Познавательно-речевое занятие "Таинственное царство, лесное государство"
методическая разработка по развитию речи (старшая группа) по теме
НОД по познавательно-речевому развитию детей. Расширяет представления детей о раститеьном и животном мире при помощи семантического поля.
Активность ребёнка по отношению к усвоению языка выражается в словообразованиях, умении подобрать нужное слово в соответствии с заданным условием. Работа над словом - исходной единицей языка - занимает одно из самых важных мест в общей системе работы по развитию речи.
Поэтому в работе с детьми мной используются карты «Семантическое поле».
Они способствуют развитию восприятия и систематизации слов. В связке с наглядной мультимедийной презентацией занятие с детьми становится доступным, познавательным и интересным.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_les.docx | 32.28 КБ |
semanticheskoe_pole.docx | 146.68 КБ |
foto_semanticheskoe_pole.docx | 404.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по познавательно-речевому развитию
детей старшей группы.
Тема: "Таинственное царство, лесное государство"
Цель:
Создать условия для формирования у детей обобщенного представления о лесе и его обитателях.
Задачи:
- Расширять представления детей о растительном и животном мире с помощью семантического поля
- Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки объектов и явлений природы
- Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе
Предварительная работа:
Рассматривание картинок с изображением леса, деревьев, лесных грибов, ягод и цветов, животных, насекомых и птиц, сравнение и выделение их характерных признаков.
Беседы «Лес и здоровье», «Мы – часть природы», «Кто заботится о лесе». Отгадывание загадок, заучивание пословиц о лесе. Наблюдение за деревьями и насекомыми во время прогулок. Рисование, лепка и аппликация на лесную тематику. Чтение рассказов: Верзилина «Деревья в лесу», «В лесу»; Дмитриева «Кто охраняет поляну», «Враги леса»,
Соколова-Микитова «Сосна»
Материалы: Карта «семантическое поле слова «Лес»»; конверты с игровыми заданиями от белки, ёжика, пчёлки, сороки и зайчика; вырезные листья разных деревьев; картинки с изображением разных деревьев; корзинка; картинки с изображением грибов; мячик; медали для награждения детей.
Словарная работа: опушка, мох, валежник, кузовок, браконьеры
Ход занятия:
Организационный момент:
"Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся"
Я улыбнусь вам, и вы улыбнитесь друг другу, чтобы у нас с вами весь день было хорошее настроение
Наше правило - " Каждый день всегда, везде, на занятиях, в игре - смело, чётко говорим и тихонечко сидим!
- Ребята, мы сегодня с вами поговорим о таинственном царстве – государстве, а что это за царство вам предстоит отгадать.
Весной и летом оно зелёное, осенью – золотое, зимой – белое. Там можно услышать пение птиц, туда с корзинками ходят люди за грибами, там свежий, прохладный воздух. Догадались, что это? (лес)
- Правильно ребята, мы сегодня поговорим о лесе. А что же это такое, лес? Лес, это то место, где растёт много цветов, грибов, трав, ягод и, конечно же деревьев.
- Ребята, дедушка лесник нам прислал волшебную картину леса, чтобы вы полюбовались таинственной лесной красотой и всем богатством леса.
(показ чистого экрана)
- Вы что-нибудь видите на картине? (нет) А ведь я сказала, что это необычная картина, волшебная. Увидеть её можно только тогда, когда вы представите лес в своём воображении. От вашего воображения картина оживёт.
Давайте попробуем, итак, что растёт в лесу? (ответы детей)
(дети называют, что растёт в лесу и их ответы появляются на экране)
- Давайте поздороваемся с лесом.
Здравствуй лес, зелёный лес, полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою ночью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре, весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится? Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи: ты же видишь – мы свои.
- Лес – это часть природы всей нашей земли, а деревья, трава, грибы, ягоды, насекомые, птицы и звери – это часть леса. Чтобы побольше узнать о лесе, что входит в понятие «лес» и чтобы всё хорошо запомнить, мы с вами сегодня создадим карту слова «лес».
Итак, в самый центр мы помещаем пока только одну, самую главную картинку, картинку леса, а потом постепенно появятся другие картинки на нашей карте.
- Лес это дом для дедушки лесника, он в нём живёт, ухаживает за ним и охраняет его. В лесу по соседству живут самые разнообразные растения и животные. Дом начинается с коридора (прихожей), лес начинается с опушки. Опушка леса – это коридор. На опушке мало деревьев, зато много солнца. Входим в лес и идём по мягкому, пёстрому, разноцветному ковру. Что это за ковёр такой, кто догадался?
Правильно, это трава, цветы. У каждого обитателя леса есть свои отдельные комнаты, их жилища. Также для жителей леса, лес является столовой.
Лес кормит своих жителей. В лесу много животных, птиц и насекомых.
Они питаются различными частями растений: листьями, плодами, корой, почками, кореньями, травой, ягодами и грибами. Леснику и лесным жителям в лесу совсем не скучно, потому что весь лес наполнен музыкой и пением. Как вы думаете, откуда в лесу музыка?
- Правильно, птичьи голоса и пение, жужжание, писк и стрекотание насекомых – всё это лесная музыка. Ну а если дедушка лесник устанет и захочет присесть, или грибник какой-нибудь захочет отдохнуть, на этот случай в лесу есть стульчики – пеньки, большие пни могут послужить столом, мягкий мох постелью. Вот и получается, что лес очень похож на наш с вами дом.
А ещё лесник свой лесной дом называет многоэтажным. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
- Самый верхний этаж – это самые высокие деревья, сосны и дубы, пониже этаж – это рябины и берёзы, ещё ниже этажом располагаются кусты, а самый нижний этаж – это травы, цветы, ягоды и грибы (показ схемы этажей)
- Ребята, вот мы говорим, что в лесу много деревьев и располагаются они на разных этажах, а названия деревьев то вы знаете, как они называются?
Вы подготовили загадки о деревьях, давайте отгадывать.
Кто первый загадает?
Что за дерево растёт?
Снег в июле нам несёт.
Снег же тот не тает, в воздухе летает (тополь).
Что же это за девица?
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год? (ёлка)
У меня длинней иголки, чем у ёлки.
Очень прямо я расту в высоту (сосна)
Русская красавица,
Всем нам очень нравится.
Бела она, стройна,
Одежда зелена (берёза)
Весной зеленела,
Потом загорела,
Осень пришла,
Красный факел зажгла (рябина)
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)
(на экране появляются отгадки)
_ Молодцы, ребята много деревьев вы знаете. Деревья – это часть леса, значит, их мы поместим вокруг картинки леса? (ответы детей)
(работа с картой «семантическое поле»)
-Есть такой лес, где растут только ёлки, сосны и ели. Что это за лес? (хвойный) А что за лес, где растут берёзы, рябины, клёны, осины? (лиственный)
А чем отличается хвойное дерево от лиственного? (ответы детей)
А что за лес, где растут и хвойные и лиственные деревья вперемешку? (смешанный) (показ на экране разных видов леса)
Кусты и деревья, листочки на ветках.
Лиственный лес это, помните, детки.
Дуб в нём, берёзки, липы, рябинки,
Лещина, шиповник, ясень, осинки.
Если иголочки вместо листвы,
Хвойным тогда этот лес назови.
Если же есть и листва, и хвоинки,
Рядом и ели растут, и осинки,
Смешанным лес тот зовётся, друзья –
Тут все деревья от «А» и до «Я».
- Ребята, я вам открою приятный секретик, дедушка лесник прислал вам не только свою чудесную картину леса, а ещё он вам передаёт привет от своих лесных жителей и привёз от них разные занимательные игры-задания.
Вот они в этих конвертиках. Этот конвертик с игрой от белочки, этот от сороки, этот от ёжика, этот от зайки, а этот от пчёлки. Давайте сначала посмотрим, во что нам предлагает поиграть белка (игра «Осенний букет»)
(Дети становятся в круг, в центре рассыпаны разные листья. Задача детей, по сигналу воспитателя быстро схватить нужный листочек и сказать с какого дерева он упал)
Соберём букет на славу,
Пышный и большой:
Листик жёлтый, листик алый, листик золотой!
Кругом дружным мы идём,
Листик нужный мы найдём.
Воспитатель: «Раз, два, три – посмотри и листочек отыщи!»
(показ картинки – дерева, листочек от которого нужно найти)
- Ребята, как мы с вами теперь знаем, деревья – это верхние этажи леса. Давайте вспомним, что находится на нижнем этаже? (ответы детей)
- Правильно, на нижнем этаже растут цветы, ягоды, грибы. Вы можете мне назвать знакомые вам цветы, которые растут в лесу? А ягоды?
- В лесу растёт много-много разных грибов, с очень интересными и необычными названиями. А теперь я возьму конвертик от ёжика, и посмотрим, в какую игру он предлагает нам поиграть. Игра от ёжика называется «Корзинка с грибами».
По лесной дорожке осень к нам пришла
И с собой в корзинке подарки принесла.
Вот корзиночка стоит очень странная на вид.
Догадайся поскорей, что в корзиночке моей?
Осень в лес приносят летом.
Ходят в рыженьких беретах,
Очень дружные сестрички
Золотистые ...- (лисички)
Нет грибов дружней, чем эти, -
Знают взрослые и дети, -
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу (опята)
Вдоль лесных дорожек
Много белых ножек
В шляпках разноцветных,
Издали заметных
Собирай, не мешкай:
Это ....(сыроежки)
Я родился в день дождливый
Под осиной молодой,
Круглый, гладенький, красивый,
С ножкой толстой и прямой (подосиновик)
Коричневой шляпкой приветствую вас!
Я скромный грибок, безо всяких прикрас.
Под белой берёзкой нашёл я приют.
Скажите-ка дети, меня, как зовут? (подберёзовик)
Красная шляпка, на шляпке горошки,
Короткая юбка на тоненькой ножке
Красивый грибок, но тебя не обманет,
Кто знает о нём – его трогать не станет.
Всем людям известно уже с давних пор,
Что ядом наполнен гриб…(мухомор)
- Молодцы ребята, вот сколько грибов было в корзинке и вы их все знаете.
Тут что-то ещё нам ёжик написал: «Запомни дружок, не всякий грибок кладут в кузовок! Это про какой интересно грибок написал ёжик? Какой грибок нельзя брать и почему? (ответы детей)
- А что же тогда делать, если нам в лесу попадётся этот красавец? (ответы детей) Да ребята, надо просто пройти мимо, это ядовитый гриб, но зато им лечатся больные звери, оставим этот грибок для них.
А если вы встретите в лесу съедобный, но старый гриб, что будете делать?
- Правильно, лучше оставить. На этом месте новенькие молоденькие грибочки вырастут. Ребята, ягоды, грибы, травы и цветы – это тоже важная часть леса, они являются пищей для животных, птиц и насекомых.
разместим их на нашей карте леса (работа с картой «СП леса»)
Звери, птицы и насекомые – это жители лесного царства, они все друг
с другом соседствуют и живут на разных этажах. Кто живёт на нижнем этаже среди травы и цветов? Над цветами можно заметить порхающих бабочек и трудящихся пчёл. Каких ещё насекомых можно встретить в лесу? (ответы детей)
- Ребята, а для чего в лесу нужны насекомые? (ответы детей)
- Насекомые – это тоже часть леса, разместим их на карте
(работа с картой «СП леса»)
Физминутка.
Мы присели под кусток,
Чтобы отыскать грибок.
Встали. Потянули спинку.
Вновь шагаем по тропинке.
А теперь вращаем ручки,
Словно разгоняем тучки.
Гоним их вперёд-назад,
По двенадцать раз подряд.
Приседаем ниже, глубже,
Как лягушка в тёплой луже.
Прыг – и нету комара!
Вот весёлая игра.
Отдохнули, порезвились
И на стулья опустились.
А теперь пришло время открыть ещё один конвертик и посмотреть, что там. Возьмём конвертик от пчёлки и посмотрим, какую игру она нам предлагает.
Игра «Четвёртый лишний»
(воспитатель произносит четыре слова, дети называют лишнее слово)
Ягода, цветы, огурцы, грибы
Ландыш, незабудка, астра, подснежник
Нора, берлога, конура, дупло
Медведь, коза, лиса, лось
Паук, заяц, сорока, щука
Пчела, ёж, филин, бабочка
- Ребята, какие опасные для насекомых соседи живут на верхних этажах леса? (птицы) Птиц, которые живут в лесу как называют? (лесные)
А вы знаете, какую пользу приносят птицы лесу? (защищают деревья от вредных насекомых)
Есть птицы, которых называют санитарами леса, они спасают деревья от вредных насекомых. Что это за птица? (дятел) (показ на экране)
- А какая особенность у совы? (охотится ночью на мышей) (показ на экране)
- Ребята, какая птица в лесу самая болтливая? (сорока) (показ на экране)
- Каких ещё лесных птиц вы видите на экране? (ответы детей)
- Как вы думаете лесные птицы – это часть леса? Конечно, поэтому тоже разместим их на нашей карте (работа с картой «СП леса»)
У нас, кстати, есть от сороки задание в конвертике. Посмотрим, что она нам приготовила?
(1 игра «Где, чей дом?», дети определяют, какой птице принадлежит гнездо, скворечник, дупло. 2 игра «Это чьё?», дети из разных фрагментов птиц и животных отбирают только то, что принадлежит птицам: клюв, перо, крыло, лапка)
- Молодцы! А теперь давайте то, что принадлежит птице, назовём ласково (клювик, пёрышко, крылышко, лапочка)
- Ребята, есть в лесу ещё жители, у них по четыре лапы, есть хвосты и зубы, их тело покрыто шерстью, они бывают хищники и травоядные. О ком это я говорю? (о диких животных) Давайте я вам буду называть какое-нибудь животное, а вы называть мне его признаки, т.е. то, что отличает его от других животных (Заяц – длинноухий, трусливый, белый или серый, прыгучий короткохвостый; лиса – рыжая, хитрая, остромордая, плутовка и т.д.)
- У каждого зверя есть в большом лесном доме своя квартира.
У лисы – нора, у белки – дупло, у волка – логово, у медведя – берлога, у зайца – нора, у ёжика – нора. А как вы думаете, где живёт лось, ведь он такой огромный? (ответы детей)
- Ребята, лось живёт в валежнике. Валежник – это место где лежит много сваленных деревьев, вот среди этих сваленных деревьев и живёт лось.
Живут звери в своих квартирах семьями и разводят потомство. Что такое потомство? (детёныши) Все звери заботятся о своих детёнышах: кормят, защищают, учат разным лесным наукам, где добыть пищу, как спастись от врага, где лучше устроить своё жильё, на кого и как охотиться. Без этих знаний и умений в лесу не прожить.
- Лесные звери – это часть леса, разместим их на нашей карте.
(работа с картой «СП леса»)
А у нас с вами остался последний конвертик, значит и последняя игра.
Этот конвертик от зайчика, он нам предлагает поиграть в игру «Лесное потомство»
(Дети становятся в круг, воспитатель в центре с мячом. По очереди каждому ребёнку воспитатель кидает мяч и называет животное, ребёнок кидает мяч обратно и называет потомство этого животного)
Итог занятия
- Карта леса готова, мы с вами вместе её создали. Что можно сказать, глядя на эту карту? (всё, что находится на карте, относится к лесу, и деревья, и цветы, и ягоды, и грибы, и насекомые, и птицы, и звери. Всё это части одного целого, которое называется лес. Всё это между собой взаимосвязано и не может друг без друга существовать)
- Итак, ребята, лес – это большой многоэтажный дом. В нём есть место для всех лесных жителей. Лес кормит своих жителей, защищает от сильного ветра, палящего солнца, в лесу чистый ароматный воздух. Хозяин всего этого огромного лесного царства – дедушка лесник. Он следит за порядком в лесу, за чистотой, охраняет лес от браконьеров и пожаров.
Ребята, кто такие браконьеры? (ответы детей)
Если вы знаете правила поведения в лесу, то дедушка лесник всегда вам будет рад.
Вы знаете как нужно себя вести в лесу, чего нельзя делать? (ответы детей)
И об этом говорится в пословицах, которые мы с вами учили. Давайте их повторим.
«Рощи да леса – всему свету краса»
«Много леса – не губи, мало леса – береги, нет леса – посади»
«Лес – богатство и краса, береги свои леса»
«Лес не школа, а всех учит»
А вот такие слова дедушка лесник всегда говорит всем людям.
Мне по нраву только тот, мир лесной кто бережёт,
Тот, кто веток не сломает, тот, кто птичку не спугнёт,
Мухомор сшибать не станет и костёр не разведёт,
Кто всегда, всегда в лесу уважает тишину.
- Ребята, вы сегодня были такие молодцы, я вас за это хочу наградить вот такими медалями. Вы сегодня стали настоящими знатоками леса.
Лес дремучий, до свиданья!
Мы дружить с тобою рады,
Добрый лес,
Могучий лес,
Полный сказок и чудес!
А дедушке леснику я предлагаю сделать тоже подарок. Мы ему отправим вашу фотографию на память (общая фотография детей)
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе «Путешествие в Книжное Царство – Мудрое Государство»
Конспект занятия по обучению грамоте в подготовительной группе, рекомендуемое проводить как итоговое занятие в конце учебного года....
«Грибное царство, ягодное государство»
Познакомить детей с грибами и ягодами, внешний вид, где растут, чем отличаются ядовитые от съедобных, уточнить условия необходимые для роста грибов и ягод...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии "Жители лесного царства, зеленого государства"
Данный учебный материал предназначен для детей старшего дошкольного возраста. Данный материал помогает закрепить и систематизировать знания детей о жителях леса (птицы, животные, насек...
Конспект интегрированной непосредственной образовательной деятельности в средней группе «Таинственное царство, лесное государство…»
Экологическое воспитание...
Методическая разработка ООД на тему: «В грибном царстве, в лесном государстве» (рисование)
Возраст воспитанников: старший дошкольный (седьмой год жизни)Виды деятельности: Художественно-эстетический, коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая.Образовательная область: «ху...
В некотором царстве, лесном государстве
Конспект занятия в средней группе детского сада....
Конспект НОД «В грибном царстве, в лесном государстве»
Конспект НОД по рисованию «В грибном царстве, в лесном государстве»...