Исследовательская деятельность.Проект"Господин-Лук"
проект (средняя группа) на тему

Попова Елена Борисовна

пректная деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_u_detey_osnov_issledovatelskoy_deyatelnosti.docx26.52 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование у детей основ исследовательской деятельности. Информационно-экспериментальный проект «Господин Лук»

Информационно-экспериментальный проект

«Господин Лук»

Руководитель проекта: Попова Е.Б..

Участники проекта:

Дети, родители, педагог.

Паспорт проекта

Тип проекта

По доминирующей в проекте деятельности: информационный.

По содержанию: обучающий.

По числу участников проекта: групповой (15 человек, все желающие) .

По времени проведения: средней продолжительности (2-3 недели) .

По характеру контактов: ребенок и семья, в рамках ДОУ.

По характеру участия ребенка в проекте: участник от зарождения идеи до получения результата.

Состав проектной группы:

Руководитель проекта - воспитатель.

Дети и родители группы.

Объект исследования – культура лук репчатый

Цель проекта:

Формировать у детей основы исследовательской деятельности, экологическое самосознание.

Выявить благоприятные условия для роста и развития лука.

Увидеть конечный результат исследовательской работы.

Задачи проекта:

Развивать речь детей,

Формировать у детей знания об овощной культуре «Лук».

Вызвать желание детей самим посадить лук и отобразить это в календаре наблюдений.

Закрепить знания о форме предмета.

Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле. Создать условия для исследовательской деятельности.

Познакомить детей со значением витаминов в жизни человека.

Прививать бережное отношение к своему здоровью.

Актуальность проблемы:

В процессе познавательно-исследовательской деятельности ребенок - самостоятельно или в партнерстве с взрослым - познает окружающий его мир: вещи, предметы, явления, находящихся в определенных связях и отношениях. Естественность познавательно-исследовательской деятельности проявляется в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: «почему? », «зачем? », «Как устроен мир? » Работа с дошкольниками проводится в форме непринужденной познавательно-исследовательской деятельности взрослого с детьми, где взрослый является равноправным партнером, учитывающим детские интересы и инициативы. В нынешнем мире проблемы экологии стоят на одном из ведущих мест, и на данный момент главной задачей является воспитание экологически грамотного человека. В воспитании и обучении детей дошкольного возраста используется много приемов и методов для решения этой задачи, но наиболее перспективным является метод проектной деятельности.

В проекте участвуют как дети, так и их родители. Для решения поставленной цели дети используют знания и навыки, приобретенные в различных видах деятельности, что естественно способствует всестороннему развитию самого ребенка, формирует навыки сотрудничества.

Проект включает в себя 3 этапа:

Подготовительный этап

Разработка стратегии реализации проекта.

Подбор материала по теме «Лук. Свойства лука. Народные рецепты лука».

Составлен план основного этапа, определены цели и задачи проектной деятельности.

Основной этап

1. Совместная деятельность – посадка лука .

2. Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы.

3. Совместная деятельность «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства», «Лук репчатый».

4. Консультация для родителей «Полезные свойства лука», «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства», «Лук репчатый. Полезные и целебные (лечебные) свойства лука репчатого. Чем полезен лук. Лечение луком: народные рецепты».

5. Посадка лука в домашних условиях.

6. Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях дома.

Заключительный этап

НОД по теме «Господин лук», отчет о том, что получилось дома (предоставление календаря наблюдений о посадке лука на перо в домашних условиях) .

Этот проект значим для всех его участников:

Дети: получения новых знаний, проявления творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности, привитие любви к чтению произведений с дальнейшим анализом, прочитанного.

Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации насыщенной детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

Родители: получают новые знания, расширяют возможности сотрудничества со своими детьми, применяя полученные знания, чтение совместно с ребенком.

Предполагаемое распределение ролей в проектной группе:

Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (чтение произведений, эффективно развивает творческое и познавательное мышление дошкольников, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.

Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием лука.

Родители: совместно с детьми садят и наблюдают за прорастанием лука.

Обеспечение проектной деятельности

Методическое:

Консультации по теме проекта

Предполагаемый результат проекта

Дети совместно с родителями провели наблюдение за прорастанием лука, с предоставлением результата своей деятельности в группу

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап

Разработка стратегии реализации проекта.

Подбор материала по теме «Лук. Свойства лука. Народные рецепты лука».

Составлен план основного этапа, определены цели и задачи проектной деятельности.

Основной этап

Совместная деятельность – посадка лука .

Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы.

Совместная деятельность «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства», «Лук репчатый».

Консультация для родителей «Полезные свойства лука», «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства», «Лук репчатый. Полезные и целебные (лечебные) свойства лука репчатого. Чем полезен лук. Лечение луком: народные рецепты».

Посадка лука в домашних условиях.

Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях дома.

Заключительный этап

НОД по теме «Господин лук», отчет о том, что получилось дома (предоставление календаря наблюдений о посадке лука на перо в домашних условиях) .

Составление презентации проекта.

Промежуточный отчет подготовительного этапа проекта

Первый этап проектирования – подготовительный, за период данного этапа:

Разработали стратегию реализации проекта.

Подбор материала по теме «Лук. Свойства лука. Народные рецепты лука».

Составлен план основного этапа, определены цели и задачи проектной деятельности.

Данный этап реализовывался в течение 3 дней, за истекший срок организовали:

Подбор наглядного и информационного материала по теме проекта.

Проведена беседа с детьми, на определение актуальности данного проекта.

Составлен план основного этапа проектирования.

Промежуточный отчет основного этапа проекта

Данный этап реализовывался 3 недель, за истекший срок организовали:

Для детей: совместную деятельность по темам:

1. Посадка лука .

2. Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях группы.

3. «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства», «Лук репчатый».

Для родителей

Консультация для родителей «Полезные свойства лука», «Чем хорош лук? О пользе лукового семейства», «Лук репчатый. Полезные и целебные (лечебные) свойства лука репчатого. Чем полезен лук. Лечение луком: народные рецепты».

Посадка лука в домашних условиях.

Наблюдение и зарисовка в календаре наблюдений в условиях дома

Промежуточный отчет заключительного этапа проекта

На заключительном этапе проектирования, который длился 1 день организовали:

НОД по теме «Господин лук», отчет о том, что получилось дома (предоставление календаря наблюдений о посадке лука на перо в домашних условиях) .

Составление проекта.

Приложение № 1 (Условия проекта)

Уважаемые родители!

Предлагаем Вам принять участие с Вашими детьми в реализации проекта «Господин ЛУК»

Для этого Вам нужно посадить с детьми лук, самым различными способами (в виде ракеты, ежика и т. д., затем заполнить календарь наблюдений за прорастанием лука вместе с детьми и предоставить результат, который получится, в группу (календарь наблюдений, со всеми зарисовками) .

В конце проведения наблюдений за прорастанием лука, мы совместно с детьми посмотрим, у кого что получилось, и кто как ухаживал, у кого быстрее пророс лук.

Проект рассчитан на три недели, в течение двух недель проходит наблюдение в домашних условиях и в условиях детского сада, а одной недели проходит совместная деятельность до посадки лука и после посадки. (15 марта – 5 апреля 2012 г.)

Целью проекта является: привлечение детей к самостоятельной посадке лука, уходу за ним, с дальнейшим предоставлением результата своей деятельности.

Приложение № 2

Фиксация результатов.

Календарь наблюдений за прорастанием лука.

Приложение № 3

Консультации по теме проекта - находятся в архиве вместе с занятием.

Результат проекта

Рассматривая, выполненные работы с детьми, сделали вывод, лук прорастает у каждого по своему, все зависит от того как за ним ухаживать, поливать, он может расти в воде, может расти в «аквариуме», может расти один и целой семейкой, а также в виде ракеты (но многое зависит и от качества земли в которую сажают лук) .

Календари наблюдений за прорастанием лука.

Серия опытов и экспериментов:

Для фиксирования опытов и экспериментов вместе с детьми вели дневник наблюдений:

«Луковка» 15 февраля

Цель: Уточнить представления о луковице (гладкая, круглая, овальная, жёлтая) Выяснить есть ли у луковицы корневая система. Как она выглядит. Для чего она нужна луковице.

«Лук и земля» 22 февраля

Цель: Закреплять представление о луке, особенностях внешнего строения, учить находить "донце" с корнями и верхушку. Выяснить каким образом сажать лук в латок с землёй.Учить правильно сажать лук (сделать лунку, посадить луковицу корешками вниз, прижать плотно землю, полить) .

«Свет и темнота» 4 марта

Цель: Формировать представление об основных потребностях лука, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).

«Вкус и луковые слёзы» 18 марта

Цель : Определить вкус лука (горький, сладкий, солёный) .

«Сидит дед во сто шуб одет) 14 апреля

Цель: Выяснить сколько «шуб одето на луковице. Что происходит, когда его «раздевают»

«Два брата лучок и чесночок» 17 мая

Цель: Сравнить чем похожи и чем отличаются лук и чеснок (форма, вкус, цвет) .

Исследование проходило в групповом помещении.

НОД «Господин лук »

Цели:

Учить ставить перед собой цель, подготавливать инструменты, рабочее место и убирать за собой;

Закреплять знания детей о строении луковицы, об условиях, необходимых для роста растения.

Задачи:

Развивать речь детей,

Активизировать словарь: донце, корень, луковица, посадить, углубления, условия, стрелка.

Формировать у детей знания об овощной культуре «Лук».

Закреплять знания о форме предмета.

Воспитывать желание добиваться результата, участвовать в общем деле. Создать условия для исследовательской деятельности.

Познакомить детей со значением витаминов в жизни человека.

Прививать бережное отношение к своему здоровью.

Предварительная работа:

Рассматривание луковицы, рассказ воспитателя о лечебных свойствах лука; занятия по формированию понятия “растение”.

Беседа с родителями о пользе для детей витаминов.

Эксперименты.

Материал:

Грабли детские, лейки, палочки длиной 25см, лук разного цвета, контейнеры для посадки лука, совочки, таз с землей, вода, ведерки, перчатки, мусорное ведро, кувшин, дневники наблюдений, карандаши, клеенка, настой из луковой шелухи.

1.

Словарная работа:

Донце, чешуйка, верхушка. Витаминизация.

Ход занятия.

Дети, прежде чем начать нашу работу

-Давайте возьмемся за руки и передадим тепло своих рук друг другу. Посмотрите, как стало светло и тепло в группе.

- Ребята, какое сейчас время года? (Весна) .

-А какое раньше было? (Зима)

- Нравится ли вам это время года? И чем? (ответы детей) .

Зимой нам не хватало солнца, тепла, поэтому весной человек испытывает недостаток витаминов.

- А как можно укрепить и сохранить наше здоровье? (Закаляться, заниматься спортом, бегать, правильно питаться) .

- А как вы думаете, правильно ли мы питаемся? (Мы должны есть только полезные продукты) .

- Какие полезные продукты вы считаете полезными? (Богатые витаминами) .

- В каких продуктах можно найти витамины весной? (В овощах, фруктах, сухофруктах, в квашеной капусте, в зелени)

- А в какой зелени наибольшее количество витаминов для нашего здоровья? (В чесноке, в луке)

- Вот о луке мы с вами и поговорим.

- Какие поговорки про лук вы знаете?

“Лук – от семи недуг”

- А загадки знаете?

“Сидит дед, во сто шуб одет, кто его раздевает, тот слёзы проливает”(Лук)

Никого не огорчает, А всех плакать заставляет. (Лук)

Сарафан не сарафан, платьице не платьице, А как станешь раздевать, досыта наплачешься. (Лук)

Что без боли и без печали доводит до слез? (Лук)

Золотистый и полезный, Витаминный, хотя резкий, Горький вкус имеет он. Когда чистишь - слезы льешь. (Лук)

- Знаете ли вы, где впервые вырастили лук? (В Азии)

Предлагаю взять луковицы и рассмотреть, какого они цвета, ощупать рукой и сказать, какой они формы (круглая, овальная). Ребята, не зря говорят, что во сто шуб одет. Посмотрите, сколько чешуек, предлагаю погладить луковицу и уточнить, какие чешуйки - гладкие или шершавые.

Посмотрите на луковицу, у нее есть донце и верхушка. Мы с вами садить лук будем донцем вниз в лунку.

- Какие виды лука вы знаете? (севок, чернушка, репчатый, лук- порей, лук-шалот, черемша). Рассмотрите, какие разные луковицы. (Дети рассматривают) .

Сейчас закройте глаза и откройте рот. Что я вам положила в рот? (лук). Какой он на вкус? (горький) .

- Лук содержит много различных витаминов. А вы знаете, как называются витамины, которые есть в луке?

Есть витамин С, который укрепляет наше здоровье.

- Знаете ли вы чем помогает лук садоводам? (Настой луковой шелухи уничтожает вредных насекомых) .

- Какими еще лечебными свойствами обладает лук? (Улучшает аппетит, борется с микробами, хорошее средство при лечении зубов, кожи, от кашля, насморка) .

А как вы думаете, что необходимо сделать, чтобы получить зеленый лук? (показ стрелок лука, ответы детей) .

Чтобы получить такие стрелки (так они называются, потому что похожи на стрелки, надо лук прорастить.

Что необходимо для роста растения? (ответы детей)

Нужна: земля, вода, свет, тепло.

Вы хотите, чтобы у нас в группе вырос зеленый лук? (Да)

Что необходимо, чтобы посадить растение? (ответы детей)

Правильно, нужна земля, вода и во что сажать. Давайте принесем.

(Дети приносят таз с водой, контейнеры, лопатки, грабельки.)

А чтобы не запачкаться самим и не запачкать столы, что нужно сделать? (ответы детей)

Да, нужно надеть фартуки, застелить столы.

(Дети надевают фартуки, накрывают столы клеенкой) .

-А вы любите трудиться? Прежде чем начать работу, нужно подготовить наши руки, поиграем.

-Мы сажаем огород

Лук, чеснок на нем растет

И петрушка, и горох (загибают пальцы)

Огород у нас не плох. (хлопки ладонями)

Перец, тыква кабачок

Лег на грядку на бочок

Помидоры, огурцы (загибают пальцы)

Мы ребята молодцы! (хлопки ладонями)

Как вы думаете, что нужно сделать в самом начале? (ответы детей)

Да, насыпать земли в контейнеры. Сколько земли насыпать? (Воспитатель

демонстрирует, дети насыпают землю) .

Дети, посмотрите, что там на дне? (Ответы детей) .

Кто знает, для чего они? (Ответы детей) .

-Дырки на дне горшков делают для того, чтобы корни растения дышали и лишняя вода при поливе уходила в поддон.

-Берем лопатки и насыпаем землю. Посмотрите, на грядку мы насыпали землю не до краев. Это для того, чтобы вода не переливалась с грядки.

А для чего нам нужны грабли? (ответы детей)

-Да, конечно, ими нужно разрыхлить и разровнять землю. Берите грабли и приступайте к работе.

(Дети трудятся)

Как правильно посадить луковицу, какой частью надо сажать ее в землю? (ответы детей)

Донцем, где корешки.

Воспитатель предлагает сделать углубление в земле. Выбирают оптимальную глубину посадки, комментирует: “Теперь посадим луковичку так, чтобы ее верхняя часть выступала из земли. Подумайте, что еще необходимо сделать? (ответы детей)

Дети поливают посаженные луковицы

Предлагает проращивать их по-разному - у одной будут все три необходимых условия: свет, вода, тепло, у другой будет вода и тепло, но не будет света (луковицу надо будет «оставить в шкаф или накрыть верным колпаком, у третьей будет, свет и вода, но она будет стоять в холодном месте (между рамами окна) .

Затем детям предлагают выбрать место для посаженных луковиц. Дети вместе с педагогом выбирают нужные места.

Ребята, я предлагаю вам зарисовать посаженые луковицы. А когда лук прорастет, мы зарисуем его уже с пророщенными перышками.

Дети вы устали? Проходите на ковер, давайте отдохнем.

Включается музыка «Вальс дождя»

-Посадили в землю луковицы. Сидели, сидели луковицы в земле, полил дождик, пригрело землю теплое солнышко, стали из луковиц появляться зеленые перышки: одно, потом другое. Перышки стали расти, расти, тянуться к солнышку. Вот и выросла грядка зеленого сочного лука.

Дети, а кто расскажет стихотворение про лук?

Е. Жуковская

Ох, уж этот злющий лук!

С ним узнаешь столько мук!

Жжет глаза и жжет язык,

Заставит плакать в один миг.

Т. Казырина

Баба Таня чистит лук

Убежал из кухни внук

Он хоть мал, но твердо знает

Лук за глазки покусает

Л. Шмидт

– Какое горе! – крикнул Лук.

– Я приношу так много мук!

Хозяйка слёзы льёт полдня,

Лишь только шубу сняв с меня.

Ребята, а давайте приготовим с вами несколько блюд из лука.

(Практическая работа)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское экспериментирование в проектной деятельности. Проект "Чудеса "Кока-колы" (старшая группа)

В настоящее время  в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей и явлений окружающего мира – метод экспериментирования.Детское экспериментиров...

Проектно- исследовательская деятельность. Проекты моих воспитанников ( 2015 год).

Проектно- исследовательская деятельность развивает позавательный интерес, находчивость, речь дошкольников, а так же обогащает навык нахождения новой необходимой информации....

Этапы деятельности по разработке и осуществлению проекта через интеграцию различных видов деятельности. Проект « Этот День Победы»

Данный материал поможет реализовать проект " День Победы". В нем рассказана поэтапная деятельность педагога и детей....

Презентация опыта "Развитие познавательной мотвации детей старшего возраста через проектно-исследовательскую деятельность". Проект "Почему говорят вода - это жизнь?"

Приоритетными направлениями моей работы являются:• создание условий для реализации креативных возможностей детей, применение в практике деятельности  исследовательских и опытно-экспериментал...

Технология проектной деятельности: Проект по театрализованной деятельности "Волшебная страна-театр!" в подготовительной группе.

Проект по театрализованной деятельности "Волшебная страна-театр!" в подготовительной группе....

Технология проектной деятельности: проект по театрализованной деятельности "Волшебная страна- театр!" в подготовительной группе.

Проект по театрализованной деятельности "Волшебная страна-театр!" в подготовительной группе....

Проектно - исследовательская деятельность . Проект "Каштан"

Формировать у детей исследовательские способности в процессе изучения жизнедеятельности деревьев, их взаимосвязи с окружающей средой....