Формирование основ безопасного поведения дошкольников на дороге через игру.
план-конспект занятия по обж (средняя группа) на тему

Кругомова Ксения Андреевна

Коспект занятия в средней группе по правилам дорожного движения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_osnov_bezopasnogo_povedeniya_doshkolnikov.docx21.23 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасного поведения дошкольников

на дороге

через игру

С самого раннего детства ребенок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в транспорте, автомобиле с родителями. Дорога, улица манит ребенка своей неизведанностью, многообразием

впечатлений, необычностью ситуаций.

В нашей стране ситуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остается

очень тревожной. Статистика дорожно-транспортных происшествий свидетельствует, что дети не-

редко оказываются в аварийных ситуациях. Причиной многих ДТП чаще всего становятся сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения и безучастное отношени

е взрослых. От того, насколько хорошо ребенок усвоил правила безопасного поведения и как

применяет их в реальной ситуации в улично-дорожной сети, зависит его здоровье. Для нас, взрослых, самое ценное здоровье и жизнь ребенка. Очень важно, чтобы соблюдение правил безопасности стало нормой и образом жизни детей и взрослых. Особое значение в решении этой проблемы

имеет заблаговременная и правильная подготовка самых маленьких пешеходов, которых уже сейчас

подстерегают серьезные трудности и опасности. Поэтому

изучение правил дорожного движения целесообразно начинать еще в дошкольном возрасте. Известно, что привычки, закрепленные в детстве,

остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика

детского дорожно-транспортного травматизма.

Воспитание культуры поведения на улице–актуальная задача сегодняшнего дня. Формирование дисциплинированности, организованности во время пребывания на улицах и дорогах, в общественном транспорте необходимо начинать в раннем возрасте, поэтому данный вопрос должен стать

неотъемлемой частью воспитательного процесса в дошкольных учреждениях. Правила, усвоенные 105 в

детстве, в дальнейшем становятся нормой поведения, а их соблюдение потребностью. В дошкольном возрасте игра основной вид деятельности. Ребенок хочет играть, он играет и познает

окружающий мир. Игра дает возможность ребенку проявить себя. Играя, он не только обучается, но

и закрепляет полученные умения и навыки, что способствует формированию положительных привычек. Значительное место в обучении старших дошкольников уделяется игровым технологиям,

позволяющим организовывать разнообразные виды детской деятельности и поддерживать постоянный интерес дошкольников к изучению правил дорожного движения. Обучая посредством игры, мы

учим детей не так, как нам, взрослым, удобно дать учебный материал, а как детям удобно и естественно его усвоить и понять. Исходя из психологических особенностей дошкольников, для под-

держания интереса и качественного усвоения программного материала на занятиях вводится кукольный персонаж. Игра помогает педагогам повысить эффективность занятий по ознакомлению

детей с правилами дорожного движения в детском саду. От игры к игре, добавляя все новые ее элементы, дети учатся непростой дорожной азбуке и решают новые практические задачи, которые мо-

гут возникнуть перед ними на дороге.

Цель настоящей работы разработать образовательную деятельность дошкольников, на правленную на формирование основ безопасного поведения на дороге через игру.

Задачи: к онкретизировать сущность процесса формирования основ безопасного поведения до-

школьников через игру; отобрать средства и содержание

работы  по созданию у дошкольников стереотипов без-

опасного поведения на улице и дороге.

При обучении детей правилам дорожной

безопасности можно

широко

использовать самые

разнообразные игры:

с элементами физических упражнений и спорта;

ролевые и ситуативные;

театрализованные и игры

-

драматизации;

дидактические;

с использованием макетов;

компьютерные;

интеллектуально

-

познавательные.

Ценность многих игр заключается в том, что атрибуты для них можно изготовить своими

руками вместе с детьми из разного материала, а также придумать разные варианты игр. В начале года можно сделать макет (на листе плотного картона выполняется аппликация детского автогородка, планируется проезжая часть, тротуары, игровые площадки, наносятся линии дорожной раз-

метки). С этим макетом дети работают в течение года: расставляют дорожные знаки, моделируют

дорожные ситуации и сами их разрешают. Выполняют разные задания: помочь пешеходу перейти

перекресток, найти нарушителей, провести фигурки пешеходов по безопасному маршруту. Ролевая игра форма моделирования ребенком прежде всего социальных отношений и свободная импровизация, не подчиненная жестким правилам, неизменяемым условиям. В ситуативных и ролевых играх дети разыгрывают самые разнообразные проблемные ситуации («Пешеходы и водите-

ли», «Мы пассажиры», «Регулируемый перекресток» и др.), в которых могут показать практические навыки и умения. Дети

придумывают сюжет, распределяют роли (вызов скорой, ГАИ, интер-

вью журналиста, опрос инспектором, затем ведущий программы «Главная дорога» сообщает опроисшествии, дает советы по дорожной безопасности). Для закрепления пройденного материала (например, «Дорожные знаки») команды участвуют в эстафетах с преодолением препятствий

(бег, прыжки в обруч, перепрыгивание, перешагивание предметов, метание мячей), выполняют

различные задания (кто быстрее соберет дорожный знак, назовет больше дорожных знаков и др.).

Детис удовольствием играют в пальчиковый театр «Давайте познакомимся», рассказывают о дорожных знаках по определенному плану: как называется дорожный знак, как

его узнать (геометрическая форма, цвет, символ), его назначение. Такие игры способствуют развитию речи, моторики, эмоционального восприятия. Дидактические игры требуют умения расшифровывать, распутывать, разгадывать. Особое место отводится играм «Подбери символ к дорожному знаку», «Собери дорожный знак» (разрезные картинки наклеиваются на грани кубиков); играм, где из мелких частей нужно собрать одно целое (транспорт, светофор, дорожный знак); играм на классификацию

(«Распредели знаки по группам», «Дорожный узелок» пособие из картона с прорезями, куда дети собирают дорожные знаки; это могут быть опреде

ленные группы знаков, знаки для пешехода, знакомство с новым знаком и др.).

Компьютерные игры развивают быстроту мысли, способствуют

106 закреплению пройденного материала: «Раскраска дорожных знаков», «Викторина». Проявить себя, показать, чему они научились, дети могут в интеллектуально-познавательных играх, игровых программах. Подбор игр объединяется одним сюжетом, тематикой (игры путешествия, занима-

тельные викторины др.): «Безопасная прогулка», «Путешествие в новогоднем экспрессе», «Самый умный на дороге», «Звездочки дорожной безопасности», «Я знаю дорожные знаки».

Таким образом, систематическаяработа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей детей дают положительны

е результаты. Диагностика знаний по правилам дорожного движения и безопасному поведению показывает следующиерезультаты: дети хорошо усваивают дорожные знаки, знают правила перехода дороги со светофором и без него, отлично знают правила поведения пассажиров. Главное для воспитателей и родителей в процессе приобщения дошкольников к правилам дорожного движения –донести до детей смысл, необходимость знаний и навыков по данной проблеме.

Необходимо помнить, что ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Недостаточно просто прочитать, рассказать, научить ребенка, нужно показать,как правильно вести себя на улице, иначе всякое целенаправленное обучение теряет смысл.

В заключение хочется сказать, что каждому педагогу, которому доверено воспитание детей, необходимо овладеть современными научно-педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Только тогда число дорожно-транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится. Понимая проблему без-

опасности дорожного движения и осуществляя планомерную, и целенаправленную работу по

формированию у дошкольников основ безопасного поведения на дорогах и улицах города, мы

можем предположить, что полученные знания пригодятся воспитанникам и родителям дошкольников в дальнейшем и сохранят

им здоровье и жизнь.

Литература

1.

Кирьянова В.Н.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. М., 2007.

2.

Селевко Г.В. Современные образовательные технологии. М., 1998.

3.

Эльконин Л.Б. Психология игры. 2е изд. М., 1999.

4.

Яковлев В.Ф.Комментарии к Правилам дорожного движения Российской Федерации. М., 2008


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города.

Обучение детей правилам дорожного движения в детском саду....

Формирование основ безопасного поведения дошкольников на улице и на дороге

Понятие «дорога» входит в жизнь каждого человека с первых шагов его жизни. Дети становятся то пешеходами, то пассажирами, то «водителями». И время от времени оказываются в ситу...

Разработка педсовета на тему «Формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности»

Цель: изучение состояния работы по  формированию навыков безопасного поведения в быту, природе, социуме через реализацию образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»...

Формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них....