Семинар –практикум для педагогов «ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ»
методическая разработка по теме

Савина Елена Константиновна

 Тема нашего семинара – «Правовое образование в ДОУ» Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна и вы станете активными участниками обсуждения.

Цель: повысить правовую культуру педагогов ДОУ.
Задачи:
1. Расширение знания педагогов о содержании документов, регулирующих права ребёнка;
2. Обогащение воспитателями умениями, позволяющими устанавливать позитивное взаимодействие с детьми и родителями;
3. Знакомство с современными исследованиями в области воспитания и обучения детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семинар –практикум

«ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОУ»

Цель: повысить правовую культуру педагогов ДОУ.

Задачи:

  1. Расширение знания педагогов о содержании документов, регулирующих права ребёнка;
  2. Обогащение воспитателями умениями, позволяющими устанавливать позитивное взаимодействие с детьми и родителями;
  3. Знакомство с современными исследованиями в области воспитания и обучения детей.

Ход семинара

  1. Вводная часть.
  1. Сообщение темы, задач семинара.
  2. Актуальность выдвинутой темы.
  3. Рассказ об истории принятия Конвенции о правах ребёнка.

    II. Основная часть.

1.Ознакомление с нормативно –правовой документацией по защите прав детства.

2. Выполнение педагогами практических заданий.

3. Игра «Счастливый случай» (фрагмент)

4. Викторина «Интерпретация понятия о правах человека в поступках литературных героев».

   III. «Жестокое обращение с детьми: что это такое?».

  IV. Подведение итогов семинара.

  1. Игра «Волшебный сундучок».
  2. Тренинговое упражнение «Согрей птичку».

   

I. Вводная часть.

1.Сообщение темы, задач семинара.  

  Тема нашего семинара – «Правовое образование в ДОУ» Мы надеемся, что выбранная тема будет интересна и вы станете активными участниками обсуждения.

2.Актуальность выдвинутой темы.

Актуальность проблемы прав человека, а особенно ребёнка не вызывает сомнений. Право на жизнь, на достоинство, неприкосновенность личности, свободу совести, мнений, убеждений и т.д. –это необходимое условие гармоничного существования современного человека.

С наступлением XXI века во всём мире эта проблема стоит особенно остро и объединяется рядом причин: социально экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях.

В последние годы резко увеличилось число преступлений против детей. В 2009 г. только в Арх.обл. 51 ребёнок стал жертвой семейного насилия. Выявлено 88 фактов жестокого обращения с детьми со стороны родителей, виновные были привлечены к уголовной ответственности. По данным социологических исследований, проведённых Институтом социологии РАН в 2009 г., физические наказания детей в каждой второй российской семье считаются нормой. На учёте в милиции сегодня по стране состоят 15000 родителей, оказывающих отрицательное влияние на своих детей.

Понимая, что дети – самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, взрослые стоят перед решение важнейшей проблемы: как защитить права ребёнка, сохранив тем генофонд нации?

Поэтому Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребёнка. Как это происходило расскажет…

 

3. Рассказ об истории принятия Конвенции о правах ребёнка.  

В 1923 г. в Женеве Лига Наций приняла предложенную Международным союзом спасения детей Декларацию прав ребёнка. Это был первый международный правовой документ по охране прав и интересов детей. в Декларации впервые подчёркивалось, что всё человечество должно заботиться о защите прав детей..

Несмотря на значительность этого события, окончательно система защиты прав ребёнка сложилась гораздо позже. Декларация прав ребёнка была принята в 1959 г. она и явилась первым документом по признанию и соблюдению прав детей путём законодательных и других мер. Декларация явилась смысловой основой для нового важнейшего международного документа –Конвенции о правах ребёнка.

В июне 1989 г. от побережья Бретани курсом Дакар – Фор –де – Франс –Нью –Йорк отошло трёхмачтовое судно «Посланец города Нанта». На борту его находилось около десятка молодых людей разных национальностей в возрасте от 12 до 16 лет. На острове Горе близ Дакара к ним присоединились ещё 15 юношей и девушек, а на островах Вест –Индии корабль принял на борт ещё одну группу молодёжи.

Подростки  представляли пять континентов, главным образом, южные районы планеты. Они отправлялись в путешествие с двумя символическими целями: пройти маршрутами работорговли из Африки в Америку и общими усилиями поразмышлять над основными статьями проекта Конвенции о правах ребёнка. В конце пути молодые люди посетили штаб –квартиру ООН в Нью –Йорке, где вручили Генеральному секретарю Хавьеру Пересу де Куэльяру петицию с требованием ратифицировать, наконец, Конвенцию, обсуждение которой началось ещё в 1959 г.

И с этого исторического момента о «мировой конституции прав ребёнка», как её именуют публицисты, узнало всё прогрессивное человечество.

Вед. глобальные изменения, происходящие в политической и социальной жизни нашей страны, вызвали необходимость поиска новых подходов к воспитанию детей. мы с вами должны воспитывать активного гражданина своей страны, а таковым человек является, когда у него сформировано чувство собственного достоинства, способность сопротивляться жестокости, когда он умеет отстаивать свои права.

    II. Основная часть.

1.Ознакомление с нормативно –правовой документацией по защите прав детства.  

 Чтобы ответить на вопрос: «Сколько прав у ребёнка?» - обратимся непосредственно к тексту конвенции.

В ней указано, что все права распространяются на всех детей без исключения, а государство обязано защищать ребёнка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по защите его прав. Существует целый ряд нормативно –правовых и организационных материалов по правам ребёнка.

 Ведущий называет документы и законы, регулирующие права ребёнка (3 уровня) и нормативные документы ДОУ, даёт краткую обзорную характеристику этим документам.

Вед. Уважаемые коллеги! Уча других, учись и сам! Трудно опровергнуть данное высказывание. Каждый человек в современном мире, а тем более педагог, воспитатель, должен знать свои права, соблюдать и защищать их от посягательств. В противном случае чему мы можем научить других, не обладая знаниями сами?

Вед.2

  1. Выполнение педагогами практических заданий.  

Варианты и задания

Варианты ответов

1. Попытайтесь опровергнуть следующие высказывания, используя статьи Конвенции о правах ребёнка:

  1. У детей есть только одно право: делать то, что им велят родители и воспитатели. Все остальные права приходят в своё время, когда закон наделяет человека полной правовой ответственностью;
  2. Ребёнок должен жить в своей семье, несмотря на то, что это противоречит его интересам

Конвенция о правах  ребёнка:

  1. В статье 2 говорится о том, что все права распространяются на всех детей без исключения. Государство обязано защищать ребёнка от любых форм дискриминации и принимать необходимые меры по его защите.
  2. В соответствии со статьёй 9, ребёнок имеет право жить со своими родителями за исключением тех случаев, когда это противоречит его интересам.

2. Государство должно защищать ребёнка от экономической эксплуатации и работы, которая

Не указана в официальных документах

Может мешать образованию и вредить здоровью

Не соответствует интересам и склонностям ребёнка

3. ООН считает человека ребёнком от рождения до

14 лет

16 лет

18 лет

Вед.3

3. Игра «Счастливый случай» (фрагмент)

Вед3. Мы предлагаем вашему вниманию небольшую игру, в ходе которой необходимо ответить на вопросы; к каждому из вопросов будет предложено 4 варианта ответа. Вы должны выбрать правильный и поднять карточку с нужной буквой (А, Б, В)

1. Сколько статей в Конвенции о правах ребёнка?

А. 45;

Б. 37;

В. 54.

2. Какие права ребёнка обязуются уважать и обеспечивать государства – участники Конвенции ООН о правах ребёнка?

А. Весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных и культурных прав.

Б. Право на жизнь, на семейные связи, на образование.

В. Право на жизнь, свободно выражать свои мысли, на отдых и досуг.

3. Кто несёт ответственность за обеспечение условий жизни, необходимых для развития ребёнка?

А.  Органы управления РФ.

Б. Органы местного самоуправления.

В. Родители и другие лица, воспитывающие ребёнка.

4. Кто должен участвовать в принятии решений, затрагивающих настоящее и будущее ребёнка?

А.  Родители или другие лица, несущие ответственность за жизнь детей, их развитие и защиту.

Б. Ребёнок и родители или другие лица, замещающие родителей.

В. Родители или другие лица, замещающие родителей, и образовательное учреждение.

5. Имеет ли право ребёнок на доходы, полученные им?

А. Нет, ребёнок не должен работать.

Б. Да, если они получены не в результате правонарушения.

В. Нет, имуществом ребёнком должны заниматься родители.

6. Кто несёт ответственность за создание необходимых условий для обучения детей в образовательном учреждении?

А. Учредитель.

Б. Органы управления образовательным учреждением.

В. Должностные лица образовательного учреждения.

7. Кто будет вызван в суд в качестве ответчика, если в образовательном учреждении нарушены права и свободы детей и дело дойдёт до судебного разбирательства?

А. Заведующий как представитель образовательного учреждения.

Б.  Заведующая как должностное лицо этого учреждения.

В. Работник образовательного учреждения, допустивший нарушение.

8. Каким образом должна соблюдаться в образовательном учреждении охрана здоровья воспитанников?

А. Педагогические работники образовательного учреждения обязаны регулярно проходить бесплатное медицинское обследование.

Б. Правильно организованный режим питания, занятий воспитанников.

В. Создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья воспитанников.

Вед.  

Каждый ребёнок должен знать свои права, быть юридически грамотным гражданином. Воспитатели, весь педагогический коллектив детского сада являются основными участниками правового воспитания детей. В д/с для решения задачи по правовому воспитанию дошкольников, создаётся план работы, включающий в себя работу с родителями и детьми. Это такие мероприятия, как: заключение договоров с родителями, проведение бесед, занятий, досугов для детей и взрослых по данной тематике, создание банка данных семей воспитанников ДОУ, социального паспорта ДОУ, оформление наглядно –информационных стендов в группах, анкетирование родителей, проведение консультаций и педсоветов по этой теме, выставки детских и семейных работ. Ведущей деятельностью является совместная деятельность взрослого и ребёнка.

Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения.

В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих  то или иное право, понятие, используются сказки, стихи, пословицы, поговорки. При этом необходимо обратить внимание, что знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, что может привести к обсуждению положительных героев и оправданию злодеев.

4. Викторина «Интерпретация понятия о правах человека в поступках литературных героев».

  1. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь и свободу? («серая шейка», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»)
  2. Какие литературные герои могли бы пожаловаться, что нарушено их право на неприкосновенность жилища? «3 поросёнка», « Заюшкина избушка»)
  3. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места жительства? («Лягушка –путешественница»)
  4. В какой сказке героиня воспользовалась правом искать и находить в других странах убежище и защиту от преследований? («Дюймовочка»)
  5. Литературные герои из каких произведений воспользовались правом на свободу мирных собраний? («Бременские музыканты», «Белоснежка и 7 гномов», басня «Квартет»)
  6. В каких сказках подтверждается право работающего на справедливое вознаграждение? («Мороз Иванович», «Госпожа Метелица», «Сказка о попе и работнике его Балде»)

 

Согласитесь, что работа педагогического коллектива будет сведена на нет, если она не найдёт своего отражения в семье. Педагоги единодушны во мнении, что именно близким людям принадлежит особая роль в становлении личности, в психическом и физическом благополучии ребёнка. Если между ребёнком и взрослым возникает отчуждение, дети ощущают себя не любимыми и очень страдают от этого в статье 18 (п.1) закона «Об образовании» указано, что родители являются первыми педагогами, которые обязаны заложить основы физического, нравственного, и интеллектуального развития ребёнка в раннем и дошкольном возрастах. Способы воспитания должны исключать пренебрежительное, жестокое, грубое обращение, оскорбление и эксплуатацию.

 

   III. «Жестокое обращение с детьми: что это такое?».  

«Проблемные родители» - не вина ребёнка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми – это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые калечат ребёнка. Это унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

  Пренебрежение может выражаться в том, что родителе не обеспечивают ребёнка необходимым количеством пищи, одежды, не следят, чтобы ребёнок достаточно спал, был опрятен и ухожен. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

  Жестокое обращение в детстве воспитывает людей, социально дезадаптированных, не умеющих создать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

  Жестокое обращение с детьми включает в себя любую фору плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи), опекунами, воспитателями и .т.д.

Основные формы жестокого обращения с детьми.

  1. Физическое насилие. –преднамеренное нанесение физических повреждений.
  2. Сексуальное насилие (или развращение)- вовлечение ребёнка с его согласия и без такового в сексуальные действия со взрослым с целью получения последним удовлетворения или выгоды. Согласие ребёнка на сексуальный контакт не даёт оснований считать его ненасильственным, поскольку ребёнок не может предвидеть все негативные для себя последствия.
  3. Психическое (эмоциональное насилие)- периодическое, длительное или постоянное воздействие на ребёнка, тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.

К психической форме насилия относятся:

  1. Открытое неприятие и постоянная критика ребёнка;
  2. Угрозы в адрес ребёнка в словесной форме;
  3. Замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребёнка;
  4. Преднамеренная физическая или социальная изоляция ребёнка;
  5. Ложь и невыполнение взрослыми своих обещаний;
  6. Однократное грубое психическое воздействие, вызывающие у ребёнка психическую травму.
  1. Пренебрежение нуждами ребёнка –это отсутствие элементарной заботы о ребёнке, в результате чего нарушается его эмоциональное состояние и появляется угроза его здоровью или развитию.

К пренебрежению элементарными нуждами ребёнка относятся:

  1. Отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребёнка питания, одежды, жилья, образования, медицинского ухода;
  2. Отсутствия должного внимания и заботы, в результате чего ребёнок может стать жертвой несчастного случая;

Существуют факторы риска, которые могут спровоцировать жестокое обращение в семье:

  1. Неполные или многодетные семьи, семьи с приёмными родителями, наличие отчимов и мачех;
  2. Наличие в семье больных алкоголизмом, наркоманией, или лиц, вернувшихся из мест лишения свободы;
  3. Безработица, постоянные финансовые трудности;
  4. Супружеские конфликты;
  5. Статус беженцев, вынужденных переселенцев;
  6. Низкий уровень культуры, образования, негативные семейные традиции;
  7. Нежеланный ребёнок;
  8. Умственные и физические недостатки ребёнка;
  9. Трудный ребёнок.

  IV. Подведение итогов семинара.  

Вед чтобы подвести итог нашего семинара по правам детей, я предлагаю ознакомиться с такой формой работы с детьми, как игра «Волшебный сундучок», и поиграть

1. Игра «Волшебный сундучок».

Правила. Из сундучка по очереди достают предметы, символизирующие знакомые всем права человека. Необходимо определить, какое право обозначает каждый предмет.

Свидетельство о рождении

- Что это за документ? О каком праве он напоминает? (право на имя)

Сердечко

- Какое право может обозначать сердце? ( право на заботу и любовь)

Домик

- Как вы думаете, почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? ( право на имущество)

Конверт

- О чём напомнил этот конверт? (никто не имеет право читать чужие письма и подглядывать)

Букварь

-О каком праве напоминает эта книга? (О праве на учёбу)

Игрушечный утёнок и утка

- О чём напоминает эта игрушка? ( о праве ребёнка быть вместе с мамой)

Вед  Все люди – маленькие и взрослые – имеют права, и никто не вправе их нарушать.

2. Тренинговое упражнение «Согрей птичку».

 Вед. Сейчас я предлагаю   вам  выполнить упражнение «Согрей птичку», которое поможет выразить свою любовь и подарить кому –нибудь теплоту и нежность своего сердца.

Встаньте, пожалуйста. Сложите ладони, представляя, что вы держите птицу в руках. Чтобы её согреть, подышите на ладони, прижмите их к груди…. И выпустите птичку на волю

( это упражнение также и как «Волшебный сундучок» можно выполнять с детьми).

Я надеюсь, что тема семинара никого из вас не оставила равнодушными, и вы почерпнули для себя что –то нужное и новое.

А закончить этот семинар я хочу очень хорошим стихотворением:

В жизни можно по –разному жить:

В горе можно и в радости,

Вовремя есть, вовремя пить,

Вовремя делать гадости.

А можно и так:

На рассвете встать

И, помышляя о чуде,

Рукой обнажённой солнце достать

И подарить его людям.

А. Вознесенский


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Правовое образование в ДОУ».

Важнейшим показателем определения ценностей любого общества является его отношение к детству. Защита детства относится к приоритетным задачам социальной политики России. И, наконец, согласно Конвенции...

Семинар для педагогов "Экологическое образование дошкольников через дидактические игры экологического содержания"

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и форма обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности....

Семинар для педагогов дошкольного образования

laquo;Система работы по здоровьесбережениюс детьми дошкольного возраста.» Добрый день, уважаемые педагоги! В этот ноябрьский  день всем очень хочется услышать добрые слова и комплимен...

Семинар РМО педагогов дошкольного образования по теме: "Система мониторинга качества дошкольного образования"

quot;О проведении семинара РМО педагогов дошкольного образования по теме: "Система мониторинга качества дошкольного образования"...

Семинар РМО педагогов дошкольного образования по теме: "Система мониторинга качества дошкольного образования"

quot;О проведении семинара РМО педагогов дошкольного образования по теме: "Система мониторинга качества дошкольного образования"...

Кровотечения (семинар -практикумдля педагогов)

Кровотечения (семинар -практикумдля педагогов)...