Проектный метод в формировании основ безопасного поведения дошкольников
статья по теме

Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл krasilnikova_em_proektnyy_metod.docx18.71 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНЫЙ МЕТОД В ФОРМИРОВАНИИ ОСНОВ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

Красильникова Елена Михайловна

Ни для кого не секрет, что сложившаяся социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – маленьких детей.

Проблема формирования основ безопасного поведения, умения выбрать тот способ взаимодействия с  окружающим миром, который был бы экологичен как для самого ребенка, так и для природы, стоит очень остро в современном техногенном мире. Такое количество техники, приборов, небезопасных жидкостей и других потенциально опасных объектов окружает современного малыша, что нам, взрослым, совершенно невозможно оставить ребенка в неведении относительно этой стороны жизни. Неподготовленность ребенка в этих вопросах зачастую является причиной травм и даже гибели. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Именно поэтому перед педагогами остро стоит вопрос выбора наиболее эффективного метода формирования основ безопасности жизнедеятельности.

Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Это очень важные навыки, способствующие формированию умения ориентироваться в ситуации выбора. Метод проектов предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, воспитатель осуществляет педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира. Таким образом, ребенок имеет возможность «погрузиться» в определенную ситуацию выбора способов поведения в той или иной опасной ситуации, и найти адекватное решение.

Поисково-познавательная деятельность дошкольника направлена на результат, который получается при решении той или иной проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием ребенка, соединяя в себе знания, умения и ценности. А это самое важное в данной работе, важно, чтобы ребенок «присвоил» правила безопасного поведения.

Метод проектов, по мнению специалистов, позволяет воспитывать самостоятельную и ответственную личность, развивает творческие начала и умственные способности, он также способствует развитию целеустремленности, настойчивости, учит преодолевать возникающие трудности и проблемы по ходу дела, общаться со сверстниками и взрослыми.

В основе каждого проекта лежит какая-либо проблема. Этот метод основан, прежде всего, на личностно-ориентированном подходе к детям. Ведь личный опыт каждого ребенка индивидуален. В ходе реализации проекта – поэтапной практической деятельности по достижению намеченных целей, происходит формирование основ безопасности жизнедеятельности.

Необходимо отметить, что данная работа предполагает обязательное участие родителей. Миссия педагогов - познакомить родителей с задачами формирования основ безопасности жизнедеятельности у детей, а также привлечь к практической деятельности по достижению намеченных целей проекта.

Большие темы, определяющие основные  направления работы по формированию основ безопасной жизнедеятельности, «Ребенок в общении с другими людьми», «Ребенок и природа», «Ребенок дома», «Здоровье и эмоциональное благополучие», «Ребенок на улицах города».

Темы проектов разрабатываются на основе данных разделов  совместно с родителями: «Природа и мы», «Встреча с незнакомым человеком», «Транспорт в нашей жизни», «Животные и человек», «Азбука здоровья», «Познай себя», «Дыхание и здоровье», «Питание и здоровье», «Секреты хорошего зрения», «Береги зубы смолоду», «В мире электроприборов»  и т.д.

Особое внимание необходимо уделить интерактивным формам взаимодействия взрослого и ребенка. На этапе создания мотивации у детей к реализации проекта проводятся мероприятия с непосредственным участием родителей по типу «встреч с интересными людьми». На встречу с детьми приглашаются взрослые таких профессий как полицейский (ГИБДД), спасатель, пожарный (МЧС), врач, ветеринар и т.д. В беседе взрослые расскажут детям о своей профессии, о том, как избежать тех или иных опасных ситуаций, как себя вести в сложных ситуациях. А педагогу важно помочь родителю подготовиться к встрече - составить интересный рассказ, помочь сформулировать вопросы, задания для детей. Несомненно, для детей такие встречи будут мощной мотивацией к познавательно-исследовательской деятельности.

Одним из важных моментов работы на заключительном этапе реализации проекта является организация специальных  ситуаций, тренинговых упражнений, специально подготовленных игр-драматизаций с участием как детей, так и персонажей-животных. Где дети смогли быть использовать полученные знания на практике, проявив при этом ответственность и самостоятельность. Например, можно использовать ситуации «Один дома», «Потерялся в магазине», «Встреча с незнакомой собакой» и т.д.

Технологическая карта проекта

«Наше здоровье в безопасности!»

с детьми подготовительной группы

Компоненты

технологической карты

Проект

1.Название проекта

«Наше здоровье в безопасности!»

2.Тип проекта

Информационно-практико-ориентированный

3.Возраст детей

6 - 7 лет

4.Продолжительность

Долгосрочный

5.Образовательные области

«Безопасность», «Здоровье», «Социализация», «Чтение художественной литературы»

6.Тема программы

«Успех»

«Безопасность»

7.Тематическое поле

Обеспечение безопасности здоровья

8.Проблема

Как сохранить здоровье?

9.Цель

Формирование первичных ценностных представлений о здоровом образе жизни в процессе создания энциклопедии «Наше здоровье в безопасности!»

10.Задачи

1.Обеспечить условия для совместной деятельности взрослых и детей по созданию страниц энциклопедии

2.Формирование мотивационного, когнитивного, поведенческого компонента здорового образа жизни

3.Развивать умение самостоятельно добывать информацию

11.Мероприятия

1.Беседа с детьми на темы «Как живет организм», «Как ухаживать за собой», «Вредные привычки», «Экология и здоровье»

2.Пригласить взрослых следующих профессий – врач, спасатель на встречу с детьми (мотивация на работу по проекту)

3.Привлечение родителей к сбору информации наглядно-познавательного характера

о теле человека «Что вредно, а что полезно» (для зрения, слуха, дыхания, для зубов, кожи);

о болезнях «Что такое грипп?», «Как уберечься от простуды?»;

о настроении «Как справиться с плохим настроением?»;

о вредных привычках «Нехорошие слова», «Капризные дети», «Дети-задиры»;

об условиях жизни человека «Чистый воздух и вода», «Растения вокруг нас», «Братья наши меньшие»;

4.Воспитателям с детьми рассмотреть иллюстрации энциклопедий типа «Наше тело»;

5.Воспитателям и родителям организовать просмотр мультфильмов «Азбука здоровья» из цикла «Смешарики», «Уроки тетушки Совы».

6. Проведение театрализованной игры «Витаминная семья»

7. Проведение тренинговых игр педагогом-психологом на тему «Наше настроение»

12.Ресурсы

1.Наглядно-информационный, видеоматериал

2.Помощь специалистов (врача, инструктора по физической культуре, медсестры, музыкального руководителя, педагога-психолога)

3.Участие родителей

13.Результат

Оформленная энциклопедия «Наше здоровье в безопасности!»

14.Презентация

Презентация оформленной энциклопедии «Наше здоровье в безопасности!» в ходе совместного развлечения для детей с привлечением врача, медсестры детского сада, инструктора по физической культуре «Чтобы нам не болеть»

Практика работы по данному направлению показывает, что использование метода проектов в работе по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности приводит к устойчивым положительным результатам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет"

Методическая разработка. Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет"...

Формирование основ безопасного поведения дошкольников на дороге через игру.

Коспект занятия в средней группе по правилам дорожного движения...

Роль проектного метода в формировании культуры безопасного поведения на дороге, улице и в транспорте". статья

описание опыта использования проектного метода в ДОУ как интерактивная технология работы с семьями воспитанников при формировании ПДД...

Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Консультация «Проектная деятельность по формированию основ безопасного поведения у детей дошкольного возраста»...

«Методы, средства и приемы организации различных видов деятельности при формировании основ безопасного поведения дошкольников»

laquo;Методы, средства и приемы организации различных видов деятельности при формировании основ безопасного поведения дошкольников»...

Проект методической разработки «Познавательная проектная деятельность в формировании основ безопасности жизнедеятельности дошкольников»

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему современности и включает в себя, по мнению ученых, решение трех задач:1. Идентификац...