Дополнительная образовательная программа по обучению детей ПДД «Мигалочки» Для детей 5-6 лет
методическая разработка по обж (старшая группа) на тему
Дополнительная образовательная программа по обучению детей ПДД «Мигалочки» для детей 5-6 лет. Срок обучения - 1 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
migalochka_kr_st_gr.docx | 30.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Филиал МБОУ «В-Матигорская СШ» - Детский сад № 30 «Ромашка»
Дополнительная образовательная программа
по обучению детей ПДД
«Мигалочки»
Для детей 5-6 лет
Руководитель : Воспитатель
Соснина Галина Николаевна
2016г
Пояснительная записка
Учителя – не доучили
Родители – не досмотрели
ГИБДД – недоорганизовало
Водитель – не среагировал,
а в результате – ребенок пострадал в дорожно-транспортном происшествии.
Самое дорогое у человека – это жизнь. А жизнь ребенка дороже вдвойне, потому что он делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем всё новое и неизведанное для него.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны “взрослым” языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача взрослых – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.
Актуальность программы
Рост количества машин на улицах городов и посёлков нашей страны, увеличение скорости их движения, плотности транспортных потоков, растущие пробки на дорогах являются одной из причин дорожно - транспортных происшествий. Никого не оставляет равнодушным неутешительные сводки о ДТП, где потерпевшими, к сожалению являются и дети. Поэтому обеспечение безопасности на дорогах становится всё более важной государственной задачей. Большую роль в решении этой проблемы имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма в дошкольных учреждениях.
Знакомить детей с правилами дорожного движения, формировать навыки правильного поведения на дороге необходимо с раннего возраста, так как знания полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребёнком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью человека.
Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что эта работа тесно связана с развитием ориентировки в пространстве и предполагает формирование таких качеств личности, как ответственность за своё поведение, уверенность в своих действиях.
В условиях роста интенсивности движения автомобильного транспорта особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности детей на дорогах. Для реализации практических задач сохранения здоровья и жизни детей, предупреждения дорожно-транспортных происшествий с их участием, существенное значение имеет своевременная и качественная подготовка ребенка к условиям безопасного дорожного движения.
Программа кружковой деятельности «Мигалочки» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, узнали для чего надо соблюдать правила дорожного движения, смогли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания. Программа «Мигалочки» – это работа на перспективу. Чем раньше научим детей культуре поведения на дорогах и улицах, тем меньше будет неприятных происшествий на проезжей части улиц.
Реализация данной программы рассчитана на 1год обучения с детьми старшей группы и позволит получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Кружковая деятельность проводится 1 раз в неделю. Продолжительность
20 – 25 минут - старшая группа (5 -6 лет), общее количество часов в год – 36 часов.
Цель программы:
Цель программы изучения правил дорожного движения, и поведения на улице является:
- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения;
- развитие психофизиологических качеств ребенка;
- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.
Основные задачи:
- Обучение детей дошкольного возраста правилам поведения на улицах, ознакомление с различными видами транспорта, знаками, правилами дорожного движения.
- Формирование у детей навыков и умений наблюдения за дорожной обстановкой и предвидения опасных ситуаций, умение обходить их.
- Воспитание дисциплинированности и сознательного выполнения правил дорожного движения, культуры поведения, выдержки в дорожно-транспортном процессе.
Ожидаемые результаты:
- Овладение базовыми правилами поведения на дороге; культурой поведения в процессе общения с дорогой;
- Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;
- Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации;
- Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;
- Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.
Тематический план работы кружка
Месяц | Тема | Цели |
«Кто есть кто на дороге» «Быть примерным пешеходом и пассажиром»
«Я - пешеход"
«Мы – пассажиры» «Водитель автобуса, троллейбуса» «В машине, машине шофер сидит!» «Работа сотрудника ГИБДД» «Грамотные пешеходы» «Путешествие в страну дорожных знаков». 1 «Запрещалкин» 2 «Указалкин» 3 «Предупреждалкин» 4 «Разрешалкин»
«Предупреждающие знаки» «Пешеходный переход» «Экскурсия к пешеходному переходу» «Дорога и я» «Устройство проезжей части» «Дорога до детского сада» «Мой приятель светофор».
«История появления светофора» «Улица полна неожиданностей»
СОРЕВНОВАНИЕ «Безопасная дорога» по ПДД «Прогулка на велосипедах» «Берегись автомобиля» «Опасные ситуации на дороге» «Наша улица. «Улица. Дом. Детская площадка» (занятия по конструированию) «Экскурсия на детскую площадку» Занятие-развлечение «Веселое путешествие по правилам дорожного движения» Встреча с сотрудником ГБДД. | Расширять знания детей о том, что каждый человек может быть участником дорожного движения в качестве пешехода, водителя, пассажира и при этом обязан выполнять определенные правила. Вырабатывать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасности движения; формировать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды. Расширить знания о правилах поведения пешехода в условиях улицы. Учить адекватно, реагировать на дорожные ситуации, прогнозировать своё поведение в разных ситуациях. Познакомить с правилами поведения в общественном транспорте. Закрепить знания о видах транспорта. Воспитывать доброжелательные отношения между детьми. Уточнить представления детей о назначении транспорта (автобус, троллейбус); формировать представления о профессии водителя, его действиях и обязанностях (старательно ухаживает за машиной, умело ею управляет, добросовестно выполняет правила дорожного движения, умет перевозит пассажиров); дать представления о правилах дорожного движения, поведении в общественном транспорте. Расширять знания детей о профессиях. Рассказать об ответственности водителя. Дать детям представление о работе сотрудника ГИБДД, о назначении его жестов. Закрепление знаний о транспорте, его назначении, правил поведения на дороге. Развитие умения ориентироваться на сигналы регулировщика. Воспитание интереса к занятию, желание знать и соблюдать правила дорожного движения. Выявить уровень готовности дошкольников решать дорожно-транспортные ситуации. Закреплять правила дорожного движения, учить применять знания, полученные ранее в практической деятельности. Активизировать процессы мышления, внимания и речи детей; воспитывать сообразительность и находчивость. Воспитывать потребность детей быть дисциплинированными и внимательными на улицах, осторожными и осмотрительными. Содействие формированию представлений и пониманию смысла некоторых общепринятых символических обозначений (дорожных знаков) на дороге, предназначенных для водителей и пешеходов. Расширять знания детей о дорожных знаках. Познакомить детей с предупреждающими знаками «Осторожно дети», «Пешеходный переход», «Дорожные работы». Уточнить места установления этой группы знаков, их характеристики. Познакомить с понятием «Транспортный мир», транспортные средства, дороги. Расширять знания, связанные с этими понятиями. Учить детей правильно излагать свои мысли. Развивать умение выходить из проблемной ситуации. Формировать умение планировать, доводить начатое дело до планируемого результата. Воспитывать понимание необходимости соблюдения правил безопасности на дорогах и в транспорте, ловкость, смекалку, взаимовыручку, аккуратность. познакомить детей с видами пешеходных переходов: подземный – тоннель; надземный; закрепить понятия «пешеход», «пешеходный переход», правила поведения на улице. Практическое занятие.
Формировать представления о понятиях: дорога, проезжая часть, тротуар; познакомить детей с правилами перехода улицы и дорожными знаками: пешеходный переход, надземный переход, подземный переход. Развивать логическое мышление, внимание, речь. Воспитывать уважительное отношение к законам улицы, довести до сознания детей важность соблюдения правил дорожного движения. Продолжать формировать представление об основных элементах улицы ( тротуар, проезжая часть, «зебра», осевая линия, «островок безопасности»), правилах поведения. Дать представление детям о безопасном пути от дома к детскому саду; учить использовать знания правил дорожного движения при передвижении без взрослого; развивать у детей ориентировку в окружающем и умение наблюдать за движением машин по проезжей части и во дворе. -познакомить детей со светофором. -познакомить с историей возникновения светофора. -познакомить с машинами специального назначения -познакомить с историей возникновения светофора. - Расширять представления детей о правилах поведения во дворе и на улице. - Развивать умение детей видеть то, что представляет опасность для их жизни и здоровья. - Закрепить знания детей о правилах перехода через дорогу, и закрепить правило светофора. - Систематизировать знания детей о дорожных знаках. - Закрепить способность детей отгадывать загадки, развитие логического мышления, сообразительности. - Развивать связную речь, умение отвечать на вопросы. - Закрепить умение детей собирать из частей целое – пазлы. Развитие зрительной памяти, логического мышления, мелкой моторики рук. - Развивать умение чувствовать собственное эмоциональное состояние (с помощью рисунков). Повышение эффективности работы по вопросам профилактики детского дорожно-транспортного травматизма, воспитания навыков безопасного поведения детей на улицах и дорогах города. Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения.
Расширять представление о велосипеде. Учить различать дорожные знаки и правильно называть их назначение по заданной теме. Уметь определять места игр и катание на велосипеде. - Уточнить представления детей о правилах поведения на улице; - закрепить понятия: «пешеход», «пешеходный переход», «тротуар»; - дать знания о том, что пешеход тоже должен соблюдать правила дорожного движения; - закрепить знания о сигналах светофора, их назначении (красный, желтый, зеленый); - дать понимание о том, что переходить улицу необходимо при разрешающем сигнале светофора; - вспомнить назначение других знаков, встречающихся на дороге. - Воспитывать внимательность, умение ориентироваться при переходе улицы - Закрепить знания детей правил дорожного движения. - Учить адекватно, реагировать на дорожные ситуации. - Развивать умение прогнозировать своё поведение на дороге. Закрепить знания детей о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах. Научить детей конструированию из строительного материала, полосок бумаги, наблюдательности, умению сравнивать, выделяя самое характерное в образе, упрощать форму, оставляя главное, развивать объёмно-пространсвенное мышление и фантазию. Практическое занятие (знак осторожно дети) Закреплять практические навыки детей по правилам дорожного движения. Продолжать закреплять коллективные игровые навыки, учить взаимодействовать друг с другом. Закреплять у детей представления о разных видах (запрещающие, предупреждающие, предписывающие, информационно-указательные) знаков дорожного движения, виды транспорта. Учить детей определять и предвидеть опасность дорожной ситуации, дорожной ловушки. Развивать интерес к театрализованной игре путем активного вовлечения детей в игровые действия, мелкую моторику рук, внимание, навыки ориентирования в пространстве. Воспитывать чувство ответственности за свою жизнь. |
Тематический план работы с детьми старшего возраста по ПДД посредством художественной литературы
Сентябрь
Сказка «Огнехвостик» В. Ардов.
«Если бы…» О. Бедарев.
Выяснение причин несчастного случая.
Чтение, обсуждение.
Вопросы беседы:
Причина аварии?
Как можно было избежать беды?
Октябрь
«Мой приятель-светофор» С. Прокофьев.
«Светофор» И. Пляцковская.
Закреплять знания о сигналах светофора и о правилах поведения на улице.
Чтение, аппликация.
Вопросы беседы:
Для чего нужен светофор?
Какой цвет светофора запрещает (разрешает) идти?
Разучивание рифмованного правила
Ноябрь
«Дядя Степа-милиционер»
С. Михалков.
«Посмотрите, постовой»
Я. Пишумов
Знакомство с работой милиционера-регулировщика.
Чтение, инсценировка.
Вопросы беседы:
Зачем нужен милиционер-регулировщик?
Где обычно стоит постовой?
Декабрь
Загадки о транспорте.
«Пассажир»
А. Дорохов
Знакомство с транспортом и правилами поведения в нем.
Отгадывание загадок. Сюжетное рисование.
Вопросы беседы:
Как нельзя себя вести в транспорте?
Какие правила поведения в транспорте нарушил главный герой?
Январь
«Перекресток» А. Дорохов.
«Законы улиц и дорог» И. Серяков
Знакомство с правилами перехода через улицу.
Чтение, режиссерская игра.
Вопросы беседы:
Что такое перекресток?
В каком месте нужно переходить через улицу?
Как нужно переходить улицу?
Февраль
«Марта и Чичи идут в парк».
Закрепление знаний о правилах перехода через улицу.
Чтение.
Вопросы беседы:
Какие правила нарушили героини?
Почему пешеходный переход называется «зеброй»?
Расскажите, как им нужно было переходить дорогу?
Март
«Моя улица»
С. Михалков
«Самый лучший переход»
Я. Пишумов
Уточнение знаний о переходах.
Чтение, сюжетное рисование.
Вопросы беседы:
Для чего нужен подземный переход?
В каких местах он находится?
Апрель
«Волшебный мяч»
Т. Шорыгина.
«Как Стобед качался на качелях»
Д. Орлова
Знакомство с правилами поведения во дворе.
Чтение, настольный театр, режиссерские игры.
Вопросы к беседе:
Какие правила поведения во дворе вы знаете?
В какие игры можно играть во дворе?
Май
«Как неразлучные друзья дорогу переходили»
А. Иванов.
Литературная викторина.
Обобщение и закрепление знаний о правилах безопасного поведения на улице.
Чтение, костюмированный спектакль.
Вопросы к беседе:
Какие правила поведения на улице вы знаете?
Все ли герои правильно вели себя на улице?
Какие, правила они нарушали?
Рекомендуемая литература для родителей и детей:
- «Добрая Дорога Детства» (ДДД). Детское приложение к всероссийскому ежемесячнику «STOP – газета». М., 2000 – 2012года;
- «Нам на улице не страшно (воспитание у детей в детском саду и семье навыков дисциплинированного пешехода)». Сборник методических рекомендаций для работников детских учреждений и родителей. Под ред. Е.П. Арнаутовой. – М.: «АВИКО ПРЕСС», 2000;
- «Скоро в школу. Правила дорожного движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста », Составитель Д. Майдельман. – Ростов н/Д: Донпечать, Лицей, 1994.
- Амос Д. «Катя потерялась», – Петрушка, 1997.
- Бедарев О. «Если бы …»;
- Берестов В. «Про машины»;
- Боровой Е.В рассказы из серии «А знаешь ли ты?»;
- Гальперштейн Л. «Трамвай и его семья»;
- Дорохов А, «Пассажир»;
- Емельянова О. «Правила дорожного движения для детей» (детские стихи про правила безопасности на дороге);
- Лешкевич И. «Гололёд»;
- Михалков С. «Бездельник светофор». М., 1987.
- Михалков С. «Моя улица», «Скверная история»;
- Носов Н. «Автомобиль».
- Носов Н. «Автомобиль»;
- Огнецвет Э. «Кто начинает день»;
- Пишумов Я. «Машина моя», «Азбука города», «Песенка о правилах», «На улице нашей», «Все мальчишки, все девчонки…», «Это улица моя»;
- Прокофьева С., Сапгир Г. « Мой приятель светофор». М., «Пусть ребенок растет здоровым». 1980.
- Семернин В. «Запрещается – разрешается»;
- Тумаринсон Г. « Новые дорожные приключения Буратино». – Л, 1989.
- Усачёв А. «Домик у перехода»;
- Шалаева Г.П. , «Новые правила поведения для воспитанных детей». – М.: Эксмо, 2004.
- Шорыгина Т.А. «Осторожные сказки». – М.: Прометей, 2003.
- Элькин Г.Н. «правила безопасного поведения на дороге». Полезные советы для пешеходов. Основные дорожные знаки. Поведение в общественном транспорте.- С.-Пт.:Литера. 2008;
- Юрмин Г. «Любопытный мышонок»;
Используемая литература и интернет ресурсы:
- http://detsad-kitty.ru/uploads/posts/2009-07/1247412116_948c1e75e635.jpg -пдд
- Гарнышева Т.П. Как научить детей ПДД? Планирование занятий, конспекты, кроссворды, дидактические игры. – СПб.: Детство - Пресс, 2010.
- Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: 2005.
- Занятия по правилам дорожного движения. //Под ред. Романовой Е.А., Малюшкина А.Б.– М.: ТЦ Сфера, 2009.
- Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект. – М.: 2005.
- Козлов А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Диагностика, планирование, конспекты лекций, консультации, мониторинг. – М.: 2000.
- Некрасовы Заряна и Нина. Без опасности от рождения до школы. – М.: ООО София, 2008.
- Поддубная Л. Б. Правила дорожного движения. Старшая и подготовительная группы. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2007.
- Скоролупова О. А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения» - М.: ТЦ Сфера, 2003.
- Старцева О. Ю. Школа дорожных наук: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
- Шорыгина Т.А. Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная образовательная программа коррекционного обучения детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи в условиях логопункта дошкольного общеобразовательного учреждения
Программа позволяет организовать коррекционную работу с детьми с ОНР, по разным причинам оказавшимся на логопункте дошколного учреждения. оставить таких детей без коррекционного сопровождения нельзя, ...
Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Белая ладья»
«Обучение детей игре в шахматы» является создание условий для личностного и интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста, формирования общей культуры и организации содержательного до...
Дополнительная образовательная программа по обучению детей игре в шахматы «Шахматный городок»
Обучение детей первым шагам шахматной игры в течении 1 уч.года.Шахматы – это упорный и настойчивый труд, и в то же время игра тысячи радостей. Целесообразно, чтобы шахматная игра заняла определенное м...
Дополнительная образовательная программа по обучению игре в шахматы (для детей 5-7 лет) «Белая ладья»
Шахматы в детском саду положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого у...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по основам изучения детей игре в шахматы «В КОРОЛЕВСТВЕ ШАХМАТ» Дополнительная образовательная программа по обучению детей подготовительного дошкольного возраста игре в шахматы на 2018-2019 г.
Программа обучения рассчитана для детей 6 - 7лет, наполненность группы 10 человекПродолжительность 1 занятия 30 минутКоличество занятий в неделю 3 занятийКоличество занятий в год 85 занятий...
Дополнительная образовательная программа по обучению игре в шахматы для детей 5-7 лет «В мире шахмат»
В настоящее время, когда весь мир вступил в эпоху компьютеров и информационных технологий, особенно большое значение приобретает способность быстро и разумно разбираться в огромном объеме информации, ...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ХОДЬБЕ НА ЛЫЖАХ «Лыжи - наши друзья!»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ХОДЬБЕ НА ЛЫЖАХ «Лыжи - наши друзья!» Цель кружковой работы: приобщение детей к здоровому образу жизни посредством лыжной по...