Педагогический проект "Кто-кто на полянке растет?" для работы с детьми младшей группы
проект (младшая группа) на тему

Борилкевич Мария Владимировна

Цикл познавательных прогулок, направленных на приобретение опыта взаимодействия детей с природой и формирования доброжелательного отношения к природе родного края

Скачать:


Предварительный просмотр:


В рамках проведения "Ярмарки педагогических идей и проектов 2012" представляем вашему вниманию цикл познавательных прогулок по ознакомлению детей с флорой родного края. Эта программа направлена на то, чтобы с раннего возраста сформировать у детей доброжелательное отношение к природе, желание узнать о ней как можно больше, дать первоначальные представления об различных объектах природы и постепенно расширять и углублять их.

Так как дети усваивают полученные знания только в том случае, если они подкреплены практикой,  данная серия занятий основана на прогулках за пределами площадки и нацелена на приобретения опыта взаимодействия с природой.

Наш комплекс прогулок поможет детям не только лучше и ближе познакомиться с растительным миром нашего региона, но и поспособствует развитию умственной и речевой активности детей.

Этот комплекс непосредственной образовательной деятельности разделен на две части по сезонам: осень и весна. По результатам осенних прогулок при содействии родителей был создан альбом с фотографиями детей, их рисунками, поделками и образцами растительности, встречающейся в нашем регионе в осенний сезон.

Поскольку данная программа предполагает присутствие на прогулках родителей или инструктора физкультуры\музыкального руководителя , то занятия-прогулки проводятся 2 раза в месяц. В результате каждого проведенного занятия у детей должно сформироваться представление или элементарное понятие о том или ином растении нашего края. Кроме занятий-прогулок для лучшего закрепления новых знаний и впечатлений у детей планируется оформление альбома с изображениями цветов и деревьев для уголка природы, создание гербария, чтение и заучивание стихов о растениях, с которыми дети познакомились в результате этой программы.

На создание проекта, который сегодня будет здесь представлен, нас подтолкнул один весьма печальный для нас факт - полностью искусственная площадка для прогулок. По этой причине было принято решение организовать прогулки за территорию детского сада. И главной целью этих познавательных мини-путешествий стало приобретение опыта взаимодействия детей с природой. Во время проведения наших прогулок дети получают возможность подкрепить практикой полученные теоретические знания на занятиях по экологии и ознакомлению с окружающим.

Каждое занятие мы посвятили одному конкретному растению, типичному для нашего региона. Осень стала сезоном знакомства с деревьями: дубом, каштаном, кленом, рябиной. В процессе этих знакомств детям в игровой ненавязчивой форме давались базовые знания о деревьях, их строении, составляющих частях. Также была затронута в некотором смысле тема размножения растений (упоминались семена или плоды деревьев, и возможность возникновения их них новых деревьев). Мы вместе учились олицетворению деревьев: здоровались и прощались с ними, прикасались к стволам, говори о тепле, которое от них исходит.

Благодаря смене обстановки на достаточно нестандартную, дети максимально раскрывались: танцевали, представляли себя деревьями, ветром, птицами… Неоценимую помощь при проведении наших походов оказали педагоги музыки и физкультуры, а также родители, с помощью которых позже был создан альбом, который всю зиму был теплым напоминанием о наших осенних путешествиях. К сожалению, у нас до этого не было опыта создания гербария и гербарий, созданный нами осенью, не смог пережить зиму. От частых просмотров почти все экземпляры рассыпались. Надеемся, что в этом году мы сможем создать более долгосрочный альбом с растениями.

Наш осенний опыт оказался успешным и поэтому весной, начиная с апреля, мы хотим продолжить серию  ознакомительных прогулок. В весенний цикл войдут знакомства с травянистыми растениями, такими как мать-и-мачеха, одуванчик и ландыш.    

СЕНТЯБРЬ

Прогулка первая.

"Дедушка Дуб"

Цель. Знакомить детей с растительным миром, типичным для нашего региона. Развивать любовь к природе, прививать бережное отношение к ней. Развитие внимание, наблюдательность, мелкую моторику.

Задачи. Знакомство с деревом, типичным для нашего региона – дубом. На примере дуба и желудей объяснять, что у деревьев есть плоды, из которых вырастают новые деревья. Олицетворение деревьев (дерево, как человек может быть старым и молодым). Создание коллекции осенних плодов и семян различных деревьев для уголка природы.

Материалы. Детские корзиночки или ведерки, грабли; игрушка Поросенок.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Экологическая игра "Собери картинку из частей"; дидактическая игра "Трафареты "Листья"; лепка с элементами эко-материалов; демонстрация мультфильма «Сказки старого дуба»; рассматривание сюжетных картинок с осенней тематикой.

Ход прогулки.

В гости к детям приходит поросенок Мотя. У поросенка в лапках маленькая корзинка и грабли.

П о р о с е н о к  М о т я. Привет, ребята! Давайте знакомиться, я поросенок и меня зовут Мотя. А вас как зовут? (Дети называют свои имена). Я пришел сегодня к вам в группу, чтобы позвать на прогулку и познакомить со своим другом - Дедушкой Дубом. Вы готовы к  путешествию? (Дети соглашаются). Отлично! Тогда в путь!

Группа детей в сопровождении воспитателя и инструктора по физкультуре отправляется в ближайший парк\сквер к растущему дубу. (Дерево должно быть взрослым, желательно старым).

П о р о с е н о к  М о т я. Вот мы и пришли. Ребята, я хочу познакомить вас с этим деревом. Это дерево называется ДУБ. Давайте поздороваемся с ним. Скажем хором: "Здравствуйте Дедушка Дуб". (Дети хором здороваются с дубом). А знаете почему это дерево зовут "Дедушка Дуб"? Потому что этот ДУБ очень старый, ему почти сто лет, а это очень-очень много. Сейчас он высокий, сильный, а когда ДУБ появился на свет, то был вот таким (Поросенок Мотя поднимает с земли желудь и показывает детям. Дети по очереди рассматривают желудь).

П о р о с е н о к  М о т я, показывая детям желудь.  Ребятки, а кто из вас знает - что это такое? (Дети отвечают, что это желудь). Правильно, молодцы! Вы уже так много знаете! А знаете ли вы, что желуди - это детки ДУБА. Каждую осень на ДУБЕ появляется много-много желудей. Когда начинают дуть сильные осенние ветры, желуди отрываются с веточек и падают на землю. И лежат на земле всю осень, потом всю зиму, а когда наступает весна и снова становится тепло, то из желудя вырастает молоденький ДУБОК.  Посмотрите внимательно себе под ножки. Если приглядеться, то среди опавших листочков можно найти желуди.  Давайте возьмем в ручки грабли и пошевелим листочки и травку. Может и вы сможете отыскать несколько желудей. (Дети при помощи граблей находят в траве желуди и складывают их в принесенные с собой корзиночки\ведерки).

И н с т р у к т о р  п о   ф и з к у л ь т у р е  спрашивает у детей не замерзли ли они и предлагает провести физкультминутку.

В о с п и т а т е л ь. Согрелись? Вот молодцы! Давайте посмотрим, кто из вас смог найти желуди. (Дети приносят свои корзиночки и показывают воспитателю свои находки).

В о с п и т а т е л ь. Какие вы все внимательные! Не смогли от вас желуди спрятаться! Все, что вы сегодня нашли в парке, мы отнесем в детский сад, в нашу группу. А завтра я расскажу вам, как много разных интересных и веселых поделок можно смастерить из желудей.

П о р о с е н о к  М о т я. Ребятки, вам понравилась наша прогулка? (Дети говорят, что понравилась). Мы так много с вами сегодня гуляли, так много узнали нового. Пора нам возвращаться в детский сад и немного отдохнуть.

В о с п и т а т е л ь. Дети, давайте скажем спасибо Дедушке Дуб, что разрешил собрать нам немного желудей. (Дети хором говорят "спасибо"). И попрощается с Дедушкой Дубом. (Дети хором прощаются с деревом).  Мы обязательно еще увидимся с ним.

На обратном пути воспитатель с детьми обсуждают, как выглядел ДУБ. Повторяют прилагательные, описывающие его (высокий, сильный, старый, крепкий).

Прогулка вторая.

«Каштановые ежики»

Цель. Знакомить детей с растительным миром, типичным для нашего региона. Развивать любовь к природе, прививать бережное отношение к ней. Развитие внимание, наблюдательность, мелкую моторику.

Задачи. Знакомство с новой разновидностью деревьев – каштаном. Закрепление названий составляющих дерева: ствол, ветви, плод. Закрепление знаний о том, что молодые деревья вырастают из плодов взрослого дерева. Пополнение коллекции осенних плодов и семян различных деревьев для уголка природы.

Материалы. Игрушка Ёжик, корзиночка.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Д\и «С какого дерева лист», «Собери картинку из частей», «Найди и обведи»; лепка с элементами эко-материалов; коллективное оформление альбома, посвященный осени.    

Ход прогулки.

        Воспитатель приносит в группу игрушку Ёжика, приглашает детей подойти поближе.

В о с п и т а т е л ь. Ребята, посмотрите, кто к нам пожаловал в гости сегодня. Узнаете? Кто это такой? (Дети называют ежика). Ежик рассказал мне интересную историю. Сегодня утром он гулял в парке и увидел большое-пребольшое дерево, а на ветках этого дерева сидели ежики. Но я думаю, ребята, что ежик что-то перепутал. Дело в том, что у ежиков очень короткие лапки и они не умеют лазать по деревьям, они только по земле бегают. А теперь давайте отправимся в парк и отыщем то дерево, про которое мне рассказал ежик. Согласны? (Дети соглашаются).

Группа детей в сопровождении воспитателя и музыкального руководителя отправляются в парк и находят дерево КАШТАНА.

Ё ж и к. Вот это дерево! Я сразу его узнал, потому что оно очень высокое и у него необычные листья. Вот только я не знаю, как оно называется.

В о с п и т а т е л ь. Это красивое и могучее дерево называется КАШТАН. Ребята, давайте поздороваемся с ним. Беритесь за ручки и сделаем хоровод вокруг КАШТАНА. А теперь посмотрим наверх и скажем все дружно «Здравствуй КАШТАН». (Дети здороваются с КАШТАНОМ).

Ё ж и к. Посмотрите какой у КАШТАНА толстый СТВОЛ. Ребята, давайте попробуем обхватить СТВОЛ ручками. (Дети пытаются обхватить ствол каштана). Вот какой большой КАШТАН – не обхватить его руками. А какие у него большие и широкие ВЕТВИ. Давайте представим, что мы тоже КАШТАНЫ, а наши ручки – это ВЕТВИ. (Дети представляют себя деревьями и раскидывают руки, тянуться вверх).

В о с п и т а т е л ь. Ёжик, а кого ты видел на этом дереве?

Ё ж и к. Да, видел. Если вы присмотритесь повнимательнее, то тоже заметите на ветках маленьких колючих ёжиков. Вот только они почему-то зеленые. Я таких раньше никогда не видел.

В о с п и т а т е л ь. Ребята, а вы видите что-нибудь необычное на ветвях КАШТАНА. (Дети смотрят на дерево. Воспитатель помогает детям рассмотреть в листве дерева плоды каштана).

Ё ж и к. А я в траве в листиках тоже такого «ёжика» нашел. Смотрите!

В о с п и т а т е л ь. Это не «ёжики», это плоды каштана. Каждую осень на этом дереве вырастают вот такие ёжики, а внутри каждого такого ёжика лежит маленький каштан. Весной из каждого такого коричневого каштанчика вырастет новое молодое деревце – КАШТАН. (Воспитатель находит на земле каштан в оболочке, раскрывает его и показывает детям плод каштана).

Ё ж и к. А можно мы соберем немного каштанов и отнесем их в группу?

В о с п и т а т е л ь. Ну что, ребята, вы согласны? А я с собой корзиночку захватила. Поищем каштаны в траве, под листочками опавшими, под веточками сухими. Но собирать будет каштаны без колючек, только сами плоды. Колючки, пожалуйста, не трогайте, а то можно поранить пальчики. (Дети расходятся по газону, на котором растет каштан, и ищут плоды каштанов, приносят воспитателю и складывают в корзиночку).

Ё ж и к. Вот как много мы собрали каштанов, полную корзиночку. Правда, мы молодцы?!

В о с п и т а т е л ь. Конечно молодцы. А теперь нам пора возвращаться в садик. Попрощаемся с нашим новым другом-деревом КАШТАНОМ? Давайте хором скажем КАШТАНУ «До свидания». (Дети хором прощаются с КАШТАНОМ).  

На обратном пути музыкальный руководитель читает детям стихотворения про каштан, знакомит детей с новой песней про лес.

ОКТЯБРЬ

Прогулка третья.

«Кленовый калейдоскоп»

Цель. Знакомить детей с растительным миром, типичным для нашего региона. Развивать любовь к природе, прививать бережное отношение к ней. Развитие внимания, наблюдательности, мелкой моторики.

Задачи. Знакомство с новым видом деревьев – кленом. Знакомство с новым видом семян деревьев.  Развитие воображения – учиться представлять себя кем-то или чем-то.

Материалы. Игрушки-калейдоскопы; влажные салфетки.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Д\и «С какого дерева лист»; рисование листопада и осеннего букета; выставка поделок не тему осени; аппликация с элементами эко-материалов; ознакомление с художественной литературой – чтение стихов об осени; рассказ по сюжетным картинкам с осенней тематикой, коллективное оформление альбома, посвященного осени.    

Ход прогулки.

        Воспитатель приглашает детей поиграть с калейдоскопом. Дети смотрят в калейдоскоп, называют цвета, по возможности фигуры.

В о с п и т а т е л ь. Когда я смотрю в калейдоскоп, то думаю о том, что такие же яркие цвета и удивительные фигуры можно увидеть и в парке. Хотите посмотреть? (Дети соглашаются). Тогда я приглашаю вас вместе с вашими родителями на прогулку в парк.

В парке воспитатель выбирает ту его часть, где в основном растут клены.

В о с п и т а т е л ь. Сегодня я хочу вас познакомить с деревом, которое одно из самых ярких и красочных осенью. Знакомьтесь – это КЛЕН. (Воспитатель указывает на дерево клена). Кто-нибудь из вас, ребята, уже видел такое дерево? (Дети поднимают ручки, говорят, что знакомы с КЛЕНОМ). Давайте достанем наши калейдоскопы, которые мы захватили с собой и посмотрим, какие цвета нам встречаются в калейдоскопе. (Дети называют цвета). А теперь посмотрите вокруг – каких цветов кленовые листочки мы видим? (Дети называют цвета: красный, оранжевый, желтый, коричневый).

В о с п и т а т е л ь  поднимает лист клена и показывает детям. Посмотрите, какой удивительный листок – как будто его вырезали ножницами. Посмотрите, какие у него острые кончики. (Дети поднимают листья клена и рассматривают их, показывают воспитателю, родителям).

В о с п и т а т е л ь. Ребятки, помните наши прогулки, на которых мы познакомились с Дедушкой дубом и Каштаном? (Дети отвечают, что помнят). У них были плоды. Кто помнит, какие плоды были у дуба? (Дети отвечают: «Желуди»). А какие плоды были у каштана? Правильно, каштаны. А что же есть у КЛЕНА? У КЛЕНА есть семена и обычно люди называют их «носики». (Воспитатель поднимает с земли веточку «носиков» и показывает детям). Есть одна осенняя забава, которую любят и взрослые, и дети. Кленовые семена липкие внутри. Если раскрыть семечко клена, то можно приклеить его себе на носик и вы будете похожи на Буратино. Поиграем? (Родители помогают детям найти семена клена и приклеить детям на носики. Группа делает шуточные фотографии на память. Воспитатель и родители снимают «носики» и протирают детям кожу носа влажными салфетками).

В о с п и т а т е л ь. А теперь давайте представим, что мы с вами тоже клены, живем в этом прекрасном осеннем парке, греемся в лучах осеннего солнышка. А что бы мы были похожи на настоящие клены, то мы украсим наши головы кленовыми венками, которые мы сейчас все вместе сплетем. (Воспитатель распределяет работу: дети собирают листья и приносят родителям, а родители и воспитатель плетут венки).

В о с п и т а т е л ь. Наши венки готовы. Ваши мамочки так постарались для нас и венки получились очень красивые. Давайте скажем «спасибо» мамам. (Дети благодарят мам). А теперь начинается волшебство: одевайте веночки на головы, потом я взмахну вот этой волшебной веточкой клена и мы все превратимся в деревья. Раз, два, три!.. Сказка в гости к нам приди!.. Представьте, что мы КЛЕНЫ и танцуем Кленовый Вальс. Наши ручки превращаются в ВЕТВИ и колышатся на ветру. (Воспитатель показывает плавные танцевальные движения, дети повторяют эти движения, родители танцуют вместе с детьми).

В о с п и т а т е л ь. Как прекрасно вы все танцуете. У нас получился настоящий Осенний Бал! А теперь я взмахну волшебной веточкой и превращу вас обратно в мальчиков и девочек. Раз, два, три!.. И вот снова дети вы!.. Понравилась вам наша сегодняшняя прогулка? (Дети говорят, что понравилась). Давайте попрощаемся с этим прекрасным парком и чудесными КЛЕНАМИ. (Дети хором говорят «До свидания!»).

Прогулка четвертая.

«Рябинушка-рябина»

Цель. Знакомить детей с растительным миром, типичным для нашего региона. Развивать любовь к природе, прививать бережное отношение к ней. Развитие внимание, наблюдательность, мелкую моторику.

Задачи. Знакомство с новым видом дерева – рябиной. Рассказать о том, что животные делают запасы на зиму. Показать взаимосвязь растений и животных в природе. Знакомство с новым видом плодов дерева – ягодами. Пополнение коллекции осенних плодов и семян различных деревьев для уголка природы.

Материалы. Игрушка Белочка; корм для птиц и белок (семечки, хлеб, крупа)

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Лепка увиденного на прогулке, с учетом цвета; рисование; работа с раскрасками; коллективное оформление альбома, посвященного осени; аппликация с эко-материалами.    

Ход прогулки.

Воспитатель приносит в группу игрушку Белочки. Дети приглашаются в уголок природы.

В о с п и т а т е л ь. Ребята, сегодня к нам в гости прискакала Белочка и пригласила нас в гости. Белочка, расскажи нам, где ты живешь?

Б е л о ч к а. Здравствуйте ребята. Я живу в парке, в дупле старого дуба. Там у меня маленький уютный домик. А вы знаете, что скоро наступит зима? (Дети отвечают «да», «знаем»). Многие звери уже сейчас начинают готовиться к зиме. А кто из вас знает, как животные подготавливаются к зиме? (Ответы детей).

Б е л о ч к а. Я вам расскажу. Зимой все покрывается снегом и замерзает. Зимой не найти в лесу ни ягодок, ни грибочков, ни травки. Поэтому я делаю запасы на зиму: собираю грибочки, орешки, ягодки. Потом сушу их на солнышке и прячу их в своем домике. А запасти еды надо много, чтобы и мне, и моим деткам-бельчаткам хватило.

В о с п и т а т е л ь. Ребята, а давайте отправимся в парк. (Дети соглашаются). А Белочка расскажет нам и покажет, чем можно полакомиться зверюшкам осенью и зимой.

Дети в сопровождении воспитателя и родителей отправляются на прогулку в парк. В парке воспитатель обращает внимание детей на рябину.

В о с п и т а т е л ь. Дети, посмотрите на это дерево. Что на нем растет? (Дети отвечают, что это ягоды). Правильно, молодцы! Это ягоды. А дерево называется РЯБИНА. Давайте повторим все вместе – РЯБИНА! (Дети хором несколько раз повторяют название дерева).

Б е л о ч к а. А я знаю стихотворение про РЯБИНУ. Вот послушайте:

Красной да сочной

Выросла рябина.

Мама свою дочку

В праздник нарядила:

Красная косынка,

Красные сапожки,

Стала на рябинку

Девочка похожа.

В о с п и т а т е л ь. РЯБИНА – настоящая царица осеннего парка и леса. Посмотрите, какая она яркая и красивая. Ягоды рябины словно светятся, поэтому видны издалека. Птицы очень любят ягоды рябины: они не только вкусные, но и очень полезные. Зимой, когда еду в лесу найти очень трудно, потому что все засыпано снегом – РЯБИНА, как палочка-выручалочка для птичек. Белочка, а ты любишь рябину?

Б е л о ч к а. Очень люблю. И всегда запасаю себе на зиму эти замечательные ягодки.

В о с п и т а т е л ь. Ребята, давайте внимательно посмотрим на РЯБИНУ и постараемся запомнить, как она выглядит. А когда вернемся в садик – попробуем ее нарисовать для нашей выставки. Вы согласны? (Дети отвечают «да»). Какого же цвета ягоды у РЯБИНЫ? (Дети отвечают). Верно: ягоды у РЯБИНЫ бывают и красные, и оранжевые, и даже желтые. А листочки какого цвета? (Ответы детей). Молодцы: листочки у осенней РЯБИНЫ тоже разноцветные. Какие вы все внимательные! Нам пора возвращаться. И я хочу загадать вам одну загадку, а вы попробуйте ее отгадать:

Увидал в лесу

Ягоду-красу,

Тяжела корзина,

Хороша…

(Дети заканчивают фразу «рябина»). Правильно! Все запомнили РЯБИНУ! Все очень внимательные и наблюдательные! Ну что же, давайте попрощаемся с этим прекрасным осенним парком и с нашей новой подружкой – РЯБИНОЙ. (Дети хором прощаются и машут ручками).

        

        

АПРЕЛЬ

Прогулка первая.

"Девочки-вербочки"

Цель.  Знакомить детей с растительным миром, типичным для нашего региона. Развивать любовь к природе, прививать бережное отношение к ней.

Задачи. Познакомить детей с понятием "верба"; познакомить с олицетворением природных явлений; участвовать в наблюдениях за изменениями в природе с наступлением весны. Развитие внимание, наблюдательность, мелкую моторику.

Материалы. Кукла Петушок; "волшебный ларчик" с декоративными цыплятами; секатор для воспитателя.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Наблюдение за появление первых листочков на ветках вербы в уголке природы; рисование по технологии примакивания; аппликация; ознакомление с художественной литературой (заучивание стихов). Создание альбома прогулок и наблюдений для уголка природы.

Ход занятия

         В группе появляется Петушок и приглашает детей на прогулку.

П е т у ш о к . Здравствуйте дети! Меня зовут Петя. Со мной произошла беда и мне очень нужна ваша помощь. Я пошел гулять со своими детками-цыплятками и они потерялись. Вы поможете мне их найти? (Ответы детей). Спасибо вам! Тогда давайте поспешим на улицу.

Группа детей и воспитатель идут на прогулку к ближайшим кустам вербы.

П е т у ш о к. Ребята! Сегодня я ходил с моими детками-цыплятками на прогулку. Мы гуляли в этих кустиках. Мои цыплятки играли, а я грелся на солнышке и чуть-чуть задремал. А когда проснулся, то увидел, что на кустике на всех веточках сидят какие-то маленькие пушистые птички-клубочки. И теперь я не могу понять, где мои детки, а где чужие птенчики.

В о с п и т а т е л ь. Петя! Посмотри повнимательнее, какого цвета все эти пушистые шарики на веточках? Дети, подскажите Пете. (Ответы детей). Правильно - белые. А цыплята какого цвета? (Ответы детей). Конечно - желтые. Петя! Все эти белые шарики-клубочки на веточках этого кустика - это не птички, а цветы. Так цветет этот куст весной, а называется он ВЕРБА. Давайте все вместе скажем название этого кустика - ВЕРБА. (Дети хором повторяют). Когда ВЕРБА появляются вот такие цветочки-клубочки, тогда наступает настоящая весна.

П е т у ш о к. Ой-ой-ой!!! А где же тогда мои детки-цыплятки?! Неужели они потерялись?! Кукареку, как же деток я найду?!

В о с п и т а т е л ь. Петя, не переживай! Просто твои детки немножко замерзли и спрятались в эту коробочку, что бы погреться. (Воспитатель достает "волшебный  цыплят внутри него). Ребята, возьмите по одному цыпленку в ручки и погрейте их, а то они совсем замерзли.

П е т у ш о к. Уррра! Мои любимые цыплятки нашлись!!! Но только давайте договоримся - больше никогда не убегайте от своего папочки на улице и не прячьтесь от меня! Я ведь так волновался за вас!!!

В о с п и т а т е л ь. Ребятки! Наше путешествие заканчивается. Сейчас я для каждого из вас срежу по одной веточке ВЕРБЫ и мы отнесем их в садик, а там поставим в воду и будем за ними наблюдать. У ВЕРБЫ есть еще свои секреты и скоро мы их узнаем.

(Воспитатель срезает по одной ветке вербы для каждого ребенка, и группа возвращается в детский сад).

Прогулка вторая.

"Мать-и-мачеха - весенние чудеса"

Цель. Знакомить детей с растительным миром, типичным для нашего региона. Развивать любовь к природе, прививать бережное отношение к ней.

Задачи. Познакомить с одним из первоцветов – мать-и-мачехой. Расширять словарный запас детей. Развивать наблюдательность, внимание. Учить выражать свои эмоции словами.

Материалы.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Д\и «Чудо-кубик»; экологическая игра «Собери картинку из частей»; рисование; аппликация. Создание альбома прогулок и наблюдений для уголка природы.

Ход занятия

        Воспитатель приносит в группу игрушку Кота. Все дети садятся в круг и воспитатель предлагает послушать рассказ гостя.

В о с п и т а т е л ь. Ребятки, смотрите кто к нам сегодня пришел. Это Кот. Его зовут Марсик. Познакомьтесь с ним. (Дети гладят игрушку).

М а р с и к. Здррравствуйте-здррравствуйте детки. Я к вам пришел, что бы рассказать вам про чудо-чудное, которррое сегодня видел. Пошел я как обычно на солнышке погреться. Есть у меня свое тайное местечко – там и снег растаял, и земля просохла. Одно удовольствие там лежать и пузико греть. Пришел я туда, а там цветы какие-то незнакомые выросли. Вот и пришел я к вам за помощью. Может вы знаете, что это за цветочки такие. Пойдемте, посмотрим? (Дети соглашаются).

Воспитатель с детьми и родителями отправляются на ближайшую проталину, где уже проросла мать-и-мачеха.

М а р с и к. Вот, посмотрите! Я же говорил! Видите! Выросли какие-то цветочки на моей проталинке, а я где теперь буду греться-валяться?..

В о с п и т а т е л ь. Марсик, не расстраивайся, пожалуйста. Ребята, давайте расскажем Марсику, что это за цветочки такие. Кто знает, как они называются? (Ответы детей). Правильно! Это самые первые весенние цветочки. И называются они МАТЬ-И-МАЧЕХА. Они прорастают там, где тает снежок. Давайте присядем на корточки и поближе рассмотрим их. Какого они цвета? (Ответы детей). Верно – желтые. А какой у них стебелек? Да, короткий. Молодцы!

В о с п и т а т е л ь. Марсик, ты запомнил как называются эти цветочки? Давайте еще раз все вместе дружно скажем – МАТЬ-И-МАЧЕХА. Вот как у нас громко и дружно получилось!

М а р с и к. Вот теперь я точно запомнил! МАТЬ-И-МАЧЕХА! Спасибо вам, что познакомили меня с этим весенним чудом. Я уже так соскучился по ярким цветам. Зимой все кругом белое, белое, белое… И так мне грустно становилось. А вот теперь я смотрю на такой яркий цветок, и у меня настроение сразу веселое становится. Это МАТЬ-И-МАЧЕХА меня развеселила.

В о с п и т а т е л ь. Теперь тебе не скучно будет тут на проталинке греться. Вон сколько у тебя соседей появилось.

М а р с и к. Это теперь не соседи, это мои новые друзья. И я только что придумал стишок. Вот послушайте:

Огонечки желтые

Из сухой травы.

Это мать-и-мачеха

Первые цветы.

Солнышко пригрело

И растаял снег.

Желтые цветочки

Солнышка привет.

В о с п и т а т е л ь. Марсик, да ты у нас настоящий поэт! Такое замечательное стихотворение сочинил! Мы его с ребятами обязательно выучим. Правда, детки? (Дети соглашаются). Ну, что же, не будем Марсику мешать греться на солнышке и сочинять стихи. Мы с ним еще обязательно увидимся. До свидания, Марсик! До свидания, мать-и мачеха! (Дети прощаются с цветами).

МАЙ

Прогулка третья.

"Одуванчик-солнышко"

Цель. Знакомить детей с растительным миром, типичным для нашего региона. Развивать любовь к природе, прививать бережное отношение к ней.

Задачи. Учить детей называть первоцвет - одуванчик. Расширять словарный запас детей. Развивать умение описывать внешние качества цветка. Учить правильно называть основные части растения. Вызывать радость от увиденной красоты растений.

Материалы. Кукла Незнайка; "волшебный ларчик" с карточками, изображающими одуванчик; детские лупы (пластик-вода).

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Экологическая игра "Собери цветок из частей", чтение З.Александровой "Одуванчик", д\и «Чудо-кубик»;  изображение одуванчика в технике рисования ватными палочками, просмотр мультфильма "Одуванчик - толстые щеки"; создание альбома с изображениями цветов. Создание альбома прогулок и наблюдений для уголка природы.

Ход занятия

        В гости к детям приходит Незнайка (игрушка) и просит помочь разгадать загадку, которую ему задал Знайка. Незнайка читает загадку:

Облако на ножке

У меня в ладошке.

Мне не терпелось.

Дунул – разлетелось.

Н е з н а й к а. Узнаете, о ком эта загадка? Кто отгадает? (Дети дают ответы. Если отгадать загадку не получается, то Незнайка задает еще одну). А вот еще одна загадка. Может эту загадку кто-нибудь из вас сможет отгадать?

А когда он отцветает –

Непременно улетает!

Только дунь на «сарафанчик» -

Улетает …!

Воспитатель задает наводящие вопросы и помогает отгадать загадку. Варианты ответов детей.

Н е з н а й к а. Ребята, а я знаю как проверить - правильный вы дали ответ или нет! У меня есть "Волшебный ларчик" и там лежит разгадка. Давайте посмотрим?! (Воспитатель открывает коробку и достает из нее большую карточку с изображением одуванчика).

Н е з н а й к а. Ой, а я уже где-то встречал такой цветок... Ребята, а давайте посмотрим вокруг! Может, мы сможем найти одуванчики где-то поблизости? (Дети указывают на газон, на котором растут одуванчики. Группа подходит ближе к цветам).

Н е з н а й к а. Одуванчики - это одни из самых первых цветочков, которые расцветают после долгой зимы и радуют нас своими яркими шапочками. И поэтому первые весенние цветочки иногда так и называют – ПЕРВОЦВЕТЫ. А все знают, какого цвета одуванчики? (Ответы детей). Правильно! А как вы думаете - на что похож одуванчик? (Ответы детей). Правильно, на солнышко. Тоже верно, на цыпленка. А чем они похожи? (Ответы детей). Да, и солнышко, и цыпленок тоже желтые. Погладьте одуванчик ручками - чувствуете какой он мягкий и пушистый? Как цыпленок. А знаете, почему он такой пушистый? Сейчас мы с вами это выясним. Достанем наши лупы и рассмотрим одуванчик поближе... Видите как много малюсеньких лепесточком у наших одуванчиков? Вот поэтому он такой пушистый! Поглядел я на одуванчик и стихотворение вспомнил. Вот послушайте:

- Одуванчик, одуванчик,

Где твой белый сарафанчик?

- Дунул ветер и унес,

Я пролил немало слез.

Н е з н а й к а. Присмотритесь! Цветы как человечки! Цветочек - это голова. А ножка, на которой держится голова цветочка - это стебель. Давайте повторим все вместе - СТЕБЕЛЬ! (Дети хором повторяют). А ручки нашего одуванчика - это листья. Давайте хором повторим - ЛИСТЬЯ! (Дети хором повторяют). Какие вы все молодцы! Все запомнили!

В о с п и т а т е л ь. Незнайка, спасибо тебе за эту прогулку и за стихотворение. Мы его с ребятами обязательно постараемся выучить. Садись в корзину, мы отнесем тебя в садик и ты поможешь нам нарисовать цветочек с которым мы сегодня познакомились. Ребята! Все запомнили, как называются эти цветы? (Ответы детей). Правильно, молодцы!!! До свиданья, одуванчики! (Все машут одуванчикам на прощанье).

Прогулка четвертая.

"Снегурочкины бусы"

Цель. Знакомить детей с растительным миром, типичным для нашего региона. Развивать любовь к природе, прививать бережное отношение к ней.

Задачи. Закрепление умений узнавать и правильно называть части растений. Познакомить с понятием ядовитого растения.

Материалы. Кукла Снегурочка, "волшебный ларчик" с букетиком искусственных ландышей, бусы из белых бусин, детская Красная книга.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Д\и «Чудо-кубик»; рисование с элементами аппликации (ватные шарики) "Ландыши в вазе"; чтение и заучивание стихотворения С.Маршака "Май"; чтение стихов про ландыши; создание альбома с изображениями цветов. Создание альбома прогулок и наблюдений для уголка природы.

Ход занятия

        В гости к детям приходит Снегурочка (игрушка).

С н е г у р о ч к а. Здравствуйте, девочки и мальчики. Вот и пришла настоящая весна и мне пора уезжать на север, где всегда зима. Мне так жаль, что я не смогу остаться с вами и увидеть лето. Ведь если я не уеду, то растаю. Но я хочу оставить вам кое-что на память, чтобы вы меня не забыли до следующей зимы. (Воспитатель снимает с куклы бусы). У меня есть бусики. Взяла я эти белые бусинки и разбросала по всем лесам и лугам. И превратились мои бусинки в чудесные цветы. А сейчас я загадаю вам загадку. Попробуйте угадать, в какие цветы превратились мои бусинки. Вот моя загадка:

Белые горошки на зеленой ножке.

Кто из вас знает, про какой цветок эта загадка? (Ответы детей).

С н е г у р о ч к а. А сейчас мы узнаем правильно вы отгадали мою загадку или нет! Заглянем в волшебный ларчик и посмотрим что в нем. (Воспитатель открывает коробку и достает букетик ландышей).

С н е г у р о ч к а. Ну что, ребята, все узнали эти цветы? Это - ландыши. Я не принесла вам настоящих ландышей из леса, а почему вы сейчас узнаете, если послушаете стихотворение:

Как горошинки резные

На высокой ножке,

Ландыши цветут  лесные

Прямо у дорожки.

Красотою, как магнит,

Манит всех прохожих.

Ландыш очень ядовит,

Будь с ним осторожен!

С н е г у р о ч к а. Да-да! Ландыши - не простые цветы и они могут за себя постоять, если кто-то захочет их обидеть! Они - красивые, но ядовитые!  И они редко встречаются в лесу. Поэтому если вы вдруг увидите ландыши - не срывайте их. Пусть они растут и радуют нас своей красотой и чудесным ароматом (Воспитатель объясняет, что такое аромат).

В о с п и т а т е л ь. Ребята! А давайте вспомним, как называется ножка у ландыша. Скажем хором - СТЕБЕЛЬ! А как называются ручки у ландыша? Все вместе - ЛИСТЬЯ!

С н е г у р о ч к а. Умнички! Вы уже так много знаете! Ребята, мне пора уезжать! Спасибо вам за то, что внимательно слушали меня. Я оставляю вам вот эту книгу, в которую записаны все удивительные и редкие растения: цветы, травы, деревья. И книга эта называется Красная книга. Попросите своего воспитателя найти в Красной книге мой любимый цветок - ландыш. До свидания!!! Увидимся зимой!!!

В о с п и т а т е л ь. До свидания, Снегурочка! Спасибо тебе, что ты рассказала нам про ландыши. Приезжай к нам еще, мы будем тебя ждать!!!

ИЮНЬ

Прогулка пятая.

"Белые кудряшки - милые ромашки"

Цель. Знакомить детей с растительным миром, типичным для нашего региона. Развивать любовь к природе, прививать бережное отношение к ней.

Задачи.  Познакомить детей с новым видом полевых растений - ромашкой. Расширять словарный запас детей. Развивать умение описывать внешние качества цветка. Вызывать радость от увиденной красоты растений. Развивать воображение, фантазию.

Материалы. Игровая карта; детские лупы (пластик, вода); «волшебный ларчик» с заготовленными карточками с изображением ромашки.

Связь с другими занятиями и видами деятельности. Рисование; аппликация; ознакомление с окружающим;  заучивание стихов. Создание альбома прогулок и наблюдений для уголка природы.

Ход занятия

        Воспитатель собирает вокруг себя детей и таинственным голосом сообщает им, что сегодня они все будут сыщиками и отправляются в путешествие на поиск потерявшихся цветов, которые убежали из вазы. Предварительно на стол ставится пустая ваза с водой. Группа отправляется на ближайший газон или клумбу, где растут ромашки.

В о с п и т а т е л ь. (Глядя на шуточную карту) Ребята, кажется, мы пришли. Посмотрите вокруг, как много здесь разных цветов. Но мы будем искать цветы, которые убежали от нас из садика. А теперь попробуйте отгадать вот такую загадку:

Стоит в саду кудряшка -

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Ответы детей. Воспитатель помогает найти верный ответ). Ну что же, послушала я ваши ответы, а верную отгадку нам подскажет наш "волшебный ларчик". (Воспитатель открывает коробку и достает из него стопку маленьких карточек с изображением ромашки. Карточки раздаются всем детям).

В о с п и т а т е л ь. Ну что, узнали вы этот веселый цветок? Кто знает, как он называется? (Ответы детей). Верно - это ромашка. Вы помните, что все мы сегодня - сыщики. И у каждого из вас есть фотография цветка, который мы будем разыскивать. А теперь давайте отправимся на поиски, пусть каждый найдет свою ромашку. Кто справится с нашим заданием - поднимите ручку. (Дети расходятся по газону и ищут ромашки).

В о с п и т а т е л ь. Ну что, все нашли наших беглецов? Давайте сравним с фотографиями... Молодцы!!! Все справились! Вы - отличные сыщики. А теперь давайте возьмем наши лупы и рассмотрим эти замечательные цветы поближе. А пока вы их рассматриваете, я прочитаю вам стихотворение:

Маленькое солнце на моей ладошке, -

Белая ромашка на зеленой ножке.

С белым ободочком желтые сердечки...

Сколько на лугу их, сколько их у речки!

В о с п и т а т а л ь. Понравилось вам стихотворение? (Ответы детей). А теперь расскажите мне, пожалуйста, какая она – РОМАШКА? (Дети описывают цветок ромашки: проговариваем цвета, формы). Посмотрите, какая наша РОМАШКА стройная – вот какой у нее тонкий и прямой стебелек. А теперь давай понюхаем ромашку: есть ли у нее запах? (Дети нюхают цветы). Чувствуете? Запах у ромашки тонкий, едва чувствуется. Это и есть запах лета. У меня есть идея! Давайте превратимся с вами в пчелок и бабочек и полетаем по этой замечательной полянке! (Дети соглашаются). Внимание, сейчас начнется волшебство! Раз-два-три, пчелка, бабочка лети! (Воспитатель вместе с детьми плавно движется по поляне, раскинув руки). Давайте немного пожужжим, как жужжат пчелки! (Дети жужжат).

В о с п и т а т е л ь. Уважаемые сыщики! Вы сегодня отлично справились со всеми секретными заданиями. Вы нашли РОМАШКУ. Вы были пчелами и бабочками! И самое главное – вы все были очень внимательные и заботливые! Так аккуратно летали по полянке, ни одного цветочка не сломали! А теперь нам пора возвращаться в садик. Давайте попрощаемся со всеми цветочками на этой поляне. (Дети прощаются с цветами).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

работа с детьми - младшая группа

Перспективное планирование работы с детьми, конспекты занятий и наблюдений по теме "Развитие интереса к труду у детей младшего дошкольного возраста через посильную помощь в уходе за объектами жи...

Конспект проведения психолого-педагогической работы с детьми младшей группы в процессе организации трудовой деятельности

проведения психолого-педагогической работы с детьми младшей  группы в процессе организации  трудовой деятельности(Мытье комнатных растений) Тема: «В мире комнатных растений»...

Педагогический проект. "Наши четвероногие питомцы".(для работы с детьми старшей группы детского сада)

Планирование работы по проекту. Интеграция образовательных областей....

«Педагогические хитрости» Применение игровых приемов в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Каждый воспитатель в детском саду  пытается внести в процесс воспитания свою изюминку, которая помогает сделать этот процесс более интересным и полезным для своих воспитанников. В своей презентац...

Выступление на педсовете. Тема:"Работа с детьми младшей группы по духовно-нравственному воспитанию" (из опыта работы)

Уважаемые коллеги, мы с вами живем во время высоких технологий в различных областях: медицине, науке, технике и т.д., когда, к сожалению, утрачиваются духовные, нравственные ценности человека, на перв...

Комплексно - тематическое планирование работы с детьми. Младшая группа (от 3 до 4 лет) (Из опыта работы)

Комплексно - тематическое планирование работы с детьми. Младшая группа (от 3 до 4 лет) (Из опыта работы)...

Тематическое планирование психолого – педагогической работы с детьми Младшей группы

Тематическое планирование психолого – педагогической работы с детьми младшей группы. По программе дошкольного образования "ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ" / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаров...