Занятие с элементами тренинга "Моё государство"
план-конспект занятия на тему

Петухова Наталья Анатольевна

Расширился коллектив педагогов. Началась адаптация. Появились проблемы взаимодействия. Несмотря на то, что материал рассчитан на подростков, сработало отлично!!! Оказывается педагоги как дети...

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moe_gosudarstvo.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы  

«Школа с углубленным изучением отдельных предметов № 1391»

        

        

Конспект занятия с элементами тренинга

Тема: «Моё государство»

Категория участников:  педагоги детского сада

                                                                                             подготовила и провела

                                                                                        педагог-психолог высшей

                                                                                 квалификационной категории                          

                                                                                                     Петухова Н.А.  

                                                          г. Москва      

                                                             2014 г.

Цели: создание положительного психологического климата в коллективе, формирование конструктивных навыков общения, умения контролировать собственные психологические границы.

Материалы: цветные карандаши, пластилин, бумага, ножницы, белый картон, кружочки из белого картона небольшого диаметра (около 4–5 см).

Время: от 30 минут.        

Предварительная подготовка: нарисовать на ватмане (куске обоев, большом листе бумаги) контуры материка, обозначить реки, озера, леса, города, деревни и другие возможные географические объекты.

ИНСТРУКЦИЯ

ИИИИИИНСТРУКЦИЯ

Друзья мои! Перед нами — карта какого-то материка. Давайте рассмотрим ее.

(Ведущий обсуждает с участниками  условные обозначения, нанесенные на карту. Важно, чтобы участники понимали, что значит тот или иной символ.)

Это очень древние земли, о которых существует одна легенда. Я расскажу ее вам.

Некогда жили здесь дружные люди, которые всё делали вместе: трудились, отдыхали, радовались и грустили. Но однажды молодой охотник пошел в лес и нашел там дивный цветок, каких никогда не видели в тех краях. Он сорвал его и принес своей невесте. А невеста сказала ему: «Ничего отвратительнее я не видела никогда. Уходи и не приходи больше!» И она прогнала юношу… Охотник ушел и выбросил цветок. Но каждый, кто потом находил этот цветок, становился злым и не мог ни с кем общаться. Люди

не могли жить друг с другом и постепенно покидали эти места. Страна опустела…

Теперь перед нами пустые земли, которые нам предстоит заселить.

Ведущий раздает каждому участнику карандаши, белый картон, ножницы, пластилин и просит нарисовать или вылепить знак, который символизировал бы их владения. Участники выполняют задание.

Теперь разместите свои знаки на карте так, чтобы вам было приятно на них смотреть. Почему вы разместили их именно здесь? Сколько места вы себе отвели? Обозначьте границы своих владений.

Ведущий предлагает участникам взять карандаши, пластилин, краски и обозначить свою территорию.

Кто оказался вашими соседями? Приятно ли вам находиться рядом с ними? Чувствуете ли вы себя в безопасности в своей стране? Что бы вам сейчас хотелось сделать?

Ведущий просит участников что-то изменить на карте, чтобы стало комфортно. Можно просто сказать об изменениях, не выполняя никаких действий. Полезно отметить, какие изменения предлагает внести участник: изменяет ли что-то на своей территории или покушается на чужую. Во время обсуждения можно затронуть эту тему: можем ли мы изменять чужое пространство, или нужно уметь организовывать

собственное пространство для поддержания личного благополучия? Можно сформулировать вопрос об ответственности: кто отвечает за наше психологическое благополучие?

Теперь, когда мы обозначили наши границы, отметили чужие некомфортные влияния, нам нужно свои государства «обжить». Какие объекты есть в любом государстве – созданные руками людей (города, магазины, школы и пр.) или природного происхождения (горы, реки, леса)? Можете предложить свои, самые фантастические объекты.

 2013 ШКОЛЬНЫЙ ПСИХОЛОГ

61 

В одной группе, например, участники говорили о наличии области мечтаний, о тоннелях в будущее и пр. Ведущий выслушивает ответы участников, составляет список объектов (столица, обычные города, деревни, леса, производство, добыча каких-то полезных ископаемых, электростанции, магазины, музеи и пр.).

Молодцы! Теперь перед нами стоит такая задача: понять, что есть в вашем государстве, и каким-то образом это там разместить. Для этого нам понадобятся белые кружочки, на которых мы будем рисовать символы наших объектов. Итак, подумайте, что есть в вашем государстве, обозначьте это каким-нибудь символом и разместите на карте своего государства. Вы можете поместить сколько угодно объектов, они могут быть разными или одинаковыми.

Участники выполняют задание, ведущий помогает в случае необходимости.

Наши государства приняли «обжитой» вид. Пожалуйста, расскажите, что появилось на ваших картах.

Ведущий просит каждого участника провести экскурсию по своему государству.

Спасибо за ваши рассказы! Сейчас, когда мы представляем, что есть у каждого в стране, продолжим играть дальше.

Нравятся ли вам ваши государства?

Чувствуете ли вы себя в них уютно и защищённо?

Какое впечатление произвели на вас другие государства?

Что вам в них понравилось, что не понравилось, запомнилось, удивило?

Эту информацию полезно также записать, так как она может пригодиться для дальнейшего анализа.

Как вы считаете, если вам хорошо и комфортно в ваших странах, значит ли это, что они нравятся вашим соседям? Давайте попробуем сделать следующее: каждый скажет своему соседу, что не нравится в его государстве. Говорить будем корректно и вежливо. Так, например: «Твой объект… меня беспокоит, потому что… (находится рядом с границей,

слишком шумный, будет загрязнять воздух и пр.)».

После этих слов вы должны достигнуть оптимального варианта размещения или работы вашего объекта, чтобы не мешать соседям: убрать объект в другое место или договориться относительно характера работы (например, клуб, размещенный на границе государств, будет работать только днем, и пр.). Вы можете придумать любой вариант, который устраивал бы обе стороны.

Подобная процедура проводится со всеми соседями, должен быть найден оптимальный вариант размещения или функционирования объектов. Очень полезно бывает выписывать на доске «сомнительные» объекты в каждом государстве, поскольку это может пригодиться для дальнейшего анализа. Бывает, что у кого-то из участников не оказывается соседей. В этом случае можно обсудить, почему он оказался так далеко от других, каким образом он осуществляет связи с внешним миром, как могут другие проникать в его государство или оно полностью закрыто для посещений.

Во время переговоров помните: каждому должно быть комфортно — как соседям, так и хозяину. Поэтому прислушивайтесь к своим ощущениям, будьте к себе внимательными.

Итак, всем ли понятна цель наших дальнейших действий?

Ведущий должен достичь необходимого уровня понимания цели игры: научиться заботиться о собственном и чужом благополучии. В некоторых группах полезно ограничивать время проведения переговоров, вводя штрафные санкции. Например,

если за 5 минут стороны не смогли договориться, прийти к компромиссу, то обязаны отдать каждый по одному своему объекту. Роль судьи в данном случае может взять на себя либо ведущий, либо наиболее авторитетный в группе участник (при условии сплоченной группы). Какие объекты стороны готовы отдать, также может быть зафиксировано ведущим для дальнейшей работы. Когда все участники выступят в роли дипломатов и будет достигнут определенный уровень согласия, можно заканчивать эту часть игры.

Итак, посмотрите на нашу карту: какие чувства и мысли у вас возникают? Может быть, что-то смущает вас, радует или удивляет? Сильные ли изменения произошли в нашем мире? Почему так получилось?

Интересно сфотографировать карту до и после переговоров — это придает обсуждению большую остроту, заставляет активнее включаться в процесс обсуждения.

Мы с вами закончили первую часть игры. Давайте теперь перейдем к другой части — психологической.

Как вам известно, личность человека часто сравнивают с государством, страной, городом. Как вы считаете, почему?

Ведущий выслушивает ответы участников, подводит итог.

Вы совершенно правильно сказали, что наш внутренний мир состоит, как и государство, из множества частей: эмоций, мыслей, ощущений и пр. Давайте подумаем, что значит и чем является каждый объект в вашем государстве в переводе на язык психологии?

С чем он ассоциируется в вашем внутреннем мире? Например, электростанция — это энергия, ваши жизненные силы,  клуб — это веселье, город — общение,

горы — уединение или достижение и пр. Сейчас я предлагаю вам составить список психологических ассоциаций с объектами вашей страны.

На этом этапе работа может проходить либо в индивидуальном порядке, либо в группе, когда составляется список ассоциаций для всех задействованных объектов стран.

Отлично, ваши списки готовы. Давайте теперь посмотрим на наши страны: что находится у нас на границе, а что спрятано далеко внутри? Насколько это похоже на вашу жизненную ситуацию? Действительно ли вы предъявляете людям одни качества и

прячете другие? Почему так происходит, как вы считаете? Какие ваши качества вызывают дискомфорт у других людей, нарушают их личные границы? По поводу каких объектов у вас возникли несогласия с соседями? Отражает ли это существующую психологическую реальность? С каким качеством,  вы готовы расстаться (если были применены штрафные

санкции в ходе игры)?

В ходе данного обсуждения ведущий подводит участников к мысли, что существуют «пограничные» качества, с помощью которых человек взаимодействует с внешним миром, но которые могут по ряду причин вызывать дискомфорт у других людей. Но есть и глубинные черты, которые люди зачастую пытаются скрыть. Также следует сказать, что общение с другими людьми происходит на «границе контакта» (термин Ф. Перлза) и для успешного взаимодействия нужно уважать чужие границы.

Данная игра представляет собой попытку проиллюстрировать это понятие и дать участникам  почувствовать, что наше поведение нередко снижает эффективность «контакта».

ОБСУЖДЕНИЕ

  • Что понравилось /не понравилось в игре?  
  • Какие чувства возникали во время игры?
  • Что показывает эта игра?
  • Что нового о себе вы  узнали?
  • Похожи ли результаты игры на вашу жизненную ситуацию?
  • Что было самым трудным/легким в игре?
  • Что было труднее: говорить о том, что вас не устраивает в ваших соседях, или договориться об оптимальном варианте размещения объектов?
  • Какие основные выводы вы можете для себя сделать?
  • Чем удивила вас эта игра?
  • Как вы считаете, что символизировал цветок из легенды?
  • Почему люди не смогли жить друг с другом?

Источник: материалы журнала «Школьный психолог» 2013г. №1

  • КОММЕНТАРИЙГР

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно-речевое занятие "Таинственное царство, лесное государство"

НОД по познавательно-речевому развитию детей. Расширяет представления детей о раститеьном и животном мире при помощи семантического поля.  Активность ребёнка по отношению к усвоению языка вы...

Тематическое занятие "В птичьем царстве-государстве"

Музыкальное тематическое занятие с использованием презентации...

Конспект занятия "В бумажном царстве - государстве"

Конспект совместной деятельности художественного конструирования«В бумажном царстве-государстве»...

Конспект занятия: «Грибное царство, ягодное государство».

Конспект занятия по экологии для детей 6-7 лет....

Конспект занятия «В бумажном царстве-государстве»

Конспект занятия «В бумажном царстве-государстве»...

Конспект занятия по теме "Символы государства Российского"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважение к своей Родине, гордости за...

Конспект занятия с элементами опытно-экспериментальной деятельности «В Солнечном Царстве, в Звездном государстве»

Цель: создать условия для закрепления знаний в творческой и исследовательской деятельности посредством опытно-экспериментальной деятельности. Обобщить знания детей о космосе, Солнечной системе, науке ...