Проект Природу края береги
проект (старшая группа) на тему
Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников.
Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Данный
проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:
- образовательная деятельность,
- опытно-экспериментальная деятельность,
- игры, развлечения,
- наблюдения и экскурсии,
- работа с родителями,
- природоохранные акции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
praktiko-znachimaya_rabota_abramovoy.docx | 638.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОЕКТ
Выполнила:
Абрамова Екатерина Сергеевна,
МДОУ д/с № 1 “Аленка”
2014 г
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
1.1 Актуальность
1.2 Проблема
2. Основная часть
2.1 Целеполагание
2.2 Задачи проекта
2.3 Ожидаемый результат
- Реализация проекта
- Ресурсное обеспечение
2.5 Мониторинг проекта
3. Заключения. Выводы
Список литературы
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1 Актуальность
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышение уровня экологической воспитанности дошкольников.
Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному».
Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Данный
проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:
- образовательная деятельность,
- опытно-экспериментальная деятельность,
- игры, развлечения,
- наблюдения и экскурсии,
- работа с родителями,
- природоохранные акции.
1.2 Проблема
В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Неблагоприятная экологическая обстановка в городе (скученность промышленных предприятий) негативно влияет на окружающую среду и состоянии здоровья населения. Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, «ложный гуманизм» приводит к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей природы.
Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.
Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
2.1 Целеполагание.
Основная цель проекта:
Формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста, формирование основ экологической культуры у выпускников ДОУ.
2.2 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
- Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.
- Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
- Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
- Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
- Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
2.3 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Мы предположили к концу года получить следующие результаты:
Дети | Педагоги | Родители |
|
|
|
2.4. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный (сентябрь 2012 г.)
2 этап – деятельностный (сентябрь 2012 – май 2013 г.г.)
3 этап – оценочный (май 2013 г.г.)
ЭТАПЫ | ЗАДАЧИ | МЕРОПРИЯТИЯ | СРОКИ |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ | Повышение собственной профессиональной компетентности | Изучение программно-методического материала по направлению работы | Сентябрь 2012 г. |
Знакомство с новыми технологиями: Личностно-ориентированная, технология сотрудничества, программа М. Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья» | |||
Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом | Подбор программно-методического материала по направлению работы | ||
Подбор диагностического материала | |||
Обогащение эколого - игровой среды | Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий: - макет «Дары леса» - сборник экологических сказок - макет «Веселый поезд» в уголке экспериментирования - видеотека «Любимые питомцы» - уголок «Времена года» - дидактическая игра «Волшебный зонт» - книжки – малышки: «Веселая почемучка», «Экологическая почемучка» | По плану | |
Создание сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки | По плану | ||
Пополнение уголка природы | По плану | ||
Педагогическое просвещение родителей | Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома | По плану | |
Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома | |||
В течение года | |||
ДЕЯТЕЛЬНЫЙ | Выявить уровень развития экологической воспитанности детей | Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной группы по методике М.В.Емельяновой | Сентябрь 2012г. |
Реализация поставленных задач | Составление перспективного плана проведения занятий и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников | Сентябрь 2012 г. | |
Проведение занятий в соответствии с перспективным планом работы | По плану | ||
Разработка конспектов занятий с использованием экологического материала | Сентябрь 2012 г. | ||
Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки | В течение года | ||
Проведение экологических праздников «В гости к лету» «День птиц», «День Земли» «Весна -красна», «Пожар в лесу» | По плану | ||
Индивидуальная работа с детьми на прогулке | По плану | ||
Работа с педагогами | Консультация для педагогов «Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольников», | По плану | |
Открытые занятия и мероприятия | По плану | ||
Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием | Октябрь 2012 г. | ||
Работа с родителями | Участие в акции «Спасти и сохранить» | В течение года | |
Создание экологической тропы на участке детского сада, разработка маршрута и мероприятий на тропе | |||
Облагораживание и озеленение территории детского сада | |||
Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка с рекомендациями по экологическому воспитанию детей - дошкольников в домашних условиях, газета «Экологический альманах») | |||
Посещение родителями занятий | |||
ОЦЕНОЧНЫЙ | Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению экологической воспитанности детей | Диагностика и мониторинг качества экологического образования | Май 2013 г. |
Проведение итоговой диагностики по выявлению экологической воспитанности детей | Май 2013г. | ||
Оценка эффективности работы педагога | Подведение итогов работы | Май 2013 г. | |
Фото выставка «Красота родной природы» | Март 2013 г. | ||
Определение перспектив работы | |||
Оценка эффективности работы с родителями | Анкетирование | Май 2013г. | |
Обобщение опыта семейного воспитания | Апрель - май 2013г. |
2.5 Ресурсное обеспечение
Кадровый потенциал:
☺ Педагоги
☺ Родители
☺ Дети
☺ Воспитатель по ИЗО деятельности
☺ Музыкальный руководитель
Материально-техническая база:
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;
- уголок природы в группе;
- экологическая тропа на участке детского сада;
- огород на участке;
- огород на окне;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);
- библиотечка книг с экологическим содержанием;
- костюмы животных, растений.
Методическое:
теоретическая и методическая литература,
периодическая печать,
материалы по передовому педагогическому опыту.
Информационное обслуживание проекта:
Интернет-сайты;
Выпуск фотоотчетов;
Публикации в газетах и журналах.
- МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей по методике М.В. Емельяновой
Цель диагностики:
выявить уровень экологической воспитанности детей
Критерии сформированности
экологической воспитанности у детей:
- Познавательный интерес к природе и ее изучению;
- Знания об окружающей природе;
- Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
- Проявление бережного отношения к природе;
- Практические умения и навыки по охране природы.
Критерии наблюдений за детьми:
- Частота проявлений бережного отношения;
- В каких случаях проявляется и на что направлено.
Шкала оценок:
В (высокий уровень) – 3.9 – 5 баллов
С (средний) - 2.6 – 3,8 баллов
Н (низкий) - ниже 2,6 баллов
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ВЫВОДЫ:
Проведенная с выпускниками группы «Одуванчик» в течение года работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам:
- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;
- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней,
- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.
При организации воспитательно - образовательного процесса по экологическому воспитанию по проекту было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность позволила, в свою очередь:
- педагогам повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;
- родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, приобретению их детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Для наглядности результаты за 2012 - 2013 учебный год представлены в диаграмме.
Рисунок 1. Результаты диагностирования уровня
экологической воспитанности детей ( в %)
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что уровень экологической воспитанности детей подготовительной группы изменился. Количество детей с высоким уровнем развития самостоятельности повысился. Эти дети ответили практически на виды вопросов, ребята выполняли задания с большой радостью, вносили в них элементы творчества. Своим ответам они добавляли эмоциональность. У детей с высоким уровнем развития в ответах наблюдалось отсутствие трафаретности в высказываниях
Количество детей со средним уровнем развития экологической воспитанности изменился за счет того, что часть детей перешли в группу детей с высоким уровнем.
Детей с низким уровнем развития экологической воспитанности на конец года не осталось. При участии в диагностике в мае дети вели себя более уверено в ответах и выполнении заданий воспитателя.
Достижению положительной динамики по развитию экологической воспитанности детей способствовала разработка и реализация системы мероприятий по организации экологизации предметно – развивающей среды в группе, пополненной разнообразными пособиями. Это дало возможность ребенку реализовать потребность в общении с природным окружением.
В течение года родители принимали активное участие в обогащение предметно – развивающей среды в группе. Так же родители с большим желанием и интересом участвовали в совместных мероприятиях: в акции «Спасти и сохранить», в создании экологической тропы ДОУ, в облагораживании и озеленении территории детского сада.
Так же важным педагогическим условием является использование простейших методов проблемного обучения – вопросов, экспериментальной деятельности в уголке природы и на участке, проблемных ситуаций, которые имеют тенденцию к усложнению. Кроме того, усложняющиеся творческие задания позволяют развить не только фантазию воспитанников, лишить ее психологических барьеров, но и вооружить специальными приемами, сформировать умения самостоятельно выявлять и решать проблемы по природоохранным мероприятиям.
Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы можно достичь намеченных целей:
1. Воспитание любви и уважения к растениям, природе в целом.
2. Воспитание осознанного бережного отношения к объектам природы.
3. Формирование умения и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.
4.Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края.
ЛИТЕРАТУРА
- Л. Г. Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
- Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2007.
- Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва
- 2003.Л.П. Молодцова «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2004.
- Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005.
- Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2007.
- Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2007
- Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
- Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Г.А.Лапшина.-2-е изд.-Волгоград: Учитель, 2006.
- В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2004.
- Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2007
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
- Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006
- В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2008
2. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Здравствуй, мир! Окружающий мир.
Часть 2, - М., Издательство: Баласс, 2006
3. Егупова В.А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2007
4. Поддубная Л.Б. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы, - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
5. Геннадий Спирин "Марфа", - М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ "Природу края береги" (Экологическое воспитание детей 6-7 лет)
МДОУ ЦРР № 174 «Клубничка» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ...
Инновационный проект "Природу края береги"
«Любовь к Родине начинается с любви к природе». Именно под этим лозунгом детское экологическое движение страны проводит все мероприятия, которые ...
Педагогический проект "Природу края береги"
Данный проект предназначен для детей и родителей, направленный на повышение экологической грамотности....
ПРОЕКТ «Природу края береги!»
По стандартам Всемирной организации здравоохранения при ООН, российский народ приближается к грани вырождения. При этом примерно 15% территории страны занимают зоны экологического бедствия и чрезвычай...
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «Природу края береги»
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошло...
Проект "Природу края береги"
Проблема загрязнения окружающей среды все больше обращает на себя внимание современного общества. Загрязнение питьевой воды, воздуха выбросами промышленных предприятий, увеличение количества отравляющ...