Методическая разработка. Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет"
методическая разработка (средняя группа) на тему

Методическая разработка. Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл e.a.gliboshina_bezopasnost.docx56.9 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Солнышко»

Подготовил: воспитатель первой квалицикационной категории

                                   Елена Александровна Глибошина

Содержание:

1.Актуальность темы……………………………………………………………………3-4

2. Цель и задачи …………………………………………………………………………..5

3. Ожидаемый  результат ………………………………………………………………...6

4.Содержательно-практический этап………………………………………………...7-16

        4.1.Используемые методы, приёмы, средства, технологии……………………...7

4.2.Созданий условий для формирования основ безопасности

                  у дошкольников……………………………………………………………….8

        4.3.Формы организации   детей……………………………………………………9

        4.5.Применый перспективный план работы с дошкольниками 4-5 лет……10-15

        4.6.Примерный перспективный план сотрудничества с родителями  

                 воспитанников…………………………………………………………….15-16

5.Выводы…………………………………………………………………………………17

6.Литература……………………………………………………………………………...18

1.Актуальность темы.

Здоровье – это главная ценность жизни. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие будущего  общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения.

И поэтому с раннего детства, каждого человека, надо учить заботиться о своём здоровье.  

     Ребёнок должен научиться  думать о своём здоровье: знать своё тело, заботиться о нём, не вредить своему организму: расти физически сильным, бодрым, энергичным: играть, плавать, заниматься спортом.   Значит,  у детей должна быть сформирована система знаний о безопасной жизнедеятельности, в основе которой, лежит понятие – «познай себя» или можно сказать -  «сотвори себя».

            Дошкольный возраст характеризуется интенсивным ростом ребёнка, активными движениями с нарастающими физическими возможностями, которые сочетаются с  повышенной любознательностью, отсутствием страха перед чем-то новым,  и нередко всё это сочетается с гиперактивностью детей, приводящей к возникновению травматизма и  к опасным ситуациям в  жизни ребёнка.

            Подтверждению этому служат данные статистики по травматизму.  Так, среди бытовых травм часто встречаются ранения, ушибы, ожоги, отравления, электротравмы, попадание в организм инородных тел.

    Сегодня наши дети живут в условиях, связанных с интенсивным движением транспорта на улицах города, развитой сетью коммуникаций, неблагополучной экологией, в обществе большого скопления людей.

            Они  — наиболее незащищенная часть населения. Познавая окружающий мир, дошкольники зачастую попадают в ситуации, угрожающие их жизни и здоровью. Это диктует необходимость начинать обучение детей правилам безопасного поведения с раннего  дошкольного возраста.

 Взрослые, окружающие детей, постоянно реализуют  задачу: оберегать и защищать ребёнка, сберечь его здоровье, а так же подготовить его к  встрече с различными сложными, а порой и с опасными жизненными ситуациями.

     Невозможно всё время водить ребёнка за руку и быть рядом. Необходимо  своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда,  и как он может попасть в опасную ситуацию. Мы должны научить детей неукоснительно выполнять те правила поведения, от которых зависит их здоровье и безопасность.

     Самостоятельность ребёнка относительна, благополучие и сама его жизнь зависят от внимания и помощи воспитывающих его взрослых людей. Без взрослого человека ребёнок не может выжить и развиться в социальную личность. У детей дошкольного возраста часто наблюдается недостаточная готовность к самосохранению, слабо развито умение анализировать обстановку, прогнозировать последствия своих действий. Возникает необходимость уберечь детей от опасностей, не подавив при этом в них естественной любознательности, открытости и доверия к миру, не напугать их и подготовить к полноценной жизни. Именно поэтому изучение образовательной области «Безопасность» актуально в современном дошкольном образовании.

На  мой  взгляд,  необходимо целенаправленное и систематическое воздействие  на  дошкольников со стороны взрослых в различных видах деятельности с целью  формирования   опыта  безопасного поведения.

2.Цель и задачи.

Цель: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы, транспорта, природы, быта.

Задачи:

  • Формировать навыки осторожного обращения с огнем, расширить представления о причинах и последствия неосторожного обращения с огнем;
  • Знакомить детей с правилами дорожного движения и правилами безопасного поведения на улице;
  • Продолжать формировать элементарные представления  о способах взаимодействия с растениями и животными;
  • Учить детей правильно вести себя в таких опасных ситуациях, как контакты с чужими людьми;
  • Формировать у детей элементарные представления о человеческом организме;
  • Знакомить с правилами личной гигиены;
  • Воспитывать потребность в здоровом образе жизни.

3.Ожидаемый результат.

У детей будут сформированы навыки:

  • экологической культуры;
  • разумного поведения.

У детей будут сформированы умения:

адекватно вести себя

  • в опасных ситуациях дома и на улице;
  • в общественном транспорте;
  • при общении с незнакомыми людьми;
  •  при взаимодействии с пожароопасными и другими  предметами;
  • с животными и ядовитыми растениями.

4.Содержательно-практический этап.

4.1.Используемые технологии, принципы работы.

В основу своей работы я беру программу Р.Б.Стеркиной “Основы безопасности детей дошкольного возраста”. В ней раскрываются основные темы и содержание работы по обучению детей безопасному поведению. Формирование основ безопасного поведения идет по 6 направлениям:

  • Ребенок и природа
  • Ребенок на улице
  • Ребенок и другие люди
  • Ребенок дома
  • Здоровье ребенка
  • Эмоциональное благополучие ребенка.

В своей работе я использую инновационные технологии педагогов-новаторов:

  • С.Дмитриенко «Основы безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста».
  • Т.П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников».

Формирование первоначальных основ безопасности осуществляется ь с учетом следующих основных принципов:

—  системность и последовательность (любая новая ступень в обучении детей опирается на уже освоенное в предыдущем);

—  доступность (усложнение материала происходит с учетом возрастных особенностей детей);

—  включение в деятельность (игровую, познавательную, поисковую и другие виды);  

—  наглядность (техника безопасности лучше всего воспринимается через богатый иллюстративный материал, мультимедийные презентации);

—  динамичность (интеграция задач в разные виды деятельности);          

—  психологическая   комфортность   (снятие   стрессовых факторов).

4.2.Созданий условий

для формирования основ безопасности у дошкольников.

Для  формирования основ безопасного поведения дошкольников необходимо организовать  воспитательно - образовательный процесс,  включающий  все виды деятельности: игровую, продуктивную, познавательную, речевую, физкультурно-оздоровительную, музыкально - ритмическую) и условия. 

Эффективность  реализации  поставленных  задач  во  многом  зависит  от  содержания  предметно – развивающей  среды  созданной мною в группе, которая включает:

  • уголок безопасности    
  • познавательно–агитационные материалы
  • иллюстративные стенды для детей и взрослых
  • подборка литературы
  • подборка иллюстрационного материала
  • информационный уголок для родителей

4.3.Формы организации детей по формированию основ безопасности.

  • Игры: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, словесные
  • Игровые тренинги
  • Беседы
  • Чтение художественной литературы
  • Экскурсии, прогулки
  • Рассматривание иллюстраций
  • Использование ИКТ (презентации)

4.5.Применый перспективный план работы

с дошкольниками 4-5 лет.

Раздел

Формы проведения.

Тематика.

Задачи

Сроки проведения

                                                                                  Ребенок и другие люди

Беседа «Кто нас окружает».

Уточнить знания детей об окружающих людях (родные и близкие, знакомые и незнакомые). Объяснить разницу во взаимоотношениях с ними.

Сентябрь

Организованная образовательная деятельность

 «Как себя вести с незнакомыми

людьми.

Познакомить детей с правилами поведения с незнакомыми людьми. Убедить их в том, что не всегда приятная внешность людей совпадает с добрыми намерениями (на примере сказок «Красная шапочка», «Колобок»)

 Беседа «Если тебя обидели».

Объяснить детям, как важно доверять своим родным, и при необходимости рассказывать им, если тебя обидели незнакомые люди. Формировать у детей чувство уверенности в их защищенности со стороны близких.

                                                                       Ребёнок и природа

Организованная образовательная деятельность «Съедобные и несъедобные грибы» с использованием  мультимедийного оборудования.

Познакомить детей со съедобными и несъедобными грибами, научить различать их по внешнему виду.

Расширить словарный запас.

Воспитывать бережное отношение к природе.              

Октябрь

В течение года

Игра - беседа «Собака бывает кусачей».

Учить детей правильно общаться с животными. Дать им сведения об агрессивности некоторых животных и мерах предосторожности в отношении с ними

Беседа «Рядом вода»

Приучать детей соблюдать элементарные правила обращения с водой (лед, кипяток). Объяснить, к каким неприятным последствиям приводит неправильное поведение на воде (летом и зимой)

 

 Рассматривание альбома  «Ядовитые растения».

Познакомить детей с самыми распространенными опасными растениями, которые нельзя трогать руками, нюхать, пробовать на вкус. Приучать детей быть осторожными с незнакомыми растениями.

Д/и  «Каждый грибок в свой кузовок», «Сбор грибов и ягод» 

Учить различать и называть некоторые съедобные и несъедобные грибы. Закрепить  знания детей о съедобных и ядовитых грибах и ягодах. 

                                                                                                                                           Ребёнок  дома

Организованная образовательная деятельность

«Пожар»

с использованием мультимедийного оборудования

.

Дать детям представление о том, что такое пожар и из-за чего он может возникнуть, кто приходит на помощь, что помогает потушить пожар.

Познакомить детей с назначением телефонного номера 01

Развивать умение работать с готовыми аппликационными формами. Воспитывать умение слушать товарищей, дополнять их ответы.

Ноябрь

 Игра-драматизация. «Кошкин дом».

Развивать творческие способности детей. Показать, что совместными действиями можно потушить пожар.

Чтение. К.И.Чуковский «Путаница»

Развивать у детей чувство юмора, любовь к художественному слову. Закреплять знания об осторожном обращении со спичками.

Беседа «Что может испортить новогодний праздник?» (украшение елки свечами, электрическими гирляндами, ватой, свечками).

Закрепление знаний об осторожном использовании бенгальских огней и петард, иллюминации.

Декабрь

С/р игра«Семья»

Упражнять детей в проигрывании ситуации «Пожар в доме». Продолжать учить ролевому диалогу.

Организованная образовательная деятельность

«Наши друзья и враги».

Дать детям сведения об опасных вещах (колющих и режущих предметах, электроприборах и кранах, лекарственных веществах и химикатах). Подчеркнуть необходимость и способствовать её осознанию для введения запретов на пользование детьми опасными вещами.

Беседа « Другие опасности дома»

 Рассказать детям об опасностях, подстерегающих их при неправильном поведении в доме (лифт, лестница, балкон). Убедить в необходимости быть осторожными.

Дидактическая игра «Электроприборы»

Знакомить детей с электроприборами, их назначением и правилами пользования ими.

В течение года

Подвижная игра «Огонь»

Развивать внимание, быстроту реакции, координацию движений. Формировать чувство ответственности за небрежное отношение к огню

                                                                                      Здоровье ребенка

Игра-беседа «Изучаем свой организм»

Дать детям элементарные сведения о своем организме. Убедить в необходимости заботиться и беречь свои органы (глаза, уши, руки, ноги и т.п.)

Январь

Организованная образовательная деятельность

«Личная гигиена»  - с использованием мультимедийного оборудования

Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

Расширять представления о предметах личной гигиены

Воспитывать  бережное отношение к своему здоровью.

Беседа «Если ты заболел» -  

Объяснить детям, как важно следить за своим состоянием здоровья. Добиваться, чтобы дети в случае необходимости обращались к взрослым за помощью.

Рассматривание иллюстраций о работе врача

Расширять представления детей о профессии врача, объяснить , что это наши помощники, учить осознанно  воспринимать врачебные предписания и строго их выполнять

Февраль

Организованная образовательная деятельность

«Витамины и полезные продукты».

 с использованием мультимедийного оборудования

Познакомить детей с понятием «витамины» и продуктами, в которых они встречаются.

Рассказать о значении витаминов для здорового развития организма.

Обобщить и закрепить понятия «овощи» и «фрукты».

Воспитывать у детей желание заботится о своём здоровье.

Д/и «Наши помощники»

Закрепить знание детей о предметах личной гигиены.

В течение года

Сюжетно-ролевая игра «На приёме у врача».

Закреплять представления детей о профессии врача, учить в случае необходимости обращаться к врачу за помощью.

                                                                                 Эмоциональное благополучие ребенка

Беседа «Ребята, давайте жить дружно»

Учить детей дружить. Показать им на примере литературных произведений, как нужно выбирать себе друзей. Подчеркнуть значимость дружбы в жизни.

Март

Чтение сказки «Пых». Беседа.

С помощью сказки обратить внимание детей на причины возникновения страхов, их отрицательное влияние на состояние человека. Разъяснить детям, как можно бороться со страхами, чтобы быть спокойными и уверенными.

Организованная образовательная деятельность

«Конфликты между детьми».

Рассмотреть ситуации, из-за которых происходят ссоры; учить самостоятельно разрешать межличностные конфликты и по возможности избегать их.

                                                                                                                                                                                                      Ребёнок на улице

 Беседа»Вот эта улица, вот этот дом».

Дать детям представление об улице. Познакомить их с различными видами домов (жилые дома, учреждения). Учить детей ориентироваться на своей улице, знать свой дом и при необходимости использовать свои знания

Апрель

Организованная образовательная деятельность

«Мчатся по улице автомобили».

 с использованием мультимедийного оборудования

Познакомить детей с различными видами транспорта (грузовой, пассажирский), их назначением.

Научить правилам поведения в общественном транспорте.

Воспитывать культуру поведения.

Беседа «Если ты – пассажир».

Рассказать детям о назначении автобусной остановки, ее расположении. Довести до их сведения правила безопасного поведения в  автобусе.

Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе».

Учить детей правильно вести себя в общественном транспорте — автобусе.

Организованная образовательная деятельность «Помнить обязан любой пешеход»

с использованием мультимедийного оборудования

Уточнять знания дошкольников о понятиях «улица», «тротуар», «проезжая часть»,

Познакомить с дорожным знаком «Пешеходный переход»;

Закреплять знания детей о функциях светофора

Систематизировать знания о правилах перехода через проезжую часть

Воспитывать осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения.

Май

Целевая прогулка ««Пешеходный

переход»

Понаблюдать за пешеходами на пешеходном переходе;

 закрепить правила перехода через улицу.

Беседа «Где должны играть дети».

В доступной форме объяснить детям, где им следует играть на улице, чтобы обезопасить свою жизнь. Добиться осознанности понимания опасности игр на проезжей части.

Чтение стихотворения С.Я.Маршака "Мяч"

Закреплять правила игры на улице.

Д/и «Разрезные картинки»

Закрепить знания детей о видах транспорта, учить составлять изображение их изображения из нескольких частей.

В течение года

Д/и «Светофор».

Закреплять знания о значении сигналов светофора.

П/и «Цветные автомобили», «Воробушки и автомобиль».

Закреплять правила дорожного движения, умение быстро реагировать на сигнал.

4.6.Примерный перспективный план сотрудничества

с родителями воспитанников.

Раздел

Формы проведения.

Тематика.

Сроки проведения

Ребенок и другие люди

1.Папка передвижка «Чтобы не было беды».

2.Консультация для родителей  «Воспитание у  детей навыков безопасного поведения в общении с другими людьми через сказку».

3.Памятка «Осторожно – незнакомец».

Сентябрь

Ребёнок и природа

1.Папка – передвижка «Осторожно, ядовитые грибы!»

2.Памятка «Охрана жизни и здоровья при общении с собакой».

3.Памятка «Ребёнок и домашние животные».

Октябрь

Ребёнок дома

1.Папка – передвижка «Безопасность ребёнка дома».

2.Памятка «Правила поведения при пожаре».

3.Консультация для родителей «Ёлочка, зажгись!».

Ноябрь-декабрь

Здоровье

ребенка

1.Папка-передвижка «Золотые правила Мойдодыра».

2.Консультация для родителей «Одежда дошкольников должна быть безопасной».

3.Памятка «Формируем здоровый образ жизни».

4.Рекомендации для родителей «Какой должна быть обувь дошкольника».

Январь-февраль

Эмоциональное благополучие

ребёнка

1.Папка передвижка «Детские страхи».

2.Консультация для родителей «Конфликты между детьми».

Март

Ребёнокнаулице

1.Памятка «Безопасность на дорогах»

2.Консультация для родителей ««Правила дорожного движения –   правила  жизни»

Родительское собрание по ПДД  «Безопасность детей на улицах!»

Апрель-май

5.Выводы.

Несомненно, работа по формированию основ безопасности ребёнка важна и необходима. Воспитанники  моей группы усвоили предложенные правила поведения в опасных ситуациях.

У детей появилось стремление расширять свой кругозор по данной теме, желание выявлять и вникать в существующие в нашем мире связи и отношения. Они выделяют основной круг  опасностей, имеют полные, точные представления о мерах предосторожности, понимают и аргументируют значимость их соблюдения; знают, как избежать опасности и выйти из сложившейся ситуации. Появилась потребность утвердиться в своем отношении к окружающей действительности, следовать правилам поведения в определенных ситуациях. Этим самым мы сохраняем жизнь и здоровье детей, способствуем формированию осознанного поведения в опасных ситуациях.

Достижению результатов способствовало сотрудничество с родителями по данной проблеме. Моей задачей было направлять деятельность родителей в то русло, которое созвучно задачам содержанию образовательной работы в группе. Важно, чтобы родители осознали, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют.

         Результатом обучения и воспитания детей явились новые знания, которые  они могут  использовать в практике повседневных жизненных ситуаций. Однако, усвоить знания и уметь их применить на практике не одно и тоже, нужна постоянная ежедневная работа. И  в старшей группе предстоит дальнейшая работа по выполнению перспективного плана по основам безопасной жизнедеятельности.

6.Литература.

      1.Л.А. Парамонова «Истоки» - примерная общеобразовательная программа  

         Москва, 2011г.

      2.Н.Н. Авдеева, Р.Н.Стеркина «Безопасность» - учебное пособие по основам

         безопасности жизнедеятельности детей- Санкт-Петербург, 2002г.

      3.С.Дмитриенко «Основы безопасности жизнедеятельности для детей

         дошкольного возраста»- Санкт-Петербург, 2010г.

      4.Т.П. Гарнышева «ОБЖ для дошкольников» - Санкт-Петербург, 2010г.

     5.Н.В.Коломеец «Формирование культуры безопасного поведения у детей

         3-7 лет» - Волгоград, 2009г.

     6.Т.Ф. Саулина  «Три сигнала светофора» - Москва, 1989 г.

     7.Э.Я. Степаненко, М.Ф. Филенко «Дошкольникам – о правилах дорожного

        движения» - Москва, 1975г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектный метод в формировании основ безопасного поведения дошкольников

Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях....

Методическая разработка. Тема: « Формирование навыков безопасного поведения и приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни »

Здоровый образ жизни практикуется ещё с давних времён и прививается с раннего детства.Метадическая разроботка расчитана на формирование навыков безопасного поведения....

Формирование основ безопасного поведения дошкольников на дороге через игру.

Коспект занятия в средней группе по правилам дорожного движения...

Формирование основ безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города.

Обучение детей правилам дорожного движения в детском саду....

Методическая разработка "Воспитание основ безопасного поведения дошкольников"

Одним из направлений образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является воспитание основ безопасного поведения. Работа по данному направлению предполагает исключение вли...

Разработка педсовета на тему «Формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности»

Цель: изучение состояния работы по  формированию навыков безопасного поведения в быту, природе, социуме через реализацию образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»...