Семинар –практикум для педагогов «ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ»
методическая разработка по теме
Тема нашего семинара – «Правовое образование в ДОУ» Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна и вы станете активными участниками обсуждения.
Цель: повысить правовую культуру педагогов ДОУ.
Задачи:
1. Расширение знания педагогов о содержании документов, регулирующих права ребёнка;
2. Обогащение воспитателями умениями, позволяющими устанавливать позитивное взаимодействие с детьми и родителями;
3. Знакомство с современными исследованиями в области воспитания и обучения детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_praktikum_dlya_pedagogov_pravovoe_obrazovanie.doc | 78 КБ |
pravovoe_obrazovanie_v_dou.ppt | 1.85 МБ |
Предварительный просмотр:
Семинар –практикум
«ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ»
Цель: повысить правовую культуру педагогов ДОУ.
Задачи:
- Расширение знания педагогов о содержании документов, регулирующих права ребёнка;
- Обогащение воспитателями умениями, позволяющими устанавливать позитивное взаимодействие с детьми и родителями;
- Знакомство с современными исследованиями в области воспитания и обучения детей.
Ход семинара
- Вводная часть.
- Сообщение темы, задач семинара.
- Актуальность выдвинутой темы.
- Рассказ об истории принятия Конвенции о правах ребёнка.
II. Основная часть.
1.Ознакомление с нормативно –правовой документацией по защите прав детства.
2. Выполнение педагогами практических заданий.
3. Игра «Счастливый случай» (фрагмент)
4. Викторина «Интерпретация понятия о правах человека в поступках литературных героев».
III. «Жестокое обращение с детьми: что это такое?».
IV. Подведение итогов семинара.
- Игра «Волшебный сундучок».
- Тренинговое упражнение «Согрей птичку».
I. Вводная часть.
1.Сообщение темы, задач семинара.
Тема нашего семинара – «Правовое образование в ДОУ» Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна и вы станете активными участниками обсуждения.
2.Актуальность выдвинутой темы.
Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребёнка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.д. –это необходимое условие гармоничного существования современного человека.
С наступлением XXI века во всём мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях.
В последние годы резко увеличилось число преступлений против детей. В 2009 г. только в Арх.обл. 51 ребёнок стал жертвой семейного насилия. Выявлено 88 фактов жестокого обращения с детьми со стороны родителей, виновные были привлечены к уголовной ответственности. По данным социологических исследований, проведённых Институтом социологии РАН в 2009 г., физические наказания детей в каждой второй российской семье считаются нормой. На учёте в милиции сегодня по стране состоят 15000 родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей.
Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решение важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем генофонд нации?
Поэтому Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка. Как это происходило расскажет…
3. Рассказ об истории принятия Конвенции о правах ребёнка.
В 1923 г. в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. в Декларации впервые подчёркивалось, что всё человечество должно заботиться о защите прав детей..
Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка сложилась гораздо позже. Декларация прав ребёнка была принята в 1959 г. она и явилась первым документом по признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер. Декларация явилась смысловой основой для нового важнейшего международного документа –Конвенции о правах ребёнка.
В июне 1989 г. от побережья Бретани курсом Дакар – Фор –де – Франс –Нью –Йорк отошло трёхмачтовое судно «Посланец города Нанта». На борту его находилось около десятка молодых людей разных национальностей в возрасте от 12 до 16 лет. На острове Горе близ Дакара к ним присоединились ещё 15 юношей и девушек, а на островах Вест –Индии корабль принял на борт ещё одну группу молодёжи.
Подростки представляли пять континентов, главным образом, южные районы планеты. Они отправлялись в путешествие с двумя символическими целями: пройти маршрутами работорговли из Африки в Америку и общими усилиями поразмышлять над основными статьями проекта Конвенции о правах ребёнка. В конце пути молодые люди посетили штаб –квартиру ООН в Нью –Йорке, где вручили Генеральному секретарю Хавьеру Пересу де Куэльяру петицию с требованием ратифицировать, наконец, Конвенцию, обсуждение которой началось ещё в 1959 г.
И с этого исторического момента о «мировой конституции прав ребёнка», как её именуют публицисты, узнало всё прогрессивное человечество.
Вед. глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни нашей страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к воспитанию детей. мы с вами должны воспитывать активного гражданина своей страны, а таковым человек является, когда у него сформировано чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, когда он умеет отстаивать свои права.
II. Основная часть.
1.Ознакомление с нормативно –правовой документацией по защите прав детства.
Чтобы ответить на вопрос: «Сколько прав у ребёнка?» - обратимся непосредственно к тексту конвенции.
В ней указано, что все права распространяются на всех детей без исключения, а государство обязано защищать ребёнка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав. Существует целый ряд нормативно –правовых и организационных материалов по правам ребёнка.
Ведущий называет документы и законы, регулирующие права ребёнка (3 уровня) и нормативные документы ДОУ, даёт краткую обзорную характеристику этим документам.
Вед. Уважаемые коллеги! Уча других, учись и сам! Трудно опровергнуть данное высказывание. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель, должен знать свои права, соблюдать и защищать их от посягательств. В противном случае чему мы можем научить других, не обладая знаниями сами?
Вед.2
- Выполнение педагогами практических заданий.
Варианты и задания | Варианты ответов |
1. Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя статьи Конвенции о правах ребёнка:
| Конвенция о правах ребёнка:
|
2. Государство должно защищать ребёнка от экономической эксплуатации и работы, которая | Не указана в официальных документах Может мешать образованию и вредить здоровью Не соответствует интересам и склонностям ребёнка |
3. ООН считает человека ребёнком от рождения до | 14 лет 16 лет 18 лет |
Вед.3
3. Игра «Счастливый случай» (фрагмент)
Вед3. Мы предлагаем вашему вниманию небольшую игру, в ходе которой необходимо ответить на вопросы; к каждому из вопросов будет предложено 4 варианта ответа. Вы должны выбрать правильный и поднять карточку с нужной буквой (А, Б, В)
1. Сколько статей в Конвенции о правах ребёнка?
А. 45;
Б. 37;
В. 54.
2. Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребёнка?
А. Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.
Б. Право на жизнь, на семейные связи, на образование.
В. Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, на отдых и досуг.
3. Кто несёт ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка?
А. Органы управления РФ.
Б. Органы местного самоуправления.
В. Родители и другие лица, воспитывающие ребёнка.
4. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребёнка?
А. Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.
Б. Ребёнок и родители или другие лица, замещающие родителей.
В. Родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение.
5. Имеет ли право ребёнок на доходы, полученные им?
А. Нет, ребёнок не должен работать.
Б. Да, если они получены не в результате правонарушения.
В. Нет, имуществом ребёнком должны заниматься родители.
6. Кто несёт ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?
А. Учредитель.
Б. Органы управления образовательным учреждением.
В. Должностные лица образовательного учреждения.
7. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдёт до судебного разбирательства?
А. Заведующий как представитель образовательного учреждения.
Б. Заведующая как должностное лицо этого учреждения.
В. Работник образовательного учреждения, допустивший нарушение.
8. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?
А. Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование.
Б. Правильно организованный режим питания, занятий воспитанников.
В. Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.
Вед.
Каждый ребёнок должен знать свои права, быть юридически грамотным гражданином. Воспитатели, весь педагогический коллектив детского сада являются основными участниками правового воспитания детей. В д/с для решения задачи по правовому воспитанию дошкольников, создаётся план работы, включающий в себя работу с родителями и детьми. Это такие мероприятия, как: заключение договоров с родителями, проведение бесед, занятий, досугов для детей и взрослых по данной тематике, создание банка данных семей воспитанников ДОУ, социального паспорта ДОУ, оформление наглядно –информационных стендов в группах, анкетирование родителей, проведение консультаций и педсоветов по этой теме, выставки детских и семейных работ. Ведущей деятельностью является совместная деятельность взрослого и ребёнка.
Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.
В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, используются сказки, стихи, пословицы, поговорки. При этом необходимо обратить внимание, что знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, что может привести к обсуждению положительных героев и оправданию злодеев.
4. Викторина «Интерпретация понятия о правах человека в поступках литературных героев».
- В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («серая шейка», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»)
- Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? «3 поросёнка», « Заюшкина избушка»)
- Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства? («Лягушка –путешественница»)
- В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка»)
- Литературные герои из каких произведений воспользовались правом на свободу мирных собраний? («Бременские музыканты», «Белоснежка и 7 гномов», басня «Квартет»)
- В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и работнике его Балде»)
Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдёт своего отражения в семье. Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, в психическом и физическом благополучии ребёнка. Если между ребёнком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя не любимыми и очень страдают от этого в статье 18 (п.1) закона «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного, и интеллектуального развития ребёнка в раннем и дошкольном возрастах. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, оскорбление и эксплуатацию.
III. «Жестокое обращение с детьми: что это такое?».
«Проблемные родители» - не вина ребёнка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.
Пренебрежение может выражаться в том, что родителе не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, не следят, чтобы ребёнок достаточно спал, был опрятен и ухожен. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.
Жестокое обращение в детстве воспитывает людей, социально дезадаптированных, не умеющих создать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.
Жестокое обращение с детьми включает в себя любую фору плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, воспитателями и .т.д.
Основные формы жестокого обращения с детьми.
- Физическое насилие. –преднамеренное нанесение физических повреждений.
- Сексуальное насилие (или развращение)- вовлечение ребёнка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие ребёнка на сексуальный контакт не даёт оснований считать его ненасильственным, поскольку ребёнок не может предвидеть все негативные для себя последствия.
- Психическое (эмоциональное насилие)- периодическое, длительное или постоянное воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
- Открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
- Угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;
- Замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;
- Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;
- Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
- Однократное грубое психическое воздействие, вызывающие у ребёнка психическую травму.
- Пренебрежение нуждами ребёнка –это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.
К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:
- Отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинского ухода;
- Отсутствия должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая;
Существуют факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение в семье:
- Неполные или многодетные семьи, семьи с приёмными родителями, наличие отчимов и мачех;
- Наличие в семье больных алкоголизмом, наркоманией, или лиц, вернувшихся из мест лишения свободы;
- Безработица, постоянные финансовые трудности;
- Супружеские конфликты;
- Статус беженцев, вынужденных переселенцев;
- Низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
- Нежеланный ребёнок;
- Умственные и физические недостатки ребёнка;
- Трудный ребёнок.
IV. Подведение итогов семинара.
Вед чтобы подвести итог нашего семинара по правам детей, я предлагаю ознакомиться с такой формой работы с детьми, как игра «Волшебный сундучок», и поиграть
1. Игра «Волшебный сундучок».
Правила. Из сундучка по очереди достают предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.
Свидетельство о рождении
- Что это за документ? О каком праве он напоминает? (право на имя)
Сердечко
- Какое право может обозначать сердце? ( право на заботу и любовь)
Домик
- Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? ( право на имущество)
Конверт
- О чём напомнил этот конверт? (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)
Букварь
-О каком праве напоминает эта книга? (О праве на учёбу)
Игрушечный утёнок и утка
- О чём напоминает эта игрушка? ( о праве ребёнка быть вместе с мамой)
Вед Все люди – маленькие и взрослые – имеют права, и никто не вправе их нарушать.
2. Тренинговое упражнение «Согрей птичку».
Вед. Сейчас я предлагаю вам выполнить упражнение «Согрей птичку», которое поможет выразить свою любовь и подарить кому –нибудь теплоту и нежность своего сердца.
Встаньте, пожалуйста. Сложите ладони, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы её согреть, подышите на ладони, прижмите их к груди…. И выпустите птичку на волю
( это упражнение также и как «Волшебный сундучок» можно выполнять с детьми).
Я надеюсь, что тема семинара никого из вас не оставила равнодушными, и вы почерпнули для себя что –то нужное и новое.
А закончить этот семинар я хочу очень хорошим стихотворением:
В жизни можно по –разному жить:
В горе можно и в радости,
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнажённой солнце достать
И подарить его людям.
А. Вознесенский
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для педагогов «Правовое образование в ДОУ».
Важнейшим показателем определения ценностей любого общества является его отношение к детству. Защита детства относится к приоритетным задачам социальной политики России. И, наконец, согласно Конвенции...
Семинар для педагогов "Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания"
Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности....
Семинар ассоциации педагогов дошкольного образования. Секция "Учителя-логопеды, учителя-дефектологи" г. Москвы. Тема "Развитие речи детей с ОНР через проектную деятельность"
Использование продуктивной детской деятельности для развития речи детей с ОНР....
Семинар для педагогов дошкольного образования
laquo;Система работы по здоровьесбережениюс детьми дошкольного возраста.» Добрый день, уважаемые педагоги! В этот ноябрьский день всем очень хочется услышать добрые слова и комплимен...
Семинар РМО педагогов дошкольного образования по теме: "Система мониторинга качества дошкольного образования"
quot;О проведении семинара РМО педагогов дошкольного образования по теме: "Система мониторинга качества дошкольного образования"...
Семинар РМО педагогов дошкольного образования по теме: "Система мониторинга качества дошкольного образования"
quot;О проведении семинара РМО педагогов дошкольного образования по теме: "Система мониторинга качества дошкольного образования"...
Кровотечения (семинар -практикумдля педагогов)
Кровотечения (семинар -практикумдля педагогов)...
Комментарии
Семинар –практикум для педагогов «ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ»
Спасибо, своевременная тема.