Проектный метод в формировании основ безопасного поведения дошкольников
статья по теме
Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
krasilnikova_em_proektnyy_metod.docx | 18.71 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
Красильникова Елена Михайловна
Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей.
Проблема формирования основ безопасного поведения, умения выбрать тот способ взаимодействия с окружающим миром, который был бы экологичен как для самого ребенка, так и для природы, стоит очень остро в современном техногенном мире. Такое количество техники, приборов, небезопасных жидкостей и других потенциально опасных объектов окружает современного малыша, что нам, взрослым, совершенно невозможно оставить ребенка в неведении относительно этой стороны жизни. Неподготовленность ребенка в этих вопросах зачастую является причиной травм и даже гибели. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Именно поэтому перед педагогами остро стоит вопрос выбора наиболее эффективного метода формирования основ безопасности жизнедеятельности.
Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Это очень важные навыки, способствующие формированию умения ориентироваться в ситуации выбора. Метод проектов предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира. Таким образом, ребенок имеет возможность «погрузиться» в определенную ситуацию выбора способов поведения в той или иной опасной ситуации, и найти адекватное решение.
Поисково-познавательная деятельность дошкольника направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения и ценности. А это самое важное в данной работе, важно, чтобы ребенок «присвоил» правила безопасного поведения.
Метод проектов, по мнению специалистов, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми.
В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь личный опыт каждого ребенка индивидуален. В ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей, происходит формирование основ безопасности жизнедеятельности.
Необходимо отметить, что данная работа предполагает обязательное участие родителей. Миссия педагогов - познакомить родителей с задачами формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей, а также привлечь к практической деятельности по достижению намеченных целей проекта.
Большие темы, определяющие основные направления работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности, «Ребенок в общении с другими людьми», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье и эмоциональное благополучие», «Ребенок на улицах города».
Темы проектов разрабатываются на основе данных разделов совместно с родителями: «Природа и мы», «Встреча с незнакомым человеком», «Транспорт в нашей жизни», «Животные и человек», «Азбука здоровья», «Познай себя», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье», «Секреты хорошего зрения», «Береги зубы смолоду», «В мире электроприборов» и т.д.
Особое внимание необходимо уделить интерактивным формам взаимодействия взрослого и ребенка. На этапе создания мотивации у детей к реализации проекта проводятся мероприятия с непосредственным участием родителей по типу «встреч с интересными людьми». На встречу с детьми приглашаются взрослые таких профессий как полицейский (ГИБДД), спасатель, пожарный (МЧС), врач, ветеринар и т.д. В беседе взрослые расскажут детям о своей профессии, о том, как избежать тех или иных опасных ситуаций, как себя вести в сложных ситуациях. А педагогу важно помочь родителю подготовиться к встрече - составить интересный рассказ, помочь сформулировать вопросы, задания для детей. Несомненно, для детей такие встречи будут мощной мотивацией к познавательно-исследовательской деятельности.
Одним из важных моментов работы на заключительном этапе реализации проекта является организация специальных ситуаций, тренинговых упражнений, специально подготовленных игр-драматизаций с участием как детей, так и персонажей-животных. Где дети смогли быть использовать полученные знания на практике, проявив при этом ответственность и самостоятельность. Например, можно использовать ситуации «Один дома», «Потерялся в магазине», «Встреча с незнакомой собакой» и т.д.
Технологическая карта проекта
«Наше здоровье в безопасности!»
с детьми подготовительной группы
Компоненты технологической карты | Проект |
1.Название проекта | «Наше здоровье в безопасности!» |
2.Тип проекта | Информационно-практико-ориентированный |
3.Возраст детей | 6 - 7 лет |
4.Продолжительность | Долгосрочный |
5.Образовательные области | «Безопасность», «Здоровье», «Социализация», «Чтение художественной литературы» |
6.Тема программы «Успех» | «Безопасность» |
7.Тематическое поле | Обеспечение безопасности здоровья |
8.Проблема | Как сохранить здоровье? |
9.Цель | Формирование первичных ценностных представлений о здоровом образе жизни в процессе создания энциклопедии «Наше здоровье в безопасности!» |
10.Задачи | 1.Обеспечить условия для совместной деятельности взрослых и детей по созданию страниц энциклопедии 2.Формирование мотивационного, когнитивного, поведенческого компонента здорового образа жизни 3.Развивать умение самостоятельно добывать информацию |
11.Мероприятия | 1.Беседа с детьми на темы «Как живет организм», «Как ухаживать за собой», «Вредные привычки», «Экология и здоровье» 2.Пригласить взрослых следующих профессий – врач, спасатель на встречу с детьми (мотивация на работу по проекту) 3.Привлечение родителей к сбору информации наглядно-познавательного характера о теле человека «Что вредно, а что полезно» (для зрения, слуха, дыхания, для зубов, кожи); о болезнях «Что такое грипп?», «Как уберечься от простуды?»; о настроении «Как справиться с плохим настроением?»; о вредных привычках «Нехорошие слова», «Капризные дети», «Дети-задиры»; об условиях жизни человека «Чистый воздух и вода», «Растения вокруг нас», «Братья наши меньшие»; 4.Воспитателям с детьми рассмотреть иллюстрации энциклопедий типа «Наше тело»; 5.Воспитателям и родителям организовать просмотр мультфильмов «Азбука здоровья» из цикла «Смешарики», «Уроки тетушки Совы». 6. Проведение театрализованной игры «Витаминная семья» 7. Проведение тренинговых игр педагогом-психологом на тему «Наше настроение» |
12.Ресурсы | 1.Наглядно-информационный, видеоматериал 2.Помощь специалистов (врача, инструктора по физической культуре, медсестры, музыкального руководителя, педагога-психолога) 3.Участие родителей |
13.Результат | Оформленная энциклопедия «Наше здоровье в безопасности!» |
14.Презентация | Презентация оформленной энциклопедии «Наше здоровье в безопасности!» в ходе совместного развлечения для детей с привлечением врача, медсестры детского сада, инструктора по физической культуре «Чтобы нам не болеть» |
Практика работы по данному направлению показывает, что использование метода проектов в работе по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности приводит к устойчивым положительным результатам.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка. Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет"
Методическая разработка. Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет"...
Презентация "Формирование основ безопасного поведения дошкольников"
Презентация для воспитателей...
Формирование основ безопасного поведения дошкольников на дороге через игру.
Коспект занятия в средней группе по правилам дорожного движения...
Роль проектного метода в формировании культуры безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте". статья
описание опыта использования проектного метода в ДОУ как интерактивная технология работы с семьями воспитанников при формировании ПДД...
Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»
Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»...
«Методы, средства и приемы организации различных видов деятельности при формировании основ безопасного поведения дошкольников»
laquo;Методы, средства и приемы организации различных видов деятельности при формировании основ безопасного поведения дошкольников»...
Проект методической разработки «Познавательная проектная деятельность в формировании основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»
Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:1. Идентификац...