Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Шахматный городок»
рабочая программа (подготовительная группа) на тему

Ларионова Наталья Александровна

Обучение детей первым шагам шахматной игры в течении 1 уч.года.

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_dop_kruzhka_shahmaty.doc149.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида № 6 «Светлячок»

Дополнительная образовательная программа

 по обучению детей игре в шахматы

«Шахматный городок»

Воспитатель:

Ларионова Н.А.

Владивосток

2015 г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, умение анализировать её и делать логические выводы. Очень большую роль в формировании логического и системного мышления играют шахматы. Занятия шахматами способствуют повышению уровня интеллектуального развития детей, умения концентрировать внимание на решение задач в условиях ограниченного времени, анализировать возникающие ситуации и делать выводы, воспитывает  целеустремлённость, терпение и характер.

Доказано что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись этой игрой, маленький непоседа становится усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичней. 

Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья».

В дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

Введение занятий по обучению игре в шахматы позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков - сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих воспитанников, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т.д. 

Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного  типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражение, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность. Программа по обучению игре в шахматы максимально проста и доступна дошкольникам. Важное значение при обучении имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания заданий, создание игровых ситуаций, использование шахматных дидактических игр и пособий.

Обучаясь игре в шахматы, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной шахматной доски и фигур в волшебные. Что обогащает детскую фантазию. А изящество и красота отдельных ходов, шахматных комбинаций доставляет истинное удовольствие.

Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное место в педагогическом процессе детских образовательных учреждений, поскольку она является действенным средством умственного развития и подготовки детей к школе.

Занятия проводятся 1 раза в неделю по 25-30 минут на протяжении восьми месяцев.


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель программы:

Обучение детей дошкольного возраста в шахматы.

Задачи программы:

Образовательная:

Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.

Воспитательная:

Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.

Общеразвивающая:

Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию. Помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства. Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевать высшие награды и титулы. Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.

Эстетические:

  • играя, ребенок живет в мире сказок и превращений обыкновенной доски и шахмат в волшебные, а умение находить в обыкновенном необыкновенное обогащает детскую фантазию, приносит эстетическое наслаждение, заставляет восхищаться удивительной игрой.

Физическое:

- осуществление всестороннего физического развития воспитанников.


Объем и реализация рабочей программы

Рабочая программа рассчитана на один года обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением одного занятия в неделю во второй половине дня.

В центре внимания находиться личность ребенка. Дети через игру в шахматы имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы.

Рекомендуемое количество часов на освоение программы воспитанником:

Максимальная учебная нагрузка воспитанника составляет 36 часов.

Планируемые результаты освоения программы

Воспитанники должны:

- иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;

- различать называть шахматные фигуры;

- правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное   положение;

- иметь представление об элементарных правилах игры;

- играть малым числом фигур;

- иметь представление об истории шахмат и выдающихся шахматистах;

- владеть основными шахматными терминами;

- правильно применять элементарные правила игры;

- иметь представление о некоторых тактических приемах.

Методическое обеспечение программы

Форма проведения занятий определяется возрастными особенностями детей, а также содержанием разделов и тем изучаемого материала:

- беседа с объяснением материала и показом позиций на доске;

- игра;

- тренировочные игры;

- турниры.

Методы проведения занятий

- словесный: рассказ, беседа, объяснение;

- наглядный: иллюстрация примерами, демонстрация позиций на доске;

 - практический: упражнение, тренинг, решение шашечных концовок, задач, этюдов, соревнования, работа над ошибками.

Методы организации учебно-воспитательного процесса

- создание детских объединений внутри коллектива - групп консультирования, имеющих более высокий разряд над младшими;

- привлечение к работе, связанной с проведением соревнований внутри детского сада, соревнований с выездом в другие детскими садами, родителей, спонсоров;

- связь с общественными организациями. 

Условия для реализации программы:

Оборудование, материалы.

Для кружка необходимы:

- столы и стулья.:

- комплекты шахмат и досок (4-5 комплектов);

- шахматные часы (1-2 комплекта);

 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ занятия

Месяц

№ недели

Тема

Программные задачи

Методические приёмы

1

Октябрь

1

Шахматная доска

Познакомить детей с шахматным королевством. Рассказать о том, что игра в шахматы – занимательная игра. Заинтересовать детей через увлекательные и достоверные факты.

Рассказ об  истории шахмат, чтение отрывка из дидактической сказки «В стране шахматных чудес»

Беседа по содержанию сказки.

Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы

2

2

Проспекты, улицы, переулки шахматной доски

Продолжить знакомить детей с шахматным королевством, Формирование представлений о правилах размещения шахматной доски между партнерами,  введение понятия «горизонталь», «вертикаль»,

Показ, беседа.

Чтение сказки «Шахматная беседка».

И.Г. Сухина.

Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы

3

3

Шахматные фигуры

Познакомить с шахматными фигурами; развитие интереса к игре, внимания

Чтение сказки «Чудесные фигуры»  Дидактические задания и игры "Волшебный мешочек", "Угадайка", "Секретная фигура", "Угадай", "Что общего?"

4

4

Начальное положение

 Познакомить детей с расстановкой фигур перед шахматной партией. Связью между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур. Правилами: "Ферзь любит свой цвет".

Показ, объяснение.

Дидактические задания и игры "Мешочек", "Да и нет", "Мяч".

Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы


5

Ноябрь

1

Слон

Закрепить представления о шахматной фигуре «слон», Отработка практических навыков

Отгадывание загадки о слоне

Ответы на вопросы «Шахматной шкатулки» Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы, занятие 3

6

2

Ладья

 Познакомить с шахматной фигурой «Ладья», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание.

Чтение дидактической сказки "Я – Ладья" Рассказ о месте ладьи в начальном положении. Ход ладьи. Взятие. Дидактические задания и игры "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

7

3

Ладья

Отрабатывать практические навыками

Практические упражнения.

Загадки из тетрадки.

Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы, занятие 2

8

4

Ферзь

Познакомить с шахматной фигурой «Ферзь», местом  ферзя в начальном положении, ходами ферзя, взятием. Ввести понятия «Ферзь – тяжелая фигура»

Чтение дидактической сказки "Кони черные и белые»

"Дидактические игры "Захват контрольного поля", "Защита контрольного поля", "Игра на уничтожение" (ферзь против ферзя), "Ограничение подвижности".

Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы, занятие 6


9

Ноябрь

1

Конь

 Познакомить с шахматной фигурой «Конь», местом ладьи в начальном положении, ходами. Развивать внимание, умение отстаивать свою позицию

Рассказать и показать сложность ходов коня  Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин", "Кратчайший путь".

Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы, занятие 4

10

2

Пешка «Ни шагу назад!»

Познакомить с местом пешки в начальном положении; понятиями: ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

Чтение  дидактической сказки "Детский сад "Чудесная Пешка"

Рассказ о пешке. Дидактические задания "Лабиринт", "Один в поле воин".Д/и «Волшебный мешочек»

11

3

Пешка

Продолжать знакомить детей с пешкой. Научить «сражаться пешками». Поощрять стремление высказывать свое мнение.

Дидактические задания: "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру". Дидактические игры "Захват контрольного поля"

Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы, занятие 5

12

4

Король

Показать, как ходит король. Разучить правило  «Королей не уничтожают» и что оно означает. Развивать внимание, способность работать по правилам, умение мыслить, находить правильное решение, отстаивать своё мнение.  

Рассказ о месте короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания: «Один в поле воин", "Кратчайший путь". Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы, занятие 7


113

Декабрь

1

Открытое занятие для родителей «Азбука шахматной игры»   

Закрепить знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать интерес к игре в шахматы, усидчивость, владение навыками простейших шахматных задач. Подвести итоги

Конспект занятия

114

2

Шах

Формировать представление   о позиции «шах»  Развивать способность думать, мыслить, рассуждать и анализировать. Активизировать словарь.

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидактические задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха".

115

3

Шах и мат

Формировать представления о комбинациях «шах», «мат» («комбинация» и «вилка» - двойной удар).

Практические упражнения.

116

4

Мат

Формировать представления о том, что мат  - цель игры упражнение в определении шахматных ситуаций.

Чтение сказки "До свидания, Шахматная страна"

Объяснение нового материала: мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Дидактическое задание "Мат или не мат".

117

Январь

1

Ничья

Формировать представлений о положении «пат» , выделение  отличий пата от мата.

Чтение сказки "Мат и пат", Рассказ о позициях «мат» и «пат»

Вариантах ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат". Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы

Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы, занятие 9

18

2

Игра в парах

Закреплять знания детей полученные на предыдущих занятиях. Воспитывать усидчивость, внимательность точно рассчитывать, правильные ходы.

Практические упражнения.

19

3

Рокировка

Отрабатывать практические навыки.

«Загадки из тетрадки». «Куда идёт король»- чтение сказки И.Сухина.

Практическое занятие: Динозавры играют в шахматы, занятие 8


20

Февраль

1

Тренировочная шахматная партия

Игра всеми фигурами.

Овладение элементарными основами шахматной игры.

Воспитание морально – волевых качеств ребят.

Практические навыки.

Загадки из тетрадки.

21

2

Эстафета

Закреплять умения правильно и быстро расставлятьфигуры на исходную позицию называя вслух поля на которые  они ставятся.

22

3

Практические навыки: мат белыми в один ход

Учить элементарным  основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахмат-

ной доске.

Загадки из тетрадки.

23

4

Практические навыки: лучший ход чёрных

Учить элементарным  основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске.

Загадки из тетрадки.

24

Март

1

Шахматная партия

 Дать общие представления и  рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми из начального положения.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода"

25

2

Шахматная партия

Закреплять представлений и  рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

26

3

Первые ходы

Упражнять в планировании и продумывании первых ходов, отмечая. Что очень многое зависит от первых шагов на игровом поле.

Игры в парах.

27

4

Эстафета

Закреплять умения правильно и быстро расставлятьфигуры на исходную позицию называя вслух поля на которые  они ставятся.


28

Апрель

1

Практические навыки: мат белыми в один ход

Учить элементарным  основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахмат-

ной доске.

Загадки из тетрадки.

29

2

Практические навыки: лучший ход белых

Учить элементарным  основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске.

Загадки из тетрадки

30

3

Практические навыки: лучший ход чёрных

Учить элементарным  основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске.

Загадки из тетрадки.

31

4

Практические навыки: «Грозный ферзь» побей все чёрные фигуры, забирая каждым ходом по фигуре

Учить элементарным  основам шахматной игры. Коллективный разбор определённых ситуаций на шахматной доске.

Загадки из тетрадки.

32

5

Шахматная партия

 Дать общие представления и  рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми из начального положения.

Игра всеми фигурами из начального положения (без пояснений о том, как лучше начинать шахматную партию). Дидактическая игра "Два хода"

33

Май

1

Шахматная партия

Закреплять представления и  рекомендации о принципах разыгрывания дебюта. Игра всеми фигурами из начального положения.

Демонстрация коротких партий. Игра всеми фигурами из начального положения.

34

2

До свидания шахматная страна

Закреплять пройденный материал. Вспомнить как ходят фигуры, что такое нотация, рокировка.

Игра.

35

3

Мониторинг.

36

4

Мониторинг.


МОНИТОРИНГ ОБСЛЕДОВАНИЯ УРОВНЯ РАЗВИТИЯ УМЕНИЙ И НАВЫКОВ ДЕТЕЙ

Критерии уровней развития детей

Высокий: ребенок имеет представление о  «шахматном королевстве». Умеет пользоваться линейкой и тетрадью в клеточку. Умеет   быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает,  различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие  «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать  шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях, уметь конструировать их из палочек и различных частей, уметь использовать эти фигуры для конструирования орнаментов и сюжетов.  У ребенка развито логическое мышление.

Средний: ребенок затрудняется в использовании линейки и тетради в клеточку, в умении   быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.

Низкий: ребенок не умеет   быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает,  не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие  «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать  шахматные партии.

Мониторинг обследования уровня развития умений и навыков детей

Ф.и.ребёнка

                                   знать

                             уметь

Знает шахматные термины: поле, горизонталь, вертикаль

Название шахматных фигур и их отличия

Правила хода, взятие каждой фигуры

Ориентировка на шахматной доске.

Играть каждой фигурой

Правильно располагать  доску

Правильно располагать фигуры

Умение перемещать фигуры

Решать простые шахматные задачи

Требования к уровню подготовки воспитанников

Должны знать:

  • Шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья;
  • Название шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • Правила хода, взятие каждой фигуры.

Должны уметь:

  • Ориентироваться на шахматной доске;
  • Играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушения шахматных правил;
  • Правильно располагать шахматную доску между партнёрами;
  • Правильно располагать фигуры перед игрой;
  • Умение перемещать фигуры по горизонтали, вертикали, диагонали;
  • Решать простые шахматные задачи.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы  являются организация  тренировочных турниров, эстафет, викторин, соревнований.

Основные формы и средства обучения:

1.   Практическая игра.

2.   Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.

3.   Дидактические игры и задания, игровые упражнения;

4.   Теоретические занятия, шахматные игры.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Литература:

  1. Гришин В.Г. «Малыши играют в шахматы».
  2. М.Чандлер, Х. Миллиган «Шахматы для детей», Москва, 2011.
  3. Дерябина С.Е. «Шахматы», учебник – тетрадь, первый год обучения.

Обучающие диски:

  1. «Динозавры учат шахматам»
  2. «Шахматная тактика»

Авторские электронные разработки:

1. Разработка позиций и этюдов в программе Mimio.

2. Тесты для интерактивной доски.

3. Презентации для занятий.

4. Копилка стихов о шахматах.

5. Презентация для родительского собрания «Шахматы в развитии дошкольника».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья»

Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме...

Дополнительная образовательная программа спортивно-технической направленности для детей 6-7 лет «Обучение детей игре в шахматы»

Дополнительная  образовательная программа спортивно-технической направленности  для детей 6-7 лет «Обучение детей игре в шахматы»...

Конспект занятия с элементами обучения детей игре в шахматы подготовительной группы «Шахматная страна» Тема занятия: Шахматная страна

МАДОУ МО г.Нягань «Детский сад №10 «Дубравушка»Воспитатель: Савина Е.И.Конспект занятия с элементамиобучения детей игре в шахматы подготовительной группы«Шахматная страна»...

Консультации «Обучение детей игре в шахматы» Шахматные сказки

В помощь родителям и педагогам Шахматные сказки...

Программа по обучению детей игре в шахматы "Шахматная Азбука" 1 год обучения

Программа по обучению детей игре в шахматы "Шахматная Азбука" 1 год обучения...

Программа дополнительного образования по обучению детей игре в шахматы «ШАХМАТНАЯ АЗБУКА »

Обучение игре в шахматы – не самоцель, использование шахмат как средства обучения позволит наиболее полно использовать потенциал, заложенный в мудрой игре.     Программа реал...