программа дополнительного образования с дошкольниками
рабочая программа на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Театрализованная деятельность представляет собой органический синтез художественной литературы, музыки, танца, актёрского мастерства и сосредотачивает в себе средства выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, способствует развитию эстетического восприятия окружающего мира, детской фантазии, воображения, памяти, познавательных процессов, знания об окружающем мире и готовности к взаимодействию с ними.
Участвуя в процессе театрализованной деятельности, ребёнок учится коллективно работать над замыслом будущего спектакля, создавать художественные образы, обмениваться информацией, планировать различные виды художественно-творческой деятельности (подбор музыкальных характеристик к персонажам, работа над ролью и т.д.), а так же координировать свои функции.
Цель:
Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа, воспитание любви к театру и театральной деятельности.
Задачи :
- Побуждение интереса к театрально-игровой деятельности
- Закреплять у дошкольников представления об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования.
- Развивать речи детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.
- Формирование умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.
Ожидаемые результаты:
1.Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание; эмоциональный настрой; мимическую выразительность; навыки имитации).
2.Развитие психологических процессов (мышление; речь; память; внимание; воображение; познавательные процессы фантазии).
3.Развитие личностных качеств (дружеские, партнёрские взаимоотношения; коммуникативные навыки; любовь к животным).
Программа рассчитана на детей 4-6 лет
Тематическое планирование
Сентябрь
Тема: «Давайте познакомимся»
Цель: формировать у детей живой интерес к театрализованной игре, желание участвовать в общем действии и использовать всё окружающее пространство; побуждать детей к активному общению, развивать речь и умение строить диалог
Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
Тема: «Для деда, для бабы, Курочка - Ряба яичко снесла золотое»
Цель: стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней; развивать двигательную активность детей
Литература: Т.Н. Караменко «Кукольный театр – дошкольникам» Москва, «Просвещение 1982г.
Тема: «Ходит осень по дорожке» (по сказке «Теремок»)
Цель: стимулировать эмоциональное восприятие детьми сказки, пополнять словарь лексикой, отражающей эмоциональное состояние человека; учить находить выразительные средства в мимике, жестах, интонациях
Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
Тема: «Прогулка по лесу»
Цель: учить детей эмоционально проговаривать фразы; воспитывать бережное отношение к природе, видеть красоту осеннего леса; развивать фантазию, творческие способности, ассоциативное мышление
Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
Октябрь
Тема: «Мы играем и поём» (имитация игры на дудочке в свободной пляске «Маша и Медведь»)
Цель: вызвать интерес и желание играть с музыкальными игрушками; побуждать детей импровизировать простейшие танцевальные движения
Литература: Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович; Программа «Театр – творчество – дети» Москва 1995г.
Тема: «Забыла девочка котенка покормить, не мог он вспомнить, как покушать попросить»
Цель: учить отождествлять себя с театральным персонажем; развивать внимательность; учить сочетать движения и речь; закреплять знания об окружающем
Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
Тема: « Во садочке я была…»
Цель: учить детей свободно двигаться, используя всё окружающее пространство; воспитывать эмоционально-образное восприятие содержания небольших стихотворений; помочь найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах
Литература: Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович Программа «Театр – творчество – дети» Москва 1995г.
Тема: « Игровая викторина по стихам А. Барто»
Цель: развивать имитационные навыки; развивать фантазию, эмоциональную память; воспитывать дружелюбные отношения в игре; продолжать работу над интонационной выразительностью речи детей и их умение имитировать движения персонажей театрального действия
Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
Ноябрь
Тема: « Быстро времечко пройдёт, и Цыпленок подрастет»
Цель: продолжать учить слушать сказки, развивать ассоциативное мышление; развивать исполнительское умение через подражание повадкам животных, их движениям и голосу; воспитывать любовь к животным и желание ими любоваться
Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
Тема: « Мы водили хоровод»
Цель: воспитывать доброжелательные отношения между детьми; развивать подражательные навыки и фантазию; формировать у детей необходимый запас эмоций и впечатлений
Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
Тема: « Заюшкина избушка» (театр конусной игрушки)
Цель: поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки; обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра
Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
Тема: « Зеркало, зеркало – скажи...»
Цель: воспитывать умение владеть своим вниманием, развивать фантазию и воображение детей
Литература: Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович Программа «Театр – творчество – дети» Москва 1995г.
Декабрь
Тема: « Потеряли котятки по дороге перчатки»
Цель: развивать умение следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей
Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
Тема: « Встали детки в кружок – закружились как снежок»
Цель: продолжать учить детей импровизировать под музыку; развивать фантазию, ассоциативное мышление; формировать эстетическое восприятие природы; развивать память физических ощущений
Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
Тема: « Мешок с сюрпризом» (театр на картоне)
Цель: побуждать интерес к театральной игровой деятельности; обеспечивать более яркое восприятие литературного произведения; развивать пространственное и образное восприятие
Литература: Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович Программа «Театр – творчество – дети» Москва 1995г.
Тема: « Заходите в гости к нам»
Цель: развивать фантазию и умение ориентироваться в пространстве; формировать произвольное внимание, активизировать интерес к театральному искусству; развивать навыки имитации; учить выражать свои эмоции
Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
Январь
Тема: «Сказочка о глупом мышонке»
Цель: побуждать детей к активному участию в театральной игре; учить четко, проговаривать слова, сочетая движение и речь; учить эмоционально, воспринимать сказку, внимательно относиться к образному слову и фразы из текста
Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
Тема: «Лисичку заяц в дом пустил, и вот на улице один»
Цель: познакомить детей со сказкой «Лиса, заяц и петух»; формировать у детей достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; воспитывать дружеские, партнёрские воспоминания
Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
Тема: «Ох, и хитрая лиса! Трудно её выгнать, да!»
Цель: учить детей рассказывать сказку с помощью воспитателя; воспитывать коммуникативные навыки общения; учить сочетать речь с пластическими движениями; побуждать участию в театральной игре
Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
Тема: «Звери в гостях у Снегурочки»
Цель: вызвать желание участвовать в играх-драматизациях; подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движения
Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
Февраль
Тема: «Без друзей нам не прожить ни за что на свете»
Цель: учить детей отгадывать загадки; развивать исполнительские умения через подражания повадкам животных; воспитывать любовь к животным
Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
Тема: « В гости к ёжику и лисе»
Цель: учить детей интонационно выразительно проговаривать слова чистоговорки, меняя силу голоса; формировать достаточно необходимый запас эмоций и впечатлений; развивать воображение и способности к творчеству; воспитывать дружеские, партнёрские взаимопонимания
Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
Тема: «Мы актёры»
Цель: формировать у детей характерные жесты отталкивания, притяжения, раскрытия, закрытия; воспитывать партнерские отношения между детьми
Литература: Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович Программа «Театр – творчество – дети» Москва 1995г.
Тема: « В гости пальчики пришли»
Цель: развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; познакомить с театром рук; воспитывать партнёрские отношения между детьми; учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу
Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
Март
Тема: «Весна пришла!»
Цель: учить детей проговаривать заданную фразу с определенной интонацией в сочетании с жестами; воспитывать коммуникативные навыки общения, учить сочетать напевную речь с пластическими движениями
Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
Тема: «Смоляной бычок» (театр мягкой игрушки)
Цель: развивать умение давать оценку поступкам действующих лиц в театре; продолжать формировать эмоциональную выразительность речи детей
Литература: Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович Программа «Театр – творчество – дети» Москва 1995г.
Тема: «Представьте себе...»
Цель: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить детей интонационно проговаривать фразы; развивать воображение
Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
Тема: «Воробей и кот»
Цель: учить детей слушать сказку; рассказывать её вместе с воспитателем; формировать необходимый запас эмоций; развивать воображение
Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
Апрель
Тема: «В тесноте, да не в обиде»
Цель: учить детей отгадывать загадки; воспитывать коммуникативные качества; учить сочетать речь с движением; развивать воображение
Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
Тема: « Свет, мой зеркальце, скажи»
Цель: развивать способности детей понимать эмоциональное состояние другого человека и уметь адекватно выразить свое
Литература: Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович Программа «Театр – творчество – дети» Москва 1995г.
Тема: На болоте две подружки, две зеленые лягушки»
Цель: развивать артикуляционный аппарат и продолжать работу над интонационной выразительностью; учить детей использоваться в игре всё пространство; воспитывать коммуникативные качества; формировать необходимый запас эмоций
Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
Тема: «Дайте только срок, построим теремок!»
Цель: продолжать детей учить отгадывать загадки; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить сочетать движения и речь; развивать воображение
Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
Май
Тема: « К нам гости пришли!»
Цель: вызвать у детей радостный эмоциональный настрой; развивать элементарные навыки мимики и жестикуляции; учить сочетать движения и речь; развивать воображение
Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
Тема: «Ладушки – ладошки»
Цель: учить воспроизводить текст знакомой сказки в театральной игре; развивать память; учить подбирать соответствующую интонацию для характеристики сказочного героя: воспитать доброжелательные отношения и партнёрские качества; развивать артикуляционный аппарат; формировать живой интерес к русскому фольклору
Литература: М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
Тема: «Пчёлки – детки, полетели!»
Цель: ; развивать артикуляционный аппарат посредством проговаривания чистоговорки; развивать творческие способности детей; побуждать к активному участию в театральном действии; учить интонационно-выразительно проговаривать фразы из стихотворного текста
Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
Тема: «Два веселых гуся»
Цель: развивать память физических ощущений; учить интонационно-выразительно проговаривать фразы; воспитать бережное отношение к окружающему миру; развивать пантомические навыки
Литература: Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
Используемая литература
1.Т.И. Петрова, Е.Я. Сергеева, Е.С. Петрова «Театрализованные игры в д/с»; Москва «Школьная пресса» 2000г.
2.М.Д. Маханёва «Театральные занятия в детском саду» Москва, Творческий центр «Сфера» 2003г.
3.Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко «Кукольный театр – дошкольникам» Москва «Просвещение» 1982г.
4.И.В. Штанько «Воспитание искусством в д/с»; Москва, Творческий центр «сфера»2007г.
5.Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович; Программа «Театр – творчество – дети» Москва 1995г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
АВТОРСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ «ДЕТСКИЙ ФИТНЕС ПО СКАЗКАМ» ( с учетом ФГТ)
Сегодня одной из важных социальных задач является формирование будущего члена общества, человека с развитым мышлением, эстетическими потребностями, яркими твор...
Программа дополнительного образования для дошкольников подготовительной группы на основе футбола, физкультурно-спортивной направленности «Юный футболист» для детей 6-7 лет срок реализации программы 1 год
Данная программа разработана в соответствии с положениями Закона «Об образовании», Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования...
Программа дополнительного образования старших дошкольников "Звездный олимп"
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса дошкольного учреждения. Средствами разных видов искусств реализуется развитие творческих спосо...
Программа дополнительного образования для дошкольников "Английский язык"
Цель программы: создать условия, обеспечивающие социально – личностное, познавательно – речевое развитие воспитанников и готовность детей к школьному образованию через изучение английского...
Авторская программа дополнительного образования старших дошкольников «Вместе дружная семья» как форма обучения родителей бесконфликтному взаимодействию с детьми через совместную деятельность
laquo;Истоки творческих способностейи дарований детей на кончиках их пальцев.От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки,которые питают источник творческой мысли.Другими словами: чем больше ма...
План работы Программы дополнительного образования для дошкольников раннего возраста в кружке "Забавушка"
Годовой план Программы дополнительного образования для дошкольников раннего возраста в кружке "Забавушка"...
программа дополнительного образования старших дошкольников по экологическому образованию "Юные эколята"
Программа модульная разноуровневая разработана на основе парциальных программ по экологическому образованию С.Н. Николаевой "Юный эколог", Н.Н. Кондратьевой "Мы", а также методичес...