План по тестопластике (дополнительное образование)
материал (подготовительная группа) на тему

Савловская Лариса Дионисовна

План по тестопластике " Народная игрушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_podg.docx67.96 КБ

Предварительный просмотр:

  Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

                                      ДС 45 «Октябренок».

Дополнительное образование по тестопластике в подготовительной группе.

 

news_5354

                                                                Составила: Савловская Л.Д.

no1_36

                                                                 Смоленск

     Цель: Формирование и развитие основ художественной культуры ребенка через народное декоративно-прикладное искусство.

Задачи:

  • Вовлечение ребят в художественно-творческую деятельность;
  • Приобщение к эстетической культуре;
  • Формирование духовных качеств, эстетического вкуса у детей;
  • Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;
  • Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;
  • Развивать мелкую моторику рук детей;
  • Обогащать словарный запас детей.

Направления:

  1. Расширенное знакомство детей с изделиями народных художественных промыслов.
  2. Знакомство с символикой русского декоративного искусства и её значением.
  3. Самостоятельное создание детьми декоративных изделий.

Тема

Программное содержание

1.

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Народные промыслы

Расширять представления детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Развивать нравственно-эстетическое качества детей. Учить выделять характерные особенности промыслов. Совершенствовать изобразительные умения и навыки декоративного рисования. Развивать художественно-творческие способности детей. Формировать эстетический вкус.

2. С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Что такое народная игрушка?

Расширять представления детей о народном декоративно-прикладном искусстве. Воспитывать уважительное отношение к народным мастерам. Расширить знания детей о происхождении народной игрушке.

3. С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Лепка «Дымковский индюк».

Учить формировать у детей представление, что при лепке своих изделий дымковские мастера преображают реальные образы в сказочные, декоративные; учить отражать в лепке характерные особенности внешнего вида дымковского индюка; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: тело с шеей и головой лепить из одного куска теста, хвост и крылья из отдельных кусков,

мелкие детали - гребень, бородку - лепить налепами; учить для декоративного украшения использовать стеку.

4.

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

Рисование

«Как у чудо - индюка все расписаны бока».

Продолжить знакомство детей с тем, как народные мастера «берут» узоры из окружающей природы и преобразуют их своей фантазией для украшения игрушек; учить расписывать фигурку индюка узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию дымковским птицам.

5.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

«Дымковская игрушка».

Знакомство с дымковской народной игрушкой. Выявление  народными мастерами природной красоты материала, умение  извлечь наиболее   декоративный эффект сочеталось с несложными чисто техническими приемами: нанесение   ямок, штрихов и т. п.  Усиливая  художественную выразительность изделий.

6.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Лепка

«Дымковская барыня»

Обобщить знакомство детей о дымковских игрушках; формировать умение сделать кукол выразительными за счёт осанки и деталей одежды; использовать в лепке пластический способ из целого куска глины, развивать уважение и интерес к народному творчеству

7.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

Рисование

«Дымковкие узоры»

Закрепить знания детей о цветовой гамме дымковской росписи, особенности узора. Закрепить умение узнавать и отличать дымковские игрушки от других по форме изделия, узору и сочетанию цветов.; самостоятельно украшать свою дымковскую красавицу. Развивать цветовое восприятие, творческую активность

8.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

«Филимоновская игрушка»

Знакомство с филимоновской народной игрушкой. Выявление  народными мастерами природной красоты материала, умение  извлечь наиболее   декоративный эффект сочеталось с несложными чисто техническими приемами

9.

Н
О
Я
Б
Р
Ь

Лепка «Филимоно

вские красавицы».

Обобщить знакомство детей о филимоновских игрушках; формировать умение сделать кукол выразительными за счёт осанки и деталей одежды; использовать в лепке пластический способ из целого куска глины, развивать уважение и интерес к народному творчеству.

10.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

Рисование «Филимоновский хоровод».

Закрепить знания детей о цветовой гамме филимоновскои росписи, особенности узора. Закрепить умение узнавать и отличать филимоновские игрушки от других по форме изделия, узору и сочетанию цветов.; самостоятельно украшать свою филимоновскую красавицу. Развивать цветовое восприятие, творческую активность.

11.Н
О
Я
Б
Р
Ь

Лепка «Филимоновский индюк».

Учить отражать в лепке характерные особенности внешнего вида филимоновского индюка; развивать умения определять форму и величину исходных форм для лепки разных частей игрушки, использовать при лепке конструктивный способ: тело с шеей и головой лепить из одного куска теста, хвост и крылья из отдельных кусков,

мелкие детали - гребень, бородку - лепить налепами; учить для декоративного украшения использовать стеку

12.Н
О
Я
Б
Р
Ь

Рисование

«Что за диво –эта птица»

На основе знаний о филимоновском промысле закреплять умение создавать самостоятельную композицию, передавая орнамента, праздничность. Развивать в детях стремление к творчеству

13.

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

«А во, что же играли деревенские девочки?»

Знакомство с  народной игрушкой.

14.

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

«Каргопольская игрушка»

Знакомство с каргопольской игрушкой, с ее историей, орнаментом, техникой раскрашивания. Усиливая  художественную выразительность изделий,  техническая простота  орнамента.

15.

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

Лепка «Полкан-кентавр».

Закрепить умение лепить каргопольскую игрушку – Полкана - кентавра, используя знакомые способы лепки; передавать его выразительные особенности (форму, пропорции, динамику). Самостоятельно выбирать способ изображения. Развивать интерес и уважение к народному творчеству.

16.

Д
Е
К
А
Б
Р
Ь

Рисование «Могучий Полкан-богатырь».

Закрепить знания детей и обобщить их о каргопольской игрушке. Уметь её узнавать и отличать от других по сюжету, форме, узору. Закрепить умение самостоятельно выбирать элементы росписи и самостоятельно расписывать свою игрушку. Развивать цветовое восприятие, творческую активность.

17.

Я
Н
В
А
Р
Ь

Лепка «Берегиня»

Обобщить знакомство детей о каргопольских игрушках; формировать умение сделать кукол выразительными за счёт осанки и деталей одежды; использовать в лепке пластический способ из целого куска глины, развивать уважение и интерес к народному творчеству

18. Я
Н
В
А
Р
Ь

Рисование

«Каргополь

ская барышня»

Закрепить умение детей самостоятельно и творчески применять умения и навыки, полученные на занятиях по знакомству с коргопольской росписью, для украшения каргопольским узором новых изделий, согласовывать композицию и величину узора с формой

19.

Я
Н
В
А
Р
Ь

Лепка

«Тяни-толкай»

Закрепить умение лепить каргопольскую игрушку – тяни- толкай, используя знакомые способы лепки; передавать его выразительные особенности (форму, пропорции, динамику). Самостоятельно выбирать способ изображения. Развивать интерес и уважение к народному творчеству.

20

Я
Н
В
А
Р
Ь

Рисование

«Добро и зло»

Закрепить знания детей и обобщить их о каргопольской игрушке. Уметь её узнавать и отличать от других по сюжету, форме, узору. Закрепить умение самостоятельно выбирать элементы росписи и самостоятельно расписывать свою игрушку. Развивать цветовое восприятие, творческую активность. Сформировать отношение к добру и злу.

21

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

Лепка

«Чудо- матрешки»

Развивать художественно-творческие способности у детей, привычку вносить элементы прекрасного в жизнь;

Разбудить фантазию детей, настроить их на создание новых необычных композиций росписи;

Развивать мелкую моторику рук детей;

22

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

Рисование «Русские красавицы всем нам очень нравятся» (роспись 2-х сторонних матрёшек).

Закрепить знания детей о русской матрёшке, способами её изготовления; умение видеть особенности росписи, элементы узора, колорит изделий; умение составлять композицию растительного орнамента из цветов, бутонов, листьев в свободном пространстве. Украшать матрёшку по своему замыслу. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Развивать творчество и фантазию.

23

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь

Русский народный костюм.

Продолжать знакомить детей с русской народной культурой. Дать представления об истории и особенностях русского национального костюма. Формировать умение украшать одежду деталями русского костюма. Формировать эстетическое отношение к произведениям народного декоративно-прикладного искусства.

24

Ф
Е
В
Р
А
Л
Ь.

Рисование «День рождения Ушастика» (роспись силуэтов посуды).

Продолжать знакомить детей с хохломской росписью, учить подбирать цвета красок к фону чаш и ваз. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов хохломской росписи. Закреплять умение рисовать концом кисти, «тычком», правильно набирать краску на кисть. Развивать творческие способности детей, самостоятельность.

25

М
А
Р
Т

«Сказочная гжель»

Продолжать знакомить детей с гжельской росписью, учить подбирать цвета красок к фону чаш и ваз. Закреплять умение задумывать и составлять композицию из знакомых элементов гжельской росписи.

26

М
А
Р
Т

Лепка «Чайный сервиз для кукол» (коллективная работа).

Развивать творческие способности детей (умение самостоятельно выбирать посуду для лепки); формировать умение переносить усвоенные способы лепки на изготовление новых изделий; дать детям представление о сервизе; учить детей договариваться о разном содержании работы.

27

М
А
Р
Т

Рисование «Расцветай Гжель васильковая» (роспись чайного сервиза).

Закрепить умение детей передавать своеобразие цветового колорита (сочетание белого и синего), рассматривать глиняные формы после побелки, использовать приёмы кистевой росписи.

28

М
А
Р
Т

Лепка «Богородский медведь».

Обобщить знания детей о народном промысле, с особенностями их изготовления, своеобразием композиции. Закрепить умение передавать замысел, лепить фигурку животных, выделяя их характерные особенности. Развивать чувство ритма в процессе оформления поверхности изделия. Закрепить умение украшать фигурку с помощью стеки. Развивать творчество, фантазию, аккуратность.

29

А
П
Р
Е
Л
Ь

«Абашевская игрушка»

Познакомить детей с абашевской игрушкой.Обобщить знания детей о народном промысле, с особенностями их изготовления, своеобразием композиции.

30А
П
Р
Е
Л
Ь.

Лепка «Абашевская  птичка».

Учить самостоятельно придумывать образ декоративной птицы, использовать свои умения и знания для изображения пластической формы, дополнительных декоративных деталей. Формировать умение передавать выразительные особенности декоративных абашевских птиц в их форме, позе и украшениях двухцветными налепами; слепить птицу из целого куска, вытягивая части тела птицы из исходной формы - овоида. Закреплять умение хорошо заглаживать поверхность изделия и плотно примазывать налепы.

31

А
П
Р
Е
Л
Ь

Рисование

«Удивитель

ные птицы»

Продолжить знакомство детей с тем, как народные мастера «берут» узоры из окружающей природы и преобразуют их своей фантазией для украшения игрушек; учить расписывать фигурку птицы узором, близким по композиции, элементам и цветосочетанию абашевскими птицам.

32А
П
Р
Е
Л

Ь.

Лепка «Родные мотивы».

Побуждать детей к самостоятельному поиску способов лепки  животных (заяц, лиса, медведь, волк и т.д.),; развивать умение лепить человека в движении в национальной одежде . Воспитывать любовь к родному краю.

33

М
А
Й

«Хлудневская игрушка»

Закрепить знания детей о хлудневской русской народной игрушке, способами её изготовления; умение видеть особенности росписи, элементы узора, колорит изделий; умение составлять композицию растительного орнамента из цветов, бутонов, листьев в свободном пространстве.

34

М
А
Й

Лепка

«Чудо дерево»

Учить самостоятельно придумывать образ декоративного дерева, использовать свои умения и знания для изображения пластической формы, дополнительных декоративных деталей. Формировать умение передавать выразительные особенности хлудневской игрушки.

35

М
А
Й

Рисование

«Дерево жизни»

Украшать дерево по своему замыслу. Воспитывать аккуратность и самостоятельность в работе. Развивать творчество и фантазию, умение составлять композицию растительного орнамента из цветов, бутонов, листьев в свободном пространстве.

36

М
А
Й

По замыслу.

Закрепить знания, умения, навыки по декоративно-прикладному искусству. Умение выполнять узор на силуэте, развивать творческие способности детей.

                           

                     

                       

                         Виды орнамента

        1. Растительный

        2. Геометрический

        3. Зоомоцный

Способы работы с кистью

  1. Концом кисти;
  2. Всем ворсом;
  3. Постепенным переходом от рисования концом к рисованию всем ворсом;
  4. Прикладывание;
  5. Примакивание;
  6. Гладью;
  7. Нетрадиционные;
  8. Тычок.

                                 

                         Правила рисования краской.

  1. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным), за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами.
  2. При рисовании различных линий кисть надо вести по ворсу, поэтому рука с кистью движется впереди линии.
  3. При рисовании широких линий нужно опираться на весь ворс кисти, палочку держать наклонно к бумаге.
  4. Чтобы рисовать тонкую линию, кисть нужно держать палочкой вверх и касаться бумаги только концом кисти.
  5. При закрашивании рисунков кистью линии нужно накладывать рядом, вести их в одном направлении и только в одну сторону,  каждый раз начиная движение сверху или слева (а не туда - обратно, как карандашом).
  6. Каждую линию при рисовании и при закрашивании нужно проводить только один раз.
  7. Вести линии нужно сразу, не останавливаясь.

                       

                              Основные способы лепки.

1. Конструктивный способ – лепка изделий из отдельных частей с последующим их соединением.

2. Пластический способ – лепка из целевого куска .

3. Комбинированный способ – лепка с  применением пластического и конструктивного способов.

4. Ленточный способ – служит для изготовления посуды (чашки, стаканы, кувшины, вазы и т.д.).

5. Способ кругового налепа (спирально-кольцевой налеп). Сосуды (способом кругового налепа) лепят с помощью жгутов, которые раскатывают из теста.

6. Способ выбирания глины стекой.

При присоединении частей изделия используются приёмы:  смочить водой привдавить, загладить.

Последовательность лепки народных игрушек

Последовательность лепки гжельской собачки.

  1. Скатывание шарика.
  2. Превращение шарика в толстую лепёшку.
  3. Наметить головку путём легкого нажатия пальцами на тесто.
  4. С противоположной стороны намечаем туловище и хвост.
  5. Под головкой одним движением пальца намечаем лапы.
  6. С двух сторон головы вытягиваем ушки.
  7. Вытягиваем нос собаки.
  8. Формируем шею, поворачиваем фигурку.
  9. Вытягиваем лапы сидящей собаки, формируем хвост и уши.

10.        Осматриваем фигурку. Мокрыми пальцами сглаживаем неровности на поверхности фигурки.

Последовательность лепки гжельской кошки.

  1. Скатывание шарика.
  2. Скатывание лепёшки с выделением головы.
  3. Вытягивание лапок.
  4. Вытягивание хвоста и ушей.
  5. Подворачивание хвоста и его плотная примазка к туловищу.
  6. Уточнение деталей.

Последовательность лепки Полкана - кентавра

(каргопольская игрушка).

  1. Выполнить верхнюю часть туловища (торс) и плоскую голову на толстой шее.
  2. Лепить туловище коня.
  1. Торс соединить с туловищем коня, а потом прилепить руки, головной убор и другие предметы, сопровождающие игрушку.

Последовательность лепки каргопольской барышни.

  1. Сначала слепить туловище с головой (торс).
  2. Насадить торс на юбку-колокол, слепленную отдельно.
  3. Закрепить на заготовке руки, головной убор, придать положение рукам и дать ей в них чашку, коромысло, каравай хлеба.  Фигурка барыни приземистая, крепкая.
  4. Роспись. Кофта  расписывается  в  яркий  кирпично-красный,   жёлтый  цвет, передник обязательно белый, с узором, юбка -более тёмная (кирпичного, темно-зелёного, синего, чёрного цвета). Головной убор - в тон кофты или юбки.

Последовательность лепки дымковской барышни.

1.        Приступая к выполнению барышни или кормилицы, прежде всего, лепят юбку или ступку (широкий у основания пустотелый корпус), всё время, вертя её в руках для выравнивания стенок.

  1. Затем на ступу, смоченную водой, насаживают торс и оттягивают шею.
  2. На шее укрепляют шарик - голову.
  3. К плечам прикрепляют, сначала торчком в стороны, руки - колбаски, потом их осторожно сгибают и складывают на талии.

Последовательность лепки дымковского коня.

1.        Начинают лепку с большой колбаски, надрезают её с двух сторон. Формируют

ноги коню.

  1. Налепляют на заготовку туловища голову и шею.
  2. Делают конусообразные уши и крученым жгутом - гриву и хвост.
  3.  Конь готов. Можно посадить на коня всадника - и готова новая игрушка.

Последовательность лепки дымковского индюка.

1. Основу игрушки лепим в форме овала, формируем ноги.

  1. Выполняем хвост. Из большого комка глины катаем шар и затем расплющиваем его в лепёшку, толщина которой около 1 см. Примазываем хвост-лепёшку к туловищу.
  2. Из двух овальных лепёшек делаем крылья, тщательно примазываем их к туловищу сначала снизу, затем сверху (как делали руки барышне).
  3. Делаем детали: гребень, бородку из «капелек» глины, начиная с нижнего ряда, постепенно подходя к клюву.
  4. Оформляем оборками крылья и хвост.

Как получить шарообразную, цилиндрическую форму и преобразовать их.

Как получить шарообразную форму.

  1. Раскатать кусочек теста круговыми движениями;
  2. Раскатать кусочек теста одной ладонью на твердой поверхности;
  3. Раскатать кусочек теста кончиками двух пальцев; при таком способе
    получаются очень маленькие шарики.

Как получить цилиндрическую форму.

  1. Раскатать кусочек теста в ладонях продольными движениями туда - обратно;
  2. Раскатать кусочек теста одной ладонью на твердой поверхности прямыми движениями;
  3. Раскатать кусочек теста кончиками двух пальцев (большим и указательным); при таком способе получаются очень маленькие цилиндрики и тоненькие жгутики.

Как преобразовать форму шара.

  1. Слегка вытянуть с обеих сторон и раскатать в овоид или эллипс;
  2. Оттянуть с одной стороны;
  3. Раскатать и при необходимости согнуть;
  4. Сплющить между ладонями в диск;
  5. Раскатать в конус;
  6. Сплющить с одной стороны в полусферу;
  7. Сделать углубление пальцами или карандашом.

Как преобразовать форму цилиндра.

  1. Свернуть в кольцо;
  2. Скрутить в спираль;
  3. Сплющить с ленту;
  4. Раскатать в конус;
  5. Свить или сплести 2-3 колбаски.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по дополнительному образованию «Мир глазами детей»

Я предлагаю вам план работы кружка "Мир глазами детей"...

План работы кружка дополнительного образования "Учимся играя".

перспективоне планирование кружка дополнительного образования " Учимся играя" за октябрь месяц 2013г...

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ КРУЖКА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ НЕТРАДИЦИОННЫХ ТЕХНИК РИСОВАНИЯ ДЛЯ ВТОРОЙ МЛАДШЕЙ ГРУППЫ

Перспективный план работы кружка дополнительного образования с использованием нетрадиционных техник рисования . Вторая младшая группа....

План работы по дополнительному образованию "Умелые руки".

План работы по дополнительному образованию "Умелые руки"....

План программа по дополнительному образованию "Театрализованная деятельность"

Перспективное планирование занятий по театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

План самообразования педагога дополнительного образования

Примераная структура плана самообразования...