Развивающая предметно-пространственная среда по ФГОС
статья на тему
В данной статье описывается построение развивающей предметно-пространственной среды в дошкольном учреждении на основании Федерального Государственного Образовательного Стандарта.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
predmetno-prostranstvennaya_sreda.docx | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Развивающая предметно-пространственная среда по Федеральному Государственному Образовательному Стандарту дошкольного образования
Автор: Иванова Ирина Владимировна
воспитатель средней группы ОДОД ГБОУ № 27 Василеостровского района
города Санкт-Петербурга
Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы (далее - участок), материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития (п.3.3 ФГОС дошкольного образования)
Комментарии к ФГОС ДО
раздел III п.3.1
*Развивающая предметно-пространственная среда-специфическое для каждой Программы образовательное оборудование, материалы, мебель, и т.п., в сочетании с определенными принципами разделения пространства Организации(группы)
*Образовательная среда - комплекс условий, которые обеспечивают развитие детей в ДОО(развивающая предметно-пространственная среда, взаимодействие между педагогами и детьми, детская игра, развивающее предметное содержание образовательных областей и др.условия
- Возвращаясь к требованиям к развивающей предметно-пространственной среде, нужно отметить, что развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:
- Возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения (ФГОС, раздел III п. 3.2.)
- Реализацию различных образовательных программ;
- При организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
- Учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
- Учет возрастных особенностей детей (ФГОС, раздел III п. 3.3.).
Из раздела III пункта 3.4. - развивающая предметно-пространственная среда должна быть:
- Содержательно-насыщенной,
- Трансформируемой
- Полифункциональной
- Вариативной
- Доступной
- Безопасной
Содержательно-насыщенная среда
- Насыщенность - соответствует возрастным возможностям детей и содержанию Программы
- Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:
- Игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
- Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
- Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- Возможность самовыражения детей.
- Для детей младенческого и раннего возраста образовательное пространство должно предоставлять необходимые и достаточные возможности для движения, предметной и игровой деятельности с разными материалами.
Трансформируемость
Предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.
Полифункциональность
- Возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.
- Наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).
Вариативность
- Наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
- Периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.
Доступность
- Доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность;
- Свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
- Исправность и сохранность материалов и оборудования.
Безопасность
Предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.
При разработки образовательной программы ДО требования к развивающей предметно-пространственной среде должны быть прописаны в первой части Программы. Такие же требования предъявляются и ко второй части программы.
Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.) материалами, оборудованием и инвентарём для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплаты услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационно-телекоммуникационной сети Интернет (ФГОС, раздел III, п. 3.6.3).
Для создания развивающей предметно-пространственной среды Организацией осуществляется финансирование в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации (из п. 3.6.3. ФГОС).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Требования к развивающей предметно-пространственной образовательной среде в условиях введения ФГОС ДО
Образовательная среда – совокупность условий, целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образ...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детей раннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС.
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды для детейраннего возраста в соответствии с образовательными областями по ФГОС....
Создание развивающей предметно-пространственной образовательной среды на основе собственных разработок, авторских пособий в соответствии с ФГОС дошкольного образования
Одним из главных показателей качества дошкольного образования является развивающая предметно-пространственная среда, созданная в соответствии с требованиями федеральных государственных стандартов дошк...
Требования развивающей предметно – пространственной образовательной среды в группе раннего возраста в соответствии с ФГОС ДО
Подготовила воспитатель МАДОУ №17 второй группы раннего возраста №1Гатина Ядвига Ясавиевна Слайд 1 Требования развивающей предметно – пространственной об...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в условиях ФГОС ДО
Организация развивающей предметно- пространственной среды в физкультурном зале в структурном подразделении "ОДОД" в условиях ФГОС ДО...
Организация развивающей предметно-пространственной образовательной среды в подготовительной группе.
Предметно- развивающаяся среда в детсаде....
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике
Требования к развивающей предметно-пространственной речевой среде в дошкольной педагогике.Материал для воспитателей....