и методы организации инклюзивного образования
Основной формой коррекционного обучения для детей с ОНР в детском саду являются логопедические занятия, на которых систематически осуществляется развитие всех компонентов речи. Программа воспитания и обучения детей с нарушениями речи предполагает решение коррекционных задач в форме:
- фронтальных (подгрупповых);
- индивидуальных;
- микрогруппами.
Занятия проводятся логопедом после того, как проходит обследование детей группы в начале года.
Фронтальные (подгрупповые) - позволяют эффективно решать те задачи развития речи и коррекции ее недостатков, которые являются приоритетными для всех или большинства воспитанников группы. Данный вид занятий формирует у них умение войти в общий темп работы, следовать общим инструкциям, ориентироваться на лучшие образцы речи.
Опора на игру как ведущий вид деятельности дошкольников и обязательное включение разных видов игр в логопедические занятия обеспечивают выраженный позитивный эффект как в преодолении речевых нарушений, так и в развитии познавательных психических процессов.
Фронтальные занятия в зависимости от конкретных задач и этапов коррекции речи подразделяются на следующие типы:
- занятия по формированию лексико – грамматических средств языка и связной речи;
- занятия по формированию правильного звукопроизношения;
- обучение элементам грамоты;
Занятия в микрогруппах представляют логопеду возможность варьировать их цели и содержание в зависимости от задач коррекционной работы, речевых и индивидуально – типологических особенностей воспитанников. Данный подход помогает дифференцированно работать с детьми, недостатки которых выражены в основном в звуковой стороне речи. Так же на занятия в микрогруппах происходит закрепление лексико – грамматических категорий, работа по развитию фонематического слуха и формированию фонематического восприятия.
Индивидуальные занятия составляют существенную часть рабочего времени учителя-логопеда в течение каждого дня. Они позволяют осуществлять коррекцию речевых и иных недостатков психофизического развития, глубоко индивидуальных для каждого воспитанника.
Основная задача индивидуальных занятий заключается в первоначальном формировании звуковой стороны речи, что включает в себя комплекс подготовительных артикуляционных упражнений, коррекцию произношения дефектных звуков, слоговой структуры слова, развитие фонематического слуха и формирование фонематического восприятия.
Наглядные методы
• обследование предметов (зрительное, тактильно-кинестети
ческое, слуховое, комбинированное);
• наблюдения за предметами и явлениями окружающего мира;
• рассматривание предметных и сюжетных картин, фотографий.
Словесные методы
• речевая инструкция, беседа, описание предмета;
• указания и объяснение как пояснение способов выполнения
задания, последовательности действий, содержания;
• вопросы как словесный прием обучения (репродуктивные,
требующие констатации; прямые; подсказывающие).
5.Кадровое обеспечение образовательного процесса
1.Педагог, имеющий соответствующую квалификацию для работы в соответствии со спецификой ограничения здоровья детей с ТНР, из расчета не менее одной должности на группу детей.
2.Учитель-логопед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушением зрения
Разработанная в нашем дошкольном учреждении система взаимодействия психологической службы ДОУ, педагогов, специалистов и родителей позволяет проследить темп и особенности развития и коррекции всех сто...
Карта педагогического сопровождения детей с нарушением речи и задержкой психического развития в условиях группы общеобразовательной и комбинированной направленности ДОО
Карта педагогического сопровождения детей с нарушением речи и задержкой психического развития...
Психолого-медико-педагогическое сопровождение детей, имеющих нарушения речи в системе коррекционно-логопедической работы
Материал интересен для педагогов-психологов, учителей-логопедов и для дефектологов. В данной статье освещаются цель, задачи и принципы создания единого коррекционного пространства для детей с ОВЗ, а т...
Психолого-педагогическое сопровождение дошкольника с нарушениями речи.
Сопровождение детей с нарушениями речи в дошкольном учреждении....
Обеспечение комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями слуха и тяжелыми множественными нарушениями речи в дошкольном образовательном учреждении
В дошкольном образовательном учреждении с функционирующими комбинированными группами для детей с ОВЗ осуществляется формирование службы психолого-педагогического сопровождения. Задачами специали...
Консультация для педагогов. Тема: "Особенности психолого-педагогического сопровождения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата ".
Представлен алгоритмм сопровождения семьи воспитывающей ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата...
Особенности педагогического сопровождения детей с нарушениями речи
Для работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, необходима обоснованная педагогическая стратегия. Для ее создания необходимо знать и понимать причины, вызывающие у детей речевые нарушения и особ...