Самообразование: «Конструктивно-модельная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»
календарно-тематическое планирование по конструированию, ручному труду (подготовительная группа)

Самообразование: «Конструктивно-модельная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»

 

 

Актуальность выбранной темы:

   На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.

Под конструктивно-модельной деятельностью принято понимать создание разных

конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов,

изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (ветки, шишки, камни и

т. п.) и бросового (картонные коробки, катушки и т.п.) материала. Она способствует

развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных

мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления

собственным поведением.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию на ___________учебный год

«Конструктивно-модельная деятельность как средство

всестороннего развития дошкольников»

Тема: «Конструктивно-модельная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»

Цель:

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и

компетентности; изучить особенности конструктивно – модельной деятельности, как

средства развития творческой активности у дошкольников.

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путем изучения необходимой литературы, посещение курсов повышения квалификации.
  2. Разработать перспективный план работы с детьми.
  3. Пополнение предметно-развивающей среды группы
  4. для конструктивно-модельной деятельности.
  5. Подготовить консультацию для педагогов на тему: «Конструктивно-модельная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»

  1. Актуальность выбранной темы:

На сегодняшний день активность ребенка признается главной основой его развития – знания не передаются в готовом виде, а осваиваются детьми в процессе совместной деятельности, организуемой педагогом. Одним из видов деятельности, в которой в полной мере проявляется творческая активность ребенка, является конструктивно-модельная деятельность.

Под конструктивно-модельной деятельностью принято понимать создание разных

конструкций и моделей из строительного материала и деталей конструкторов,

изготовление поделок из бумаги, картона, различного природного (ветки, шишки, камни и

т. п.) и бросового (картонные коробки, катушки и т.п.) материала. Она способствует

развитию мелкой моторики и накоплению сенсорного опыта для формирования сложных

мыслительных действий, творческого воображения и механизмов управления

собственным поведением.

Виды конструирования.

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее восприятие и развитие. Одним из основных видов является конструирование и ручной труд. Конструирование (от латинского слова construere) означает приведение в определённое взаимоположение различных предметов, частей, элементов.

Детское конструирование обозначает процесс сооружения построек, таких конструкций, в которых предусматривается взаимное расположение частей и элементов, способы их соединения. Занятия конструктивной деятельностью создают основу для полноценного содержательного общения детей между собой и со взрослыми. Кроме того, конструктивное творчество выполняет терапевтическую функцию: отвлекает детей от грустных мыслей, событий, снимает нервное напряжение, страхи, вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние.

Как правило, процесс конструирования проходит в форме игры, дабы заинтересовать дошкольника. Особенностью игр со строительным материалом является то, что в их основе лежат конструктивные умения и способности, вследствие чего они в большей степени, чем какие-либо другие виды детской игры, приближаются к созидательной продуктивной человеческой деятельности. Конструктивная деятельность ребенка - достаточно сложный процесс: ребенок не только практически действует руками и воспринимает возводимую постройку, но и обязательно при этом мыслит. Это одна из самых интересных видов деятельности для детей дошкольного возраста: она глубоко волнует ребенка, вызывает положительные эмоции. В работе с дошкольниками применяется два вида конструирования - это техническое и художественное.

  • К техническому конструированию относятся конструирование из строительного материала, деталей конструктора.
  • К художественному конструированию относятся конструирование из бумаги, картона, различного природного (мох, ветки, шишки, камни и т. п.) и бросового (картонные коробки, деревянные катушки, резиновые шины, старые металлические вещи и т. п.) материалы.

В процессе целенаправленного обучения конструированию осуществляется умственное, нравственное, эстетическое, трудовое воспитание детей, развиваются умения анализировать предметы окружающего мира, самостоятельность мышления, творчество, художественный вкус. Формируются ценные качества личности (целеустремленность, настойчивость, умение налаживать деловые отношения). Обучение детей конструированию имеет большое значение в подготовке детей к успешному обучению в школе. У детей формируются обобщенные представления о предметах. Конструктивная деятельность развивает умение тесно связывать приобретённые знания с их использованием.

Формы конструирования

  • Конструирование по образцу. Используется подражательная модель, когда дети повторяют все этапы конструирования за воспитателем. Сперва воспитатель демонстрирует в медленном темпе и с подробными объяснениями всю последовательность работ начиная от изготовления деталей конструкции и до финального готового образца. Затем к работе приступают дети, выполняя конструирование самостоятельно и с поправками воспитателя.
  • Конструирование по модели — это более сложный вид конструирования. Обычно этот вид применяется уже после конструирования по образцу. Детям демонстрируется готовое изделие, но не сам способ изготовления. Предлагаются инструменты, материалы и творческая задача изготовить нечто подобное самостоятельно. Например, можно предложить воспитанникам самостоятельно сделать модель машинки из бумаги.
  • Конструирование по условиям. При этой форме работы детям описываются некие характеристики объекта, но наглядная модель не приводится. Например, дошкольники построили домик из строительного конструктора, и воспитатель предлагает построить теперь гараж по соседству с этим домиком. Задаются условия: подъездная дорожка, большие ворота, площадь для размещения игрушечной машинки. Дети могут решить самостоятельно, как будет выглядеть объект, но они должны обязательно выполнить заданные воспитателем требования к строению.
  • Конструирование по чертежам и наглядным схемам. В этом случае конструирование объекта идёт по схематическому рисунку с устными пояснениями воспитателя. Эта форма приучает детей понимать, что на плоском схематическом изображении лежит отражение объёмного объекта, учит читать схемы и понимать соотношения схем и объектов (масштаб, пропорции и т. д.). В процессе работы с большой вероятностью могут возникнуть затруднения, связанные с пространственным ориентированием и сложностью этой формы конструирования, поэтому начинать следует с простых схем, заранее подготовленных несложных шаблонов, попутно разъясняя детям новые геометрические понятия и взаимосвязи.
  • Конструирование по замыслу. Эта форма требует понимания абстрактных понятий, свойств и функционального назначения объектов. На этапе работы с этой формой конструирования дети переходят на уровень самостоятельного моделирования объектов. Перед ними стоит задача: не повторить показанный объект, а задумать иной и воплотить свой замысел. Например, самостоятельно придумать объект любого назначения и выполнить его из доступных материалов.
  • Конструирование по теме представляет собой разновидность конструирования по замыслу, в которой задаётся конкретная тема (класс объектов) для конструирования. Тема может звучать, например, как «Здания» или «Машины». Во всём остальном (детализация объекта, выбор материала и техники работы и т. д.) ребёнок свободен принимать самостоятельные решения.
  • Каркасное или модульное конструирование. Эта сложная форма конструирования очень требовательна к рабочим материалам. Специальный материал должен позволить ребёнку работать отдельно с каркасом и иными деталями конструкции, определяющими её внешний облик или иные свойства. Таким материалом может быть строительный конструктор, позволяющий выстроить сначала форму здания (несущие конструкции), а потом модифицировать одну и ту же форму в здания разного назначения (жилое, офисное, производственное). Для работы подойдёт также автомобильный конструктор, сперва дающий возможность построить ходовую часть (несущую раму с колёсами), а потом с использованием ряда произвольных элементов (кузов, кабина) менять назначение автомобиля. Модульное конструирование позволяет понять принципы разделения объекта на составные части конструкции с разным функциональным назначением, разными ограничениями и возможностями, разным влиянием на прочность и внешний вид.

  1. Перспективный план работы:

Период

Тема

Цель

Содержание

Работа с родителями

Сентябрь

Изучение методической литературы

Повысить свой профессиональный уровень по теме

Организация образовательного процесса и развивающей предметно- пространственной среды

Консультация:

Развитие конструктивного воображения у детей дошкольного возраста

Октябрь

«Сова» (из природных материалов)

Уметь видеть особенности природного материала, соотносить с признаками окружающих объектов. Воспитывать познавательный интерес.

Рассматривание игрушек, иллюстраций с изображением совы. Просмотр мультфильма «В гостях у тетушки Совы».

Консультация «Конструирование — пустое развлечение или полезная, развивающая деятельность»

Ноябрь

«Хризантема – символ дружбы»

Создание цветка - сувенира к Дню народного единства.

Развивать навыки работы с бумагой.

Способствовать эмоциональному, духовно-нравственному и интеллектуальному развитию.

Рассматривание иллюстраций, альбомов «День народного единства»

Беседа: «Что такое доброта?»

Консультация

«Роль продуктивных видов деятельности с детьми в нравственно – патриотическом воспитании»

Декабрь

«Ёлочные игрушки» из картонных коробок.

Уметь пользоваться шаблонами при подготовке деталей аппликации. Развивать фантазию в изготовлении новогодних игрушек.

Беседа на тему «Ёлочные игрушки: какие они?» Чтение стихотворений про ёлочные игрушки.

Консультация для родителей

«Работа с природным и бросовым материалом в ДОУ»

Январь

Конструирование из строительного материала «Двухэтажный дом» (по образцу)

Учить детей сооружать высокие постройки с перекрытиями, по образцу определять, из каких деталей сделаны отдельные части постройки, в какой последовательности её выполнять, познакомить с понятием «фундамент».

Рассматривание различных видов построек.

Изготовление совместно с родителями макетов из бросового материала

Февраль

«Подарок папе» Конструирование из бумаги рубашка для папы

Закреплять умение складывать квадрат пополам, делать надрезы, соединять и склеивать их.

Беседа: «Наши защитники!»; Рассматривание иллюстраций с изображением военных.

Консультация «Конструирование в семейном воспитании детей дошкольного возраста"

Март

«Ваза для цветов»

(подарок маме)

Вызвать желание приготовить подарок маме к празднику 8 Марта; закреплять технические навыки при работе из бросового материала.

Беседа: «Наши мамочки самые любимые»; Рассматривание семейных фотографий с изображением мам.

Копилка советов для родителей

«Мастерим вместе с детьми дома»

Апрель

Конструирование из бумаги «ракета» (по образцу)

Закреплять умение складывать квадрат пополам, разрезать, соединять и склеивать.

Беседа «Космос»

Изготовление совместно с родителями макетов из бросового материала:

Май

Напольный

строительный

материал

(по замыслу)

Учить сооружать постройку в соответствии с размерами игрушки, для которой она предназначается, упражнять детей в употреблении слов длинный, спереди, сбоку, слева, справа.

Загадывание загадок.

Выставка детских работ.

  1. Список используемой литературы:
  • Куцакова Л. В. Конструирование и ручной труд в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада: Из опыта работы. – М.: Просвещение, 1990.
  • Лиштван З. В. Игры и занятия со строительным материалом в детском саду. Изд. 3-е, доп. М., Просвещение, 1971.
  • Шайдурова Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: Справочное пособие, - М.: ТЦ Сфера, 2008

  1. Курсы повышения квалификации

  1. Посещение открытых мероприятий, семинаров в ДОУ (по данной теме)

  1. Отчет о проделанной работе


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»

«Проектная деятельность как средство всестороннего развития дошкольников»Колчанова Е.В.Филиал №1 МАДОУ «Верхнекетский детский сад» Верхнекетского района Томской области.р.п. Белый Яр.С самого ро...

Консультация для воспитателей "Продуктивная деятельность как средство всестороннего развития дошкольника"

Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. ...

Концепция педагогической деятельности на тему: «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития дошкольников»

Современные дошкольные учреждения ищут новые гуманистические, личностно - ориентированные подходы к воспитанию и развитию ребёнка. Сегодня многие педагоги озабочены поисками нетрадиционных путей в тво...

Самообразование. Тема: «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника»

Театр– это средство эмоционально-эстетического воспитания детей в детском саду. ...

Методическая разработка по теме "Использование театрализованной деятельности, как средство всестороннего развития дошкольников с ОНР"

Всестороннее речевое развитие детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи средствами театарлизованной деятельности....

«Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития дошкольников »

. Одним из видов детской деятельности широко используемой в процессе воспитания и всестороннего развития детей является театрализованная деятельность....

План самообразования «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника (средняя группа)

laquo;Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития личности дошкольника (средняя группа)...