Методическая разработка "Воспитание основ безопасного поведения дошкольников"
методическая разработка по обж
Одним из направлений образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является воспитание основ безопасного поведения. Работа по данному направлению предполагает исключение влияния неблагоприятных факторов на психоэмоциональное и физическое самочувствие дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методическая разработка "Воспитание основ безопасного поведения дошкольников" | 108.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание основ безопасного поведения дошкольников
Одним из направлений образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» является воспитание основ безопасного поведения. Работа по данному направлению предполагает исключение влияния неблагоприятных факторов на психоэмоциональное и физическое самочувствие дошкольников.
Содержание работы по формированию у детей основ безопасного поведения в быту, социуме, природе зависит от их возраста. В организации жизнедеятельности младших дошкольников ведущая роль принадлежит взрослым – родителям и педагогам. Дети постепенно усваивают, какую опасность могут представлять огонь, вода, стекло, колющие и режущие предметы. Им доступны такие понятия, как высота и глубина. Они понимают, что нельзя играть со спичками, прикасаться к включенным в сеть электроприборам. Детям этого возраста надо объяснять правила безопасного поведения на улицах города, в природе, при общении с незнакомыми людьми.
В работе со старшими дошкольниками на первый план выходит задача воспитания самостоятельности и понимания важности правильного поведения с целью охраны своей жизни и здоровья. Старший дошкольник должен иметь четкие представления о том, что включает
в себя понятие «здоровый образ жизни». Следует научить ребенка оценивать свое самочувствие, вовремя обращаться за помощью к взрослому.
Не менее важно обучить простейшим приемам самообороны (громко звать на помощь, кричать в случае насильственных действий), сформировать отрицательное отношение к вредным привычкам. Старший дошкольник должен знать свой домашний адрес, телефон, иметь представление о том, к кому можно обратиться за помощью, если потеряешься.
Рассмотрим основные направления воспитательно-образовательной работы.
Формирование ценностного отношения к своему здоровью, навыков личной гигиены. Педагог объясняет, как сберечь и укрепить здоровье с помощью зарядки, закаливания, соблюдения режима, знакомит со строением тела человека, его органами и их значением.
Одним из основных средств укрепления здоровья является двигательная активность, поэтому особенно важно формировать у дошкольников привычку к ежедневным физическим нагрузкам: утренней зарядке, подвижным играм, физкультурным занятиям, спортивным играм и упражнениям.
Важно уделить внимание вопросам правильного питания. Рассказать о полезных продуктах, витаминах, которые помогают человеку сохранить здоровье. Обратить внимание на продукты, вредные для здоровья человека, но достаточно популярные сегодня (чипсы, газированные напитки и т.п.).
В процессе трудовой деятельности дети под наблюдением взрослых знакомятся с различными бытовыми приборами и инструментами, усваивают правила техники безопасности.
Овладевая навыками безопасного поведения, знаниями о мире живой и неживой природы, ребенок узнает, какие опасности могут подстерегать его в быту, на улице, в природе.
Какие же методы помогут педагогу сформировать основы безопасного поведения у дошкольника? Прежде всего, игровые. Большинство авторов предлагают ввести в работу сказочного персонажа, который оказывается в различных ситуациях и вместе с детьми учится правильному, максимально безопасному поведению. Это Фея Осторожность (Г.В. Трафимова), СТОБЕД (герой произведений Д. Орловой), ожившие бытовые предметы или животные (Т.А. Шорыгиной). Оптимальные проблемные ситуации, из которых надо найти выход и закрепить навыки безопасного поведения, помогает создать сюжетно-ролевая игра. Эффективным методом усвоения и закрепления аналогичных знаний являются и дидактические игры. Наглядность в сочетании с возможностью индивидуальной работы позволяют педагогу поддерживать интерес к изучаемой теме, систематизировать знания, закреплять навыки.
Чтение произведений художественной литературы позволяет детям увидеть последствия пренебрежительного отношения к правилам поведения на улице и в быту. Сказка, рассказ, стихотворение могут стать сюжетом для обсуждения опасной ситуации с последующим определением основных мер предосторожности. Особенно эффективны стихотворные произведения. Лаконичные по форме и содержанию, они эмоционально воспринимаются и легко запоминаются дошкольниками.
Вопрос воспитания основ безопасного поведения является одним из основных в содержании взаимодействия педагога с семьёй. Организация здорового образа жизни, воспитание у ребенка культурно-гигиенических навыков, обучение его правилам безопасного поведения в различных ситуациях – всё это важно доносить до родителей в различных формах общения: беседы, консультации, дискуссии при обсуждении конкретных ситуаций, встречи со специалистами. Такая форма взаимодействия педагога, детей и родителей, как совместный досуг (музыкальные праздники, конкурсы, туристические прогулки, трудовые мероприятия), позволяет повысить взаимное доверие, сделать общение эмоционально насыщенным, а усвоение необходимых знаний максимально эффективным.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектный метод в формировании основ безопасного поведения дошкольников
Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях....
Методическая разработка. Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет"
Методическая разработка. Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет"...
Презентация "Формирование основ безопасного поведения дошкольников"
Презентация для воспитателей...
Формирование основ безопасного поведения дошкольников на дороге через игру.
Коспект занятия в средней группе по правилам дорожного движения...
Формирование основ безопасного поведения дошкольников на улицах и дорогах города.
Обучение детей правилам дорожного движения в детском саду....
Использование авторских интеллектуальных игр в формировании основ безопасного поведения дошкольников в быту, социуме, природе.
Я хочу поделиться опытом работы МКДОУ детского сада № 499 Калининского района по использованию авторских интеллектуальных игр в формировании основ безопасного поведения дошкольников в быту, соци...