ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ ПО ТЕМЕ «Природу края береги»
проект по окружающему миру (старшая группа)
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышение уровня экологической воспитанности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Природу края береги» | 1000.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 5
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ПО ТЕМЕ
«Природу края береги»
(Экологическое воспитание детей 5-6 лет)
Подготовлен:
Князевой Светланой Станиславовной,
воспитателем МБДОУ
детский сад №5
г. Лукоянов
2016
СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
1.1 Актуальность
1.2 Анализ внешней среды
1.3 Анализ внутренней среды
1.4 Проблема
2. Основная часть
- Целеполагание
2.2 Задачи проекта
2.3 Ожидаемый результат
- Реализация проекта
- Ресурсное обеспечение
2.5 Мониторинг проекта
3. Заключения. Выводы.
Список литературы.
1. ВВЕДЕНИЕ
1.1 Актуальность
В настоящее время в области экологии просматриваются новые тенденции и проблемы, свидетельствующие о необходимости выхода экологического воспитания на качественно новый уровень. Если в недавнем прошлом наблюдалось бурное проникновение экологической проблематики в отечественную педагогическую науку и практику, во все звенья образовательного процесса, то в настоящее время такая активность заметно снижается. Все более очевидным становится противоречие между теми требованиями, которые предъявляет к человеку эпоха экологических катастроф, и реальным уровнем экологической воспитанности подрастающего поколения. Низкая эффективность предпринимаемых усилий приводит к необходимости повышение уровня экологической воспитанности дошкольников.
Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному».
Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:
- образовательная деятельность,
- опытно-экспериментальная деятельность,
- игры, развлечения,
- наблюдения и экскурсии,
- работа с родителями,
- природоохранные акции.
1.2 Анализ ситуации
Благоприятные факторы | Неблагоприятные факторы |
Политические | |
Подкрепленная законодательная база:
|
|
Экономические | |
|
|
Социальные | |
|
|
1.3 Анализ внутренней среды
Сильные стороны | Слабые стороны |
Программно – методическое обеспечение | |
Наличие программ и технологий: - «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред.., - Программа «Юный эколог» С. Н. Николаевой, 2015г., - Рыжова Н. А. «Наш дом – природа», 2005 г.
- Методическое обеспечение: учебно-методическая, подписные и периодические издания. - Конспекты занятий и развлечений, сборники экологических сказок. | - Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий; - отсутствие экологических знаний и педагогического опыта у родителей воспитанников. |
Материально – техническая база | |
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям; - уголок природы в группе; - экологическая тропа на участке детского сада; - огород на участке; - огород на окне; - наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.); - библиотечка книг с экологическим содержанием; - костюмы животных, растений. |
1.4 Проблема
В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Неблагоприятная экологическая обстановка в городе (скученность промышленных предприятий) негативно влияет на окружающую среду и состоянии здоровья населения. Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий, «ложный гуманизм» приводит к проявлению потребительского отношения к природе и стереотипности мышления по отношению к объектам окружающей природы.
Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования.
Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
2.1 Целеполагание.
Основная цель проекта:
Формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей старшего дошкольного возраста, формирование основ экологической культуры у выпускников ДОУ.
- ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
- Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.
- Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
- Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
- Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
- Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
- Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
- Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
2.3 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Мы предположили к концу года получить следующие результаты:
Дети | Педагоги | Родители |
|
|
|
2.4. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
1 этап – подготовительный (сентябрь 2015 г.)
2 этап – деятельностный (сентябрь 2015 – май 2016 г.г.)
3 этап – оценочный (май 2016 г.)
ЭТАПЫ | ЗАДАЧИ | МЕРОПРИЯТИЯ | СРОКИ |
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ | Повышение собственной профессиональной компетентности | Изучение программно-методического материала по направлению работы | Сентябрь 2015 г. |
Знакомство с новыми технологиями: Личностно-ориентированная, технология сотрудничества, программа М. Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья» | |||
Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом | Подбор программно-методического материала по направлению работы | ||
Подбор диагностического материала | |||
Обогащение эколого - игровой среды | Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий: - макет «Дары леса» - сборник экологических сказок; - видеотека «Любимые питомцы» - уголок «Времена года» - дидактическая игра «Волшебный зонт» - книжки – малышки: «Веселая почемучка», «Экологическая почемучка» | По плану | |
Создание сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки | По плану | ||
Пополнение уголка природы | По плану | ||
Педагогическое просвещение родителей | Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома | По плану | |
Проведение консультаций | По плану | ||
Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома | В течение года | ||
ДЕЯТЕЛЬНЫЙ | Выявить уровень развития экологической воспитанности детей группы «3вёздочки» | Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности старшей группы «Звёздочки» по методике М.В. Емельяновой | Сентябрь 2015г. |
Реализация поставленных задач | Составление перспективного плана проведения занятий и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников группы «Звёздочки» | Сентябрь 2015 г. | |
Проведение занятий в соответствии с перспективным планом работы | По плану | ||
Разработка конспектов занятий с использованием экологического материала | Сентябрь 2015 г. | ||
Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки | В течение года | ||
Проведение экологических праздников «День птиц», «День Земли» | По плану | ||
Индивидуальная работа с детьми на прогулке | По плану | ||
Работа с педагогами | Консультация для педагогов «Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольников», Открытые занятия и мероприятия | По плану | |
Выступление на педагогическом совете | По плану | ||
Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием | Октябрь 2015 г. | ||
Работа с родителями | Участие в акции «Покормите птиц зимой» | В течение года | |
Создание экологической тропы на участке детского сада, разработка маршрута и мероприятий на тропе | |||
Облагораживание и озеленение территории детского сада | |||
Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка с рекомендациями по экологическому воспитанию детей - дошкольников в домашних условиях, газета «Экологический альманах») | |||
Посещение родителями занятий | |||
ОЦЕНОЧНЫЙ | Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению экологической воспитанности детей старшей группы «Звёздочки» | Диагностика и мониторинг качества экологического образования в группе | Май 2016 г. |
Проведение итоговой диагностики по выявлению экологической воспитанности детей старшей группы «Звёздочки» по методике М.В. Емельяновой | Май 2016 г. | ||
Оценка эффективности работы педагога | Подведение итогов работы | Май 2016 г. | |
Презентация проекта (на педагогическом совете) | Май 2016 г. | ||
Определение перспектив работы | |||
Оценка эффективности работы с родителями | Анкетирование | Май 2016 | |
Обобщение опыта семейного воспитания | Апрель - май 2016 г. | ||
Фотовыставка «Любимое место в моём городе» | Май 2016 г. |
2.5 Ресурсное обеспечение
Кадровый потенциал:
☺ Педагоги
☺ Родители
☺ Дети
☺ Музыкальный руководитель
Материально-техническая база:
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;
- уголок природы в группе;
- экологическая тропа на участке детского сада;
- огород на участке;
- огород на окне;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);
- библиотечка книг с экологическим содержанием;
- шапочки, маски животных, растений.
Методическое:
теоретическая и методическая литература,
периодическая печать,
материалы по передовому педагогическому опыту.
Информационное обслуживание проекта:
Интернет-сайты;
Выпуск фотоотчетов;
- МОНИТОРИНГ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей по методике М.В. Емельяновой
Цель диагностики:
выявить уровень экологической воспитанности детей старшей группы «Звёздочки»
Критерии сформированности
экологической воспитанности у детей:
- Познавательный интерес к природе и ее изучению;
- Знания об окружающей природе;
- Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
- Проявление бережного отношения к природе;
- Практические умения и навыки по охране природы.
Критерии наблюдений за детьми:
- Частота проявлений бережного отношения;
- В каких случаях проявляется и на что направлено.
Шкала оценок:
В (высокий уровень) – 3.9 – 5 баллов
С (средний) - 2.6 – 3,8 баллов
Н (низкий) - ниже 2,6 баллов
3.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ВЫВОДЫ:
Проведенная с выпускниками группы «Звёздочки» в течение года работа по экологическому воспитанию позволила прийти к следующим результатам:
- дети стали больше интересоваться окружающей природой, миром растений и животных;
- у детей сформировались первоначальные представления о себе (человек- часть природы и подчиняется ее законам), о самоценности природы, положительное отношение к ней,
- у детей выработались первые навыки экологически грамотного и безопасного поведения в природе, желание относиться к ней с заботой.
То есть, реализация деятельности по проекту способствовала развитию представлений детей об ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей природы, началу формирования экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру.
При организации воспитательно - образовательного процесса по экологическому воспитанию по проекту было обеспечено единство целей и преемственности всех участников проекта и совместная деятельность позволила, в свою очередь:
- педагогам повысить свое профессиональное мастерство по экологическому воспитанию дошкольников;
- родителям понять значимость выработки у детей первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и в быту, приобретению их детьми умений, позволяющих им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Одним из условий успешного воспитания основ экологической культуры является не только работа с детьми, но и с их семьями. Экологическое образование дошкольников можно рассматривать как процесс непрерывного воспитания родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Экологическое образование (просвещение) родителей – одно из крайне важных и в то же время одно из наиболее сложных направлений работы дошкольного учреждения.
Результаты диагностики по выявлению уровня экологической воспитанности детей на начальном этапе показали, что дети с низким уровнем развития показали незнание практических навыков и умений по охране природе, мало правильных ответов дали об окружающей природе. Следует отметить, что эти дети менее активны, умственная деятельность менее развита. Испытывали затруднения в ответах, чувствовали себя менее уверенно.
Дети со средним уровнем развития вели себя более уверенно, чем испытуемые с низким уровнем. Но в основном ребята отвечали односложно и не всегда верно, некоторые дети ждали наводящих вопросов или подсказки воспитателя.
Дети с высоким уровнем развития показали неплохие знания об окружающей природе, практически все проявили познавательный интерес к природе. Эти дети уверенно себя чувствовали, были очень активны, использовали развернутые ответы.
Следует отменить, что ребята с высоким уровнем развития не испытывали особых затруднений, речь у них развита хорошо.
По результатам исследования большинство детей находятся на среднем уровне развития. Практически все дети используют полученные ранее знания в практической деятельности.
Дети показали средний уровень – 75%
Дети с высоким уровнем – 17 % развития не испытывают затруднений и Дети с низким уровнем – 8 % развития выполняли задание по подсказке и с помощью взрослого.
Таким образом, мы сочли необходимым апробировать нашу систему работы по повышению уровня экологической воспитанности детей через организацию экологизацию образовательного процесса и организацию предметно – развивающей среды, что не только повысило уровень экологической грамотности детей, но и повысило интерес к объектам окружающей природы.
После реализации проекта нами были использована та же диагностика, что и в начале работы.
Данные об уровне экологической воспитанности детей представлены в таблице 1.
Таблица 1
Сравнительные данные
по выявлению уровня экологической воспитанности детей старшей группы «Звёздочки»
УРОВНИ | Сентябрь 2015 год | Май 2016год | ||
Кол-во детей | % | Кол-во детей | % | |
ВЫСОКИЙ | 4 | 8 | 12 | 50 |
СРЕДНИЙ | 18 | 75 | 14 | 50 |
НИЗКИЙ | 4 | 17 | 0 | 0 |
Для наглядности результаты за 2015 - 2016 учебный год представлены в диаграмме.
Рисунок 1. Результаты диагностирования уровня
экологической воспитанности детей старшей группы «Звёздочки» ( в %)
Анализируя полученные результаты, можно сделать вывод, что уровень экологической воспитанности детей подготовительной группы «Одуванчик» изменился. Количество детей с высоким уровнем развития самостоятельности повысился. Эти дети ответили практически на виды вопросов, ребята выполняли задания с большой радостью, вносили в них элементы творчества. Своим ответам они добавляли эмоциональность. У детей с высоким уровнем развития в ответах наблюдалось отсутствие трафаретности в высказываниях
Количество детей со средним уровнем развития экологической воспитанности изменился за счет того, что часть детей перешли в группу детей с высоким уровнем.
Детей с низким уровнем развития экологической воспитанности на конец года не осталось. При участии в диагностике в мае дети вели себя более уверено в ответах и выполнении заданий воспитателя.
На основе полученных результатов проследим общую динамику развития средних показателях у детей за 2015 -2016 г.г. Наглядно этот сравнительный анализ представлен в таблице 2.
Таблица 2
Сравнительный анализ данных за 2010 – 2011 гг.
УРОВНИ СРОКИ | ВЫСОКИЙ | СРЕДНИЙ | НИЗКИЙ |
% | % | % | |
2015 год | 8 | 75 | 17 |
2016 год | 50 | 50 | 0 |
Динамика | На 42 увеличился | 25% детей перешли на высокий уровень | На 17 уменьшился |
Из таблицы видно, что наблюдается положительная динамика развития экологической воспитанности у детей подготовительной группы «Одуванчик».
Результаты проведенной нами работы по развитию экологической воспитанности у детей подтвердила правомерность выдвинутой гипотезы.
Полученные данные свидетельствуют, что в итоге реализации педагогического проекта уровень развития экологической воспитанности у детей был качественно и количественно выше, чем в начале года. Детей с низким уровнем развития оказалось меньше, и больше детей с высоким уровнем развития по данному направлению.
Достижению положительной динамики по развитию экологической воспитанности детей способствовала разработка и реализация системы мероприятий по организации экологизации предметно – развивающей среды в группе, пополненной разнообразными пособиями. Это дало возможность ребенку реализовать потребность в общении с природным окружением.
В течение года родители принимали активное участие в обогащение предметно – развивающей среды в группе. Так же родители с большим желанием и интересом участвовали в совместных мероприятиях: в акции «Спасти и сохранить», в создании экологической тропы ДОУ, в облагораживании и озеленении территории детского сада.
Так же важным педагогическим условием является использование простейших методов проблемного обучения – вопросов, экспериментальной деятельности в уголке природы и на участке, проблемных ситуаций, которые имеют тенденцию к усложнению. Кроме того, усложняющиеся творческие задания позволяют развить не только фантазию воспитанников, лишить ее психологических барьеров, но и вооружить специальными приемами, сформировать умения самостоятельно выявлять и решать проблемы по природоохранным мероприятиям.
Таким образом, при системном, комплексном проведении намеченной работы можно достичь намеченных целей:
1. Воспитание любви и уважения к растениям, природе в целом.
2. Воспитание осознанного бережного отношения к объектам природы.
3. Формирование умения и желания прогнозировать свои действия по отношению к окружающей среде.
4.Формирование навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе.
Наш проект способен при целенаправленной деятельности педагогов и родителей помочь детям осознать себя «маленькими волшебниками», спасающими и оберегающими природу родного края.
ЛИТЕРАТУРА
- Бурштейн Л.М. Вода – это жизнь. Детский экологический центр. М.: 1996.
- Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников» «ВАКО» Москва 2005.
- Зенина Т.Н. Наблюдения дошкольников за растениями и животными. Учебное пособие.- М., педагогическое общество России, 2010.
- Золотова Е. И. Знакомим дошкольников с миром животных. М., 1988.
- Н.В.Коломина «Воспитание основ экологической культуры в детском саду» ( сценарии занятий) Творческий Центр «СФЕРА» Москва 2003.
- Кондратьева Н.Н. Программа «Мы» экологического образования детей. СПб., 2000.
- Л.П. Молодцова «Игровые экологические занятия с детьми» Минск «АСАР» 2001.
- Наш дом – природа.//Дошкольное воспитание. – 1994. – №7.
- Николаева С.Н., Ознакомление дошкольников с неживой природой. М.: Педагогическое общество России, 2003.
- Николаева С. Н. Программа экологического воспитания дошкольников. М., 2015.
- Николаева С.Н. Юный эколог. Система работы с детьми в детском саду, М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015.
- Рыжова Н.А. «Не просто сказки» / экологические сказки, рассказы и праздники/ ЛИНКА-ПРЕСС Москва 2002
- Рыжова Н.А. «Экологическое образование в детском саду. М.: 1993.
- Рыжова Н.А., Наш дом природа. М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2005.
- Фольклорно-экологические занятия с детьми старшего дошкольного возраста/ авт.-сост. Г.А.Лапшина.-2-е изд.-Волгоград: Учитель, 2009.
- В.А. Шишкина, М.Н. Дедулевич «Прогулки в природу» , - Москва «Просвещение» 2002.
- Экологические проекты в детском саду / О.М. Масленников, А.А Филиппенко. - Волгоград: Учитель, 2011
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ
- Береги живое. Часть 2. В лесу, на лугу – М., Весна-Дизайн 2006
- В. Бианки «Лесные разведчики», - М., Издательство «РИПОЛ классик», 2011
3. Егупова В.А. Изучаю мир вокруг. Для детей 5-6 лет. Часть 1, 2, - М., Ломоносовская школа, 2009
4. Поддубная Л.Б. Природа вокруг нас. Старшая группа. Занимательные материалы, - Волгоград: ИТД «Корифей».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Толковый словарь для дошкольников по теме "Природа родного края"
В данной статье описан опыт разработки "Толкового словаря" для детей дошкольного возраста по теме: "Природа родного края", содержит примеры словарных статей...
Толковый словарь для дошкольников по теме "Природа родного края"
В данной статье описан опыт разработки "Толкового словаря" для детей дошкольного возраста по теме: "Природа родного края", содержит примеры словарных статей...
Занятие на тему "Природа северного края"
Пробуждение у детей интереса и любви к родному краю....
Перспективное планирование Тема: "Природа родного края"
Перспективное планирование в области "Познание". Региональный компонент....
Конспект НОД по окружающему миру на тему: «Природа родного края» для детей старшего дошкольного возраста.
В новостях нам сообщают, что из Волгоградского цирка сбежала лошадь и движется по направлению в соседний регион - Республику Калмыкию.Воспитатель предлагает детям отправиться в степь и помочь найти сб...
Календарно - тематическое планирование на тему "Природа родного края" в старшей группе
Календарно - тематическое планирование на тему "Природа родного края" в старшей группе....
КВН на тему: «Природа наш дом - береги её!»
Природа является могучим источником познания и воспитания человечества. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются самые лучшие человеческие каче...