Консультация для педагогов «Правовое образование в ДОУ».
консультация на тему

Избасарова Наталья Ивановна

Важнейшим показателем определения ценностей любого общества является его отношение к детству. Защита детства относится к приоритетным задачам социальной политики России. И, наконец, согласно Конвенции, все государственные структуры, в том числе учебно-воспитательные, обязаны широко информировать как взрослых, так и детей о принципах и положениях Конвенции (ст.42). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pravovoe_obrazovanie_v_dou.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

     С древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью зависит от взрослых. С наступлением XXI в. во всем мире эта проблема стала особенно острой: социально-экономическая ситуация современного мира отражается прежде всего на детях. Дети - самое дорогое, что есть в любом обществе. Ребенок верит в любовь, силу, доброту взрослых. К счастью, человечество не осталось равнодушным к бедам детей.

     К основным международным документам, касающимся прав детей, относятся:

-Декларация прав ребёнка (1959),

-Конвенция ООН о правах ребёнка (1989),

-Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

    Декларация прав ребёнка является международным документов, в котором родители, а также добровольные организации, местные власти и национальные правительства призываются к признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер. В десяти принципах, изложенных в Декларации, провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту и предоставление возможности получать образование и развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и достоинства, особое внимание в декларации уделяется защите прав ребёнка. В ней указывается, что ребёнок должен своевременно получать помощь и быть защищен от всех форм небрежного отношения, жестокости и эксплуатации.

     Декларация является смысловой основой для другого важнейшего международного документа –Конвенции о правах ребёнка. В Конвенции впервые ребёнок рассматривается не только как объект, требующий специальной защиты, но и как субъект права, которому предоставлен весь спектр прав человека. Конвенция признаёт за каждым ребёнком, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического и социального происхождения, юридическое право на: воспитание развитие защиту активное участие в жизни общества. Конвенция увязывает права ребёнка с правами и обязанностями родителей и других лиц, несущих ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту, и предоставляет ребёнку право на участие в принятии решений, затрагивающих его настоящее и будущее. 

    За последнее время в России, был реализован целый ряд мер, направленных на решение проблем детства. Сегодня в России права детей регулируются следующими основными законами:

- Конституция Российской Федерации.

- Семейный кодекс Российской Федерации.

- Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан.

- Федеральный закон об образовании.

- Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации.

- Закон о дополнительных гарантиях социальной защиты детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

- Закон о социальной защите инвалидов в Российской Федерации.

   К сожалению, многие взрослые не знают о юридических правах ребенка и не осознают меру своей ответственности за их обеспечение, как перед ребенком, так  и перед законом. 

     Выделяют пять групп наиболее распространенных видов нарушений прав детства:

• физическое воздействие, так называемое физическое притеснение;

• морально-нравственные запреты, ограничения, унижения, лицемерие, ложь по отношению к детям, вызванные неумением взрослых строить отношения с детьми и воспитывать их;

• игнорирование интересов ребенка, не соответствующих представлениям о них взрослых, пренебрежительное отношение к знакомым и друзьям детей, отрицательные оценки интересов и действий ребенка вне дома, пренебрежение взглядами и интересами ребенка;

• отсутствие условий, необходимых для жизни (ограничения , запреты в питании, медико-санитарном обслуживании, в покупке крайне необходимых вещей);

• нарушение сексуальных норм в семейном кругу как в общении с детьми, так и через демонстрацию родителями супружеской неверности. 

 Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «жестокое обращение с детьми, физическое и психологическое насилие над ними запрещены».

Закон РФ «Об образовании» также утверждает право детей, обучающихся в образовательных учреждениях, на «уважение их человеческого достоинства», предусматривает административное наказание педагогических работников за допущенное физическое или психическое «насилие над личностью обучающегося или воспитанника».

Понятие «жестокое обращение с ребенком» меняется в зависимости от характера вреда, который наносится детям. Одним из признаков определения этого понятия является активность действий взрослых по отношению к ребенку. Если взрослый наносит физические травмы, оскорбляет, совращает — это активное причинение вреда ребенку. Если взрослый ничего не делает для обеспечения безопасности ребенка, то эти действия также наносят вред и определяются как бездействие, игнорирование потребностей ребенка.

Итак, согласно Конвенции ООН, под жестоким обращением с ребенком понимаются любые действия или бездействие по отношению к ребенку со стороны родителей или других взрослых, в результате чего нарушаются здоровье и благополучие ребенка или создаются условия, мешающие его физическому и психическому развитию, ущемляются его права и свобода.

Различают четыре вида жестокого обращения: 1) физическое, 2) сексуальное, 3) психологическое (эмоциональное) и 4) пренебрежение основными нуждами ребенка (моральная жестокость).

      Работники дошкольного учреждения должны проводить работу по формированию правового сознания родителей.

           Что для этого необходимо? Во-первых, убежденность педагога в том, что проведение с родителями просветительской, профилактической и коррекционной работы по соблюдению и защите прав детей в семье является не дополнительной нагрузкой, а важнейшим условием повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса. Во-вторых, определенный уровень правовой квалификации и культуры самих педагогов. В-третьих, создание особой формы общения между родителями и воспитателями, которую можно обозначить как доверительный деловой контакт.

        Нарушению прав ребенка могут способствовать следующие факторы риска: неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех; присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы; безработица, финансовые трудности; постоянные супружеские конфликты; статус беженцев, вынужденных переселенцев; низкий уровень культуры, образования родителей, негативные семейные традиции; нежеланный ребенок; умственные или физические недостатки ребенка; "трудный" ребенок. В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.

          Перечислю основные признаки, которые должны привлечь внимание педагога. Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту. Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка. Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми). Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания. Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле. Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.). Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери. Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара). Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого. Наличие какого-либо одного признака не обязательно свидетельствует о том, что ребенок подвергается жестокому обращению. Однако проявляющиеся в том или ином сочетании, он должны обратить на себя внимание педагога.

     Воспитание правовой культуры - обязательная составляющая работы дошкольного учреждения. В настоящее время воспитание основ правового сознания должно начинаться с дошкольного возраста: формирование у детей элементарных представлений о своих правах и свободах, развития, уважения и терпимости к другим людям и их правах.

    Задачи педагогов дошкольного учреждения:

• Знакомство  детей с основными документами по защите прав человека.

• Развитие уважение и терпимость к людям разных рас и национальностей, вероисповедания, пола, возраста.

• Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности.

• Развитие уважение к достоинству и личным правам другого человека.

• Знакомство с  общественными нормами и правилами поведения.

   Учитывая возраст детей, необходимо строить работу, опираясь  на следующие виды деятельности: игровую и художественно-продуктивную.

    С детьми организуют  ролевые, театрализованные и дидактические игры,

коммуникативные игры и упражнения,  игры-эмпатии,  проектную деятельность, различные виды продуктивной деятельности (изготовление эмблем, плакатов и т.п., их презентация). Также используют сказки, стихи, пословицы, поговорки и т.п. .

   Формирование основ правового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статей документов и отдельных прав и свобод человека.

     При отборе материала по правовому воспитанию необходимо учитывать возрастные особенности дошкольников, в частности, их особую восприимчивость, желание и умение играть, что способствует эффективному познанию окружающего мира. Учитывать то, что ребенок руководствуется в отношении к действительности эмоциями и бессознательными стремлениями. Правовые нормы позволяют упорядочить общественные отношения, поведение людей. Они определяют что "можно", а что "нельзя", каким образом надо поступать в той или иной ситуации. С первых шагов, которые ребенок делает самостоятельно, выбирая способы поведения, знание норм права должно оказывать ему помощь.

     Мы, педагоги,  должны воспитывать с детства активного гражданина, способного сопротивляться жестокости, умеющего отстаивать свои права.

     Организуя работу по защите прав ребенка, необходимо вовлекать в нее родителей, соцпедагогов, психологов, применяя различные традиционные и нетрадиционные формы взаимодействия: дискуссии,  конкурсы,  совместные спектакли - инсценировки и др.

  Итак, планируя работу по правовому воспитанию в ДОУ, мы должны  ставить следующие задачи: формирование правовой культуры родителей; формирование правового сознания детей (создание условий для формирования у ребенка положительного самоощущения; развитие положительного отношения ребенка к окружающим людям; развитие коммуникативной компетентности ребенка; развитие социальных навыков).

Литература:

1. Декларация прав ребёнка (1959 г.).

2.Конвенция ООН о правах ребёнка (1989г.).

3.Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

4.Закон об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации (1998г.). 

5. Интернет- ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар –практикум для педагогов «ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ»

Тема нашего семинара – «Правовое образование в ДОУ» Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна и вы станете активными участниками обсуждения.Цель: повысить правовую культуру педагогов ДОУ. ...

Консультация для педагогов:»Медиа-образования в современной педагогике»

Медиа-образование - это направление в современной педагогике, выступающее за изучение детьми массовой коммуникации (пресса, телевидение, радио, кино, видео и т.д.)....

Консультация для педагогов дошкольного образования. Содержание и методика обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста

Формирование представлений о содержании  и методике подготовки  детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте....

Консультация для педагогов дополнительного образования "Влияние лингвострановедческого материала на мотивацию дошкольников при обучении английскому языку"

Использование страноведческой информации в процессе обучения английскому языку обеспечивает повышение познавательной активности обучающихся, благоприятствует созданию положительной мотивации....

Консультация для педагогов дошкольного образования

" Голосово-речевая нагрузка воспитателей и пути ее оптимизации"...

Консультация для педагогов "Правовое воспитание дошкольников в ДОУ".

Консультация для педагогов "Правовое воспитание дошкольников в ДОУ"....

Консультация для педагогов «Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования»

Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. «Проблемные» родители - не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми - это не только побои, на...