План по тестопластике (дополнительное образование)
материал (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
ДС 45 «Октябренок».
Дополнительное образование по тестопластике в подготовительной группе.
Составила: Савловская Л.Д.
Смоленск
Цель: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.
Задачи:
- Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
- Приобщение к эстетической культуре;
- Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
- Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
- Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
- Развивать мелкую моторику рук детей;
- Обогащать словарный запас детей.
Направления:
- Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
- Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением.
- Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.
№ | Тема | Программное содержание |
1. С Е Н Т Я Б Р Ь | Народные промыслы | Расширять представления детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Развивать нравственно-эстетическое качества детей. Учить выделять характерные особенности промыслов. Совершенствовать изобразительные умения и навыки декоративного рисования. Развивать художественно-творческие способности детей. Формировать эстетический вкус. |
2. С Е Н Т Я Б Р Ь | Что такое народная игрушка? | Расширять представления детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Расширить знания детей о происхождении народной игрушке. |
3. С Е Н Т Я Б Р Ь | Лепка «Дымковский индюк». | Учить формировать у детей представление, что при лепке своих изделий дымковские мастера преображают реальные образы в сказочные, декоративные; учить отражать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского индюка; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: тело с шеей и головой лепить из одного куска теста, хвост и крылья из отдельных кусков, мелкие детали - гребень, бородку - лепить налепами; учить для декоративного украшения использовать стеку. |
4. С Е Н Т Я Б Р Ь | Рисование «Как у чудо - индюка все расписаны бока». | Продолжить знакомство детей с тем, как народные мастера «берут» узоры из окружающей природы и преобразуют их своей фантазией для украшения игрушек; учить расписывать фигурку индюка узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским птицам. |
5. О К Т Я Б Р Ь | «Дымковская игрушка». | Знакомство с дымковской народной игрушкой. Выявление народными мастерами природной красоты материала, умение извлечь наиболее декоративный эффект сочеталось с несложными чисто техническими приемами: нанесение ямок, штрихов и т. п. Усиливая художественную выразительность изделий. |
6. О К Т Я Б Р Ь | Лепка «Дымковская барыня» | Обобщить знакомство детей о дымковских игрушках; формировать умение сделать кукол выразительными за счёт осанки и деталей одежды; использовать в лепке пластический способ из целого куска глины, развивать уважение и интерес к народному творчеству |
7. О К Т Я Б Р Ь | Рисование «Дымковкие узоры» | Закрепить знания детей о цветовой гамме дымковской росписи, особенности узора. Закрепить умение узнавать и отличать дымковские игрушки от других по форме изделия, узору и сочетанию цветов.; самостоятельно украшать свою дымковскую красавицу. Развивать цветовое восприятие, творческую активность |
8. О К Т Я Б Р Ь | «Филимоновская игрушка» | Знакомство с филимоновской народной игрушкой. Выявление народными мастерами природной красоты материала, умение извлечь наиболее декоративный эффект сочеталось с несложными чисто техническими приемами |
9. Н | Лепка «Филимоно вские красавицы». | Обобщить знакомство детей о филимоновских игрушках; формировать умение сделать кукол выразительными за счёт осанки и деталей одежды; использовать в лепке пластический способ из целого куска глины, развивать уважение и интерес к народному творчеству. |
10. Н О Я Б Р Ь | Рисование «Филимоновский хоровод». | Закрепить знания детей о цветовой гамме филимоновскои росписи, особенности узора. Закрепить умение узнавать и отличать филимоновские игрушки от других по форме изделия, узору и сочетанию цветов.; самостоятельно украшать свою филимоновскую красавицу. Развивать цветовое восприятие, творческую активность. |
11.Н | Лепка «Филимоновский индюк». | Учить отражать в лепке характерные особенности внешнего вида филимоновского индюка; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: тело с шеей и головой лепить из одного куска теста, хвост и крылья из отдельных кусков, мелкие детали - гребень, бородку - лепить налепами; учить для декоративного украшения использовать стеку |
12.Н | Рисование «Что за диво –эта птица» | На основе знаний о филимоновском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая орнамента, праздничность. Развивать в детях стремление к творчеству |
13. Д | «А во, что же играли деревенские девочки?» | Знакомство с народной игрушкой. |
14. Д | «Каргопольская игрушка» | Знакомство с каргопольской игрушкой, с ее историей, орнаментом, техникой раскрашивания. Усиливая художественную выразительность изделий, техническая простота орнамента. |
15. Д | Лепка «Полкан-кентавр». | Закрепить умение лепить каргопольскую игрушку – Полкана - кентавра, используя знакомые способы лепки; передавать его выразительные особенности (форму, пропорции, динамику). Самостоятельно выбирать способ изображения. Развивать интерес и уважение к народному творчеству. |
16. Д | Рисование «Могучий Полкан-богатырь». | Закрепить знания детей и обобщить их о каргопольской игрушке. Уметь её узнавать и отличать от других по сюжету, форме, узору. Закрепить умение самостоятельно выбирать элементы росписи и самостоятельно расписывать свою игрушку. Развивать цветовое восприятие, творческую активность. |
17. Я | Лепка «Берегиня» | Обобщить знакомство детей о каргопольских игрушках; формировать умение сделать кукол выразительными за счёт осанки и деталей одежды; использовать в лепке пластический способ из целого куска глины, развивать уважение и интерес к народному творчеству |
18. Я | Рисование «Каргополь ская барышня» | Закрепить умение детей самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях по знакомству с коргопольской росписью, для украшения каргопольским узором новых изделий, согласовывать композицию и величину узора с формой |
19. Я | Лепка «Тяни-толкай» | Закрепить умение лепить каргопольскую игрушку – тяни- толкай, используя знакомые способы лепки; передавать его выразительные особенности (форму, пропорции, динамику). Самостоятельно выбирать способ изображения. Развивать интерес и уважение к народному творчеству. |
20 Я | Рисование «Добро и зло» | Закрепить знания детей и обобщить их о каргопольской игрушке. Уметь её узнавать и отличать от других по сюжету, форме, узору. Закрепить умение самостоятельно выбирать элементы росписи и самостоятельно расписывать свою игрушку. Развивать цветовое восприятие, творческую активность. Сформировать отношение к добру и злу. |
21 Ф | Лепка «Чудо- матрешки» | Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь; Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи; Развивать мелкую моторику рук детей; |
22 Ф | Рисование «Русские красавицы всем нам очень нравятся» (роспись 2-х сторонних матрёшек). | Закрепить знания детей о русской матрёшке, способами её изготовления; умение видеть особенности росписи, элементы узора, колорит изделий; умение составлять композицию растительного орнамента из цветов, бутонов, листьев в свободном пространстве. Украшать матрёшку по своему замыслу. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Развивать творчество и фантазию. |
23 Ф | Русский народный костюм. | Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства. |
24 Ф | Рисование «День рождения Ушастика» (роспись силуэтов посуды). | Продолжать знакомить детей с хохломской росписью, учить подбирать цвета красок к фону чаш и ваз. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов хохломской росписи. Закреплять умение рисовать концом кисти, «тычком», правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность. |
25 М | «Сказочная гжель» | Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, учить подбирать цвета красок к фону чаш и ваз. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи. |
26 М | Лепка «Чайный сервиз для кукол» (коллективная работа). | Развивать творческие способности детей (умение самостоятельно выбирать посуду для лепки); формировать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых изделий; дать детям представление о сервизе; учить детей договариваться о разном содержании работы. |
27 М | Рисование «Расцветай Гжель васильковая» (роспись чайного сервиза). | Закрепить умение детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего), рассматривать глиняные формы после побелки, использовать приёмы кистевой росписи. |
28 М | Лепка «Богородский медведь». | Обобщить знания детей о народном промысле, с особенностями их изготовления, своеобразием композиции. Закрепить умение передавать замысел, лепить фигурку животных, выделяя их характерные особенности. Развивать чувство ритма в процессе оформления поверхности изделия. Закрепить умение украшать фигурку с помощью стеки. Развивать творчество, фантазию, аккуратность. |
29 А | «Абашевская игрушка» | Познакомить детей с абашевской игрушкой.Обобщить знания детей о народном промысле, с особенностями их изготовления, своеобразием композиции. |
30А | Лепка «Абашевская птичка». | Учить самостоятельно придумывать образ декоративной птицы, использовать свои умения и знания для изображения пластической формы, дополнительных декоративных деталей. Формировать умение передавать выразительные особенности декоративных абашевских птиц в их форме, позе и украшениях двухцветными налепами; слепить птицу из целого куска, вытягивая части тела птицы из исходной формы - овоида. Закреплять умение хорошо заглаживать поверхность изделия и плотно примазывать налепы. |
31 А | Рисование «Удивитель ные птицы» | Продолжить знакомство детей с тем, как народные мастера «берут» узоры из окружающей природы и преобразуют их своей фантазией для украшения игрушек; учить расписывать фигурку птицы узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию абашевскими птицам. |
32А Ь. | Лепка «Родные мотивы». | Побуждать детей к самостоятельному поиску способов лепки животных (заяц, лиса, медведь, волк и т.д.),; развивать умение лепить человека в движении в национальной одежде . Воспитывать любовь к родному краю. |
33 М | «Хлудневская игрушка» | Закрепить знания детей о хлудневской русской народной игрушке, способами её изготовления; умение видеть особенности росписи, элементы узора, колорит изделий; умение составлять композицию растительного орнамента из цветов, бутонов, листьев в свободном пространстве. |
34 М | Лепка «Чудо дерево» | Учить самостоятельно придумывать образ декоративного дерева, использовать свои умения и знания для изображения пластической формы, дополнительных декоративных деталей. Формировать умение передавать выразительные особенности хлудневской игрушки. |
35 М | Рисование «Дерево жизни» | Украшать дерево по своему замыслу. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Развивать творчество и фантазию, умение составлять композицию растительного орнамента из цветов, бутонов, листьев в свободном пространстве. |
36 М | По замыслу. | Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте, развивать творческие способности детей. |
Виды орнамента
1. Растительный
2. Геометрический
3. Зоомоцный
Способы работы с кистью
- Концом кисти;
- Всем ворсом;
- Постепенным переходом от рисования концом к рисованию всем ворсом;
- Прикладывание;
- Примакивание;
- Гладью;
- Нетрадиционные;
- Тычок.
Правила рисования краской.
- Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
- При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.
- При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.
- Чтобы рисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги только концом кисти.
- При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону, каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда - обратно, как карандашом).
- Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.
- Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.
Основные способы лепки.
1. Конструктивный способ – лепка изделий из отдельных частей с последующим их соединением.
2. Пластический способ – лепка из целевого куска .
3. Комбинированный способ – лепка с применением пластического и конструктивного способов.
4. Ленточный способ – служит для изготовления посуды (чашки, стаканы, кувшины, вазы и т.д.).
5. Способ кругового налепа (спирально-кольцевой налеп). Сосуды (способом кругового налепа) лепят с помощью жгутов, которые раскатывают из теста.
6. Способ выбирания глины стекой.
При присоединении частей изделия используются приёмы: смочить водой привдавить, загладить.
Последовательность лепки народных игрушек
Последовательность лепки гжельской собачки.
- Скатывание шарика.
- Превращение шарика в толстую лепёшку.
- Наметить головку путём легкого нажатия пальцами на тесто.
- С противоположной стороны намечаем туловище и хвост.
- Под головкой одним движением пальца намечаем лапы.
- С двух сторон головы вытягиваем ушки.
- Вытягиваем нос собаки.
- Формируем шею, поворачиваем фигурку.
- Вытягиваем лапы сидящей собаки, формируем хвост и уши.
10. Осматриваем фигурку. Мокрыми пальцами сглаживаем неровности на поверхности фигурки.
Последовательность лепки гжельской кошки.
- Скатывание шарика.
- Скатывание лепёшки с выделением головы.
- Вытягивание лапок.
- Вытягивание хвоста и ушей.
- Подворачивание хвоста и его плотная примазка к туловищу.
- Уточнение деталей.
Последовательность лепки Полкана - кентавра
(каргопольская игрушка).
- Выполнить верхнюю часть туловища (торс) и плоскую голову на толстой шее.
- Лепить туловище коня.
- Торс соединить с туловищем коня, а потом прилепить руки, головной убор и другие предметы, сопровождающие игрушку.
Последовательность лепки каргопольской барышни.
- Сначала слепить туловище с головой (торс).
- Насадить торс на юбку-колокол, слепленную отдельно.
- Закрепить на заготовке руки, головной убор, придать положение рукам и дать ей в них чашку, коромысло, каравай хлеба. Фигурка барыни приземистая, крепкая.
- Роспись. Кофта расписывается в яркий кирпично-красный, жёлтый цвет, передник обязательно белый, с узором, юбка -более тёмная (кирпичного, темно-зелёного, синего, чёрного цвета). Головной убор - в тон кофты или юбки.
Последовательность лепки дымковской барышни.
1. Приступая к выполнению барышни или кормилицы, прежде всего, лепят юбку или ступку (широкий у основания пустотелый корпус), всё время, вертя её в руках для выравнивания стенок.
- Затем на ступу, смоченную водой, насаживают торс и оттягивают шею.
- На шее укрепляют шарик - голову.
- К плечам прикрепляют, сначала торчком в стороны, руки - колбаски, потом их осторожно сгибают и складывают на талии.
Последовательность лепки дымковского коня.
1. Начинают лепку с большой колбаски, надрезают её с двух сторон. Формируют
ноги коню.
- Налепляют на заготовку туловища голову и шею.
- Делают конусообразные уши и крученым жгутом - гриву и хвост.
- Конь готов. Можно посадить на коня всадника - и готова новая игрушка.
Последовательность лепки дымковского индюка.
1. Основу игрушки лепим в форме овала, формируем ноги.
- Выполняем хвост. Из большого комка глины катаем шар и затем расплющиваем его в лепёшку, толщина которой около 1 см. Примазываем хвост-лепёшку к туловищу.
- Из двух овальных лепёшек делаем крылья, тщательно примазываем их к туловищу сначала снизу, затем сверху (как делали руки барышне).
- Делаем детали: гребень, бородку из «капелек» глины, начиная с нижнего ряда, постепенно подходя к клюву.
- Оформляем оборками крылья и хвост.
Как получить шарообразную, цилиндрическую форму и преобразовать их.
Как получить шарообразную форму.
- Раскатать кусочек теста круговыми движениями;
- Раскатать кусочек теста одной ладонью на твердой поверхности;
- Раскатать кусочек теста кончиками двух пальцев; при таком способе
получаются очень маленькие шарики.
Как получить цилиндрическую форму.
- Раскатать кусочек теста в ладонях продольными движениями туда - обратно;
- Раскатать кусочек теста одной ладонью на твердой поверхности прямыми движениями;
- Раскатать кусочек теста кончиками двух пальцев (большим и указательным); при таком способе получаются очень маленькие цилиндрики и тоненькие жгутики.
Как преобразовать форму шара.
- Слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать в овоид или эллипс;
- Оттянуть с одной стороны;
- Раскатать и при необходимости согнуть;
- Сплющить между ладонями в диск;
- Раскатать в конус;
- Сплющить с одной стороны в полусферу;
- Сделать углубление пальцами или карандашом.
Как преобразовать форму цилиндра.
- Свернуть в кольцо;
- Скрутить в спираль;
- Сплющить с ленту;
- Раскатать в конус;
- Свить или сплести 2-3 колбаски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по дополнительному образованию «Мир глазами детей»
Я предлагаю вам план работы кружка "Мир глазами детей"...
План работы кружка дополнительного образования "Учимся играя".
перспективоне планирование кружка дополнительного образования " Учимся играя" за октябрь месяц 2013г...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ
Перспективный план работы кружка дополнительного образования с использованием нетрадиционных техник рисования . Вторая младшая группа....
План работы по дополнительному образованию "Умелые руки".
План работы по дополнительному образованию "Умелые руки"....
План программа по дополнительному образованию "Театрализованная деятельность"
Перспективное планирование занятий по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....
план взаимодействия педагога дополнительного образования с учителем начальных классов
план взаимодействия...
План самообразования педагога дополнительного образования
Примераная структура плана самообразования...