Исследовательская деятельность.Проект"Господин-Лук"
проект (средняя группа) на тему
пректная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_u_detey_osnov_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx | 26.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование у детей основ исследовательской деятельности. Информационно-экспериментальный проект «Господин Лук»
Информационно-экспериментальный проект
«Господин Лук»
Руководитель проекта: Попова Е.Б..
Участники проекта:
Дети, родители, педагог.
Паспорт проекта
Тип проекта
По доминирующей в проекте деятельности: информационный.
По содержанию: обучающий.
По числу участников проекта: групповой (15 человек, все желающие) .
По времени проведения: средней продолжительности (2-3 недели) .
По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.
По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.
Состав проектной группы:
Руководитель проекта - воспитатель.
Дети и родители группы.
Объект исследования – культура лук репчатый
Цель проекта:
Формировать у детей основы исследовательской деятельности, экологическое самосознание.
Выявить благоприятные условия для роста и развития лука.
Увидеть конечный результат исследовательской работы.
Задачи проекта:
Развивать речь детей,
Формировать у детей знания об овощной культуре «Лук».
Вызвать желание детей самим посадить лук и отобразить это в календаре наблюдений.
Закрепить знания о форме предмета.
Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле. Создать условия для исследовательской деятельности.
Познакомить детей со значением витаминов в жизни человека.
Прививать бережное отношение к своему здоровью.
Актуальность проблемы:
В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенок - самостоятельно или в партнерстве с взрослым - познает окружающий его мир: вещи, предметы, явления, находящихся в определенных связях и отношениях. Естественность познавательно-исследовательской деятельности проявляется в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: «почему? », «зачем? », «Как устроен мир? » Работа с дошкольниками проводится в форме непринужденной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми, где взрослый является равноправным партнером, учитывающим детские интересы и инициативы. В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приемов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности.
В проекте участвуют как дети, так и их родители. Для решения поставленной цели дети используют знания и навыки, приобретенные в различных видах деятельности, что естественно способствует всестороннему развитию самого ребенка, формирует навыки сотрудничества.
Проект включает в себя 3 этапа:
Подготовительный этап
Разработка стратегии реализации проекта.
Подбор материала по теме «Лук. Свойства лука. Народные рецепты лука».
Составлен план основного этапа, определены цели и задачи проектной деятельности.
Основной этап
1. Совместная деятельность – посадка лука .
2. Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы.
3. Совместная деятельность «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства», «Лук репчатый».
4. Консультация для родителей «Полезные свойства лука», «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства», «Лук репчатый. Полезные и целебные (лечебные) свойства лука репчатого. Чем полезен лук. Лечение луком: народные рецепты».
5. Посадка лука в домашних условиях.
6. Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях дома.
Заключительный этап
НОД по теме «Господин лук», отчет о том, что получилось дома (предоставление календаря наблюдений о посадке лука на перо в домашних условиях) .
Этот проект значим для всех его участников:
Дети: получения новых знаний, проявления творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности, привитие любви к чтению произведений с дальнейшим анализом, прочитанного.
Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.
Родители: получают новые знания, расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, чтение совместно с ребенком.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (чтение произведений, эффективно развивает творческое и познавательное мышление дошкольников, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием лука.
Родители: совместно с детьми садят и наблюдают за прорастанием лука.
Обеспечение проектной деятельности
Методическое:
Консультации по теме проекта
Предполагаемый результат проекта
Дети совместно с родителями провели наблюдение за прорастанием лука, с предоставлением результата своей деятельности в группу
Этапы работы над проектом:
Подготовительный этап
Разработка стратегии реализации проекта.
Подбор материала по теме «Лук. Свойства лука. Народные рецепты лука».
Составлен план основного этапа, определены цели и задачи проектной деятельности.
Основной этап
Совместная деятельность – посадка лука .
Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы.
Совместная деятельность «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства», «Лук репчатый».
Консультация для родителей «Полезные свойства лука», «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства», «Лук репчатый. Полезные и целебные (лечебные) свойства лука репчатого. Чем полезен лук. Лечение луком: народные рецепты».
Посадка лука в домашних условиях.
Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях дома.
Заключительный этап
НОД по теме «Господин лук», отчет о том, что получилось дома (предоставление календаря наблюдений о посадке лука на перо в домашних условиях) .
Составление презентации проекта.
Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта
Первый этап проектирования – подготовительный, за период данного этапа:
Разработали стратегию реализации проекта.
Подбор материала по теме «Лук. Свойства лука. Народные рецепты лука».
Составлен план основного этапа, определены цели и задачи проектной деятельности.
Данный этап реализовывался в течение 3 дней, за истекший срок организовали:
Подбор наглядного и информационного материала по теме проекта.
Проведена беседа с детьми, на определение актуальности данного проекта.
Составлен план основного этапа проектирования.
Промежуточный отчет основного этапа проекта
Данный этап реализовывался 3 недель, за истекший срок организовали:
Для детей: совместную деятельность по темам:
1. Посадка лука .
2. Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы.
3. «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства», «Лук репчатый».
Для родителей
Консультация для родителей «Полезные свойства лука», «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства», «Лук репчатый. Полезные и целебные (лечебные) свойства лука репчатого. Чем полезен лук. Лечение луком: народные рецепты».
Посадка лука в домашних условиях.
Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях дома
Промежуточный отчет заключительного этапа проекта
На заключительном этапе проектирования, который длился 1 день организовали:
НОД по теме «Господин лук», отчет о том, что получилось дома (предоставление календаря наблюдений о посадке лука на перо в домашних условиях) .
Составление проекта.
Приложение № 1 (Условия проекта)
Уважаемые родители!
Предлагаем Вам принять участие с Вашими детьми в реализации проекта «Господин ЛУК»
Для этого Вам нужно посадить с детьми лук, самым различными способами (в виде ракеты, ежика и т. д., затем заполнить календарь наблюдений за прорастанием лука вместе с детьми и предоставить результат, который получится, в группу (календарь наблюдений, со всеми зарисовками) .
В конце проведения наблюдений за прорастанием лука, мы совместно с детьми посмотрим, у кого что получилось, и кто как ухаживал, у кого быстрее пророс лук.
Проект рассчитан на три недели, в течение двух недель проходит наблюдение в домашних условиях и в условиях детского сада, а одной недели проходит совместная деятельность до посадки лука и после посадки. (15 марта – 5 апреля 2012 г.)
Целью проекта является: привлечение детей к самостоятельной посадке лука, уходу за ним, с дальнейшим предоставлением результата своей деятельности.
Приложение № 2
Фиксация результатов.
Календарь наблюдений за прорастанием лука.
Приложение № 3
Консультации по теме проекта - находятся в архиве вместе с занятием.
Результат проекта
Рассматривая, выполненные работы с детьми, сделали вывод, лук прорастает у каждого по своему, все зависит от того как за ним ухаживать, поливать, он может расти в воде, может расти в «аквариуме», может расти один и целой семейкой, а также в виде ракеты (но многое зависит и от качества земли в которую сажают лук) .
Календари наблюдений за прорастанием лука.
Серия опытов и экспериментов:
Для фиксирования опытов и экспериментов вместе с детьми вели дневник наблюдений:
«Луковка» 15 февраля
Цель: Уточнить представления о луковице (гладкая, круглая, овальная, жёлтая) Выяснить есть ли у луковицы корневая система. Как она выглядит. Для чего она нужна луковице.
«Лук и земля» 22 февраля
Цель: Закреплять представление о луке, особенностях внешнего строения, учить находить "донце" с корнями и верхушку. Выяснить каким образом сажать лук в латок с землёй.Учить правильно сажать лук (сделать лунку, посадить луковицу корешками вниз, прижать плотно землю, полить) .
«Свет и темнота» 4 марта
Цель: Формировать представление об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).
«Вкус и луковые слёзы» 18 марта
Цель : Определить вкус лука (горький, сладкий, солёный) .
«Сидит дед во сто шуб одет) 14 апреля
Цель: Выяснить сколько «шуб одето на луковице. Что происходит, когда его «раздевают»
«Два брата лучок и чесночок» 17 мая
Цель: Сравнить чем похожи и чем отличаются лук и чеснок (форма, вкус, цвет) .
Исследование проходило в групповом помещении.
НОД «Господин лук »
Цели:
Учить ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой;
Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения.
Задачи:
Развивать речь детей,
Активизировать словарь: донце, корень, луковица, посадить, углубления, условия, стрелка.
Формировать у детей знания об овощной культуре «Лук».
Закреплять знания о форме предмета.
Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле. Создать условия для исследовательской деятельности.
Познакомить детей со значением витаминов в жизни человека.
Прививать бережное отношение к своему здоровью.
Предварительная работа:
Рассматривание луковицы, рассказ воспитателя о лечебных свойствах лука; занятия по формированию понятия “растение”.
Беседа с родителями о пользе для детей витаминов.
Эксперименты.
Материал:
Грабли детские, лейки, палочки длиной 25см, лук разного цвета, контейнеры для посадки лука, совочки, таз с землей, вода, ведерки, перчатки, мусорное ведро, кувшин, дневники наблюдений, карандаши, клеенка, настой из луковой шелухи.
1.
Словарная работа:
Донце, чешуйка, верхушка. Витаминизация.
Ход занятия.
Дети, прежде чем начать нашу работу
-Давайте возьмемся за руки и передадим тепло своих рук друг другу. Посмотрите, как стало светло и тепло в группе.
- Ребята, какое сейчас время года? (Весна) .
-А какое раньше было? (Зима)
- Нравится ли вам это время года? И чем? (ответы детей) .
Зимой нам не хватало солнца, тепла, поэтому весной человек испытывает недостаток витаминов.
- А как можно укрепить и сохранить наше здоровье? (Закаляться, заниматься спортом, бегать, правильно питаться) .
- А как вы думаете, правильно ли мы питаемся? (Мы должны есть только полезные продукты) .
- Какие полезные продукты вы считаете полезными? (Богатые витаминами) .
- В каких продуктах можно найти витамины весной? (В овощах, фруктах, сухофруктах, в квашеной капусте, в зелени)
- А в какой зелени наибольшее количество витаминов для нашего здоровья? (В чесноке, в луке)
- Вот о луке мы с вами и поговорим.
- Какие поговорки про лук вы знаете?
“Лук – от семи недуг”
- А загадки знаете?
“Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает”(Лук)
Никого не огорчает, А всех плакать заставляет. (Лук)
Сарафан не сарафан, платьице не платьице, А как станешь раздевать, досыта наплачешься. (Лук)
Что без боли и без печали доводит до слез? (Лук)
Золотистый и полезный, Витаминный, хотя резкий, Горький вкус имеет он. Когда чистишь - слезы льешь. (Лук)
- Знаете ли вы, где впервые вырастили лук? (В Азии)
Предлагаю взять луковицы и рассмотреть, какого они цвета, ощупать рукой и сказать, какой они формы (круглая, овальная). Ребята, не зря говорят, что во сто шуб одет. Посмотрите, сколько чешуек, предлагаю погладить луковицу и уточнить, какие чешуйки - гладкие или шершавые.
Посмотрите на луковицу, у нее есть донце и верхушка. Мы с вами садить лук будем донцем вниз в лунку.
- Какие виды лука вы знаете? (севок, чернушка, репчатый, лук- порей, лук-шалот, черемша). Рассмотрите, какие разные луковицы. (Дети рассматривают) .
Сейчас закройте глаза и откройте рот. Что я вам положила в рот? (лук). Какой он на вкус? (горький) .
- Лук содержит много различных витаминов. А вы знаете, как называются витамины, которые есть в луке?
Есть витамин С, который укрепляет наше здоровье.
- Знаете ли вы чем помогает лук садоводам? (Настой луковой шелухи уничтожает вредных насекомых) .
- Какими еще лечебными свойствами обладает лук? (Улучшает аппетит, борется с микробами, хорошее средство при лечении зубов, кожи, от кашля, насморка) .
А как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы получить зеленый лук? (показ стрелок лука, ответы детей) .
Чтобы получить такие стрелки (так они называются, потому что похожи на стрелки, надо лук прорастить.
Что необходимо для роста растения? (ответы детей)
Нужна: земля, вода, свет, тепло.
Вы хотите, чтобы у нас в группе вырос зеленый лук? (Да)
Что необходимо, чтобы посадить растение? (ответы детей)
Правильно, нужна земля, вода и во что сажать. Давайте принесем.
(Дети приносят таз с водой, контейнеры, лопатки, грабельки.)
А чтобы не запачкаться самим и не запачкать столы, что нужно сделать? (ответы детей)
Да, нужно надеть фартуки, застелить столы.
(Дети надевают фартуки, накрывают столы клеенкой) .
-А вы любите трудиться? Прежде чем начать работу, нужно подготовить наши руки, поиграем.
-Мы сажаем огород
Лук, чеснок на нем растет
И петрушка, и горох (загибают пальцы)
Огород у нас не плох. (хлопки ладонями)
Перец, тыква кабачок
Лег на грядку на бочок
Помидоры, огурцы (загибают пальцы)
Мы ребята молодцы! (хлопки ладонями)
Как вы думаете, что нужно сделать в самом начале? (ответы детей)
Да, насыпать земли в контейнеры. Сколько земли насыпать? (Воспитатель
демонстрирует, дети насыпают землю) .
Дети, посмотрите, что там на дне? (Ответы детей) .
Кто знает, для чего они? (Ответы детей) .
-Дырки на дне горшков делают для того, чтобы корни растения дышали и лишняя вода при поливе уходила в поддон.
-Берем лопатки и насыпаем землю. Посмотрите, на грядку мы насыпали землю не до краев. Это для того, чтобы вода не переливалась с грядки.
А для чего нам нужны грабли? (ответы детей)
-Да, конечно, ими нужно разрыхлить и разровнять землю. Берите грабли и приступайте к работе.
(Дети трудятся)
Как правильно посадить луковицу, какой частью надо сажать ее в землю? (ответы детей)
Донцем, где корешки.
Воспитатель предлагает сделать углубление в земле. Выбирают оптимальную глубину посадки, комментирует: “Теперь посадим луковичку так, чтобы ее верхняя часть выступала из земли. Подумайте, что еще необходимо сделать? (ответы детей)
Дети поливают посаженные луковицы
Предлагает проращивать их по-разному - у одной будут все три необходимых условия: свет, вода, тепло, у другой будет вода и тепло, но не будет света (луковицу надо будет «оставить в шкаф или накрыть верным колпаком, у третьей будет, свет и вода, но она будет стоять в холодном месте (между рамами окна) .
Затем детям предлагают выбрать место для посаженных луковиц. Дети вместе с педагогом выбирают нужные места.
Ребята, я предлагаю вам зарисовать посаженые луковицы. А когда лук прорастет, мы зарисуем его уже с пророщенными перышками.
Дети вы устали? Проходите на ковер, давайте отдохнем.
Включается музыка «Вальс дождя»
-Посадили в землю луковицы. Сидели, сидели луковицы в земле, полил дождик, пригрело землю теплое солнышко, стали из луковиц появляться зеленые перышки: одно, потом другое. Перышки стали расти, расти, тянуться к солнышку. Вот и выросла грядка зеленого сочного лука.
Дети, а кто расскажет стихотворение про лук?
Е. Жуковская
Ох, уж этот злющий лук!
С ним узнаешь столько мук!
Жжет глаза и жжет язык,
Заставит плакать в один миг.
Т. Казырина
Баба Таня чистит лук
Убежал из кухни внук
Он хоть мал, но твердо знает
Лук за глазки покусает
Л. Шмидт
– Какое горе! – крикнул Лук.
– Я приношу так много мук!
Хозяйка слёзы льёт полдня,
Лишь только шубу сняв с меня.
Ребята, а давайте приготовим с вами несколько блюд из лука.
(Практическая работа)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детское экспериментирование в проектной деятельности. Проект "Чудеса "Кока-колы" (старшая группа)
В настоящее время в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.Детское экспериментиров...
Проектно- исследовательская деятельность. Проекты моих воспитанников ( 2015 год).
Проектно- исследовательская деятельность развивает позавательный интерес, находчивость, речь дошкольников, а так же обогащает навык нахождения новой необходимой информации....
Этапы деятельности по разработке и осуществлению проекта через интеграцию различных видов деятельности. Проект « Этот День Победы»
Данный материал поможет реализовать проект " День Победы". В нем рассказана поэтапная деятельность педагога и детей....
Презентация опыта "Развитие познавательной мотвации детей старшего возраста через проектно-исследовательскую деятельность". Проект "Почему говорят вода - это жизнь?"
Приоритетными направлениями моей работы являются:• создание условий для реализации креативных возможностей детей, применение в практике деятельности исследовательских и опытно-экспериментал...
Технология проектной деятельности: Проект по театрализованной деятельности "Волшебная страна-театр!" в подготовительной группе.
Проект по театрализованной деятельности "Волшебная страна-театр!" в подготовительной группе....
Технология проектной деятельности: проект по театрализованной деятельности "Волшебная страна- театр!" в подготовительной группе.
Проект по театрализованной деятельности "Волшебная страна-театр!" в подготовительной группе....
Проектно - исследовательская деятельность . Проект "Каштан"
Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой....