ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ "Природу края береги" (Экологическое воспитание детей 6-7 лет)
проект (подготовительная группа) по теме
МДОУ ЦРР № 174 «Клубничка»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ПО ТЕМЕ
(Экологическое воспитание детей 6-7 лет)
Подготовлен:
Подгорновой Ириной Евгеньевной,
воспитателем логопедической группы № 5.
2009 г
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
1.1 Актуальность
1.2 Анализ внешней среды
1.3 Анализ внутренней среды
1.4 Проблема
2. Основная часть
2.1 Целеполагание
2.2 Задачи проекта
2.3 Ожидаемый результат
2.4 Реализация проекта
2.5 Ресурсное обеспечение
2.5 Мониторинг проекта
3. Заключения. Выводы
Список литературы
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1 Актуальность
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышение уровня экологической воспитанности дошкольников.
Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному».
Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Данный
проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:
- образовательная деятельность,
- опытно-экспериментальная деятельность,
- игры, развлечения,
- наблюдения и экскурсии,
- работа с родителями,
- природоохранные акции.
1.2 Анализ ситуации
Благоприятные факторы | Неблагоприятные факторы |
Политические | |
Подкрепленная законодательная база: ü Конвенция о правах ребенка; ü Конвенция дошкольного образования; ü Закон «Об образовании» РФ и ЧР; ü Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования; ü наличие вариативных программ ДОУ, адаптированных к ФГТ; ü Типовое положение о ДОУ; ü Гранты Президента ЧР для педагогических работников и образовательных учреждений | ü Сложности переходного периода в системе образования на современном этапе; ü потребительское отношение людей к природным ресурсам и ухудшение экологии; ü молодые родители не уделяют должного внимания экологическому воспитанию своих детей, недооценивая положительное влияние природы на полноценное и гармоничное развитие детей дошкольного возраста; ü ухудшение экологической обстановки неблагоприятно сказывается на физическом здоровье детей и взрослых. |
Экономические | |
· Ежемесячное премирование в ДОУ по результатам профессиональной деятельности педагогов; · возможность внебюджетного финансирования | · Текучесть педагогических кадров в связи с низкой заработной платой педагогов ДОУ; · Непомерные нагрузки по обеспечению возросшего документооборота в деятельности воспитателей; · Недостаточное техническое обеспечение педпроцесса в ДОУ |
Социальные | |
§ Повышение уровня экологической образованности родителей воспитанников; § активность родителей в оказании помощи в работе с детьми; § разнообразие ДОУ
| § Во многих семьях родители заняты зарабатыванием денег, из-за чего у них нет свободного времени для проведения культурного досуга с ребенком на природе § Разнородность социального статуса родителей. |
1.3 Анализ внутренней среды
Сильные стороны |
Слабые стороны
|
Программно – методическое обеспечение | |
Наличие программ и технологий: - «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, 2005 г., - Программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой, 2005 г., - Рыжова Н. А. «Наш дом – природа», 2005 г.
- Методическое обеспечение: учебно-методическая, подписные и периодические издания.
- Конспекты занятий и развлечений, сборники экологических сказок.
|
- Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий;
- отсутствие экологических знаний и педагогического опыта у родителей воспитанников. |
Материально – техническая база | |
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям; - уголок природы в группе; - экологическая тропа на участке детского сада; - огород на участке; - огород на окне; - наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.); - библиотечка книг с экологическим содержанием; - костюмы животных, растений.
|
- Отсутствие средств ТСО в группе (наличие ноутбука в группе было бы как нельзя кстати). |
1.4 Проблема
В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Неблагоприятная экологическая обстановка в городе (скученность промышленных предприятий) негативно влияет на окружающую среду и состоянии здоровья населения. Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, «ложный гуманизм» приводит к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей природы.
Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.
Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
2.1 Целеполагание.
Основная цель проекта:
Формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста, формирование основ экологической культуры у выпускников ДОУ.
2.2 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Ø Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.
Ø Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
Ø Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
Ø Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
Ø Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
Ø Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
Ø Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
Ø
Ø
Ø Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
2.3 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Мы предположили к концу года получить следующие результаты:
Дети |
Педагоги |
Родители
|
· У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе. · Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым. · У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы. · Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
| · Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства · Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников. · Пополнится развивающая среда в группе. · Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей | ·Обогащение уровня экологических знаний родителей. · Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей. · Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников. · Возможность участвовать в совместных экологических проектах
|
2.4. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный (сентябрь 2009 г.)
2 этап – деятельностный (сентябрь 2009 – май 2010 г.г.)
3 этап – оценочный (май 2010 г.г.)
ЭТАПЫ | ЗАДАЧИ | МЕРОПРИЯТИЯ | СРОКИ |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ | Повышение собственной профессиональной компетентности | Изучение программно-методического материала по направлению работы |
Сентябрь 2009 г. |
Знакомство с новыми технологиями: Личностно-ориентированная, технология сотрудничества, программа М. Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья» | |||
Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом | Подбор программно-методического материала по направлению работы | ||
Подбор диагностического материала | |||
Обогащение эколого - игровой среды | Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий: - макет «Дары леса» - сборник экологических сказок - макет «Веселый поезд» в уголке экспериментирования - видеотека «Любимые питомцы» - уголок «Времена года» - дидактическая игра «Волшебный зонт» - книжки – малышки: «Веселая почемучка», «Экологическая почемучка» | По плану | |
Создание сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки | По плану | ||
Пополнение уголка природы | По плану | ||
Педагогическое просвещение родителей | Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома | По плану | |
Проведение консультаций | По плану | ||
Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома | В течение года | ||
ДЕЯТЕЛЬНЫЙ | Выявить уровень развития экологической воспитанности детей группы «Одуванчик» | Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной группы «Светлячок» по методике М.В. Емельяновой | Сентябрь 2009г. |
Реализация поставленных задач | Составление перспективного плана проведения занятий и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников группы «Светлячок» | Сентябрь 2009 г. | |
Проведение занятий в соответствии с перспективным планом работы | По плану | ||
Разработка конспектов занятий с использованием экологического материала | Сентябрь 2009 г. | ||
Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки | В течение года | ||
Проведение экологических праздников «День птиц», «День Земли» | По плану | ||
Индивидуальная работа с детьми на прогулке | По плану | ||
Работа с педагогами | Консультация для педагогов «Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольников»,
| По плану | |
Открытые занятия и мероприятия | По плану | ||
Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием | Октябрь 2009 г. | ||
Работа с родителями | Участие в акции «Спасти и сохранить» |
В течение года | |
Создание экологической тропы на участке детского сада, разработка маршрута и мероприятий на тропе | |||
Облагораживание и озеленение территории детского сада | |||
Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка с рекомендациями по экологическому воспитанию детей - дошкольников в домашних условиях, газета «Экологический альманах») | |||
Посещение родителями занятий | |||
ОЦЕНОЧНЫЙ | Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной группы «Одуванчик» | Диагностика и мониторинг качества экологического образования в группе | Май 2010 г. |
Проведение итоговой диагностики по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной группы «Светлячок» по методике М.В. Емельяновой | Май 2010 г. | ||
Оценка эффективности работы педагога | Подведение итогов работы | Май 2010 г. | |
Презентация проекта (на педагогическом совете) | Май 2010 г. | ||
Определение перспектив работы |
| ||
Оценка эффективности работы с родителями | Анкетирование | Май 2010г. | |
Обобщение опыта семейного воспитания | Апрель - май 2010 г. | ||
Фотовыставка «Красота родной природы» | Май 2010 г. |
2.5 Ресурсное обеспечение
Кадровый потенциал:
☺ Педагоги
☺ Родители
☺ Дети
☺ Воспитатель по ИЗО деятельности
☺ Музыкальный руководитель
Материально-техническая база:
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;
- уголок природы в группе;
- экологическая тропа на участке детского сада;
- огород на участке;
- огород на окне;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);
- библиотечка книг с экологическим содержанием;
- костюмы животных, растений.
Методическое:
теоретическая и методическая литература,
периодическая печать,
материалы по передовому педагогическому опыту.
Информационное обслуживание проекта:
Интернет-сайты;
Выпуск фотоотчетов;
Публикации в газетах и журналах.
2.6 МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей по методике М.В. Емельяновой
Цель диагностики:
выявить уровень экологической воспитанности детей подготовительной группы «Светлячок»
Критерии сформированности
экологической воспитанности у детей:
Ø Познавательный интерес к природе и ее изучению;
Ø Знания об окружающей природе;
Ø Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
Ø Проявление бережного отношения к природе;
Ø Практические умения и навыки по охране природы.
Критерии наблюдений за детьми:
Ø Частота проявлений бережного отношения;
Ø В каких случаях проявляется и на что направлено.
Шкала оценок:
В (высокий уровень) – 3.9 – 5 баллов
С (средний) - 2.6 – 3,8 баллов
Н (низкий) - ниже 2,6 баллов
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ВЫВОДЫ:
Проведенная с выпускниками группы «Одуванчик» в течение года работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам:
- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;
- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней,
- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.
При организации воспитательно - образовательного процесса по экологическому воспитанию по проекту было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность позволила, в свою очередь:
- педагогам повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;
- родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, приобретению их детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Результаты диагностики по выявлению уровня экологической воспитанности детей на начальном этапе показали, что дети с низким уровнем развития показали незнание практических навыков и умений по охране природе, мало правильных ответов дали об окружающей природе. Следует отметить, что эти дети менее активны, умственная деятельность менее развита. Испытывали затруднения в ответах, чувствовали себя менее уверенно.
Дети со средним уровнем развития вели себя более уверенно, чем испытуемые с низким уровнем. Но в основном ребята отвечали односложно и не всегда верно, некоторые дети ждали наводящих вопросов или подсказки воспитателя.
Дети с высоким уровнем развития показали неплохие знания об окружающей природе, практически все проявили познавательный интерес к природе. Эти дети уверенно себя чувствовали, были очень активны, использовали развернутые ответы.
Следует отменить, что ребята с высоким уровнем развития не испытывали особых затруднений, речь у них развита хорошо.
По результатам исследования большинство детей находятся на среднем уровне развития. Практически все дети используют полученные ранее знания в практической деятельности.
Дети показали средний уровень – 75%
Дети с высоким уровнем – 8 % развития не испытывают затруднений и Дети с низким уровнем – 17 % развития выполняли задание по подсказке и с помощью взрослого.
Таким образом, мы сочли необходимым апробировать нашу систему работы по повышению уровня экологической воспитанности детей через организацию экологозацию образовательного процесса и организацию предметно – развивающей среды, что не только повысило уровень экологической грамотности детей, но и повысило интерес к объектам окружающей природы.
После реализации проекта нами были использована та же диагностика, что и в начале работы.
Данные об уровне экологической воспитанности детей представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительные данные
по выявлению уровня экологической воспитанности детей подготовительной группы «Светлячок»
УРОВНИ | Сентябрь 2009 год | Май 2010год | ||
Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | |
ВЫСОКИЙ | 2 | 8 | 12 | 50 |
СРЕДНИЙ | 18 | 75 | 12 | 50 |
НИЗКИЙ | 4 | 17 | 0 | 0 |
Для наглядности результаты за 2009 - 2010 учебный год представлены в диаграмме.
Рисунок 1. Результаты диагностирования уровня
экологической воспитанности детей подготовительной группы «Светлячок» ( в %)
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что уровень экологической воспитанности детей подготовительной группы «Светлячок» изменился. Количество детей с высоким уровнем развития самостоятельности повысился. Эти дети ответили практически на виды вопросов, ребята выполняли задания с большой радостью, вносили в них элементы творчества. Своим ответам они добавляли эмоциональность. У детей с высоким уровнем развития в ответах наблюдалось отсутствие трафаретности в высказываниях
Количество детей со средним уровнем развития экологической воспитанности изменился за счет того, что часть детей перешли в группу детей с высоким уровнем.
Детей с низким уровнем развития экологической воспитанности на конец года не осталось. При участии в диагностике в мае дети вели себя более уверено в ответах и выполнении заданий воспитателя.
На основе полученных результатов проследим общую динамику развития средних показателях у детей за 2009 -2010 г.г. Наглядно этот сравнительный анализ представлен в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительный анализ данных за 2009 – 2010 г.
УРОВНИ СРОКИ | ВЫСОКИЙ | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ |
% | % | % | |
2009 год | 8 | 75 | 17 |
2010 год | 50 | 50 | 0 |
Динамика | На 42 увеличился | 25% детей перешли на высокий уровень | На 17 уменьшился |
Из таблицы видно, что наблюдается положительная динамика развития экологической воспитанности у детей подготовительной группы «Светлячок».
Результаты проведенной нами работы по развитию экологической воспитанности у детей подтвердила правомерность выдвинутой гипотезы.
Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень развития экологической воспитанности у детей был качественно и количественно выше, чем в начале года. Детей с низким уровнем развития оказалось меньше, и больше детей с высоким уровнем развития по данному направлению.
Достижению положительной динамики по развитию экологической воспитанности детей способствовала разработка и реализация системы мероприятий по организации экологизации предметно – развивающей среды в группе, пополненной разнообразными пособиями. Это дало возможность ребенку реализовать потребность в общении с природным окружением.
В течение года родители принимали активное участие в обогащение предметно – развивающей среды в группе. Так же родители с большим желанием и интересом участвовали в совместных мероприятиях: в акции «Спасти и сохранить», в создании экологической тропы ДОУ, в облагораживании и озеленении территории детского сада.
Так же важным педагогическим условием является использование простейших методов проблемного обучения – вопросов, экспериментальной деятельности в уголке природы и на участке, проблемных ситуаций, которые имеют тенденцию к усложнению. Кроме того, усложняющиеся творческие задания позволяют развить не только фантазию воспитанников, лишить ее психологических барьеров, но и вооружить специальными приемами, сформировать умения самостоятельно выявлять и решать проблемы по природоохранным мероприятиям.
Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы можно достичь намеченных целей:
1. Воспитание любви и уважения к растениям, природе в целом.
2. Воспитание осознанного бережного отношения к объектам природы.
3. Формирование умения и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.
4.Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края.
ЛИТЕРАТУРА
1. Л. Г. Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
2. Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2007.
3. Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва
4. 2003.Л.П. Молодцова «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2004.
5. Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.
6. Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005.
7. Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2007.
8. Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2007
9. Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
10. Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Г.А.Лапшина.-2-е изд.-Волгоград: Учитель, 2006.
11. В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2004.
12. Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2007
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
1. Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006
2. В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2008
2. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Здравствуй, мир! Окружающий мир.
Часть 2, - М., Издательство: Баласс, 2006
3. Егупова В.А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2007
4. Поддубная Л.Б. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы, - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
5. Геннадий Спирин "Марфа", - М., 2005.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mdou_tsrr.doc | 756.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ ЦРР № 174 «Клубничка»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ПО ТЕМЕ
(Экологическое воспитание детей 6-7 лет)
Подготовлен:
Подгорновой Ириной Евгеньевной,
воспитателем логопедической группы № 5.
2009 г
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
1.1 Актуальность
1.2 Анализ внешней среды
1.3 Анализ внутренней среды
1.4 Проблема
2. Основная часть
- Целеполагание
2.2 Задачи проекта
2.3 Ожидаемый результат
- Реализация проекта
- Ресурсное обеспечение
2.5 Мониторинг проекта
3. Заключения. Выводы
Список литературы
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1 Актуальность
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышение уровня экологической воспитанности дошкольников.
Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному».
Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Данный
проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:
- образовательная деятельность,
- опытно-экспериментальная деятельность,
- игры, развлечения,
- наблюдения и экскурсии,
- работа с родителями,
- природоохранные акции.
1.2 Анализ ситуации
Благоприятные факторы | Неблагоприятные факторы |
Политические | |
Подкрепленная законодательная база:
|
|
Экономические | |
|
|
Социальные | |
|
|
1.3 Анализ внутренней среды
Сильные стороны | Слабые стороны |
Программно – методическое обеспечение | |
Наличие программ и технологий: - «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, 2005 г., - Программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой, 2005 г., - Рыжова Н. А. «Наш дом – природа», 2005 г. - Методическое обеспечение: учебно-методическая, подписные и периодические издания. - Конспекты занятий и развлечений, сборники экологических сказок. | - Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий; - отсутствие экологических знаний и педагогического опыта у родителей воспитанников. |
Материально – техническая база | |
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям; - уголок природы в группе; - экологическая тропа на участке детского сада; - огород на участке; - огород на окне; - наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.); - библиотечка книг с экологическим содержанием; - костюмы животных, растений. | - Отсутствие средств ТСО в группе (наличие ноутбука в группе было бы как нельзя кстати). |
1.4 Проблема
В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Неблагоприятная экологическая обстановка в городе (скученность промышленных предприятий) негативно влияет на окружающую среду и состоянии здоровья населения. Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, «ложный гуманизм» приводит к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей природы.
Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.
Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
2.1 Целеполагание.
Основная цель проекта:
Формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста, формирование основ экологической культуры у выпускников ДОУ.
2.2 ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
- Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.
- Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
- Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
- Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
- Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
2.3 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Мы предположили к концу года получить следующие результаты:
Дети | Педагоги | Родители |
|
|
|
2.4. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный (сентябрь 2009 г.)
2 этап – деятельностный (сентябрь 2009 – май 2010 г.г.)
3 этап – оценочный (май 2010 г.г.)
ЭТАПЫ | ЗАДАЧИ | МЕРОПРИЯТИЯ | СРОКИ |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ | Повышение собственной профессиональной компетентности | Изучение программно-методического материала по направлению работы | Сентябрь 2009 г. |
Знакомство с новыми технологиями: Личностно-ориентированная, технология сотрудничества, программа М. Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья» | |||
Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом | Подбор программно-методического материала по направлению работы | ||
Подбор диагностического материала | |||
Обогащение эколого - игровой среды | Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий: - макет «Дары леса» - сборник экологических сказок - макет «Веселый поезд» в уголке экспериментирования - видеотека «Любимые питомцы» - уголок «Времена года» - дидактическая игра «Волшебный зонт» - книжки – малышки: «Веселая почемучка», «Экологическая почемучка» | По плану | |
Создание сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки | По плану | ||
Пополнение уголка природы | По плану | ||
Педагогическое просвещение родителей | Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома | По плану | |
Проведение консультаций | По плану | ||
Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома | В течение года | ||
ДЕЯТЕЛЬНЫЙ | Выявить уровень развития экологической воспитанности детей группы «Одуванчик» | Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной группы «Светлячок» по методике М.В. Емельяновой | Сентябрь 2009г. |
Реализация поставленных задач | Составление перспективного плана проведения занятий и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников группы «Светлячок» | Сентябрь 2009 г. | |
Проведение занятий в соответствии с перспективным планом работы | По плану | ||
Разработка конспектов занятий с использованием экологического материала | Сентябрь 2009 г. | ||
Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки | В течение года | ||
Проведение экологических праздников «День птиц», «День Земли» | По плану | ||
Индивидуальная работа с детьми на прогулке | По плану | ||
Работа с педагогами | Консультация для педагогов «Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольников», | По плану | |
Открытые занятия и мероприятия | По плану | ||
Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием | Октябрь 2009 г. | ||
Работа с родителями | Участие в акции «Спасти и сохранить» | В течение года | |
Создание экологической тропы на участке детского сада, разработка маршрута и мероприятий на тропе | |||
Облагораживание и озеленение территории детского сада | |||
Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка с рекомендациями по экологическому воспитанию детей - дошкольников в домашних условиях, газета «Экологический альманах») | |||
Посещение родителями занятий | |||
ОЦЕНОЧНЫЙ | Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной группы «Одуванчик» | Диагностика и мониторинг качества экологического образования в группе | Май 2010 г. |
Проведение итоговой диагностики по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной группы «Светлячок» по методике М.В. Емельяновой | Май 2010 г. | ||
Оценка эффективности работы педагога | Подведение итогов работы | Май 2010 г. | |
Презентация проекта (на педагогическом совете) | Май 2010 г. | ||
Определение перспектив работы | |||
Оценка эффективности работы с родителями | Анкетирование | Май 2010г. | |
Обобщение опыта семейного воспитания | Апрель - май 2010 г. | ||
Фотовыставка «Красота родной природы» | Май 2010 г. |
2.5 Ресурсное обеспечение
Кадровый потенциал:
☺ Педагоги
☺ Родители
☺ Дети
☺ Воспитатель по ИЗО деятельности
☺ Музыкальный руководитель
Материально-техническая база:
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;
- уголок природы в группе;
- экологическая тропа на участке детского сада;
- огород на участке;
- огород на окне;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);
- библиотечка книг с экологическим содержанием;
- костюмы животных, растений.
Методическое:
теоретическая и методическая литература,
периодическая печать,
материалы по передовому педагогическому опыту.
Информационное обслуживание проекта:
Интернет-сайты;
Выпуск фотоотчетов;
Публикации в газетах и журналах.
- МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей по методике М.В. Емельяновой
Цель диагностики:
выявить уровень экологической воспитанности детей подготовительной группы «Светлячок»
Критерии сформированности
экологической воспитанности у детей:
- Познавательный интерес к природе и ее изучению;
- Знания об окружающей природе;
- Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
- Проявление бережного отношения к природе;
- Практические умения и навыки по охране природы.
Критерии наблюдений за детьми:
- Частота проявлений бережного отношения;
- В каких случаях проявляется и на что направлено.
Шкала оценок:
В (высокий уровень) – 3.9 – 5 баллов
С (средний) - 2.6 – 3,8 баллов
Н (низкий) - ниже 2,6 баллов
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ВЫВОДЫ:
Проведенная с выпускниками группы «Одуванчик» в течение года работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам:
- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;
- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней,
- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.
При организации воспитательно - образовательного процесса по экологическому воспитанию по проекту было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность позволила, в свою очередь:
- педагогам повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;
- родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, приобретению их детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Результаты диагностики по выявлению уровня экологической воспитанности детей на начальном этапе показали, что дети с низким уровнем развития показали незнание практических навыков и умений по охране природе, мало правильных ответов дали об окружающей природе. Следует отметить, что эти дети менее активны, умственная деятельность менее развита. Испытывали затруднения в ответах, чувствовали себя менее уверенно.
Дети со средним уровнем развития вели себя более уверенно, чем испытуемые с низким уровнем. Но в основном ребята отвечали односложно и не всегда верно, некоторые дети ждали наводящих вопросов или подсказки воспитателя.
Дети с высоким уровнем развития показали неплохие знания об окружающей природе, практически все проявили познавательный интерес к природе. Эти дети уверенно себя чувствовали, были очень активны, использовали развернутые ответы.
Следует отменить, что ребята с высоким уровнем развития не испытывали особых затруднений, речь у них развита хорошо.
По результатам исследования большинство детей находятся на среднем уровне развития. Практически все дети используют полученные ранее знания в практической деятельности.
Дети показали средний уровень – 75%
Дети с высоким уровнем – 8 % развития не испытывают затруднений и Дети с низким уровнем – 17 % развития выполняли задание по подсказке и с помощью взрослого.
Таким образом, мы сочли необходимым апробировать нашу систему работы по повышению уровня экологической воспитанности детей через организацию экологозацию образовательного процесса и организацию предметно – развивающей среды, что не только повысило уровень экологической грамотности детей, но и повысило интерес к объектам окружающей природы.
После реализации проекта нами были использована та же диагностика, что и в начале работы.
Данные об уровне экологической воспитанности детей представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительные данные
по выявлению уровня экологической воспитанности детей подготовительной группы «Светлячок»
УРОВНИ | Сентябрь 2009 год | Май 2010год | ||
Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | |
ВЫСОКИЙ | 2 | 8 | 12 | 50 |
СРЕДНИЙ | 18 | 75 | 12 | 50 |
НИЗКИЙ | 4 | 17 | 0 | 0 |
Для наглядности результаты за 2009 - 2010 учебный год представлены в диаграмме.
Рисунок 1. Результаты диагностирования уровня
экологической воспитанности детей подготовительной группы «Светлячок» ( в %)
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что уровень экологической воспитанности детей подготовительной группы «Светлячок» изменился. Количество детей с высоким уровнем развития самостоятельности повысился. Эти дети ответили практически на виды вопросов, ребята выполняли задания с большой радостью, вносили в них элементы творчества. Своим ответам они добавляли эмоциональность. У детей с высоким уровнем развития в ответах наблюдалось отсутствие трафаретности в высказываниях
Количество детей со средним уровнем развития экологической воспитанности изменился за счет того, что часть детей перешли в группу детей с высоким уровнем.
Детей с низким уровнем развития экологической воспитанности на конец года не осталось. При участии в диагностике в мае дети вели себя более уверено в ответах и выполнении заданий воспитателя.
На основе полученных результатов проследим общую динамику развития средних показателях у детей за 2009 -2010 г.г. Наглядно этот сравнительный анализ представлен в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительный анализ данных за 2009 – 2010 г.
УРОВНИ СРОКИ | ВЫСОКИЙ | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ |
% | % | % | |
2009 год | 8 | 75 | 17 |
2010 год | 50 | 50 | 0 |
Динамика | На 42 увеличился | 25% детей перешли на высокий уровень | На 17 уменьшился |
Из таблицы видно, что наблюдается положительная динамика развития экологической воспитанности у детей подготовительной группы «Светлячок».
Результаты проведенной нами работы по развитию экологической воспитанности у детей подтвердила правомерность выдвинутой гипотезы.
Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень развития экологической воспитанности у детей был качественно и количественно выше, чем в начале года. Детей с низким уровнем развития оказалось меньше, и больше детей с высоким уровнем развития по данному направлению.
Достижению положительной динамики по развитию экологической воспитанности детей способствовала разработка и реализация системы мероприятий по организации экологизации предметно – развивающей среды в группе, пополненной разнообразными пособиями. Это дало возможность ребенку реализовать потребность в общении с природным окружением.
В течение года родители принимали активное участие в обогащение предметно – развивающей среды в группе. Так же родители с большим желанием и интересом участвовали в совместных мероприятиях: в акции «Спасти и сохранить», в создании экологической тропы ДОУ, в облагораживании и озеленении территории детского сада.
Так же важным педагогическим условием является использование простейших методов проблемного обучения – вопросов, экспериментальной деятельности в уголке природы и на участке, проблемных ситуаций, которые имеют тенденцию к усложнению. Кроме того, усложняющиеся творческие задания позволяют развить не только фантазию воспитанников, лишить ее психологических барьеров, но и вооружить специальными приемами, сформировать умения самостоятельно выявлять и решать проблемы по природоохранным мероприятиям.
Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы можно достичь намеченных целей:
1. Воспитание любви и уважения к растениям, природе в целом.
2. Воспитание осознанного бережного отношения к объектам природы.
3. Формирование умения и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.
4.Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края.
ЛИТЕРАТУРА
- Л. Г. Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
- Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2007.
- Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва
- 2003.Л.П. Молодцова «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2004.
- Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2005.
- Петрова Н.А. Живая душа природы. - Мозырь: Издательский Дом «Белый Ветер», 2007.
- Н.А.Рыжова «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2007
- Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
- Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Г.А.Лапшина.-2-е изд.-Волгоград: Учитель, 2006.
- В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2004.
- Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2007
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
- Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006
- В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2008
2. А. А. Вахрушев, Е. Е. Кочемасова, Здравствуй, мир! Окружающий мир.
Часть 2, - М., Издательство: Баласс, 2006
3. Егупова В.А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2007
4. Поддубная Л.Б. Природа вокруг нас. Подготовительная группа. Занимательные материалы, - Волгоград: ИТД «Корифей», 2008
5. Геннадий Спирин "Марфа", - М., 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы к педагогическому совету по теме: "Нравственно-патриотическое воспитание детей в процессе знакомства с историей и культурой родного края".
Представлены материалы к игре-викторине "Родной край люби и знай", в ходе которой педагоги смогут уточнить и пополнить свои знания о культуре и истории родного края....
НРАВСТВЕННО-ДУХОВНОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ОЗНАКОМЛЕНИЕ С ПРИРОДОЙ РОДНОГО КРАЯ.
Выступление на Михайловских чтениях в декабре 2011 г....
«Воспитание любви к родному краю основа нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
Воспитание патриотизма в настоящее время является одной из острейших проблем нашего времени....
ТЕМА: «Мой родной край» нравственно патриотическое воспитание детей.
МБОУ «Юргинская СОШ» Дошкольное подразделение «Тополёк» воспитатель: Кравченко Л. Д. Целью работы по патриотическому воспитанию, в рамках реализации ФГОС ДО, являетс...
Духовно- нравственное воспитание детей посредством ознакомления детей с традициями, культурой родного края.
В наше непростое время особенно важно развивать у детей патриотические чувства, любовь к своей малой родине, своей земле, культуре. В группе « Капельки» целый год велась плодотворная ...
Проект Духовно- нравственное воспитание детей посредством ознакомления детей с традициями, культурой родного края.
В настоящее время в период нестабильности в обществе, проблема патриотического воспитания детей становится одной из актуальных.Возникла необходимость вернуться к лучшим традициям нашего наро...
Конспект итогового занятия по познавательному развитию(экологическому воспитанию) в средней группе. Тема: "Экологическое воспитание детей среднего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края"..
Цель: "Формирование у детей экологического ответственного отношения к природе по средствам ознакомления с природой Нижегородской области"....